Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб 2005 img-1

инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб 2005

Категория: Инструкции

Описание

ВСН 32-81 - Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах

ВСН 32-81
Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах

Область и условия применения

Инструкция распространяется на проектирование и устройство гидроизоляции балластного корыта железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений и устоев железнодорожных мостов, плиты проезжей части и тротуаров железобетонных, сталежелезобетонных, стальных с железобетонной плитой проезжей части пролетных строений и устоев автодорожных и городских мостов, путепроводов и других мостовых сооружений, а также наружных поверхностей бетонных и железобетонных водопропускных труб, подпорных стен и лотков.

Предисловие
1 Общие указания
2 Материалы для гидроизоляции
3 Конструкция гидроизоляции и ее защита
4 Технология устройства гидроизоляции балластных корыт пролетных строений и устоев железнодорожных мостов
Основные положения
Битумная мастичная гидроизоляция
Изольная рулонная гидроизоляция на холодной мастике изол
Тиоколовая мастичная гидроизоляция
Резиноподобная рулонная гидроизоляция
Гидроизоляция в местах сопряжения ее с водоотводными и строповочными трубками
Гидроизоляция в местах примыкания к бортикам балластного корыта и в деформационных швах
Защитный слой гидроизоляции
5 Технология устройства гидроизоляции плиты проезжей части автодорожных мостов
Битумная мастичная гидроизоляция
Битумная рулонная гидроизоляция из наплавляемых утяжеленных материалов
Резиноподобная рулонная гидроизоляция
Полиэтиленовая рулонная гидроизоляция
Гидроизоляция в местах сопряжения ее с водоотводными трубками
Гидроизоляция в местах примыкания к конструкциям деформационных швов
Гидроизоляция в местах примыкания к конструкциям тротуарных блоков
Защитный слой гидроизоляции
6 Технология устройства гидроизоляции водопропускных труб, лотков и устоев мостов
7 Контроль качества гидроизоляции и приемка гидроизоляционных работ
8 Правила техники безопасности и охраны труда при производстве гидроизоляционных работ
Приложения:
1 Материалы, применяемые для устройства гидроизоляции
2 Правила антисептирования ткани льно-джуто-кенафной паковочной и технического назначения
3 Оборудование, механизмы и инвентарь для производства изоляционных работ
4 Приготовление и нанесение горячей битумной мастики в условиях заводов МЖБК
5 Техническая характеристика установки Гипропромтрансстроя для приготовления тиоколовых мастик
6 Технологический регламент изготовления резиновых закладных манжетных элементов для сопряжения гидроизоляции с водоотводными и строповочными трубками
7 Техническая характеристика и основные правила эксплуатации агрегата для устройства битумной мастичной армированной гидроизоляции
8 Приготовление и нанесение горячей битумной мастики в условиях строительной площадки
9 Правила эксплуатации нагревательных воздушно-пропановых горелок: однофакельной (ГВПН) и многофакельной линейной (ГВПЛ)
10 Техническая характеристика агрегата ЦНИИС для безмастичной приклейки утяжеленных рулонных материалов
11 Техническая характеристика импульсного полоза ИП-1 и основные правила его эксплуатации
12 Испытание звеньев железобетонных водопропускных труб на сопротивление просачиванию воды

ЦНИИС Минтрансстроя СССР 129829, г. Москва, Игарский проезд, 2
Союздорнии Минтрансстроя 143900, Московская обл. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79
Союздорпроект Минтрансстроя Москва, Ж-89, наб. Мориса Тореза, д. 34
Ленгипротранс Минтрансстроя СССР 196105, г. Санкт-Петербург, Московский пр. 143
Гипротрансмост 129278, г. Москва, ул. Павла Корчагина, 2
ЦНИИ МПС

Другие статьи

ВСН 32-81 Гидроизоляция мостов и труб

СССР и Министерством путей сообщения СССР

Государственным комитетом Совета Министров СССР

по делам строительства 29 августа 1980 г.№ НК-4407-1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эксплуатационная надежность мостовых сооружений обеспечивается устройством на них гидроизоляции, выполняемой различными способами и материалами с учетом назначения и специфики конструкции, а также климатической зоны строительства и эксплуатации.

В настоящее время гидроизоляция назначается проектными организациями с учетом ряда действующих, но разрозненных нормативных документов, распространяемых отдельно на железнодорожные и на автодорожные мосты.

Эффективность большинства конструкций гидроизоляции подтверждена в условиях эксплуатации.

В настоящей Инструкции объединены разрозненные нормативные документы. В нее включены прогрессивные единые способы гидроизоляции.

Инструкция разработана ЦНИИСом, СоюздорНИИ и ЦНИИ МПС при участии Гипротрансмоста, Ленгипротрансмоста и Союздорпроекта взамен “Инструкции по гидроизоляции проезжей части и устоев железнодорожных мостов и водопропускных труб” (ВСН 32-60), “Технических указаний по устройству термопластичной битумной гидроизоляции с применением стеклосетчатой ткани на проезжей части пролетных строений автодорожных мостов” (ВСН 107-64), “Технических указаний по устройству тиоколовой гидроизоляции для железнодорожных мостов, строящихся в северной строительно-климатической зоне” (ВСН 177-72), и некоторых временных указаний. В Инструкции приведены:

требования к гидроизоляционным материалам в зависимости от климатической зоны строительства и эксплуатации сооружения;

классификация гидроизоляции по типам, виду основного изолирующего материала, его технологическим свойствам, виду армирующей основы и области применения;

прогрессивная технология устройства гидроизоляции в зависимости от назначения сооружения: железнодорожные мосты, водопропускные трубы, лотки, устои и подпорные стенки:

правила техники безопасности и охраны труда при производстве гидроизоляционных работ.

В приложениях даны необходимые справочные материалы.

В Инструкции развиты соответствующие разделы действующих глав СНиП III-20-74, СНиП III-43-75, СНиП III-23-76 и внесены указания, необходимые для устройства гидроизоляции с учетом специфических особенностей ее работы в мостах и водопропускных трубах.

Инструкция согласована Главтранспроектом, Главстройпромом, Главмостостроем и Главдортехом Минавтодора.

Инструкция составлена канд. техн. наук Л. В. Захаровым, инж. Я. Н. Новиковым, кандидатами техн. наук Е. А. Антроповой, И. Д. Сахаровой, П. М. Зелевичем.

В составлении Инструкции участвовали инженеры В. Б. Пивина, Н. П. Сорокина, А. Т. Цибров, Н. И. Симакова.

В уточнении отдельных положений Инструкции приняли участие инж. О. С. Шебякин (ЦПИ МПС), канд. техн. наук А. П. Лавров (ЦНИИ МПС), инженеры Г. Л. Коледа (Главное техническое управление Минтрансстроя), В. М. Курган (заводская инспекция Главмостостроя), Л. Н. Подольцев, В. Г. Рудицкий (Главмостострой), В. И. Софиенко, И. А. Веселовская (Мостостройиндустрия), С. И. Исаев (Главтранспроект), В. Б. Семенов (Гипротрансмост), С. А. Шульман (Ленгипротрансмост), И. А. Хазан (Союздорпроект), В. С. Вольнов (Главдортех Минавтодора РСФСР), В. С. Шестериков (ГипродорНИИ), А. Л. Брик, В. П. Кузьмин, В. Ф. Шантилов (НИИмостов). В. И. Новиков (Главстройпром), И. Л. Крестников (Мостотрест).

При разработке Инструкции учтены замечания докторов техн. наук Н. М. Колоколова, Я. А. Дормана (ЦНИИС) и М.Ф. Вериго (ЦНИИ МПС).

Зам. директора института Г. Д. ХАСХАЧИХ

Зав. отделением искусственных сооружений К. С. СИЛИН

Ведомственные строительные нормы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ 3. КОНСТРУКЦИЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ И ЕЕ ЗАЩИТА

ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМЩЬЮ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА «МОСТОПЛАСТ»

4.10. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМЩЬЮ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА «МОСТОПЛАСТ» Транскрипт

1 4.10. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМЩЬЮ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА «МОСТОПЛАСТ» Гидроизоляционный материал «Мостопласт» (ТУ ) битумнополимерный рулонный кровельный и гидроизоляционный материал, который состоит из малоокисленного битума, модифицированного полиолефинами типа «Вестопласт», и нетканой основы из полиэстера. В качестве защитного покрытия используется мелкозернистая посыпка с лицевой стороны и полиэтиленовая пленка с другой стороны. Срок службы не менее 20 лет. Технические характеристики материала: Длина рулона, м. 8 Ширина рулона, мм Масса 1 м 2, кг. 5,5 Масса битумно-полимерного вяжущего с наплавляемой стороны, кг/м ,5 Масса основы, г/м 2, не более Водонепроницаемость при давлении 2 кгс/см 2 в течение 24 ч. Абсолютная Разрывная сила при продольном растяжении, Н, не менее Разрывная сила при поперечном растяжении, Н, не менее Гибкость на брусе радиусом 10 мм, С, не выше Температура размягчения покровной массы, С, не ниже В 2001 г. в ГУ «Управление автомобильной магистрали Москва Санкт-Петербург» выполнена гидроизоляция 7630 м 2 мостов и путепроводов. Гидроизоляционный материал «Мостопласт» (ТУ ) применен при ремонте мостов через р.р. Иенгру (км 320), Чульман (км 401), Б. Нимныр (км 569) общей площадью 3937 м 2. ГУ «Управление автомобильной магистрали Невер Якутск» (Упрдор «Лена»). В 2004 г. капитальный ремонт мостов произведен на автомобильной дороге Екатеринбург Тюмень: - км (мост через р. Грязнушку, площадь ремонта 230,4 м 2 ); - км (мост через р.соловьюшку, площадь ремонта 147 м 2 ); В 2005 г. ремонт путепроводов выполнен на автомобильной дороге Пермь Екатеринбург: - км. площадь ремонта 840 м 2 ; - км. площадь ремонта 1035 м 2 ; 59

2 Срок службы не менее 20 лет. Возможность укладки: при отрицательных температурах до -150 о С, на металлические основания, слой асфальтобетонной смеси укладывается непосредственно на гидроизоляционный материал «Мостопласт». На практике укладка асфальтобетонного покрытия осуществлялась с устройством выравнивающего и защитного слоев. Толщина асфальтобетонного покрытия была уменьшена на 20% по сравнению с традиционными методами. «Временное руководство по устройству гидроизоляции». ВСН «Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах». ТУ Завод «Изофлекс». Адрес. Ленинградская обл. г. Кириши, ш. Энтузиастов, д. 1, отдел сбыта, тел. (81268). факс: (81268) ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМЩЬЮ РУЛОННОГО ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО НАПЛАВЛЯЕМОГО БИТУМНО-ПОЛИМЕРНОГО МАТЕРИАЛА «ТЕХНОЭЛАСТМОСТ С» Битумно-полимерный рулонный наплавляемый гидроизоляционный материал «Техноэластмост С» разработан совместно Компанией «ТехноНИКОЛЬ» и ОАО «Союздорнии». Материал «Техноэластмост С» предназначен для устройства защитно-сцепляющего слоя на стальной ортотропной плите мостовых сооружений и для гидроизоляции на железобетонной плите проезжей части, а также в конструкциях дорожных одежд с укладкой асфальтобетонной смеси непосредственно на гидроизоляционный или защитно-сцепляющий слой. Материал «Техноэластмост С» изготавливают путем двустороннего нанесения на основу из полиэстера полимерно-битумного вяжущего, модифицированного изотактическим полипропиленом и полиолефином «Вестопласт». Долговечность гидроизоляции, выполненной из данного материала, составляет более 40 лет. Нижняя сторона материала покрыта легкооплавляемой пленкой, верхняя мелкозернистым песком. Отличительной особенностью материала «Техноэластмост С» является расположение армирующей основы в верхней части толщи материала, что позволяет избежать дефектов в асфальтобетонном покрытии при его укладке вследствие исключения сдвигов вяжущего при 60

3 уплотнении смеси, а также осуществлять укладку на него литой асфальтобетонной смеси с температурой до 220 С. Благодаря жесткости по материалу «Техноэластмост С» возможно движение укладочной техники. Это подтверждается результатами испытаний материала «Техноэластмост С» на продавливание. Физико-механические характеристики материала «Техноэластмост С»: Толщина, мм, не менее. 5,2 Масса 1 м 2, кг, не менее. 5,5 Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг/м 2, не менее. 2,5 Масса верхнего слоя вяжущего с защитным покрытием, кг/м 2, не более. 1,0 Разрывная сила при растяжении, Н/50 мм, не менее: в продольном направлении в поперечном направлении Относительное удлинение в момент разрыва, %, не менее: в продольном направлении в поперечном направлении Температура размягчения вяжущего, о С, не ниже Теплостойкость (фактическое значение), о С, не ниже Гибкость на брусе R=10 мм, о С, не выше Температура хрупкости вяжущего, о С, не выше Водонепроницаемость при давлении 0,2 МПа в течение 24 ч. Абсолютная Для обеспечения автоматизированной укладки материала «Техноэластмост С» может выпускаться длиной до 60 м. Материал «Техноэластмост С» применен на вантовом мосту черезр. Неву в г. Санкт- Петербурге, на мостах через р.р. Каму в г. Перми, Десну в г. Брянске, Вятку в г. Кирове, Олху в Иркутской области, Дему в г. Уфе, Урал в г. Оренбурге, Шексну на автомобильной дороге Волга Новая Ладога, на Кузбасском мосту в г. Кемерове, на Петровском мосту в г. Липецке, при реконструкции Московского моста и моста на Столичном шоссе в г.киеве, на объектах КАД в г. Санкт-Петербурге: на развязке по ПК 741, на перегоне Писаревка Ржевка по Индустриальному проезду, на Мурманской, Шушарской развязках и т.д. Материал «Техноэластмост С» разработан для устройства качественного долговечного защитно-сцепляющего или гидроизоляционного слоя в конструкциях дорожных одежд с укладкой уплотняемой или литой асфальтобетонной смеси непосредственно на гидроизоляционный слой. Следствием применения данной технологии являются уменьшение массы и удешевление конструкции моста за счет отсутствия армированной бетонной стяжки, а также снижение срока производства работ по устройству дорожной одежды. ВСН «Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах». ТУ Разработчики ЗАО «ТехноНИКОЛЬ». Адрес. Москва, ул. Гиляровского д.47, стр. 5, тел. (495) ОАО «Союздорнии». Адрес. Московская обл. г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, д. 79, тел. (495). факс: (495). Завод производитель ООО «Завод Технофлекс». Адрес: г. Рязань, тел. (4912). факс: (4912). 61

4 4.12. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИЙ С ПОМЩЬЮ РУЛОННОГО ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО НАПЛАВЛЯЕМОГО БИТУМНО-ПОЛИМЕРНОГО МАТЕРИАЛА «ТЕХНОЭЛАСТМОСТ Б» Битумно-полимерный рулонный наплавляемый гидроизоляционный материал «Техноэластмост Б» разработан совместнокомпанией «ТехноНИКОЛЬ» и ОАО «Союздорнии». Материал «Техноэластмост Б» предназначен для устройства гидроизоляции на железобетонной плите проезжей части мостовых сооружений, а также для гидроизоляции других строительных конструкций. Материал «Техноэластмост Б» изготавливают путем двустороннего нанесения на основу из полиэстера полимерно-битумного вяжущего, в котором битум модифицирован искусственным каучуком стирол-бутадиен-стиролом. Нижняя сторона материала покрыта легкооплавляемой пленкой, верхняя мелкозернистым песком. Отличительной особенностью материала «Техноэластмоста Б» является расположение армирующей основы в верхней части толщи материала, что способствует созданию единого равномерного гидроизоляционного слоя с высокой степенью адгезии к основанию. Благодаря своей эластичности материал «Техноэластмост Б» легок в укладке даже в холодную погоду. Физико-механические характеристики материала «Техноэластмост Б»: Толщина, мм, не менее. 5,0 Масса 1 м 2,кг, не менее. 5,5 Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг/м 2, не менее. 2,5 Разрывная сила при растяжении, Н/50 мм, не менее: в продольном направлении в поперечном направлении Относительное удлинение в момент разрыва, %, не менее: в продольном направлении в поперечном направлении Температура размягчения вяжущего, о С, не ниже Теплостойкость, о С, не ниже Гибкость на брусе R=10 мм, о С, не выше Температура хрупкости вяжущего, о С, не выше Водонепроницаемость при давлении 0,2 МПа, в течение 24 ч. Абсолютная Материал «Техноэластмост Б» применен на Коммунальном мосту в г. Красноярске, на мостах на 22-м и 55-м км автомобильной дороги Москва Рига, на развязке МКАД и ул. Липецкой в г. Москве, на мостах через р.р. Сок в Московской обл. Туру в Свердловской обл. Кубань, Сухой Хабль в Краснодарском крае, на путепроводах в г. Тихорецке,на ул. Баумана в г. Пензе, 62

5 автомобильной дороге МКАД Кашира (ПК 816 ПК 831), на участке строительства Третьего транспортного кольца от Андреевской набережной до ул.вавилова в г. Москве. Материал «Техноэластмост Б» создает надежное равномерное гидроизоляционное покрытие железобетонной плиты проезжей части, обеспечивает ремонтопригодность дорожной одежды, а также способствует увеличению срока службы мостовых сооружений. ВСН «Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах». «Руководство по применению гидроизоляционного материала «Техноэластмост» для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений». Утверждено распоряжением Росавтодора от ОС-675-р. ТУ Разработчики ЗАО «ТехноНИКОЛЬ». Адрес:129110, Москва, ул. Гиляровского д.47, стр.5, тел. (495) ОАО «Союздорнии». Адрес. Московская обл. г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, д. 79, тел. (495). факс: (495). Завод производитель ООО «Завод Технофлекс». Адрес: г. Рязань, тел. (4912). факс: (4912). ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА РУЛОННО-МАСТИЧНОЙ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ«ПОЛИКРОВ» НА АВТОДОРОЖНЫХ МОСТАХ Система рулонно-мастичной гидроизоляции предназначена для использования в конструктивных элементах автодорожных мостов и включает следующие материалы: - рулонный полимерный резиноподобный материал марки«поликров-р200»; - клеящую полимерную мастику «Поликров-М140»; - резинобитумную мастику «Полибит» (праймер); - полимерную защитную мастику «Поликров-Л210». Рулон «Поликров-Р200» является основой гидроизоляционной защитной системы и представляет собой эластичный материал, обладающий водо-, био-, химстойкостью. Клеящая полимерная мастика «Поликров-М140» применяется для приклеивания рулонного материала к изолируемой поверхности и одновременно для ее защиты от коррозии. Мастика «Полибит» применяется в качестве промежуточного слоя для улучшения сцепления асфальтобетонного покрытия с рулонным материалом. Мастика «Поликров-Л210» применяется как составная часть для приготовления композиционной полимерной мастики с наполнителями, используемой для защиты от коррозии элементов мостового полотна, расположенных в труднодоступных для наклеивания рулонного материала местах. Система гидроизоляции «Поликров» используется как конструктивный элемент мостового полотна, в состав которого входит: - одежда ездового полотна, включающая систему гидроизоляции «Поликров», защитный слой по ней и рабочее покрытие; - тротуары с гидроизоляцией и покрытием; - перила, барьерные (или парапетные) ограждения проезжей части; - водоотводные устройства, деформационные швы, опоры освещения, а также переходные плиты с вывезенной на них гидроизоляцией и дренажами за ними. Технология «Поликров» заключается в послойном устройстве гидроизоляции из составляющих ее материалов в зависимости от конструктивных элементов мостового полотна. Рулонно-мастичная гидроизоляция «Поликров» применяется на ортотропных металлических и железобетонных плитах проезжей части автодорожных, пешеходных и совмещенных мостов, 63

6 путепроводов, эстакад, сооружаемых и эксплуатируемых в любых климатических зонах Российской Федерации. За счет применения гидроизоляции «Поликров» обеспечивается: - надежная защита несущих конструкций моста от механических повреждений и коррозионных воздействий агрессивных сред в виде водных растворов солей антиобледенителей или кислот, образующихся растворением выхлопных или содержащихся в промышленной атмосфере газов при выпадении дождя, а также нефтепродуктов; - качественное и механизированное производство работ по устройству основных элементов мостового полотна; - ремонтопригодность, т.е. возможность замены быстроизнашивающихся или часто повреждаемых элементов без длительного закрытия движения транспортных средств по мосту; - механизированная очистка проезжей части и тротуаров от грязи, льда и снега. «Методические рекомендации по устройству рулонно-мастичной гидроизоляции «Поликров» на автодорожных мостах». Введены в действие распоряжением Минтранса России от ИС-643-р. ОАО ЦНИИС. Адрес: Москва. ул. Кольская, д. 1,тел. (495). факс: (495). com БОРЬБА С НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ В ПОЛОСЕ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Описание технологии и область применения: Требования по содержанию растительности в полосе отвода автомобильных дорог и технология уничтожения древесно-кустарниковой (ДКР) и травянистой растительности приведены в «Методических рекомендациях по содержанию полосы отвода автомобильных дорог химикомеханическом способом». Рекомендации предлагают дорожным организациям более эффективные способы борьбы с нежелательной растительностью, основанные на сочетании механических 64

7 способов и применении современных гербицидов и арборицидов, которые проникают в корни растений и обеспечивают их гарантированное уничтожение. В Методических рекомендациях изложены: - требования к очистке мест рубок и технология рубок ДКР; - технология применения гербицидов и арборицидов; - контроль качества работ; - меры безопасности и охрана труда при работе с гербицидами; - мероприятия по охране окружающей среды; Комплексное применение механического и химического способов позволяет надежно устранить нежелательную ДКР, сократить ежегодные затраты на проведение рубок. В Методических рекомендациях представлены технологические схемы уничтожения ДКР с учетом видового состава и высоты деревьев, наиболее перспективные гербициды для уничтожения травянистой растительности и арборициды для уничтожения деревьев и кустарников, дана их характеристика, указаны дозы препаратов и нормы расхода рабочего раствора, сроки проведения рубок и химических обработок. В технологии применения гербицидов и арборицидов описаны способы приготовления рабочих растворов, проведение опрыскивания с помощью ранцевых моторных и ручных опрыскивателей, автомобильных опрыскивателей, инъекция в стволы деревьев, обработка пней ДКР. Представлены перечень механизмов для опрыскивания, рубки и утилизации ДКР и их техническая характеристика, методика обследования нежелательной ДКР и травянистой растительности в полосе отвода. Методические рекомендации используются для эффективного уничтожения нежелательной растительности. Методические рекомендации применимы для автомобильных дорог на всей территории Российской Федерации, где разрешено использование гербицидов и арборицидов, предусматривая некоторую корректировку доз гербицидов в экстремальных условиях северной и полупустынной агроклиматических зон. В полосе отвода автомобильных дорог разрешается применять только те гербициды и арборициды, которые внесены в ежегодно обновляемый «Справочник пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации». Для обеспечения эффективного подавления в полосе отвода нежелательной древеснокустарниковой и травянистой растительности, для исключения негативного воздействия гербицидов и арборицидов на здоровье людей и окружающую природную среду обязательно точное выполнение рекомендуемых доз, сроков и способов их применения, соблюдение изложенных в Методических рекомендациях мер безопасности. Методические рекомендации применяют дорожные организации Российской Федерации на федеральных дорогах и дорогах общего пользования при содержании полосы отвода. «Методические рекомендации по содержанию полосы отвода автомобильных дорог химикомеханическом способом». Утверждены информационным письмом Росавтодора от ОС-28/43-ИС. Уральский филиал ФГУП «РОСДОРНИИ». Адрес. г. Екатеринбург, ул. Горького,34, тел./факс: (343). ФГУП «РОСДОРНИИ». Адрес. г. Москва, ул. Смольная, д.2, тел. факс. 65

8 V. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 5.1. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ОТ ШУМА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ПОМОЩЬЮ ШУМОЗАЩИТНЫХ ЭКРАНОВ Для обеспечения высоких акустических характеристик в конструкциях шумозащитных экранов проектами предусматривается применение высокоэффективных звукоизолирующих и звукопоглощающих дифракционных элементов, обеспечивающих комплексную защиту населенных пунктов и социально значимых объектов от шума транспортных средств (отражение, поглощение и рассеивание), новых композитных материалов, сочетающих металл, ударопрочное стекло, высокопрочные пластики, базальтопластик, геотекстолитовые материалы, специальные вспененные полимеры. Несущие конструкции и крепежные элементы шумозащитных экранов из металла обрабатываются горячим цинкованием с гарантией устойчивости против коррозии в течение 20 лет. Они отвечают требованиям экологичности, прочности, долговечности, эстетичности, удобству эксплуатации и монтажа. Технология применена на автомобильных дорогах М4 «Дон»(д. Крутой Верх), Москва Санкт-Петербург (пос. Чашниково, пос. Ложки, пос. МОЭС), на Третьем транспортном кольце в г. Москве (ул. Беговая), на автомобильных дорогах Москва Нижний Новгород (г. Балашиха, пос. Новая Купавна), Москва Минск (пос. Баковка), на обходе г.г. Вологды, Екатеринбурга и Георгиевска Ставропольского края. Акустическая эффективность экранов составляет дба по эквивалентному уровню звука и дба по максимальному уровню звука. Отмечены значительные улучшения экологической обстановки и безопасности движения в местах расположения шумозащитных экранов в населенных пунктах, прилегающих к автомобильным дорогам. ГОСТ Р «Экраны акустические для защиты от шума транспорта. Методы экспериментальной оценки эффективности». СНиП «Защита от шума». ООО «Дороги и технологии». Адрес. г. Москва, Чукотский пр-д, д. 4. тел. (495). е-mail: Контактное лицо: ген. директор Балкин Анатолий Сергеевич. 66

9 5.2. ТЕХНОЛОГИЯ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ НА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Опыт исследования эксплуатационных качеств дорожной разметки показывает, что долговечность разметки из красок на цементобетонных покрытиях на 25-30% меньше, чем на асфальтобетонных. По результатам исследований разметочных материалов и контрольно-полевых испытаний Росавтодора создан банк данных новых отечественных материалов, пригодных для устройства дорожной разметки на цементобетонных покрытиях. К ним относятся высококачественные краски, содержащие в качестве связующих акриловые и кремнийорганические полимеры, холодные пластики и спрей-пластики. Разработаны методы выбора разметочного материала с учетом уровня эксплуатационной нагрузки размечаемого участка дороги, обеспечивающие долговечность нанесенной разметки в течении необходимого срока ее службы, а также общие технические требования к маркировочным и рефлектирующим материалам, включая требования к показателям качества красок (эмалей) и стеклянным микрошарикам. Разработаны технологии нанесения новых видов красок и пластика оптимального состава на цементобетонные покрытия. Разработанные технологии и отечественные материалы предназначены для широкого использования при нанесении разметки на цементобетонных покрытиях дорог общего пользования. Применение рекомендуемых типов красок и пластиков оптимальных составов при условии соблюдения технологий производства работ позволяет существенно увеличить срок службы дорожной разметки на цементобетонных покрытиях, снизить расходы на ее выполнение и эксплуатационные затраты. «Методические рекомендации по нанесению дорожной разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог». Утверждены распоряжением Минтранса России от ОС-1018-р. ОАО «Союздорнии». Адрес. Московская обл. г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, д. 79, тел. (495). факс: (495). МАДИ (ГТУ). Адрес. г. Москва, Ленинградский просп. д. 64, тел. (495). е-mail: 67

10 5.3. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ БЕЗВОЗДУШНЫМ СПОСОБОМ Технология устройства горизонтальной дорожной разметки безвоздушным способом заключается в нанесении лакокрасочного материала за счет гидравлического сжатия краски под большим давлением (до 230 атм.). При нанесении разметки по этой технологии факел распыления краски четко очерчен и защищен от окружающей среды оболочкой паров растворителей, предотвращающих рассеивание и потерю частиц краски и обеспечивающих уменьшение туманообразования, что приводит к улучшению условий труда. В результате большого давления и высокой скорости движения краски происходит сопутствующее дополнительное очищение размечаемой поверхности, что позволяет улучшить адгезию и увеличить срок службы нанесенной разметки. Нанесенные безвоздушным способом разметочные линии имеют четко выраженные края без смазанных и расплывчатых контуров. Для нанесения разметки в соответствии с данной технологией могут быть использованы машины РДТ 210 (Россия), Шмель-1 (Республика Беларусь), а также прицепные и ручные разметочные машины (МРД-1, МРД-2, МК-10 российского производства) либо другое специализированное оборудование. Технология распространяется на все виды горизонтальной дорожной разметки, выполняемые в соответствии с требованиями ГОСТ Р и ГОСТ Опыт применения и возможности использования: В 2003 г. в Упрдоре «Волга» выполнены работы по нанесению горизонтальной разметки безвоздушным способом на дорожные покрытия протяженностью 584 км. Работы выполнялись на базовых разметочных машинах ДЭ-21 с агрегатами фирмы Prosign. При нанесении разметки безвоздушным способом улучшаются условия труда и дорожная экология, обеспечивается повышение качества и производительности работ по нанесению разметки, срока ее службы. «Методические рекомендации по устройству горизонтальной дорожной разметки безвоздушным способом». Утверждены распоряжением Росавтодора от ОС-450-р. ФГУП «Саратовский научно-производственный центр «РОСДОРТЕХ» (ФГУП «СНПЦ «РОСДОРТЕХ»). Адрес. г. Саратов-44, просп. Строителей, д. 10а, тел. (8452). факс: (8452). 68

11 5.4. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ВЕРТИКАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ ИЗ ПЛАСТИКОВЫХ ПАНЕЛЕЙ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ БАРЬЕРНЫХ ОГРАЖДЕНИЯХ Разметка устраивается из специально разработанных полимерных панелей, которые точно повторяют профиль ограждения. Панели черного и белого цвета, монтируются на лицевую сторону металлического барьерного ограждения, при этом разборка ограждений не требуется. Панели могут быть установлены как на вновь устанавливаемые ограждения, так и на уже находящиеся в эксплуатации. Разметка, нанесенная по данной технологии, может использоваться во всех дорожноклиматических зонах и в настоящее время успешно эксплуатируется на опытных участках автомобильных дорог, находящихся в ведении: ФГУ «Управление автомобильной магистрали «Москва Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (ФГУ Упрдор «Россия»); ФГУ «Управление автомобильной магистрали «Москва Минск» Федерального дорожного агентства (ФГУ Упрдор «Москва Минск»); ФГУ «Управление Ордена Знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (ФГУ Упрдор «Северный Кавказ»); ФГУ Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (ФГУ «Севзапуправтодор»), а также на различных участках автомобильных дорог г. Москвы. Применение защитных пластиковых панелей в качестве вертикальной дорожной разметки на дорогах общего пользования позволяет: - значительно повысить уровень безопасности дорожного движения за счет улучшения видимости барьерных ограждений; - отказаться от ежегодного нанесения вертикальной разметки на барьерные ограждения (с помощью опрыскивателя); - устанавливать пластиковые панели на оцинкованное, грунтованное ограждение, на ограждение с очагами коррозии; - снизить эксплуатационные издержки за счет легкости очистки и использования при этом механизированных методов очистки; - защитить металлическое барьерное ограждение от коррозии и продлить срок его службы; - повысить транспортно-эксплуатационные качества дороги. Нанесение указанной разметки на ограждения эффективно. Ограждения с такой разметкой легко обслуживать. Срок службы панелей составляет не менее 15 лет. ГОСТ «Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия». 69

12 ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования». ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». «Методические рекомендации по устройству вертикальной разметки на металлических барьерных ограждениях с использованием защитных пластиковых панелей», разработанные ФГУП «РОСДОРНИИ» по заказу Федерального дорожного агентства. Применение защитных пластиковых панелей в качестве вертикальной дорожной разметки на дорогах общего пользования одобрено Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (письмо от /6-2317). «Производственные индивидуальные сметные нормы и единичные расценки на устройство вертикальной разметки из пластиковых панелей на металлических барьерных ограждениях» включены в действующую сметно-нормативную базу 2001 г. Утверждены Федеральным центром ценообразования в строительстве г. ФГУП «РОСДОРНИИ». Адрес. г. Москва, ул. Смольная, д. 2, тел./факс: (495). е-mail: Контактное лицо: зам. ген. директора, руководитель центра внедрения прогрессивных технологий Карпеев Сергей Владимирович, тел./факс: (499) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ СИГНАЛЬНЫХ СТОЛБИКОВ Столбики предназначены для установки на автомобильных дорогах и выполняют функцию обозначения обочин. В столбике имеются специальные светоотражающие элементы белого и красного цвета, предусмотрена возможность установки анкерного устройства. Устанавливаются на барьерное ограждение либо в грунт. Сигнальные столбики установлены и успешно эксплуатируются на автомобильной магистрали М51«Байкал» в Иркутской области. - не требуется ухода; - при незначительных механических нагрузках возвращаются в исходное положение; 70

13 - не становятся хрупкими при низких температурах; - имеют вандалоустойчивую конструкцию; - облегчают условия дорожного движения в темное время суток; - высокое расположение светоотражателей относительно дорожного полотна препятствует их загрязнению; - видны из снежных заносов и облегчают работу снегоуборочной техники, указывая место расположения барьерных ограждений, предохраняя их от повреждения; - расчетный срок эксплуатации не менее 5 лет; - не наносят повреждений транспортным средствам при наезде на них. ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требование. Правила применения». Разработчик ЗАО «Завод полимерных материалов». Адрес: Республика Беларусь, г. Могилев, 4 пер. Мечникова, д. 17, тел. (375222). факс: (375222). ООО «Компания «Армопроект». Адрес. г.москва, ул.малахитовая, вл.27, тел. (495). 5.6. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРОБЕЗОПАСНЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Описание технологии и область применения: К ударобезопасным направляющим устройствам, которые рекомендуется изготавливать из новых композиционных материалов, относятся сигнальные столбики, сигнальные прямоугольные пластины и цилиндрические стержневые вехи. Указанные направляющие устройства являются средством зрительного ориентирования водителей и способствуют обеспечению безопасности дорожного движения. В качестве композиционных материалов для создания ударобезопасных направляющих устройств предлагается использовать стеклопластик и базальтопластик на основе полиэфирных и эпоксидных связующих. Эти материалы удовлетворяют установленным требованиям упругости, прочности, теплопроводности и стойкости к воздействию агрессивных химических сред, солевых растворов. Область применения технологии направляющие устройства на автомобильных дорогах общего пользования, технические параметры и установка которых должны соответствовать действующим нормам. 71

14 Опытное применение гибких ударобезопасных направляющих устройств из композиционных материалов на ряде участков автомобильных дорог свидетельствует, что они позволяют повысить качество информационного обеспечения водителей и безопасность движения при одновременном сокращении эксплуатационных затрат на их содержание и имеют широкие возможности использования. Направляющие устройства из композитов превосходят по характеристикам полиэтиленовые устройства: - по статической прочности и модулю упругости более чем в 10 раз; - по ударной прочности при низких температурах более чем в 20 раз; - по долговечности более чем в 5 раз. Композиционные материалы могут также использоваться для опор освещения и для силовых конструкций рекламных щитов, устанавливаемых вблизи дорожного полотна. Разработанная серия направляющих устройств из композиционных материалов обладает следующими отличительными качествами, что делает их использование более эффективным, с точки зрения безопасности движения, и экономически выгодным: - низкая инерционность и твердость композиционных материалов по сравнению с бетоном и металлом практически исключают возможность механических повреждений автомобилей при наезде на такие устройства и травмируемость пассажиров; - коррозионная стойкость и инертность композиционных материалов к действию растворов солей, щелочей и антигололедных растворов повышают срок эксплуатации и практически исключают затраты на содержание в процессе эксплуатации; - большая гибкость по сравнению с металлическими и бетонными конструкциями при сопоставимой и большей прочности обеспечивает сохранение работоспособности композитных конструкций при многократных наездах и в процессе длительного срока эксплуатации; - малая масса обеспечивает возможность оперативной установки и замены без использования грузоподъемной и специальной строительной техники; - возможность установки в непосредственной близости от движущихся транспортных средств без ограничения движения в период производства дорожных работ. Применение ударобезопасных направляющих устройств увеличит срок их службы в 5-10 раз по сравнению с ныне используемыми полиэтиленовыми аналогами. «Рекомендации по применению ударобезопасных направляющих устройств из композиционных материалов на автомобильных дорогах общего пользования». Утверждены распоряжением Минтранса России от ОС -622-р. ФГУП «РОСДОРНИИ». Адрес. г. Москва, ул. Смольная, д. 2, тел. (495). факс: (495). е-mail: ООО «Компания «Армопроект». Адрес. г.москва, ул. Малахитовая, вл.27, тел. (495). ЗАО «Холдинговая Компания «Автодортехпрогресс». Адрес. г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д.15/1, тел./факс: (495). е-mail: ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩИХ ЭКРАНОВ ПОЛИМЕРНЫХ ДОРОЖНЫХ МАРКИ «СЛАВРОС-СВЕТ» Настоящая технология устанавливает типы, основные параметры, технические требования к противоослепляющим экранам полимерным дорожным марки «Славрос-свет», предназначенным для применения на автомобильных дорогах с разделительной полосой с целью обеспечения безопасных условий движения в темное время суток путем устранения слепящего действия

15 светового потока, создаваемого фарами дальнего света по ГОСТ Р на водителей встречных автомобилей. Полимерная основа противоослепляющих экранов (сеток или пластин) изготавливается по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Коэффициент пропускания сетчатых и пластинчатых экранов составляет для угла падения светового потока =18, создаваемого единообразным европейским лучом фары дальнего света в направлении экрана, не более 0,10. Экран устанавливают на разделительной полосе. Основные варианты установки: для сетчатого экрана на стойках или на металлических ограждениях барьерного типа, для пластинчатого экрана на ограждениях парапетного типа. За счет использования противоослепляющих экранов уменьшается количество ДТП, в том числе лобовых столкновений. СТО Стандарт организации. «Противоослепляющие экраны полимерные дорожные марки «Славрос-свет». ООО «НПО Протэкт». Адрес. Ярославская обл. г. Переславль-Залесский, ул. Магистральная, д. 28, тел. (48535) доб ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭРОЗИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОТКОСАХ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И КОНУСОВ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ Геоматы марки МТ производятся из полипропилена методом экструзии. В качестве светостабилизирующих и окрашивающих добавок может использоваться технический углерод, пигменты черного цвета в количестве не более 3% от общей массы сырья. Геоматы применяются в качестве армирующих составляющих для создания устойчивого растительного покрова с целью предотвращения эрозионных процессов земляных сооружений: - откосов, насыпей, выемок, кюветов; - мостовых конусов; - откосов армогрунтовых подпорных стен и шумозащитных экранов; - оползневых склонов оврагов и сооружений на участках оползней; - береговых линий и урезов воды; - водотоков; - растительного слоя на скалистых склонах и гладких поверхностях. Использование геоматов предотвращает эрозионные процессы земляных сооружений. СТО Стандарт организации. «Маты трехмерные (геоматы) марки МТ». ОАО «СТЕКЛОНИТ». Адрес. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 15, тел./факс: (347) ,

16 VI. ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 6.1. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕЛИТОВОГО ШЛАМА (БОКСИТОВОГО ИЛИ НЕФЕЛИНОВОГО) Белитовый шлам (бокситовый или нефелиновый) представляет собой отход предприятий по производству глинозема, расположенных в Ленинградской, Свердловской областях и в Красноярском крае. Наличие шламов в отвалах исчисляется десятками миллионов тонн. Белитовый шлам как дорожно-строительный материал отличается повышенной эффективностью, так как в нем благоприятно сочетаются конструкционные, теплоизоляционные и дренирующие свойства, что обеспечивает ему высокую конкурентоспособность при принятии оптимальных проектнотехнологических решений. Наличие белита придает шламу свойства готовой медленнотвердеющей композиции, пригодной для устройства дорожных оснований и дополнительных слоев. Наиболее оптимальным является одновременная замена всех слоев основания на слой из шлама, обеспечивающего комплексные функции. Основные физико-механические характеристики белитового шлама приведены ниже. Насыпная плотность во влажном состоянии, кг/ м Расчетный модуль упругости (статический), МПа Коэффициент теплопроводности в талом состоянии, Вт/м к. 0,6-0,7 Предел прочности при сжатии, МПа. - сразу после уплотнения нагрузкой 15 МПа. 1,0-1,2 - через 90 сут твердения. 4,0-6,0 Предел прочности на растяжение при изгибе через 90 сут твердения, МПа. 1,2-2,4 Белитовый шлам в качестве материала дорожного основания прошел широкую опытную апробацию и внедрение на автомобильных дорогах II-IV категорий во II-IV дорожноклиматических зонах при различных типах местности по условиям увлажнения, в том числе и на заболоченных территориях, в Брянской, Новосибирской, Омской, Смоленской, Томской, Тюменской областях и Красноярском крае. Повышение качества и снижение стоимости устройства дорожных оснований из шлама на 30-40% по сравнению с основаниями из щебеночных материалов и материалов, укрепленных цементом. По результатам проведенных исследований использования белитовых шламов разработаны методические и инструктивно-нормативные документы («Пособие по строительству покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими материалами», ВСН «Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири»). Технология возведения дорожной одежды с использованием шламов защищена авторскими свидетельствами. ОАО «Смоленский Союздорнии». Адрес. г. Смоленск, ул. Кашена, д. 2, тел. (48122)

17 6.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕФТЯНОГО ДОРОЖНОГО БИТУМА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗИНОБИТУМНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ Технология применения резинобитумных вяжущих материалов (РБВ) разработана с целью повышения качества битумных вяжущих, применяемых при строительстве и ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий, и продления сроков службы дорожных покрытий. Технология предусматривает предварительное получение резинобитумного вяжущего путем введения в битум добавок резиновой крошки с добавлением специальных химических реагентов. Получаемое РБВ отличается улучшенными физико-механическими характеристиками по сравнению с обычными нефтяными дорожными битумами. В частности, РБВ обладает широким интервалом пластичности, что обеспечивает повышенную трещиностойкость и сдвигоустойчивость асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог во всех дорожно-климатических зонах, а также их устойчивость к колееобразованию. РБВ отличается более низкой стоимостью по сравнению с полимербитумными вяжущими (ПБВ), приготавливаемыми на основе добавок в битум синтетических каучуков и эластомеров (в частности ДСТ или СБС), что делает применение РБВ наиболее эффективным и перспективным способом модификации битумов. В последнее время в мире уделяется значительное внимание технологии применения РБВ. Так, в 2003 г. в Бразилии состоялась международная конференция по проблемам применения РБВ и резиноасфальтобетона. В 2005 г. подобная конференция состоялась в США, где построено более 10 тыс.км дорожных покрытий с применением РБВ. Применение РБВ при строительстве и ремонте асфальтобетонных покрытий проводилось в России в течение ряда лет, начиная с конца 90-х годов XX века. Накоплен положительный опыт использования данной технологии в ряде регионов России, в том числе в Московской области. Разработаны технические условия на РБВ, получаемых по данной технологии, и Рекомендации по их применению при строительстве и ремонте покрытий автомобильных дорог. Рекомендации содержат технические требования к материалам, используемым для приготовления асфальтобетонов на основе РБВ, указания по технологии приготовления асфальтобетонных смесей на основе РБВ, особенностям технологии укладки и уплотнения смесей на РБВ, определению оптимального состава асфальтобетонных смесей на РБВ, контроля качества строительства, обеспечению безопасности работ и охране окружающей среды, правила приемки, транспортирования и хранения РБВ, а также оценку технико-экономической эффективности применения асфальтобетонов на основе РБВ. Рекомендации предназначены для опытного применения и утверждены распоряжением Минтранса России от ОС-421-р. В результате использования асфальтобетонов на основе РБВ, как показали опытные работы, проведенные в последние годы, повышается срок службы покрытий из таких асфальтобетонов по сравнению с асфальтобетонными покрытиями, построенными с применением обычных нефтяных дорожных битумов. «Рекомендации по применению битумно-резиновых композиционных вяжущих материалов для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог» (для опытного применения). ФГУП «РОСДОРНИИ». Адрес. г. Москва, ул. Смольная, д. 2, тел. (495). факс: (495). е-mail: 75

18 6.3. ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ НЕФТЯНОГО ДОРОЖНОГО БИТУМА С ПОВЕРХНОСТЬЮ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «АМДОР-9» Изготовители битумов в соответствии с требованиями действующего ГОСТ «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия» гарантируют хорошее сцепление только битумов марок БНД с эталонным мрамором представителем материалов основных пород. Практика и многочисленные исследования в России показывают, что в большинстве случаев этого недостаточно для обеспечения требуемой водо- и морозостойкости асфальтобетонных покрытий, а один из эффективных путей обеспечения требуемого сцепления битумов с поверхностью применяемых минеральных материалов использование добавок катионных ПАВ в битумы, такие добавки обеспечивают хорошее сцепление дорожных битумов с поверхностью любых применяемых минеральных материалов, в том числе и кислых пород, как щебня, так и песка. В качестве таких добавок предлагается использовать добавку катионную ПАВ «АМДОР-9». Добавка адгезионная дорожная «АМДОР-9» принадлежит к новому поколению катионных ПАВ для дорожного строительства. Технология производства добавки «АМДОР-9», представляющей собой смесь полиаминоамидов и полиаминоимидазолинов, основана на использовании высококачественного сырья и позволяет получать продукцию с заданными свойствами и постоянного состава в отличие от катионных ПАВ предыдущего поколения (типа БП-3 и ПАБ-1, производившихся, как правило, из отходов химической промышленности). Рецептура и технология производства «АМДОР-9» разработана ЗАО «АМДОР». На основе результатов лабораторных исследований, опытно-производственных испытаний и практических результатов внедрения, выполненных ОАО «Союздорнии», разработаны технические требования к указанным добавкам, битуму с этими добавками и асфальтобетонам на их основе, а также технологические способы применения добавок, методы технологического контроля, транспортировки и хранения, требования по охране окружающей среды. ЗАО «АМДОР» осуществляет в настоящее время промышленный выпуск добавки «АМДОР-9» по заказам потребителей на Березняковском АО «Азот». В дорожном строительстве успешно использовано более 1000 т этой добавки при устройстве верхних слоев покрытий на автомагистралях г. Санкт - Петербурга, Ленинградской, Московской, Орловской, Новгородской, Свердловской, Владимирской, Тверской, Ярославской областей, Республик Карелии и Мордовии, Ханты - Мансийского округа. При применении указанной добавки ПАВ достигаются следующие технологические преимущества: снижение расхода битума, его температуры, температуры приготовления асфальтобетонных смесей, повышение производительности АБЗ и отряда по устройству покрытия, удлинение строительного сезона, снижение затрат энергии. Эксплуатационные преимущества: улучшение адгезионных свойств битумов, водо- и морозостойкости асфальтобетонного покрытия, увеличение срока его службы. «Руководство по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий». Утверждено распоряжением Минтранса России от ОС-358. ЗАО «АМДОР». Адрес. г. Санкт-Петербург, а/я 67,тел. (812). факс: (812). ОАО «Союздорнии». Адрес. Московская обл. г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, д.79, тел.:(495). 76

19 6.4. ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ НЕФТЯНОГО ДОРОЖНОГО БИТУМА С ПОВЕРХНОСТЬЮ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «БП-3М» Изготовители битумов в соответствии с требованиями действующего ГОСТ «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия» гарантируют хорошее сцепление только битумов марок БНД с эталонным мрамором представителем материалов основных пород. Практика и многочисленные исследования в России показывают, что в большинстве случаев этого недостаточно для обеспечения требуемой водо- и морозостойкости асфальтобетонных покрытий, а один из эффективных путей обеспечения требуемого сцепления битумов с поверхностью применяемых минеральных материалов использование добавок катионных ПАВ в битумы, такие добавки обеспечивают хорошее сцепление дорожных битумов с поверхностью любых применяемых минеральных материалов, в том числе и кислых пород, как щебня, так и песка. В качестве таких добавок предлагается использовать добавку катионную «БП-3М». Для приготовления добавки «БП-3М» применяются высокомолекулярные органические кислоты (природные либо синтетические или их кубовые остатки) и фракция полиэтиленполиаминов при температуре о С. Рецептура и технология производства добавки адгезионной «БП-3М» к дорожным битумам разработана БашНИИ НП взамен добавки БП-3. На основе результатов лабораторных исследований, опытно-производственных испытаний и практических результатов внедрения, выполненных ОАО «Союздорнии», разработаны технические требования к указанным добавкам, битуму с этими добавками и асфальтобетонам на их основе, а также технологические способы применения добавок, методы технологического контроля, транспортировки и хранения, требования по охране окружающей среды. Выпуск добавки «БП-3М» организован в г. Уфе на опытном заводе малотоннажных нефтехимических производств. Объем выпуска добавки т/год. Добавка «БП-3М» применялась при строительстве покрытий автомобильных дорог и их реконструкции в ГУП «Башкиравтодор», поставлялась в дорожно-строительные организации Краснодарского края, Поволжья и Урала. При применении указанных добавок ПАВ достигаются следующие технологические преимущества: снижение расхода битума, его температуры, температуры приготовления асфальтобетонных смесей, повышение производительности АБЗ и отряда по устройству покрытия, удлинение строительного сезона, снижение затрат энергии. Эксплуатационные преимущества: улучшение адгезионных свойств битумов, водо- и морозостойкости асфальтобетонного покрытия, увеличение срока его службы. «Руководство по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий». Утверждено распоряжением Минтранса России от ОС-358. ОАО «Союздорнии». Адрес. Московская обл. г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, д.79, тел.:(495). 77

20 6.5. ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ НЕФТЯНОГО ДОРОЖНОГО БИТУМА С ПОВЕРХНОСТЬЮ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «ДОРОС-АП» Изготовители битумов в соответствии с требованиями действующего ГОСТ «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия» гарантируют хорошее сцепление только битумов марок БНД с эталонным мрамором представителем материалов основных пород. Практика и многочисленные исследования в России показывают, что в большинстве случаев этого недостаточно для обеспечения требуемой водо- и морозостойкости асфальтобетонных покрытий, а один из эффективных путей обеспечения требуемого сцепления битумов с поверхностью применяемых минеральных материалов использование добавок катионных ПАВ в битумы, такие добавки обеспечивают хорошее сцепление дорожных битумов с поверхностью любых применяемых минеральных материалов, в том числе и кислых пород, как щебня, так и песка. В качестве таких добавок предлагается использовать добавку катионную «ДОРОС-АП». Добавка адгезионная для дорожных битумов «ДОРОС-АП» представляет собой химическое соединение класса имидазаминов, выпускается на предприятии ООО «Дорос» (г. Ярославль). На основе результатов лабораторных исследований, опытно-производственных испытаний и практических результатов внедрения, выполненных ОАО «Союздорнии», разработаны технические требования к указанным добавкам, битуму с этими добавками и асфальтобетонам на их основе, а также технологические способы применения добавок, методы технологического контроля, транспортировки и хранения, требования по охране окружающей среды. Добавка «ДОРОС-АП» выпускается на предприятии ООО «Дорос» в г. Ярославле; ежегодный объем продаж составляет более 200 т. Добавка применялась при строительстве дорог в ОАО «Орелдорстрой», в г.г. Элисте, Томске, Новосибирске, Кемерове, Саратове и Архангельске. При применении указанных добавок ПАВ достигаются следующие технологические преимущества: снижение расхода битума, его температуры, температуры приготовления асфальтобетонных смесей, повышение производительности АБЗ и отряда по устройству покрытия, удлинение строительного сезона, снижение затрат энергии. Эксплуатационные преимущества: улучшение адгезионных свойств битумов, водо- и морозостойкости асфальтобетонного покрытия, увеличение срока его службы. «Руководство по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий». Утверждено распоряжением Минтранса России от ОС-358. ООО «Дорос». Адрес. г. Ярославль, просп. Октября, д. 88, тел./факс: (4852). ОАО «Союздорнии». Адрес. Московская обл. г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, д.79, тел. (495). 78