Руководства, Инструкции, Бланки

акт на списание аккумуляторов образец img-1

акт на списание аккумуляторов образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Какими регламентирующими документами в настоящее время должно пользоваться казенное учреждение, использующее автотранспорт, для установления норм спис

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими регламентирующими документами в настоящее время должно пользоваться казенное учреждение, использующее автотранспорт, для установления норм списания шин и аккумуляторов? Каким документом в учреждении это лучше оформить (приказ, учетная политика, порядок)? Обязательно ли устанавливать нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин? Может ли производиться списание шин и аккумуляторов в зависимости от фактического износа или наличия повреждений по решению комиссии на основании акта и фотоматериалов?

Какими регламентирующими документами в настоящее время должно пользоваться казенное учреждение, использующее автотранспорт, для установления норм списания шин и аккумуляторов?
Каким документом в учреждении это лучше оформить (приказ, учетная политика, порядок)?
Обязательно ли устанавливать нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин?
Может ли производиться списание шин и аккумуляторов в зависимости от фактического износа или наличия повреждений по решению комиссии на основании акта и фотоматериалов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок организации учета и списания автотранспортных шин и аккумуляторов в казенном учреждении может быть закреплен в учетной политике учреждения, а также содержаться в нормативных актах вышестоящей организации или разработан на ведомственном уровне.

Обоснование вывода:
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Отметим, что единые нормативные акты, регламентирующие порядок списания шин и аккумуляторов, на сегодняшний день отсутствуют.
В соответствии с письмом Минтранса России от 11.05.2010 N 03-03/08-269пс до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент) действовали Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2002.
Кроме того, ранее применялось Методическое руководство РД 37.009.015-98 "По определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления" (далее - Методическое руководство). В частности, в п. 8.5.3 Методического руководства содержались рекомендации по определению износа шин, а в п. 8.5.4 - рекомендации по определению износа аккумуляторной батареи.
В настоящее время основания считать шину не пригодной к эксплуатации изложены в п. 5.6 Приложения N 8 к Техническому регламенту.
Также согласно письму Минтранса России от 24.08.2012 N 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин определяются заводом - изготовителем автотранспортных шин.
Согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцие й N 157н, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
Рядом федеральных ведомств разработан собственный порядок организации деятельности по автотранспортному обеспечению, в том числе в части организации учета и списания автотранспортных шин и аккумуляторов*(1). В частности, указанными документами предусматриваются формы карточки учета:
- эксплуатации аккумуляторной батареи*(2);
- работы автомобильной шины*(3).
С учетом изложенного мы полагаем, что порядок организации учета и списания автотранспортных шин и аккумуляторов в казенном учреждении может быть закреплен в учетной политике учреждения, а также содержаться в нормативных актах вышестоящей организации или разработан на ведомственном уровне. При этом решение о списании данного имущества принимается профильной комиссией учреждения. Во избежание разногласий с проверяющими органами в части правомерности принятия решений комиссией на основании фотоматериалов полагаем, что в учреждении может быть определена периодичность проведения осмотров шин комиссией в филиалах и подразделениях учреждения для фактического освидетельствования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

10 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите, например:
- приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 04.12.2014 N 272 "Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта"
- распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р "Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
*(2) Смотрите, например, Приложение N 3 к "Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта. ", утвержденной приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 04.12.2014 N 272).
*(3) Смотрите, например, Приложение N 13 к Порядку организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденному распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р.

Другие статьи

Образец акт на списание аккумулятора - База файлов

Образец документа акт о списании аккумуляторной

представим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. При расчете налога на прибыль в июле бухгалтер учел всю цена списанного запасного аккума. Таким образом, с точки зрения налогового учета шины лучше поскорее списать со счетов синтетического учета припасов, а с точки зрения контроля за их внедрением напротив. Оформлибо акт на списание вещественных припасов старенького аккума.

Бухгалтерия сдатчика а) на основании приемо-сдаточного акта оформить счет, счет-фактуру. не считая обозначенных выше документов, существует еще приказ минтранса от 08. Дтс шин, срок использования которых истек в согласовании с нормами эксплуатационного пробега, врубаются, согласно пп.

Акт списания форма акта списания торг-16 образец

Если это нужно, акт сoтавляется с ролью представителя санитарного либо другого надзора. Шины и аккумулятор, не применимые к эксплуатации, списываются на документы также являются. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега без помощи других. таковой порядок учета автошин и аккумов предусмотрен как для в этом случае карточка учета имеет статус акта ее списания.

Акт на списания аккумуляторов - скачать бланк форма 2014

подобные записи в карточках (форма 0504041) следует создавать при смене ответственного лица, к примеру при увольнении (смене) водителя. При использовании данного способа в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным методом, при котором шины подлежат списанию. Можем ли мы списать учтенный на забалансовом счете аккумулятор по данному акту по. потому, к примеру, в случае списания продукта из-за отсутствия спроса на рынке либо морального устаревания, можно составить акт случайной формы. так как фактический годичный пробег автомобиля превосходит 45000 км, норма эксплуатации аккума может быть скорректирована. Форма торг-16 утверждена постановлением n 132 госкомстата рф от г. Вы тут apuhiun тестовый форум акт на списание аккумов эталон.

Образец акт на списание аккумулятора

Добавлен: 11 Окт 2016 от: 6aTaPeuKa

Списание аккумулятора

Списание аккумулятора

Доброе утро! Подскажите, пожалуйста, какой порядок списания аккумулятора? Автомобиль списан, но аккумулятор идет отдельным объектом в учете

сообщаем следующее. Аккумулятор по общему правилу входит в перечень прописанный учетной политике учреждения. как запасные части выданные взамен изношенным и отражают на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

На счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» запчасти(аккумулятор) учитывайте в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе автомобиля.

Так как автомобиль Вы списываете, то аккумулятор то же необходимо списать. Более правильно в этом случае использовать акт на списание материальных запасов (ф. 0504230 ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену запчастей в автомобиле при его ремонте

Обычно замена запчастей в автомобиле происходит при его ремонте (текущем или капитальном).

Порядок списания запчастей в бухучете зависит от того, как будет ремонтироваться автомобиль – собственными силами учреждения или подрядчиком.

Если учреждение ремонтирует автомобиль самостоятельно, то при списании запчастей оформите ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 ) или акт о списании материальных запасов (ф. 0504230 ) (п. 24 Инструкции № 162н. Методические указания. утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н ).

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ ). В этом случае оформите накладную на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007 ). По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ ).

Запчасти для автомобиля учитываются в составе материальных запасов (п. 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ). Поэтому правила отражения операций, связанных с поступлением запчастей в бухучете, аналогичны общему порядку поступления материальных запасов. Об особенностях отражения операций, связанных с заменой автомобильных шин, Поступление, перемещение и выбытие запчастей для автомобиля в бухучете отразите на счете 0.105.06.000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ).

Запчасти, выданные взамен изношенных (аккумуляторы, шины, покрышки и т. п.), учитывайте на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» по перечню, установленному в учетной политике учреждения .

Аналитический учет по счету 09 ведите в карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041 ).

На счете 09 запчасти учитывайте в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе автомобиля. Списание запчастей с забалансового учета проводите на основании акта приема-сдачи выполненных работ по форме № ОС-3 (0306002), который подтверждает их замену.

Об этом сказано в пункте 349 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете операций по списанию запчастей при ремонте автомобиля зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Дебет КРБ.1.401.20.272 (КРБ.1.109.60.272–КРБ.1.109.90.272) Кредит КРБ.1.105.36.440
– списаны запчасти на ремонт автомобиля;

Дебет 09
– приняты запчасти к забалансовому учету.

При ремонте автомобиля подрядным способом в учете сделайте аналогичные проводки. То есть при передаче запчастей подрядчику их нужно списать с баланса и принять на забалансовый учет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 26 Инструкции № 162н, пунктом 3.14 проекта Минфина России от 25 сентября 2014 г. б/н и пунктом 349 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обратите внимание, что использовать счет 0.109.00.000 при списании запчастей нужно только при формировании стоимости продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), которую учреждение реализует за плату (п. 40 Инструкции № 162н ).

действительный государственный советник РФ 3-го класса

заместитель директора департамента

бюджетной методологии Минфина России

2.Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство)

Передачу материальных запасов в эксплуатацию путем их перемещения между материально-ответственными лицами внутри учреждения оформляйте следующими документами:

  • требование-накладная (ф. 0315006 );
  • меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202 );
  • ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203 );
  • ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 ).

Такой порядок установлен пунктом 24 Инструкции № 162н, пунктом 35 Инструкции № 174н,пунктом 35 Инструкции № 183н.

Внутреннее перемещение материальных запасов между материально-ответственными лицами отражайте в регистрах аналитического учета по счету 0.105.00.000 «Материальные запасы» путем изменения материально-ответственного лица.

Списание материальных запасов при отпуске в эксплуатацию (в зависимости от их вида) отражайте на основании следующих документов:

  • меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202 );
  • ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203 );
  • ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 );
  • путевой лист (ф. 0340002. ф. 0345001. ф. 0345002. ф. 0345004. ф. 0345005. ф. 0345007 ) – применяется для списания в расход всех видов топлива;
  • акт о списании материальных запасов (ф. 0504230 );
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143 );
  • книга регистрации боя посуды (ф. 0504044 ).

Такой порядок установлен пунктом 25 Инструкции № 162н, пунктом 36 Инструкции № 174н,пунктом 36 Инструкции № 183н.

Пример документального оформления списания материальных запасов

Учреждение ремонтирует автомобиль собственными силами. В процессе ремонта были использованы следующие запчасти:

  • тяга рулевая AMD.FORTE11 – 290 руб.;
  • выжимной подшипник сцепления – 2000 руб.

На основании оформленного акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) бухгалтер списал данные запчасти с учета.

заместитель директора департамента

бюджетной методологии Минфина России

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной

политики Минфина России

Ольга Моргунова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// budget.1gl.ru/#/hotline/rules/

Акт списания аккумуляторов образец - последние обновления

Акт списания аккумуляторов образец

Подскажите,пожалуйста, весь процесс оприходования автомобильных шин какик акты нужны, приказы и прочие бумаги Проффи Сообщений: 997 Зарегистрирован: 08 май 2008, 13:23 Откуда: Кишинев Благодарил а. 0. Назначьте зиму с 1 ноября - не ошибётесь, у нас и в ноябре бывают хорошие заморозки. Гуру Сообщений: 2310 Зарегистрирован: 06 июл 2009, 08:54 Откуда: Кишинёв Благодарил а. Благодаря форуму с автомобильными шинами я разобралась, но с аккумуляторами не. Меня интерисует сам расчет износа аккумулятора. Может на форуме уже обсуждали, подскажите! Студент Сообщений: 270 Зарегистрирован: 29 окт 2009, 21:19 Откуда: Chisinau Благодарил а. В паспорте есть примерный срок службы обычно 2-5 лет+. Утверждаете приказом,подписанным директором в начале года срок службы нормы списания. Если накрылся раньше и вы купили другой, ну пусть повисит себе на 211 до сл. Обратите внимание на другой момент и шины и аккумуляторы нельзя списать просто актом и выкинуть. Они должны утилизироваться с разрешения Мин. Есть фирмы которые этим занимаются. Обращаюсь к тем кто строил пирамиды в Египте: «Постройте у нас дороги! Бога по налогам Сообщений: 10299 Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56 Благодарил а. Галина, сами нормы списания, где взять? Или я что-то не поняла? Например: стоимость аккум-ра 994 леев, его срок службы 2года. Студент Сообщений: 270 Зарегистрирован: 29 окт 2009, 21:19 Откуда: Chisinau Благодарил а. Если у вас не принципиально по-месячное списание для формирования себестоимости,есть аккумуляторы очень дорогие можно списать сразу при установке напр в 2010 год. Просто следующее списание будет в 2012. Это у меня в учетной политике определяется. Кстати пора ее утвердить уже за 2 недели до Нового года Обращаюсь к тем кто строил пирамиды в Египте: «Постройте у нас дороги! Бога по налогам Сообщений: 10299 Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56 Благодарил а. Подскажите как списывать шины для сельскохозяйственной техники? Новичок Сообщений: 21 Зарегистрирован: 11 июн 2010, 22:05 Благодарил а. Новичок Сообщений: 21 Зарегистрирован: 11 июн 2010, 22:05 Благодарил а. Бога по налогам Сообщений: 10299 Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56 Благодарил а. Подскажите пожалуйста,если были установлены на грузовой автомобиль,который находился зв границей, шины бывшие в употреблении,то как быть? Кроме этого есть еще шины,которые "наваренные",то как и с ними быть. И еще,если транспортное средство у нас в аренде,то имеем ли мы право брать на себя расходы по автошинам и аккумуляторам? Новичок Сообщений: 29 Зарегистрирован: 09 мар 2011, 13:36 Благодарил а. Liudocica писал а. И еще,если транспортное средство у нас в аренде,то имеем ли мы право брать на себя расходы по автошинам и аккумуляторам? Да,если это оговорено договором. Liudocica писал а :если были установлены на грузовой автомобиль,который находился зв границей, шины бывшие в употреблении,то как быть? Обращаюсь к тем кто строил пирамиды в Египте: «Постройте у нас дороги! Бога по налогам Сообщений: 10299 Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56 Благодарил а. Шины устанавливаются во время нахождения в командировке. Документом является чек выданный той страной ,где это. Бывает ,что скаты по дороге выходят из строя Новичок Сообщений: 29 Зарегистрирован: 09 мар 2011, 13:36 Благодарил а. И тогда вы принимаете эти шины к учету. Обращаюсь к тем кто строил пирамиды в Египте: «Постройте у нас дороги! Бога по налогам Сообщений: 10299 Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56 Благодарил а. Обращаюсь к тем кто строил пирамиды в Египте: «Постройте у нас дороги! Бога по налогам Сообщений: 10299 Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56 Благодарил а. Галина писал а :Не подумайте, что это я вам навредить хочу или сама в восторге от такого требования НИ Можно уточнить- что за требования НИ? И в продолжение темы- интересно мнение Марчела ДИМА доктор экономики, высказанное по аналогичному вопросу. Студент Сообщений: 232 Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:35 Благодарил а. Это цитата из статьи: "Исходя из положений статьи 95 п. Под поставкой товаров в первую очередь понимается передача права собственности см. Поскольку в рассматриваемой ситуации поставщик комплектующих-нерезидент Республики Молдова действует в интересах молдавского предприятия за пределами Республики Молдова, передача права собственности происходит на территории другого государства. Таким образом, приобретение комплектующих у нерезидента на территории не своего государства не является поставкой, облагаемой НДС, и не подлежит растамаживанию в Республике Молдова. Ведь передача прав собственности в 80 % случаев там происходит Мне при проверке сказали, что это ст. Я отстояла свою точку зрения только по тому, что у меня был ремонт с заменой запчастей и я сослалась на Статья 105. Поставки товаров, услуг 1 Поставка электрической и тепловой энергии и газа считается поставкой товаров. Налоговики согласились, но предупредили, что если будут водители покупать напр. Я сделала для себя вывод:с тех пор у меня "отдельно колеса" не покупали Обращаюсь к тем кто строил пирамиды в Египте: «Постройте у нас дороги! Бога по налогам Сообщений: 10299 Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 09:56 Благодарил а.

Другие статьи на тему:

Copyright © 2006-2016
rthl.ru

Учет шин и аккумуляторов

Учет шин и аккумуляторов

Шины и аккумуляторные батареи (далее – АБ), с одной стороны, представляют собой расходные материалы (запасы). С другой стороны, они недешевы и могут использоваться предприятием достаточно долго (более года). Такая двойственная природа этих объектов может вызвать затруднение при их учете. Рассмотрим подробнее основные правила эксплуатации, учета и документального оформления шин и АБ.

Правила эксплуатации АБ

Эксплуатация и списание АБ регламентируется эксплуатационными нормами среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса Украины от 20.05.06 г. № 489 (далее – Нормы № 489), которые должны применяться всеми предприятиями и организациями, эксплуатирующими колесные транспортные средства (далее – КТС). При этом действие Норм № 489 не распространяется:

  • на некоторые виды АБ, указанные в разд. 1 этого документа;
  • АБ, которые используются с нарушением требований правил их эксплуатации, положений эксплуатационной документации и т. д.

Предполагается, что после поступления на предприятие АБ будет эксплуатироваться до истечения среднего ресурса ее выработки (п. 3.14 Норм № 489).

Базовые значения среднего ресурса в календарных месяцах приведены в приложениях к Нормам № 489 и корректируются в зависимости от конкретных условий использования АБ. Однако если в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи АБ ее производитель устанавливает гарантийный ресурс либо нормы среднего ресурса более высокие, чем предусмотрены Нормами № 489, то для определения срока использования такой АБ следует применять нормы производителя (п. 3.9 Норм № 489).

В отдельных случаях для предприятий специально разрабатываются и устанавливаются временные эксплуатационные нормы среднего ресурса АБ. Такие нормы вводятся на основании приказа руководителя и действуют исключительно на данном предприятии (п. 5.7 Норм № 489).

Временные нормы применяются, если (п. 3.6 Норм № 489):

  • КТС используют в особых (отличных от нормальных) условиях эксплуатации;
  • средний месячный пробег КТС превышает пробег, установленный в эксплуатационных нормах среднего ресурса АБ;
  • АБ используется потребителями, не предусмотренными изготовителем КТС (т. е. от АБ, к примеру, питается какой-либо электро-прибор).

На сегодня временные нормы среднего ресурса АБ разрабатываются на договорных условиях Государственным автотранспортным научно-исследовательским и проектным институтом (далее – Институт) (п. 5.3 Норм № 489). Отметим, что первоначально срок действия временных норм составляет до 48 календарных месяцев, но может быть продлен Институтом на неопределенное время (п. 5.4 Норм № 489).

Обратите внимание: если средний ресурс АБ, установленный Нормами № 489, выработан, то это не значит, что ее нужно вывести из эксплуатации и списать с баланса. Согласно п. 3.12, 3.13 Норм № 489 АБ прекращают использовать. если:

  • она достигла предельного состояния, при котором ее емкость снижается до 40 % номинальной, а восстановление пригодности невозможно или нецелесообразно (ч. 2 Норм № 489);
  • выявлены ее производственные или эксплуатационные дефекты, которые не подлежат исправлению, либо такое исправление экономически нецелесообразно.

Списанные (отработанные) АБ передают специализированному предприятию, которое имеет лицензию на их утилизацию. При этом такая передача должна быть проведена не позднее 3 месяцев после списания АБ (п. 9.9 разд. IX Правил эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса Украины от 02.07.08 г. № 795 (далее – Правила № 795)).

Правила эксплуатации шин

Как и АБ, пневматические шины эксплуатируются в составе автомобиля. Правила эксплуатации и списания шин регламентируются эксплуатационными нормами среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса Украины от 20.05.06 г. № 488 (далее – Нормы № 488), которые должны применяться всеми предприятиями и организациями, эксплуатирующими КТС. Однако их действие не распространяется на шины, установленные на некоторые виды КТС, указанные в разд. 1 Норм № 488.

Предполагается, что шина будет использоваться предприятием до истечения ее ресурса – фактического суммарного пробега в километрах (моточасах) с начала ее эксплуатации до предельного износа.

Базовые значения норм среднего ресурса для разных видов шин приведены в приложениях к Нормам № 488. Но если производитель шин установил, например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций пневматических шин и/или КТС в определенных условиях их эксплуатации, то применяют нормы производителя (п. 3.8 Норм № 488). Кроме того, если условия эксплуатации шины отличаются от обычных, на которых базируются нормы среднего ресурса (например, сложные климатические условия, интенсивная эксплуатация), тогда такие базовые значения норм корректируются с помощью специальных коэффициентов.

Отметим, что в отдельных случаях могут вводиться временные нормы среднего ресурса. Это происходит, когда:

  • шины эксплуатируются в особых условиях;
  • для данного вида шин и КТС не указаны нормы среднего ресурса в Нормах № 488.

Обратите внимание: временные нормы применяются только предприятием, для которого разрабатывались, вводятся в действие приказом руководителя и утрачивают силу при внесении изменений в Нормы № 488 (п. 5.5 Норм № 488). Разработкой временных норм занимается Институт (см. выше). Он же устанавливает и первоначальный срок их действия (до 24 календарных месяцев), который впоследствии может быть продлен на неопределенное время (п. 5.1, 5.2 Норм № 488).

Шина подлежит списанию. если ее средний (откорректированный) ресурс (п. 3.2, 7.3 Норм № 488):

  • выработан и высота рисунка протектора достигла установленной предельной величины. Предельные значения высоты рисунка протектора пневматических шин КТС приведены в приложении 6 к Нормам № 488. При этом если шина эксплуатируется в международных перевозках, ориентируются на предельное значение высоты рисунка протектора, установленное законодательством страны, где эксплуатируется шина. Если данный показатель не достиг предельной величины, то допускается дальнейшая эксплуатация шины при условии соответствия ее технического состояния остальным требованиям законодательства (п. 7.2 Норм № 488). В частности, для Украины это Правила № 1306 ;
  • не выработан, но возникли повреждения, которые не позволяют дальнейшую эксплуатация такой шины и не подлежат ремонту.

Отметим, что замена летних шин на зимние и наоборот в ходе эксплуатации не зависит от выработки ресурса шины и проводится на предприятии в рамках сезонного техобслуживания автомобиля.

Бухгалтерский учет шин и АБ

Поступление на баланс

Учет шин (АБ) прежде всего зависит от способа их поступления на баланс.

Способ 1. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) вместе с автомобилем.

Шины, которые установлены на автомобиле, а также запасные шины, которые приобретаются вместе с автомобилем и стоимость которых включена в его инвентарную стоимость, учитываются как основные средства (далее – ОС) (Инструкция № 291. пояснения к субсчету 207 «Запасные части»). То есть стоимость таких шин отражается на субсчете 105 «Транспортные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля и амортизируется в общем порядке в процессе эксплуатации автомобиля. Считаем, что так же следует учитывать и АБ, приобретенную в составе автомобиля.

При этом сезонная смена шин, приобретенных вместе с автомобилем, а также их фактическое списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. То же относится и к АБ.

Способ 2. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) отдельно от автомобиля.

В этом случае шины (АБ) относятся к запасам. Как следует из Инструкции № 291. автомобильные шины в запасе и обороте учитываются на субсчете 207. По дебету этого субсчета отражают остаток и оприходование шин, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.

Учет шин (АБ) на складе ведется в Карточке складского учета материалов типовой формы № М-12, а выдача со склада в эксплуатацию и их возврат сопровождаются составлением Накладной-требования типовой формы № М-11. Обе формы утверждены Приказом № 193 .

Кроме того, текущие эксплуатационные характеристики каждой шины и АБ приводятся:

  • для шин – в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее – Карточка шины) по форме приложения 5 к Нормам № 488;
  • для АБ – в Карточке учета наработки и отслеживания оборота АБ (далее – Карточка АБ) по форме приложения 12 к Правилам № 795.

В Карточке шины отражается фактический пробег и техническое состояние шины на дату ее установки на КТС, даты установки на КТС и снятия с КТС, общая величина фактического пробега шины, остаточная высота рисунка протектора, а также причины изъятия шины из эксплуатации. Отметим, что значение остаточной высоты рисунка протектора приводится в Карточке шины при установке/снятии шины с КТС, выполнении сезонного обслуживания, а также ежемесячно, в случае надобности. При списании шины в Карточке шины приводится заключение комиссии о дальнейшей ее судьбе – восстановление изношенного протектора, ремонт либо переработка (утилизация) и т. д.

В Карточке АБ отражаются данные об АБ и КТС, в составе которого используется АБ, о фактической выработке АБ (поквартально, за год и с начала эксплуатации). На обороте Карточки АБ приводится заключение комиссии о техническом состоянии АБ и мерах, которые следует принять по такой АБ – списать, оформить претензию изготовителю, отремонтировать, установить временную норму среднего ресурса, утилизировать и т. д.

Отметим, что Карточки шин (АБ) открываются и на шины (АБ), которые учитываются как ОС в составе автомобиля.

На практике сложилось два варианта учета шин (АБ), переданных в эксплуатацию, причем что оба небезупречны.

Вариант 1. Списание на расходы при передаче в эксплуатацию.

В случае применения этого варианта при передаче шин (АБ) в эксплуатацию их стоимость сразу списывается в состав соответствующих расходов – в зависимости от сферы деятельности, в которой используется автомобиль (Дт 23, 91–94 – Кт 207 ). При этом после передачи шин (АБ) в эксплуатацию ведется только их аналитический учет в количественном выражении по материально ответственным лицам.

Когда шина (АБ) возвращается из эксплуатации на склад (например, при сезонной замене или для ремонта), она опять приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина Украины от 10.01.07 г. № 2 (далее – Методрекомендации № 2), п. 24 П(С)БУ 9 ). Эта операция отражается проводкой Дт 207 – Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Новую стоимость шины (АБ) определяет комиссия. При следующей передаче в эксплуатацию стоимость шины опять списывается с баланса и т. д.

Недостатком этого варианта в методологическом плане является то, что п. 23 П(С)БУ 9 разрешает исключать из состава активов и списывать в расходы при передаче в эксплуатацию только стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины (АБ) таковыми не являются. Кроме того, минусом этого варианта является «невидимость» используемых активов в учете, ведь стоимость шин (АБ) в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах.

Вариант 2. Учет по первоначальной стоимости.

При выборе этого варианта шины (АБ) учитываются по первоначальной стоимости вплоть до момента их фактического списания с баланса. При этом для учета шин открывают, например, субсчет 2071 «Шины» со следующими субсчетами:

  • 20711 «Шины на складе»,
  • 20712 «Шины в эксплуатации»,
  • 20713 «Шины, переданные в ремонт (на восстановление)»,
  • 20714 «Шины на складе восстановленные»,
  • 20715 «Шины в эксплуатации восстановленные».

Для учета аккумуляторов открывают, например, субсчет 2072 «Аккумуляторные батареи» со следующими субсчетами:

Аналитический учет шин (АБ), находящихся на складе, ведут по группам: пригодные к эксплуатации (новые и восстановленные), подлежащие восстановлению, находящиеся в ремонте.

Таким образом, учет шин на предприятии отражается проводками:

  • оприходование – Дт 20711 – Кт 631 «Расчеты с поставщиками» на сумму первоначальной стоимости такой шины;
  • сезонная смена шин на автомобиле – Дт 20712 – Кт 20711 и т. д.

И только при фактическом выбытии шины, когда она окончательно потеряет свои эксплуатационные качества, ее стоимость будет списана с баланса.

В пользу применения такого варианта учета говорят и положения Инструкции № 291. Ведь в пояснении к субсчету 207 сказано, что на нем отражается стоимость шин не только в запасе, но и в обороте.

В то же время согласно п. 24 П(С)БУ 9 запасы должны отражаться в бухучете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. А при установке шины (АБ) на автомобиль ее реальная стоимость снижается с каждым километром пробега. Поэтому если шины (АБ), которые находятся в эксплуатации, учитываются по первоначальной стоимости, реальная стоимость активов предприятия завышается. И такое завышение ставит под сомнение достоверность его финотчетности.

Тем не менее считаем, что такой способ учета шин удобен тем, что предприятие на «теряет» шины (АБ) в стоимостном учете и их оборот можно без труда отследить на бухгалтерских субсчетах. К тому же если стоимость шин (АБ), находящихся в эксплуатации, несущественна по сравнению со стоимостью остальных активов предприятия, то нет и риска недостоверности финотчетности. Добавим, что данный вариант учета может быть предпочтительнее и для целей налога на прибыль (см. ниже).

В любом случае предприятию придется сделать выбор в пользу одного из двух приведенных выше вариантов учета шин (АБ) и отразить это в приказе об учетной политике.

Стоимость работ по ремонту (восстановлению) шин (АБ) относится к расходам текущего периода. Так же учитываются и работы по замене (в т. ч. сезонной) шин и АБ (п. 3.19 Положения № 102 ). Такие расходы включаются в состав прочих расходов на обслуживание соответствующего автомобиля (п. 15 П(С)БУ 7 ) и отражаются в учете проводкой: Дт 23, 91–94 – Кт 685 .

Отметим, что, прежде чем отдать шины (АБ) в ремонт, их нужно вернуть из эксплуатации на склад, а затем перевести на соответствующий «ремонтный» субсчет, например, 20713. 20723. После возврата шины (АБ) из ремонта делаются обратные проводки.

Ремонт шины путем восстановления нового протектора оформляют следующим образом: на основании заключения комиссии, приведенного в Карточке шины, переданную на восстановление шину списывают (п. 7.4 Норм № 488). На восстановленную шину открывают новую Карточку шины.

Если шины и АБ уже не подлежат эксплуатации, их списывают с учета на основании приказа руководителя. При этом они могут быть:

  • использованы самим предприятием для собственных нужд, отличных от прямого назначения (шины);
  • сданы в переработку в качестве вторсырья (шины);
  • сданы специализированному предприятию на утилизацию (шины и АБ).

Если изношенные шины будут каким-то образом использоваться на предприятии либо передаваться в переработку в качестве вторсырья, то перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методрекомендаций № 2).

Если шина (АБ) списывается из эксплуатации, когда ее фактический пробег (выработка) достиг установленных (скорректированных) норм, то Карточка шины (АБ) служит одновременно и актом списания (п. 7.1 Норм № 488). Если же шину (АБ) нельзя эксплуатировать из-за выявленных эксплуатационных либо производственных дефектов и она не подлежит ремонту, то к Карточке шины (АБ) дополнительно оформляют акт списания.

Отметим, что списание шин (АБ), которые учитывались в составе автомобиля, отражается только в карточках (актах списания), но не в учете.

Передача шин перерабатывающему предприятию отражается как обычная реализация материалов. Расходы на утилизацию шин и АБ включаются в соответствующие расходы периода (Дт 23, 91–93 – Кт 631 ).

Налоговый учет

Особенности учета налога на прибыль в операциях, связанных с приобретением, эксплуатацией, ремонтом и списанием шин и аккумуляторов, касаются только тех налогоплательщиков, которые для определения объекта налогообложения применяют корректировки бухгалтерского финрезультата на разницы, предусмотренные НК (пп. 134.1.1 НК ).

Напомним, такие корректировки применяют предприятия, у которых доход, рассчитанный по правилам бухучета, за последний отчетный год превышает 20 млн грн. а также предприятия с меньшим доходом, которые не приняли решения о неприменении корректировок.

Такие плательщики обязаны вести налоговый учет ОС по правилам ст. 138 НК. Это значит, что для них имеет значение, используется автомобиль, в составе которого эксплуатируются шины и АБ, в хозяйственной деятельности предприятия или нет. Ведь согласно пп. 138.3.2 НК расходы на приобретение, ремонт и прочие улучшения непроизводственных ОС не подлежат налоговой амортизации. Поэтому на сумму такой амортизации, начисленную в бухучете, нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения за отчетный период.

Таким образом, капитальные расходы (т. е. подлежащие амортизации), связанные с шинами и АБ, которые оприходованы на субсчет 105 в составе автомобиля непроизводственного назначения, в налоговом учете не отражаются. По нашему мнению, это же касается и капитальных расходов, связанных с шинами и АБ, приобретенными отдельно для такого автомобиля.

В то же время расходы, связанные с шинами и АБ, обычно являются текущими расходами периода (см. выше). Их суммы не амортизируются в бухучете, а сразу списываются на расходы. Поэтому, на наш взгляд, такие текущие расходы учитываются у всех плательщиков налога на прибыль так же, как и в бухучете, причем независимо от того, используется автомобиль в хоздеятельности предприятия или нет.

Важный нюанс: поскольку применение/неприменение корректировок финрезультата у плательщика налога на прибыль зависит от размера его годового дохода, который определяется по данным бухучета, то, возможно, плательщику с критичным уровнем дохода предпочтительнее вести учет шин по первоначальной стоимости (см. выше вариант 2). Ведь при таком варианте не возникает дополнительного дохода при периодическом оприходовании шин на склад, а значит, не придется дополнительно увеличивать годовой доход на данную сумму.

Право на налоговый кредит по НДС по операциям приобретения, ремонта, восстановления и утилизации шин (АБ) возникает у предприятия, независимо от использования автомобиля, в составе которого эксплуатируются шины и аккумуляторы, в хозяйственной деятельности предприятия, а также независимо от того, осуществляло предприятие в отчетном периоде налогооблагаемые операции или нет (п. 198.3 НК ).

Другое дело, если возникнут обстоятельства, перечисленные в п. 198.5 НК. Тогда предприятию нужно будет начислить налоговые обязательства в порядке, предусмотренном данным пунктом и п. 189.1 НК .

При списании отдельно приобретенных шин (АБ), которые по своим техническим характеристикам не соответствуют условиям их списания, установленным Нормами № 488 и № 489, может возникнуть неоднозначная ситуация. При формальном подходе получается, что такие шины (АБ) вдруг перестают использоваться в хоздеятельности предприятия без уважительных причин. Поэтому согласно пп. «г» п. 198.5 и п. 189.1 НК если при приобретении таких шин (АБ) признавался налоговый кредит, то при их списании нужно начислить налоговые обязательства по основной ставке исходя из стоимости их приобретения. В качестве аргумента против такого фискального подхода к преждевременному списанию шин (АБ) можно привести тот факт, что НК не содержит положений, согласно которым право на налоговый кредит зависит от соблюдения сроков эксплуатации шин (АБ), определенных Нормами № 488 и № 489.

Отметим, что если преждевременно списываемые шины (АБ) учитывались в составе стоимости автомобиля, то, по нашему мнению, при их списании налоговые обязательства по НДС не начисляются даже при фискальном подходе. Ведь такие шины (АБ) просто не имеют в учете отдельной стоимости, на которую можно что-либо начислить.

Если списанные шины передаются перерабатывающему предприятию как вторсырье, то такая операция рассматривается как обычная поставка товара (пп. 14.1.191 НК ). Поэтому на договорную стоимость передачи таких шин начисляются налоговые обязательства по НДС.

ПРИМЕР 1
Предприятие в марте приобрело бэушный легковой автомобиль для служебных поездок администрации. В момент приобретения на нем были установлены зимние шины плюс одна запасная летняя. Перед эксплуатацией авто приобрели и установили на него 4 новые летние шины стоимостью 648 грн. (в т. ч. НДС – 108 грн.) каждая. Шины, приобретенные вместе с автомобилем, передали на склад до наступления зимнего сезона. В июне новая шина была повреждена и передана в ремонт. На время ремонта на авто установили запасную шину, приобретенную вместе с ним.

Отражение операций в учете будет таким: