Руководства, Инструкции, Бланки

заключение судебно-психологической экспертизы образец img-1

заключение судебно-психологической экспертизы образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Акт амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (заключение эксперта) (образец заполнения)

Акт амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (заключение эксперта) (образец заполнения) АКТ N 593 амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы

На испытуемую Чужанову Маргариту Алексеевну 1945 года рождения, обвиняемую по ч. 2 ст. 213 УК РФ.

Судебно-психиатрическое освидетельствование произвела судебно-психиатрическая экспертная комиссия в составе:

председателя - В.В. Оликова,

члена комиссии - М.В. Потапова,

врача-докладчика - Л.Г. Юрициной

на основании постановления старшего следователя Советского РОВД г. Энска от 25 мая 201* года.

Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ эксперты предупреждены:

В.В. Оликов
М.В. Потапов
Л.Г. Юрицина

Из материалов уголовного дела, меддокументации и со слов испытуемой известно. Родилась в многодетной семье средним ребенком. Раннее развитие протекало без особенностей. Из перенесенных заболеваний отмечает корь, ангины, ОРЗ. В школу пошла со сверстниками, училась удовлетворительно. Окончила 8 классов, Машиностроительный техникум. Работала старшим техником-конструктором. Часто меняла места работы. Из-за получения квартиры около 6 лет проработала дворником. Вышла замуж, имеет двух сыновей. В поле зрения психиатров впервые попала в 1984 году, когда стала конфликтной, возбужденной, перестала заниматься домашними делами, детьми, стала необычно активной, считала себя одаренной, начала писать сказки, посылала во все инстанции свое "творчество", испытывала слуховые обманы "внутри уха", считала, что ее хотят отравить, воспринимала окружающий мир "как бы в негативе". С 05.12.1984 г. по 22.02.1984 г. находилась на стационарном лечении в Энскгорпсихбольнице с диагнозом "шизофрения". После выписки лекарств не принимала, ГПД не посещала, работала лифтером, но за прогулы была уволена. Повторно была госпитализирована в ЭГПБ 29.03.1986 г. В то время отмечала предвзятое отношение к ней на работе, слышала стихи внутри головы, музыку, окружающий мир как "в негативе". В отделении длительное время была злобной, негативистичной, напряженной, высказывала необоснованные претензии, держалась без чувства дистанции, давала нелепые советы медперсоналу. Была выписана с третьей группой инвалидности. Через год была установлена вторая группа инвалидности. Не работала, оформила развод с мужем. Писала необоснованные жалобы в различные инстанции, стала неряшливой, конфликтной, нелепо одевалась, высказывала бредовые идеи отношения в адрес родных, бывшего мужа. Устроила скандал в помещении Облсобеса, была агрессивна к сотрудникам. Последняя госпитализация в ЭГПБ 02.11.201* г. Была выписана 16.01.201* г. с диагнозом "параноидная шизофрения". После выписки из больницы поддерживающего лечения не принимала. Плохо спала. Посещала лекции американских проповедников, испытывала слуховые обманы восприятия "голоса из космоса, галактики", "разговаривала с инопланетянами". 20.05.201* г. в состоянии психомоторного возбуждения побила оконные стекла, витрины ряда учреждений. Была задержана. 22.05.201* г. была стационирована в горпсихбольницу.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ. Пониженное питание. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца ритмичные, ясные. АД 130/70 мм р.ст. Живот мягкий, безболезненный.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ЧМН без особенностей. Сухожильные и периостальные рефлексы с конечностей средней живости, равномерные, патологические не вызываются.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ. Ориентирована во времени, окружающем достаточно. Не совсем понимает цель направления на экспертизу. Манерна. Многословна, отвлекаема. Мышление непоследовательное, паралогическое. Заявляет, что у нее "импортная фамилия", что она жена "американского пастора Штирлица". Испытывает слуховые обманы "внутри головы", считает, что "голоса из космоса". Совершенно некритична, эмоционально значительно снижена. Не может объяснить причины содеянного без критики сложившейся судебной ситуации. На основании изложенного комиссия приходит к заключению, что ЧУЖАНОВА М.А. страдает хроническим психическим заболеванием в форме параноидной шизофрении с выраженным дефектом психики. Заболевание началось в 1984 году с аффективных колебаний, нарушений сна, с присоединением псевдогаллюцинаторных расстройств. Болезнь протекает непрерывно-проградиентно с нарастанием специфических для данного заболевания изменений личности. На это указывают данные медицинской документации о неоднократном стационарном лечении в Энской горпсихбольнице, инвалидизация по 2 группе, социальная дезадаптация, а также выявленные при данном клиническом обследовании непоследовательность и паралогичность мышления, парадоксальность, манерность, эмоциональная холодность, некритичность к своему состоянию, сложившейся судебной ситуации. Таким образом, указанные выше изменения психики у ЧУЖАНОВОЙ М.А. столь значительно выражены, что лишают ее способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Поэтому в отношении инкриминируемого ей деяния ЧУЖАНОВУ М.А. следует считать НЕВМЕНЯЕМОЙ. По своему психическому состоянию она нуждается в принудительном лечении в психиатрической больнице с обычным наблюдением.

Другие статьи

Заключение судебно-психологической экспертизы образец

§ 5. Назначение и производство экспертиз

В расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, важную роль играют судебные экспертизы. Не редко, экспертизами, назначаемыми по делам данной категории, являются судебно-медицинская, судебно-психологическая, судебно-психиатрическая. Вместо двух последних часто назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

При назначении экспертиз в отношении несовершеннолетних необходимо:

определить вид специальных знаний, подлежащих применению (т.е. определить вид экспертизы);

определить экспертное учреждение (либо конкретное сведущее лицо), которое будет проводить экспертизу;

собрать все объекты, подлежащие экспертному исследованию. В случае необходимости отобрания образцов для сравнительного исследования производится соответствующее следственное действие;

сформулировать вопросы, подлежащие разрешению экспертом;

вынести постановление о назначении экспертизы, ознакомив с ним соответствующих лиц;

направить постановление и подлежащие исследованию объекты в экспертное учреждение (либо конкретному сведущему лицу).

Участниками уголовного судопроизводства, в отношении которых могут проводиться экспертизы, являются подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший. В случае назначения экспертиз в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данных лиц и их защитников необходимо ознакомить с постановлением о назначении экспертизы. Законный представитель также вправе ознакомиться с данным постановлением.

При этом, согласно ст. 198 УПК РФ, перечисленные лица вправе: заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении, о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц, о внесении дополнительных вопросов в постановление, присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы, давать объяснения эксперту, знакомиться с заключение эксперта, а также с протоколом его допроса. Об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы составляется протокол с разъяснением соответствующих прав.

Судебные экспертизы в отношении несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля производятся с письменного согласия их и законных представителей. Исключениями являются случаи установления характера и степени тяжести причиненного вреда здоровью; психического и физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; возраста, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. При этом потерпевший и его законный представитель вправе знакомиться с постановлением о назначении экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, а также знакомиться с заключением эксперта, если экспертиза проводилась в отношении данного потерпевшего либо по его ходатайству (ч. 2 ст. 206 УПК РФ).

По получении заключения эксперта либо сообщения о невозможности дать заключение необходимо ознакомить с ними несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, их защитника, законного представителя, а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 206 УПК РФ, несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля. Об ознакомлении составляется протокол.

Судебно-медицинская экспертиза, согласно ст. 196 УПК России, является обязательной и назначается при наличии обстоятельств, перечисленных в данной статье. Специфичным по преступлениям несовершеннолетних является определение возраста такого лица, когда документы о личности отсутствуют или вызывают сомнение. В этом случае судебно-медицинскому эксперту ставится на разрешение вопрос «Каков возраст (возрастной период) обследуемого лица?» Для решения данного вопроса эксперту предоставляется возможность обследования несовершеннолетнего, его медицинская документация (данные анализов, рентгеновские снимки).

Судебно-психиатрическая экспертиза, согласно ст. 196 УПК РФ, также относится к обязательным, назначаемым в случае необходимости установления психического состояния несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, а также для установления психического состояния несовершеннолетнего потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Проводиться такая экспертиза может как амбулаторно (т.е. при однократной явке подэкспертного в отделение АСПЭ), так и стационарно (т.е. при помещении лица в психиатрический стационар) в областных, краевых, республиканских психиатрических больницах при наличии в них соответствующих отделений (амбулаторной СПЭ и стационарной СПЭ).

Данный вид экспертизы назначается в следующих случаях:

когда несовершеннолетний состоит на учете в психоневрологическим диспансере по месту жительства;

если несовершеннолетний обращался за психиатрической помощью в психоневрологический диспансер;

когда несовершеннолетний хотя бы однократно проходил лечение в психиатрическом стационаре;

когда налицо неадекватное поведение несовершеннолетнего в период расследования;

в связи с тяжестью совершенного преступления (например, по делам об убийствах);

в связи с особой жестокостью совершенного преступления;

в случае, когда несовершеннолетний, его представители, родственники ссылаются на травмы головы, и возникающие в связи с этим головные боли, галлюцинации, голоса;

когда нет документов, удостоверяющих личность несовершеннолетнего (в этом случае, помимо судебно-медицинской экспертизы, как правило, проводится комплексная психолого-психиатрическая).

На разрешение судебно-психиатрической экспертизы ставятся следующие вопросы:

Страдал ли ранее или страдает в настоящее время обследуемый каким-либо психическим заболеванием, если да, то каким именно и с какого времени?

Может ли он по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания?

Обнаруживает ли обследуемый патологическую склонность к фантазированию и псевдологии?

Мог ли потерпевший понимать характер и значение совершаемых в отношении него противоправных действий?

Имеются ли у потерпевшего какие-либо личностные особенности, которые оказали влияние на его поведение в криминальной ситуации?

По своему психическому состоянию в настоящее время может ли обследуемый участвовать в проведении судебно-следственных действий?

Для разрешения данных вопросов экспертам-психиатрам предоставляются все материалы уголовного дела, включающие ответы на запросы из психоневрологического, наркологического диспансеров, медицинскую документацию (при наличии таковой), характеристики по месту жительства, работы, учебы, из отдела профилактики преступлений несовершеннолетних, протоколы допросов родителей, иных лиц (учителей, соседей, коллег по работе) относительно личности несовершеннолетнего, его характера, увлечений, травм, интересов.

Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических состояний психики, проводится в отношении психически здоровых несовершеннолетних, как комиссией экспертов, так и единолично.

Задачами ее являются следующие:

установление способности психически здоровых подэкспертных лиц воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

установление способности психически-здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному;

установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение способности руководить своими действиями;

установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность;

установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций;

установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

Целью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является более дифференцированная, чем при проведении судебно-психиатрической экспертизы, оценка индивидуальной возможности подэкспертного полностью осознавать значение своих действий и определения, того, в какой мере он мог ими руководить.

Навигация по записям

Заключение судебно-психологической экспертизы образец

Экспертиза — изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки, с вынесением определенного суждения (заключения). [1]

Экспертиза судебно-психологическая — это система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Cудебно-психологическая экспертиза осуществляется специалистами-психологами. [2]

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе

установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;

установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;

установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т. д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т. п.;

диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;

установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве

установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения;

выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами;

установление психологической совместимости супругов;

установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.

1. Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы

От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на взаимное дополнение получаемых данных и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим и во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений. Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования, недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.

Одним из методологических принципов организации и проведения СПЭ является метод реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.

Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современным возможностям психологической науки.

Основными компонентами психики человека являются психические процессы, психические состояния и психические свойства, в том числе "особенности эмоционаньно-волевой и мотивационной сфер, характерологические особенности, темперамент, способности, точная диагностика которых возможна только на основании применения специальных познаний в области психологии".

Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека. Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической, предметом которой является психика лиц, страдающих определенным психическим заболеванием. Поэтому попытки включать в предмет судебно-психиатрической экспертизы исследований психики здорового несовершеннолетнего (обвиняемого, потерпевшего и др.) является несостоятельным, т.к. эта область деятельности психолога, а не психиатра

Объектом судебно-психологической экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек.

Судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда подэкспертный умирает до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допроса, письма, дневники, записки, магнитофонные и видео записи и др.) и является особенно сложной.

Следовательно, объектом судебно-психологической экспертизы могут быть сведения, характеризующие особенности психики подэкспертного, содержащиеся в материалах уголовного дела. При судебной психолого-вокалографической, психолого-искусствоведческой и других экспертизах объектом исследования являются магнитофонные записи.

Виды судебно-психологической экспертизы классифицируются в зависимости от правового статуса подэкспертного и разрешаемых вопросов.

Процессуальное положение испытуемого позволяет выделить судебно-психологическую экспертизу потерпевших, подозреваемых, свидетелей и обвиняемых.

Вопросы, разрешаемые судебно-психологической экспертизой, дают возможность классифицировать экспертные исследования по направлению:

психических процессов (особенности восприятия памяти, мышления, воображения и др.);

психологических состояний (познавательных, волевых, эмоциональных);

психологических свойств (темпераментом, характера, способностей и др.).

Важнейшими видами или разновидностями судебно-психологической экспертизы является:

1. судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних;

2. судебно-психологическая экспертиза совершеннолетних лиц для установления особенностей их психических процессов, состояний и свойств.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых используется судебно-психологичеекая экспертиза:

определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях;

установление способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника;

определение способности верно воспринимать значение для дела обстоятельства и давать о них показания;

определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления;

установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству;

установление обстоятельств, связанных с управлением техникой;

определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.

Формы использования специальных психологических познаний

Понятие "специального познания" появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания использования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих специальными знаниями в науке, технике, искусстве и ремесле (статья 74 - 78 УПК РФ).

Психологические познания - это система сведений о закономерностях возникновения и развития психики, о психических явлениях (процессах, состояниях, свойствах), деятельности человека и его поведении.

На предварительном следствии процессуальными формами использования специальных психологических познаний являются:

а) участие специалиста психолога в производстве процессуальных действий (ст. 133 УПК РФ);

б) назначение и производство судебных экспертиз (ст. 78 УПК РФ).

Специалист-психолог - это лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий. По УПК РСФСР специалист может участвовать в допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 133), а по усмотрению следователя от 14 до 16 лет (ст. 159, 285, 397), выемки и обыски (ст. 170), осмотре (ст. 179), осмотре трупа (ст. 180), получении образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК РСФСР).

В статьях, регулирующих порядок допроса, участие специалиста не оговаривается, исключение составляет лишь обязательное привлечение педагога к допросу несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет и факультативное участие специалиста (педагога) в допросе свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ст. 159 УПК РФ). УПК РФ требует обязательного участия педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) старше 14 лет, если он признан умственно отсталым (ст. 397 УПК РФ). На наш взгляд, участвующий в уголовном судопроизводстве педагог или врач привлекается для решения психологических задач, лишь при достаточной психологической подготовке.

Специалист психолог может принять участие в осмотре, в том числе в осмотре места происшествия до возбуждения уголовного дела.

Наиболее эффективной могло бы быть участие психолога в осмотре места происшествия по делам об убийствах, изнасилованиях, посягательствах на общественное и. личное имущество граждан.

Целесообразным является участие психолога в осмотре места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), он может оказать помощь в воспроизведении психологической стороны происшествия. Участие специалиста-психолога будет ценным в допросе свидетелей, потерпевших, при очной ставке, следственном эксперименте и др. процессуальных действиях. Психолог помогает более эффективно провести допрос лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, особенно такая помощь необходима при допросах умственно отсталых субъектов.

Специалист-психолог помогает следователю установить психологический контакт с допрашиваемым (обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, и др.), оказать активное психологическое воздействие на лицо, подлежащее допросу, выявить отдельные качества и психологические особенности субъекта расследования (темперамент, характер и др.).

Психолог может участвовать в обыске, с его помощью будут определены возможные места сокрытия поиска, психологические особенности личности обыскиваемого (характер, темперамент; тип мышления и др.), его реагирование на действия следователя.

Необходимо участие психолога в предъявлении для опознания. Психолог обращает внимание на следователя, на особенности личности опознающего, определяет тип опознания, помогает ликвидировать конфликтные ситуации, установить психологические барьеры для опознания и т.п.

Специалист-психолог может участвовать во всех следственных действиях по усмотрению органа, ведущего расследование.

Важнейшей формой применения достижений психологической науки является назначение и проведение судебно-психологической экспертизы.

Действующее законодательство подробно регламентирует производство экспертизы (ст. 79 - 82; 184-194 УПК РСФСР).

Эксперт-психолог активно участвует в процессе доказывания, и его права и обязанности четко определены процессуальным законом. В соответствии со ст. 82 УПК РСФСР он вправе:

ознакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

с разрешения следователя присутствовать при производстве допроса и других процессуальных действиях и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.

Эксперт психолог обязан явиться по вызову лица производящего расследование, и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. В случае отказа или уклонения эксперта-психолога от выполнения своих обязанностей без уважительных причин или даче им заключения заведомо ложного, он несет ответственность по ст. 181, 182 УПК РСФСР.

Судебно-следственной практике известны случаи непроцессуального использования специальных психологических познаний.

Непроцессуальная форма участия сведущих лиц в расследовании преступлений не регулируется нормами УПК, а осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по усмотрениям следователя (организационно-тактические действия). Непроцессуальная форма использования специальных познаний психолога включает в себя консультации следователя по вопросам, требующим специальных психологических познаний, составление различных справок по поручению следователя, использование результатов внесудебного психологического исследования.

Консультант-психолог - это сведущее в психологии лицо, не имеющее четко определенного процессуального статуса (как эксперт или специалист), но применяющее свои социальные знания для разъяснения следователю и суду значимых для дела фактов и обстоятельств с позиции психологической науки.

Психолог-консультант помогает правильно понять причинно-следственные связи, специфику поведения людей в конкретной обстановке, выработать комплекс действий. Психолог информирует следователя о закономерностях протекания тех или иных психических процессов, психических типичных состояний, устойчивых психических особенностях личности.

Психологическая консультация может предшествовать назначению судебной психологической экспертизы и состоять в оказании помощи следователю в формулировке вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом- психологом, в определении предмета исследования и др.

Психологические консультации могут осуществляться на всех стадиях предварительного расследования.

Консультации психолога не носят характер выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного преступления, но помогают следователю получать некоторую предварительную, важную для расследования информацию. Знакомясь с представленной в устной или письменной форме информацией, психолог анализирует, синтезирует, конкретизирует ее, т.е. проводит мысленное исследование. Он помогает интерпретировать полученные сведения о личности преступника, свидетеля, потерпевшего, оказывает профессиональную помощь в разработке версии о причастности, в выявлении мотивов преступления, установлении психологических причин, способствующих совершению преступления и другое. В связи с этим, перспективным направлением использования консультаций психолога является создание психологических консультационных кабинетов на базе кафедр психологии высших учебных заведений.

Консультационная деятельность психолога может оформляться в виде письменной справки, которая не является экспертным заключением.

2. Назначение судебно-психологической экспертизы

Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую экспертизу, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность следственного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь составлять экспертное заключение с результатами расследования.

В отличие от судебно-психиатрической экспертизы, где на протяжении более ста лет приемы и способы экспертного изучения шлифовались огромным количеством врачей, систематически выполняющих функции эксперта, у психологов нет не только специализированных подразделений, но даже определенной квалификационной подготовки в системе обучения. Поэтому к оценке психического состояния здорового человека в связи с его участием в событии преступления привлекаются, лица компетентные лишь в одной из областей психологии. Следователь должен исходить из предпочтительности их основной профессиональной специализации. Это могут быть сотрудники кафедр психологии вузов и университетов, а также педагоги, имеющие подготовку в области дефектологии. Особенности эмоционального состояния лучше устанавливать с помощью психолога работающего при психиатрических учреждениях. Наиболее компетентными бывают психологи больниц, на базе которых функционирует судебно-психиатрические отделения.

Участвуя в обследовании под экспертных больных, психолог накапливает опыт анализа противоправного поведения, что бывает совершенно необходимо для оценки эмоциональных реакций, возникающих в связи с событиями преступления. Практика судебно-психологических экспертиз показывает, что психологу, не знакомому с особенностями криминального поведения человека, бывает трудно ориентироваться в чувствах, лежащих в основе преступного побуждения, также как и в аффектах, сопровождающих преступные посягательства. Ориентируясь на собственное правопослушное мировоззрение, психолог невольно оценивает, например, гнев преступника, перенося следствие на причину (если действие было столь разрушительным, то, вероятно, причина, его побудившая, должна быть весьма значительной). Равно как и страх жертвы невольно соотносится с собственной предположительной реакцией на аналогичные обстоятельства. Другими словами, лично житейский опыт может вредить психологу в оценке столь субъективного явления, как чувство другого человека, и отрицательно складывается на истинности экспертного заключения. Необходимо иметь известное профессиональное хладнокровие, чтобы, отрешившись от неприязненного отношения к преступнику и сочувствия к его жертве, в рамках объективных признаков доказать наличие либо отсутствие душевного волнения, депрессивности настроения или аффектогенного сужения сознания.

Следователь наделен правом выбора эксперта, ибо экспертом специалист (в том числе и психолог) становится лишь с момента вынесения постановления.

При этом психолог может быть вызван в учреждение, где проводится расследование (кабинет следователя), либо подэкспертный направляется по месту работы психолога. Закон не оговаривает точного количества специалистов, которым следует получать производство психологической экспертизы, однако опыт показывает, что их должно быть не менее двух. Возможность обмена мнениями и коллегиальность суждений в значительной мере уменьшают затруднения и ошибки единоличного исследования.

В юридической литературе по вопросу о моменте назначения судебно-психологической экспертизы высказывались различные точки зрения. Одни авторы считают, что судебно-психологическая экспертиза эмоционального состояния (аффекта, стресса и др.) должна назначаться на начальном этапе расследования, когда наиболее полно сохранились в сознании очевидцев внешние признаки аффекта, и кроме того, это состояние можно установить путем психологического исследования обвиняемого, так как в его психике остаются следы пережитого аффекта.

Предпочтительнее другая точка зрения - экспертизу целесообразно назначать на ранних этапах предварительного следствия. Представляется, что судебно-психологическая экспертиза должна проводиться тогда, когда следователь выяснил и изучил все обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Важнейшим этапом назначения судебно-психологической экспертизы является четкое определение вопросов, которые необходимо разрешить путем судебно-психологического экспертного исследования. Вопросы, поставленные на разрешение эксперта-психолога, определяют направление и объем судебно-психологической экспертизы, к ним должны предъявляться определенные требования. Прежде всего, эти вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированными, поставленными в логической последовательности.

2.1. Понятие и содержание судебно-психологической экспертизы

Понятие судебно-психологической экспертизы может быть дано посредством конкретизации общего определения судебной экспертизы, с учетом ее родовых признаков.

Судебно-психологическая экспертиза - это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - экспертом в отношении человека - субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога

Понятно, что специфика данной экспертизы обусловливается характером и особенностями науки психологии - как отрасли знания, теоретически и экспериментально разрабатываемой основные психологические проблемы (т. е. такие, основным объектом которых является человек, его психика).

Современной психологии свойственна “разветвленность”; сложились целые подотрасли психологической науки - инженерная психология, геронтопсихология, клиническая, педагогическая, социальная, юридическая (в том числе судебная) психология и целый ряд других. Каждой такой подотрасли свойствен свой частный предмет, выработаны специальные методы исследования. В то же время теоретической и методологической базой для всех подотраслей психологии является общая психология, разработанный ею категориальный и понятийный аппарат, общие методы психологического исследования. Данный тезис справедлив и в отношении теории судебно-психологической экспертизы.

Поэтому, чтобы уяснить специфику судебно-психологической экспертизы необходимо знать фундаментальные характеристики общей психологии как базы развития теории судебно-психологической экспертизы. Это позволит более точно определить объект, общий и частные предметы экспертизы, содержание методов исследования.

В качестве базовых характеристик психологии могут быть названы категории, принципы и постулаты психологического исследования

К числу основных категорий относят следующие, отражение, деятельность, общение, личность.

Психология исследует прежде всего структуру, особенности содержания и функционирования психического отражения на различных уровнях. В реальной жизни психическое отражение невозможно вне определенной деятельности и общения человека. Все перечисленные категории не имеют никакого психического содержания без его носителя - человека. Поэтому категория “личность”, имея собственное содержание, выступает как системообразующий фактор для других. Личность в психологии изучается в различных “срезах” - эмоциональном, интеллектуальном, волевом. В свою очередь, каждая из названных сфер может быть охарактеризована через определенные свойства (постоянные, статичные характеристики личности), состояния (ограниченные периодом времени), процессы (динамичные, развивающиеся во времени характеристики) [Подробнее об этом см. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М. 1984. С. 92—104, 112—114 и др.].

Судебно-психологическая экспертиза также оперирует названными категориями; более того, они выступают критериями выделения частных предметов различных видов психологических исследований (психологическая экспертиза эмоциональных состояний, экспертиза личностных свойств, экспертиза отражения внешних и внутренних сторон события и т. д.).

Всякое психологическое исследование строится на определенных принципах, разработанных общей психологией. К их числу относят системность психики, структурированность психики, детерминированность психических явлений

Принципы представляют собой основополагающие методологические начала, которые лежат в основе как формирования частных предметов видов экспертиз, так и метода психологического исследования в целом.

Постулаты общей психологии важны для построения специальных методов психологического исследования. В качестве постулатов выделяют: соответствие выводов фактам реальной действительности, проверяемость выводов, прогностическую функцию психологического исследования.

Соответствие психологической экспертизы постулатам означает, что любой специальный метод, применяемый в ходе исследования, должен быть апробирован, научно обоснован, а используемая экспертом методика позволяла бы не только выявить свойства, состояние личности в момент исследования, но и дать профессиональную оценку на будущее или прошедшее время (последнее особенно актуально для судебно-психологической экспертизы — в большинстве случаев эксперт вынужден исследовать событие, действие, имевшее место в прошлом).

Таким образом, для содержания судебно-психологической экспертизы — как специального психологического исследования — важнейшей характеристикой является соответствие разработанным общей психологией категориям, постулатам, принципам. В ходе любого психологического исследования (экспертизы в том числе) применяются психологические законы и закономерности, а общий объект и общий предмет произведен от объекта и предмета общей психологии.

Подчеркнем, что понятия психологического исследования и судебно-психологической экспертизы не совпадают. Всякая судебно-психологическая экспертиза есть специально психологическое исследование, но не всякое психологическое исследование является судебной экспертизой. Психологическое исследование составляет ядро экспертизы и подчинено принципам, законам и закономерностям науки психологии.