Руководства, Инструкции, Бланки

закон 107н от 12.11.2013 образец платежного поручения img-1

закон 107н от 12.11.2013 образец платежного поручения

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заполняем поле 104 в платежном поручении (нюансы)

Заполняем поле 104 в платежном поручении (нюансы) Что указывается в поле 104

В поле 104 платежного поручения может фиксироваться:

  • КБК, что означает «код бюджетной классификации» (п. 3 приложения № 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н).
  • 0 — при отсутствии КБК либо в случаях, когда денежные средства переводятся на счета, указанные в п. 2 приложения № 4 к приказу № 107н.

Применение 2-й нормы актуально в случаях, когда платеж зачисляется на балансовый счет:

  • 40501 (открывается для организаций в федеральной собственности);
  • 40601 (открывается для организаций в любой форме государственной собственности, кроме федеральной);
  • 40701 (открывается для негосударственных организаций);
  • 40503 (открывается для НКО, находящихся в федеральной собственности);
  • 40603 (открывается для НКО, находящихся в любой форме государственной собственности, кроме федеральной);
  • 40703 (открывается для НКО, которые не принадлежат государству).

Таким образом, чаще всего в поле 104 указывается именно КБК. Он должен быть корректным, прежде всего, с точки зрения структуры.

КБК — основной вид данных в поле 104: как он должен выглядеть

КБК, которые необходимо фиксировать в поле 104, должны быть:

  • 20-значными;
  • идентифицирующими администратора доходов в бюджет (за это отвечают первые 3 цифры), группу дохода (4-я цифра), вид дохода (5-я и 6-я цифры), статью и подстатью дохода (7–11-я цифры), уровень бюджета, в который зачисляется доход (12-я и 13-я цифры), способ сбора дохода (14–17-я цифры), экономический тип дохода (18–20-я цифры).

Если привести в соответствующем реквизите платежки КБК иной структуры, поле будет считаться заполненным неверно.

Правовые последствия указания неверного КБК рассмотрим чуть позже, а пока изучим основные источники права, в которых утверждаются коды бюджетной классификации.

В каких источниках права утверждаются КБК

Главный источник права, в положениях которого утверждаются (а также с разной периодичностью меняются) КБК, — приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Данный НПА, в свою очередь, сформирован в целях исполнения положений Бюджетного кодекса РФ в части регулирования классификации доходов и расходов национального бюджета государства.

Однако КБК, зафиксированные в приказе № 65н, в большинстве случаев представлены не в том виде, в котором их следует указывать в поле 104. Более того, систематизация КБК, принятая в приказе № 65н, в ряде случаев довольно сложна для восприятия. В связи с этим сведения, содержащиеся в приказе № 65н, очень часто требуют дополнительного разъяснения ведомствами, которые администрируют тот или иной вид платежа в бюджет.

Изучим, каким образом подобные задачи решаются органами, контролирующими выполнение наиболее распространенных финансовых обязательств коммерческих фирм перед бюджетом РФ, а именно:

  • уплату налогов;
  • перечисление в бюджет страховых взносов.

Начнем с налогов — доходов бюджета, которые администрируются ФНС.

НПА по КБК для налогов

ВНС России систематизирует нормы приказа № 65н, в котором утверждаются КБК, принимая различные подзаконные правовые акты. Так, в рамках данного направления работы налоговики издали серию приказов, опубликованных 30 декабря 2014 года:

Данные НПА включают КБК, которые в 2015 году должны указываться налогоплательщиками в поле 104 в требуемой 20-значной структуре, рассмотренной нами выше.

КБК для страховых взносов также устанавливаются в различных редакциях приказа № 65н. Администрируются данные платежи 2-мя ведомствами: ПФР, который отвечает за пенсионные и медицинские взносы, и ФСС, компетентным в области контроля за уплатой взносов на социальное страхование (п. 1 ст. 3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

НПА по КБК для страховых взносов

Однако далеко не всегда указанные госструктуры с целью разъяснения корректных КБК публикуют нормативно-правовые акты, как в случае с ФНС. Так, например, ПФР, систематизировав КБК по пенсионным и медицинским страховым взносам на 2015 год, ограничился выпуском информационного письма без каких-либо реквизитов. ФСС и вовсе разместил соответствующие данные на сайте.

Таким образом, если нет времени в деталях изучать положения приказа № 65н, для того чтобы оперативно получать информацию из ПФР и ФСС о КБК по взносам, которые администрируются данными ведомствами, полезно осуществлять мониторинг сайтов данных структур либо запрашивать КБК непосредственно в фондах.

Существует ли корреляция КБК с другими реквизитами платежки

В общем случае прямой зависимости между КБК и иными реквизитами платежного поручения законодатель не устанавливает. Однако НПА, предписывающие налогоплательщикам соотносить указание КБК с другими полями платежных поручений, издаваться все же могут.

Так, Минфин России в письме от 16.01.2015 № 02-08-10/800 фиксирует зависимость между КБК и реквизитом 101 — показателем статуса плательщика в отношении налога на прибыль и земельного налога для юридических и физлиц.

В письме № 02-08-10/800 указано, в частности, что организациям, являющимся участниками консолидированных групп налогоплательщиков (или КГН), недопустимо указывать статусы, отличные от 21 и 22, при составлении платежек с КБК:

  • 000 1 01 01013 01 0000 110 (для налога, перечисляемого в федеральный бюджет);
  • 000 1 01 01014 02 0000 110 (для налога, перечисляемого в региональные бюджеты).

В свою очередь, налогоплательщики, не зарегистрированные как участники КГН, не могут использовать статусы 21 и 22 при использовании КБК, установленных для налога на прибыль в федеральный или региональный бюджеты.

Пренебрегать получением данных о корректном КБК не стоит. При неверном указании соответствующего реквизита в поле 104 могут возникнуть весьма нежелательные с точки зрения финансового положения фирмы последствия. Какими они могут быть?

Последствия неверного указания КБК налогоплательщиком

Если налогоплательщик зафиксирует в платежке некорректный КБК, это может привести к следующим правовым последствиям:

  • сумма будет отнесена к невыясненным поступлениям (как правило, в тех случаях, когда указанный в платежке КБК не имеет соответствия в перечнях, утвержденных свежей редакцией приказа № 65н);
  • сумма будет зачислена в бюджет иного уровня, другого муниципального образования либо ведомства, например в ПФР вместо ФСС (это возможно, если вместо нужного КБК указан другой — вследствие ошибки либо по незнанию).

Таким образом, сумма, которую перечисляет со своего расчетного счета налогоплательщик, как правило, все-таки попадает в бюджет, даже если КБК указан неверно. Если точнее, она поступает на счета Федерального казначейства, откуда затем распределяется по адресатам.

Однако в ряде случаев может возникнуть необходимость содействовать казначейству в ее перенаправлении в компетентную государственную структуру либо в бюджет соответствующего уровня (письмо Минфина России от 29.03.2012 № 03-02-08/31). Сделать это можно, направив в орган, администрирующий платеж (ФНС, ПФР либо ФСС), заявление об уточнении реквизитов платежки. В каком порядке осуществлять подобные обращения, расскажем чуть позже.

А пока попытаемся ответить на вопрос, стоит ли опасаться начисления пеней и штрафов со стороны государства в случае, если денежные средства, внесенные в бюджет, вследствие ошибок при указании КБК попадут не по адресу?

Прецеденты, свидетельствующие о том, что госструктуры охотно штрафуют невнимательных налогоплательщиков, встречаются регулярно. Однако если фирма решится подать на государственные органы, администрирующие платежи и наложившие санкции за неверный КБК, в суд, то с высокой вероятностью выиграет дело.

В большинстве случаев суды, основываясь на буквальном толковании норм, в частности, п. 3 ст. 45 НК РФ, признают взыскание штрафов и пеней незаконным, если плательщик фактически перевел необходимую сумму в бюджет, пусть и с неточным КБК.

Полезно будет рассмотреть соответствующую арбитражную практику, а также иные правоприменительные нюансы, касающиеся заполнения поля 104, подробнее.

Может ли ФНС начислить пени и штрафы за уплату налога по неверному КБК

Если ФНС начислит пени по налогу, который внесен налогоплательщиком в бюджет платежкой с неверным КБК, суды также с высокой вероятностью признают это действие незаконным.

Так, в рамках арбитражного дела № А32-31731/2012 индивидуальный предприниматель заполнил платежное поручение на уплату УСН, однако привел в нем КБК, который на момент платежа уже не действовал. При этом в поручении было указано, что денежные средства перечисляются за 4-й квартал 2010 года.

Узнать актуальные КБК по УСН, а также ознакомиться с иными нюансами уплаты данного налога вы можете в статье «Авансовые платежи по УСН: расчет, сроки уплаты, КБК» .

Предприниматель направил в ФНС заявление, в котором попросил перенаправить денежные средства на актуальный КБК. ФНС выполнила данную просьбу, но одновременно наложила на ИП санкции за ненадлежащее исполнение законных обязательств по уплате УСН в виде пеней, величина которых составила более 70 000 руб. ИП обратился в суд, намереваясь признать соответствующее требование ФНС недействительным.

Суд в 3 инстанциях встал на сторону ИП. Так, например, кассационная инстанция отметила, что в соответствии с п. 4 ст. 45 НК РФ обязательства по уплате налога могут быть признаны невыполненными, только если налогоплательщик некорректно укажет счет Федерального казначейства, а также название банка получателя платежа. В то время как о КБК в положениях п. 4 ст. 45 НК РФ ничего не сказано.

Суды также отметили, что в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ налоговые органы обязаны принимать от плательщиков заявления и корректировать распределение денежных средств, перечисленных в бюджет. При этом решение об уточнении соответствующего платежа ФНС должна принять на день фактического перечисления налога в бюджет.

Получается, что значимых правовых последствий вследствие неверного указания КБК в налоговой платежке, способных негативным образом отразиться на финансовом положении фирмы, законодательство РФ не предусматривает. Самое главное — в разумные сроки (какие именно, в текущих законах, однако, не сказано) направить в ведомство, администрирующее платеж, необходимые разъяснения. Если к моменту обнаружения ошибки в КБК государство начислит штраф или пени, это можно будет оспорить в суде.

Таким образом, некорректный КБК при уплате налогов не критичен. Но при условии, что будет верно указан ключевой реквизит платежного поручения — счет получателя. Данной позиции придерживается Минфин России в письме от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27997.

Может ли ПФР выставлять требования по взносам при некорректном КБК

Прежде всего, стоит отметить, что в соответствии с подп. 4 п. 6 ст. 18 закона № 212-ФЗ обязанность по перечислению страховых взносов в ПФР, ФСС либо ФФОМС считается неисполненной, если плательщик неверно указал:

  • счет Федерального казначейства;
  • название банка получателя;
  • КБК.

А также при условии, что ошибки привели к неперечислению денежных средств в бюджет фонда на счетах Федерального казначейства.

Таким образом, в отличие от положений ст. 45 НК РФ нормы закона № 212-ФЗ, в принципе, предполагают включение неверного указания КБК в перечень критичных ошибок. Однако арбитражная практика, отражающая взаимодействие плательщиков и ПФР, — на стороне первых.

Так, согласно арбитражному делу № 40-118855/2014 компания-истец подала в суд на ПФР, намереваясь признать требования фонда об уплате взносов недействительными. Поводом для вынесения ПФР соответствующих требований стало неверное указание плательщиком КБК в соответствующем поручении.

В качестве доказательства в суде фирма предъявила платежки, которые свидетельствовали о факте перечисления страховых взносов в бюджет, однако содержали некорректные КБК.

Суды 3 инстанций посчитали, что фирма выполнила требования закона о своевременном перечислении в бюджет соответствующих платежей, и удовлетворили ее иск.

Примечательно, что ПФР пытался уличить налогоплательщика в невнимательности при заполнении реквизитов, в частности поля 104. Однако подобные доводы были отклонены кассационной инстанцией (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.04.2015 № Ф05-4243/2015).

Судьи установили, что законодательство РФ не ставит факт признания обязательств страхователя по уплате соответствующих взносов в зависимость от корректного указания КБК в платежке. Как посчитали арбитры, указание неверных КБК не может быть основанием для признания обязанности фирмы неисполненной, поскольку ее денежные средства так или иначе поступили на счет ПФР.

По всей видимости, судьи все же принимают во внимание тот факт, что на практике при условии корректности иных реквизитов КБК сам по себе практически не влияет на успешность зачисления средств на счета Федерального казначейства. Таким образом, норму, которая содержится в подп. 4 п. 6 ст. 18 закона 212-ФЗ и отражает возможность неперечисления взноса по адресу вследствие некорректного КБК, суды могут рассматривать как бесполезную с точки зрения правоприменительной практики.

Следовательно, текущие нормы закона и арбитражная практика в части признания обязательств плательщика перед ПФР невыполненными в силу указания некорректного КБК могут расходиться. С одной стороны, положения закона № 212-ФЗ формально дают ПФР право посчитать, что фирмой, указавшей неверный КБК, взнос не уплачен. С другой — арбитражные суды встают на сторону налогоплательщиков.

Последствия неверного указания КБК при регистрации фирмы

Необходимость указывать КБК может возникать не только у действующих, но и у будущих организаций или ИП. Так, при государственной регистрации ИП или юрлица требуется уплатить госпошлину. Соответствующее платежное поручение будет включать поле 104, в котором должен быть указан корректный КБК, а именно:

  • 182 1 08 07010 01 1000 110, если регистрацию осуществляет ФНС;
  • 182 1 08 07010 01 8000 110, если регистрацию осуществляет МФЦ.

Если фирма ошибется в КБК, это может послужить поводом для отказа государственного органа в регистрации бизнеса. Такой вывод можно сделать исходя из правовой аналогии с постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2015 по делу № А50-13783/2014. В нем суд установил, что платежное поручение с неверным КБК не позволяет удостовериться, что денежные средства ушли именно на регистрацию фирмы.

Пошлину, перечисленную в бюджет по неверному КБК, впоследствии можно вернуть. Для этого налогоплательщик должен представить в регистрирующее ведомство доказательства того, что соответствующие денежные средства были зачислены на счета Федерального казначейства (письмо Минфина России от 30.06.2010 № 03-05-06-03/83). Также ее можно зачесть, но при условии, что она будет направлена на то же регистрационное действие, которое не удалось осуществить в 1-й раз.

Указан неверный КБК: в какое ведомство направлять заявление об уточнении

Рассмотрим порядок действий налогоплательщика по исправлению соответствующей ошибки в случае указания в платежном поручении неверного КБК.

Куда нужно обращаться, обнаружив ошибку в платежке, в частности при указании КБК, с заявлением об уточнении перевода? Возможны 2 варианта:

  • в ведомство, которому платеж был изначально адресован;
  • в ведомство, администрирующее налог или взнос, который соответствует КБК, указанному в платежном поручении.

1-й вариант подходит для тех случаев, когда в платежке был приведен совершенно некорректный КБК либо, например, не указан вовсе. Если в поручении зафиксирован орган, в который направлялся платеж, то обращаться с просьбой скорректировать платеж нужно именно туда (п. 7 ст. 45 НК РФ, п. 2 ст. 17 закона № 212-ФЗ).

В свою очередь, если плательщик ошибся с КБК, но указал тот, который соответствует одному из действующих налогов, взносов или сборов, может возникнуть необходимость обращаться с целью корректировки именно в то ведомство, которое администрирует платеж по данному КБК.

Так, в рамках арбитражного дела № А40-1065/14 истец предпринял попытку восстановить свое право на возврат переплаты в бюджет по страховым взносам, которая возникла вследствие указания в соответствующих платежных поручениях КБК по налогам. То есть платеж, с одной стороны, был предназначен ПФР, но КБК были указаны те, которые предполагают перевод средств в ФНС по налогу.

В итоге денежные средства попали в Федеральном казначействе в разряд невыясненных. Фирме пришлось уплатить взносы в ПФР повторно, однако суммы, которые соответствовали «налоговым» КБК, плательщик решил вернуть.

Компания обратилась в ИФНС с заявлением о возврате соответствующего платежа. Однако налоговики отказались его принимать, отправив заявителя в ПФР. Сразу обратиться в ПФР налогоплательщик не смог. К моменту обращения фирмы в фонд истекли 3 года, в течение которых можно было по закону вернуть переплату. В результате ПФР отказал налогоплательщику в возмещении денежных средств.

Суды 1-й и 2-й инстанций подтвердили позицию ПФР. Однако кассационная инстанция — Арбитражный суд Московского округа — в постановлении от 27.05.2015 № Ф05-5994/2015 вынесла иное решение.

Кассация указала, что согласно ст. 160.1 БК РФ полномочия в части принятия решений о возврате переплат возложены на администратора доходов. Поскольку в платежном поручении по страховым фондам, которое составил истец, был указан «налоговый» КБК, суд посчитал, что именно ФНС должна была стать администратором соответствующего дохода. В связи с этим налоговики не должны были отказывать плательщику в возврате ошибочно переведенных денежных средств.

В результате арбитраж установил, что 3-летний срок возврата платежа истцом пропущен не был, и предписал ФНС выплатить налогоплательщику излишние платежи.

Другие статьи

Минфин придумал новые правила заполнения платежек по налогам

Минфин придумал новые правила заполнения платежек по налогам
  • Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н
    "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2013 N 30913)
Спецпредложения

С 2017 года изменится порядок составления налоговых платежек

С 2017 года изменится порядок составления налоговых платежек

Минфин РФ подготовил поправки в правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему.

Текст соответствующего ведомственного приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, правила указания реквизитов в налоговых платежках утверждены приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н.

В министерстве поясняют, что необходимость внесения изменений в эти правила связана с передачей с 2017 года ФНС РФ полномочий по администрированию страховых взносов .

Кроме того, проект приказа предусматривает введение дополнительного типа идентификатора сведений о физическом лице – номера мобильного телефона.

Также будет дополнен перечень статусов плательщиков. в связи с установлением возможности уплаты налогов (сборов) и иных платежей в бюджет третьими лицами.

Предполагается, что этот приказ вступит в силу с 1 января 2017 года.

В «1С:Предприятии 8» новый порядок оформления платежных поручений на перечисление налогов в бюджет будет реализован после утверждения приказа финансового ведомства и его опубликования в установленном порядке. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».

Оформление платежных поручений по уплате налогов в 1С: Бухгалтерии 8

Оформление платежных поручений по уплате налогов в 1С:Бухгалтерии 8.3

Оформление платежных поручений по уплате налогов с 2014 года

Приказом Минфина от 12.11.2013 №107н утверждается новая редакция Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Среди наиболее существенных изменений, внесенных новой редакцией, отметим следующее:

  • сокращен перечень типов платежа при уплате налогов,
  • упорядочены правила по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС,
  • введены правила по указанию уникального номера начисления.

Порядок заполнения платежного поручения зависит от администратора и устанавливается отдельно для налоговых платежей, таможенных платежей и прочих платежей.

Особенности уплаты налоговых платежей

ПЕ в случае уплаты пеней, ПЦ в случае уплаты процентов, 0 -в остальных случаях

При указании КБК налогового платежа значения в списках выбора для заполнения остальных реквизитов будут приведены в соответствие с требованиями Правил. Реквизиты, значения которых можно определить на основе КБК будут заполнены автоматически.

Особенность уплаты таможенных платежей

Оформление платежных поручений по уплате налогов с 2014 года

Приказом Минфина от 12.11.2013 №107н утверждается новая редакция Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Среди наиболее существенных изменений, внесенных новой редакцией, отметим следующее:

Платежи, администратором которых являются налоговые органы (далее налоговые платежи), можно идентифицировать по КБК, который начинается с 182. Именно этот код соответствует администратору доходов -налоговым органам. Правила указания реквизитов при выполнении этих платежей регулируется приложением 2 к Приказу Минфина от 12.11.2013 №107н. В соответствии с новой редакцией Правил в реквизите 110 «Тип платежа» вместо 11 используемых ранее кодов указываются один из следующих:

Также новой редакцией изменен перечень кодов для «Основания платежа» (реквизит 106) и уточнен порядок заполнения реквизитов 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа», 109 «Дата платежа» в случае применения новых кодов. Эти изменения касаются отдельных редких случаев: платежей в рамках процедуры банкротства (код ВУ упразднен, вместо него установлены три кода: ПБ, ТЛ, ЗТ) и инвестиционного налогового кредита (добавлен новый код ИН).

При указании КБК таможенного платежа значения в списках выбора для заполнения остальных реквизитов будут приведены в соответствие с требованиями Правил. Реквизиты, значения которых можно определить на основе КБК будут заполнены автоматически.

Особенности уплаты страховых взносов с ФОТ

Плательщики страховых взносов используют код «08» для заполнения реквизита 101 «Статус плательщика». Также установлено требование по заполнению реквизитов 104 «КБК» и 105 «ОКТМО». В полях 106-108 в платежном поручении по уплате страховых взносов в бюджет проставляются 0.

Платежи в фонды относятся к иным платежам. При указании КБК платежа значения в списках выбора для заполнения остальных реквизитов будут приведены в соответствие с требованиями Правил для иных платежей. Реквизит 101 «Статус плательщика» автоматически устанавливается в значение «08», а реквизиты 106-108 устанавливаются в значение 0.

Новой редакцией для таможенных платежей упразднен код основания платежа (реквизит 106) «КВ» и введен код «00» -иные случаи. В соответствии с новыми правилами обычно не требуется указание номера документа (реквизит 108).

Особенности уплаты платежей индивидуальными предпринимателями

Уникальный идентификатор платежа

до 31.03.2014 будет автоматически добавлен в реквизит платежного поручения «Назначение платежа» в формате, предписанном финансовыми органами; с 31.03.2014 будет помещен в реквизит платежного поручения 22 «Код».

Примеры составления платежных поручений на перечисление налогов и иных платежей в бюджет

Для индивидуальных предпринимателей добавлено требование указывать адрес при заполнении реквизита 8 «Плательщик» в соответствии с шаблоном: «[Ф.И.О.] (ИП) //[адрес]//». Такое требование устанавливается для платежей в бюджет (счет получателя 40101), а также в случаях, предусмотренных законом 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В случае если налоговый орган предоставил уникальный идентификатор платежа, то укажите его в поле УИН. При этом уникальный идентификатор

Все это и многое другое Вы сможете узнать записавшись на курсы 1С в нашем учебном центре !

Навигация по записям ЗАЯВКА НА КУРСЫ 282-38-93 288-17-09 Заявка на курсы Название курсов