Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по закаливанию дошкольников img-1

инструкция по закаливанию дошкольников

Категория: Инструкции

Описание

Консультация по теме: Рекомендации по организации закаливания в ДОУ

Консультация по теме:
Рекомендации по организации закаливания в ДОУ
Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации закаливания в ДОУ

Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний.

Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.

Закаливать свой организм необходимо каждому.

  • Систематичность, регулярность.
  • Постепенность.
  • Интенсивность (сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм)
  • Сочетаемость общих и местных охлаждений.
  • Многофакторность природного воздействия (солнце, воздух, вода, земля)
  • Комплексность (прогулки, бег, сон, баня).
  • Учет индивидуальных возможностей.
  • Учет возрастных возможностей.
  • Положительное отношение детей к закаливанию.

Основными природными факторами закаливания являются:

Система закаливающих мероприятий: утренний прием детей на воздухе, утренняя гимнастика на воздухе, облегченная форма одежды, умывание холодной водой в течение дня, промывание носа, физкультурные занятия на воздухе, сон при открытых форточках, занятия физкультурой в носках, воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, босохождение, обливание ног, обтирание тела, обливание тела.

Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Соблюдение правил режима дня.

4.Утренняя гимнастика в проветренном помещении.

6.Оздоровительная гимнастика после сна.

Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.

Основная задача гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность. В теплое время года гимнастика проводится на воздухе. т.е. на улице. Гимнастика в группе проводится в хорошо проветренном помещении. Поэтому, воспитатель перед утренним приемом детей в группу, проветривает помещения.

Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений - упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:

Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь.)

Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Гимнастика после сна.

Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течение 7-10 минут. Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Гимнастика сочетается с воздушными ваннами. После гимнастики ребенок может выйти на несколько минут в групповую комнату, где температура на несколько градусов ниже, чем в спальне ( т.к. во время «тихого часа» групповое помещение проветривается (сквозное проветривание); может пройтись по массажной дорожке, так же применяется босохождение.

- Физкультурные занятия на свежем воздухе.

- Физкультурное занятие в носках.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о. а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°)

К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом (воздушные ванны), закаливание солнцем (солнечные ванны) и закаливание водой (водные процедуры).

В режиме дня – утренний прием на воздухе, утренняя гимнастика на воздухе, физкультурное занятие/досуг на воздухе, дневная и вечерняя прогулка.

Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно-сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, после сна, на физкультурное занятие, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.

В прохладные дни, которые случаются и летом, воздушные ванны очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.

Детей раздевают, оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки…

Весной, в более прохладную погоду, детям можно снять ветровки, остаться в кофте с коротким рукавом и поиграть в подвижные игры. По окончании игры снова одеть ветровки.

В режиме дня – утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурное занятие, во время переодевания детей на сон, на физ. занятие.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…

Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.

Сначала разогревается стопа ребенка - ходьба по дорожкам «здоровья» (фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.

Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.

В режиме дня – во время гигиенических процедур: после улицы, перед приемом пищи, после сна.

Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.

Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

В режиме дня – после приема пищи.

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.

В жаркий летний день во время прогулки можно вынести детский надувной бассейн, обязательно придумать интересную игру, например в «Кораблики», играя с водой, происходит закаливание.

В режиме дня – прогулка.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.

Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот, через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография для педагогов ДОУ.

Конспекты прогулок с художественным словом и методическими рекомендациями для педагогов.

Рекомендации по организации наблюдений в ДОУ

В статье представлены методические рекомндации по организации наблюдений за объектами природы, образец планирования наблюдений за комнатным растением, конспект занятия в группе общеразвивающей направл.

Методические рекомендации по организации питания в ДОУ

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этике.

Методические рекомендации по организации работы в ДОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Проблемы роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей в стране направило педагогов нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.Материал адресо.

Рекомендации по организации автоплощадки в ДОУ

Представлены рекомендации по организации автоплощадки.

Другие статьи

Закаливание дошкольников (Солнечные и свето-воздушные ванны)

Закаливание дошкольников (Солнечные и свето-воздушные ванны)

ИНСТРУКЦИЯ по проведению закаливающей процедуры «Солнечные и свето-воздушные ванны»

Общие сведения
Данная инструкция разработана на основе методических рекомендаций:
• Методической рекомендации: «Закаливание в дошкольных учреждениях» /под. редакцией д.м.н. проф. Змановского Ю.Ф. к.м.н. Кузнецовой М.Н. к.м.н. Лкьянова Ю.Е. НИИ педиатрии АМН ССР ( директор АМН СССР, профессор Студеникин М.Я.)/.
• Методических указаний для слушателей фак. усовершенствования врачей: «Неспецифическая профилактика заболеваний в организованных детских коллективах» /Министерство здравоохранения РСФСР, Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт/. (1991 г.).
• Методических рекомендаций по проведению солнечных и небесных ванн /Городской Дом санитарного просвещения, Городской комитет общества Красного Креста/ (Ленинград 1978 г.).
Световоздушная ванна является одной из специальных закаливающих процедур. Проводится на открытом воздухе во время дневной прогулки. Свето-воздушная ванна должна проводиться ежедневно, при неустойчивой погоде и перепадах температуры наружного воздуха ее продолжительность сокращается. Различают местные и общие свето-воздушные ванны.
Местные свето-воздушные ванны принимаются в процессе утренней гимнастики и физкультурных занятий проводимых на свежем воздухе.

II. Показания и противопоказания
Закаливающая процедура «Солнечные и свето-воздушные ванны» применяется детям от 1,5 и старше днем (с 10.30 до 11.30 часов дня). Противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.
. Методика проведения общих свето-воздушных ванн
1. Детей раздевают до трусиков и маечек (в дальнейшем, через 5-6 процедур, маечки также снимают), на ногах – босоножки и носочки, на голове обязательно должна быть надета панама или косынка.
2. Дети проводят активные игры, занятия в кружевной тени деревьев при температуре +19-200 С для старших и 20-210 С для младших дошкольников по следующей схеме:
1-4 день – 10-15 минут;
5-10 день – 15-30 минут;
11-15 день – 30-50 минут.
3. После принятия ванны детей одевают и продолжают прогулку.
При температуре воздуха выше 220 С дети принимаю свето-воздушные ванны в течение всей прогулки.
IV. Методика проведения солнечных ванн:
Солнечные ванны проводятся через две недели после проведения свето-воздушных ванн, при условии, что процедура переносится детьми хорошо (т.е. отсутствуют отрицательные реакции такие как, дрожь, «гусиная кожа», покраснения или побледнение кожных покровов, учащение пульса).
1. Детей раздевают до трусиков, на ногах – босоножки и носочки, на голове обязательно должна быть надета панама или платок.
2. Выводят под прямые солнечные лучи.
3. Во время принятия солнечных ванн детей занимаю спокойными играми, занятиями. Продолжительность процедуры:
1-4 день – 4-6 минут;
5-10 день – 6-8 минут;
11-15 день – 8-10 минут;
16 и далее – солнечная ванна, продолжительность 10 минут проводится 2-3 раза в течении прогулки.
4. После облучения детей одевают и продолжают прогулку
V. Примечание:
• Не рекомендуется проводить свето-воздушные ванны при температурах воздуха в тени ниже +140 С и выше +270 С и солнечные ванны – ниже +120 С и выше +270 С.
• При температуре воздуха ниже +180 С и скорости ветра 5 м/с и выше (при этом шелестят листья на деревьях) время приема ванн сокращается вдвое.
• Недопустимо принимать свето-воздушные и солнечные ванны лежа и на земле во избежание переохлаждения. что возможно даже при температуре воздуха +220 С.

Свежие новости

Последние советы

Последние статьи

Правила и рекомендации по закаливанию ребенка

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. Основные эффекты закаливающих процедур:

  • укрепление нервной системы,
  • развитие мышц и костей,
  • улучшение работы внутренних органов,
  • активизация обмена веществ,
  • невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего воздуха. При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически,
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,
  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,
  • начинать закаливание в любом возрасте,
  • никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,
  • закаливаться всей семьей,
  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,
  • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”. Начинать закаливание новорожденного можно с 6-7-го дня жизни после осмотра малыша врачом-педиатром.

Закаливающие воздушные процедуры

  1. Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате малыша должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии малыша в комнате.
  2. Прогулки. Летом новорожденных можно выносить на улицу уже с первой недели жизни. Длительность первых прогулок – от 20 до 40 минут. В нашей климатической зоне детей первых недель жизни можно выносить на улицу при температуре воздуха не ниже –5 градусов на 15-30 минут. Постепенно увеличиваю продолжительность прогулок до 1-2 часов. Малыши старше 3-х месяцев хорошо переносят мороз до –10 градусов. А полугодовалые дети могут гулять и при морозе –15 градусов. До 2-3 месяцев ребенка зимой лучше держать на руках, а не в коляске, чтобы не допустить его переохлаждения.
  3. Воздушные ванны во время пеленания. Малыша оставляют голеньким на пеленальном столике, лучше в положении на животе в течение 2-3 минут. Постепенно к 6 месячному возрасту длительность воздушных ванн следует довести до 15 минут, а к году – до 30 минут. Ослабленных детей приучают к прохладному воздуху постепенно: вначале раскрывают только ручки и ножки, а затем тельце до пояса, а через несколько недель – оставляют ребенка раздетого полностью на несколько минут (например, по 5 минут 3-4 раза в день). Летом воздушные ванны следует проводить на открытом воздухе в тени деревьев.

При первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.

Традиционные водные процедуры

Для детей с самого рождения: общие ванны с обливанием. Купают ребенка как обычно при температуре воды в ванне около 37 градусов. Готовят в другой посуде воду для первого обливания температурой на 10 градусов ниже, чем в ванне (около 26 градусов). Вынимают малыша из ванночки, держат его на ладони взрослого спинкой кверху и сначала обливают ему стопы прохладной подготовленной водой, а затем спинку вдоль позвоночника до затылка. Иногда малыши от неожиданности даже вскрикивают или “кряхтят”, но затем быстро привыкают к процедуре. После обливания ребенка промокают, закутывают в простую и байковую пеленки. Через 15-20 минут его переодевают. Рекомендуется каждые 3-5 дней снижать температуру воды для обливаний на один градус, доходя до температуры воды18-20 градусов. Дети более старшего возраста, которые адаптированы к процедуре, сами требуют обливания более холодной водой после теплой ванны или душа.

Обливая малыша, приговаривайте: “с гуся – вода, с (имя ребенка) – худоба!”

Подмывание, умывание. Длятся 1-2 минуты. Вначале их проводят теплой водой (28 градусов), а затем каждые 2-3 дня снижают температуру воды на 1 градус – до 22 градусов. Следить, чтобы ножки малыша перед подмыванием были теплыми! После процедуры заворачивают ребенка в пеленки на 15-20 минут. А затем переодевают.

Для детей с 2-х месяцев: общие влажные обтирания. Вначале готовят кожу ребенка к предстоящей процедуре. Для этого сухой фланелевой пеленкой или кусочком шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 7-10 дней можно приступать к обтиранию водой. Варежку из махровой ткани или полотенце смачивают в воде (35-36 градусов зимой и 33-34 градуса летом), слегка отжимают и обтирают руки – от пальцев к плечу, ножки – от стоп к бедру, грудь, живот, спину. Таким образом достигается сочетание действия массажа и воды. Сразу же после обтирания вытирают смоченную часть тела полотенцем до легкого покраснения кожи. Один раз в 5 дней температуру воды для обтираний снижают на 1 градус, доводя ее до 28 градусов. Продолжительность процедуры – 3-4 минуты. Лучше проводить ее перед дневным сном. Для усиления рефлекторного влияния воды на коже можно использовать раствор соли (1 чайная ложка на стакан воды).

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Основные виды контрастных закаливающих процедур:

  • контрастные ножные ванны,
  • контрастное обтирание,
  • контрастный душ,
  • сауна,
  • русская баня.

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной. Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” - 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей!

Последнее изменение от 30 сентября 2013