Руководства, Инструкции, Бланки

методика руководства строительными играми img-1

методика руководства строительными играми

Категория: Руководства

Описание

Руководство строительными играми

Руководство строительными играми

Руководство строительными играми.

Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи а расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику б обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческих способностей в формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды - отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее - соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой.

Когда разовьтся координация движений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лгок, скользит в руках, малоустойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчение детей. Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все желающие. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета.

Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими и т.п. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер.

Окружающий детей мир ещ сложен для них. Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки - дворики, заборчики и организуют на этой основе игры. У маленьких детей ещ нет опыта строительства, они не могут сами строить.

Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть стульчик, кроватку. Из трх кубиков он тут же делает стульчик. Ребнку воспитатель дат коробку- ящичек, в котором находятся игрушки - кукла, маленький медвежонок и строительный материал - кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал.

После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность примов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей и выражает радость при их успехах. Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх. Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным примам работы. Под руководством воспитателя ребнок 4-5 лет способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем.

У них есть уже и необходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, умение распределять между собой строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки.

Дети 4-5 лет ещ не могут самостоятельно отразить в строительной игре то, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки объясняет, что каждое здание имеет основание - фундамент, на котором возводятся стены. Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагога должны укладывать фундамент. Далее возводятся стены, делаются окна и т.д. Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники осваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства он учит их выбирать тему, определять последовательность возведения постройки с чего начинать, как продолжать, чем закончить е. Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения.

Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр. Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительному планированию строительных игр, постановке цели игры, применение конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.

Руководство играми старших детей в большей мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности.

Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение. Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчтливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные постройки жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствен архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также читать изображения фотографии, рисунки, т.е. выделять в них общее, основное, части и т.д. Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенности рассматриваемого сооружения, составить о нм представления, затем использовать его как основу в строительной игре. Для старших детей большое значение приобретает слово.

Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает ребнку о цели игры, последовательности игровых действий, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у ребнка самостоятельность мысли и поиска.

Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий е участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимые действия, получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания. Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Ребнок хочет, чтобы игровая постройка была похожа на настоящую.

Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для него критериями правильности конструирования. Интересы ребнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководству строите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное воздействие.

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения фотографии, рисунка в объмную постройку, что предъявляет к ребнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в е состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование наглядных пособий иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков, обучение способам перевода плоского изображения в объмную постройку.

Все темы данного раздела:

Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры. создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, чт

Своеобразие сюжетно-ролевых игр
Своеобразие сюжетно-ролевых игр. Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли функции взрослых

Средства изображения в игре
Средства изображения в игре. В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным. Бо

Руководство сюжетно-ролевой игрой
Руководство сюжетно-ролевой игрой. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая е, сохранять самодеятельный

Игры-драматизации и руководство ими
Игры-драматизации и руководство ими. В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны

Своеобразие строительных игр. Их воспитательное влияние
Своеобразие строительных игр. Их воспитательное влияние. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и свя

Хранение строительного материала и пользование им
Хранение строительного материала и пользование им. Воспитатель уделяет большое внимание хранению строительного материала, использованию его ребнком, участию его в уборке материала после игры. Крупн

Своеобразие дидактических игр
Своеобразие дидактических игр. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки е в народной педагогике, которая создала много обучающих иг

Педагогическая ценность дидактических игр
Педагогическая ценность дидактических игр. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить

Настольные игры-пособия
Настольные игры-пособия. К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино тематические игры Где что растет, Когда это бывает, Кому это нужнои др. игры

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

Видео

Другие статьи

Раскройте методику руководства строительными играми на примере организации игр с природным материалом в старшем дошкольном возрасте


Главная | О нас | Обратная связь

Раскройте методику руководства строительными играми на примере организации игр с природным материалом в старшем дошкольном возрасте

Дайте характеристику строительных игр, покажите их значение в развитии детей.

Строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Так же у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

В замысле строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ постройки, проявляют фантазию.

Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

Раскройте методику руководства строительными играми на примере организации игр с природным материалом в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатель сообщает детям о том, что у ее знакомых в квартире живет медвежонок. Они нашли его в лемму полуживого, маленького, одного. Медвежонка взяли домой. Но сейчас он подрос и его стало опасно держать в квартире среди людей. –Почему? (ответы детей)

Дети принимают решение построить зоопарка и забрать туда медвежонка.

Работа над схемой зоопарка.

Воспитатель вносит схему зоопарка и рассматривает ее с детьми. Дети с воспитателем коллективно обсуждают предстоящую постройку.

Вопросы к детям проблемного характера.

- Из какого строительного материала удобнее строить клетки животным?

- Отличаются клетки по размерам или нет? Чем?

- Какими деталями можно украсить вход в зоопарк?

- Из каких деталей строительного материала лучше построить бассейн, кабинет ветеринарного врача, забор, кассу для продажи билетов?

Строительство зоопарка детьми.

Воспитатель делит детей на 2 группы. Одна группа занимается строительством клеток (дети договариваются между собой кто какие клетки будет строить), другая группа строит бассейн, кухню. кабинет ветеринарного врача и другие помещения зоопарка. Затем воспитатель предлагает детям сравнить свои постройки с предложенной схемой зоопарка. После завершения строительства зоопарка, дети объединяют свои постройки и начинают их обыгрывание.

Воспитатель распределяет роли между детьми (проводники, ветеринарный врач, директор зоопарка, рабочие зоопарка).

Строительство различных видов транспорта.

Директор зоопарка (воспитатель) дает задание проводникам: построить какой-либо вид транспорта и на нем отправиться в заповедники других стран, чтобы привести оттуда животных для зоопарка. Остальные дети готовятся к встрече с животными: рабочие убирают клетки, размещают таблички возле клеток (картинки с изображением животных), повар распределяет продукты питания животным, врач готовит лекарства.

Игровой прием (приглашение медвежонка в зоопарк).

Директор зоопарка звонит по телефону своим друзьям и просит их привести медвежонка в зоопарк. Воспитатель передает свою роль директора зоопарка ребенку. Вскоре к зоопарку подъезжают проводники с разными животными. Ветеринарный врач и директор зоопарка осматривают их и размещают по клеткам. Рабочие зоопарка ухаживают за животными (убирают клетки, выводят животных гулять, кормят их). Другие работники зоопарка организуют экскурсии для взрослых и детей. Затем зоопарк расширяется – идет строительство новых клеток, т.к. проводники везут животных из других заповедников.

Подведение итогов конструктивно-игровой деятельности воспитателя с детьми.

В игровой деятельности – усложнение замысла игры:

1) Строительство бассейна, новых клеток, т.к. у белой медведицы родились медвежата

2) Приезд дрессировщиков из цирка для отбора зверей

3) Болезнь слона, вызов других ветеринаров, осмотр и лечение животного

В конструктивной деятельности – усложнение заданий по условиям, использование словесного приема (указание, описание по воображению, по иллюстрациям, вопросы проблемного характера).

Руководство строительными играми

Руководство строительными играми

Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

а) расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;

б) обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческих способностей;

в) формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды - отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее - соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьётся координация движений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, малоустойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчение детей.

Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все желающие. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими и т.п.

Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки - дворики, заборчики и организуют на этой основе игры.

У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трёх кубиков он тут же делает стульчик. Ребёнку воспитатель даёт коробку- ящичек, в котором находятся игрушки - кукла, маленький медвежонок и строительный материал - кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приёмов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей и выражает радость при их успехах.

Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх.

Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно

ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмам работы.

Под руководством воспитателя ребёнок 4-5 лет способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, умение распределять между собой строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки.

Дети 4-5 лет ещё не могут самостоятельно отразить в строительной игре то, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки объясняет, что каждое здание имеет основание - фундамент, на котором возводятся стены. Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагога должны укладывать фундамент. Далее возводятся стены, делаются окна и т.д. Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники осваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства он учит их выбирать тему, определять последовательность возведения постройки: с чего начинать, как продолжать, чем закончить её.

Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения.

Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.

Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительному планированию строительных игр, постановке цели игры, применение конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.

Руководство играми старших детей в большей мере направленно на

сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.

Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д.), воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствен архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также "читать" изображения (фотографии, рисунки), т.е. выделять в них общее, основное, части и т.д.

Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенности рассматриваемого сооружения, составить о нём представления, затем использовать его как основу в строительной игре.

Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у ребёнка самостоятельность мысли и поиска.

Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий её участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимые действия. получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания.

Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для него критериями правильности конструирования.

Интересы ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководству строите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное воздействие.

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков), обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку.

Хранение строительного материала и пользование им.

Воспитатель уделяет большое внимание хранению строительного материала, использованию его ребёнком, участию его в уборке материала после игры. Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном месте комнаты. Детали складываются аккуратно, устойчиво, иначе, рассыпавшись при случайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок 3-4 лет должен брать материал и укладывать его после игры только с помощью воспитателя и под его контролем. Старшие дошкольники должны хорошо знать порядок хранения крупного строительного материала и укладывать его самостоятельно.

Материал среднего размера хранится на открытых полках и стелажах так, чтобы ребёнок мог взять его для игры сам. Мелкий строительный материал для малыша лучше всего хранить в неглубоких ящичках, чтобы можно было видеть все детали и легко доставать их. У детей 5-6-лет мелкий материал хранится в более глубоких деревянных ящиках, куда его аккуратно складывают несколькими рядами.

Воспитетель знакомит ребёнка с порядком хранения строительного материала. учит аккуратно обращатся с ним, самостоятельно использовать его в играх.

Дошкольник не сразу усваивает все требования. Педагог приучает его соблюдать необходимый порядок, поощряет при правильном выполнении его требований, проверяет, как он сложил материал после игры помогает ему. Старшие дети усваивают его указания быстро, но не всегда выполняют их. Воспитатель разъясняет недопустимость нарушения правил хранения и использования, нстойчиво требует наведения должного порядка.

Строительные игры с природным материалом и руководство ими.

Для строительных игр в детском саду широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростник и т.п.

Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки. Малышам для игр даются обычно маленькие формочки и маленькие салочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок.

Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался; ящики-песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют закрываются сетками, чтобы песок не загрязнялся и вместе с тем проветривался.

Старшие дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строят плотины, водопады, крепости. Такими играми дети более охотно занимаются в естественных условиях: на пляже, на берегу реки, озера. Здесь есть возможность использовать большое пространство.

И грая со снегом, младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Старшие дошкольники строят из снега дома, крепости, пароходы, лодки, мосты, украшают участок скульптурами из льда и снега. Воспитатель учит их строить постройки из снега разными способами (из накатанных снежных комов, из снежных кирпичей), побуждает к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и вместе с тем предупреждает чрезмерную двигательную активность, чтобы они не перегревались.

Воспитатель учит детей выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условие расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения пространственных ориентировок. Старшие дети под руководством воспитателей делают из шишек человечков, зверюшек, сооружают для них постройки из веток, тростника.

Таким образом строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.

Дидактичні ігри. Види дидактичних ігор

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр :

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Види дидактичних ігор.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.

По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знкомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А. И.Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

Структура дидактической игры

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Методика організації і проведення дидактичних ігор.

Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется. В трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,

Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Правила игры объясняются до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Рухливі ігри у житті дитини, іх значення для фізичного розвитку дошкільників, розвинення їхньої уваги, виховання колективізму

Рухливі ігри досить важливі для всебічного розвитку дитини. Цінність їх не лише в тому, що вони розвивають рухи дітей, а й у тому, що спонукають малят бути активними, діяльними, міркувати, досягати успіху. Завдяки цим іграм увесь організм дитини втягується в роботу, в неї поліпшується травлення, стає глибшим дихання, зміцнюється нервова система, виховуються такі риси характеру як дисциплінованість, стриманість тощо.

Значення рухливої гри для гармонійного розвитку дітей, проблеми впровадження її в практику роботи ДНЗ вивчають психологи та педагоги. Основоположник теорії фізичного виховання П.Ф. Лесгафт - надавав важливого значення рухливим іграм з правилами - як засобу розвитку само організованості, дисциплінованості дітей. Е.С. Вільчковський працював над проблемою використання рухливих ігор в різних вікових групах, організація та керівництво рухливими іграми з дітьми дошкільного віку. Психологи та педагоги Хухлаєва, Денисенко, Шишкіна, Вавилова, Колесникова, Лейкіна, Тимофєєва, Потєхіна обґрунтували, розкрили, експериментально перевірили значення рухливих ігор для повноцінного розвитку та довели вплив рухливих ігор на розвиток у дітей основних рухів та рухових якостей. Таким чином, рухливі ігри є важливим засобом фізичного виховання дітей дошкільного віку.

Актуальні проблеми, а саме проблеми рухової активізації дітей в сучасних