Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция фсин рф прибор сэмпл ску img-1

инструкция фсин рф прибор сэмпл ску

Категория: Инструкции

Описание

Система электронного слежения и устройство браслетов

Система электронного слежения и устройство браслетов. Справка

В России появился новый вид уголовного наказания – домашний арест. Это стало возможным после введения таких систем электронного слежения за перемещениями человека, как «электронный браслет».

Система электронного слежения позволяет следить за перемещениями человека в течение 24 часов в сутки. что позволило применять ее для установления полного электронного контроля за жизнью осужденного во время его пребывания под домашним арестом.

Система удаленного контроля за осужденными во многих странах стала привычной мерой наказания для мелких грабителей, хулиганов, угонщиков автомобилей. Применение электронных устройств слежения возможно потому, что человек сам заинтересован в их использовании, так как не хочет садиться в тюрьму.

Применяется несколько видов устройств. Наиболее простое и самое дешевое обычно используется для несовершеннолетних преступников. для которых суд посчитал излишним пребывание в тюрьме. Это небольшое техническое устройство, которое подросток должен носить с собой. При выходе из определенной зоны молодой человек обязан позвонить на определенный номер телефона и сообщить о месте своего нахождения. Звонок фиксирует компьютер. Если пройдет 5 минут, и он не позвонит, аппаратура подаст сигнал надзирающему инспектору, который может обратиться в суд с требованием принять меры к нарушителю.

Остальные устройства имеют более сложную конфигурацию, их можно поделить на три основных вида. Первое – устройство контроля по телефонной линии связи. Эта модель состоит из базовой станции и легкого электронного браслета, благодаря чему человек свободно может передвигаться в небольшом радиусе от станции.

Эксперимент по внедрению специальных "электронных браслетов" для контроля за заключенными в Воронежской области

Приемное устройство устанавливается по месту проживания осужденного и требует периодической подзарядки. Задача устройства – фиксировать время входа и выхода человека из помещений и регистрация совершенных им правонарушений, связанных с несоблюдением расписания или попытками повреждения устройства.

Принцип работы электронного устройства по слежению за заключенным прост. Находясь в радиусе действия поля "базы", заключенный не может покинуть эти пределы. Как только он пересечет границу, устройство сразу посылает сигнал на телефон и на компьютер курирующему инспектору.

Второе – аналогичное устройство контроля по сотовой связи. Такая система хороша для города, но она не подойдет для поселков, не охваченных сотовой связью.

Третий вид – устройство постоянного слежения. Состоит из передатчика (браслета), переносного устройства GРS-слежения и стационарное передающее устройство (его устанавливают на месте отбывания наказания, например, в квартире).

Электронный браслет по форме не отличается от обычных электронных часов и состоит из ремешка, который сделан из легкого пластика или резины с отверстиями для регулировки его длины, и небольшой коробочки, в которой установлена электроника и тепловой датчик. Браслет надевается на ногу или руку, закрепляется специальным приспособлением и запускается электронным ключом. Тепловой датчик обязывает подконтрольного носить браслет исключительно на теле, а не в кармане брюк или рубашки, а радиопередатчик фиксирует любую попытку снять его.

Браслет нельзя снять или перепрограммировать. устройство реагирует на разрыв или на прекращение тепла от тела. При попытке снятия браслета на экране монитора слежения появляется сигнал о нарушении.

Устройство рассчитано на эксплуатацию при температуре до 100 градусов по Цельсию, герметичность позволяет погружать его в пресную и соленую воду до 5 метров до 15 минут. Это дает осужденному возможность посещать баню и сауну.

Работает устройство в трех режимах – радиосвязь, спутниковое слежение и комбинированный из этих двух. Если осужденный находится дома, работает стационарный радиопередатчик, похожий на телефон без кнопок. В любой момент через него с осужденным может связаться оператор. Стоит выйти из дома – радиосигнал пропадает и включается тот, что на поясе, – GPS. Есть и модификации браслета со встроенной системой спутникового слежения.

Браслет кодируется на определенное расстояние от дома осужденного – дальше этой границы ему уходить запрещено. Кроме того, устанавливаются и временные ограничения: контролируемый должен точно по расписанию выходить из дома на работу и возвращаться. Если он заболеет, то ему установят специальный временной интервал для визита к врачу.

Переносное устройства GРS-слежения (он похож на мобильный телефон) вешается на плечо или надевается на пояс. Приемник через систему GPS фиксирует координаты местонахождения поднадзорного и передает их на сервер диспетчера при помощи обычной мобильной связи стандарта GSM. В обычном режиме он делает это автоматически каждые четыре часа. Если же происходит нештатная ситуация, срабатывает моментально.

Эксперимент по внедрению специальных "электронных браслетов" для контроля за заключенными в Воронежской области

Контролирует сигнал за своим пультом с компьютером специально обученный оператор.

Нарушителю на приемник приходит сообщение: «Вы превысили допустимое расстояние. Немедленно вернитесь!» Поднадзорное лицо тут же обязано подтвердить получение информации нажатием кнопки и устранить нарушение. Если же этого не происходит – объявляется тревога, за человеком выезжает наряд, а уголовно-исполнительный инспектор решает, какие применить санкции – вплоть до замены условного срока реальным.

У браслетов есть и недостатки: с браслетом проблематично мыться. так как он экранирует от чугунной ванны; с ним невозможно играть в футбол. Любой удар техника расценивает как попытку к бегству.

В последние годы этот вид наказания становится все более популярным. В США электронный мониторинг используется в 49 штатах из 50.

В Европе первыми электронный «домашний арест» стали применять страны Северной Европы. В Швеции браслеты и тотальный контроль на дому вместо тюрьмы могут выбрать те граждане, которых приговаривают к срокам до 3 месяцев. Преимущественно это касается мелких воров и водителей, совершивших аварии. В Германии решение о переводе заключенных под электронный «домашний арест» принимается прокуратурой, опять же преимущественно по просьбе самих осужденных. Причем выбрать браслеты могут не только осужденные на небольшие сроки, но и все, кто может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. В Израиле решение об электронной мере пресечения опять же по просьбе адвокатов может быть принято судом даже в отношении находящихся под следствием подозреваемых.

В последнее время в качестве эксперимента этот вид наказания начали использовать во Франции, Швейцарии, Южной Корее. В Австрии с 2008 года электронные ножные браслеты решили надевать на тех досрочно-условно освобожденных, которых приговаривали на сроки до 3 лет.

В Эстонии с 2006 года заключенные могут досрочно выйти из тюрьмы, надев электронные браслеты. Там принят закон, позволяющий использовать систему электронного контроля над заключенными, освобожденными условно-досрочно.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Другие статьи

Интернет-издание о высоких технологиях

Елена Зарембинская: ФСИН выпустила уникальное оборудование для слежения за осужденными

Елена Зарембинская, начальник управления ФСИН по организации исполнения наказаний, не связанных с лишений свободы, рассказала CNews о внедрении системы электронного мониторинга подконтрольных лиц и объяснила, почему ее ведомство приняло решение наладить выпуск собственного оборудования.

CNews: Зачем потребовалась система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ)? Как Вы пришли к использованию этого решения? Для мониторинга каких категорий осужденных она используется?

Елена Зарембинская: Эта система нам потребовалась в связи с тем, что 27 декабря 2009 г. был принят федеральный закон №377, которым введено в действие наказание в виде ограничения свободы. При этом в статье 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации было закреплено положение о том, что для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных УИИ (уголовно-исполнительные инспекции) вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.В целях реализации вышеуказанных положений закона в марте 2010 г. изданы два постановления Правительства РФ:от 28.03.2010 № 190 «О внесении изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях» и от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы».

В законе прописаны обязательные ограничения –не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования, не менять место жительства или работы без согласия осуществляющего надзор органа. Кроме того, есть дополнительные ограничения, которые назначает суд - не покидать жилище, дом, квартиру в определенное время суток, не посещать какие-то места (это могут быть рестораны, места массового скопления граждан и т.д.).

Проконтролировать исполнение этих ограничений сложно, так как мы не можем у каждого дома или квартиры поставить инспектора, чтобы он наблюдал за осужденным. По этой причине было принято решение о техническом контроле. В настоящее время система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) используется при исполнении наказания в виде ограничения свободы.

CNews: Когда началась реализация на практике?

Елена Зарембинская: В 2010 г. мы разработали всю техническую документацию, и уже в конце 2010 г. начался выпуск пробных образцов средств контроля, которые успешно прошли испытания. В итоге было принято решение о серийном производстве этого оборудования. В конце2010 г. мы уже получили первые стационарные и мобильные контрольные устройства (СКУ, МКУ) для применения к осужденным.

CNews: Расскажите поподробнее о технической части. Что представляют собой устройства СКУ и МКУ?

Елена Зарембинская: Для обеспечения дистанционного надзора у нас применяются два типа оборудования. Стационарное контрольное устройство – это аппарат, внешне напоминающий телефон, который устанавливается в месте проживания осужденного и позволяет контролировать периметр жилища. Мы используем СКУ при ограничении не покидать помещение.

Мобильное устройство напоминает небольшой мобильный телефон, оно все время должно быть при осужденном. Если у человека есть ограничение не покидать территорию муниципального образования, то мы, очертив ему границы, можем контролировать его перемещение в рамках данной территории.

Вместе со стационарным и мобильным контрольными устройствами имеется электронный браслет, который крепится на ногу осужденного. Браслет невозможно снять, каждое устройство программируется в индивидуальном порядке, и снять его может только инспектор/оператор, который осуществляет контроль за данным лицом. Датчики набраслетах определяют координаты по GPS или ГЛОНАСС, а СКУ/МКУ с помощью встроенной SIM-карты отправляет данные на сервер территориального органа, откуда информация поступает в Уголовно-исполнительную инспекцию на пульт оператора, который является контролером того или иного осужденного.

CNews: А если осужденный потеряет мобильное устройство?

Елена Зарембинская: Оператору поступит сигнал тревоги о том, что утрачена связь мобильного контрольного устройства с самим осужденным. Будет проведена беседа с человеком – при каких обстоятельствах произошла утрата этого устройства. В любом случае материал направляется в органы внутренних дел для принятия процессуального решения.В случае умысла будет возбуждено уголовное дело, в рамках которого осужденный будет возмещать ущерб. Если умысла не будет установлено, то ему предъявят иск в рамках гражданского производства о возмещении вреда в добровольном, либо судебном порядке.

CNews: Расскажите подробнее, на какой инфраструктуре работает СЭМПЛ?

Елена Зарембинская: У нас в каждом территориальном органе установлен сервер мониторинга, который аккумулирует сигналы от всех контрольных устройств, которые применяются в данном регионе. От сервера информация поступает в каждую уголовно-исполнительную инспекцию, где находится стационарный пульт мониторинга, на котором осуществляет дежурство оператор. То есть у нас есть единый сервер на регион, а пульт мониторинга установлен в каждой инспекции. Количество инспекций на один сервер разное — от 7 до 72.

CNews: Кто из операторов связи выступает партнером проекта?

Елена Зарембинская: Единого оператора связи, работающего с нашей системой, нет. Выбор в каждом регионе происходил в соответствии с требованиями 94-го федерального закона о размещении заказов. Основным критерием выбора операторов у нас является наибольшая зона покрытия в регионе и наименьшая цена за предоставляемые услуги связи.

CNews: В каких регионах СЭМПЛ реализована?

ЕленаЗарембинская: В конце 2010 г./в начале 2011 г. мы реализовали проект в первых 30 регионах, где у нас было наибольшее количество осужденных к ограничению свободы. В их число попали Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская область, Москва, Самарская область, Пермский край, Воронежская область и ряд других. К концу 2011 г. мы развернули полностью систему в 60 регионах, в первом полугодии 2012 г.система введена в оставшихся.

CNews: Сколько сейчас осужденных попадают под действие этой программы?

Елена Зарембинская: Всего у нас 20 тыс. с небольшим осужденных к ограничению свободы, а применяется на сегодняшний день 8400 контрольных устройств.В наших планах выделить СКУ и МКУ максимальному числу осужденных. Однако существуют проблемы. Например, есть отдаленные регионы (Дальний Восток, горные районы), где плохое покрытие мобильной связи, поэтому там мы не можем применить СЭМПЛ в силу технических обстоятельств.

CNews: Кто занимается производством оборудования?

Елена Зарембинская: У нас создано собственное производство, где осуществляется выпуск оборудования для функционирования СЭМПЛ (серверы, стационарные пульты мониторинга, МКУ, СКУ и электронные браслеты).

CNews: Каков объем поставок?

Елена Зарембинская: В 2010 г. были только опытные образцы: 600 МКУ и 100 СКУ. В 2011 г. нам поставили 20 тыс. контрольных устройств в комплектах с электронными браслетами: 10 тыс. мобильных и 10 тыс. стационарных. Кроме того, серверным оборудованием и стационарными пультами мониторинга обеспечены все наши филиалы.

CNews: А сколько вы тратите на услуги мобильных операторов?

Елена Зарембинская: Партнеры из числа сотовых операторов определяются в ходе открытых региональных конкурсов. В нашей компетенции находятся только те вопросы, которые связаны с применением оборудования.

CNews: Расскажите, пожалуйста, видите ли вы позитивный эффект от внедрения СЭМПЛ? Люди стали реже скрываться от правоохранительных органов, снизилось число рецидивистов?

Елена Зарембинская: Самая главная позитивная вещь – это то, что мы можем контролировать перемещение осужденных. СЭМПЛ дисциплинирует подконтрольных лиц, у нихменьше соблазнов нарушить те или иные ограничения, которые на него возложены судом. Тем не менее, к данному моменту было зарегистрировано 5 тыс. нарушений у таких осужденных, из них 500 - были направлены в места лишения свободы за злостные нарушения. Только если нарушения принимают систематический характер, мы обращаемся в суд с соответствующим представлением. Сравнить с тем, что было раньше, нет возможности, так как подобный вид наказания появился только в 2010 г. а система окончательно введена в действие в текущем году.

CNews: Когда вы внедряли эту систему, наверное, вы смотрели на опыт каких-то других стран.

Елена Зарембинская: Разумеется, мы изучали опыт других государств. Например, я недавно была в Финляндии, там есть аналогичная система, построенная на оборудовании израильского производства ElmoTechItd. Мы тоже его испытывали в Воронеже, Перми и Пскове, но остались неудовлетворены результатами. Разработанная архитектура системы и алгоритм ее работы направлены в основном на работу стационарных контрольных устройств, мобильное контрольное устройство не использует сигналы Российской навигационной системы ГЛОНАСС, программное обеспечение системы не позволяет вводить в нее информацию на русском языке, программно-техническое сопровождение со стороны разработчика возможно только способом свободного доступа по сети Интернет, что недопустимо с позиции защиты информации, основной сервер находится за пределами России, а это также чревато утечками информации.

Следует также понимать, что в Финляндии возможно использование данного решения, потому что там совершенно другие масштабывнедрения: сейчас у них всего 14 осужденных носят браслеты.

ФСИН начала следить за осужденными на расстоянии

Федеральная служба исполнения наказаний РФ в Омской области (УФСИН России по Омской области) для реализации федерального проекта "Система электронного мониторинга подконтрольных лиц" (СЭМПЛ) начала использовать М2М-технологии. Телематическую услугу связи М2М предоставляет компания "МегаФон".

CNews: Почему вы решили создать собственное производство вместо того, чтобы выбрать какого-нибудь российского партнера, который уже занимается производствомтелематического оборудования?

Елена Зарембинская: Если бы такой партнер был, мы бы, конечно, его выбрали. Но дело в том, что рынок вообще совершенно не был готов к серийному производству такого оборудования. В лучшем случае нам предлагали опытный образец, не имея ни производственных площадей, ни каких-либо технических возможностей для полноценного производства. Вхудшемслучае это были просто картинки на уровне проектной документации. Называть по именам компании, к которым мы обращались, я бы не хотела.В итоге, оказалось, что нам проще самим наладить выпуск нужного нам «железа». Следует отметить, что решение является уникальным, так как нигде в мире более не используются мобильные контрольные устройства.

Применение электронного оборудования СЭМПЛ при исполнении уголовного наказания в виде ограничения свободы

Применение электронного оборудования СЭМПЛ при исполнении уголовного наказания в виде ограничения свободы

Применение электронного оборудования СЭМПЛ

В качестве основных перспектив назначения и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы предлагаются указанные ниже действия, способствующие формированию комплексной, единой концепции по совершенствованию системы назначения и исполнения наказаний в виде ограничения свободы с целью обеспечения соответствия мер уголовной ответственности уровню социально-экономического развития государства, криминологической структуре и динамике преступности, в том числе рецидивной, социальной адаптации осужденных, в составной части которой содержится информация о развитии перспективных направлений организационно-управленческой деятельности сотрудников правоохранительных органов, органов, ответственных за назначение и исполнение наказания в виде ограничения свободы.

По состоянию на 1 марта 2014 г. оборудование СЭМПЛ использовалось для контроля более 15 тыс. осужденных к ограничению свободы. С помощью средств электронного контроля и надзора было выявлено свыше 18 тыс. нарушений осужденными режима отбывания наказания в виде ограничения свободы. На основании доказательств, полученных при помощи электронного устройства СЭМПЛ, были направлены в места лишения свободы 2 675 подконтрольных лиц, по представлениям уголовно-исполнительных инспекций установлены дополнительные ограничения 6 471 осужденному лицу. [1, с.701]

Всего в процессе осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля и надзора за лицами, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, сотрудниками УИИ было выявлено свыше 2 000 нарушений, в том числе 1 215 из них — при помощи электронных средств СЭМПЛ.

Стоит обратить внимание на то, что увеличивается количество осужденных лиц, в отношении которых надзор и контроль осуществляется при помощи оборудования СЭМПЛ. Так, если в 2012 г. по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении 470 осужденных были применены электронные браслеты, что, в свою очередь, составляет 12,5 % от всех осужденных к ограничению свободы, которых было 3 770 чел. то уже в 2013 г. — в отношении 4 178 лиц, то есть 47,2 % от 8 851 стоявшего на учете в УИИ осужденного, а в I квартале 2014 г. — в отношении 3 875 лиц, или 48,2 % от 8 044 осужденных.

Следует отметить, что в 2012 г. по Северо-Кавказскому федеральному округу 149 осужденных лиц совершили повторное преступление, а это составляет 4 % от общего числа осужденных, отбывающих наказания в виде ограничения свободы, в 2013 г. — 104 осужденных, или 1,2 %; в I квартале 2014 г. — 20 осужденных, или 0,2 %.

Число осужденных, совершивших повторное преступление, в отношении которых применялись средства контроля СЭМПЛ, от общего числа осужденных, которым судами было вынесено наказание в виде ограничения свободы, составляет соответственно в 2012 г. 0,07 % (3 чел.), в 2013 г. — 0,8 % (73 чел.), в I квартале 2014 г. — 0,2 % (14 чел.). [2,с.89]

На наш взгляд, рост в 2013 г. числа осужденных, совершивших повторное преступление, в частности тех, в отношении которых применялось оборудование СЭМПЛ, может быть связан с действием следующих факторов:

?          суды все чаще стали назначать наказание, не связанное с лишением свободы;

?          произошло увеличение числа осужденных, в отношении которых применялось оборудование СЭМПЛ;

?          электронное оборудование СЭМПЛ, предназначенное для постоянного контроля за поведением осужденных, позволяет раскрывать многие латентные преступления.

В 2012 г. было 3 636 осужденных, которые отбывали наказание в виде ограничения свободы в качестве основного вида наказания, 134 осужденных — в качестве дополнительного вида наказания; в 2013 г. — 8 639 и 212 соответственно, а в I квартале 2014 г. — 7 904 и 140соответственно.

Среди осужденных, которые совершили преступление повторно, практически все из них были осуждены к ограничению свободы в качестве основного вида наказания. Так, повторно ими было совершено 85 преступлений в сфере экономики, 54 преступления против личности, 38 преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Приведенные выше данные указывают на то, что осужденные лица, которые находились под электронным контролем СЭМПЛ, меньше совершали преступлений в сфере экономики (30 против 53). Наряду с этим отмечается увеличение количества совершенных указанными лицами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психоактивных средств (29 против 14). Практически равное количество совершенных преступлений против жизни и здоровья были совершены осужденными указанных категорий (31 против 33).

Необходимо отметить, что совершали преступления в состоянии алкогольного опьянения 49 осужденных в 2012 г. около 50 % осужденных в 2013 г. 21 чел. в I квартале 2014 г. [3, с.2820].

Анализ опросных листов начальников ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике показал следующее:

  1.    Во всех изучаемых нами учреждениях УФСИН России по Чеченской Республике осужденные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы и находящиеся под контролем СЭМПЛ, проверяются каждый день, в том числе в трех учреждениях, что составляет 21 %, — не менее 3 раз в сутки.
  2.    В четырех учреждениях, что составляет 71 %, осужденные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы и не находящиеся под электронным контролем, проверяются ежедневно, в трех учреждениях, что составляет 29 % — 1 раз в месяц.
  3.    Удовлетворенность осужденных, состоящих на учете в УИИ, условиями отбывания наказания с применением устройства СЭМПЛ была оценена руководителями ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике. Так, по мнению семи начальников этих подразделений осужденные частично удовлетворены условиями отбывания наказания с применением устройства СЭМПЛ, по мнению двух начальников — полностью удовлетворены, по мнению двух начальников — не удовлетворены (Филиал УИИ по Октябрьскому району, Филиал УИИ по Заводскому району).

Были отмечены следующие основные причины неудовлетворенности осужденными условиями своего отбывания наказания:

?          потребление указанными приборами электроэнергии, которую осужденные вынуждены оплачивать;

?          неудобство и дискомфорт при ношении приборов СЭМПЛ;

?          периодические повреждения или порча электронного оборудования;

?          усиление контроля за поведением и образом жизни осужденных.

  1.    Половина опрошенных руководителей ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике полагают, что применение оборудования СЭМПЛ не оказывает влияния на динамику повторной преступности. По мнению двух из опрошенных руководителей, осужденные к ограничению свободы, в отношении которых были применены электронные средства контроля, менее склонны к совершению повторных преступлений.
  2.    В учреждениях УИИ УФСИН России применяются перечисленные ниже способы и приемы ежедневного контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание в виде ограничению свободы:

?          использование электронных средств надзора и контроля СЭМПЛ;

?          звонок по телефону осужденному;

?          выезд к осужденному по месту его проживания, а также работы или учебы.

  1.              Применение оборудования СЭМПЛ в случае исполнения наказания в виде ограничения свободы:

?          способствует контролю за соблюдением осужденным установленных судом ограничений (по мнению 7 начальников ФКУ УИИ);

?          позволяет фиксировать и отслеживать допущенные осужденным нарушения условий отбывания наказания (по мнению 6 начальников ФКУ УИИ);

?          способствует повышению меры ответственности осужденного (по мнению 5 начальников ФКУ УИИ);

?          осуществляет профилактику повторных преступлений (3 территориальных органа).

  1.    Оптимальным количеством регистраций в УИИ для осужденного к ограничению свободы, который находился под контролем СЭМПЛ, является 2 раза в месяц (по мнению 11начальников ФКУ УИИ), 1 раз в месяц (по мнению 1 начальника ФКУ УИИ), 4 раза в месяц (по мнению 1 начальника ФКУ УИИ). Один начальник ФКУ УИИ полагает, что данная регистрация не требуется.
  2.    Можно выделить следующие категории осужденных, в отношении которых следует обязательно применять оборудование СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы:

?          осужденные, которые по своим личностным особенностям склонны к совершению правонарушений (по мнению 5 начальников ФКУ УИИ);

?          осужденные, которые проживают в городах (по мнению 4 начальников ФКУ УИИ);

?          осужденные за соответствующие составы преступлений (по мнению 4 начальников ФКУ УИИ);

?          без исключения все осужденные, которым было назначено уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (по мнению 1 начальника ФКУ УИИ).

В результате опроса сотрудниковФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике было установлено, что происходит снижение числа преступлений, совершенных осужденными к ограничению свободы, в отношении которых было применено оборудование СЭМПЛ. Подобная тенденция может быть обусловлена тем, что осужденные к ограничению свободы становятся более организованными и дисциплинированными, так как осознают тот факт, что за соблюдением установленных судом ограничений, запретов и обязанностей со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции ведется постоянный контроль, отслеживается маршрут их передвижения. И, как следствие, это удерживает их от совершения повторного преступления.

Применение электронного оборудования СЭМПЛ, по мнению всех руководителей, принимавших участие в опросе, является весьма перспективным направлением, способствующим повышению эффективности надзора и контроля за поведением осужденных к ограничению свободы. Электронное оборудование СЭМПЛ поступает в УИИ на основании утвержденного плана, вводится в эксплуатацию, используется для контроля все большего количества осужденных. Современная уголовно-правовая реформа, на наш взгляд, делает попытку повысить эффективность данного вида наказания и его исполнения в соответствие с требованиями международных норм. [4,с.359]

Однако одновременно с этим на практике при применении данного оборудования появляются технические проблемы, устранение которых, в свою очередь, позволяет повышать эффективность действия электронной системы контроля. Возникают следующие технические проблемы:

?          систематически, порой даже и ежедневно, ложно срабатывает сигнал «повреждение ремня электронного браслета», вследствие неисправности замка может происходить размыкание цепи электронного браслета;

?          необходимо ежедневно заряжать аккумулятор мобильного контрольного устройства;

?          при входящем телефонном звонке звуковой сигнал происходит не всегда, поэтому осужденный не всегда отвечает на звонки сотрудника УИИ;

?          GPS модуль несовершенен;

?          корпус мобильного контрольного устройства от вскрытия незащищен;

?          датчик движения контрольного устройства, установленного стационарно, реагирует даже на незначительные вибрации;

?          радиус действия контрольного устройства, установленного стационарно, недостаточный, что создает трудности в случае проживания поднадзорным лицом в частном доме, когда подсобные помещения расположены вне дома;

?          прием сигнала сотовой связи устойчив не во всех районах Чеченской Республики;

?          карты местности недостаточно детализированы.

Вместе с тем, отмечаются и проблемы правового характера. В ст. 58 УИК РФ отражен перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, за которые установлена соответствующая ответственность осужденного. Кроме того, в законодательстве не предусмотрено применение мер уголовно-правового характера по отношению к осужденному, который несвоевременно заряжает контрольное устройство, удаляет из установленного радиуса действия мобильное контрольное устройство, самовольно снимает электронное устройство и прочие действия, затрудняющие УИИ осуществлять контроль, хотя подобные действия, безусловно, следовало бы считать нарушениями условий и порядка отбывания наказания.

В законодательных актах не представлен перечень документов, которые необходимы для обоснованного доказательства в суде факта нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания, установленного посредством оборудования СЭМПЛ, что, в свою очередь, затрудняет процесс обоснования материалов о выявленных осужденным нарушениях.

Несмотря на вышеуказанные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации электронных средств надзора и контроля, представляется важным, что применение сотрудниками УИИ оборудования СЭМПЛ способствует эффективному осуществлению надзора и контроля за соблюдением поднадзорными лицами установленных для них ограничений и обязанностей. Опрос начальников ФКУ УИИ УФСИН России по Чеченской Республике позволил более точно оценить не только статистическую, но и реальную картину исследуемой категории, определить ее латентность, выявить криминогенные и антикриминогенные факторы.