Категория: Руководства
Сравним основные концептуальные принципы действующих в настоящее время программ и, исходя из них, определим специфику каждой. Для удобства присвоим им номера.
Программа № 1 «Изобразительное искусство» разработана под руководством В.С. Кузина (действует более 25 лет).
Программа № 2 «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанная под руководством Б.М. Неменского (действует более 25 лет).
Программа № 3 «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана под руководством Т.Я. Шпикаловой (действует более 15 лет).
Цели в этих программах общие, задачи похожи, а вот концептуальные подходы и содержание разное, следовательно, и результат получается не одинаковый.
Программа № 1 ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с натуры, хотя и декоративной работе, и тематическому рисованию, и беседам об искусстве уделяется внимание на протяжении всех лет обучения.
Программа № 2 на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства, но методике обучения основам реалистического изображения не уделяет должного внимания. Авторы полагают, что учащимся надо предоставить как можно больше свободы творчества, и очень часто ограничиваются весьма общими рекомендациями типа: работу надо начинать с основных, крупных форм, сразу подчеркивая движения, а детализировать только после того, как решена общая композиция (лепка фигуры человека или животного в движении по выбору за один урок, 3 кл).
В программе № 2 соединены принципы конструкции, идущие от содержания искусства, с языковым принципом, выработанным еще в программе Б.П. Юсова, элементы которой органически вошли в программу № 2. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя-экспериментаторы просто были одни и те же.
Одной их концептуальных позиций программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Однако практика при этом страдает, так как при продолжительности урока в 45 мин. на освоение изобразительной грамоты просто практически не остается времени.
На наш взгляд, введение игрового приема с мастерами Изображения, Украшения и Постройки не совсем удачно. Расчленять процесс создания художественного образа на эти этапы не правомерно. Так, народный мастер творит, добиваясь целостности формы и декора предметов, прослеживая их органическую взаимосвязь, а не разделяя на постройку и украшение. В том-то и состоит принципиальная разница, что орнамент не просто украшает предмет, а является неотъемлемой составляющей художественного целого. Даже можно привести примеры (кружевные салфетки, кованые подсвечники, сечка для капусты из просечного железа и др.), где орнамент является самой вещью. Ну и как их разорвать на постройку и украшение? История возникновения этих мастеров связана с желанием авторов подражать хорошо известной программе по музыке для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского, созданной раньше программы Б.М. Неменского и произведшей настоящую революцию. Но если в программе Д.Б. Кабалевского «три кита», три основные структурные единицы – песня, танец и марш подходят на роль «китов», так как являются основными музыкальными жанрами, то изображение, украшение и постройка не являются жанрами изобразительного искусства, а обозначают процессы. Можно привести еще много других художественных процессов: лепка, аппликация, конструирование, моделирование и т.д. А как же они? Почему моделирование архитектурных объектов из бумаги надо называть постройкой? Понятно желание авторов отнести этот процесс к архитектуре и строительству. Но зачем же запутывать детей, а не называть вещи своими именами? Наверно затем, что один раз придумав своих «трех китов» в дальнейшем авторы становятся их пленниками и вынуждены изобретать все новые основания для их применения, пусть даже в ущерб основам искусства.
Программа № 3 уделяет должное внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира.
За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.
Программу № 2 отличает то, что с самого начала своего существования (1974 г.) она основывалась на четком тематизме. Графическая модель концепции программы выглядит как храм, в основании которого (1—4 кл.) познание связей с искусством (от личности ребенка, через окружающий мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте). На следующем этапе (5—9 кл.) познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются декоративное искусство, архитектура и монументальное искусство. Далее учащиеся подводятся к пониманию синтеза искусств и на новом уровне обращаются к теме начальной школы «Ты и искусство». К сожалению, в настоящее время обучение ИЗО обычно заканчивается в 7 кл. или в лучшем случае в 8 кл. В концепции Б.М. Неменского выстроена идеальная модель, которая предполагает возможность обучения до 11 кл. В старших классах теоретические и практические занятия предлагается разделить. Теоретический курс – «Основы художественной культуры». Крышу здания составляют два практических курса, предлагаемых на выбор – «Основы изобразительной грамоты» и «Основы конструктивной грамоты».
Программу № 1 первоначально упрекали в отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков уроков были введены. Они связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др.
В программе № 1 логика смены тем четвертей состоит в том, что темы варьируются из года в год, особенно не отличаясь разнообразием – в каждом классе дети рисуют природу, урожай, натюрморты, иллюстрации к сказкам или литературным произведения, тематические композиции типа «Наша Родина», осваивают традиционные народные художественные промыслы, орнаменты и др. Так, тема осени повторяется дважды (2 и 3 классы), тема сказки также и др. Однако, повторяясь, темы каждый раз усложняются не по содержанию, а по уровню постановки учебных задач. Так, если в 1-2 кл. учащиеся рисуют фрукты и овощи больше по представлению, то затем они переходят к рисованию с натуры простейших натюрмортов и сложных постановок с гипсовым орнаментом и драпировками в 7—8 кл. Принципиальная позиция авторов состоит именно в том, чтобы в каждом классе было рисование с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, изучение народного искусства и декоративная работа.
В программе № 2 темы авторами выстроены в целостную линию поэтапного расширения познания связей искусства с жизнью. От художественных связей с природой и личной жизнью (1 класс) через осознание личных связей с искусством (2 класс) к пониманию его роли сперва в близком окружении (3 класс), затем в широком (4 класс). От личности — вширь. Такова начальная школа. И тема каждой четверти жестко привязана к данному году-блоку, а не к другому. Попробуйте переставить темы четвертей или уроков 4 класса в 1 или 2 класс (или наоборот) — распадется система, распадется логика познания. Например, тему «Искусство в твоем доме» замените на «Искусство твоего народа» (3 и 4 классы). «Искусство твоего народа» в 4 классе естественно объединяет знания предыдущего года (3 класс), на него опирается, а в 3 классе окажется без опоры. И почему, предположим, за ним пойдет «Искусство на улицах твоего города», являющееся его малой толикой? Целое логично давать как итог в изучении его элементов, как обобщение знаний. Здесь существует логика последовательности в авторской редакции. Является ли это достоинством программы? Успевают ли учащиеся осознать свои личные связи с искусством за один год? Почему бы не посвятить этому больше времени? Почему декоративное искусство очень близкое ребенку появляется только в 5 кл. и почти отсутствует в начальной школе? Почему дети вынуждены целый год заниматься только одним видом художественного творчества и не осваивать другие? Зачем уроки ИЗО заменять в 9 кл. уроками фотографии? Может быть потому, что рисовать на должном уровне детей не научили? Является ли тематизм таким существенным преимуществом программы? Конечно, логика развития тем важна, но так ли уж обязательны предлагаемые в программах темы? Вопросов много.
В ходе практической работы было замечено, что порой навязанный детям тематизм не помогает, а мешает им учиться. Они забывают к концу четверти ее основную тему, устают заниматься одним и тем же, хотят смены видов деятельности или вынуждены выполнять весьма сложные задания, не соответствующие их возрастным особенностям. Например, тема «Музеи искусства» в 3 кл. программа № 2 вынуждает учащихся сразу на первом уроке нарисовать красками интерьер какого-нибудь музея с учетом перспективного сокращения стен, пола и потолка и размещением картин, скульптур и зрителей. Если учесть, что в беседе учителю рекомендуется рассказать о всех самых известных в нашей стране музеях, то можно предположить, что на практическую работу у детей останется не более 10-20 мин. Нам представляется, что им весьма сложно будет на должном художественном уровне справиться с этим заданием. А на следующем уроке опять музей, и на следующем тоже и так до конца четверти. А почему бы не посвятить теме «Музей» один урок в четверть? Нельзя, развалится тематический принцип программы. Вот и вынуждены бедные дети изображать или лепить увиденный мемориал воинской славы, так как приближается День Победы, и авторы помимо музеев должны отразить календарные праздники.
Считаем, что наиболее продуктивно проходят взаимосвязанные блоки уроков (3—4) на одну тему, но разные по видам творчества.
В программе №1 со временем раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом сохранился раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях так же выполняется рисунок и живопись. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из профессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Живописи», «Композиции», «Истории искусств» всегда существовали. Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10—20 часов), но и задачи-то совсем иные. Понятно стремление авторов сделать программу, более современной, но провозгласить в целях то, что восприятие произведений искусства должно осуществляться в единстве с практической деятельность, не значит действительно достигнуть этого. Вероятно, эта формулировка возникла в программе №1 под влиянием программы №2. Пути достижения этой цели в программах разные.
Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» (1987 г.) предложил сравнить взаимоотношения программ более наглядно, упростив их и, естественно, несколько примитивизировав — до ответа на три основных вопроса искусства: «что?», «как?» и «зачем?». В изобразительном искусстве всегда что-то изображено — предметы, люди, явления природы, общественные события, они как-то изображены — иначе не было бы реального изображения, и зачем-то изображены, т.е. у художника (а через него у общества) были какие-то определенные цели: например, выразить восторг перед изображенным, или наоборот, и т. д. Какой из этих вопросов сделали ведущим в программе ее авторы?
Программа № I на первое место ставит вопрос, что изображено (предметы, явления, события). Это прослеживается в конструкции (названии) четвертей и содержании уроков, в восприятии искусства и в практических заданиях. «Как?» рассматривается в связи с выполнением конкретных заданий или при анализе произведений искусства. Вопрос «зачем?» ставится в рамках идейно-нравственного и патриотического воспитания.
Программа № 2 ставит акцент на том, зачем изображено (декорировано, конструировано), т.е. подчеркивает социальную цель искусства. Ответы на вопросы «что?» и «как?», естественно, включаются в программу,— без этого невозможно осознать ответа на вопрос «зачем?», но они не главные.
Примеры художественно-образных тем: «Выражение намерений человека через конструкцию и декор» и «Образ человека и его характер» (2 кл.), «Образ художественной культуры Японии» и «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы» (4 кл.) и т.п. Однако таких тем немного. Большинство же тем уроков формулируется как «Гуашь, три основных цвета», «Бумага, ножницы, клей», «Линия как средство выражения. Ритм линий» и т.п. Это значит, что основным для авторов является вопрос, как освоить художественные материалы и средства выразительности, что при этом изображать, украшать или строить становится не так важно. В тоже время ряд тем конкретно называет объекты изучения: «В музеях хранятся портреты», «Мемориалы воинской славы», «Афиша», «Витрины на улицах», «Ажурные ограды» и др. При этом, по названию темы не понятно, какая предполагается практическая работа, что нужно для освоения изобразительных умений и навыков и зачем все это делать, ради освоения каких идей?
В программе № 3 вопросы «что?» и «как?» равнозначны (в структуре программы одинаково важны темы, посвященные языку ИЗО и образу художественной вещи), а ответ на вопрос «зачем?» раскрывает особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания. Выделены темы разделов «Основы художественного изображения», «Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды», «Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения», «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла)» (программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»).
За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.
В программе №1 раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом сохранен раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях там так же выполняется рисунок и раскрашивается красками. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из профессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Живописи», «Композиции», «Истории искусств» всегда существовали. Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10—20 часов), но и задачи-то совсем иные.
Затем был сделан ещеодин позитивный шаг, прежний раздел «Беседы об искусстве» был превращен в раздел «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», тем самым было расширено представление о связи искусства с действительностью. Понятно стремление авторов сделать программу №1 более современной. Считаем, что это желание возникло во многом под влиянием программы №2. В ней восприятие искусства и действительности находится в неотрывном единстве с практической деятельностью.И это ее важнейшее отличие: именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления— будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики.Эта возможность скорее всего является серьезным преимуществом данной программы. В очередной редакции программы №1 также провозглашается, что в нее на равных правах входят эстетическое восприятие действительности и искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Однако, провозгласить это – еще не значит достигнуть, так как авторы программ шли к этому разными путями.
Поскольку программа №2 и №3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели преимущество перед программой №1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по возможности включать конструктивно-пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО вопрос количества часов на этот предмет вызывал самые жаркие споры. Борьба за увеличение часов продолжается и в настоящее время.
Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка, зафиксированный в программе и Госстандарте. Рассмотрим для примера требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Урок 6 .Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Создание узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
Идея. Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов.
Цель: знакомство учащихся вышивкой на полотенце в традициях народных мастеров, создание узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении полотенец, умение передавать единство пользы и красоты, тканых вещей, развивать умение работать в группе, умение самостоятельно находить необходимый материал для решения проблемного вопроса.
Понятия. прялка, кудель, типы прялок в традициях народных мастеров.
Оборудование для учителя. примеры интерьеров крестьянского жилища, иллюстративный материал, презентация, звёзды.
Оборудование для учащихся. цветная бумага, ножницы, альбом.
Фаза 1. Инициация. АМО Игра «Поздороваемся»
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Объяснение правил игры «Инфо-карусель»
Фаза 4. Интерактивная лекция. Самостоятельное добывание информации.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель».
Фаза 6. Подведение итогов. Рефлексия «Смайлики».
Фаза 1. Инициация. Дети стоят в кругу. Поздоровайтесь друг с другом, сначала с соседом налево, улыбнитесь, затем направо, улыбнитесь.
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей урока.
-Как вы понимаете выражение: Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов.
На что должны обратить внимание, чтобы выполнить цель урока.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Сегодня у нас самостоятельная работа. Играем в игру «Инфо-карусель». Задание на листе ватмана, каждая группа отвечает на вопрос и передает лист следующей группе, вторая группа читает материал и дописывает свои суждения по данному вопросу, пока лист не вернется на место. – Кто такие эксперты, вы уже знаете. Ваша задача – провести экспертизу полученных материалов и предоставить отчет о проделанной работе. В группе распределите роли: секретарь, эксперты, выступающий. Предположите, сможете ли вы справиться с заданием и какую оценку планируете получить на уроке.
Фаза 4.Интерактивная лекция. Лекция заменена на самостоятельную работу учащихся по группам. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
- Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и используя иллюстративный материал (который находится на доске, у учащихся на партах, презентация) найдите ответы на вопросы:
1 задание на листе ватмана: В чем секрет красоты народной вышивки?
2 задание: почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?
3 задание: Вспомните и опишите знаки- символы, которые использовались в русском народном искусстве (можно пользоваться таблицей, которую заполняли на предыдущих уроках и найти ответы на страницах учебника)
4 задание: какую роль играл цвет в народных вышивках?
Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель»
а) Отчет групп о проделанной работе.
б) Практическая работа. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. Пример деления на группы: детям раздаются звезды. Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из двух звезд (дети объединяются по два). А теперь работая в группах выполните своё вышитое полотенце. Работать будем в технике аппликации.
Давайте вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания повторяющегося или симметричного узора (презентация)
Фаза 6.Подведение итогов. Размещение работ в макете русской избы.
-Оправдались ли ваши ожидания? Бонусную оценку получают ребята за наиболее оригинальные идеи. Заполнение оценочных листов.
Рефлексия. У каждого ученика на столе смайлик без ротика. Необходимо дорисовать улыбку, если всё у ученика получилось, грусть - если остались вопросы и что-то на уроке не устраивало.
Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
(Можно провести перед практической работой).
Домашнее задание: Подобрать иллюстративный материал русских народных сказок с изображением людей или животных в образах людей.
1 четверть. Древние корни народного искусства
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.
Программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы.
М «Просвещение» 2011 год.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении), информатикой (компьютерная графика).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на «Изобразительное искусство» в V-VII классах предусматривает по 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели художественного образования:
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
( натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусств. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Основы художественного мышления и знаний
Единство восприятия и созидания в каждом тематическом блоке.
5 класс. Связи декоративной группы искусств с жизнью
6 -7классы. Связи изобразительной группы искусств с жизнью
Формой проведения занятий по программе является урок. Темы и задания уроков предполагают создание игровых ситуаций, уроков – диспутов, уроков – путешествий, уроков – викторин, уроков – праздников.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.
Древние корни народного искусства 8 часов
Связь времен в народном искусстве 7 часов
Декор – человек, общество, время. 11 часов
Декоративное искусство в современном мире 8 часов
Первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно-символический. Форма и цвет выступают в роли знака, символизирующего определенную идею. Общность народных художественных промыслов и их различие. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Грамотное использование в своей жизни предметов декоративного искусства. Современное выставочное декоративно-прикладное искусство и создание индивидуальной или коллективной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
5 класс. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем
Изобразительное искусство в жизни человека.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 часов.
Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов.
Вглядываясь в человека. Портрет. 11 часов.
Человек и пространство в изобразительном искусстве 8 часов.
В VI классе формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему. При изучении языка изобразительного искусства неизбежно сталкиваешься с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этим учащиеся овладевают через собственное художественное творчество. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
6 класс. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем
Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека. 8 часов
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов 7 часов
Великие темы жизни. 11 часов
Реальность жизни и художественный образ. 8 часов
Образ человека в центре искусства. Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике в истории искусства. Первичные навыки изображения фигуры с передачей движения. Работа во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись.
Бытовой и исторический жанр в изобразительном искусстве. Задания, направленные на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Композиция с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. История и уклад жизни родного народа
Монументальная и станковая живопись. О великих русских живописцах XIX столетия. Библейские темы живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Обобщения материала в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Иллюстрация как форма взаимосвязи слов с изображением.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны иметь представление:
В процессе практической работы учащиеся должны:
7 класс. Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем
Перечень ключевых слов
Древние корни народного искусства
Образ, фронтон, причелина, наличники, лобовая доска, красный угол, ткацкий стан, ковш- скопкарь, ковш- конюх, ковш- черпак, ендова, вальки, рубель, прялка, рубаха, сарафан, понёва, свадебный костюм, головной убор.
Связь времен в народном искусстве
Филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковские игрушки, розан, купавка, замалёвок, оживка, приписок, узор – кудрина, тенёжка, бликовка, уборка, просечной и тесненой берестой.
Декор – человек, общество, время.
Знаки – обереги, жюстокор, дублет, геральдика, геральд.
Декоративное искусство в современном мире
Керамика, майолика, художественное стекло, ковка, литьё, гобелен, батик,эскиз.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Пластические и пространственные виды искусства, силуэт, тон, тональная шкала, композиция, ритм пятен, насыщенность цвета, светлота, локальный цвет, колорит, гармония цвета.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Форма, перспектива, ракурс, свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Пропорции, симметрия, карикатура, дружеский шарж.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Жанры в искусстве, сюжет, содержание.
Великие темы жизни.
Живопись монументальная и станковая, фрески, художественный образ, импрессионизм, постимпрессионизм, передвижники.
Тематический план ориентирован на использование учебной литературы для учащихся:
-Горяева Н.А. Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса./-М. Просвещение, 2010.- 175с.
-Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса./-М. Просвещение,2010.
-Питерских А.С. Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов./ -М. Просвещение, 2010.
- Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1998.
-Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. /Н.М. Сокольникова.– Обнинск: Титул, 1998;
-Сокольникова Н. М. Основы композиции. Ч. 2/ Н.М. Сокольникова– Обнинск: Титул, 1998;
-Сокольникова Н. М. Основы живописи. Ч. 3. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1998;
дополнительных пособий для учителя:
-Горяева Н.А. изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Методическое пособие. 5 класс. / М. Просвещение, 2010.
- Гуров Г.Е. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Методическое пособие. 7-8 класс./ М. Просвещение, 2010.
-История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М. Искусство, 1964. – 672 с. ил.
- Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М. ACT-Астрель, 2001.
-Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М. 1988. – Т.2.
-Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. – М. 1983.
-Некрасова М.А. народное искусство как часть культуры. – М. 1983.
-Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М. Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
-Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М. Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
-Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М. 1982.
-Соколов А.В. Проверка знаний по изобразительному искусству. «Посмотри, подумай и ответь» / М. «Просвещение» 1991 г.