Руководства, Инструкции, Бланки

изобразительное искусство и художественный труд под руководством б.м.неменского img-1

изобразительное искусство и художественный труд под руководством б.м.неменского

Категория: Руководства

Описание

Сравнительный анализ действующих программ по ИЗО - Студопедия

Сравнительный анализ действующих программ по ИЗО

Сравним основные концептуальные прин­ципы действующих в настоящее время программ и, исходя из них, определим спе­цифику каждой. Для удобства присвоим им номера.

Программа № 1 «Изобразительное искусство» разработана под руководством В.С. Кузина (действует более 25 лет).

Программа № 2 «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанная под руководством Б.М. Неменского (действует более 25 лет).

Программа № 3 «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана под руководством Т.Я. Шпикаловой (действует более 15 лет).

Цели в этих программах общие, задачи похожи, а вот концептуальные подходы и содержание разное, следовательно, и результат получается не одинаковый.

Программа № 1 ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с натуры, хотя и декоративной работе, и тематическому рисованию, и беседам об искусстве уделяется внимание на протяжении всех лет обучения.

Программа № 2 на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства, но методике обучения основам реалистического изображения не уделяет должного внимания. Авторы полагают, что учащимся надо предоставить как можно больше свободы творчества, и очень часто ограничиваются весьма общими рекомендациями типа: работу надо начинать с основных, крупных форм, сразу подчеркивая движения, а детализировать только после того, как решена общая композиция (лепка фигуры человека или животного в движении по выбору за один урок, 3 кл).

В программе № 2 соеди­нены принципы конструкции, идущие от со­держания искусства, с языковым принципом, выработан­ным еще в программе Б.П. Юсова, элементы которой орга­нически вошли в программу № 2. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя-экспериментаторы просто были одни и те же.

Одной их концептуальных позиций программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в не­отрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возмож­ности направить весь процесс познания ученика на по­нимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Однако практика при этом страдает, так как при продолжительности урока в 45 мин. на освоение изобразительной грамоты просто практически не остается времени.

На наш взгляд, введение игрового приема с мастерами Изображения, Украшения и Постройки не совсем удачно. Расчленять процесс создания художественного образа на эти этапы не правомерно. Так, народный мастер творит, добиваясь целостности формы и декора предметов, прослеживая их органическую взаимосвязь, а не разделяя на постройку и украшение. В том-то и состоит принципиальная разница, что орнамент не просто украшает предмет, а является неотъемлемой составляющей художественного целого. Даже можно привести примеры (кружевные салфетки, кованые подсвечники, сечка для капусты из просечного железа и др.), где орнамент является самой вещью. Ну и как их разорвать на постройку и украшение? История возникновения этих мастеров связана с желанием авторов подражать хорошо известной программе по музыке для общеобразовательных школ Д.Б. Кабалевского, созданной раньше программы Б.М. Неменского и произведшей настоящую революцию. Но если в программе Д.Б. Кабалевского «три кита», три основные структурные единицы – песня, танец и марш подходят на роль «китов», так как являются основными музыкальными жанрами, то изображение, украшение и постройка не являются жанрами изобразительного искусства, а обозначают процессы. Можно привести еще много других художественных процессов: лепка, аппликация, конструирование, моделирование и т.д. А как же они? Почему моделирование архитектурных объектов из бумаги надо называть постройкой? Понятно желание авторов отнести этот процесс к архитектуре и строительству. Но зачем же запутывать детей, а не называть вещи своими именами? Наверно затем, что один раз придумав своих «трех китов» в дальнейшем авторы становятся их пленниками и вынуждены изобретать все новые основания для их применения, пусть даже в ущерб основам искусства.

Программа № 3 уделяет должное внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира.

За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.

Программу № 2 отличает то, что с самого начала своего существования (1974 г.) она основывалась на четком тематизме. Графическая модель концепции программы выглядит как храм, в основании которого (1—4 кл.) познание связей с искусством (от личности ребенка, через окружающий мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте). На следующем этапе (5—9 кл.) познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются декоративное искусство, архитектура и монументальное искусство. Далее учащиеся подводятся к пониманию синтеза искусств и на новом уровне обращаются к теме начальной школы «Ты и искусство». К сожалению, в настоящее время обучение ИЗО обычно заканчивается в 7 кл. или в лучшем случае в 8 кл. В концепции Б.М. Неменского выстроена идеальная модель, которая предполагает возможность обучения до 11 кл. В старших классах теоретические и практические занятия предлагается разделить. Теоретический курс – «Основы художественной культуры». Крышу здания составляют два практических курса, предлагаемых на выбор – «Основы изобразительной грамоты» и «Основы конструктивной грамоты».

Программу № 1 первоначально упрекали в отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков уроков были введены. Они связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др.

В программе № 1 логика смены тем четвертей состоит в том, что темы варьируются из года в год, особенно не отличаясь разнообразием – в каждом классе дети рисуют природу, урожай, натюрморты, иллюстрации к сказкам или литературным произведения, тематические композиции типа «Наша Родина», осваивают традиционные народные художественные промыслы, орнаменты и др. Так, тема осени повторяется дважды (2 и 3 классы), тема сказки также и др. Однако, повторяясь, темы каждый раз усложняются не по содержанию, а по уровню постановки учебных задач. Так, если в 1-2 кл. учащиеся рисуют фрукты и овощи больше по представлению, то затем они переходят к рисованию с натуры простейших натюрмортов и сложных постановок с гипсовым орнаментом и драпировками в 7—8 кл. Принципиальная позиция авторов состоит именно в том, чтобы в каждом классе было рисование с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, изучение народного искусства и декоративная работа.

В программе № 2 темы авторами выстроены в целостную линию поэтапного расширения познания связей искусства с жизнью. От художественных связей с природой и личной жизнью (1 класс) через осознание личных связей с искусством (2 класс) к пониманию его роли сперва в близком окружении (3 класс), затем в широком (4 класс). От личности — вширь. Такова начальная школа. И тема каждой четверти жестко привязана к данному году-блоку, а не к другому. Попробуйте переставить темы четвертей или уроков 4 класса в 1 или 2 класс (или наоборот) — распадется система, распадется логика по­знания. Например, тему «Искусство в твоем доме» за­мените на «Искусство твоего народа» (3 и 4 классы). «Искусство твоего народа» в 4 классе естественно объе­диняет знания предыдущего года (3 класс), на него опирается, а в 3 классе окажется без опоры. И почему, предположим, за ним пойдет «Искусство на улицах твоего города», являющееся его малой толикой? Целое логично давать как итог в изучении его элементов, как обобщение знаний. Здесь существует логика последовательности в авторской редакции. Является ли это достоинством программы? Успевают ли учащиеся осознать свои личные связи с искусством за один год? Почему бы не посвятить этому больше времени? Почему декоративное искусство очень близкое ребенку появляется только в 5 кл. и почти отсутствует в начальной школе? Почему дети вынуждены целый год заниматься только одним видом художественного творчества и не осваивать другие? Зачем уроки ИЗО заменять в 9 кл. уроками фотографии? Может быть потому, что рисовать на должном уровне детей не научили? Является ли тематизм таким существенным преимуществом программы? Конечно, логика развития тем важна, но так ли уж обязательны предлагаемые в программах темы? Вопросов много.

В ходе практической работы было замечено, что порой навязанный детям тематизм не помогает, а мешает им учиться. Они забывают к концу четверти ее основную тему, устают заниматься одним и тем же, хотят смены видов деятельности или вынуждены выполнять весьма сложные задания, не соответствующие их возрастным особенностям. Например, тема «Музеи искусства» в 3 кл. программа № 2 вынуждает учащихся сразу на первом уроке нарисовать красками интерьер какого-нибудь музея с учетом перспективного сокращения стен, пола и потолка и размещением картин, скульптур и зрителей. Если учесть, что в беседе учителю рекомендуется рассказать о всех самых известных в нашей стране музеях, то можно предположить, что на практическую работу у детей останется не более 10-20 мин. Нам представляется, что им весьма сложно будет на должном художественном уровне справиться с этим заданием. А на следующем уроке опять музей, и на следующем тоже и так до конца четверти. А почему бы не посвятить теме «Музей» один урок в четверть? Нельзя, развалится тематический принцип программы. Вот и вынуждены бедные дети изображать или лепить увиденный мемориал воинской славы, так как приближается День Победы, и авторы помимо музеев должны отразить календарные праздники.

Считаем, что наиболее продуктивно проходят взаимосвязанные блоки уроков (3—4) на одну тему, но разные по видам творчества.

В программе №1 со временем раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом сохранился раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях так же выполняется рисунок и живопись. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из про­фессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Жи­вописи», «Композиции», «Истории искусств» всегда су­ществовали. Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10—20 часов), но и задачи-то совсем иные. Понятно стремление авторов сделать программу, более современной, но провозгласить в целях то, что восприятие произведений искусства должно осуществляться в единстве с практической деятельность, не значит действительно достигнуть этого. Вероятно, эта формулировка возникла в программе №1 под влиянием программы №2. Пути достижения этой цели в программах разные.

Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» (1987 г.) предложил сравнить взаимоотношения программ более наглядно, упростив их и, естественно, несколько примитивизировав — до ответа на три основных вопроса искусства: «что?», «как?» и «зачем?». В изобразительном искусстве всегда что-то изображено — предметы, люди, явления природы, общественные события, они как-то изоб­ражены — иначе не было бы реального изображения, и зачем-то изображены, т.е. у художника (а через него у общества) были какие-то определенные цели: например, выразить восторг перед изображенным, или наоборот, и т. д. Какой из этих вопросов сде­лали ведущим в программе ее авторы?

Программа № I на первое место ставит вопрос, что изоб­ражено (предметы, явления, события). Это прослеживается в конструкции (названии) четвертей и содержании уроков, в восприятии искусства и в практических заданиях. «Как?» рассматривается в связи с выполнением конкретных заданий или при анализе произведений искусства. Вопрос «зачем?» ставится в рамках идейно-нравственного и патриотического воспитания.

Программа № 2 ставит акцент на том, зачем изображено (декорировано, конструировано), т.е. подчеркивает социальную цель искусства. Ответы на вопросы «что?» и «как?», естественно, включаются в программу,— без этого невозможно осознать ответа на вопрос «зачем?», но они не главные.

Примеры художественно-образных тем: «Выражение намерений человека через конструкцию и декор» и «Образ человека и его характер» (2 кл.), «Образ художественной культуры Японии» и «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы» (4 кл.) и т.п. Однако таких тем немного. Большинство же тем уроков формулируется как «Гуашь, три основных цвета», «Бумага, ножницы, клей», «Линия как средство выражения. Ритм линий» и т.п. Это значит, что основным для авторов является вопрос, как освоить художественные материалы и средства выразительности, что при этом изображать, украшать или строить становится не так важно. В тоже время ряд тем конкретно называет объекты изучения: «В музеях хранятся портреты», «Мемориалы воинской славы», «Афиша», «Витрины на улицах», «Ажурные ограды» и др. При этом, по названию темы не понятно, какая предполагается практическая работа, что нужно для освоения изобразительных умений и навыков и зачем все это делать, ради освоения каких идей?

В программе № 3 вопросы «что?» и «как?» равнозначны (в структуре программы одинаково важны темы, посвященные языку ИЗО и образу художественной вещи), а ответ на вопрос «зачем?» раскрывает особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания. Выделены темы разделов «Основы художественного изображения», «Орнамент в искусстве на­родов мира: построение и виды», «Народный орнамент Рос­сии: творческое изучение в процессе изображения», «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремес­ла)» (программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»).

За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.

В программе №1 раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом сохранен раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях там так же выполняется рисунок и раскрашивается красками. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из про­фессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Жи­вописи», «Композиции», «Истории искусств» всегда су­ществовали. Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10—20 часов), но и задачи-то совсем иные.

Затем был сделан ещеодин позитивный шаг, прежний раздел «Беседы об искусстве» был превращен в раздел «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», тем самым было расширено представление о связи искусства с действительностью. Понятно стремление авторов сделать программу №1 более современной. Считаем, что это желание возникло во многом под влиянием программы №2. В ней восприятие искусства и действительности находится в не­отрывном единстве с практической деятельностью.И это ее важнейшее отличие: именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления— будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возмож­ности направить весь процесс познания ученика на по­нимание явлений искусства в полном единстве теории и практики.Эта возможность скорее всего является серьезным преимуществом данной программы. В очередной редакции программы №1 также провозглашается, что в нее на равных правах входят эстетическое восприятие действительности и искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Однако, провозгласить это – еще не значит достигнуть, так как авторы программ шли к этому разными путями.

Поскольку программа №2 и №3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели преимущество перед программой №1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по возможности включать конструктивно-пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО вопрос количества часов на этот предмет вызывал самые жаркие споры. Борьба за увеличение часов продолжается и в настоящее время.

Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка, зафиксированный в программе и Госстандарте. Рассмотрим для примера требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

Другие статьи

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Урок 6 .Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Создание узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

Идея. Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов.

Цель: знакомство учащихся вышивкой на полотенце в традициях народных мастеров, создание узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность средствами АМО, формировать практические навыки использования знаний об орнаменте в украшении полотенец, умение передавать единство пользы и красоты, тканых вещей, развивать умение работать в группе, умение самостоятельно находить необходимый материал для решения проблемного вопроса.

Понятия. прялка, кудель, типы прялок в традициях народных мастеров.

Оборудование для учителя. примеры интерьеров крестьянского жилища, иллюстративный материал, презентация, звёзды.

Оборудование для учащихся. цветная бумага, ножницы, альбом.

Фаза 1. Инициация. АМО Игра «Поздороваемся»

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Объяснение правил игры «Инфо-карусель»

Фаза 4. Интерактивная лекция. Самостоятельное добывание информации.

Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель».

Фаза 6. Подведение итогов. Рефлексия «Смайлики».

Фаза 1. Инициация. Дети стоят в кругу. Поздоровайтесь друг с другом, сначала с соседом налево, улыбнитесь, затем направо, улыбнитесь.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Работа над идеей урока.

-Как вы понимаете выражение: Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов.

На что должны обратить внимание, чтобы выполнить цель урока.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Сегодня у нас самостоятельная работа. Играем в игру «Инфо-карусель». Задание на листе ватмана, каждая группа отвечает на вопрос и передает лист следующей группе, вторая группа читает материал и дописывает свои суждения по данному вопросу, пока лист не вернется на место. – Кто такие эксперты, вы уже знаете. Ваша задача – провести экспертизу полученных материалов и предоставить отчет о проделанной работе. В группе распределите роли: секретарь, эксперты, выступающий. Предположите, сможете ли вы справиться с заданием и какую оценку планируете получить на уроке.

Фаза 4.Интерактивная лекция. Лекция заменена на самостоятельную работу учащихся по группам. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и используя иллюстративный материал (который находится на доске, у учащихся на партах, презентация) найдите ответы на вопросы:

1 задание на листе ватмана: В чем секрет красоты народной вышивки?

2 задание: почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?

3 задание: Вспомните и опишите знаки- символы, которые использовались в русском народном искусстве (можно пользоваться таблицей, которую заполняли на предыдущих уроках и найти ответы на страницах учебника)

4 задание: какую роль играл цвет в народных вышивках?

Фаза 5. Проработка содержания темы. Работа в группах. Игра «Инфо-карусель»

а) Отчет групп о проделанной работе.

б) Практическая работа. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. Пример деления на группы: детям раздаются звезды. Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из двух звезд (дети объединяются по два). А теперь работая в группах выполните своё вышитое полотенце. Работать будем в технике аппликации.

Давайте вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания повторяющегося или симметричного узора (презентация)

Фаза 6.Подведение итогов. Размещение работ в макете русской избы.

-Оправдались ли ваши ожидания? Бонусную оценку получают ребята за наиболее оригинальные идеи. Заполнение оценочных листов.

Рефлексия. У каждого ученика на столе смайлик без ротика. Необходимо дорисовать улыбку, если всё у ученика получилось, грусть - если остались вопросы и что-то на уроке не устраивало.

Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

(Можно провести перед практической работой).

Домашнее задание: Подобрать иллюстративный материал русских народных сказок с изображением людей или животных в образах людей.

1 четверть. Древние корни народного искусства

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов

Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО) по теме:
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Предварительный просмотр:

Программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы.

М «Просвещение» 2011 год.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении), информатикой (компьютерная графика).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на «Изобразительное искусство» в V-VII классах предусматривает по 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
  • Сформировать у учащихся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью
  • Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний
  • Научить выражать в творческих работах свое отношение к действительности, свои мысли, чувства, переживания
  • Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма
  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • о роли пространственных искусств в жизни человека и общества;
  • об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко – культурном пространстве;
  • об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
  • о видах пространственных искусств и деления их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная, конструктивная, декоративно – прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
  • об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
  • о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
  • о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
  • о конструктивных искусствах ка средстве организации окружающей нас среды жизни;
  • основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно – прикладном искусстве, традиции и новаторство;
  • об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ;
  • работать цветом и тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
  • понимать художественно – образный язык пластических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
  • творчески относится к собственной деятельности в различных видах пространственных искусств;
  • владеть первичными навыками изображения предметного мира

( натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

  • высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусств. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Основы художественного мышления и знаний

Единство восприятия и созидания в каждом тематическом блоке.

5 класс. Связи декоративной группы искусств с жизнью

6 -7классы. Связи изобразительной группы искусств с жизнью

Формой проведения занятий по программе является урок. Темы и задания уроков предполагают создание игровых ситуаций, уроков – диспутов, уроков – путешествий, уроков – викторин, уроков – праздников.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.

Древние корни народного искусства 8 часов

Связь времен в народном искусстве 7 часов

Декор – человек, общество, время. 11 часов

Декоративное искусство в современном мире 8 часов

Первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно-символический. Форма и цвет выступают в роли знака, символизирующего определенную идею. Общность народных художественных промыслов и их различие. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Грамотное использование в своей жизни предметов декоративного искусства. Современное выставочное декоративно-прикладное искусство и создание индивидуальной или коллективной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

5 класс. Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Изобразительное искусство в жизни человека.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 часов.

Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов.

Вглядываясь в человека. Портрет. 11 часов.

Человек и пространство в изобразительном искусстве 8 часов.

В VI классе формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему. При изучении языка изобразительного искусства неизбежно сталкиваешься с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этим учащиеся овладевают через собственное художественное творчество. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

6 класс. Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Изобразительное искусство в жизни человека

Изображение фигуры человека и образ человека. 8 часов

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов 7 часов

Великие темы жизни. 11 часов

Реальность жизни и художественный образ. 8 часов

Образ человека в центре искусства. Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике в истории искусства. Первичные навыки изображения фигуры с передачей движения. Работа во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись.

Бытовой и исторический жанр в изобразительном искусстве. Задания, направленные на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Композиция с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. История и уклад жизни родного народа

Монументальная и станковая живопись. О великих русских живописцах XIX столетия. Библейские темы живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

Обобщения материала в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Иллюстрация как форма взаимосвязи слов с изображением.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учащиеся должны знать:

  • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
  • о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
  • о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
  • о роли художественной иллюстрации;
  • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

  • об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

  • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

7 класс. Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Перечень ключевых слов

Древние корни народного искусства

Образ, фронтон, причелина, наличники, лобовая доска, красный угол, ткацкий стан, ковш- скопкарь, ковш- конюх, ковш- черпак, ендова, вальки, рубель, прялка, рубаха, сарафан, понёва, свадебный костюм, головной убор.

Связь времен в народном искусстве

Филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковские игрушки, розан, купавка, замалёвок, оживка, приписок, узор – кудрина, тенёжка, бликовка, уборка, просечной и тесненой берестой.

Декор – человек, общество, время.

Знаки – обереги, жюстокор, дублет, геральдика, геральд.

Декоративное искусство в современном мире

Керамика, майолика, художественное стекло, ковка, литьё, гобелен, батик,эскиз.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Пластические и пространственные виды искусства, силуэт, тон, тональная шкала, композиция, ритм пятен, насыщенность цвета, светлота, локальный цвет, колорит, гармония цвета.

Мир наших вещей. Натюрморт.

Форма, перспектива, ракурс, свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Вглядываясь в человека. Портрет.

Пропорции, симметрия, карикатура, дружеский шарж.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в искусстве, сюжет, содержание.

Великие темы жизни.

Живопись монументальная и станковая, фрески, художественный образ, импрессионизм, постимпрессионизм, передвижники.

Тематический план ориентирован на использование учебной литературы для учащихся:

-Горяева Н.А. Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса./-М. Просвещение, 2010.- 175с.

-Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса./-М. Просвещение,2010.

-Питерских А.С. Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов./ -М. Просвещение, 2010.

- Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1998.

-Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. /Н.М. Сокольникова.– Обнинск: Титул, 1998;

-Сокольникова Н. М. Основы композиции. Ч. 2/ Н.М. Сокольникова– Обнинск: Титул, 1998;

-Сокольникова Н. М. Основы живописи. Ч. 3. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1998;

дополнительных пособий для учителя:

-Горяева Н.А. изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Методическое пособие. 5 класс. / М. Просвещение, 2010.

- Гуров Г.Е. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Методическое пособие. 7-8 класс./ М. Просвещение, 2010.

-История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М. Искусство, 1964. – 672 с. ил.

- Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М. ACT-Астрель, 2001.

-Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М. 1988. – Т.2.

-Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. – М. 1983.

-Некрасова М.А. народное искусство как часть культуры. – М. 1983.

-Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М. Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

-Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М. Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

-Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М. 1982.

-Соколов А.В. Проверка знаний по изобразительному искусству. «Посмотри, подумай и ответь» / М. «Просвещение» 1991 г.