Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по утилизации вооружения и военной техники скачать img-1

руководство по утилизации вооружения и военной техники скачать

Категория: Руководства

Описание

Лицензирование в области утилизации ВВТ Компания GK-Regul

Утилизация вооружения и военной техники

Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 13 июня 2012 г. N 581 одним из видов работ (услуг), составляющих такой лицензируемый вид деятельности, как разработка, производство, испытания, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, является утилизация вооружения и военной техники (утилизация ВВТ).

Для предприятий и организаций, исполняющих (или собирающихся исполнять) государственный оборонный заказ (далее - ГОЗ), мы предлагаем целый комплекс услуг по оказанию помощи в получении (переоформлении) лицензии на утилизацию вооружения и военной техники. Подробнее об этих услугах можно прочитать на страницах «Помощь в лицензировании в области ВВТ» и «Лицензировании в области утилизации ВВТ» .

Утилизация вооружения и военной техники – комплекс мероприятий по демилитаризации, диверсификации и переработке устаревших и списанных ВВТ. Конечным результатом утилизации становится продукт, который можно использовать в гражданских целях: например, как сырье для производства новых материалов. Утилизация ВВТ должна проводиться по особой стратегии, обеспечивающей максимальную безопасность участникам процесса утилизации, а также окружающей среде. Работу по утилизации регулирует ряд технических и технологических документов, опирающихся на различные стандарты – государственные и отраслевые. Контроль над всеми этапами этого процесса осуществляют специалисты военных представительств Министерства обороны.

Утилизация ВВТ неотделима от такого понятия, как технические условия (ТУ). Под ними понимаются среда, в которой могут проводиться работы, и используемые для их проведения средства.ТУ определяются в каждом конкретном случае и напрямую зависят от размеров, назначения и степени опасности утилизируемых ВВТ. В целом по принятой классификации все вооружение и всю технику, которых касается утилизация ВВТ, можно условно разделить на три группы:

  • сложные изделия, нуждающиеся в предварительной разборке. В этом случае утилизация вооружения и военной техники предполагает отделение взрывоопасных элементов (например, патронов, ракет и артиллерийских выстрелов) от компонентов, которые могут быть использованы как вторсырье;
  • крупногабаритные образцы, которые можно без риска разобрать или разрезать;
  • малогабаритные образцы. Если в их основе имеются взрывоопасные вещества, утилизация ВВТ осуществляется методом простого подрыва, который может проводиться в воздушной или водной среде. Оставшиеся осколки собираются и также отправляются на вторсырье.

В недалеком прошлом утилизация вооружения и военной техники чаще проводилась «агрессивными» способами – такими, как подрыв, сжигание, затопление и захоронение. Сегодня им на смену приходят более рациональные и практичные технологии, позволяющие получить качественное вторсырье и выгодно продать его заинтересованным лицам.

Утилизация вооружения и военной техники выполняется с соблюдением секретности, а сам процесс охраняется таким понятием, как «государственная тайна». В отличие от утилизации техники гражданского назначения работы по переработке ВВТ во вторсырье выполняются исключительно отечественными предприятиями. Еще не так давно – относящимися к оборонной промышленности. Правда, в последнее время утилизация ВВТ все чаще поручается российским предприятиям, не имеющим прямого отношения к военному ведомству, но располагающим производственной базой и всеми необходимыми условиями, чтобы утилизация вооружения и военной техники была проведена качественно и в установленные сроки. А государство все чаще предлагает тендеры и размещает заказы на утилизацию ВВТ для заинтересованных компаний.

Разумеется, утилизация ВВТ может быть доступна не любому предприятию, а получившему специальное разрешение (лицензию) на проведение таких работ. К ним относятся лицензия на утилизацию конкретного вида ВВТ и лицензия, дающая предприятию право работать с государственной тайной. Министерство обороны больше заинтересовано в привлечении к своим проектам так называемых «единственных», а не меняющихся с каждым новым заказом исполнителей.

Правда, договориться о постоянном сотрудничестве и даже найти разовых исполнителей пока удается не всегда. Даже если на предприятии есть все условия для проведения работ, утилизация вооружения и военной техники бывает ему невыгодна. Во-первых, как мы уже упоминали, утилизация ВВТ требует особых условий в обеспечении безопасности, в том числе и экологической. Во-вторых, она связана с сопутствующими расходами: например, на транспортировку ВВТ до места утилизации и на выгрузку вооружения и техники. Предприятия-исполнители готовы нести эти расходы, но, соответственно, включают их в стоимость услуг. А заказчика, ищущего как можно более выгодные расценки, по которым может проходить утилизация вооружения и военной техники, условия потенциальных исполнителей могут и не устраивать. Но в последнее время сторонам все-таки удается найти компромиссные решения.

СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ
ЗАДАТЬ ВОПРОС

Другие статьи

Проблема утилизации военно-технических средств

militaryarticle.ru Проблема утилизации военно-технических средств

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1993, стр. 55-61

Проблема утилизации военно-технических средств

ПолковникН.Г.ДАШКОВ,доктор технических наук

Генерал-майор Ю.А.НИКОЛАЕВ, доктор военных наук

ПРОБЛЕМА утилизации военно-технических средств (ВТС) обуслов-лена проведением военной реформы и дальнейшим сокращением Воо-руженных Сил России, необходимостью выполнения договорных обяза-тельств по сокращению вооружения и военной техники, выводом из шта-тов боевых частей войск и сил флота морально и технически устаревших образцов. При рассмотрении вопросов утилизации ВТС целесообразно опираться на определенные категории, например, такие, как «военно-технические средства», «высвобождаемые ВТС», «утилизация ВТС».

Военно-технические средства, на наш взгляд, включают все многооб-разие видов вооружения и техники, боеприпасов, специальных веществ, жидкостей и имущества, находящихся в видах ВС (родах войск, сил), главных и центральных управлениях МО, т.е. движимое имущество, со-стоящее на вооружении или снабжении войск (сил).

Высвобождаемые ВТС - это устаревшие (как морально, так и физиче-ски) военно-технические средства или подпадающие под сокращение по договорам правительства, а также снимаемые с эксплуатации по другим причинам.

Утилизация ВТС включает: использование путем реализации образ-цов ВТС, высвобождаемых Министерством обороны (без доработки) в народнохозяйственных целях (автомобильная, автотракторная и инже-нерная техника, имущество и техника тыла и др.); доработку ВТС под си-стемы народнохозяйственного назначения (например, переделка броне-танковой техники в аварийно-спасательные, пожарные и санитарные ма-шины, бульдозеры, лесовозы и т.д.) (рис.1); переработку образцов ВТС в товары народнохозяйственного потребления, производство из боепри-пасов нитроэмалей, линолеума, облицовочной плитки, фурнитуры, сан-технической аппаратуры, предметов обихода из латуни и меди, промыш-ленных ВВ и др. (рис.2); превращение в сырье изделий из черных, цвет-ных и драгоценных металлов, полимерных и композиционных материа-лов с последующим применением в промышленности; демонтаж, разагрегатирование ВТС для применения узлов в народнохозяйственных це-лях; использование ВТС, подлежащих снятию с вооружения, для внут-ренних нужд Министерства обороны в качестве наземных, воздушных и морских целей при испытаниях нового вооружения и при проведении учений, а узлов и агрегатов как запасных инструментов и принадлежно-стей (ЗИП) и т.п.; ликвидацию отдельных типов ВТС.

К настоящему времени в войсках, на складах и базах Министерства обороны РФ накоплено большое количество ВТС, подлежащих утилиза-ции, а также средств, планируемых к снятию с вооружения и утилизации в период до 2000 года. Рассматриваемые ВТС представляют собой круп-ную агрегатно-сырьевую базу особого вида ресурсов (специальных воз-вратных ресурсов), имеющую реальные возможности для вовлечения в народнохозяйственный оборот после переработки. Ресурсный потенциал высвобождаемых Министерством обороны ВТС, по прогнозным оценкам, может составить (в ценах 1991 года) на 1 января 2001 года более 500 млрд рублей.

В связи с вышеизложенным основная цель решения проблемы утили-зации высвобождаемых ВТС - ресурсосбережение в России, наиболее эф-фективное использование научно-технического и производственного потенциала отраслей промышленности и Министерства обороны для экологически чистой, безопасной переработки ВТС и применение с ма-ксимальной пользой в народном хозяйстве получаемых при этом про-дуктов утилизации.

Кроме того, при рациональной организации реше-ние проблемы утилизации ВТС должно, на наш взгляд, положительно повлиять на: снижение взрывоопасности (пожароопасности) в частях, на складах, базах и арсеналах МО, связанных с хранением взрывоопасных ВТС (например, боеприпасов, в том числе находящихся в ветхом состоя-нии, подверженных разрушению ракет и т.п.), путем проведения скорей-шей утилизации таких ВТС при обеспечении надежной безопасности ра-бот; повышение боеспособности Вооруженных Сил РФ при использова-нии ВТС, снимаемых с вооружения, для внутренних нужд МО (ЗИП и т.д.); сохранение имеющихся и высвобождаемых по тем или иным при-чинам мощностей ремонтных заводов, баз и арсеналов, а также научно-технического и производственного потенциалов оборонной промыш-ленности и МО в ходе проведения утилизации ВТС как одного из направ-лений конверсии (НИУ - для разработки технологий утилизации ВТС, предприятий - для глубокой утилизации ВТС, однотипных с серийно вы-пускаемыми образцами);

решение проблемы социальной защищенно-сти военнослужащих и их семей за счет отчисления части прибыли от утилизации.

Анализ проведенных исследований и имеющихся материалов по ути-лизации ВТС, а также изучение прошлого опыта подобной работы пока-зали, что данная проблема имеет ряд особенностей, связанных с научной и производственной деятельностью многих отраслей промышленности (более 20), сферы услуг и быта, с ресурсопотреблением и ресурсосбереже-нием, охраной окружающей среды, и должна решаться как самостоятель-ная государственная задача.

Место и роль Министерства обороны в этом деле обусловлены нали-чием в процессе утилизации ВТС специфических функций, характерных только для МО, и сложившимся в настоящее время порядком утилиза-ции оружия и боевой техники. К специфическим функциям МО следует отнести: необходимость хранения ВТС (в том числе взрывоопасных), предназначенных для утилизации, непосредственно в частях и на арсена-лах МО в период их передачи для переработки на предприятия промыш-ленности, приведения вооружения в небоеспособное состояние, прове-дения утилизации определенной части ВТС своими силами, обеспече-ния безопасности в процессе утилизации отдельных типов военной тех-ники. Все это позволяет сделать вывод, что процесс утилизации ВТС - го-сударственная народнохозяйственная проблема, в которой деятельность МО является неотъемлемой составной частью и по отношению к другим отраслям - ведущей.

Изучение опыта утилизации списанных образцов военной техники и имущества военного назначения показывает, что эти работы органи-зуются и осуществляются главными (центральными) управлениями Ми-нистерства обороны, вьшолняющими функции заказывающих и снаб-женческих органов по закрепленным номенклатурам. В работах по ути-лизации ВТС задействуются, в части их касающейся, снабженческие ор-ганы военных округов (флотов), объединений, соединений и частей, ар-сеналы, заводы, базы и склады центрального и окружного подчинения. Такая схема организации и ведения работ по утилизации ВТС наиболее приемлема, так как главные управления располагают отчетами, донесе-ниями, докладами, ведомостями (актами) технического состояния изде-лий, получаемыми согласно табельной отчетности. Они обладают до-стоверными сведениями о количестве, местонахождении, техническом состоянии, надежности, перспективах естественного и морального ста-рения (в том числе об объемах утилизации по договорным обязатель-ствам о сокращении вооружения) закрепленных номенклатур, сроках их списания.

Вместе с тем управления заинтересованы в своевременном списании определенного количества устаревших образцов, чтобы исключить из-лишние затраты на их ремонт, хранение и поддержание в высокой сте-пени технической готовности, а также высвободить площади хранения для размещения новых и состоящих на снабжении войск образцов. Они имеют возможности по своевременному сосредоточению списываемых ВТС в местах расположения производств по утилизации и в состоянии обеспечить высокий уровень безопасности выполняемых работ и сохран-ность материальных ценностей. Кроме того, существует и их заинтересо-ванность в привлечении для утилизации коллективов подчиненных ар-сеналов, заводов, баз и складов, обладающих производственными пло-щадями, современным оборудованием и подготовленными специали-стами. В этом случае, как свидетельствует практика, при разделке органи-зуется квалифицированный отбор максимального количества деталей, узлов и сборок, предназначаемых для ЗИПов. При этом ЗИП своевре-менно учитывается и распределяется по запросам потребителей. Это по-зволяет также обеспечивать максимальный съем при разделке военной техники драгоценных металлов, цветного и черного металлолома, дру-гого имущества при минимальных затратах и четкую их реализацию че-рез государственные учреждения, а также организацию на подчиненных предприятиях производства по выпуску вторичных продуктов и предме-тов потребления из отходов утилизации для коммерческих целей.

Уровень технической оснащенности для проведения утилизации в главных управлениях Министерства обороны РФ неодинаков. Эффек-тивнее идет работа там, где она велась и раньше на подчиненных ремон-тных предприятиях МО (арсеналах, заводах, базах). Хуже обстоят дела в управлениях, которые в основном были ориентированы лишь на по-мощь промышленности.

Однако ориентация на участие промышленности в утилизации ВТС для отдельных видов ВС необходима, в частности для ВМФ в силу его специфики. В таких случаях участие в утилизации ВТС организаций МО РФ должно сводиться к подготовке ВТС к передаче на предприятия-переработчики оборонных отраслей промышленности.

Непосредственная работа по решению проблемы утилизации ВТС, связанная с формированием государственных программ, четко выявила как положительные стороны, так и нерешенные вопросы.

К положительным следует отнести прибыльность утилизации ВТС при рациональной организации системы. Причем по мере увеличения финансирования работ значительно возрастает прогнозируемая вели-чина ее эффекта, приближаясь к ресурсному потенциалу. Четко налажен-ная утилизация способна содействовать успешному проведению конвер-сии, сохранению производственного и научного потенциалов оборонной промышленности.

К нерешенным вопросам, по нашему мнению, можно отнести следую-щие. Первый - о собственности. В законодательном порядке не решено, чьей собственностью являются военно-технические средства ВС и кто ею вправе распоряжаться. Это сдерживает организацию системы утили-зации. Второй. Нет единой системы утилизации ВТС в России. Сегодня решением этого вопроса занимаются виды ВС (рода войск), главные и центральные управления МО самостоятельно (без необходимой координации действий). Третий. Не отработан порядок взаимоотноше-ний участников процесса утилизации ВТС, механизм их взаимодействия. Четвертый. Имеет место тенденция проведения утилизации в основном таких типов вооружения, которые не нуждаются в сложных технологиях и значительных капитальных вложениях. Утилизация некоторых взрыво- и экологически опасных ВТС, требующих разработки новых тех-нологий и существенных затрат, разворачивается медленно. Пятый. Для отдельных типов военной техники технологии утилизации отсутствуют или не отвечают экологическим требованиям. Шестой. Так как проблема эта новая, то, естественно, нет должного уровня методического и инфор-мационного обеспечения работ, а это означает, что глубокая утилизация ВТС еще практически не начата.

Анализ состояния и сложившегося порядка утилизации позволяет на-метить ряд актуальных направлений организационной и научной дея-тельности, учитывающих интересы Российской Федерации, оборонной промышленности и Министерства обороны в решении этой проблемы.

Первое. Для повышения эффективности утилизации, рационального подключения к решению этой проблемы предприятий оборонной про-мышленности и МО РФ, проведения сбалансированной утилизации как прибыльных, так и убыточных ВТС целесообразно в Российской Федера-ции создать единую систему утилизации военной техники, включающую в себя как государственные, так и коммерческие структуры, функциони-рующие по единому замыслу и под единым руководством.

Второе. В целях регулирования взаимоотношений участников про-цесса утилизации, определения механизма их взаимодействия необхо-димо, на наш взгляд, разработать рекомендации по использованию и реализации ВТС, в которых определить: порядок проведения инвентари-зации (учета) утилизируемых средств, их хранения, транспортирования и передачи на предприятия промышленности; методику планирования, формирования план-заказов, план-графиков утилизации конкретных ви-дов ВТС и образцы форм плановых документов; вопросы финансово-эко-номических расчетов; распределение прибыли от утилизации ВТС и др.

Третье. Акцент в исследованиях по утилизации важно сделать в пер-вую очередь на разработке эффективных и экологически чистых техно-логий, информационном обеспечении, создании автоматизированной базы данных о высвобождаемых ВТС и предприятиях-разработчиках и производителях этих средств, других сторонах данного процесса в инте-ресах оперативного принятия практических решений управляющими структурами.

Четвертое. Для рационального использования части производствен-ного и научного потенциалов организаций оборонной промышленности и Министерства обороны, повышения доли выпускаемой ими народно-хозяйственной продукции и предоставляемых услуг, диверсификации инфраструктур ВС, а также ресурсного потенциала ВТС целесообразно координировать деятельность в этой области и увязывать программы утилизации с программами конверсии оборонной промышленности и развития вооружения. Утилизацию ВТС следует, по нашему мнению, рассматривать как одно из эффективных направлений конверсии и таким образом обеспечить переход от существующей системы использования оборонной промышленности для выпуска военной и народнохозяй-ственной продукции, действовавшей в бывшем СССР (рис.3), к предла-гаемой (рис.4).

Кроме перечисленных направлений, необходимо выработать мето-дологию утилизации ВТС, представляющую собой систему взглядов на принципы построения, структуру и логическую организацию исследова-ний в этой области. Ее целесообразно разрабатывать как часть общих исследований по обоснованию развития вооружения. При этом система и методология обоснования перспектив утилизации должны определять рациональный порядок и совокупность приемов и методов исследова-ний и практической работы по формированию документов програм-много планирования, обосновывать цель, основные направления и по-следовательность научных изысканий.

Система исследований по решению проблемы утилизации может ба-зироваться на ряде основополагающих принципов, отражающих взаимо-связь проводимых работ с вопросами ресурсосбережения и народнохо-зяйственными задачами. По нашему мнению, к ним следует отнести: принцип системности; принцип соответствия системы утилизации ВТС системе целевых установок (задач); принцип сбалансированности про-граммы утилизации ВТС по критерию «стоимость-эффективность» при ограниченных ассигнованиях с учетом возможностей предприятий МО и промышленности, а также взрыво- и экологической опасности; принцип выбора приоритетов.

Принцип системности отражает объективную реальность, когда, с од-ной стороны, в оперативном подчинении и управлении МО находятся как прибыльные в плане утилизации ВТС, так и убыточные, требующие значительных материальных затрат при прибыльной системе утилиза-ции в целом, а с другой - различные виды ВС (рода войск, сил) имеют ВТС, обладающие общими (едиными) свойствами применительно к ути-лизации и использованию в народнохозяйственных целях и требующие одинаковых (или схожих) технологий.

Принцип соответствия системы утилизации ВТС системе целевых уста-новок (задач) состоит в том, чтобы собственно систему, программу ути-лизации и механизм ее реализации направить на достижение основной цели - ресурсосбережения, наиболее эффективного использования научно-технического и производственного потенциала МО и отраслей промышленности для безопасной и экологически чистой переработки ВТС и максимально полезного применения в народном хозяйстве полу-чаемых продуктов утилизации. При этом в качестве целевых установок утилизации следует иметь в виду снижение взрывоопасности на складах, базах и арсеналах МО, повышение боеспособности войск (за счет попол-нения ЗИПа и т.п.), а также сохранение научного и производственного потенциалов оборонной промышленности.

Принцип сбалансированности программы утилизации ВТС по критерию «стоимость-эффективность» вытекает из многовариантности прогнози-руемой системы, способов утилизации и ограниченных ассигнований. В этой связи методология исследований по обоснованию программ утили-зации должна содержать соответствующий математический аппарат, по-зволяющий осуществлять анализ в целях получения наиболее эффек-тивных вариантов программ утилизации в пределах имеющихся ассиг-нований.

Принцип выбора приоритетов заключается в том, что развитие си-стемы утилизации должно соответствовать внешним условиям: В зави-симости от их изменений и стоящих задач должно отдаваться предпочте-ние развитию той или иной части системы утилизации, например утили-зации взрывоопасных ВТС или пополняющих дефицитный (в данный период времени) вид ресурсов.

Таким образом, решение проблемы утилизации военной техники не-обходимо рассматривать как задачу государственной важности по при-знакам экономической эффективности, значительной наукоемкости и многоотраслевого характера, ресурсосбережения и обеспечения занято-сти трудовых коллективов оборонного комплекса Российской Федера-ции.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Утилизация военной техники в России

Утилизация военной техники в России

Комплексы С-300, предназначавшиеся для Сирии, будут утилизированы, сообщил журналистам в понедельник заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин.

Утилизация военной техники — комплекс мероприятий, обеспечивающих демилитаризацию (перевод в небоевое состояние), диверсификацию (придание других функций) или переработку выведенной из эксплуатации военной техники для дальнейшего использования не по прямому назначению в военных или гражданских целях. Утилизации подлежит военная техника, сокращённая по международным договорам, снятая с вооружения, выработавшая свой ресурс или морально устаревшая.

Утилизация является частным случаем ликвидации вооружения и военной техники (ВВТ) и необходима для возвращения части средств, вложенных в разработку, производство и ликвидацию вооружений.

В России действует Федеральная целевая программа "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года" от 18 ноября 2011 года, в рамках которой все, что можно переработать на вторичное сырье, должно быть аккуратно изъято и переработано.

Конечным результатом утилизации становится продукт, который можно использовать в гражданских целях. например, как сырье для производства новых материалов. Утилизация ВВТ должна проводиться по особой стратегии, обеспечивающей максимальную безопасность участникам процесса утилизации, а также окружающей среде. Работу по утилизации регулирует ряд технических и технологических документов, опирающихся на различные стандарты — государственные и отраслевые. Контроль над всеми этапами этого процесса осуществляют специалисты военных представительств Министерства обороны.

Утилизация ВВТ неотделима от такого понятия, как технические условия (ТУ). Под ними понимаются среда, в которой могут проводиться работы, и используемые для их проведения средства. ТУ определяются в каждом конкретном случае и напрямую зависят от размеров, назначения и степени опасности утилизируемых ВВТ. В целом по принятой классификации все вооружение и всю технику, которых касается утилизация ВВТ, можно условно разделить на три группы:

— сложные изделия, нуждающиеся в предварительной разборке. В этом случае утилизация вооружения и военной техники предполагает отделение взрывоопасных элементов (например, патронов, ракет и артиллерийских выстрелов) от компонентов, которые могут быть использованы как вторсырье;

— крупногабаритные образцы, которые можно без риска разобрать или разрезать;

— малогабаритные образцы. Если в их основе имеются взрывоопасные вещества, утилизация ВВТ осуществляется методом простого подрыва, который может проводиться в воздушной или водной среде. Оставшиеся осколки собираются и также отправляются на вторсырье.

В недалеком прошлом утилизация вооружения и военной техники чаще проводилась "агрессивными" способами — такими, как подрыв, сжигание, затопление и захоронение. Сегодня им на смену приходят более рациональные и практичные технологии, позволяющие получить качественное вторсырье и выгодно продать его заинтересованным лицам.

Утилизация вооружения и военной техники выполняется с соблюдением секретности, а сам процесс охраняется таким понятием, как "государственная тайна". В отличие от утилизации техники гражданского назначения, работы по переработке ВВТ во вторсырье выполняются исключительно российскими предприятиями, еще не так давно относящимися к оборонной промышленности. В последнее время утилизация ВВТ все чаще поручается российским предприятиям, не имеющим прямого отношения к военному ведомству, но располагающим производственной базой и всеми необходимыми условиями, чтобы утилизация вооружения и военной техники была проведена качественно и в установленные сроки. Утилизация ВВТ может быть доступна не любому предприятию, а получившему специальное разрешение (лицензию) на проведение таких работ. К ним относятся лицензия на утилизацию конкретного вида ВВТ и лицензия, дающая предприятию право работать с государственной тайной.

Министерство обороны больше заинтересовано в привлечении к своим проектам так называемых "единственных", а не меняющихся с каждым новым заказом исполнителей.

Согласно ФЦП "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года", зенитные ракетные системы (комплексы) утилизируют ОАО "Головной центр сервисного обслуживания и ремонта Концерна ПВО "Алмаз-Антей" "Гранит" (Москва), ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь", ЗАО "Южно-Уральский специализированный центр утилизации" (Миасс, Челябинской области), ЗАО "Морские инженерные технологии и сервис" (Москва), ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" имени А.Я. Березняка" (Дубна, Московской области), ООО "Ресурсы Сибири" (Абакан), ОАО "Авиаремонт" (Люберцы, Московская область), ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" (Киров, Владимирская область), ОАО "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" (Екатеринбург), ОАО "РАТЕП" (Серпухов, Московская область).

Пусковые установки управляемых ракет, управляемые ракеты, не снаряженные боеголовкой, неуправляемые ракеты, пусковые установки (устройства) стратегических ракет стационарного базирования утилизируют ЗАО "АРЕАЛ-98" (Москва), ЗАО "НПО РОКОТ" (Москва), ЗАО "Форпост Балтики Плюс" (Калининград), ЗАО "Холдинг-Рособщемаш" (Москва).

Самолеты, вертолеты, составные части конструкции летательных аппаратов утилизируют на предприятиях ЗАО "Шахтинский авиационно-ремонтный завод Российской оборонной спортивно-технической организации" (Шахты, Ростовская область), ОАО "308 авиационный ремонтный завод" (Иваново, входит в ОАО "Авиаремонт"), ОАО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова" (Москва), ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" (Московская область), ООО "Русское Авиационное Общество" (Москва), ООО "Ресурсы Сибири" (Абакан), ООО "Фирма-Радар" (Липецк), ОАО "150 авиационный ремонтный завод" (Светлый, Калининградская область), ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" (Ростовская область), ОАО "Ростовский вертолетный производственный комплекс" (Ростов-на-Дону) и др.

Есть предприятия, специализирующиеся на утилизации двигателей самолетов, танков, автомобилей многоцелевого назначения, корабельного и судового оборудования, химических (вторичных) источников тока, патронов, стрелкового и артиллерийского вооружения и др.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи .