Руководства, Инструкции, Бланки

типовая инструкция по эвакуации для объектов с массовым пребыванием людей img-1

типовая инструкция по эвакуации для объектов с массовым пребыванием людей

Категория: Инструкции

Описание

Как организовать учебно-тренировочные занятия по ЭВАКУАЦИИ?

Как организовать учебно-тренировочные занятия по ЭВАКУАЦИИ?

Главная » Новости » Как организовать учебно-тренировочные занятия по ЭВАКУАЦИИ?

Здравствуйте уважаемые посетители нашего сайта! Мы выкладываем пошаговую инструкцию и комплект документов для проведения тренировок по эвакуации в случае пожара. которые вы можете скачать бесплатно.

Сразу ответим на вопрос – Кто должен проводить учебно-тренировочные занятия по эвакуации работников в случае пожара?

Согласно пункту 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390

На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

Итак, для того чтобы организовать проведение тренировочных занятий по пожарной эвакуации, необходимо:

1) Подготовить и утвердить

2) Подготовить и издать

Другие статьи

Соблюдение правил пожарной безопасности в местах массового пребывания людей»

«Соблюдение правил пожарной безопасности в местах массового пребывания людей» Евгений Гришкин

Заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы

Заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калужской области Гришкин Евгений Геннадьевич

Тема: «Соблюдение правил пожарной безопасности в местах массового пребывания людей»

1. Как выглядит обстановка с пожарами в настоящее время на территории Калужской области?

Согласно статистическим данным в Калужской области ежедневно происходит до 5-ти пожаров, каждые 3 дня на пожарах погибает человек.

Основными причинами возникновения пожаров по-прежнему остаются: 1 - неосторожное обращение с огнём, 2 - нарушения правил устройства и эксплуатации электроприборов и электроустановок, и 3- это нарушения правил устройства и эксплуатации отопительных печей.

В прошлом (2014году) произошло 1080 пожаров, на которых погибло 99 человек, получили травмы различной степени тяжести 59 человек, материальный ущерб от пожаров составил более 250 миллионов рублей.

В настоящее время оперативная обстановка с пожарами на территории области также остается достаточно напряженной.

2. А как обстоит дело с пожарами непосредственно на объектах с массовым пребыванием людей?

Пожаров на объектах с массовым пребыванием людей в текущем году на территории Калужской области не зарегистрировано.

Однако хочу обратить Ваше внимание на пожары на объектах с массовым пребыванием людей, происходящие на территории Российской Федерации.

Это в первую очередь пожары на объектах социальной значимости:

- пожар, произошедший в 17-й наркологической клинике, расположенной на Болотниковской улице в г. Москва, унесший жизни 45 человек.

- пожар, произошедший в психоневрологическом интернате, расположенном близ города Тайга Кемеровской области при котором погибли 9 человек.

- пожары в домах-интернатах для престарелых и инвалидов в станице Камышеватской, Краснодарского края, в п. Екатерининское, Омской области унесли жизни 75 человек.

Число жертв пожара в доме престарелых и инвалидов в поселке Велье-Никольское (Тульская область), составило -31 человек. В момент пожара в старом двухэтажном кирпичном здании с деревянными перекрытиями находилось около 300 человек, из них 130 человек лежачие больные, которые не могли самостоятельно покинуть помещение.

3. Каковы причины произошедших пожаров?

Основной причиной наступления тяжких последствий произошедших трагедий явилось:

не знание своих обязанностей, отсутствие соответствующих навыков и не правильные действия дежурного персонала при возникновении пожара и проведении эвакуации, а также:

-позднее сообщение о пожаре в пожарную охрану;

- низкая численность дежурного персонала, способного провести мероприятия по эвакуации людей, находящихся в зданиях.

4. Какие профилактические мероприятия проводят органы пожарного надзора на объектах с массовым пребыванием людей?

На самом деле, состоянию пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей Главным управлением МЧС России по Калужской области уделяется первостепенное значение.

Органы надзорной деятельности, в соответствии с годовыми планами, проводят проверки противопожарного состояния данных объектов, с оказанием методической и практической помощи руководителям по выполнению противопожарных мероприятий.

В ходе проведения профилактических мероприятий:

осуществляются выступления (беседы) с персоналом, направленные на соблюдение норм и правил пожарной безопасности;

проводятся практические тренировки по отработке плана эвакуации при пожаре и чрезвычайной ситуации, а также практические занятия по использованию (применению) первичных средств пожаротушения (огнетушителей);

проводятся инструктажи по мерам пожарной безопасности с должностными лицами объектов под роспись в соответствующих журналах.

5. На что обращается внимание при проведении проверок объектов с массовым пребыванием людей?

Особое внимание обращается на содержание путей эвакуации, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, наличие и работоспособность систем обнаружения и тушения пожара, наличие и исправность противопожарного водоснабжения, а также на обеспечение свободных проездов и подъездов пожарной техники к зданиям объектов.

6. Какие массовые объекты подвергнутся проверкам в ближайшее время?

В настоящее время нами осуществляются профилактические мероприятия на объектах проведения Святой Пасхи и объектах празднования 70 годовщины победы в Великой Отечественной Войне.

На всех объектах с работниками и должностными лицами, ответственными за пожарную безопасность, проведены инструктажи по мерам пожарной безопасности.

Организованы и проводятся пожарно-тактические занятия на объектах проведения торжественных мероприятий, с целью повышения готовности сил и средств пожарной охраны к оперативному реагированию на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия.

В период проведения торжественных мероприятий спланировано несение дежурства личного состава Главного управления МЧС России по Калужской области на данной категории объектов.

7. Как правильно действовать дежурному персоналу объектов с массовым пребыванием людей при пожаре?

Во – первых на каждом объекте с массовым пребыванием людей распорядительным документом должен быть установлен соответствующий противопожарный режим, а также разработана инструкция по действиям дежурного персонала при пожаре, в соответствии с данной инструкцией руководителю объекта необходимо проводить практические занятия по отработке плана эвакуации при пожаре не реже одного раза в полугодие.

Основные действия дежурного персонала при пожаре следующие:

1.Во – первых, это немедленный вызов пожарной охраны по телефону единой службы спасения – 01, при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию.

2.Во-вторых, задействование системы оповещения людей о пожаре и проведение организованной и быстрой эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации.

3.И только после этого проведение тушения пожара первичными средствами пожаротушения – огнетушителями и внутренними пожарными кранами, и то только в том случае, если это небезопасно для дежурного персонала объекта и людей, находящихся в здании.

Зачастую данные действия проводятся в обратной последовательности, т.е.:

Сначала дежурный персонал пытается потушить загорание собственными силами, а когда понимает, что это невозможно, начинается паника и беспорядочная эвакуация людей, и только после этого, когда пожар получил развитие и создалась реальная угроза жизни людей, находящихся в здании, вспоминают что надо позвонить в пожарную охрану или не вспоминают об этом вообще, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит в трагедии.

8. По какому телефону можно обратиться по вопросам пожарной безопасности?

По всем вопросам обеспечения пожарной безопасности можно обратиться по телефону доверия Главного управления МЧС России по Калужской области: 54-77-90.

Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям

Пожарно-тактические учения на объекте с массовым пребыванием людей

24 июня 2016 года на базе социально-значимого объекта с массовым пребыванием людей – государственного казенного учреждения Самарской области «Богатовский социальный приют для детей и подростков» (Богатовский район, с. Максимовка, ул. Аврора, д. №2) было проведено пожарно-тактическое учение (далее – ПТУ) под руководством ВрИО начальника управления противопожарной службы ГКУ Самарской области «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС» (далее - Учреждение) Н.В. Шаталова. Цель учения - показ приёмов и способов организации работы по управлению подразделениями и их взаимодействию при тушении пожаров. Работой штаба учений руководил начальник пожарно-спасательного отряда №15 (м.р. Богатовский) Учреждения (далее - ПСО №15) В.В. Сотников. В учениях приняли участие пожарные-спасатели ПСО №15 и взаимодействующие с ними при возникновении пожаров и других чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) экстренные службы жизнеобеспечения района. По тактическому замыслу учения условный пожар произошёл на 2 этаже в игровой комнате в здании приюта для детей. Возникла условная угроза распространения огня в коридор. Персонал действовал в соответствии с утвержденной инструкцией. Работник приюта, обнаруживший «пожар», сообщил о пожаре в ПСО №15. Работники приюта не смогли предпринять необходимые меры по ликвидации «загорания» в начальной стадии. Была организована эвакуация воспитанников и персонала учреждения. До прибытия пожарных здание было обесточено электриком приюта. В ходе ПТУ для разведки и «тушения» было образовано 4 звена газодымозащитников, подано 5 стволов «Б». На тушение условного пожара привлекалось 30 человек личного состава, 4 единицы пожарной техники ПСО №15, расчёт добровольной пожарной команды с. Максимовка в количестве 2 человек, экипажи всех служб жизнеобеспечения района. Персонал и воспитанники приют для детей и подростков отработали тренировку по эвакуации в случае пожара. В ходе ПТУ была отработана вводная от руководителя ПТУ о возникновении угрозы обрушения конструкции здания - прямой угрозы жизни находящихся в помещениях людей. Далее пожарные продолжили тушение условного пожара с последующей его ликвидацией. На учениях была проведена проверка готовности сил и средств Богатовского пожарного гарнизона к экстренному реагированию при возникновении пожара в местах с массовым пребыванием людей. Систематическая отработка действий по тушению пожаров, ликвидации самых различных ЧС – один из самых эффективных способов поддержания готовности пожарных и спасателей. Хорошо продуманные учебные задачи помогают осваивать новую технику, применять современные средства спасения, закрепляют навыки, а главное – заставляют людей думать, искать более рациональные способы реагирования в той или иной обстановке. В условиях реальной ЧС времени на раздумье, как правило, не остается. Нужны грамотные решения, четкие, хорошо отработанные действия. А еще учения - это возможность лучше изучить конкретный объект. Ведь не случайно, для занятий выбирают наиболее сложные, с точки зрения ликвидации последствий ЧС, объекты. Учения прошли на хорошем уровне, условное возгорание было локализовано в короткие сроки. Пожарные работали оперативно и профессионально. Качественно было проведено боевое развертывание, четко сработали службы жизнеобеспечения. Важность таких мероприятий трудно переоценить, т.к. как известно, «тяжело в учении, легко в бою».

  • Департамент по вопросам общественной безопасности
    Самарской области официальный сайт
  • ГУ МЧС России по Самарской области официальный сайт
  • Общероссийская общественная организация "Российский союз спасателей" официальный сайт

© "ГКУ СО "Центр по делам ГО, ПБ и ЧС" 2012"
При полном или частичном использовании материалов ссылка на
ГКУ СО "Центр по делам ГО, ПБ и ЧС" (www.spasenie112.ru ) обязательна.

Методические рекомендации «Обеспечение пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей» Йошкар-Ола 2008 - страница 7


^ 3.4. Организация эвакуации посетителей и работников объектов с массовым пребыванием людей

В случае возникновения пожара действия работников объектов с массовым пребыванием людей и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности посетителей, их эвакуацию и спасение.

Каждый работник объекта, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.), а также при срабатывании систем автоматической пожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара) обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (четко назвав адрес объекта, по возможности место возникновения пожара, что горит и чему пожар угрожает (в первую очередь – какая угроза создается людям), а также сообщить свою должность и фамилию);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации посетителей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации. Для оповещения людей о пожаре в сооружении или здании также может быть использована внутренняя радиотрансляция и другие, специально смонтированные сети вещания, а также тревожные звонки и другие звуковые сигналы (в учреждениях здравоохранения и детских дошкольных учреждениях первоначально оповещается только обслуживающий персонал);

в) известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения. Работы по тушению пожара в первую очередь должны быть направлены на создание безопасных условий эвакуации людей из здания. Для встречи прибывающих пожарных подразделений необходимо выделить из персонала объекта лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников, которое должно четко проинформировать начальника пожарного подразделения о том, все ли эвакуированы из горящего или задымленного сооружения (здания), в каких помещениях еще остались люди.

Руководитель учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

в) организовать проверку наличия посетителей (пациентов, отдыхающих и т.п.) и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам;

г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения (при наличии);

е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих распространения пожара;

к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью работникам учреждений нельзя оставлять посетителей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию людей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения;

г) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне людей;

д) выставлять посты безопасность на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения посетителей и работников в здание, где возник пожар;

е) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

^ 3.5. Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов

Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредником сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.

Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:

- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

- представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ГПС;

- руководитель тушения пожара (от АС - при цеховой и объектовой тренировке и от ГПС - при совместной тренировке) докладывает руководителю тренировки о сложившейся на тренировке обстановке и принятых им решениях по ликвидации пожара, а также по предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки;

- действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривался программой), который дает свою оценку его действиям;

- посредники других участков тренировки (если такие по программе предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки;

- руководитель тренировки по эвакуации в ходе разбора может требовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе.

При разборе тренировки в отношении каждого участника должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения; должностных инструкций, знание мест расположения средств управления оборудованием; знание аппаратуры, арматуры, защитных средств по технике безопасности; первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.

В заключение разбора руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте.

Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.


ГОСТ 12.1.033-81* «Пожарная безопасность. Термины и определения»


Организует сбор ДПД, организацию тушения пожара первичными средствами пожаротушения.


^ Проект приказа о подготовке и проведении тренировки

№ ___ от "__" _________ 2007 года

О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара

В целях поддержания на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по эвакуации, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации, а также обучения порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) п р и к а з ы в а ю:


1. Провести объектовую тренировку по эвакуации людей и тушению условного пожара «___»___________2007 года.

2. Начальником штаба подготовки и проведения общешкольной тренировки назначить заместителя директора А.П. Петрова

3. Начальнику штаба тренировки:

представить на утверждение документы по подготовке и проведению занятий и общешкольной тренировке в срок до "__" ______ 2007 года;

завершить подготовительную работу до «___»_____2007 года.

4. Инженеру по охране труда С.И. Сидорову провести комплекс мероприятий по предупреждению травматизма в период проведения тренировки.

5. Руководство подготовкой и проведением тренировки, а также контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Директор А.Н. Новиков


^ Проект плана проведения тренировки

(на примере учреждения здравоохранения)

проведения тренировки по действиям персонала при эвакуации и организации тушения условного пожара здания больницы

по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Иванова 7

Особенности управления эвакуацией на объектах с массовым пребыванием людей

Особенности управления эвакуацией на объектах с массовым пребыванием людей

А. Пинаев,
Н. Мисюкевич

Система оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ) на объектах с массовым пребыванием людей является, пожалуй, самой существенной частью технических средств противопожарной защиты. Ее эффективность и надежность функционирования являются ключевыми в обеспечении безопасности людей, находящихся на объекте. Нормативные требования, определяющие структуру СОУЭ и подходы к проектированию, в определенном смысле обобщающие и не в состоянии учесть конкретную специфику каждого объекта.

Несвоевременное оповещение в комбинации с плохо продуманными механизмами его реализации и эвакуации людей способно привести к значительным жертвам. В то же время ложное состояние «Пожар» (более 99 % сигналов от систем пожарной сигнализации (СПС)) может нарушить жизнедеятельность большого количества людей, находящихся в здании. Нарушение жизнедеятельности более 100 человек уже является локальной чрезвычайной ситуацией.

Анализ подходов, используемых при проектировании противопожарной защиты объектов со значительным пребыванием людей, в частности крупных торговых центров, выявил ряд аспектов, не отраженных в нормативных правовых актах, требующих учета в процессе проектирования и эксплуатации.

К наиболее существенным можно отнести:

¦ Загромождение проходов между стеллажами, например, торговыми тележками (наши люди за товар держатся до последнего и, при необходимости его бросить, бросают только в последнюю очередь и в самых неподходящих местах).

¦ Установка непредусмотренных проектами дополнительных стеллажей, холодильных установок, поддонов с товарами и т.п. особенно в рамках проведения всевозможных торговых акций. Опасность такого рода объектов состоит не только в уменьшении проходов на путях эвакуации, но и возможности их опрокидывания и разброса товара в условиях паники.

¦ Отсутствие широких проходов на выходах из кассовой зоны торговых залов. Как правило, такие проходы предусмотрены, но они заблокированы торговыми тележками или товаром.

¦ Отсутствие грамотно обученного персонала, способного организовать плановую эвакуацию. Как правило, при чрезвычайной ситуации охрана объекта пытается направить людские потоки через кассовые проходы для исключения краж, чем существенно усложняет процесс эвакуации.

¦ Отсутствие рекомендаций и контроля за правильной раскладкой товара при продаже и хранении (особенно в строительных магазинах), где стеллажи с растворителями и красками могут соседствовать с местами хранения синтетических материалов или дерева, что способствует быстрому распространению пламени.

¦ Структурно ошибочное проектирование СОУЭ, когда оповещение производится одновременно во всех помещениях и частях зала объекта, а также отсутствие на путях эвакуации четко обозначенных направлений движения.

Решение изложенных проблем должно носить комплексный характер.

Целесообразно минимизировать негативные последствия ложных тревог путем разбивки объекта на зоны оповещения и определения очередности и времени включения СОУЭ зон в зависимости от места возникновения пожара. От места возникновения пожара будут зависеть и возможные сценарии вынужденной эвакуации людей, которые необходимо установить при расчете времени эвакуации людей, выбрав начальные участки и направления эвакуации.

При эвакуации людей из помещения целесообразно определить критический участок, ограничивающий скорость эвакуации (увеличивающий время эвакуация). Таким участком внутри помещения может являться путь эвакуации или эвакуационный выход. Натурные наблюдения за процессом эвакуации в помещениях с массовым пребыванием людей (театры, кинотеатры, актовые залы) показывают, что задержка эвакуации, увеличивающая продолжительность эвакуации из помещения, происходит, как правило, при движении через дверные проемы. Для исключения задержки движения людского потока на выходе из помещения и уменьшения общего времени эвакуации целесообразно ограничить скорость движения к эвакуационным выходам, обеспечив пропускную способность дверных проемов с интенсивностью ниже максимальной. Анализ конструктивного исполнения путей эвакуации, требований технических нормативных правовых актов (ТНПА) и математическое моделирование процесса эвакуации из таких помещений показывает, что ситуация по эвакуации из помещений улучшается при уменьшении ширины эвакуационных путей на начальных участках пути движения в помещении. Таким образом, нормативное значение ширины эвакуационных проходов обеспечивает быстрое движение между рядами (стеллажами) и создает задержки движения на общих путях эвакуации, в том числе в дверных проемах. С одной стороны, большое расстояние между рядами (стеллажами) сокращает возможности использования объема помещения по назначению (количество мест), с другой стороны, ухудшает возможность экстренной эвакуации людей из помещения в целом. На действующих объектах данное расстояние меньше, что положительно влияет и на использование помещения по назначению, и на условия эвакуации. Требования этого положения не распространяются на полное ограничение движения через эвакуационные проходы в силу его загромождения.

Важным фактором, который следует учитывать, являются психологические особенности людей. Человек, оставив вещи в гардеробе, камере хранения будет стремиться их получить на выходе из здания.

Целесообразно проектировать маршрут движения эвакуирующихся с учетом пропускной способности этих помещений и путей эвакуации в зоне их расположения. Кроме того, следует учитывать сложившуюся привычку использовать определенные пути эвакуации. Во время вынужденной экстренной эвакуации следует увеличивать численность обслуживающего персонала для исключения задержек потока людей. С учетом этих особенностей возможна задержка оповещения отдельных зон для обеспечения безопасной эвакуации людей из здания. Запасные пути эвакуации можно задействовать при невозможности использования основных или для обеспечения необходимого времени эвакуации. При этом следует предусматривать дополнительные сигналы оповещения для обращения внимания людей на необходимость использования этих запасных путей эвакуации.

На практике для подтверждения достоверности обнаружения опасных факторов пожара целесообразно сочетать применение как технических средств, так и персонала объекта с безусловным соблюдением приоритета вопросов безопасности. При непринятии решения персоналом в течение времени, заданного алгоритмом оповещения, система управления эвакуацией включается автоматически. Персонал за время задержки оповещения может или включить систему оповещения ранее, или отменить ее автоматический запуск при подтверждении ложного срабатывания СПС.

Наиболее опасная ситуация для людей в помещении возникает при появлении опасных факторов пожара на общем пути эвакуации (в коридоре, на выходе из кассовой зоны).

Учитывая психологические особенности людей, следует проектировать маршруты движения людей с возможностью получения личных вещей (одежды, сумок), а также рассматривать варианты движения людского потока в зависимости от времени года (погодных условий).

Для оптимизации ширины эвакуационных путей целесообразно применять задержки выдачи сигналов оповещения в соседние с пожаром зоны с учетом сигналов от пожарных извещателей этих зон.

Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы:

1. Минимизация ущерба и обеспечение безопасности людей при возникновении чрезвычайной ситуации в зданиях с массовым пребыванием людей должна обеспечиваться за счет комплексного подхода, сочетающего технические и организационные мероприятия.

2. К организационным мероприятиям следует отнести подготовку обслуживающего персонала. Требуется установить местоположение каждого работника объекта в помещении при возникновении чрезвычайной ситуации с четким определением его порядка действий.

3. При проектировании СОУЭ следует предусматривать организацию зонального оповещения с предварительным уведомлением персонала, особенно для многоуровневых зданий.

4. Проектирование пожарной сигнализации необходимо осуществлять на основе адресных систем, с тем, чтобы персонал при ее срабатывании через системы видеонаблюдения мог оперативно оценить обстановку в зоне срабатывания извещателя. В проектных решениях следует предусматривать направление движения людских потоков и их ширины с целью недопущения заторов в местах основных эвакуационных выходов.Управление людскими потоками можно осуществлять расположением торгового оборудования на объекте.

5. При организации проходов между стеллажами целесообразно предусматривать карманы для торговых тележек.

6. Следует не допускать размещения камер хранения, гардеробных и т.п. помещений на путях эвакуации, либо в местах, где очереди в эти помещения могут заблокировать эвакуационные проходы.

7. Необходимо определить порядок расположения товаров на стеллажах для исключения быстрого распространения пламени.

8. Требуется осуществлять постоянных контроль по выполнению противопожарных мероприятий на объекте с целью недопущения расположения дополнительного оборудования на путях эвакуации и выполнения всех обязательных требований.

Из основных технических рекомендаций можно выделить следующие:

1. Использование систем адресной пожарной сигнализации.

2. Применение СОУЭ 4-го типа.

3. Выделение в отдельные зоны оповещения, как минимум, помещений охраны, отдыха персонала, складских, подсобных помещений, кондитерских, фасовочных и прочих цехов, а также части помещений торгового зала.

4. Применение для озвучивания подвесных колонок, исключающее их блокирование в последующем торговым оборудованием.

5. При расчетах звукового давления ориентироваться на значение фонового шума 70 дБ, при этом целесообразно иметь колонки и усилители, имеющие запас по мощности и допускающие ее регулировку. Требуемую мощность целесообразно определять после ввода объекта в эксплуатацию.

Статья строится как пошаговая инструкция по ведению переговоров с заказчиком, выбору оптимального оборудования и проектированию СОУЭ и систем звукового сопровождения в гостиничных комплексах. Статья содержит перечень типовых требований, которые следует учитывать при проектировании систем речевого аварийного оповещения и звуковой трансляции, действующие стандарты и нормы пожарной безопасности.

В 2015 году компания Bosch выпустила на рынок систему аварийного речевого оповещения и музыкального звукоусиления PAVIRO, сертифицированную согласно российским и международным нормам, обеспечивающую трансляцию музыки с качеством профессионального звука. Гибкая системная архитектура и распределенная структура построения PAVIRO, широкий набор функций по обработке звука - делают ее идеальным решением для гостиниц: от бутик-отелей до гостиничных комплексов. Эксплуатационные затраты минимальны благодаря низкому уровню потребления энергии и меньшему количеству батарей резервного питания.

Мы, как посетители торгового центра, редко представляем себе с какими сложностями обычно сталкиваются проектировщики и компании, разрабатывающие звуковые концепции для таких непростых объектов, и сколько инженерных систем отвечают за звуковую трансляцию.В рамках данной статьи мы рассмотрим современные задачи и особенности крупного торгово-развлекательного центра, которые следует учитывать при проектировании системы речевого оповещения и музыкальной трансляции, а также сформулируем ряд рекомендаций по требуемому функционалу систем.

Особое место среди них занимают объекты зрелищного характера, к которым относятся театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки и, конечно, спортивные сооружения. И, безусловно, все сталкивались с проблемой покидания этих гостеприимных объектов. Особенно остро стоит вопрос об эвакуации при пожаре. Требования пожарной безопасности на любых объектах регулируются Федеральным законом № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Однако для большинства крупных стадионов специализированными научно-исследовательскими организациями разрабатываются специальные технические условия, которые подлежат многоэтапному согласованию на уровне соответствующих федеральных органов исполнительной власти.