Категория: Инструкции
по охране труда для водителя автобуса
1. Общие требования безопасности
1.1.К управлению автобусом допускаются лица, имеющие
соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда.
1.2.Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.
1.3.Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка, принятые на предприятии.
1.4.Продолжительность рабочего времени водителя 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы определятся правилами внутреннего трудового распорядка.
1.5.Водитель должен знать, что наиболее опасными фактора
ми, которые могут действовать на него в процессе выполнения
работ, являются:
—горячая вода и пар;
—газы и другие токсичные вещества;
—оборудование, инструмент, приспособления.
1.6.Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Перед выездом на линию водитель должен:
2.1.1.Пройти предрейсовый медосмотр.
2.1.2. Получить у завхоза путевой лист и инструктаж.
2.1.3 Совместно с ответственным за эксплуатацию автобуса проверить техническую исправность и укомплектованность автобуса и получить соответствующую отметку в путевом листе.
2.1.4. Водителю запрещается:
—производить пуск двигателя путем буксировки;
—подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих
мостов открытым огнем;
—выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный
нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании;
—оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили —
они должны быть полностью открыты или закрыты;
—применять дополнительные рычаги для закрывания или открывания расходных, магистрального и наполнительного вентилей;
—пользоваться открытым огнем ближе 5 м oт автомобиля;
—проверять герметичность соединений газопроводов, газовой
аппаратуры и арматуры огнем;
—эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. При работе на линии водитель должен:
3.1.1.Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения.
3.1.2.Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автобус стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины автобуса.
3.1.3.После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
3.1.4.Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не
допускать попадания на них масла и топлива.
3.1.5.Перед подачей автобуса назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
Перед началом движения задним ходом в условиях недо-
статочного обзора сзади требовать выделения человека для организации движения автобуса.
3.1.6.Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в строну открывающего.
3.1.7.Заправку автобуса топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.1.8.Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.1.9.В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности и пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц
3.1.10.При заправке автобуса топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.1.11.Если на заправочной колонке двигатель при пуске работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автобус для устранения неисправностей в безопасное место.
3.1.12. При вынужденной остановке автобуса на обочине или
проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади
автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный
фонарь.
3.1.13.При работе под автобусом располагайся таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
3.1.14.При накачивании или подкачивании снятых с автобуса шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установим, предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
— пользоваться открытым огнем и курить на заправочном
пункте, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в салоне;
—загораживать грузом двери салона;
— перевозить в салоне, кузове и салоне больше людей, чем
указано в паспорте завода-изготовителя;
—допускать к ремонту автобуса посторонних лиц, включая
- перевозить в автобусе случайных пассажиров;
- выполнять посадку и высадку детей в неустановленном месте.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1.1.Немедленно сообщить работодателю о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников.
4.1.2.Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь (типовая инструкция № 22), помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или при необходимости вызвать медицинских работник на место происшествия.
5. Требования безопасности по окончании работ
По окончании работы водитель обязан:
5.1.Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.
5.2.Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями
автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином.
5.3.Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
Руководитель структурного подразделения
Инструкцию составил: _________Гусев Н.А.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
К управлению автобусами допускаются водители автобуса не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления автобусом соответствующей категории и талон к нему, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности.
Стажировка водителя-стажера автобуса должна проводиться в дневное, вечернее по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты перевозок.
Для информирования участников дорожного движения на маршрутном транспортном средстве, используемом при проведении стажировки водителя, устанавливается табличка с надписью "Стажер".
Не реже одного раза в 6 месяцев водитель проходит повторный инструктаж, при необходимости - внеплановый и целевой инструктажи, ежегодно – проверку знаний по вопросам охраны труда.
Водителю не допускается:
В процессе работы на водителей автобуса возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
Водители, не выполняющие требований настоящей инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
Произвести внешний осмотр автобуса, выполнение его технического обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации). Осмотреть салон, подножки, площадки, очистить их от грязи, снега, льда.
Осмотр автобуса в темное время суток необходимо производить с использованием переносного электрического светильника с предохранительной сеткой напряжением не свыше 42 В или электрического фонаря с автономным питанием.
Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей автобуса, влияющих на безопасность движения, в том числе:
Проверку производить при заторможенных колесах.
К кабине автобуса предъявляются следующие требования:
лобовое и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость, боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы, сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
отопительные устройства кабины и пассажирского салона в холодное время года должны быть исправными.
Не допускается эксплуатация автобуса с неисправными и не отрегулированными приборами.
Замки всех дверей, а также привод управления дверьми автобуса должны быть исправными, исключающими возможность самопроизвольного открывания дверей во время движения.
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание или обмерзание стекол кабины.
Органы управления автобусов должны быть с исправными уплотнителями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автобуса.
Системы питания, смазки, отопления и охлаждения не должны иметь течи.
Сигнализация, извещающая водителя о положении дверей салона (открыты, закрыты), должна быть исправной.
Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправны и правильно установлены. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.
Не допускается установка на колеса одного моста (оси) автобуса шин с различными типами рисунков протектора.
Все провода электрооборудования автобуса должны иметь надежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Не допускается течь электролита из аккумуляторной батареи.
Испытание и опробование тормозов на ходу проводить на площадке, размеры которой должны исключать возможность наезда автобуса на людей, строения и тому подобное в случае отказа тормозов.
Перед регулировкой тормозов после их проверки полностью остановить автобус, поставить противооткатные упоры и выключить двигатель, убедиться в том, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
Проверить комплектность автобуса, автобус, должен быть укомплектован:
Автобусы должны укомплектовываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса.
При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью более 12 часов) автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспособлением, в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.
Перед началом работы водителю необходимо:
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
Автобус должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров.
Перед пуском двигателя необходимо затормозить автобус стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
Пуск двигателя автобуса производить при помощи стартера.
Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.
При пуске двигателя автобуса пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
не брать рукоятку в обхват;
при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
не применять рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (пассажиров и др.).
Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автобуса.
Для подогрева двигателя и системы питания автобуса, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара не допускается пользоваться открытым огнем.
Необходимо вести автобус со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автобуса, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автобуса, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автобуса.
Водителю не разрешается:
С целью исключения выброса охлаждающей жидкости и пара пробку радиатора и расширительного бачка на горячем двигателе необходимо открывать осторожно, накинув на нее ветошь, постепенно стравливая давление в системе охлаждения.
По возможности следует дождаться, когда система охлаждения двигателя остынет ниже 95-ти градусов Цельсия и давление в системе снизится.
Для доступа к расширительному бачку для контроля уровня охлаждающей жидкости и её доливки необходимо пользоваться специальной стремянкой. Не допускается использовать подручные предметы.
Не разрешается производить работы в моторном отсеке двигателя при работающем двигателе.
При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автобуса.
При управлении автобусом, необходимо проявлять особую осторожность в местах интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, на крутых подъемах и спусках, поворотах, перекрёстках, на мостах и у железнодорожных переездов, при обгоне и других случаях усложняющих управление автобусом.
В сложных погодных условиях (туман, гололед, снегопад и пр.) необходимо вести автобус со скоростью обеспечивающую безопасность движения, в исключительных случаях останавливать автобус, включить габаритные огни (аварийную сигнализацию).
Для предупреждения случаев обмораживания и ожогов при устранении неисправностей в пути, следует работать только в рукавицах, не допускается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
Остановку и стоянку автобуса производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней - у края проезжей части.
Не допускается останавливать и оставлять автобус в проездах и проходах препятствующих движению транспорта и пешеходов.
Оставляя автобус, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса и использование его другими лицами:
Необходимо осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
Не допускается движение автобуса при нахождении людей на подножках, а также выпрыгивать из кабины автобуса.
При движении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.
При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.
Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.
Перед подачей автобуса назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
Для организации безопасного движения автобуса, при движении задним ходом в условиях недостаточного обзора (при выезде из ворот и тому подобное) движение осуществлять по сигналам другого работника.
Необходимо подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:
Не открывать и не закрывать ворота бампером автобуса.
В целях предотвращения возникновения пожара не допускается:
При обращении с топливом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
Заправку автобуса производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.
Перед заправкой автобуса необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автобуса газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).
На заправочном пункте не допускается:
Для предотвращения возгорания на автобусе не допускается:
Во время работы водителю необходимо пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты и своевременно ставить в известность непосредственного руководителя работ о необходимости их химчистки, стирки, сушки, ремонта и обезвреживания.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОБУСА
Водитель имеет право принимать участие в ремонте и техническом обслуживании автобуса только при соответствии своей квалификации характеристике выполняемых работ или наличии соответствующей смежной профессии и с разрешения непосредственного руководителя работ.
Перед началом работ необходимо пройти соответствующий инструктаж по охране труда, ознакомиться с технологической документацией на ремонт и техническое обслуживание, эксплуатационными документами завода-изготовителя автобуса.
Во избежание несчастного случая не допускается выполнять работы повышенной опасности без прохождения специального обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, в том числе:
по обработке материалов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, абразивным и эльборовым инструментом;
аккумуляторные, вулканизационные, кузнечно-прессовые, окрасочные, сварочные, шиномонтажные работы;
с применением ручных электрических и пневматических машин, гидравлических и электрических автобусных подъемников, электрических талей и других грузоподъемных машин.
При ремонте и техническом обслуживании автобуса необходимо соблюдать требования безопасности, установленные в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автобуса, эксплуатационных документах завода-изготовителя автобуса.
Автобус необходимо подавать на посты технического обслуживания и ремонта в чистом и сухом состоянии.
Мойку автобусов необходимо производить на специально отведенных постах мойки.
Постановку на пост технического обслуживания и ремонта осуществлять под руководством должностного лица, ответственного за ремонт и техническое обслуживание автобусов.
После постановки автобуса на напольный пост технического обслуживания и ремонта:
Перед началом работы по ремонту автобуса, установленного на осмотровой канаве:
Перед подъемом передней или задней части автобуса домкратом остановить двигатель, затормозить автобус стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, удалить людей из салона автобуса, кабины, закрыть двери.
При вывешивании автобуса на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить подкладку, на которую установить домкрат.
Не допускается устанавливать под домкрат случайные предметы.
При вывешивании автобуса с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку (козелок) и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
При вывешивании части автобуса подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным) вначале поставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автобус, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автобус.
Не работать под автобусом, находящимся на наклонной плоскости.
Во всех случаях под колеса автобуса устанавливается не менее двух противооткатных упоров.
Слив масла и воды из агрегатов автобуса производить только в специальную тару. Случайно пролитые горюче-смазочные материалы посыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.
При выполнении работ под автобусом следует размещаться между колесами вдоль автобуса, использовать лежаки, коврики или деревянные решетки.
Перед проведением работ, связанных с поворотом коленчатого и карданного валов, дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автобусов), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.
После выполнения необходимых работ автобус необходимо затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома и монтажной лопатки.
Перед снятием узлов и деталей, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автобуса, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их пролития на пол.
При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и тому подобного) под раму автобуса необходимо установить специальные металлические козелки.
Снятие и установку рессор производить только после предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автобуса.
Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.
Для подъема, снятия и установки агрегатов, деталей и узлов автобуса массой более 15 кг. использовать исправные подъемно-транспортные механизмы, оборудованные специальными приспособлениями (захватами).
Транспортирование агрегатов, деталей и узлов автобуса массой более 15 кг производить на специальных тележках, имеющих стойки и упоры, предохраняющие агрегаты, детали и узлы от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что замочное кольцо полностью легло в замковый паз диска, а при выполнении этой операции на линии - класть колесо замочным кольцом на землю.
Накачку шин производить в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кг/кв.см) с проверкой положения замочного кольца, затем до максимального давления, предписываемого техническим паспортом автобуса.
Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и тому подобном) течи, и при наличии устранить ее, промыть систему охлаждения чистой водой.
Принять меры, исключающие попадание в антифриз нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и тому подобного).
Заправку системы охлаждения двигателя антифризом производить только при помощи специальной тары (ведра с носиком, бачка, воронки), очищенной от твердых осадков, ржавчины, остатков нефтепродуктов, промытой щелочным раствором и пропаренной, имеющей надпись: "Только для антифриза". После заправки тщательно вымыть руки водой с мылом.
Работы под автобусом с применением инструмента ударного действия выполнять в защитных очках (защитных лицевых щитках).
Для защиты головы от механических повреждений при работе под автобусом, установленным на осмотровой канаве, вывешенным на подъемном механизме, применять защитную каску.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
После прибытия с линии произвести осмотр автобуса согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации данного автобуса.
Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
Поставить автобус в отведенное для стоянки место.
После постановки автобуса на место стоянки выключить зажигание (подачу топлива) и отключить массу (если имеется выключатель), затормозить автобус стояночным тормозом.
В холодное время года при постановке автобуса на открытую стоянку слить воду из системы охлаждения.
Привести в порядок рабочее место.
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При возникновении в пути неисправностей автобуса, при которых не допускается участие в дорожном движении, немедленно прекратить движение, включить аварийную световую сигнализацию.
После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, в темное время суток на неосвещенных участках дорог, в условиях недостаточной видимости немедленно выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии не менее 15 м позади автобуса в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов и сообщить непосредственному руководителю.
Приступать к устранению неисправностей или продолжать дальнейшее движения автобуса водитель должен только по указанию непосредственного руководителя.
При невозможности дальнейшего движения водитель должен сообщить об этом непосредственному руководителю и в дальнейшем следовать его указаниям.
При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автобуса, эксплуатационных документах завода - изготовителя автобуса.
Не допускается привлекать к ремонту автобуса на участке дороги лиц, не имеющих на это права (пассажиров и других).
При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт не допускается.
Если движение автобуса с техническими неисправностями не запрещено Правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.
При появлении во время движения запаха топлива немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.
При возникновении пожара в автобусе:
В случае возникновения пожара в зоне стоянки автобусов или на территории организации эвакуировать автобус в соответствии с разработанным планом эвакуации.
При несчастном случае, который произошел или очевидцем которого он стал, водитель обязан:
немедленно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову по телефону «103» на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения;
сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работающего) непосредственному руководителю или другому должностному лицу работодателя;
обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих, остановки непрерывного производства) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
При дорожно-транспортном происшествии необходимо сообщить непосредственному руководителю и в Государственную автомобильную инспекцию.
Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, не разрешается:
При возникновении конфликтных ситуаций участниками дорожного движения необходимо проявлять культуру обслуживания и не допускать осложнения ситуации. При непосредственной угрозе здоровью необходимо принять меры для вызова сотрудников милиции (по мобильной связи, по громкоговорящей связи, через пассажиров или других участников дорожного движения – тел. 102).
Прикрепленные файлы