Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по техническому содержанию трамвайного пути 1992 г img-1

инструкция по техническому содержанию трамвайного пути 1992 г

Категория: Инструкции

Описание

Технические требования к проведению капитально-восстановительного ремонта трамвайных вагонов Т-3 и КТМ-5М3 (71-605)

"Технические требования к проведению капитально-восстановительного ремонта трамвайных вагонов Т-3 и КТМ-5М3 (71-605). РД 29384702-1019-98"(утв. Минтрансом РФ 12.12.1997)

К ПРОВЕДЕНИЮ КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

ТРАМВАЙНЫХ ВАГОНОВ Т-3 И КТМ-5М3 (71-605)

Разработано: Генеральный директор НИИГЭТ А.Г. Деркач, 31 октября 1997 года.

Настоящие Технические требования разработаны Научно-исследовательским институтом городского электротранспорта (НИИГЭТ) с учетом замечаний Московского трамвайного завода (г. Москва), Управления пассажирских перевозок г. Новосибирска, МП горэлектротранспорта г. Перми, МПП "Саратовгорэлектротранс".

1.1. Настоящие Технические требования ( ТТ ) распространяются на капитально-восстановительный ремонт (КВР) трамвайных вагонов типа Т-3 и КТМ-5М3, выполняемый при достижении вагоном установленного срока службы или до достижения этого срока по техническому состоянию вагона, исключающему дальнейшую его эксплуатацию.

1.2. КВР производится по характеристике капитального ремонта ( КР ) второго объема ;1 ;, предусмотренного Руководством по капитальному ремонту трамвайных вагонов, утвержденным Минжилкомхозом РСФСР 10.07.84, с одновременным выполнением дополнительных работ, позволяющих продлить срок службы вагона еще на два межремонтных пробега (между КР) при условии выполнения КР, текущего ремонта и технического обслуживания в соответствии с Руководством по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов, утвержденным Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 27.02.96, и Руководством по текущему ремонту трамвайных вагонов (концерн "Росгорэлектротранс", 1992 г.).

;1 ; Понятие капитального ремонта второго объема, предусмотренного ранее действующей системой ремонтов, сохранилось в ряде технических документов до их переработки.

1.3. Настоящие ТТ разработаны с учетом требований ГОСТ 2.602-68 "Ремонтная документация".

1.4. Соблюдение требований настоящих ТТ является обязательным при выполнении КВР.

1.5. Для производства КВР ремонтное предприятие должно быть оснащено необходимым технологическим оборудованием и средствами контроля за качеством выполняемых работ, располагать конструкторской документацией на вагон, нормативно-технической документацией на производство КР и обученными кадрами ремонтников и иметь отлаженную систему контроля качества выполняемых работ.

1.6. Перечень нормативно-технической документации, регламентирующей порядок производства КР и утвержденной директивными органами, приведен в Приложении 1. Рекомендуемый перечень нестандартизированного технологического оборудования, используемого при ремонте трамвайных вагонов, приводится в Приложении 2, перечень испытательных стендов - в Приложении 3.

1.7. Средства контроля за качеством выполняемых работ должны периодически проходить проверку в соответствии с установленными требованиями и содержаться в исправном состоянии.

1.8. О производстве КВР ремонтным предприятием делается отметка в техническом паспорте вагона с указанием выполненных сверх характеристики капитального ремонта работ и в паспортах его сборочных единиц, которая служит основанием для эксплуатации вагона сверх нормативного срока амортизации.

2. Общие технические требования

2.1. Трамвайный вагон, прошедший капитально-восстановительный ремонт, должен отвечать требованиям настоящих ТТ. Руководства по капитальному ремонту трамвайных вагонов (далее - Руководство) и других нормативных документов, указанных в Приложении 1.

2.2. На все виды работ предприятием, производящим КВР, должны быть разработаны технологические процессы, гарантирующие высокое качество ремонта.

2.3. Применяемые при КВР материалы и полуфабрикаты должны соответствовать стандартам и требованиям технической документации на вагон (что должно подтверждаться сертификатами изготовителя и анализами лаборатории предприятия).

2.4. Внесение изменений в конструкцию вагона, влияющих на безопасность движения и безопасность пассажиров, должно производиться в соответствии с п. 2.3.3 Правил технической эксплуатации трамвая, а не влияющих на безопасность - по требованию заказчика или по согласованию с ним.

2.5. Ответственные детали, а также вызывающие сомнение старые и все вновь наложенные сварные швы должны быть подвергнуты дефектоскопии в соответствии с требованиями Инструкции по дефектоскопии ответственных деталей подвижного состава трамвая и троллейбуса.

Кроме перечисленных в упомянутой Инструкции деталей дефектоскопии могут подвергаться и другие детали по усмотрению главного инженера ремонтного предприятия с учетом опыта эксплуатации вагонов.

2.6. Сварочные работы должны производиться в соответствии с требованиями Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте трамвайных вагонов и троллейбусов. Типы и размеры сварных швов должны соответствовать ГОСТ 5264-80 "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры".

2.7. Восстановленные при ремонте детали должны соответствовать чертежам с учетом норм допусков и износов, разрешенных для КР конструкторской документацией, Руководством по капитальному ремонту трамвайных вагонов и другими нормативными документами по их ремонту.

2.8. При КВР трамвайного вагона должны быть заменены новыми: все подшипники качения, резиновые элементы подвески, резиновые и текстолитовые прокладки и вкладыши механического оборудования, манжеты, сальники, пружинные шайбы, уплотнения окон и крышевых люков. Устанавливаемые взамен дефектных крепежные детали должны иметь антикоррозионное покрытие.

2.9. Ремонт аккумуляторных батарей, устройства оповещения пассажиров, касс, компостеров и зеркал, зарядка огнетушителей производятся эксплуатационным предприятием, если иное не оговорено договором между заказчиком и ремонтным предприятием.

3. Специальные требования к составным частям вагона

3.1.1. При КВР, как и при КР второго объема ;1 ;, выполняются следующие работы, предусмотренные п. 1.5 и разделом 7 Руководства:

А. Демонтаж, ремонт или замена по результатам дефектации:

- дверей и узлов привода дверей;

- оконных рам пассажирского помещения;

- листов внутренней обшивки;

- резинового покрытия пола и крыши;

- поручней, литых алюминиевых деталей к ним;

Б. Проверка кузова на деформацию.

В. Правка или замена погнутых и корродированных элементов рамы и каркаса кузова и листов наружной обшивки.

3.1.2. В дополнение к работам, выполняемым при КР. при КВР должны быть произведены:

- демонтаж пластмассовых торцевых частей кузова вагона Т-3;

- демонтаж и ремонт перегородки кабины водителя;

- снятие листов наружной обшивки (в том числе и неповрежденных), закрепленных на коррелированных элементах каркаса кузова;

- снятие настила пола;

- очистка основания и каркаса от ржавчины абразивным, гидроабразивным или дробеструйным методом, руководствуясь п. 3.9.2 ГОСТ 9.402-80 "Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием";

- замена входных ступеней (подножек) новыми ;

- противокоррозионная защита основания и каркаса кузова, внутренней поверхности листов наружной обшивки в соответствии с указаниями ГОСТ 9.402-80;

- покрытие всех листов наружной обшивки и крыши с внутренней стороны противошумной мастикой N 579 по ТУ 6-10-1268-82 или другой, равноценной ей;

- замена вентиляционных патрубков мотор-вентилятора (магистральные вентиляционные каналы ремонтируются по дефектации).

3.1.3. Шкворневая балка, ранее подвергавшаяся ремонту из-за наличия трещин, при обнаружении новых трещин должна быть заменена новой.

3.1.4. Шкворень (цапфа) и сварные швы его крепления в шкворневой балке вагона Т-3 и пятник с фланцем вагона КТМ-5М3, а также болты крепления шкворня для выявления возможных трещин должны быть подвергнуты порошковой или ультразвуковой дефектоскопии. При выявлении трещин они должны быть заменены новыми.

3.1.5. Подвергшиеся коррозии в процессе эксплуатации вагона элементы основания и каркаса должны иметь толщину не менее 85% от номинальной (по чертежу). Замер толщины элементов должен производиться неразрушающим методом (ультразвуковым или магнитным толщиномером) после очистки их от грязи и коррозии.

3.1.6. Дефектные элементы должны заменяться целиком. При использовании газового резака элемент должен вырезаться рядом со старым сварным швом, а оставшиеся части удаляться ручной шлифовальной машиной. Вварка новых элементов должна производиться электродуговой сваркой в среде углекислого газа. Качество новых сварных швов должно быть проверено в соответствии с указаниями Инструкции по дефектоскопии.

3.1.7. После правки погнутых элементов их сварные швы должны подвергнуться дефектоскопии для выявления возможных трещин. Остальные сварные швы должны быть проверены визуально и, при необходимости, дополнительно подвергнуты дефектоскопии.

3.1.8. Наружная обшивка должна быть выполнена новыми листами (кроме листов, не снимавшихся из-за отсутствия ржавления каркаса и собственных дефектов).

Листы наружной обшивки должны быть приварены к элементам каркаса контактной точечной сваркой (электрозаклепками) в среде углекислого газа с последующей зачисткой сварки шлифовальной машиной.

3.1.9. Створки дверей с дефектами, не поддающимися устранению правкой или заваркой (с зачисткой шлифовальной машиной), подлежат замене на новые; установка заплат (накладок) не допускается.

3.1.10. Остекление кузова должно производиться стеклами по ГОСТ 5727-88Е "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия".

3.1.11. В перегородке и двери кабины водителя должны устанавливаться тонированные стекла по ГОСТ 17622-75 "Стекло техническое органическое. Технические условия".

3.1.12. Резиновые дорожки на крыше перед укладкой должны быть испытаны в соответствии с требованиями ГОСТ 4997-75 "Ковры диэлектрические резиновые. Технические условия". Максимально допустимый ток утечки между электродами, вычисленный по отношению к размерам меньшего из них, должен быть не более 160 мА/кв. м при величине испытательного напряжения 20 кВ переменного тока частотой 50 Гц.

3.2.1. Ремонт тележек должен производиться в соответствии с требованиями раздела 8 Руководства по капитальному ремонту трамвайных вагонов, других руководств, инструкций и технологических процессов (см. Приложение 1) и настоящих ТТ. а также Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте трамвайных вагонов

и троллейбусов, Инструкции по дефектоскопии ответственных деталей подвижного состава трамвая

3.2.2. В дополнение к предусмотренному Руководством по капитальному ремонту трамвайных вагонов визуальному контролю сварные швы продольных и поперечных балок тележки, а также участки балок и кожухов (чулков) редукторов, на которых наблюдается появление трещин, должны быть подвергнуты магнитной или ультразвуковой дефектоскопии в соответствии с Инструкцией по дефектоскопии ответственных деталей подвижного состава трамвая и троллейбуса. Толщина стенок продольных и поперечных балок должна быть проверена ультразвуковым или магнитным толщиномером. Выявленные дефекты должны быть устранены в соответствии с указаниями Руководства и Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте трамвайных вагонов и троллейбусов.

3.2.3. Надколесные кожуха должны быть заменены новыми.

3.3. Колесные пары

3.3.1. Колесные пары должны быть отремонтированы с расформированием оси в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту колесных пар трамвайных вагонов. Оси колесных пар, подкатываемых под вагон, должны иметь остаточный ресурс срока службы, достаточный для пробега вагона до очередного текущего ремонта без превышения предельного срока службы (согласно ГОСТ 6144-90 12 лет).

3.3.2. Волосовины на осях колесных пар при количестве сверх допустимого (см. п. 2.2.8 Инструкции) могут быть выведены шлифовкой в пределах допуска по чертежу с последующим восстановлением диаметра газопламенным напылением до размера, обеспечивающего необходимый натяг при посадке центра колеса.

3.3.3. Предприятие, производящее ремонт колесных пар, должно иметь разрешение Минтранса РФ (при отсутствии клейма, выданного МЖКХ РСФСР) на производство формирования колесных пар и клеймо с зарегистрированным в Минтрансе РФ (МЖКХ РСФСР) номером.

3.4. Карданный вал

3.4.1. Карданный вал должен быть отремонтирован в соответствии с требованиями п. 8.8 Руководства с учетом норм допусков и износов.

3.4.2. Ремонт шипов и стаканов наплавкой при КВР не допускается. Изношенные шипы допускается восстанавливать до чертежного размера методом холодного железнения на ассиметричном переменном токе; изношенные стаканы подлежат замене новыми.

3.4.3. На вагонах Т-3 допускается установка карданных валов отечественного производства, применяемых на автобусах ЛИАЗ-677.

3.4.4. Вместо динамической балансировки допускается статическая на специальном приспособлении (см. Приложение 2).

3.5. Тяговые электродвигатели

и вспомогательные электрические машины

3.5.1. Тяговые двигатели должны быть сняты с тележек, а вспомогательные машины - с вагона, отремонтированы в соответствии с требованиями раздела 6 Руководства по капитальному ремонту трамвайных вагонов, Правил ремонта тяговых электрических машин троллейбусов и трамвайных вагонов по характеристике КР второго объема и испытаны.

Вместо не подлежащего ремонту двигателя должен быть установлен другой капитально отремонтированный или новый двигатель.

3.5.2. Пропитка обмоток электрических машин должна быть произведена вакуумно-нагнетательным способом в соответствии с требованиями Технологической инструкции по пропитке обмоток электрических машин подвижного состава трамвая и троллейбуса, относящимися к заводскому ремонту, или ультразвуковым способом.

3.6. Электрические аппараты и провода

3.6.1. Все электрические аппараты с панелями и ящики для их размещения должны быть демонтированы с вагона.

3.6.2. Ремонт электрических аппаратов должен производиться в соответствии с требованиями раздела 9 Руководства по капитальному ремонту трамвайных вагонов, а также Инструкций технологических на изготовление и ремонт электрического оборудования вагонов трамвая и троллейбусов (в 4-х частях).

3.6.3. Все высоковольтные и низковольтные провода, укладываемые на крыше вагона и в желобах, расположенных в нижнем поясе кузова, должны быть заменены новыми по ТУ 16-705.465-87 или по ТУ 16-505.941-76.

3.6.4. Провода, располагаемые за потолочной обшивкой и имеющие дефекты, указанные в п. 9.1.17 Руководства, должны быть заменены новыми, а остальные - отремонтированы в соответствии с требованиями Руководства.

3.6.5. При соединении проводов с наконечниками опрессовкой концы проводов должны быть предварительно облужены. Пропайка места соединения не обязательна.

3.6.6. Монтаж проводов должен производиться в соответствии с требованиями раздела 9 Руководства.

3.6.7. При использовании проводов по ТУ 16-505.941-76, имеющих повышенную жесткость на изгиб, выводные концы их для уменьшения силового воздействия на электрические аппараты должны быть дополнительно прикреплены к скобам, привариваемым к несущим конструкциям каркаса кузова вблизи от места крепления проводов к аппаратам.

4.1. Работы по модернизации выполняются по технической документации, представляемой заказчиком или разработанной ремонтным предприятием и согласованной заказчиком.

4.2. Модернизация трамвайных вагонов должна производиться с учетом требований п. 2.3.3 ПТЭ трамвая.

5. Требования к собранному трамвайному вагону

5.1. Собранный трамвайный вагон должен отвечать требованиям конструкторской и ремонтной документации

5.2. Удельное сопротивление движению вагона должно быть не более 6 кг/т массы вагона. Замер сопротивления движению должен производиться в соответствии с Инструкцией по измерению удельного сопротивления движению подвижного состава городского электрического транспорта (см. Приложение 1).

5.3. Тормозной путь порожнего вагона должен быть не более указанного в п. 2.5.2 Правил технической эксплуатации трамвая.

5.4. Сопротивление изоляции проводов силовых цепей и цепей управления должно быть не ниже значений, указанных в Приложении 2 к Руководству.

6. Контрольные испытания

6.1. Испытание отремонтированных узлов до постановки их на вагон должно производиться по методикам, изложенным в правилах и инструкциях по их ремонту, с учетом требований соответствующих стандартов и с использованием приборов и стендов, указанных в Приложении 3 к настоящим Техническим требованиям.

6.2. Контролю должны подвергаться все параметры, соблюдение которых оговорено в Руководстве по капитальному ремонту трамвайных вагонов и в руководствах и инструкциях по ремонту узлов.

6.3. Приемо-сдаточные испытания отремонтированного трамвайного вагона должны производиться в соответствии с порядком, изложенным в разделе 11 Руководства и приложениях 5 (для вагона КТМ-5М3) и 7 (для вагона Т-3) к нему.

6.4. Эксплуатационные испытания (обкатка) отремонтированного вагона должны проводиться с участием представителя заказчика.

6.5. Результаты приемки отремонтированных узлов должны регистрироваться в журнале испытательной станции или цеха (участка), а вагона в целом - в журнале ОТК. Передача отремонтированного вагона заказчику оформляется актом сдачи-приемки, подписываемом ответственными представителями ремонтного предприятия и заказчика.

7. Покрытия и смазка

7.1. Наружная и внутренняя поверхности кузова, а также подкузовное и крышевое оборудование должны быть окрашены в соответствии с требованиями конструкторской документации и Руководства по капитальному ремонту трамвайных вагонов (п. п. 7.63 - 7.66). Подготовка поверхностей к окраске должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402-80.

7.2. Наружная поверхность кузова должна соответствовать III классу, крыши - V классу, основания кузова и оборудования под полом - VII классу по ГОСТ 9.032-74 "Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения".

Листы наружной обшивки, не снимавшиеся при ремонте в связи с отсутствием дефектов у них и у элементов каркаса, на которых они были укреплены, перед окраской вагона должны быть очищены от старой краски.

7.3. Гальваническое покрытие поручней и верхних дужек каркасов сидений должно быть восстановлено. Допускается покрывать их полихлорвиниловыми трубками или напыленным поливинилбутералем.

7.4. Все трущиеся узлы вагона должны быть смазаны в соответствии с картой смазки.

8.1. Отремонтированный вагон должен быть укомплектован в соответствии с договором между заказчиком и ремонтным предприятием.

9. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

9.1. На кузове отремонтированного вагона должны быть нанесены предусмотренные конструкторской документацией надписи, а также обозначены места строповки вагона. По договоренности с заказчиком на вагоне могут быть нанесены его инвентарные номера.

9.2. Группа условий транспортирования и хранения вагона - 7(Ж 1 ) по ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды".

9.3. Подготовка трамвайного вагона к транспортированию должна производиться в соответствии с разделом 12 Руководства по капитальному ремонту трамвайных вагонов.

9.4. Перед отгрузкой незащищенные противокоррозионным покрытием наружные металлические детали должны быть покрыты нейтральной смазкой или легко снимаемым лаком.

9.5. Токоприемник отправляемого заказчику вагона должен быть надежно привязан в опущенном состоянии; пружины его должны быть максимально ослаблены.

9.6. Поступающие в ремонт и отремонтированные вагоны хранятся на территории ремонтного предприятия, которое несет ответственность за его сохранность.

10. Гарантии ремонтного предприятия

10.1. Ремонтное предприятие должно гарантировать соответствие отремонтированного вагона требованиям конструкторской и ремонтной документации и настоящих ТТ.

10.2. Гарантийный срок на кузов вагона и на его оборудование - 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.

Другие статьи

Нормы, правила, стандарты и законодательство России

«Техэксперт: Нормы, правила, стандарты и законодательство России» - это крупнейшая библиотека нормативно-техниче ских д окументов и незаменимое решение для крупных и средних компаний, занимающихся многопрофильной деятельностью либо специализирующихся в определенной области.

Система предназначена для специалистов предприятий любой отрасли промышленности или производства, также организаций, осуществляющих свою деятельность в области сертификации или стандартизации. К основным подразделениям можно отнести:

  • специалистов испытательных лабораторий;
  • специалистов отдела технической документации, научно-технической информации, архива;
  • специалистов отдела стандартизации, сертификации, качества и метрологии;
  • специалистов лабораторий по организации производства;
  • специалистов отдела технического контроля;
  • специалистов дирекции по производству и снабжению.

Профессиональная справочная система обеспечит всех специалистов во всех подразделениях актуальными, достоверными документами. В состав системы входят:

  • технические регламенты России и Таможенного союза (включая проекты);
  • национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р), стандарты Белоруси и Казахстана;
  • классификаторы, РД, ПБ, СТО, МУК и многое другое;
  • авторские документы ведущих разработчиков (ОАО "Газпром", НП "АВОК", НОСТРОЙ, ОАО "НПО ЦКТИ", НИЦ "Строительство");
  • специализированные периодические издания в электронном виде;
  • образцы и формы отраслевых документов.

Указатель стандартов России
Классификаторы России
Нормы, правила, стандарты и законодательство по техническому регулированию
Все нормы, правила, стандарты
Всё законодательство России
Архив
Единый словарь терминов

Периодические издания по вопросам стандартизации

Материалы семинаров и конференций

Правила технической эксплуатации трамвая

Правила технической эксплуатации трамвая

ГЛАВА 1. Общие положения

ГЛАВА 2. Сооружения и устройства трамвайного транспорта

ГЛАВА 3. Пассажирский подвижной состав

3.1. Общие требования

3.2. Техническое обслуживание и ремонт вагонов

3.3. Требования к вагонам, выпускаемым на линию

3.4. Техническое обслуживание вагонов на линии

3.5. Эксплуатация трамвайных вагонов (поездов) на линии

3.6. Подготовка вагонов к эксплуатации в межсезонный период

3.7. Учет технического обслуживания ремонта вагонов

3.8. Государственный технический осмотр вагонов

ГЛАВА 4. Регламентирование движения вагонов на маршруте.

4.1. Расписание движения

4.2. Выпуск и приемка трамвайных вагонов в депо

4.3. Трамвайное движение на маршруте

4.4. Скорость движения

4.5. Требования, предъявляемые к линейным сооружениям

ГЛАВА 5. Путевое хозяйство

5.1. Общие требования

5.2. Габариты трамвайных линий

5.3. План и профиль пути

5.4. Верхнее строение пути

5.5. Содержание и техническое обслуживание путевого хозяйства

ГЛАВА 6. Преобразовательные электротяговые подстанции

6.2.Требования, предъявляемые к оборудованию

6.3. Содержание и техническое обслуживание подстанций

ГЛАВА 7. Контактная сеть

7.2. Опоры и опорные конструкции

7.3. Контактные подвески

7.4. Арматура и спецчасти

7.5. Контактные, питающие и усиливающие провода

7.6. Изоляция контактной сети

7.7. Техническое обслуживание контактной сети

7.8. Аварийная служба контактной сети

ГЛАВА 8. Кабельные сети

8.2. Техническое обслуживание кабельных сетей

ГЛАВА 9. Сооружения и устройства сигнализации

9.2. Автоматическое управление светофорными сигналами

9.3. Дистанционное управление светофорами

9.4. Содержание и техническое обслуживание устройств светофорной сигнализации

10.1. Общие требования

10.2. Применение производственной телефонной и радиосвязи в системе эксплуатационных предприятий горэлектротранспорта

10.3. Содержание и техническое обслуживание средств связи

Приложение А. Удостоверение о проверке знаний ПТЭ трамвая, троллейбуса и ПТБ на городском электрическом транспорте

Приложение Б. Талон о прохождении технического осмотра (описание). Акт технического осмотра транспортных средств

Перечень сокращений в Правилах технической эксплуатации трамвая

ПЕРЕЧЕНЬ правовой, нормативно-технической и методической литературы

1.1 Правила технической эксплуатации (ПТЭ) являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации трамвайных вагонов, тяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, рельсовых путей, устройств СЦБ и связи, содержанию зданий и сооружений.

1.2. Каждый работник организации городского электротранспорта (ГЭТ), связанный с эксплуатацией трамвайного транспорта, проходит обучение и аттестацию на знание настоящих Правил, Правил техники безопасности (ПТБ) [43], пожарной безопасности и производственной санитарии на городском электротранспорте в объеме выполняемых им работ, а также должностных инструкций и Правил внутреннего трудового распорядка.

1.3. Для периодической проверки знаний настоящих Правил и ПТБ на городском электротранспорте в организации ГЭТ создается комиссия. Председателем комиссии может быть руководитель предприятия, его заместитель, главный инженер организации ГЭТ и руководители структурных подразделений.

1.4. Перечень профессий, работа по которым требует проверки знаний, периодичность проверки и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель организации ГЭТ, его заместитель или главный инженер. Председатель комиссии проходит проверку знаний в комиссии, утверждаемой Министерством транспорта Российской Федерации.

1.5. Руководители и специалисты трамвайного транспорта, связанные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, проходят проверку знаний настоящих Правил и ПТБ на городском электротранспорте не реже одного раза в три года, а водители и ремонтный персонал не реже одного раза в год.

1.6. Рабочие, служащие и инженерно-технические работники, связанные с трамвайным движением, а также с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда при поступлении на работу проходят медицинское освидетельствование. Перечень вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов и перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, при поступлении на работу, периодические (1 раз в три года), а водители и предрейсовые медицинские осмотры, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации [4].

ГЛАВА 2. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ТРАМВАЙНОГО ТРАНСПОРТА.

2.1. Строительство трамвайных линий должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.05.09-90 [18]. Вновь построенные и реконструированные здания и сооружения трамвайного транспорта должны приниматься в эксплуатацию в порядке, установленном строительными нормами и правилами [19]. Цех, участок, производство могут быть приняты и введены в эксплуатацию только при обеспечении на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности (правил безопасного труда) и производственной санитарии и пожарной безопасности.

2.2. Вводу в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов должен предшествовать наладочный период. Наладочный период начинается после окончания монтажа оборудования и заканчивается комиссионной приемкой объекта в эксплуатацию.

2.3. Основными задачами наладочного периода являются:

2.3.1. Проверка качества монтажа всего технологического оборудования, устранение выявленных дефектов;

2.3.2. Индивидуальное холостое опробование и поузловая наладка механизмов, оборудования и устройств;

2.3.3. Комплексное опробование оборудования, обкатка трамвайной линии без пассажиров;

2.3.4. Ознакомление с технической документацией, проектом и паспортами на оборудование и составление руководств по эксплуатации оборудования;

2.3.5. Проверка знаний и инструктаж обслуживающего персонала;

2.3.6. Производство расчетов и создание запаса необходимых материалов, запасных частей и т. д.;

2.3.7. Комплектование форм учета и отчетности.

2.4. Приемка вновь построенных или реконструируемых объектов проводится в две стадии [19]:

2.4.1. Приемка объекта от генподрядчика рабочей комиссией организации заказчика;

2.4.2. Приемка объекта от заказчика государственной приемочной комиссией.

Создание рабочей комиссии организации-заказчика (застройщика) и государственной приемочной комиссии, а также их состав, права, обязанности и порядок работы определяются в соответствии со СНиП 3.01.04-87 [19].

2.5. При приемке завершенного строительства государственной приемочной комиссией заказчик (застройщик) представляет следующую техническую документацию:

2.5.1. Утвержденную проектно-сметную документацию;

2.5.2. Акты, составленные рабочей приемочной комиссией организации- заказчика;

2.5.3. Перечень проектных и строительно-монтажных организаций, принимавших участие в проектировании и строительстве объекта;

2.5.4. Документы об отводе земельного участка, о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа грунтовых вод;

2.5.5. Паспорта на оборудование и механизмы;

2.5.6. Справку заказчика (застройщика) об обеспеченности принимаемого объекта сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом и другими материально-техническими ресурсами;

2.5.7. Справку об обеспечении принимаемого объекта санитарно-бытовыми помещениями и пунктами питания;

2.5.8. Справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние коммуникации холодного и горячего водоснабжении, канализации, тепло -, газо-, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание, а также другие документы и справки, указанные в СНиП 3.01.04-87 [19] и другие документы, подтверждающие безопасную эксплуатацию трамвайного транспорта с точки зрения воздействия блуждающих токов на подземные инженерные сооружения в соответствии с Инструкцией по ограничению токов утечки из рельсов трамвая [58].

2.6. Акт государственной приемочной комиссии утверждается органом, назначившим ее, в срок не позднее 1 месяца после подписания акта [19].

Движение вагонов с пассажирами может быть открыто только после устранения замечаний, составленных рабочей приемочной комиссией и утверждения акта государственной приемочной комиссии. Как исключение, при частичном вводе вновь построенных или реконструированных трамвайных линий, связанных с обеспечением работы действующих маршрутов, движение может быть открыто после подписания акта рабочей приемочной комиссией организации-заказчика.

2.7. Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.

2.8. Проектирование вновь строящихся и разработка проектов реконструкции существующих зданий и сооружений трамвайного транспорта должны производиться проектными организациями, имеющими соответствующие лицензии.

2.9. Вносить изменения в конструкцию сооружений и устройств допускается только с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.

2.10. Периодичность ремонтов и нормы текущего содержания основных сооружений устанавливает организация ГЭТ по техническому состоянию объекта.

Депо. Ремонтные мастерские.

2.1 Трамвайные депо (далее по тексту-депо) размещаются в соответствии с комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта или с техникоэкономическим обоснованием (расчетом) развития городского пассажирского транспорта и в увязке с генеральным планом города.

2.2 Депо, ремонтные мастерские и стоянки, как правило, следует располагать на одном земельном участке с устройством сплошного ограждения высотой 1,6 м [18].

2.3 Стояка должна быть рассчитана на одновременную расстановку на ней всего подвижного состава, приписанного к депо, за вычетом числа всех осмотровых и ремонтных вагоно-мест, имеющихся в депо, и количества подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.

2.4 Стоянку следует проектировать с асфальтобетонным или цементным покрытием. Продольные уклоны трамвайных путей не должны превышать 2,5‰.

На территории депо необходимо предусматривать отдельный участок для измерения удельного сопротивления движению трамвайных вагонов.

2.5 Стоянки могут быть двух типов: открытые и закрытые. Закрытую стоянку для вагонов предусматривают в случае проектирования депо для городов с температурой наиболее холодной пятидневке минус 30С и ниже.

2.6 Состав и размещение зданий на территории депо следует принимать в соответствии со СНиП 2.05.09-90 [18].

2.7 На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды - ( основной и резервный) для трамвайных вагонов. Въезд должен предшествовать основному выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны депо. На въезде должна быть расположена проходная, на выезде (основном) - здание контрольной.

2.8 Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длинны кузова трамвайного вагона.

2.9 Схема движения вагонов на территории депо должна быть кольцевой (односторонней) - и иметь обгонный путь.

2.10 Минимальное расстояние между осями трамвайных путей, зданиями и сооружениями на территории открытой стоянки подвижного состава следует принимать по табл. 17 СНиП 2.05.09.-90 [18].

Ширину проезжей части на открытой стоянке подвижного состава следует принимать 3,5 м. Расстояние между пожарными проездами в поперечном направлении - 125,0 м.

2.11 Ворота в зданиях, предназначенные для въезда и выезда трамвайных вагонов, должны иметь высоту, с учетом высоты подвески контактного провода не менее 5,0 м, ширину в (свету) не менее - 4,0 м, а также иметь механизированный привод для открывания и закрывания.

2.12 Калитка для прохода рабочих в воротах здания депо должны открываться по направлению выхода из здания, ширина калитки должна быть не менее 0,8 м.

2.13 Высота помещения закрытой стоянки вагонов от головки трамвайного рельса до низа несущих конструкций покрытия - не менее 5,5 м.

2.14 Расстояние между трамвайными вагонами и конструкциями здания на закрытой стоянке следует принимать по табл. 19 СНиП 2.05.09-90 [18].

2.15 В депо следует предусматривать производственные помещения для размещения цеха технического обслуживания, цеха текущих ремонтов, помещений и мастерских отдела главного механика, складские помещения.

Примечание: Состав производственных и вспомогательных должен быть уточнен технологической частью проекта.

2.16 Помещения депо должны иметь высоту, м, не менее:

- производственные 3,0 м;

- столярные и кузнечно-рессорные отделения 4,0 м;

помещения, куда вводят трамвайные вагоны:

- при отсутствии контактных проводов 4,5 м;

- при наличии контактных проводов 5,85 м.

2.17 В зданиях на зонах технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов допускается предусматривать рабочие посты как правило на канавах, так и на напольных местах.
Размещение канав и приямков в плане устанавливают в соответствии с принятой технологией технического обслуживания и ремонта.
Глубина канавы должна составлять 1,4 м, глубина приямка для обслуживания оборудования, расположенного в бортовых отсеках вагона, - 0,8 м.
Ширина канавы должна быть не менее 1,35 м.
Канавы, независимо от длинны и назначения, должны иметь два выхода, не закрытые габаритом стоящего над канавой вагона. При длине канавы на одно вагоно-место, один из выходов (запасной) допускается выполнить в виде металлических скоб в торцевой стене канавы.
Канавы и приямки диагностического и осмотрового отделений должны быть канализированы для обеспечения отвода вод. Во всех канавах следует предусматривать отопление. Через смотровую канаву длиннее 40,0 м для разделения зон осмотра следует предусматривать переходной мостик шириной не менее 0,8 м. Канавы для сварочных работ должны быть расположены вне здания.

2.18 В составе окрасочных отделений следует предусматривать помещение подготовки, окраски, сушки вагонов и приготовления красок. Окрасочные отделения, как правило, должны иметь сквозной проезд.
Примечание: При камерной сушке вагонов помещения окрасочного отделения можно не разделять.

2.19При размещении аккумуляторной мастерской следует предусматривать два помещения:
одно - для ремонта с участком приготовления электролита,
другое - для зарядки аккумуляторов.
Примечание: Отдельное помещение для зарядки аккумуляторов допускаются не предусматривать, если одновременно производится зарядка не более 10 аккумуляторов, и зарядка их выполняется в специальных шкафах с индивидуальным вентиляционным отсосом, включение которого сблокировано с зарядными устройством.

2.20 В помещениях маслораздаточной с количеством хранения смазочных материалов до 10 м 3 допускается размещать насосные агрегаты для перекачки масел и подачи его на рабочие места.
В помещении для технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов допускается иметь не более 5 м 3 смазочных материалов при условии хранения их в наземных резервуарах вместимостью не более 1 м 3 каждый, а также размещать насосы агрегата для перекачки масел из этих резервуаров и подачи его на рабочие места.
Примечание: Аварийные подземные резервуары для слива масла из указанных резервуаров не предусматриваются.

2.21 В помещениях для выполнения моечно-уборочных и масляных работ на вагонах стены должны быть облицованы или окрашены на высоту не менее высоты трамвайного вагона материалами, стойкими к воздействию влаги и масел.
В помещениях для окраски деталей и агрегатов, пропитачно-сушильном отделении, компрессорной, маслораздаточной и складе смазочных материалов стены должны быть облицованы или окрашены на высоту 1,8 м материалами, стойкими к воздействию влаги и масел, а в помещениях аккумуляторной мастерской и моечно-дефектовочного отделения - стойкими к воздействию щелочи. Стены канав и приямков должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.

2.22 Полы в помещениях ремонтных мастерских следует проектировать в соответствии со СНиП 2.03.13 [55].
Полы в канавах должны иметь уклон в поперечном направлении не менее 10‰, в продольном направлении - от 8до 10‰ в сторону трапов и лотков.

2.23 Вспомогательные помещения депо и ремонтных следует предусматривать в соответствии с нормами технологического проектирования с учетом СНиП 2.09.04, [56] и норм настоящего раздела.

2.24 На территории депо должно быть предусмотрено специальное помещение для обеспечения пред рейсового медицинского осмотра водителей.

2.25 На территории депо должно быть предусмотрено специальное помещение для обеспечения в соответствии с нормами технологического проектирования с учетом СНиП 2.11.01- 85 [57]. Установки автоматического пожаротушения должны быть установлены также в помещении подготовки и приготовления красок, в малярном отделении и сушильных камерах.
Примечание: Выбор установок автоматического пожаротушения определяется требованиями технологии и техникоэкономическими обоснованиями.

2.26 В помещениях моечно-уборочного, осмотрового, диагностического отделений и в цехе текущих ремонтов следует предусмотреть воздушное отопление, совмещенное с вентиляцией. В нерабочее время в этих помещениях для поддержания положительных температур должно быть предусмотрено дежурное отопление.

2.27 Подачу приточного воздуха в производственные помещения депо и ремонтных мастерских следует предусматривать непосредственно в рабочую зону.

2.28 Удаление воздуха из производственных помещений должно предусматриваться из верхней зоны.

2.29 Наружные ворота осмотрового и моечно-уборочного отделений должны быть оборудованы воздушно-тепловыми завесами.

2.30 В помещении аккумуляторной мастерской, кроме местной механической приточно-вытяжной вентиляции, следует предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из верхней зоны.

2.31 Системы вентиляции и отопления помещений окрасочных отделений (участков) следует проектировать с учетом правил и норм техники безопасного труда, пожарной безопасности и промышленной санитарии окрасочных производств (цехов) утвержденных в установленном порядке.

2.32 Для технического обслуживания и ремонта вагонов согласно заводской эксплуатационной и ремонтной документации [16], организация ГЭТ должна быть оснащена технологическим, контрольным, измерительным и диагностическим оборудованием, а также подготовленным, в соответствии с нормативными документами [I], ремонтным персоналом.

2.33 При проведении технического обслуживания и текущих ремонтов трамвайных вагонов в соответствии с принятой в депо системой следует выполнять требования инструкции по оперативным переключениям контактной сети над смотровыми канавами, утвержденной руководством организации ГЭТ [30].

2.34 Маневровые работы на территории трамвайного депо и в пределах расстановки вагонов вне территории депо производятся по распоряжению диспетчера по выпуску или лица его заменяющим в соответствии с о схематическим планом.

2.35 Работник, ответственный за производство маневровых работ, обязан обеспечить:
- безопасность движения при производстве маневровых работ;
- безопасность работников, занятых на маневровых работах;
- расстановку вагонов в полном соответствии с нарядом по времени их выхода на линию, требованиями правил технической эксплуатации трамвая и пожарной безопасности;
- согласованность действий всех работников участвующих в маневровых работах в соответствии с планом и способами выполнения маневровых работ.

2.36 Любое передвижение или перестановка подвижного состава на смотровых канавах или ремонтных цехах производится по предварительной заявке руководства профилактория или цеха планового ремонта.

2.37 Передвижение или перестановка на смотровую канаву вагона с неисправностями, угрожающими безопасности движения, должны производится только буксировкой его на жесткой сцепке неисправным вагоном или специальной автомашиной (буксиром) технической помощи.

2.38 Управление вагоном при производстве маневровых работ осуществляется водителями - перегонщиками.

2.39 Водитель - перегонщик по приходу на работу в депо должен явится к диспетчеру по выпуску вагонов, предъявить удостоверение на право управления вагоном, книжку водителя, удостоверение о проверке знаний по электробезопасности, пройти медицинский осмотр, получить ручку реверсора, диэлектрические перчатки, сигнальный жилет, свисток, флажок, фонарь, при необходимости плащ и резиновые сапоги.

2.40 Движение вагона задним ходом должно производится под наблюдением другого водителя - перегонщика или лица, назначенного приказом по ходу движения и иметь при себе необходимые средства сигнализации (свисток, фонарь, желтый флажок).

2.41 Водитель - перегонщик должен производить постановку вагона на смотровую канаву или в зону ремонта только по указанию мастера или лица его заменяющего.

2.42 Перед постановкой вагона водитель - перегонщик должен убедится в наличии напряжения в контактной сети смотровой канавы или ремонтной зоны (зеленый сигнал над въездными воротами).

2.43 Работникам, участвующим в маневровых работах, а также находящимся на территории депо или в ремонтной зоне во время движения подвижного состава запрещается:
- проходить или стоять между вагонами, опрами и иными сооружениями на межпутье;
- входить или выходить из вагона, находится на крыше или подножке;
- переходить через смотровые (ремонтные) канавы, находится в них, а также садится на рельсы;
- ходить по трамвайным путям, стрелкам и крестовинам;
- находится в проеме ворот.