Руководства, Инструкции, Бланки

инструкции для воспитателей доу по фгос img-1

инструкции для воспитателей доу по фгос

Категория: Инструкции

Описание

Управление развитием профессионального потенциала воспитателей ДОУ

Как развить профессиональный потенциал воспитателей при введении ФГОС дошкольного образования

С 30 ноября по 2 декабря «Академия профессионального развития» провела для руководителей и работников дошкольных образовательных учреждений всероссийский семинар-практикум “Развитие профессионального потенциала воспитателей и иных педагогических работников ДОУ при введении ФГОС дошкольного образования”.

В соответствии с ФГОС ДО детские сады должны реализовать индивидуальный образовательный процесс. Однако переход на работу в смешанных группах вызывает массу трудностей как у руководителей ДОУ, так и воспитателей. Особенно непросто будет подготовиться к этим новшествам руководителям ДОУ, ведь в их работу входит не только воспитание детей, но и управление организацией.

Нужно понимать, что включает в себя управление.

Основные задачи руководителя:

  1. Работа с педагогическим коллективом;
  2. Работа с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом;
  3. Работа с родителями;
  4. Взаимодействие с другими организациями.
О локальных нормативных актах

От ведения документации зависит многое в деятельности руководителя, в первую очередь оперативность и качество решения управленческих задач. Поэтому им первыми необходимо реагировать на изменения в законодательстве, в том числе и в документообороте ДОУ.

На сегодняшний день перед руководителями остро встал вопрос о том, как соответствовать требованиям профессиональных стандартов, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года.

Почему руководителей это так беспокоит? В первую очередь потому, что они являются той категорией сотрудников, которые могут быть уволены за 24 часа без объяснения причины. Поэтому чтобы обезопасить себя, нужно точно знать, что именно и каким образом предпринять, чтобы перейти к применению этих нормативных актов.

На семинаре-практикуме участники совместно с экспертами проработали тексты документов, которые требуются в любом учебном заведении для того, чтобы успешно перейти к профессиональным стандартам.

Одним из основных документов для руководителей дошкольных образовательных организаций является локальный нормативный акт.

Всем руководителям нужно знать, что локальным актом высшей юридической силы в образовательной организации является её устав.

Все документы делятся на

  • документы, которые утверждает руководитель (Нормативная и организационно-распорядительная документация);
  • документы, которые утверждает руководитель, но с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников (Акты, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником);
  • документы, которые руководитель утверждает только по согласованию с учредителем;
  • документы, которые руководитель утверждает коллегиальным органом управления организации и вводит в действие приказом (Рассмотрение проекта подобных актов должно отражаться в протоколе заседания коллегиального органа управления).

Законодательно порядок разработки локальных актов не установлен, поэтому образовательные организации могут определять его сами.

Этапы разработки локальных актов:

  1. Выявление круга вопросов, по которым требуются локальные акты.
  2. Установление этапов и сроков разработки.
  3. Создание рабочей группы по разработке конкретного локального акта или комплекса связанных локальных актов.
  4. Подготовка проекта.
  5. Согласование проекта с кругом заинтересованных лиц и организаций.
  6. Доработка локального акта.
  7. Принятие локального нормативного акта в соответствии с установленным порядком.

Организация, безусловно, может разрабатывать различного рода правила деятельности, но не следует придавать им нормативный статус, если их исполнение не является обязательным, а нарушение не может повлечь никаких мер взыскания.

Что должен знать руководитель для развития профессионального потенциала своих сотрудников?

Развитие профессионального потенциала работников важно для руководителя, так как от этого зависит качество работы подчинённых и востребованность услуг конкретного ДОУ.

Семинар совместно провели три эксперта:

  • Елена Васильевна Зачесова. эксперт в области образовательного права, член жюри конкурса «Учитель года», эксперт «Методической кухни», эксперт ПНПО, член авторских коллективов по разработке ФГОС и профессиональных стандартов в сфере образования, федеральный эксперт Центра профессионального образования ФГАУ.
  • Мария Юрьевна Чередилина. кандидат педагогических наук, доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ, дипломированный тьютор в сфере финансовой грамотности, сертифицированный практик NLP, федеральный эксперт в образовании по версии ФГАУ «ФИРО», МОО «МТА», БФ им. В. Потанина.
  • Марина Николаевна Хорольская. бакалавр живописи, магистр педагогики, дизайнер образовательного пространства, продюсер образовательных программ, семейный тьютор, преподаватель курса «Технологии жизненной навигации».

Работа участников велась в трёх направлениях:

  1. Организация развития профессионального потенциала членов педагогического коллектива ДОУ.
  2. Документационное обеспечение деятельности по применению ФГОС ДО и ПС 01.001.
  3. Среда, развивающая педагогический потенциал.
Организация развития профессионального потенциала членов педагогического коллектива ДОУ

В первой группе “Организация развития профессионального потенциала членов педагогического коллектива ДОУ” ведущим экспертом выступила Мария Юрьевна Чередилина, работа которой была направлена на то, чтобы научить руководителей разным способам управления коллективом.

Участники совместно с экспертом познакомились с комплексом технологий, которые позволяют руководителям научить работников дошкольных образовательных учреждений ставить собственные профессиональные задачи, а также успешно достигать их.

На семинаре были представлены три технологии управления:

  1. Технология по целеполаганию.
  2. Технология по использованию рефлексивных способов.
  3. Технология телесно-ориентированного характера.

А также три направления стратегического управления:

  1. Качество услуг.
  2. Качество персонала.
  3. Качество управленческого корпуса.

Качество персонала напрямую зависит от профессионального и творческого потенциала сотрудника.

Компоненты творчества воспитателя:

  1. Профессиональная позиция.
  2. Профессиональные компетенции (знания + умения и навыки + практический опыт).
  3. Продукты профессиональной деятельности.

Какие существуют механизмы преодоления барьеров?

Часто случается, что воспитателю мешает реализовать свой профессиональный потенциал страх совершить ошибку. Задача руководителя - помочь преодолеть эти барьеры.

Есть несколько способов решения проблем:

  • совместное действие;
  • позитивный опыт;
  • позитивный пример;
  • диалог;
  • организация соревнований;
  • поддержка инициатив.

Мария Юрьевна использовала такие способы работы, как проектирование, групповая дискуссия, экспертная оценка, аналитика. Вся работа была направлена в первую очередь на развитие творческого потенциала работников, чтобы воспитатель мог ориентироваться на самого себя для развития профессионального потенциала.

Документационное обеспечение деятельности по применению ФГОС ДО

С участниками, которые были во второй группе “Документационное обеспечение деятельности по применению ФГОС ДО и ПС 01.001” работала Елена Васильевна Зачесова.

Планировалось, что работа с документами будет в итоге представлена тремя основными работами:

  1. План перехода к работе в условиях действующих профессиональных стандартов.
  2. Должностные инструкции.
  3. Трудовой договор, в котором отражены обязанности работника.

Но в процессе изучения участниками техник управленческих культур, цели изменились.

Какие бывают типы управленческих культур?

Одна из самых популярных типологий была представлена американским социологом Чарльзом Хэнди, который для анализа организационной культуры выбрал следующие параметры:

  • характер деятельности организации;
  • структура;
  • процесс распределения власти;
  • ценностные ориентации личности.

На основании сочетания этих параметров были выделены четыре организационные культуры:

Она больше подходит для небольших организаций, потому что обычно именно там коллектив зависит от центрального источника власти. Продвижение по службе в таких организациях определяется в первую очередь личной преданностью. Сотрудники, как правило, ориентируются на результат, но зависят от решений из центра.

Этот способ управления подходит для крупной организации с чёткой структурой. Решения в таких организациях принимаются руководством, контроль и координация осуществляются сверху в соответствии с установленными правилами. В основном цели достигаются с помощью выполнения регламентов.

При таком способе управления власть опирается на силу специалиста. Такой способ больше подходит небольшим организациям с матричной структурой, где командный дух важнее, чем индивидуальный результат. Решения, как правило, принимаются на групповом уровне. Основная деятельность руководства заключается в координации работ компетентных исполнителей.

Такой способ управления подходит небольшим организациям, которые создавались для социального обслуживания. Обычно в таких организациях работают одарённые, яркие личности, поэтому влияние здесь распределяется поровну. Контроль сверху и иерархия в таком коллективе невозможна.

Все представленные типы культуры можно проследить на примере одной организации, но на разных этапах её жизни.

Итогом работы стал проект, который участники разрабатывали, исходя из двух посылов: “я хочу” и “я должен”. В этой логике и было принято различать процессы, шаги и методы контроля, которые применяются при введении профессиональных стандартов.

По итогам работы был представлен единый документ – план, который можно менять в зависимости от выбранной управленческой культуры.

Если культура авторитарная, то в этом случае происходит внедрение профессиональных стандартов. Введение же профессиональных стандартов подразумевает желание всех участников.

Среда, развивающая педагогический потенциал

Третья группа участников работала по направлению развития педагогического потенциала. Ведущим экспертом выступила Марина Николаевна Хорольская. Участники этой группы разбирали понятие развивающей среды.

Для развивающей среды характерны:

  • оптимизация труда в помещении;
  • ориентация на творчество;
  • мобильность;
  • надёжность;
  • эстетичность;
  • ориентация на потребности.

Марина Николаевна рассказала об основных принципах создания развивающей среды:

  1. Возможность выбора собственной образовательной траектории.
  2. Свободное перемещение в пространстве.
  3. Связь внутреннего образовательного пространства с внешним: районом, городом, страной.

По итогам работы участники отметили, что в их работе появились вариативность и свобода выбора при организации проекта, появился индивидуальный образовательный маршрут.

Несколько слов о культурной программе

В рамках мероприятия “Академия профессионального развития” провела обзорную экскурсию по Казани. Участники смогли оценить красоты древнего города – прогулялись по исторической части города, посетили усадьбу Зинаиды Николаевны Ушковой – объект культурного наследия, в настоящее время – Национальная библиотека Республики Татарстан.

Во время экскурсии все участники прошлись по территории музея-заповедника «Казанский Кремль», посетили мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор, а также своими глазами увидели Падающую Башню Сююмбике. Завершилась экскурсия посещением современной части Казани.

Все участники не только получили новые знания о том, как развить профессиональный потенциал воспитателей при введении ФГОС дошкольного образования, а также создать социальные условия для обучения и воспитания детей, но и увезли с собой самые приятные впечатления о Казани.

Другие статьи

Инструкции для воспитателей доу по фгос

Профессиональный стандарт педагога ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

"Профессиональный стандарт педагога" (извлечения)

приказом Министерства труда

и социальной защиты

от 18 октября 2013 г. N 544н

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

4. Содержание профессионального стандарта педагога

4.1. Часть первая: обучение

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

4.2. Часть вторая: воспитательная работа

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

5.1. Общие подходы

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

6. Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.