Руководства, Инструкции, Бланки

акт уничтожения лекарственных средств с истекшим сроком годности образец img-1

акт уничтожения лекарственных средств с истекшим сроком годности образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Медицина С

СТАТЬЯ. "ПРАВИЛА СПИСАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И УЧЕТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УНИЧТОЖЕНИЮ" (С.Гулиева) ("Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 11)

Отражение операций в бухгалтерском учете

В зависимости от причины порчи лекарственных средств их списание в бухгалтерском учете производится по-разному.

Списание на расходы учреждения. Если комиссией лица, виновные в порче лекарственных средств, не установлены, списание лекарственных средств подлежит отнесению на убытки учреждения.

В аптечных учреждениях, осуществляющих производство лекарственных форм и препаратов по рецептам больных и для лечебных учреждений, списание может осуществляться с использованием счета 105 07 000 "Готовая продукция" по стоимости списываемых лекарств.

Списание лекарственных средств, подлежащих уничтожению в связи со снятием с производства и запретом к применению, а также вследствие других чрезвычайных ситуаций, отражается так:

Дебет счета 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"

Кредит счетов 105 01 440 "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств", 105 07 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции".

Списание за счет виновных лиц. При недостаче или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба. Исходя из ст. 246 ТК РФ работодатель вправе определить размер любого ущерба по рыночным ценам и взыскать его с работника, даже если по данным бухгалтерского учета стоимость утраченного или поврежденного имущества равна нулю.

Примечание. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ).

Если ущерб причинен по вине нескольких работников, то размер возмещаемого ущерба определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности.

Списание лекарственных средств за счет виновных лиц будет отражаться по рыночной стоимости в соответствии со следующими бухгалтерскими записями (п. п. 159, 161 Инструкции N 25н <*>):

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Дебет счета 209 04 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов"

Кредит счета 401 01 172 "Доходы от реализации активов".

Одновременно на фактическую стоимость списываемых лекарственных средств делается запись:

Дебет счета 401 01 172 "Доходы от реализации активов"

Кредит счета 105 01 440 "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств".

Суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба, отражаются так:

Дебет счета 201 04 510 "Поступления в кассу"

Кредит счета 209 04 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов".

Отражение расходов по уничтожению лекарственных средств

Расходы, связанные с уничтожением просроченных лекарств, следует отражать таким образом:

Дебет счетов 1 401 01 290 "Прочие расходы", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 1 (2) 302 09 730 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг".

Рассмотрим на примере отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с уничтожением лекарственных средств.

Пример 2. На складе аптечного учреждения выявлены лекарственные средства с истекшим сроком хранения на сумму 17550 руб. приобретенные за счет средств от приносящей доход деятельности. Виновные лица не установлены, поэтому комиссией принято решение о списании медикаментов на убытки аптеки. Расходы по уничтожению просроченных лекарств, осуществленному специализированной организацией, составили 3000 руб. в том числе НДС - 18% (457,63 руб.). Аптека применяет спецрежим в виде ЕНВД.

Бухгалтер отразит эти операции следующими записями:

<*> Для аптек, применяющих ЕНВД, сумма НДС, предъявленная специализированной организацией, которая осуществляла уничтожение лекарственных препаратов, учитывается в составе стоимости выполненных работ на основании пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Налоговый учет операций по уничтожению

На практике у аптечных учреждений возникают вопросы, связанные с отражением в налоговом учете операций по уничтожению лекарственных средств. Имеет ли право аптека учесть стоимость уничтоженных медикаментов в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль? Необходимо ли восстанавливать суммы НДС в части уничтоженных лекарственных средств, ранее принятые к вычету?

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с приносящей доход деятельностью. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Среди расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, рассматриваемые расходы прямо не поименованы. При этом не стоит забывать, что список расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является "открытым".

Обратимся к разъяснениям главного финансового ведомства. Минфин в Письме от 27.10.2005 N 03-03-04/4/69 медицинской организации, специализирующейся на производстве иммунобиологических препаратов, основную долю которых составляют вакцины, ответил, что расходы, связанные с производством лекарственных средств, уничтожаемых по причине истечения срока годности, могут быть учтены в составе внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, аналогично затратам на аннулированные производственные заказы, предусмотренным пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст.ст. 318, 319 НК РФ. Аналогичное мнение изложено и в одном из последних разъяснений ведомства - Письме от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397: расходы в виде стоимости приобретенных с целью дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Следовательно, по мнению автора, аптечное учреждение вправе учесть стоимость уничтоженных лекарственных средств в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, руководствуясь позицией Минфина, изложенной в этом Письме. Данное мнение также подтверждено сложившейся арбитражной практикой:

- Постановление ФАС СЗО от 02.12.2005 N А56-1114/2005:

продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. В данном случае товары, срок годности которых истек, приобретены налогоплательщиком для дальнейшей реализации, то есть для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Спорные расходы могут быть квалифицированы как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Учитывая, что общество документально подтвердило и обосновало затраты, возникшие в связи со списанием товаров с истекшим сроком годности, оно правомерно в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ включило эти затраты в состав расходов, уменьшающих полученные доходы;

- Постановление ФАС МО от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2:

заявитель правомерно отнес стоимость товара с истекшим сроком годности к расходам общества, связанным с производством и реализацией, в соответствии с пп. 47, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ и учел при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Аптечным учреждениям, занимающимся реализацией лекарственных средств, в отношении восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС в части уничтоженных лекарственных средств необходимо иметь в виду следующее. Пунктом 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право уменьшить сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, на сумму налоговых вычетов.

По общему правилу сумма "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам может быть предъявлена к вычету при выполнении следующих условий:

- приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, на основании п. 8 ст. 145 НК РФ суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет. Аналогичного мнения придерживается финансовое ведомство. Так, в частности, по мнению Минфина, если товары приобретались для деятельности, облагаемой НДС, но не были использованы в этой деятельности по любым причинам, то принятый ранее к вычету НДС по этим товарам должен быть восстановлен и уплачен в бюджет (Письмо Минфина России от 01.11.2007 N 03-07-15/175).

Заметим, что суды высказывают противоположную точку зрения. В частности, в Постановлении ФАС СЗО от 07.02.2006 N А05-7996/2005-29 указано, что отсутствие фактической реализации товара не является основанием для восстановления сумм налога на добавленную стоимость в бюджет, а списание стоимости приобретенных товаров на потери от их порчи не обязывает налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет ранее обоснованно предъявленную к вычету сумму НДС.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС ЗСО от 04.06.2007 N Ф04-3622/2007(34973-А03-42), от 17.07.2007 N Ф04-4806/2007(36309-А03-42), ФАС ЦО от 02.10.2006 N А48-4247/05-15, от 28.03.2007 N А48-4688/06-19.

Видео

Другие статьи

Уничтожение лекарственных средств

Вывоз просроченных лекарственных средств, их погрузка, хранение и все последующие технологические процессы, связанные с утилизацией, в нашей компании организованы с соблюдением всех требований экологического законодательства. Пpедcтавитель заказчика мoжет пpиcутcтвoвать пpи пpoведении уничтoжения отходов, а также заказать фoтo- и видео- дoкументиpoвание. С корпоративными заказчиками мы сотрудничаем на долговременной договорной основе, применяя гибкую ценовую политику и оказывая квалифицированную практическую методическую помощь.

Фармацевтические организации Москвы (ООО «Аптечная сеть Оз», ООО «Ригла»), Н. Новгорода (ОАО «Нижфарм»), Ульяновска (ООО «Приор»), Обнинска (ОАО «Хемофарм») и Чувашской Республики уже давно сотрудничают с нами!

Порядок сдачи на уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности
  1. Необходимо подать заявку от владельца лекарственных средств на фирменном бланке с указанием наименований л/с. их количества, предполагаемой датой сдачи отходов по факсу (8352) 66-44-08 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  2. Заключить договор с ООО «НПО Экология» о выполнении работ по приему отходов на уничтожение (образец договора предоставляется ООО «НПО Экология»).
  3. После заключения договора организация, передающая л/с, составляет акт приема-передачи л/с в 2-х экземплярах. по которым производит сдачу предполагаемых л/с на производственной базе ООО «НПО Экология» по адресу: г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей 112 А.
  4. ООО «НПО Экология» составляет акт об уничтожении лекарственных средств, в котором указываются:
    а) дата и место уничтожения лекарственных средств;
    б) фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении лекарственных средств, их место работы и должность;
    в) обоснование уничтожения лекарственных средств;
    г) сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке;
    д) наименование производителя лекарственных средств;
    е) сведения о владельце лекарственных средств;
    ж) способ уничтожения лекарственных средств.

Акт об уничтожении лекарственных средств составляется в день их уничтожения. Количество экземпляров этого акта определяется по числу сторон, принимавших участие в уничтожении указанных лекарственных средств, подписывается всеми лицами, принимавшими участие в уничтожении указанных лекарственных средств, и заверяется печатью ООО «НПО Экология».

Порядок уничтожения лекарств с истекшим сроком годности

Порядок уничтожения лекарств с истекшим сроком годности

Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала

Вопрос:
Прошу разъяснить, каким документом следует руководствоваться в вопросе уничтожения лекарственных средств с истекшим сроком годности. Ведь приказ Минздрава РФ от 15.02.2002г.№382 «Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств», в котором напрямую было упомянуто о лекарственных средствах с истекшим сроком годности, утратил силу, а действующее постановление Правительства РФ от 03.09.2010г. № 674 утверждает Правила уничтожения недоброкачественных ЛС, фальсифицированных ЛС и контрафактных ЛС и ничего не говорит об ЛС с истекшим сроком годности. Или, может быть, продолжают считать, что лекарственное средство с истекшим сроком годности подходит под термин «недоброкачественное ЛС», как было расшифровано в законе 86-ФЗ, но ведь сейчас действует закон 61-ФЗ и он этот термин трактует уже без ЛС с истекшим сроком годности.

Действительно, под установленное пунктом 38 статьи 4 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 25.06.2012) понятие «недоброкачественное лекарственное средство» подвести лекарственное средство с истекшим сроком годности довольно сложно.
В то же время следует отметить, что указанное понятие, установленное ранее статьей 4 Федерального закона РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», также не охватывало весь спектр недоброкачественных лекарственных средств. Например, заводской брак лекарственных препаратов больше соответствовал понятию «фальсифицированное лекарственное средство», как сопровождаемое «ложной информацией о составе».
Таким образом, формально, лекарственные средства с истекшим сроком годности действительно вряд ли можно признать недоброкачественными и, следовательно, опять-таки, сугубо формально, их уничтожение не подпадает под юрисдикцию утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3.09.2010 г. N 674 «Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», которые в соответствии с пунктом 1 Правил определяют порядок уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств.
В то же время, практически очевидно, что поскольку согласно пункту 2.7 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007) реализация лекарственных препаратов с истекшим сроком годности не допускается, такие препараты, фактически, признаются приравненными к недоброкачественным и запрещенными к применению.
Поскольку другого законного варианта уничтожения таких лекарственных средств, отличного от порядка, установленного указанными выше Правилами, не существует, нам представляется, что уничтожение лекарств с истекшим сроком годности в соответствии с нормами данных Правил не вызовет нареканий со стороны контрольно-разрешительных органов.


Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И. Милушин

Вопрос: Выпускница Пятигорского фармацевтического института -1980 г. по специальности « Фармация» имеет трудовой стаж - свыше 30 лет. Работала провизором-аналитиком - заместителем заведующей аптеки. Каждые 5 лет проходила сертификацию. Последний сертификат 2015 г. по специальности «фармацевтическая технология». При поступлении на новое место - отдел кадров усомнился в ее праве занимать должность - провизора-технолога со ссылкой на то, что надо пройти интернатуру. Правомерно ли это?

Вопрос относится к теме:

Вопрос: Вправе ли потребитель требовать от специалиста аптеки открыть первичную упаковку лекарственного препарата (р-р димексида) для оценки его запаха, при отсутствии резкого чесночного запаха (как критерия для оценки качества) требовать открыть другой флакон? Каковы должны быть действия сотрудника аптеки при этом? В случае отказа открыть следующий флакон не усматриваются ли нарушения правил отпуска лекарственных препаратов и правил продажи отдельных видов товаров, учитывая, что в инструкции по применению в описании указано: бесцветная жидкость или кристаллы без запаха или со слабым запахом? Покупатель при этом пишет заявление с требованием мер в отношении специалиста в книге жалоб и ссылается на его грубость.

Вопрос относится к теме:

Вопрос: Наша организация оказывает услугу уполномоченного склада по реализации льготного лекарственного обеспечения. В ходе проверки исполнения контракта на оказание услуги, проверяющими были запрошены оригиналы журналов учета отсроченного обслуживания за текущий год из аптечных пунктов, с которыми у нас заключен также договор на оказание услуги. В какой форме мы должны запросить журналы у контрагентов? Как передать проверяющим? Необходимо ли завести новый журнал, т.к. календарный год еще не закончился?

Вопрос относится к теме:

Любое копирование и размещение информации на сторонних интернет-ресурсах возможно только при установке прямой индексируемой текстовой ссылки
на www.unico94.ru, в прочих сторонних источниках - только с письменного разрешения юридической компании "Юнико-94". Любые нарушения будут
рассматриваться и преследоватсья согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ "Нарушение авторских и смежных прав".

Их время вышло

Их время вышло

Препараты с истекшим сроком годности могут создать немало проблем для аптечной организации. Конечно, лучшее решение – не допускать появления залежалого товара. Но что делать с лекарствами, оказавшимися за критической чертой?

ЛС, срок годности которых истек, не соответствуют требованиям фармакопейной статьи, поэтому к ним следует относиться как к недоброкачественным (см. ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств»). Их продажа запрещена, они подлежат списанию и утилизации. Основанием для их уничтожения являются решения владельца лекарственных средств, соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или суда.

Последовательность действий при утилизации просроченных препаратов

1. Если в ходе проверки/инвентаризации были выявлены ЛС, срок годности которых истек, то факт их обнаружения фиксируется инвентаризационной комиссией и материально-ответственным лицом (лицами) в инвентаризационных описях, после чего отражается в бухгалтерских ведомостях. Здесь же отметим, что согласно приказу МЗ РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», до утилизации препараты с истекшим сроком годности должны храниться отдельно от других групп ЛС в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне (пункт 12 приказа № 706 н).

2. Порядок уничтожения лекарств регулируется Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных Постановлением Правительства от 03.09.2010 № 674. Порядок уничтожения наркотических средств и психотропных веществ регулируется приказом Минздрава РФ от 12.11.1997 г. № 330.

3. В п. 8 вышеуказаных Правил указано, что уничтожение недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных и контрафактных ЛС осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I–IV класса опасности на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть самостоятельно утилизировать такие препараты или просто выкинуть их на помойку, аптека не может.

4. В день уничтожения компанией составляется акт в количестве экземпляров по числу сторон, принимавших участие в процедуре. В нем должны быть отражены:

• дата и место уничтожения
• место работы, должность, Ф.И.О. лиц, принимавших участие в процессе
• основание для уничтожения
• сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого ЛС, а также о таре или упаковке
• наименование производителя лекарственного средства
• наименование владельца или собственника ЛС
• способ уничтожения

5. Акт выполненных работ подписывается всеми представителями сторон, скрепляется печатью предприятия, которое осуществило утилизацию препаратов и вместе со счетом-фактурой предоставляется в аптеку. Далее акт об уничтожении лекарственных средств или его копия, заверенная в установленном порядке, в течение 5 рабочих дней со дня составления направляется владельцем уничтоженных лекарственных средств в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Ответственность за реализацию

Чем грозит аптеке продажа просроченных лекарств? С этим вопросом мы обратились к юристу, государственному советнику I класса, Армену Гукасяну.

Итак, в соответствии со ст. 6.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), за обращение недоброкачественных (а также фальсифицированных, контрафактных и незарегистрированных) ЛС, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, следует административный штраф:

• на граждан в размере от 70 тыс. до 100 тыс. руб.
• на должностных лиц – от 100 тыс. до 600 тыс. руб.
• на индивидуальных предпринимателей – от 100 тыс. до 600 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
• на юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При обращении недоброкачественных ЛС и медицинских изделий на сумму свыше 100 тыс. руб. эти деяния квалифицируются по ст. 238.1 Уголовного кодекса РФ и наказываются:

• принудительными работами на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
• лишением свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом в размере от 500 тыс. до 2 млн руб. или в размере заработной платы (или иного дохода осужденного) за период от 6 месяцев до 2 лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом в размере от 1 млн до 3 млн руб. или в размере заработной платы (или иного дохода осужденного) за период от 1 года до 3 лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Алгоритм утилизации лекарственных препаратов не очень сложен, однако требует определенных временных и финансовых затрат со стороны руководства аптеки. Поэтому настоятельно рекомендуем вам отслеживать срок годности ЛС при помощи программ предметно-количественного учета. Если он приближается к критической черте, постарайтесь ускорить реализацию таких средств при помощи скидок и специальных акций. Также заранее обсуждайте вопрос возврата с поставщиками – в этом случае решить проблему с неликвидной продукций будет гораздо легче.

Утилизация каждой группы аптечных товаров регулируется отдельными нормативными актами

В отношении утилизации ЛС

1. ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств».
2. «Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 674.
3. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163.

В отношении биологически активных добавок

1. «Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263.
2. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50.

В отношении медицинских иммунобиологических препаратов

1. Методические указания «3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты. Порядок уничтожения непригодных к использованию вакцин и анатоксинов» МУ 3.3.2.1761-03.
2. Санитарно-эпидемиологические правила «Обеспечение безопасности иммунизации» СП 3.3.2342-08, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2008 № 15.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2002 № 15 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1120-02».

В отношении изделий медицинского назначения:

1. Правила государственной регистрации медицинских изделий, утвержденные постановлением правительства РФ от 27.12.2012 № 1416.

В каждом регионе утилизацией ЛС занимаются, как правило, одна-две компании. Договор заключается на полгода-год независимо от того, будет ли аптека пользоваться их услугами или нет. Стоимость договора на годовое обслуживание (вывоз и утилизация фармотходов) в Москве и Московской области составляет около 3500–4500 руб.

Наличие договора на уничтожение негодных лекарственных препаратов могут проверить представители СЭС.

Утилизация или уничтожение медицинских изделий осуществляется в соответствии с нормативными, техническими и эксплуатационными документами производителя медицинского изделия.