Руководства, Инструкции, Бланки

образец требования о сносе дома признанного аварийным img-1

образец требования о сносе дома признанного аварийным

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Ветхое и аварийное жилье \ Консультант Плюс

Ветхое и аварийное жилье

Подборка наиболее важных документов по запросу Ветхое и аварийное жилье (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Ветхое и аварийное жилье

"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 06.07.2016) 10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
(ред. от 02.08.2016)
"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" 1. Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Ветхое и аварийное жилье

Ситуация: Как переселиться из аварийного жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2016)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения На основании указанного постановления между ответчиками подписано соглашение от 15.01.2001, согласно которому для выполнения программы г. Челябинска "О расселении ветхо-аварийного жилья и застройки городского ядра" Администрация г. Челябинска выделила ООО "Заречный рынок" для проектирования комплексной застройки земельный участок, расположенный в границах ул. Полковая, Свердловский проспект, ул. Бр. Кашириных, ул. Краснознаменная в Калининском районе г. Челябинска, площадью 8,5923 га, в том числе земельные участки, находящиеся под существующими застройками (пункты 1.1, 1.3 соглашения).

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов. Ветхое и аварийное жилье

Форма: Сведения, предоставляемые в обоснование бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали
(Письмо Минфина России от 21.07.2016 N 16-01-08/42065)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

В удовлетворении заявления о признании незаконными требования органа местного самоуправления о сносе аварийного многоквартирного дома и решения об уст

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-861

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. по делу N 33-861


Судья Ярошева Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Игошевой О.И.
судей Старовойт Р.К. Бизякиной Н.П.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.П.В. к администрации г. Владивостока о признании требования о сносе многоквартирного дома незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе М.П.П. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24.10.2013, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К. объяснение представителя истца М.П.П. Шульги С.Н. представителя ответчика администрации г. Владивостока Д. судебная коллегия


М.П.П. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным требования администрации г. Владивостока о сносе многоквартирного <адрес> в <адрес>, возложении на администрацию г. Владивостока обязанности установить в требовании срок сноса многоквартирного <адрес> месяца.
В обоснование требований указал, что является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Распоряжением главы администрации г. Владивостока от 10.06.2013 N 413-р "Об утверждении заключения о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ N" дом, в котором проживает заявитель, признан аварийным и подлежащим сносу. С целью реализации жилищных прав М.П.П. обратился в администрацию г. Владивостока с заявлением об установлении разумного срока для сноса дома. ДД.ММ.ГГГГ из администрации <адрес> поступило требование о сносе дома, в котором указан срок для сноса <адрес> месяцев. Полагая, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу само по себе свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью граждан в нем проживающих, считает, что администрацией г. Владивостока предоставлен неразумный срок для сноса аварийного многоквартирного дома - 36 месяцев. Просил признать требование администрации г. Владивостока о сносе аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным. Также просил возложить на администрацию г. Владивостока обязанность предъявить ему требование о сносе аварийного многоквартирного дома, установив в нем срок сноса дома три месяца.
В ходе рассмотрения дела М.П.П. уточнил исковые требования. Просил признать требование администрации г. Владивостока о сносе аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, возложить на администрацию г. Владивостока обязанность предъявить ему требование о сносе аварийного многоквартирного дома, установив в нем срок сноса дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования в полном объеме.
Представитель администрации г. Владивостока возражал против заявленных требований, указал, что разумность срока для осуществления сноса дома определяется исходя из фактических обстоятельств и времени необходимого и достаточного для расселения проживающих в доме граждан. Истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя М.П.П.
Судом постановлено решение, которым М. в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением не согласился М.П.П. им подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание не явился М.П.П. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, суду о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие М.П.П.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что определение срока сноса многоквартирного дома отнесено к компетенции органа местного самоуправления, устанавливающего данный срок исходя из всех обстоятельств и времени достаточного для расселения всех проживающих в доме граждан.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Таких нарушений при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований М.П.П.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02.07.2009 г. N 14, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (муниципальные нужды заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, распоряжением администрации г. Владивостока N 413-р от 10.06.2013 утверждено заключение межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
19.08.2013 в адрес М.П.П. как собственника жилого помещения в указанном доме направлено требование о сносе дома в срок 36 месяцев.
Разрешая заявленные требования, суд, правильно руководствуясь статьей 254, статьей 255 ГПК РФ, пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (п. 25) обоснованно указал, что оспариваемое истцом решение об установлении срока сноса дома принято администрацией г. Владивостока в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса РФ порядка. При этом установление срока для сноса дома, признанного аварийным, отнесено к усмотрению органа местного самоуправления и само по себе имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме, либо других благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности. Указанное решение направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище как лиц, занимающих в данном многоквартирном жилом доме помещения на основании договора социального найма, так и собственников жилых помещений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Исследовав представленные доказательства и проанализировав в системной связи нормы жилищного законодательства, суд пришел к обоснованном выводу, что само по себе установление 36-месячного срока для сноса, принадлежащего ему помещения, права и законные интересы истца не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия


решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу М.П.П. - без удовлетворения.

Основные сведения:

Признание дома аварийным и правила сноса таких домов

Аварийный дом: радость или печаль для жильцов

Признание дома аварийным — это сложная техническая процедура, которая неизменно приводит к расселению жильцов. Сразу отметим, что термина «ветхое жильё» в российском законодательстве не существует. Его заменяет определение «жильё непригодное для проживания». Согласитесь, что во втором случае, правила сноса дома выглядят весьма размытыми.

Учитывая, что при сносе дома жильцам обязаны предоставить равноценное жильё, чиновники неохотно признают жилые строения непригодными для проживания. В этой статье мы расскажем, на что стоит рассчитывать жильцам домов, подлежащих сносу.

Где узнать статус дома?

Если ваш дом непригоден к дальнейшему проживанию (по мнению жильцов), нужно выяснить, попадает ли он под категорию строений, подлежащих сносу. Где получить эту информацию?

Сразу стоит отметить, что нормы для сноса жилых домов определяет специальная комиссия, в которую входят члены администрации города. Поэтому позвоните в местную администрацию и поинтересуйтесь, назначалась ли такая комиссия для вашего дома.

Существуют и другие способы получения интересующих сведений:

  • газетные публикации. Обычно власти города периодически публикуют адреса домов, предназначенных для расселения;
  • звонок в департамент городской архитектуры и строительства. Эта организация занимается реконструкцией всех городских строений, поэтому можно узнать планы по сносу жилых домов на ближайшие несколько лет;
  • сайт организации, заведующей городским строительством. Здесь есть специальный раздел городских программ. Здесь можно найти список домов, подлежащих сносу. Обновление информации происходит еженедельно.

В любом случае расселение ветхого жилья неожиданно не происходит. Жильцам дома за 12 месяцев приходит официальное уведомление. Поэтому будет время подготовиться к переезду или приватизировать квартиру.

В каких случаях жильё приобретает статус аварийного строения

Существуют установленные законом нормы, которые дают собственникам право рассчитывать на расселение. Вот основной перечень:

  • если износ здания превышен на 70%;
  • санитарные нормы жилого строения не соответствуют установленным требованиям;
  • нахождение дома в районах природных катаклизмов и техногенных катастроф;
  • частичное разрушение строения вследствие пожара, землетрясения, наводнения;
  • нахождение вблизи линий высоковольтных электропередач:
  • если рядом проходят оживлённые магистрали, которые создают в квартирах повышенный уровень шума, превышаемый установленные нормы.

Обратите внимание, что отсутствие лифта, канализации и водоснабжения (для двухэтажных строений), несоответствие фактической площади жилых помещений с параметрами указанными в технической документации, не считаются достаточными основаниями для расселения. Кроме того, строение признаётся подлежащим сносу, если технически невозможно исправить имеющиеся недостатки.

Что нужно для признания строения непригодным для проживания?

Как признать дом аварийным? Согласно законодательству, это может сделать только межведомственная комиссия. В состав такой комиссии входят представители городской администрации. Порядок признания дома аварийным выглядит следующим образом:

  1. Жильцы составляют письменное обращение в администрацию с требованием о расселении строения.
  2. На основании заявления формируется экспертная комиссия, которая будет оценивать техническое состояние дома.
  3. По результатам обследования составляется акт, один экземпляр передаётся собственникам.
  4. На принятие решения о признании строения аварийным уходит около 5 дней.
  5. После признания дома аварийным и подлежащим расселению, жильцов должны выселить в течение 14 дней. Однако на практике, этот срок может растянуться на несколько месяцев.

Основанием для расселения признаётся лишь заключение межведомственной комиссии. Другие заключения о техническом состоянии дома, сделанные экспертами других организаций, не имеют юридической силы.

Экспертной комиссии для работы потребуются документы. Пакет документации собирают жители дома. Сюда обязательно должны войти следующие бумаги:

  • жалобы жильцов на техническое состояние дома, написанные в соответствующие инстанции;
  • правоустанавливающие документы, дающие право жильцам распоряжаться недвижимостью;
  • документы БТИ, включая экспликацию и поэтажный план строения. Кроме того, потребуется техническая документация на каждую квартиру;
  • заключения санитарно-эпидемиологической и пожарной службы, дающие основания считать дом непригодным для проживания;
  • заключение экспертной комиссии, подтверждающее техническое состояние дома.

Могут понадобиться и дополнительные документы, об этом члены комиссии сообщат жильцам дополнительно. Все бумаги должны быть оформлены соответствующим образом и заверены печатью организаций.

Как происходит расселение

После признания дома аварийным, собственникам обязаны предоставить равноценное жильё для проживания. Выселить человека на улицу нельзя, это противоречит установленным нормам и правилам. Учитывая эти особенности, собственники приватизированных квартир и муниципального жилья оказываются в неравном положении.

Если жилец занимает жилплощадь на основании договора социального найма, он считается не собственником, а ответственным квартиросъёмщиком. Соответственно законных прав на недвижимость у такого жильца нет: жилплощадь находится в ведении местного муниципалитета. Такие граждане могут получить квартиру, в соответствии с установленными нормами.

Порядок предоставления жилой площади зависит от количества проживающих на одной территории людей. Например, если один человек занимает двухкомнатную квартиру, то при расселении он может претендовать на «однушку». Правила расселения гласят, что на одного человека должно приходиться не менее 12 метров жилой площади.

В более выгодном положении оказываются семьи, которые ютятся в малогабаритных квартирах. Например, семья из четырёх человек должна получить квартиру, площадью не менее 48 квадратных метров. При этом разнополые дети старше 9 лет, должны проживать в отдельных комнатах.

Обратите внимание, что жильцам расселённого дома дают именно равноценное жильё. Если вы проживали в отдельной квартире, переселение в коммуналку считается незаконным, и вы вправе отказаться от переезда. Ответственные квартиросъёмщики не имеют права выбора, поэтому переезжают в тот район, где имеется свободная жилплощадь. Например, если вы проживали в центре, вам вполне могут предоставить жильё на окраине.

Правила расселения дают собственникам жилья определённые льготы. Например, если власти предлагают получить квартиру в удалённом или неблагоустроенном районе города, владельцы приватизированного жилья вправе отказаться от неравноценного переезда, или получить материальную компенсацию, которая даёт возможность купить жильё самостоятельно.

Кроме того, если стоимость жилплощади в сносимом доме выше, чем у предоставляемой квартиры, власти обязаны выплатить разницу. Однако есть у приватизированных квартир и недостаток. Если семья из четырёх человек проживает в однокомнатной приватизированной квартире, то взамен ей выдаётся аналогичная жилплощадь. Количество детей, условия проживания и пол отпрысков в данной ситуации роли не играют.

Возможные последствия

Признание дома подлежащим сносу сулит для жильцов определённые последствия. Обратите внимание, что непригодным для проживания может быть признан многоквартирный дом или частное домовладение.

Для жильцов муниципальных квартир расселение означает расторжение договора соцнайма. При предоставлении другой жилплощади договор заключается заново, что сулит дополнительные хлопоты с оформлением бумаг.

Для частных домовладельцев, правила переселения предусматривают самостоятельный снос аварийного строения. Причём на демонтаж даётся определённый срок. Если собственник не укладывается в отведённые временные рамки, земля с находящимися на ней строениями переходит в собственность муниципалитета.

Обратите внимание, если межведомственная комиссия признала дом аварийным, но жильцы отказываются переезжать, по закону возможно принудительное переселение. Основание для этой процедуры является судебное решение.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста: