Руководства, Инструкции, Бланки

замечания на протокол об административном правонарушении образец img-1

замечания на протокол об административном правонарушении образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья 28

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении отводится протоколу. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В связи с тем что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

2. В соответствии с КоАП протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6).

3. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП или закона субъекта РФ, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

4. При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.

5. Необходимость фиксации в протоколе места совершения административного правонарушения обусловлена определением подведомственности дела об административном правонарушении.

6. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными изменениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8).

7. Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также для установления личности нарушителя допускаются доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов, осмотр помещений юридического лица, в порядке предусмотренном настоящим Кодексом.

8. Реквизиты протокола предусматривают также фамилии, адреса как свидетелей, так и потерпевших, если они имеются, что имеет важное значение для выяснения всех вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении.

9. Подробное описание существа совершенного правонарушения заключается в определении его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

10. В протоколе об административном правонарушении фиксируются и объяснения нарушителя, которые учитываются при установлении формы вины.

Содержание протокола об административном правонарушении предполагает и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

11. Одним из обязательных требований при составлении протокола, установленных комментируемой статьей, является разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, иным участникам производства по делу их процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, например, право знакомиться с материалами дела; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также право обжаловать любое действие лица, уполномоченного составлять протокол, что существенно влияет на укрепление гарантий прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе. Поэтому образцы протоколов, разработанные правомочными органами, должны содержать такой реквизит, как "разъяснение прав и обязанностей".

12. Разъяснить процессуальные права и обеспечить возможность их осуществления участникам производства есть обязанность уполномоченного должностного лица, составляющего протокол. В частности, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

13. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

14. Протокол о совершении административного правонарушения не является единственным процессуальным документом, фиксирующим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Так, юридическую силу протокола имеет постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.4); определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным органом, в случаях, когда необходимо административное расследование (см. комментарий к ст.28.7).

Юридическую силу протокола о совершении административного правонарушения имеют составленные в установленной форме акты проверки в тех случаях, когда протокол не составляется, например акты налоговых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако вопрос о данном процессуальном документе в КоАП остался открытым. Требования, предъявляемые к акту налоговой проверки, содержащиему данные о правонарушении, регламентируются в НК (ст.100).

Другие статьи

Возражение на административный протокол

возражение на административный протокол Возражение на административный протокол

16.06.2006г. инициативная группа граждан в лице Бабича О.Б. Белякова Ю.Н. Ботовой Е.А. подала Уведомление в Префектуру (вх.№ 07-16-7367/6) о проведении пикета 21.06.2006г. в 9 час. 40 мин. по адресу: г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 20. с целью публичного выражения поддержки авиадиспетчерам г. Пензы и г. Самары.

В 09 час. 40 мин.

Возражение на протокол об административном правонарушении образец

Мне пришла повестка из суда на адрес по которому я не проживаю уже 6 месяцев. Основаниями для проверки документов на перевозимый груз являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий. Остальные реквизиты корочки таковы 12. Пункт в редакции, введенной в действие. О происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, указанных в подпункте 2. Журнал учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании N п п Дата Наиме- нование и N дела Кому пере- дано Расписка секретаря судебного заседания в получении Дата и результат рассмо- трения Дата сдачи дела в отдел делопроизводства Расписка секретаря суда в получении дела 1 2 3 4 5 6 7 8 Форма N 3.

Возражения по протоколу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. КоАП РФ (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения)

Возражения по протоколу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения)

Часто водители не согласны с составленными в отношении них протоколами об административных правонарушениях и часто это несогласие имеет под собой веские основания. Как раз ниже приведен образец возражений на протокол об административном правонарушении, предусмотренном п.

Как можно заявить свои замечания на протокол о рассмотрении административного дела?

В этой заметке привожу пример из судебной практики, дающий ответ на вопрос о том, как можно заявить свои замечания на протокол о рассмотрении административного дела.

В Конституционном суде РФ рассматривалась жалоба гражданина Киселева И.А. на нарушение его конституционных прав статьями 24.4 и 29.8 КоАП РФ. Им оспаривались отдельные нормы, в т. ч. касающиеся порядка составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Как обжаловать административный протокол

Многие считают себя добропорядочными гражданами или свою организацию юридическим лицом, соблюдающим требования законодательства, но, как показывает практика, в отношении любого лица может быть составлен протокол об административном правонарушении, причём именно тогда, когда этого никто не ожидает. А значит не будет лишним знать как прекратить производство по делу об административном правонарушении путём признания этого самого протокола не соответствующим нормам процессуального права.

Конференция ЮрКлуба

на приемлимой скорости 40 км час. Т от жив здоров. Г ибдд провела экспертизу. Н аписали мы возражения, а их не приняли в суде, под предлогом — «юридически неверно составлен документ». Судья сказал забрать. О н поехал и забрал. Н о хотелось бы сам текст возражений скинуть, чтобы Вы в общих чертах посмотрели бы что-там может быть не так:

Экспертом – криминалистом при анализе возможности предотвращения мною возможности совершения дорожно – транспортного происшествия, рассчитывалась длина тормозного остановочного пути автомобиля.

Куда подавать возражение. Составлен протокол об административном правонарушении ФСКН РФ, куда подавать возражение?

Дело об АПН возбуждается судом, а не должностным лицом, если я правильно изучала закон! Материалы в суд не переданы еще, соответственно я могу представить возражение на первоначальном этапе вышестоящему органу. А уже когда будет вынесено постановление, должностное лицо обязано передать матер-ы ( в частности и мое возражение) в суд и уже тогда я могу заявлять ход-ва о несогласии, представлять доказательства и т.

Обжалование протокола по ч. 1 ст. 12. 1 КоАП РФ.

Разумеется, что начатая мной история «Следователь против ДПС» получила свое дальнейшее развитие и принятое решение о привлечении меня к административной ответственности было обжаловано в районный суд по всей форме, саму жалобу и прилагаю:

01.10.2010, около 09 часов 15 мин, несмотря на мое несогласие о наличии события административного правонарушения в моих действиях, в отношении меня ИДПС полка ДПС ГИБДД МОБ УВД по г.

Образцы документов — bahtinas jimdo page!

Инспектор ГИБДД объяснил мне, что я нарушил ПДД, и выехал на встречную полосу во время совершения обгона в зоне действия знака «Обгон запрещен» и в соответствии с п.11.5 в зоне ограниченной видимости. Я находился в общем потоке машин, которые двигались по трассе, затем решил опередить автомобиль на промежутке дороги, где нет разметки, запрещающей это сделать. Никаких запрещающих знаков не было видно.

Подаются ли замечания на протокол судебного заседания по делу об административном правонарушении?

При рассмотрении административного материала у мирового судьи велся протокол судебного заседания. Через 2 дня я получил данный протокол, ознакомился и просто обалдел, протокол соответствовал действительности на 80%, а то что не соответствовало, легло в доказательную дазу постановления о привлечении к ответственности. На следующий день были поданы замечания на протокол с/з. через 3 дня вызвали в мир.

Приложение N 6. ПРОТОКОЛ об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Замечание на протокол судебного заседания по административному делу

Замечание на протокол судебного заседания по административному делу Datalife Engine Demo

№5, в котором пункт 9 гласит: «Учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается».

Как понять, когда случай является необходимым? Берем инициативу в свои руки и помогаем суду принять такое решение, т.е. пишем ходатайство с требованием о ведении протокола судебного заседания, в котором просим подробно фиксировать ход рассмотрения дела.

В любом случае, судья должен будет отреагировать на Ваше ходатайство и либо принять его, либо дать разъяснение, почему он этого не желает.

В судебном заседании велся протокол, Можно ли в него внести замечания по КоАП?

К сожалению, этот довод судом принят не будет. Вам следует обратить внимание на различные процессуальные нарушения, допущенные сотрудниками ДПС при составлении протоколов, также на нарушение порядка рассмотрения судьей Вашего дела, когда, например, необоснованно ходатайства не удовлетворяются. Здесь все материалы дела нужно смотреть, и само постановление суда тоже, чтобы что-нибудь дельного посоветовать Вам.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от N 138-ФЗ

В протоколе судебного заседания по делу, рассмотренному мировым судьей, дополнительно указываются сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям права подать заявление о составлении мотивированного решения суда.

1. Протокол составляется в судебном заседании или при совершении отдельного процессуального действия вне заседания секретарем судебного заседания. Протокол составляется в письменной форме.

Евгений Киминчижи

Протокол судебного заседания способствует принятию судом решения в соответствии с материалами, рассмотренными в судебном заседании, и обеспечивает возможность контроля за выполнением судом первой инстанции требований закона при последующем обжаловании решения суда. Отсутствие в деле протокола лишает возможности вышестоящие суды осуществлять контроль за законностью деятельности судов первой инстанции, а привлекаемое к административной ответственности лицо ? защищать свои права и законные интересы.

Действующее законодательство об административных правонарушениях обеспечивает ведение протокола судебного заседания только при рассмотрении дел арбитражными судами.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года № 3 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Как ознакомиться с протоколом судебного заседания

В гражданском процессе такое ходатайство можно подавать в любой момент, однако срок подачи замечаний на протокол ограничивается пятью днями с момента его подписания. В уголовном процесса ходатайство об ознакомления с протоколом следует подавать в течение трех суток с момента завершения судебного заседания, хотя при пропуске данного срока по уважительным причинам заинтересованные лица могут попросить

Конференция ЮрКлуба

Подаются замечания — вместо исправления протокола судья заявляет, что восстановить пропуски невозможно, и в ответ на замечания повторно вызывает несколько свидетелей, которые, понятное дело, говорят уже совсем не то. Второе-четвертое заседание подряд 5 дней ( с выходными), на последнем решение и заявляют, что протоколы (все, начиная со второго) будут готовы только через 3-4 дня, то есть уже на 5-6 день после второго заседания, плюс другой город — ехать забирать секретарь заявила только после звонка.

Образец замечаний на протокол судебного заседания по уголовному делу

Л.15 Протокола. Ответ свидетеля Балайкина «Петров наносил удары рукой, в область живота и головы» изложить в редакции: «Мне показалась, что Петров наносил удары в область живота и головы». Прошу удостоверить правильность замечаний на протокол судебного заседания.

Один из важнейших этапов защиты по уголовным делам является принесение замечаний на неточности ведения протокола судебного заседания.

Протокол судебного заседания по делу об административном правонарушении и замечания на него

Протокол судебного заседания способствует принятию судом решения в соответствии с материалами, рассмотренными в судебном заседании, и обеспечивает возможность контроля за выполнением судом первой инстанции требований закона при последующем обжаловании решения суда. Отсутствие в деле протокола лишает возможности вышестоящие суды осуществлять контроль за законностью деятельности судов первой инстанции, а привлекаемое к административной ответственности лицо ? защищать свои права и законные интересы .

Действующее законодательство об административных правонарушениях обеспечивает ведение протокола судебного заседания только при рассмотрении дел арбитражными судами.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года № 3 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Протокол судебного заседания

Вместе с тем и запрета на ведение протокола нет. Поэтому судьей или секретарем может вестись протокол. Указание на это содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При этом протокол подписывается

Как можно заявить свои замечания на протокол о рассмотрении административного дела?

Как можно заявить свои замечания на протокол о рассмотрении административного дела?

В этой заметке привожу пример из судебной практики, дающий ответ на вопрос о том, как можно заявить свои замечания на протокол о рассмотрении административного дела.

В Конституционном суде РФ рассматривалась жалоба гражданина Киселева И.А. на нарушение его конституционных прав статьями 24.4 и 29.8 КоАП РФ. Им оспаривались отдельные нормы, в т. ч. касающиеся порядка составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении.

По мнению заявителя, эти положения неконституционны, поскольку они не предусматривают возможность подавать замечания на протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Отклоняя эти доводы заявителя, Конституционный Суд РФ разъяснил следующее:

КоАП РФ, регулируя порядок составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, не предусматривает подачу на него замечаний.

Вместе с тем лицо, в отношении которого ведется подобное производство, вправе обжаловать постановление (решение) по делу об административном правонарушении.

При этом данное лицо не лишено возможности в самой жалобе привести замечания и возражения непосредственно на протокол.

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ, именно из этого исходит и Верховный Суд РФ, давая разъяснения по вопросам судебной практики.

Поэтому оспариваемые нормы с учетом сложившейся правоприменительной практики не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

Более подробную информацию Вы можете найти в Определении Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 72-O-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киселева Игоря Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьями 24.4 и 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Также ознакомьтесь с этими статьями

Статья 28

Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 28.2 КоАП РФ

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 28.2 КоАП РФ

1. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом деяния и характеризующие личность нарушителя. Протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также когда административное наказание налагается без составления протокола.

2. Частью 2 ст. 28.2 КоАП законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, место, время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным <162>.
--------------------------------
<162> См. например: Приказ ФТС РФ от 15 марта 2005 г. N 198 (с изм. от 6 мая 2006 г.) "О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" и др.

3. В целях составления протокола для установления личности нарушителя допускаются такие меры, как: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов.

4. Комментируемая статья была дополнена частью 4.1, согласно которой в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Другой комментарий к Ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении отводится протоколу. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В связи с тем что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

2. В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6).

3. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

4. При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.

5. Необходимость фиксации в протоколе места совершения административного правонарушения обусловлена определением подведомственности дела об административном правонарушении.

6. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными изменениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8).

7. Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также для установления личности нарушителя допускаются доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов, осмотр помещений юридического лица, в порядке предусмотренном настоящим Кодексом.

8. Реквизиты протокола предусматривают также фамилии, адреса как свидетелей, так и потерпевших, если они имеются, что имеет важное значение для выяснения всех вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении.

9. Подробное описание существа совершенного правонарушения заключается в определении его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

10. В протоколе об административном правонарушении фиксируются и объяснения нарушителя, которые учитываются при установлении формы вины.

Содержание протокола об административном правонарушении предполагает и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

11. Одним из обязательных требований при составлении протокола, установленных комментируемой статьей, является разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, иным участникам производства по делу их процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, например, право знакомиться с материалами дела; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также право обжаловать любое действие лица, уполномоченного составлять протокол, что существенно влияет на укрепление гарантий прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе. Поэтому образцы протоколов, разработанные правомочными органами, должны содержать такой реквизит, как "разъяснение прав и обязанностей".

12. Разъяснить процессуальные права и обеспечить возможность их осуществления участникам производства есть обязанность уполномоченного должностного лица, составляющего протокол. В частности, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

13. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

14. Протокол о совершении административного правонарушения не является единственным процессуальным документом, фиксирующим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Так, юридическую силу протокола имеет постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.4); определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным органом, в случаях, когда необходимо административное расследование (см. комментарий к ст.28.7).

Юридическую силу протокола о совершении административного правонарушения имеют составленные в установленной форме акты проверки в тех случаях, когда протокол не составляется, например акты налоговых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако вопрос о данном процессуальном документе в КоАП РФ остался открытым. Требования, предъявляемые к акту налоговой проверки, содержащиему данные о правонарушении, регламентируются в НК РФ (ст.100).

  • Статья 28.1.1 КоАП РФ. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
  • Вверх
  • Статья 28.3 КоАП РФ. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях