Руководства, Инструкции, Бланки

договор с волонтером для нко образец img-1

договор с волонтером для нко образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Договор с добровольцем

Некоммерческая общественная организация. Нужно ли заключать договор о выполнении работ в качестве добровольца с членом этой организации? срок выполнения работ - один месяц, работа - доставка овса (корм лошадей, уставная деятельность - развитие конного спорта). Этот доброволец является членом этой некоммерческой организации и одновременно является директором и одним из учредителей другого юр лица. Доставку овса будет осуществлять в свободное от работы директора время, т.е. в выходные дни.

Да, нужно. Если работы имеют постоянный характер, зачастую используют договор о добровольческом труде или договор о труде добровольца. Как правило, никакой договор НКО с гражданином не заключает, если работы разовые.

Некоммерческие организации: Правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение. Эльвира Митюкова

5.1.2. Труд добровольцев (волонтеров)

В некоммерческих организациях существует специфический вид гражданско-правовых отношений – работа добровольцев (волонтеров) на безвозмездной основе.

Понятие «доброволец» приведено в ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ. К ним относятся граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Зачастую безвозмездный труд граждан используют и некоммерческие организации других организационно-правовых форм. Такое право им дает ст. 32 Закона № 7-ФЗ, в которой есть упоминание об «использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации».

В бухгалтерском учете безвозмездный труд граждан, естественно, отражения не находит.

Как оформить правоотношения организации и добровольца?

Если работы разовые, как правило, никакой договор НКО с этим гражданином не заключает.

Если работы волонтера имеют постоянный характер, зачастую используют договор о добровольческом труде или договор о труде добровольца. В нем указывают:

  • наименование и реквизиты благополучателя (НКО), Ф. И. О. и паспортные данные добровольца;
  • условие о безвозмездности труда добровольца;
  • определение основных выполняемых добровольцем операций (вида деятельности);
  • указание на конкретную благотворительную программу, в реализации которой принимает участие доброволец;
  • права и обязанности сторон, в том числе обязанность добровольца осуществлять свою деятельность в соответствии с внутренним распорядком НКО;
  • срок действия договора;
  • условие конфиденциальности;
  • порядок возмещения расходов добровольца и обязанность НКО предоставлять добровольцу технические средства и обеспечивать безопасные условия труда.

Договор, заключенный с добровольцем, не дает права делать записи в трудовой книжке добровольца, и период работы в качестве добровольца не засчитывается в трудовой стаж.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Видео

Другие статьи

Может ли руководитель некоммерческой организации быть «волонтером», то есть работать на безвозмездной основе?

Может ли руководитель некоммерческой организации быть «волонтером», то есть работать на безвозмездной основе?


главный юрисконсульт
аудиторской фирмы «АУДИТАЛЛ»

Императивные нормы трудового законодательства
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 30.12.2006) дано определение добровольцев: граждане, которые осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе и в интересах благотворительной организации.

Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Статья 6 данного Закона в свою очередь дает определение благотворительной организации как неправительственной (негосударственной и немуниципальной) некоммерческой организации, созданной для реализации предусмотренных Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

В части 2 статьи 273 Трудового кодекса РФ дано определение руководителя организации: физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Положения Трудового кодекса РФ в соответствии с частью 2 статьи 273 распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Таким образом, в 273 статье Трудового кодекса РФ дается исчерпывающее определение руководителя организации, каким бы образом эта должность не называлась: генеральный директор, исполнительный директор, администратор. Существенное значение здесь имеют руководящие функции.

Трудовой договор должен быть оформлен до приказа о приеме на работу, так как приказ о приеме на работу издается только на основании трудового договора. Срок оформления — не позднее трех дней с даты начала исполнения трудовых обязанностей (часть 2 статьи 67 и статья 68 ТК РФ). Даже если трудовой договор не оформлен в письменном виде, работник считается оформленным с того момента, когда он фактически приступил к исполнению своих обязанностей. Учитывая, что нормы Трудового кодекса РФ (ст. 61, 68, 275 ТК РФ), регламентирующие обязательность оформления руководителя и заключения с ним трудового договора, являются императивными, они обязательны для исполнения и не подлежат расширительному толкованию.

В соответствии с еще одной, также императивной нормой трудового права, закрепленной в статье 56, трудовой договор является возмездным, то есть за исполнение трудовых обязанностей руководитель вправе получать заработную плату, а некоммерческая организация, в которой он работает, обязана ее платить.

Руководитель организует ведение бухгалтерского учета и несет ответственность за свои действия
Еще одним дополнительным доводом в пользу обязательного оформления трудовых правоотношений с руководителем являются положения статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 03.11.2006), где указано, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Ответственность наступает только тогда, когда есть законодательно закрепленные обязанности. В данном случае за лицом, осуществляющим руководящие функции, данные обязанности закрепляются уже в силу норм трудового права и ФЗ «О бухгалтерском учете».

Таким образом, можно сделать вывод, что заключение с руководителем договора о выполнении своих функций на безвозмездной волонтерской основе можно однозначно трактовать как не оформленные должным образом трудовые отношения, поскольку трудовыми они становятся в силу закона с того момента, когда руководитель только приступил к исполнению своих фактических обязанностей.

Однако неисполнение некоммерческой организацией как юридическим лицомработодателем своих обязанностей по надлежащему оформлению работника и выплате заработной платы не ниже минимальной — это только нарушение трудового законодательства. Последствия же подобного неоформления могут проявиться и более печально.

Полномочия руководителя
Как это было рассмотрено выше, трудовая деятельность руководителя должна быть надлежащим образом оформлена: на основании трудового договора, в котором закрепляются все полномочия и круг обязанностей, а также права руководителя, издается приказ. Таким образом, пока руководитель в установленном законом порядке не оформлен, могут возникнуть проблемы с определением круга его полномочий. То есть свои трудовые права он, как работник, приобретает с момента начала фактического исполнения обязанностей, однако его полномочия представлять в своем лице некоммерческую организацию как единоличного органа управления юридическим лицом вызывают сомнение. В части 2 пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса РФ установлено, что порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. То есть гражданское законодательство ставит полномочия в прямую зависимость от оформления назначения или избрания руководителя в предусмотренном законом порядке.

Риски здесь очевидны: все правовые и финансовые документы, подписанные руководителем в период отсутствия надлежащим образом оформленных полномочий (его назначения на должность) могу быть признаны недействительными в порядке статьи 168 ГК РФ. Это разъяснено в комментарии к статье 174 ГК РФ, данном в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.05.1998 № 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок».

Экономичный выход
Минимальная заработная плата, установленная в Российской Федерации на 26 ноября 2007 года, составляет 2300 руб. в месяц. В Трудовом кодексе РФ нет никаких ограничений на осуществление руководителем его функций в режиме неполного рабочего времени. При назначении заработной платы 3000 руб. ежемесячно и установлении одного или двух рабочих дней в неделю расходы некоммерческой организации будут минимальными.

Также по этой теме:

Трудовые вопросы для некоммерческих организаций - Работа - Дважды два

Трудовые вопросы для некоммерческих организаций

Соблюдение трудового законодательства обязательно для всех работодателей независимо от формы собственности. Однако не все организации работают ради прибыли, а значит, не у всех есть возможность оплачивать отпускные, больничные и другие социальные гарантии. Как быть?

В нашем обществе, условно разделенном на четыре сектора экономики, есть так называемый «третий сектор» - негосударственные некоммерческие организации, которые не получают ни прибыли, ни поддержки из госбюджета. Тем не менее они работают за счет пожертвований иных организаций и частных лиц, выигранных грантов, а также самостоятельных небольших заработков. Общественные, неправительственные некоммерческие, автономные организации, партнерства и фонды создаются не ради прибыли, а для социальной поддержки людей в зависимости от направления своей деятельности. В последнее время Правительством РФ уделяется все больше внимания этому сектору экономики путем выделения денежных субсидий под конкретные социальные проекты.

Одна организация - одно штатное расписание

Оформляем на работу в НКО

Для осуществления задуманных проектов и освоения полученных денег некоммерческим организациям (НКО) нужны люди. Иногда для этого достаточно привлечь волонтеров, а иногда - высококвалифицированных специалистов, труд которых должен быть оплачен соответствующим образом. Получив одобрение правительства в виде денег на реализацию своего проекта, многие руководители НКО начинают сразу же искать себе работников, чтобы как можно скорее оформить их на работу…

Оформляя на работу по трудовому договору новых сотрудников в неприбыльную организацию, необходимо помнить, что если после завершения проекта работник останется в штате, его придется обеспечивать и работой, и зарплатой. А поскольку прибыли у НКО, как правило, нет, то начнутся проблемы, связанные с нарушением прав работника. Итак, одной из самых распространенных ошибок работодателя НКО является прием на работу работника по бессрочному трудовому договору на заведомо определенный срок - период действия проекта.

Трудовой или подрядный?

Лучше всего оформлять договоры подряда (гражданско-правовые договоры), избавляющие от выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении или оплаты временной нетрудоспособности. Но если будущий работник очень хочет иметь запись в трудовой книжке, тогда можно принять его по срочному трудовому договору. Благо, Трудовой кодекс РФ также не запрещает это делать в данной ситуации (статья 59 часть 1 ТК РФ): «Срочный трудовой договор заключается:( …) для проведения (…) работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг». А проекты, одобренные и профинансированные правительством, создаются как раз только на несколько месяцев. Главное, не забыть письменно предупредить работника об окончании срока договора, избежав тем самым еще одну ошибку. И сделать это лучше всего не за три дня до окончания, а недели за две.

Два проекта - две «штатки»?

Трудовой кодекс един для всех работодателей.

Иногда руководители НКО, планирующие работу над разными проектами, составляют разные штатные расписания. Это уже третья и, к тому же, грубейшая ошибка. Правило едино для всех: одна организация - одно штатное расписание! Если вовремя не учли какую-то штатную единицу для будущего проекта, всегда можно внести изменения.

Договор с волонтером

Довольно часто некоммерческие организации привлекают к работе волонтеров - лиц, добровольно и безвозмездно готовых помогать организации в осуществлении ее благих целей. Отношения с ними надо тоже оформлять, но ни в коем случае не трудовые! В данной ситуации подойдет волонтерский договор (договор об оказании добровольческих, безвозмездных услуг). Еще одной ошибкой НКО является оформление с волонтером срочного трудового договора. Если по какой-то причине руководитель не предупредит вовремя о его окончании, то срочные отношения перейдут в разряд бессрочных. И если работник обратится в суд или в ГИТ, то придется оплачивать ему работу как за весь прошедший период, так и далее. Ведь отныне он будет признан именно работником, а не добровольцем. И тот факт, что у НКО нет денег, не будет никому интересен: Трудовой кодекс един для всех работодателей.

Надо отметить, что договоры оформлять нужно абсолютно со всеми. Это необходимо хотя бы для того, чтобы в случае возникновения травмы на работе или по пути следования на работу, а также любой другой непредвиденной ситуации, в ходе которой будет идти расследование случая, документы были в порядке. Кроме работников, принимаемых для осуществления конкретного социального проекта, в штате некоммерческих общественных организаций вполне с успехом могут трудиться люди по бессрочным трудовым договорам, поскольку, кроме целевых проектов, у НКО всегда есть и ежедневная работа.

- Наша организация всегда оформляет отношения как с волонтерами, так и с работниками, которые трудятся за плату. Когда на реализацию конкретного проекта нужны люди, ищем их через все возможные пути поиска сотрудников: службу занятости, объявления в интернете, газетах. С волонтерами, работающими на добровольной основе, заключаем волонтерские договоры. В них прописан срок действия договора, который, как правило, совпадает со сроком действия проекта, обязанности обеих сторон, паспортные данные, словом, все, как в любом другом договоре. Только вместо оплаты - безвозмездная (добровольческая) основа труда. С теми специалистами, которые привлекаются на конкретный проект, и труд которых будет оплачен, заключаем срочные трудовые договоры. Ну и, конечно же, в нашей организации только одно штатное расписание, в которое приказом вносятся изменения, когда это необходимо для реализации проекта. Так что, соблюдать трудовое законодательство в НКО совсем несложно, тем более что оно едино для всех.

По данным сайта Общественной палаты Амурской области, в Приамурье зарегистрирована 941 некоммерческая организация по состоянию на 31.12.2013 года (по данным Минюста). Но наиболее активными можно считать не более половины социально-ориентированных некоммерческих организаций из общего числа. В основном это те организации, которые участвуют в конкурсах на получение субсидий, ежегодно отчитываются в Министерство юстиции о своей работе, реализовывают проекты, проводят какую-либо постоянную работу, участвуют в общественной жизни области, посещают семинары и встречи в рамках институтов гражданского общества, выступают в СМИ.

Автор: Виктория Большакова
10:30 | 4 июня | 2014

Работа на общественных началах

Работа на общественных началах

Прошу проконсультировать по следующему вопросу. Возможна ли работа физ лица в региональной общественной организации (спортивной направленности) на "общественных началах " (бесплатно)? Если да, то каким договором это можно оформить?

Да, возможна. В некоммерческих организациях существует специфический вид гражданско-правовых отношений – работа добровольцев (волонтеров) на безвозмездной основе.

Понятие «доброволец» приведено в ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ. К ним относятся граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Зачастую безвозмездный труд граждан используют и некоммерческие организации других организационно-правовых форм. Такое право им дает ст. 32 Закона № 7-ФЗ, в которой есть упоминание об «использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации».

В бухгалтерском учете безвозмездный труд граждан, естественно, отражения не находит.

Если работы разовые, как правило, никакой договор НКО с этим гражданином не заключает.

Если работы волонтера имеют постоянный характер, зачастую используют договор о добровольческом труде или договор о труде добровольца. В нем указывают:

  • наименование и реквизиты благополучателя (НКО), Ф. И. О. и паспортные данные добровольца;
  • условие о безвозмездности труда добровольца;
  • определение основных выполняемых добровольцем операций (вида деятельности);
  • указание на конкретную благотворительную программу, в реализации которой принимает участие доброволец;
  • права и обязанности сторон, в том числе обязанность добровольца осуществлять свою деятельность в соответствии с внутренним распорядком НКО;
  • срок действия договора;
  • условие конфиденциальности;
  • порядок возмещения расходов добровольца и обязанность НКО предоставлять добровольцу технические средства и обеспечивать безопасные условия труда.

Договор, заключенный с добровольцем, не дает права делать записи в трудовой книжке добровольца, и период работы в качестве добровольца не засчитывается в трудовой стаж.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Труд добровольцев (волонтеров)

«В некоммерческих организациях существует специфический вид гражданско-правовых отношений – работа добровольцев (волонтеров) на безвозмездной основе.

Понятие «доброволец» приведено в ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ. К ним относятся граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).*

Зачастую безвозмездный труд граждан используют и некоммерческие организации других организационно-правовых форм. Такое право им дает ст. 32 Закона № 7-ФЗ, в которой есть упоминание об «использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации».

В бухгалтерском учете безвозмездный труд граждан, естественно, отражения не находит.

Как оформить правоотношения организации и добровольца?

Если работы разовые, как правило, никакой договор НКО с этим гражданином не заключает.

Если работы волонтера имеют постоянный характер, зачастую используют договор о добровольческом труде или договор о труде добровольца.* В нем указывают:

  • наименование и реквизиты благополучателя (НКО), Ф. И. О. и паспортные данные добровольца;
  • условие о безвозмездности труда добровольца;
  • определение основных выполняемых добровольцем операций (вида деятельности);
  • указание на конкретную благотворительную программу, в реализации которой принимает участие доброволец;
  • права и обязанности сторон, в том числе обязанность добровольца осуществлять свою деятельность в соответствии с внутренним распорядком НКО;
  • срок действия договора;
  • условие конфиденциальности;
  • порядок возмещения расходов добровольца и обязанность НКО предоставлять добровольцу технические средства и обеспечивать безопасные условия труда.»

Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве) - Завершенные обсуждения - Обсуждения

Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1- Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).

2- Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона.

3- Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);

добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

получатель помощи добровольца (волонтера)– физическое лицо, юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность;

добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер);

добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

координатор добровольцев (волонтеров) – ответственное лицо в добровольческой (волонтерской) организации, отвечающее за привлечение добровольцев (волонтеров), организацию их работы и координацию их деятельности;

добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров);

добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры);

личная книжка добровольца (волонтера) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера);

информационная сеть добровольчества (волонтерства) – открытый информационный ресурс, созданный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включающий в себя возможности ведения электронных дневников и создания виртуальных сообществ, а также механизмы продвижения общих ценностей для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 3. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;

3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;

8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

Статья 4. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;

2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.

2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1) помощь государству в решении его социальных задач;

2) помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации;

3) получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

4) подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров);

5) формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения;

6) развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.

Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:

1) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

3) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий,

экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;

3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;

4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;

6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;

7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;

9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность.

Глава 2. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6. Уполномоченный орган

1. Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации и иные полномочия в области добровольческой (волонтерской) деятельности, установленные статьей 7 настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа

1. К полномочиям уполномоченного органа относятся:

1) формирование и реализация государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) разработка программ развития и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации;

3) оказание имущественной, организационной, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам (волонтерам) и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) регистрация добровольцев (волонтеров), выпуск личных книжек добровольцев (волонтеров) и ведение общероссийского реестра добровольцев (волонтеров);

5) организация электронной упрощенной регистрации добровольцев (волонтеров);

6) ведение реестра добровольческих (волонтерских) вакансий;

7) организация информационной сети добровольчества (волонтерства).

2. В целях реализации своих полномочий уполномоченный орган проводит заседания, рабочие совещания, конференции, обучающие семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, информация о которых размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестр добровольческих (волонтерских) вакансий, а также краткую информацию о добровольцах (волонтерах) (фамилия, имя, отчество и присвоенный добровольцу (волонтеру) персональный идентификационный номер).

4. По представлению добровольческих (волонтерских) организаций уполномоченный орган может проводить награждение наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

Статья 8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.

2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:

1) участвует в реализации добровольческих (волонтерских) программ;

2) размещает в информационной сети добровольчества (волонтерства) сведения о добровольческих (волонтерских) вакансиях, имеющихся у организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;

3) создает добровольцам (волонтерам) необходимые условия для выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) в случае самостоятельного привлечения добровольцев (волонтеров) осуществляет записи в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).

3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Статья 9. Добровольческая (волонтерская) организация

1. Добровольческая (волонтерская) организация реализует добровольческие (волонтерские) программы и проекты совместно с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, другими добровольческими (волонтерскими) организациями или самостоятельно.

2. Добровольческая (волонтерская) организация разрабатывает и проводит добровольческие (волонтерские) акции.

3. Добровольческая (волонтерская) организация привлекает добровольцев (волонтеров) из общероссийского реестра добровольцев (волонтеров) или ведет свой реестр добровольцев (волонтеров).

4. Добровольческая (волонтерская) организация проводит инструктаж добровольцев (волонтеров), назначает координатора добровольцев (волонтеров), который осуществляет деятельность в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

5. В случае привлечения для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) добровольческая (волонтерская) организация делает записи в личных книжках добровольцев (волонтеров) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).

6. Добровольческая (волонтерская) организация для более квалифицированного выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности имеет право привлекать организации, осуществляющие образовательную деятельность, для проведения обучения добровольцев (волонтеров), проводить специальные семинары, слушания, рабочие встречи, слеты добровольцев (волонтеров).

7. Добровольческая (волонтерская) организация представляет кандидатуры для награждения наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

8. Добровольческая (волонтерская) организация выдает спецодежду и возмещает расходы добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочие затраты в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором.

Статья 10. Координатор добровольцев (волонтеров)

1. Координатор добровольцев (волонтеров) назначается добровольческой (волонтерской) организацией, ответственной за реализацию добровольческой (волонтерской) программы, проекта или акции, из числа членов добровольческой (волонтерской) организации.

2. В случае работы в зонах чрезвычайных ситуаций координатор добровольцев (волонтеров) руководствуется законодательством Российской Федерации, включая нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Координатор добровольцев (волонтеров) инструктирует добровольцев (волонтеров), распределяет работу между ними, определяет место и объем работ каждого добровольца (волонтера), контролирует выполнение ими работы.

4. Координатор добровольцев (волонтеров) взаимодействует непосредственно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и с иными добровольческими (волонтерскими) организациями.

Статья 11. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;

3) получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;

4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;

6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);

7) сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;

8) замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера) либо иным документом;

9) обязательное страхование в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

10) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

1) добросовестно выполнять задания, полученные от координатора добровольцев (волонтеров), а по завершении работы уведомить координатора добровольцев (волонтеров) о ее выполнении;

2) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы, регулирующие осуществление определенного вида добровольческой (волонтерской) деятельности, с которыми доброволец (волонтер) должен быть ознакомлен координатором добровольцев (волонтеров);

3) соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;

4) соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия координатора добровольцев (волонтеров);

6) бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы.

Статья 12. Правовые условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве добровольцев (волонтеров).

2. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной основе уполномоченным органом в соответствии с установленными им правилами.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией, так и без заключения такового.

4. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор должен быть заключен в письменной форме в случае, если организатором добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организацией предусмотрена выдача добровольцам (волонтерам) спецодежды и/или возмещение расходов добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат.

5. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор заключается с лицами, достигшими 18 лет. Он может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет и объявленными полностью дееспособными в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать указанный договор с письменного согласия своих законных представителей.

6. Права и обязанности добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации. Такого рода деятельность на территории Российской Федерации не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.

2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.

Статья 14. Порядок регистрации добровольцев (волонтеров) уполномоченным органом

1. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется путем заполнения электронной заявки на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»(далее – заявка).

2. По итогам заполнения заявки добровольцу (волонтеру) автоматически присваивается идентификационный номер добровольца (волонтера).

3. Форма заявки разрабатывается уполномоченным органом.

4. На основании полученной информации уполномоченный орган ведет общероссийский реестр добровольцев (волонтеров).

5. Все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Обработка сведений, включенных в общероссийский реестр добровольцев (волонтеров), в том числе хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение, уничтожение, осуществляются уполномоченным органом на основании заявления добровольца (волонтера), подаваемого в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Статья 15. Личная книжка добровольца (волонтера)

1. Личная книжка добровольца (волонтера), наряду с общероссийским реестром добровольцев (волонтеров), предназначена для учета добровольцев (волонтеров) и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера), его поощрениях и дополнительной подготовке.

2. Форма личной книжки добровольца (волонтера) утверждается уполномоченным органом.

3. Личная книжка добровольца (волонтера) выдается органом, определенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на основании письменного заявления и идентификационного номера добровольца (волонтера), содержащегося в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров).

4. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке. В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) этой республики.

5. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь идентификационную серию и номер, а также систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 16. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности

При разработке и реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены следующие меры:

1) материально-техническое обеспечение и субсидирование добровольческих (волонтерских) организаций и организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями;

2) полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества;

4) финансирование на конкурсной основе добровольческих (волонтерских) программ, добровольческих (волонтерских) мероприятий и добровольческих (волонтерских) акций;

5) предоставление первоочередного права покупки билетов на все виды транспорта при отправлении к месту осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) иные виды поддержки, не противоречащие законодательству.

Глава 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

3) мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности, корпоративных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности и результатов реализации таких программ;

4) формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества (волонтерства) в обществе;

5) содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере добровольчества (волонтерства);

6) разработка рекомендаций для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта по порядку привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к участию в осуществлении деятельности этих учреждений;

7) иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на региональном уровне;

3) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций;

4) выдача личной книжки добровольца (волонтера);

5) иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;

2) разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;

3) разработка и реализация муниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций на территории соответствующего муниципального образования;

4) создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества (волонтерства) на муниципальном уровне;

5) иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

В п.5 ст. 2 Проекта закона указано, что получатель помощи добровольца (волонтера)– в том числе. юридическое лицо.

Полагаю, необходимо уточнить статус получателей: не просто юридическое лицо, а именно некоммерческая негосударственная организация за исключением политических партий. Безвозмездный труд в пользу юридических лиц - коммерческих организаций, имеющих основной целью получение и распределение прибыли между учредителями ( участниками) исключает общественную пользу и противоречит основным принципам добровольчества, по существу являясь неосновательным обогащением узкой группы лиц согласно нормам ГК РФ.

Ч.2. ст. 3 Проекта

«Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг» противоречит, по моему мнению,

п. 2 ч.1. ст. 4 Проекта

«безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

Невозможно отделить участие в общественно значимых мероприятиях от поддержки других общественных объединений и ассоциаций.

Уполномоченный орган не должен являться федеральным органом исполнительной власти, достаточно создания уполномоченного органа в виде ассоциации ( совета) с функциями саморегулируемой организации в сфере добровольчества (волонтерства).

П. 5 ст.11изложить в следующей редакции:

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

5)получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов, страхование жизни и здоровья и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором, а также в обязательном порядке в случае привлечения добровольцев ( волонтеров) к выполнению опасных видов работ.


П. 2 и п.3 ст. 16 изложить в следующей редакции:

2) полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности.

В статье 2 обсуждаемого закона указано, что добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера).
То же самое говорится при раскрытии понятия доброволец (волонтер).
Отсюда можно сделать вывод, что в качестве добровольца нельзя будет зарегистрировать временно не работающего или безработного, а также пенсионеров, так как здесь речь идет о физических лицах свободных от работы (учебы).
Думаю надо доработать эти понятии.

1. В основе волонтерства всегда лежит какая-то нерешенная социальная проблема, а цель законотворчества - устранение проблем. Закон должен облегчать волонтерам решение социальных проблем и в тоже время служить "лифтом" для подъема этих проблем на федеральный уровень для их последующего устранения.

Сегодня волонтеры намного лучше, чем профильные госструктуры, ухаживают за бабушками, ищут пропавших детей, убирают мусор, однако их опыт и лучшие практики никто не изучает, не внедряет и не превращает их в законодательные инициативы. Мы в Содружестве волонтеров "Поиск пропавших детей" с удовольствием бы перестали бегать по лесу, если бы были уверены, что МЧС научится эффективно проводить поиски в природной среде.

В гл.3 слабо отражены обязанности органов государственной власти по изучению опыта волонтеров по решению конкретной социальной проблемы, по внедрению этого опыта в деятельность организаций, отвечающих за решение данной проблемы. Не прописаны обязанности органов власти по принятию мер\изданию нормативных правовых актов, направленных на искоренение данной социальной проблемы.

Добрый день, коллеги.
У меня комментарий по поводу статуса добровольческой (волонтерской) организации. Согласно законопроекту – это социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер). Возникает такой вопрос: та ли это организация, которая уже признана социально-ориентированной или становится таковой уже в результате осуществления ею добровольческих программ? Если добровольческая организация может быть только социально-ориентированной, то из числа добровольческих организаций совершенно необоснованно выпадают те, которые не имеют статус социально-ориентированной.

«Ежегодная пресс-конференция Президента РФ в очередной раз продемонстрировала беспрецедентную открытость его позиции и уважение к своему народу»

  • «Внимание к экологии не просто не ослабевает, но, напротив, постоянно растет во всем мире»

  • «Президент поддержал нашу позицию по ситуации в Иркутске. Он признал, что контрольные органы не доработали, не доглядели»

  • «Слова Президента абсолютно правильные: на государственном уровне никогда не поддерживались и не будут поддерживаться действия по употреблению допинга»

    «Приведение дорожных знаков к единообразию, уменьшению и альтернативному расположению я допускаю, но недопустимо бессмысленное копирование всего, что есть у наших европейских коллег, это не всегда применимо в наших реалиях»

    «Вербовщики оказывают сильнейшее давление на психику молодых людей, и ее общение с террористами могло бы привести к ужасным последствиям»