Руководства, Инструкции, Бланки

эсрн программа инструкция img-1

эсрн программа инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Интернет-издание о высоких технологиях

Региональные социальные регистры повысят эффективность социальной поддержки

Сегодня большинство регионов Российской Федерации стремится создать собственные информационные системы в социальной сфере. Возрастающая заинтересованность в них обусловлена необходимостью автоматизации управления социальной сферой и налаживания эффективного информационного обмена между различными ведомствами. Ожидается, что с введением региональных социальных регистров будет достигнуто повышение эффективности расходования бюджетных средств и созданы благоприятные условия для информатизации деятельности органов государственной власти в социальной сфере. Немаловажным вопросом здесь, конечно, является выбор подходов к реализации типовых решений.

Региональные социальные регистры

Региональный социальный регистр населения (РСРН) и Региональный регистр унифицированных социальных карт (РР УСК)—два обязательных компонента региональной системы унифицированных социальных карт, представляющих собой государственные информационные ресурсы, а именно: базы данных о фактически осуществленных действиях в сфере социальной поддержки. В Региональном регистре унифицированных социальных карт содержится информация о выданных гражданам унифицированных социальных картах, а также персональная информация о держателях унифицированных социальных карт и их правах на меры социальной поддержки. Формирование и ведение РР УСК осуществляется организацией, уполномоченной администрацией региона. При помощи этого регистра осуществляется сбор и обработка информации о выпуске и обращении социальных карт, фактически предоставленных услугах и мерах социальной поддержки.

Региональный социальный регистр населения (РСРН) – это государственный информационный ресурс субъекта Российской Федерации, который представляет из себя территориально-распределенную базу данных, содержащую информацию о гражданах, имеющих право на социальную поддержку и зарегистрированных в пределах субъекта Российской Федерации. Пользователями РСРН являются органы государственной власти и органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации, в компетенцию которых входит учет предоставленной социальной помощи и контроль использования бюджетных средств, выделенных на эти цели; организации, оказывающие услуги гражданам, имеющим право на получение социальной помощи; информационно-расчетные центры, осуществляющие расчеты платежей за жилищно-коммунальные услуги; граждане РФ, получающие социальные услуги.

АИС «Социально-платежная карта»

Источник: Администрация ХМАО

Региональный социальный регистр населения взаимодействует с Региональным регистром унифицированных социальных карт путем предоставления и обмена данными, которые необходимы для выпуска и обращения социальных карт. Взаимодействие происходит на основе утверждаемых регламентов.

Создание Регионального социального регистра населения позволяет повысить доступность и качество социальных услуг и эффективность деятельности органов социальной защиты населения, обеспечить адресность социальной помощи и эффективность использования бюджетных средств при реализации социальных программ. Это достигается за счет предоставления мер социальной поддержки и обслуживания граждан, а также благодаря различным формам информационного взаимодействия, таким как предоставление актуальной и достоверной информации о населении, аналитических отчетов и статистических сведений о потребностях граждан, фактически предоставленных мерах социальной поддержки. Предоставляя и актуализируя данные о льготниках, формируя и передавая выплатные данные, получая данные о транзакциях и формируя сведения о фактически предоставленных мерах социальной помощи, социальный регистр населения играет важную роль в работе информационной системы «Социальная карта».

Основными задачами, возложенными на социальный регистр населения, являются:

  • автоматизация повседневной деятельности сотрудников органов социальной защиты при приеме граждан, их учете, принятии решении о назначении и выплате социальной помощи;
  • формирование инфраструктуры системы персонального учета населения на местном и региональном уровне с возможностью интеграции с существующими системами учета и хранения информации;
  • поддержка актуальной и достоверной информации о гражданах, обратившихся в организации социальной защиты населения;
  • повышение пропускной способности органов социальной защиты населения за счет ускорения прохождения запросов и реакции на обращения граждан;
  • сокращение финансовых и организационных расходов за счет применения электронных форм взаимодействия с гражданами и оказания социальной помощи по адресному принципу;
  • обеспечение органов власти и местного самоуправления оперативной и достоверной информацией о жителях территории;
  • предоставление аналитических отчетов и статистических сведений органам государственной власти, учреждениям и организациям о потребностях горожан, оказанных услугах и т.д.;
  • обмен данными со сторонними информационными системами с целью организации социальных выплат и подтверждения льгот по оказанным социальным услугам;
  • поддержка принятия решения при назначении социального сервиса;
  • организация исполнения документов и поручений;
  • обеспечение необходимого уровня безопасности, централизованный контроль деятельности подразделений.

Социальный регистр населения – это составная часть электронного правительства региона. На его базе могут быть созданы региональные социальные информационные службы, так называемые call-центры. В дальнейшем они могут стать основой для развития информационного обслуживания граждан – создания социального портала, обеспечения доступа к справочной информации граждан через информационные киоски и сеть интернет.

Электронный социальный регистр населения позволяет упростить процедуру назначения выплат. Информация, занесенная в социальный регистр, позволяет до минимума уменьшить количество необходимых для назначения выплаты или льготы документов. В связи с этим сокращается время приема граждан, который происходит в течение нескольких минут.

Социальный регистр населения – это основа построения региональной системы социальных карт, благодаря которой становится возможной единая идентификация и унификация предоставления социальных услуг и определяются права на выпуск социальной карты. Таким образом при оказании государственных социальных услуг обеспечивается принцип «одного окна».

Схема организации электронного социального регистра населения

Источник: презентация М.В.Карповича «Электронный социальный регистр
населения Санкт-Петербурга—инструмент решения задач монетизации
и социальной реформы», Конференция «Государство в XXI веке»

Основу социального регистра составляют электронные дела граждан, в которых содержатся личные данные льготника, а также фиксируется история взаимодействия с этим человеком. Так, электронное личное дело гражданина содержит более девяноста полей со сведениями о выплатах в его адрес, его состоянии здоровья, об оказанных ему льготных услугах, его родственных отношениях и составе семьи, сведения о доходах семьи, трудовой деятельности и условиях проживания.

Социальный регистр и информационное взаимодействие ведомств

Информационное взаимодействие между ИТ-системами, созданными в различных ведомствах, возможно на основе механизма, позволяющего однозначно идентифицировать сведения о конкретном гражданине, имеющиеся в различных базах данных.

В настоящее время данные о гражданине, имеющиеся в ведомственных системах учета населения, введены вручную и имеют свой собственный, часто уникальный формат представления. Более того, личная информация гражданина со временем может меняться (смена фамилии или паспорта, изменение места жительства), но внесение этих изменений в базу данных не производится до момента повторного обращения человека в ведомство. Таким образом, однозначная идентификация гражданина является крайне затруднительной, а на поиск и актуализацию каких-либо данных необходимо потратить немало времени. Такая ситуация приводит к значительному росту финансовых и временных затрат, технологическим потерям и увеличению очередей.

Социальный регистр населения может служить ядром, обеспечивающим совместимость и синхронизацию данных во всех ведомственных информационных системах. За счет автоматизации процессов получения сведений о заявителях снижается трудоемкость работ в органах социальной защиты населения. Социальный регистр населения обладает встроенными средствами поиска и аналитики финансовых расчетов, подготовки справок и отчетов. Информационная система электронного социального регистра населения оснащена встроенной подсистемой атрибутивного поиска по личным делам граждан, а также имеет возможность сбора и аналитической обработки статистической информации, встроенные средства подготовки аналитических справок, формирования отчетов, расчетов и выплатных массивов. Кроме того, информационная система позволяет проверять соответствие объема оказанных услуг объему перечисленных средств.

Состав подсистем социального регистра населения

Источник: ГК «Систематика»

Вся информация, заносимая в социальный регистр населения, является конфиденциальной, поэтому доступ к ней должен быть ограничен. Для обеспечения защиты информации, содержащейся в социальном регистре, должны быть разработаны и реализованы соответствующие технические и организационные мероприятия, например, предусмотрены ведение реестра пользователей, учет доступа пользователей к информации, защита от несанкционированного доступа, шифрование информации при передаче по каналам связи и другие виды защиты информации.

Примеры решений

Электронный социальный регистр населения уже используется в таких субъектах Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Республики Карелия и Мордовия, Тюменская, Ярославская, Саратовская области, Ханты-Мансийский АО.

Одним из показательных примеров подхода к разработке социальных регистров является Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга, существующий с 2005 года и являющийся инструментом решения задач монетизации и социальной реформы. В 1999 году в Санкт-Петербурге были проведены работы по подготовке проекта социального регистра, в 2001 году был определен исполнитель проекта, которым была изучена предметная область и разработано техническое задание на систему в целом. В течение 2002-2003 г.г. было произведено обследование объектов автоматизации, разработан макет системы социального регистра, а затем и сама система. В 2003 году система находилась в опытной эксплуатации, в последующие 2 года в соответствии с изменяющимся законодательством была произведена ее модернизация и доработка. С 2005 года Электронный социальный регистр населения работает в полную силу, а в 2007 году Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга объявил об открытом конкурсе на его доработку.

По данным на 2005 год, численность населения Санкт-Петербурга составляла 4,6 млн. человек, при этом в электронном социальном регистре города насчитывалось 3,9 млн. личных дел граждан различных слоев населения: от детей до пенсионеров. Личное дело гражданина состояло из 11 групп атрибутов, было создано более 300 отчетов, использовалось более 50 справочников. Пользователями системы являлись около 3 тыс. человек.

Сегодня Электронный социальный регистр Санкт-Петербурга содержит личные дела граждан, выполняет функции по формированию отчетности, используемой при анализе социальной обеспеченности граждан и планировании бюджета, проводит автоматизированные сверки с внешними организациями и формирует выплатные массивы. В функции регистра также входит предоставление справочных данных при консультировании граждан и поддержка принятия решений при определении прав граждан на социальную помощь. Электронный социальный регистр Санкт-Петербурга активно используют сотрудники социальных органов, работающие с населением и ведущие прием граждан, сотрудники финансово-экономического подразделения, занимающиеся подготовкой бюджета, и руководители подразделений и организаций, анализирующие информацию о запрошенной и фактически оказанной социальной помощи.

Функциональная архитектура автоматизированной информационной системы электронного социального регистра населения (АИС ЭСРН)

Источник: презентация М.В.Карповича «Электронный социальный регистр
населения Санкт-Петербурга—инструмент решения задач монетизации
и социальной реформы», Конференция «Государство в XXI веке»

Другой пример—проект «Социальная карта москвича», для реализации которого в подведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития г. Москвы было создано Государственное унитарное предприятие «Московский социальный регистр» (ГУП МСР), на которое возложены функции создания и ведения Единого реестра социальных льготников (ЕРСЛ) и реализации на его основе Единой городской базы данных населения Москвы (ЕГБДН). При помощи Единого реестра социальных льготников сегодня производится выверка данных органов социальной защиты населения Москвы, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, ГУП "Московский метрополитен", ФГУП "Московская железная дорога", Банка Москвы, предприятий торговли и т.д. об использовании бюджетных средств, выделенных в рамках социальных программ Москвы. Таким образом обеспечено межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и организаций города Москвы.

В результате внедрения Единого реестра социальных льготников (ОИАС ЕРСЛ) повысилась эффективность использования целевых бюджетных средств, достоверность данных о льготниках в городских базах данных, увеличился сбор доходов от проезда на общественном транспорте, улучшилось социальное обслуживание льготных категорий населения, а также создан механизм взаиморасчетов за оказанные льготным категориям населения услуги. Так. на Московском метрополитене в 2005 году в 2005 году в 2,2 раза сократился показатель объема перевозки льготников, при этом на 8% увеличилась перевозка пассажиров. оплачивающих свой проезд. Метрополитен отказался от ручного контроля и дополнительно получил доходы в размере 1,2 млрд.руб. Похожие результаты наблюдаются и на наземном общественном транспорте.

Быстрое развитие проекта и его масштабы привели к необходимости модернизации и аппаратных средств. и базового программного обеспечения. В результате произведенных работ удалось добиться обработки системой 17 тыс.заявок в сутки. Ввод первой очереди обновленной версии ЕРСЛ состоялся в декабре 2007 года.

Активно развернулись работы по внедрению социального регистра населения в Тверской области. На первом этапе проекта (2006-2007г.г.) было выполнено макетирование комплекса, включая АИС «Социальный регистр населения», «Регистр социальных карт», «Пункт приема-выдачи карт», закуплено терминальное оборудование смарт-карт. Тогда же были уточнены требования к комплексу, бюджет проекта, объем необходимого внебюджетного финансирования следующего этапа, и определены две пилотные площадки —г. Кимры и Кимрский район.

Активно развернулись работы по внедрению социального регистра населения в Тверской области. На первом этапе проекта (2006-2007г.г.) было выполнено макетирование комплекса, включая АИС «Социальный регистр населения», «Регистр социальных карт», «Пункт приема-выдачи карт», закуплено терминальное оборудование смарт-карт. Тогда же были уточнены требования к комплексу, бюджет проекта, объем необходимого внебюджетного финансирования следующего этапа, и определены две пилотные площадки —г. Кимры и Кимрский район.

На 2007-2008 годы была запланирована реализация проекта на пилотной территории. Результатом стало внедрение АИС «Социальный регистр населения» в г. Кимры и Кимрском районе, а также в центральном офисе Департамента социальной защиты. В том же 2007 году была проведена пилотная эмиссия социальных карт в объеме 15 тысяч штук. На 2008-2010 годы намечено развертывание проекта, в результате чего будет произведено тиражирование Социального регистра населения на всю территорию области, увеличена функциональность социальной карты на пилотной территории и поэтапно расширена территория охвата эмиссии социальной карты.

В Омской области в 2008 году будет также поэтапно введена система «Электронный социальный регистр населения» для осуществления всех видов социальных выплат, пособий и льгот. В регистр будут собраны сведения о льготных категориях граждан и о фактически оказанных им мерах социальной поддержки. Одновременно, в Омске создается мультисервисная сеть Министерства труда и социального развития, которая призвана объединить все территориальные органы и подведомственные учреждения города. Сотрудники учреждений социальной защиты в режиме онлайн смогут получить любую информацию о каждом из более чем 500 тыс. льготников Омской области.

Электронный социальный регистр населения Омской области (ЭСРН)

Источник: Министерство труда и социального развития Омской области

В некоторых субъектах Российской Федерации социальные регистры населения в настоящее время находятся в стадии тестирования. Например, в Саратове и трёх районах области в сентябре 2007 года в органах социальной защиты населения прошло тестирование информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области". В дальнейшем в 2010 году на основе регистра планируется внедрить многофункциональную унифицированную электронную социальную карту жителя Саратовской области.

Другие статьи

Информационные системы

Новое на сайте

22.12.2016 Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещен проект приказа Департамента социальной защиты населения Вологодской области «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению.

22.12.2016 Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещен проект постановления Правительства области «О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 июля 2011 года № 791»

21.12.2016 Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещен проект приказа Департамента социальной защиты населения Вологодской области «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате.

21.12.2016 Департамент социальной защиты населения Вологодской области сообщает, что на сайте Департамента в сети Интернет размещено постановление Правительства области от 12 декабря 2016 года № 1113 «О внесении изменений в постановление Правительства области.

21.12.2016 Департамент социальной защиты населения Вологодской области сообщает, что на сайте Департамента в сети Интернет размещено постановление Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 года № 1141 «О внесении изменений в постановление Правительства.

Информационные системы

Автоматизированная информационная система «Электронный социальный регистр населения Вологодской области» (АИС ЭСРН ВО).

АИС ЭСРН ВО предназначена для формирования, ведения и использования единой базы данных, содержащей комплексную информацию о гражданах Вологодской области, имеющих право на предоставление социальных услуг, социальных пособий, компенсационных выплат, мер социальной поддержки в соответствии с законодательством, а также сведения о фактически предоставленных гражданам мерах социальной поддержки.

Автоматизированная информационная система социальной защиты населения Вологодской области

Реализация федеральных и областных законов, иных нормативных актов, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан, ведение баз данных граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

«Адресная социальная помощь»

«Просмотр БД ПФ»

«Очередь в дома интернаты»

Предназначена для учета лиц, подавших документы и поставленных в очередь в дома интернаты, а также лиц, получивших путевки в дома интернаты.

«Картотека лиц, получающих надбавку к пенсии за особые заслуги перед областью».

Предназначена для ведения базы данных на лиц,

удостоенных почетных званий СССР, РСФСР и Российской Федерации, для назначения и выплаты надбавки к пенсии за особые заслуги перед областью.

«Картотека лиц, получающих доплаты к пенсии за особые заслуги перед областью »

Предназначена для ведения базы данных на лиц,

замещавших должности руководителей и специалистов Вологодского обкома КПСС, Вологодского дома политического просвещения и Вологодского университета марксизма-ленинизма, замещавших должности глав администраций районов области, городов Вологды и Череповца. Для назначения и выплаты доплаты к пенсии за особые заслуги перед областью.

«Проживающие в ДИ»

Программа для социальных работников подведомственных учреждений. Ведется учет проживающих, расход денежных средств проживающих, регистрируются проведенные мероприятия, формируется отчет опекуна.

«Очереди на жилье ЖКХ»

Ведение очереди на предоставление жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, а также после 01.01.2005г.

«Регистрация опеки и попечительства над гражданами»

Предназначена для автоматизации работы специалиста по опеке в УСЗН. Формируются различные отчеты, в том числе годовой отчет опекуна

Эсрн программа инструкция

5.1.2. Требования к программному обеспечению.

Программное обеспечение АИС ЭСРН ХК должно быть построено по трехзвенной архитектуре: уровень хранения данных, уровень приложения, уровень представления данных.

Программное обеспечение уровня приложений должно быть предусмотрено для эксплуатации на серверной программно-аппаратной платформе поставляемого участником размещения заказа в рамках работ по созданию АИС ЭСРН ХК.

Должна использоваться современная серийная промышленная СУБД, находящаяся в эксплуатации в МСЗН или поставляемая участником размещения заказа в рамках исполнения данного технического задания

Прикладное программное обеспечение АИС ЭСРН ХК должно быть построено на промышленной платформе разработки объектно-ориентированных решений (специализированное программное обеспечение), что позволит снизить риск возникновения ошибок и сократить сроки разработки и реализации проекта. Технические требования к промышленной платформе разработки АИС ЭСРН ХК приведены в п. 5.1.10. Специализированное программное обеспечение поставляется участником размещения заказа в рамках выполнения настоящего технического задания.

При разработке ПО должен использоваться современный объектно-ориентированный подход.

Программное обеспечение АИС ЭСРН ХК должно обеспечивать многопользовательский режим работы в одном из следующих вариантов:

одновременный доступ нескольких пользователей на редактирование одного объекта с сохранением изменений, внесенных пользователем, последним по времени сохраняющим изменения;

доступ на редактирование только одного пользователя, первым открывшим объект, с блокировкой объекта на редактирование другими пользователями. Одновременный доступ нескольких пользователей на просмотр заблокированного объекта.

Программное обеспечение АИС ЭСРН ХК должно:

допускать возможность изменения путем настроек (без изменения программного кода) правил предоставления мер социальной поддержки и формул, по которым выполняется расчет размера МСП.

допускать возможность создания новых МСП, льготных категорий, связей, определяющих льготную категорию и основания для ее назначения, а также МСП и основания для ее назначения. В создаваемых связях (МСП - основание, льготная категория - основание) должна обеспечиваться возможность создания правил назначения МСП (присвоения льготной категории) путем настроек соответствующих справочников или создания новых значений в справочниках, без изменений программного кода.

обеспечивать возможность разграничения функциональных ролей, выполняемых пользователями, путем изменения настроек прав доступа ролей к объектам и функциям Системы, без изменения программного кода.

система должна обеспечивать возможность изменения существующих или создания новых отчетов путем настройки запросов и шаблонов отчетов без изменения программного кода.

обеспечивать возможную модернизацию методов обработки правил и условий; алгоритмов, заложенных в исполняемых кодах назначений, начислений и выплат; отчетов, содержащих результаты выполнения исполняемых кодов, путем изменения программного кода.

Для технического обеспечения работы создаваемой системы, должно максимально использоваться оборудование, уже эксплуатируемое в составе действующей инфраструктуры МСЗН и ОСЗН Хабаровского и организаций, предоставляющих меры социальной поддержки.

Внедряемое программное обеспечение должно удовлетворять требованиям:

Унификация программного обеспечения.

Прикладное ПО должно быть разработано на базе унифицированных средств разработки автоматизированных информационных систем.

В целях облегчения обучения пользователей работе с АИС ЭСРН ХК и возможности замещения одного работника другим, обычно выполняющим сходную задачу, при разработке системы должны быть учтены требования унификации пользовательского интерфейса в пределах одного рабочего места и между рабочими местами, близкими по роду выполняемых работ.

Унификации подлежат все составляющие пользовательского интерфейса: система меню, формы отображения информации на экране, типы и формы сообщений и запросов пользователю, места расположения содержательно близкой информации, соглашения на функциональное назначение клавиш, принципы организации диалога, форматы жестких копий, системные сообщения. Методы унификации определяются специальным соглашением коллектива разработчиков и пользователей Системы и фиксируются в специальном документе. Унификации подлежат также структура данных и объектная структура.

Актуальность программного обеспечения.

Предлагаемое к внедрению программное обеспечение должно обеспечивать автоматизацию функций специалистов МСЗН и ОСЗН, исполняющих свои полномочия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих деятельность МСЗН и ОСЗН.

Серийность программного обеспечения.

Внедряемое программное обеспечение должно быть серийным, т.е. использоваться на момент проведения конкурса в актуальном состоянии не менее чем в 5 субъектах РФ. В качестве сервера баз данных должна использоваться современная серийная промышленная реляционная СУБД, находящаяся в эксплуатации в МСЗН или поставляемая участником размещения заказа в рамках исполнения данного технического задания.

Репрезентативность внедрений программного обеспечения.

Для внедряемого программного обеспечения должно быть подтверждено использование в условиях одновременной работы не менее 50 пользователей на базе данных, содержащей не менее 500 тысяч записей.

Масштабируемость программного обеспечения.

Предлагаемое к внедрению программное обеспечение должно допускать возможность использования в однопользовательском (на одной вычислительной установке) и многопользовательском режимах.

Внедряемое программное обеспечение должно быть адаптировано к использованию системы понятий, содержащихся в классификаторах, рекомендованных для использования в АИС ЭСРН ХК и готово к организации взаимодействия в сервисно-ориентированной архитектуре (на уровне web-сервисов).

Надежность программного обеспечения, определяющая надежность автоматизированной системы в целом, должна обеспечивать отсутствие отказов в работе, приводящих к длительной остановке (более 4-х часов) процесса эксплуатации информационной системы. Данное требование определяется без учета отказов, связанных с перебоями в энергопитании, задержках передачи информации в сетях Интернет, выходом из строя оборудования, а также со стихийными явлениями. Внедряемое программное обеспечение должно быть обеспечено гарантированной технической поддержкой и сопровождением, направленным на поддержание его в работоспособном состоянии, и, при необходимости, адаптацию к изменяющимся условиям применения.

5.1.3. Показатели назначения.

Перечень параметров АИС ЭСРН ХК и их значения, характеризующие соответствие АИС ЭСРН ХК ее назначению, приведен в таблице.

Примечание: Показатели в таблице приведены исходя из опыта эксплуатации имеющихся в МСЗН и ОСЗН АИС и прикладных программных комплексов.

5.1.4. Требования к надежности.

Надежность АИС ЭСРН ХК на региональном уровне должна обеспечиваться введением резервного сервера, хранящего актуальную копию ПК АИС ЭСРН. Время перехода (переключения) с основного сервера на резервный не должно превышать 30 минут. Должны быть использованы механизмы обмена данными между основным и резервным серверами, обеспечивающие указанное время переключения.

Надежность АИС ЭСРН ХК на районном (муниципальном) уровне должна обеспечиваться техническими и организационными мероприятиями персонала по обеспечению эксплуатации оборудования.

Технические мероприятия должны включать эксплуатацию оборудования в условиях, предписанных инструкциями по эксплуатации средств вычислительной техники.

Организационные мероприятия должны включать использование технологии резервного копирования.

АИС ЭСРН ХК при необходимости должен обеспечивать работу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Аварийные ситуации определяются для серверов, используемых для хранения БД ЭСРН.

Аварийные ситуации на ПК пользователей АИС ЭСРН ХК не должны влиять на работоспособность АИС ЭСРН ХК и не должны рассматриваться.

Перечень аварийных ситуаций с указанием требуемых значений соответствующих показателей надежности приводится ниже:

потеря электропитания серверов. При этом время автоматического сохранения данных и завершения работы АИС ЭСРН ХК должно быть не более 5 минут;

отказ компонентов серверов, на которых установлена БД ЭСРН: процессор, оперативная память, сетевая плата, жесткий диск. При этом время восстановления после отказа не должно превышать 5 часов.

АИС ЭСРН ХК должна быть установлена на серверах, снабженных источниками бесперебойного электропитания. При перебоях электропитания должно происходить автоматическое завершение работы АИС ЭСРН ХК без потери данных.

5.1.5. Требования к эргономике и технической эстетике.

АИС ЭСРН ХК должен обеспечивать взаимодействие человека с машиной только на русском языке с максимальным использованием меню и подсказок. Должна быть обеспечена комфортность работы персонала.

5.1.6. Требования к эксплуатации и хранению АИС ЭСРН ХК.

АИС ЭСРН ХК должна эксплуатироваться на поставляемых в рамках проведения работ по созданию АИС ЭСРН ХК средствах вычислительной техники или имеющемся комплексе технических средств МСЗН и ОСЗН края, которые установлены в имеющихся помещениях и для которых должно быть обеспечено:

напряжение в сети переменного тока 200В - 240В, частотой 50Гц ± 1Гц;

температура окружающей среды: +10°С — +30°С;

влажность окружающей среды: 20% - 80%;

концентрация пыли: 0,4 г/м 3 (max);

шум от работы оборудования не должен превышать 55Дб.

Дополнительных требований к эксплуатации и хранению АИС ЭСРН ХК не предъявляется.

5.1.7. Требования к защите информации АИС ЭСРН ХК от несанкционированного доступа.

АИС ЭСРН ХК должна:

Осуществлять контроль и управление доступом, обеспечивающим идентификацию, аутентификацию и авторизацию пользователей;

Обеспечивать уровень защищенности Системы по классу 1Г по классификации документа «Гостехкомиссия России, Руководящий Документ, Автоматизированные системы, защита от несанкционированного доступа к информации (Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации), Москва 1992»;

Обеспечивать разграничение прав доступа пользователей к данным на базе групп, ролей; разграничение прав доступа к данным на уровне полей и групп полей учетной карточки Регистра, а так же функций Регистра;

Допускать использование встраиваемых сертифицированных средств авторизации пользователей, электронную цифровую подпись.

Персональные данные граждан, содержащиеся в БД ЭСРН, подлежат соответствующей защите от несанкционированного доступа.

Идентификация персонала должна осуществляться при запуске АИС ЭСРН ХК соответствующего уровня. Персоналу не должны быть доступны функции АИС ЭСРН ХК, пока идентификация не будет завершена. Идентификация персонала осуществляется с использованием идентификатора (пароля) условно-постоянного действия длиной не менее шести буквенно-цифровых символов. Число попыток идентификации должно задаваться в виде параметра. В случае если число безуспешных попыток идентификации превышает заданное в параметрах, доступ с данного компьютера к АИС ЭСРН ХК должен блокироваться до принятия решения администратором баз данных (администратором безопасности).

Контроль доступа к БД ЭСРН должен обеспечивать проверки соблюдения персоналом своих полномочий. Контроль доступа должен быть реализован на основе ролевой модели разграничения доступа. В АИС ЭСРН ХК должны быть предусмотрены роли, которые определяются функциональным составом пользователей АИС ЭСРН ХК. Каждой роли должна соответствовать подсистема, в которой реализована определенная совокупность задач и функций. Набор и содержание ролей должны быть определены при реализации АИС ЭСРН ХК. Роли назначаются администратором баз данных (администратором безопасности) АИС ЭСРН ХК пользователям и персоналу ОСЗН в зависимости от их функциональных обязанностей.

АИС ЭСРН ХК должна выявлять и документировать попытки несанкционированного доступа к БД ЭСРН. Она не должна допускать несанкционированного изменения информации в БД ЭСРН и должна фиксировать все попытки и выдавать администратору АИС ЭСРН ХК соответствующее сообщение.

АИС ЭСРН ХК должна осуществлять регистрацию действий пользователей и персонала ОСЗН в системном журнале с момента начала до момента завершения работы.

Параметрами, подлежащими регистрации, являются:

дата и время (системные дата и время на сервере системы);

идентификатор пользователя АИС ЭСРН ХК;

код и описание типа события;

объекты события (функциональная операция, имя распечатываемого файла и т.д.).

Перечень регистрируемых событий конкретизируется на этапе реализации и корректировки АИС ЭСРН ХК.

Параметры регистрации или типа событий не могут быть изменены персоналом. Регистрация действий персонала должна осуществляться в специальном журнале, защищенном от попыток его модификации. Данные в журнале хранятся не менее 1 месяца. Должна быть обеспечена возможность архивирования журналов и их автономного анализа.

Должна быть предусмотрена фильтрация событий системного журнала АИС ЭСРН ХК для последующего аудита. Должна быть предусмотрена фильтрация и сортировка по любому из полей журнала и по их совокупности, а также возможность задания граничных значений для параметров даты и времени.

Передача данных должна осуществляться по каналам связи, с использованием существующей защищенной корпоративной сети обмена данными органов социальной защиты населения края.

В целях обеспечения исполнения требований федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», информация о гражданах, стоящих на учете в БД ЭСРН, при ее хранении должна быть обезличена. Правовые основания для осуществления обработки персональных данных приведены в Приложении Б к данному техническому заданию. Категории субъектов, персональные данных которых будут обрабатываться в АИС ЭСРН, приведены в Приложении В к данному техническому заданию.

5.1.8. Требования по сохранности информации при авариях.

Должна быть разработана технология хранения (архивирования) и восстановления при авариях баз данных районного и регионального уровней, а также всей системы. При этом базы данных периодически должны архивироваться и записываться на компакт-диски и храниться в архивах магнитных носителей. Периодичность архивирования устанавливается регламентом.

Сохранность информации в БД ЭСРН должна быть обеспечена в случае следующих событий:

потери электропитания серверов;

скачка напряжения в электропитании серверов;

нарушения работоспособности технических средств, образующих канал связи между серверами и компьютерами пользователей;

разрушения линий связи, образующих канал связи между серверами и компьютерами пользователей;

отказа следующих компонентов серверов:

отказа компьютеров пользователей.

5.1.9. Требования к патентной чистоте.

Создание АИС ЭСРН ХК и ее эксплуатация должны осуществляться на лицензионных программных средствах.

5.1.10 Технические требования к промышленной платформе разработки АИС ЭСРН ХК

Промышленная платформа разработки АИС ЭСРН ХК (далее Платформа) должна представлять собой средство быстрой разработки трехуровневых приложений. Системы, создаваемые на базе Платформы, должны являться функциональной надстройкой Платформы и включать в себя функциональные возможности, заложенные в Платформу.

Платформа должна объединять объектно-ориентированный и реляционный подход, позволяя описывать понятия предметной области и правила их взаимодействия на языке описания Платформы. При этом система должна самостоятельно обеспечивать размещение всей необходимой информации в хранилище данных и ее дальнейшее использование.

Механизмы Платформы должны обеспечивать организацию доступа к общим информационным ресурсам организации в соответствии с должностными обязанностями специалиста.

Платформа должна содержать встроенные средства импорта данных из внешних источников, а также инструменты работы с данными из внешних источников, которые позволяют легко интегрировать существующие приложения с приложением на базе Платформы.

Платформа должна содержать средства доработки функциональности без изменения исходного кода, что позволяет вносить коррективы в описанные в рамках приложения объекты в процессе эксплуатации непосредственно администратором или конечным пользователям.

Платформа должна содержать прикладные средства разработки, позволяющие расширять функциональность поставляемого клиентского рабочего места (автоматизированного рабочего места, АРМ) без изменения исходного кода Платформы (Системы).

Платформа должна реализовывать следующие методики расширения функциональности:

Описание новых классов (например, классов новых документов) объектов и связей между ними в терминах Платформы, которая должна предоставлять набор базовых операций над объектами этих классов (создание, редактирование свойств, удаление, копирование, перемещение, определение набора прав доступа и т.п.), без изменения исходного кода Платформы (Системы).

Определение операций по работе с созданными классами объектов без программирования. В Платформе должен быть реализован набор базовых операций (шаблонов) над объектами. Разработчику приложения на базе Платформы должно быть достаточно их специфицировать, задав параметры.

В случае необходимости – возможность написания кода бизнес-логики на языке программирования высокого уровня с использованием прикладных средств разработки Платформы.