Руководства, Инструкции, Бланки

образец характеристики для поступления в духовную семинарию img-1

образец характеристики для поступления в духовную семинарию

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Документы, необходимые для поступления


Документы, необходимые для поступления

Желающим поступить в Нижегородскую духовную семинарию на очное отделениев 2016 году необходимо сдать до 18 августа 2016 г. следующие документы:

1. прошение на имя Ректора (подается в канцелярию электронная версия анкеты и экземпляр в распечатанном виде);
2. рекомендацию епархиального архиерея или приходского священника, заверенную епархиальным архиереем (рекомендация пишется на имя Владыки Ректора на бланке прихода, или благочиния, или монастыря. В рекомендации указывается должность священника, сан, имя, фамилия, адрес электронной почты и номер мобильного телефона. В рекомендации д.б. раскрыты в развернутой форме: уровень воцерковленности, нравственные качества абитуриента, оценка выполнения им конкретного церковного послушание при храме за весь период (период д.б. не менее года). Рекомендация подписывается священником, и заверяется печатью. Поступающие из иных епархий предоставляют направление епархиального архиерея. Принимается только в печатном виде);
3.четыре фотографий формата 3х4 и четыре фотографии 6х8;
4. заполненная анкета ;
5. автобиография (подается в канцелярию семинарии электронная версия и экземпляр в распечатанном виде);

6. паспорт (в паспорте должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство);
7. военный билет или приписное свидетельство (должна быть отметка о постановке на воинский учёт);
8. страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации) или международный страховой полис (для граждан ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии);
9. свидетельство о рождении;
10. документ о светском образовании: аттестат о полном среднем или диплом о высшем образовании;
11. документ о духовном образовании (если имеется);
12. справку о составе семьи;
13. свидетельство о Крещении;
14. свидетельство о регистрации брака и о Венчании (для женатых);
15. медицинскую справку (форма № 086/у) с данными флюорографического обследования (не более полугода) и профилактическими прививками;
16 справку от нарколога и психиатра;

Документы принимаются строго полным пакетом!

Прошение, анкета, автобиография подаются в канцелярию семинарии в электронной версии и в распечатанном виде.

На собеседовании необходимо иметь при себе паспорт и военный билет (приписное свидетельство).Поступающим из зарубежья - заграничный паспорт.

Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, Похвалинский съезд, д. 5,

Прием документов на бакалавриат от абитуриентов в 2016 году закончен.

Видео

Другие статьи

Абитуриенту: Сектор заочного обучения: Структура Академии: Московская духовная академия

Абитуриенту

21 декабря 2016 г.

Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку знаменитой пинакотеки Ватикана. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны.

17 декабря 2016 г.

15 декабря 2016 года в большом актовом зале Московской духовной академии состоялась встреча духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Илии (Рейзмира) со студентами Московской духовной академии, поступившими в этом учебном году.

16 декабря 2016 г.

16 декабря 2016 года руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов вручил свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности Религиозной организации — духовной образовательной организации высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» ректору архиепископу Верейскому Евгению.

14 декабря 2016 г.

11-12 декабря 2016 года в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии состоялась международная научно-практическая конференция «V Пюхтицкие чтения».

30 декабря 2016 г.

Очередное заседание Ученого совета МДА состоится 30 декабря 2016 г. в 10 ч. в Малом актовом зале.

12 - 23 декабря 2016 г.

С 12 по 23 декабря 2016 г. пройдут экзамены и зачеты на 2 курсе бакалавриата ФИЛИАЛА Сектора Заочного обучения.

08 января 2017 г.

Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом приглашает всех желающих пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия».

30 января 2017 г.

Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом объявляют набор слушателей на программу по изучению православного богословия и педагогики.

Будущим семинаристам: где найти курсы для абитуриентов?

Будущим семинаристам: где найти курсы для абитуриентов?

22 октября 2013 г. 17:19

Подготовительные курсы действуют едва ли не при каждом светском вузе. Что предлагается абитуриентам семинарий Русской Православной Церкви? В предлагаемом обзоре — срез информации о подготовительных курсах для поступающих в духовные школы.

Самый широкий выбор подготовительных занятий абитуриентам предлагает Московская духовная академия . Будущие семинаристы могут выбрать один из трех вариантов.

Те, кто живет в Сергиевом Посаде или имеет возможность бывать там по воскресным дням, могут посещать занятия Школы абитуриента, которая действует в стенах академии. Занятия проводятся ежевоскресно с сентября по май. Зачисление проводится по итогам собеседования, которое проходит по воскресеньям перед занятиями. Выпускники школы получают характеристику-рекомендацию для поступления в МДА, а лучшие учащиеся могут быть зачислены на подготовительное отделение МДА без вступительных экзаменов.

Москвичи и те, кому легче добраться до Москвы, могут записаться на вечерние подготовительные курсы при московском Новоспасском монастыре .

Остальных МДА в этом году порадовала новинкой: запущен портал дистанционного образования http://mpda-dl.ru для абитуриентов. Главная аудитория портала — учащиеся 10-11 классов. А вообще регистрация и обучение — бесплатные и доступны всем желающим, в том числе и тем, кто не намерен получать духовное образование, но заинтересован в изучении истории Церкви, православного вероучения, литургики.

На портале опубликованы семь учебников, которые полностью соответствуют программе подготовительных курсов при МДА: электронные пособия по Библейской истории, основам Православия (катехизис), общецерковной истории, истории Русской Церкви, православному богослужению (литургике) и по вспомогательному предмету методология учебной деятельности. Также размещен иллюстративный материал, аудиозаписи богослужений и видеозаписи лекций преподавателей МДА, которые могут помочь в процессе обучения.

В остальных духовных школах, как правило, действует только определенный вид курсов. Одни семинарии проводят очные занятия, другие организуют дистанционное обучение, а в некоторых абитуриенты могут получить необходимую подготовку на подготовительных отделениях или в епархиальных училищах.

Барнаульская духовная семинария предлагает абитуриентам летние двухмесячные вечерние курсы. В июле-августе желающие поступить в семинарию посещают ежевечерние занятия, которые призваны помочь получить необходимую подготовку к вступительным экзаменам.

В Донской духовной семинарии действуют годичные подготовительные курсы для абитуриентов богословско-пастырского и регентско-певческого отделений. Поступить на курсы может любой человек, достигший 16-летия. Прием документов проходит с 1 августа по 15 сентября.

Если имеется рекомендация священника и анкетные данные соответствуют требованиям для поступающих в семинарию, зачисление на подготовительный курс происходит без экзаменов.

Занятия проходят два раза в месяц по воскресеньям с 15.00 до 18.00. Те, кто успешно окончил курсы, имеют право льготного поступления в Донскую духовную семинарию.

Ставропольская духовная семинария предлагает абитуриентам пройти пропедевтический курс. Зачисление проводится в августе по результатам вступительных испытаний, занятия проходят в течение учебного года.

В Хабаровской духовной семинарии в рамках Сектора дополнительного образования действуют трехгодичные богословские курсы, занятия на которых проводятся раз в неделю с сентября по май. Кроме того, разработано и издано пособие для поступающих. На этот учебный год есть планы совершать поездки в епархии Дальневосточного федерального округа с целью профильной подготовки будущих абитуриентов.

В Тобольской духовной семинарии непосредственная подготовка будущих абитуриентов начинается за несколько недель до вступительных экзаменов. Все, кто подал документы для поступления, посещают подготовительные курсы, в зависимости от направления. Занятия полезны не только для абитуриентов: преподаватели получают возможность заранее протестировать желающих поступить и получить некоторое представление о будущем наборе студентов.

Кроме того, три раза в год учащиеся старших классов православных гимназий и студенты Тюменского духовного училища приезжают в Тобольск в рамках «Дней абитуриента», Они могут послушать лекции лучших преподавателей семинарии по основным дисциплинам и поучаствовать в культурной программе.

На Святках и Светлой седмице старшеклассники, которые интересуются духовным образованием, могут провести некоторое время в семинарском общежитии, пообщаться со студентами и преподавателями и более реально оценить, насколько им подходит учеба в семинарии.

В Екатеринбургской духовной семинарии заочные подготовительные курсы начинаются в декабре. В основном учащиеся — старшеклассники, причем из разных регионов России. В среднем в год обучение проходят до 10 человек. В процессе обучения они пишут контрольные работы по катехизису, библейской истории, литургике, общей истории Церкви и истории Русской Церкви и присылают ответы по почте. А за две-три недели до вступительных экзаменов проводятся занятия непосредственно по тем дисциплинам, которые необходимо сдать при поступлении.

В этом году в Хабаровской духовной семинарии впервые организовали онлайн-консультирование для абитуриентов, которое проводилось летом. Любопытно, что за советом обращались не только будущие семинаристы Дальневосточного федерального округа, но и абитуриенты семинарий из других регионов.

При Санкт-Петербургских духовных школах никаких специальных курсов для абитуриентов нет. Однако в Санкт-Петербургской епархии действуют вечерние трехгодичные епархиальные богословские курсы. Многие слушатели курсов затем становятся абитуриентами и студентами СПбДА.

Похожая ситуация во Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. где действует годичное подготовительное отделение, обучение на котором дает необходимую для поступления на бакалавриат подготовку. А на территории Владимирской митрополии есть Свято-Троицкое (г. Гусь-Хрустальный) и имени Патриарха Пимена (г. Муром) духовные училища, выпускники которых затем становятся студентами первого курса бакалавриата Владимирской семинарии.

В Перервинской духовной семинарии также есть подготовительное отделение для тех, кто не смог поступить в семинарию. В течение года они посещают вечерние занятия вместе с первокурсниками Катехизаторского отделения. Эти учащиеся обязаны жить на территории Николо-Перервинской обители, где расположена семинария, и днем участвовать в послушаниях. Если обучение проходит успешно, на будущий год они могут быть зачислены на первый или второй курс семинарии. Каждый год на подготовительном отделении числится от трех до десяти человек.

В Якутской духовной семинарии роль подготовительных курсов исполняет Школа катехизаторов, которая существует с 2009 года. Каждый год в школу принимается 10-15 человек. Срок обучения — 3 года, форма обучения — вечерняя. В настоящее время образовательная программа приведена в соответствие с требованиями к подобным учреждениям, предъявляемым Отделом религиозного образования и катехизации. Для желающих обучаться в семинарии, но по каким-то причинам не готовым к сдаче вступительных экзаменов, рекомендуется пройти 1-2 курса данной школы. Часто сюда поступают еще некрещеные молодые люди для того, чтобы более серьезно подготовиться к принятию крещения и дальнейшего воцерковления, а так же те, кто хочет испытать свое призвание к будущему обучению на пастырском отделении.

Подготовила О. Богданова

Материалы по теме

Правила приема


I .
Воронежская Православная Духовная Семинария – высшее учебное заведение Московского Патриархата (Лицензия Министерства образования РФ А №000251 от 22 января 2003 г.), готовящее священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Срок обучения – 5 лет.
II . В Семинарию принимаются лица мужского пола в возрасте до 35 лет и имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, холостые или женатые первым браком.
III . Отсрочка от воинской службы студентам семинарии не предоставляется.
IV . Поступающие в Семинарию сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:
1. Закон Божий (на основании пособия прот. Серафима Слободского и пятой книги по Закону Божьему), включая:
а) Священную Историю Ветхого и Нового Завета;
б) Основы Православного вероучения;
в) Богослужебный Устав;
2. Историю
а) Общую Церковную историю (на основании пятой книги по Закону Божьему);
б) Историю Русской Православной Церкви (на основании пятой книги по Закону Божьему),;
в) Историю Отечества (в соответствии со школьной программой)
3. Сочинение (на церковно-исторические темы и темы, соответствующие школьной программе по литературе).
4. Церковное пение.
V. Поступающие в Семинарию обязаны прочитать Священное Писание Нового Завета (Четвероевангелие, Деяния и Послания апостолов и Апокалипсис) и хорошо знать его содержание.
VI. От поступающих в Семинарию требуется осмысленное знание наизусть следующих молитв:
1. начальных: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе…», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш»;
2. утренних: «От сна востав…», «Боже, очисти мя, грешнаго…», Ангелу-Хранителю («Святый Ангеле, предстояй…»);
3. вечерних: «Боже Вечный…», «Вседержителю, Слово Отчее…»;
4.Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…», «Милосердия двери…», «Не имамы иныя помощи…»;
5. Символ Веры, молитва св. Ефрема Сирина («Господи и Владыка живота моего…»), молитва перед Святым Причащением («Верую, Господи, и исповедаю…»), десять Заповедей Моисея, Заповеди блаженств, тропари Пасхи и двунадесятых праздников, псалмы 50-й и 90-й, тропарь своему святому, тропари святителям Митрофану, Тихону и Антонию Воронежским (тексты тропарей Воронежским святителям см. приложение);
6. свободно читать богослужебные книги на церковно-славянском языке.
VII. По прибытии в Духовную Семинарию абитуриентам необходимо представить в канцелярию следующие документы:
1. прошение на имя ректора Семинарии;
2. рекомендацию приходского священника (для поступающих из других епархий – заверенную Правящим Архиереем);
3. заполненную анкету (выдается в канцелярии Семинарии) и три фотокарточки размером 3х4 см;
4. автобиографию;
5. свидетельство о рождении (подлинник);
6. документы (аттестат и/или диплом, если имеется) о полученном образовании (подлинники);
7. справку о составе семьи;
8. заверенную медицинскую форму о состоянии здоровья (086‑У); абитуриентам, имеющим хронические заболевания и состоящим на диспансерном учете у врачей необходимо предоставить выписку из истории болезни.
9. свидетельство (справку) о крещении;
10. свидетельства (справки) о браке и венчании (для состоящих в браке);
11. паспорт и военный билет (приписное свидетельство);
12. для абитуриентов, поступающих из других стран, необходимо представить заграничный паспорт (или другой аналогичный документ, соответствующий требованиям его страны), а также пройти регистрацию в государственных органах РФ в соответствии с российским законодательством.

Прием документов производится до 31 июля.

Вступительные экзамены проводятся в августе.

Всем учащимся Семинарии, а так же абитуриентам на время вступительных испытаний предоставляется бесплатное общежитие и питание.

Для священнослужителей и мирян, несущих послушания (и готовящихся к принятию сана), предусмотрена заочная форма обучения без ограничения возраста для поступающих при условии наличия соответствующих документов и прохождения тех же вступительных экзаменов, что и на стационаре.

Правила приема и обучения на секторе заочного обучения Воронежской Православной Духовной Семинарии лиц, не имеющих священного сана.

Поступление и обучение на СЗО ВПДС лиц, не имеющих священного сана, возможно как исключение, в виду особых уважительных причин, по благословению Правящего Архиерея, а потому к ним предъявляются особые требования:
1. При поступлении в ВПДС абитуриенты, не имеющего священного сана, кроме общеобязательных документов обязаны предоставить рекомендацию приходского священника и справку о несении церковно-приходского послушания (для абитуриентов из других епархий необходимо направление на поступление от Правящего Архиерея).
2. Абитуриенты, поступающие с приходов Воронежской епархии, до вступительных экзаменов обязаны пройти собеседование с Правящим Архиереем.
3. Воспитанники, обучающиеся на СЗО ВПДС, обязаны проходить церковно-приходское послушание. При прибытии на сессию необходимо предоставлять в учебную часть характеристику с места несения послушания (из других епархий - заверенную Правящим Архиереем).
4. В случае прекращения несения церковно-приходского послушания будет рассматриваться вопрос о целесообразности дальнейшего обучения на СЗО ВПДС.
5. Выпускники СЗО ВПДС должны определиться с решением вопроса о рукоположении и (или) несении церковно-приходского послушания до начала весенней сессии за 4 курс. О чем необходимо заблаговременно предоставить соответствующие документы в учебную часть (из других епархий – необходимо предоставить запрос от лица Правящего Архиерея о направлении выпускника для несения конкретного послушания). В противном случае выпускник СЗО ВПДС не будет допущен до сдачи весенней сессии и защиты дипломной работы.

При Семинарии существует Регентское отделение дневной формы обучения сроком – 3 года, готовящее регентов церковных хоров. Прием на него открыт для девушек и юношей на тех же условиях, что и на основное (пастырское) отделение, с добавлением требований по предметам музыкального цикла.

Для абитуриентов, не имеющих музыкальной подготовки:
1. знание скрипичного и басового ключей;
2. пение мажорной и минорной гамм;
3. исполнение песнопений из Всенощного бдения и Литургии по выбору поступающего;
4. исполнение на фортепиано небольшой пьесы или этюда по выбору поступающего;
5. проверка музыкальных данных: голоса, слуха, ритма, музыкальной памяти.

Для абитуриентов, имеющих подготовку в объеме музыкальной школы:
1. пение гамм, интервалов, аккордов;
2. сольфеджирование с листа (Калмыков и Фридкин. Сольфеджио. Ч. 1. №№ 150-200);
3. определение на слух интервалов, аккордов;
4. вопросы по элементарной теории музыки;
5.исполнение песнопения из Всенощного бдения или Литургии по выбору поступающего;
6. исполнение на фортепиано полифонического произведения или пьесы.

При Семинарии открыта Иконописная школа дневной формы обучения сроком – 3 года. Прием в нее открыт для юношей и девушек на тех же условиях, что и на основное (пастырское) отделение, с добавлением требований по предметам художественного цикла.
Набор в Иконописную школу проводится один раз в три года (следующий прием в Иконописную школу намечен на 2005 год).

Специальный экзамен по профилю Иконописной школы состоит в следующем: в течение 4 часов необходимо выполнить в цвете на бумаге (30х20 см) акварелью или гуашью образец или фрагмент иконы.
В задачу входит: грамотное расположение на листе бумаги, передача характера и пропорций изображения, соблюдение цветовых и тональных соотношений.
Необходимыми для экзамена материалами абитуриенты не обеспечиваются.

На экзамены поступающие в школу представляют живописные или графические работы (до 5 штук), выполненные в формате паспорту. Если имеются иконописные работы, то они представляются в первую очередь (иконы, миниатюры, эскизы и росписи).

Программы вступительных экзаменов в Воронежскую Православную Духовную Семинарию


Библейская история Ветхого Завета (по кн. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской)

Творение Богом мира и человека. Шесть дней творения.
Блаженная жизнь прародителей в раю и их грехопадение.
История Каина и Авеля. Сиф.
Всемирный потоп. Ной и его потомки. Вавилонское столпотворение.
Призвание Авраама и его переселение в Обетованную землю.
Богоявление Аврааму у Мамврийского дуба. Гибель Содома и Гоморры.
Принесение Исаака в жертву.
Видение Иаковом таинственной лестницы.
История библейского патриарха Иосифа.
Рождение и воспитание Моисея. Неопалимая купина.
Казни египетские. Исход евреев из Египта и установление праздника Пасхи.
Переход евреев через Красное море.
Синайское законодательство.
Иисус Навин и завоевание Обетованной земли (падение Иерихона, битва у Гаваона).
Период судей. Рассказать об одном из судей (на выбор абитуриента).
Святой царь и пророк Давид.
Царь Соломон.
Святые пророки Илия и Елисей.
История святого пророка Ионы.
Святой пророк Даниил и три святых отрока.

Библейская история Нового Завета
(по кн. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской)
Рождество Пречистой Девы и Ее введение в Иерусалимский храм.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Рождество Христово. Поклонение пастухов и волхвов. Сретение Господне.
Святой Иоанн Креститель, его рождество и проповедь. Крещение Господне.
Усекновение главы святого Иоанна Предтечи.
Сорокадневный пост и искушения Господа в пустыне.
Призвание Господом учеников. Имена 12 апостолов.
Нагорная проповедь. Заповеди блаженств.
Евангельские чудеса (на выбор абитуриента).
Притчи Господа Иисуса Христа (на выбор).
Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока.
Воскрешение праведного Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим.
Предательство Иуды Искариота.
Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии.
События Гефсиманской ночи.
Суд над Господом в синедрионе и у прокуратора Понтия Пилата.
Распятие, смерть и погребение Спасителя.
Воскресение Христово. Явления Воскресшего Господа.
Вознесение Господне. Пятидесятница.

Основы Православного вероучения
(по кн. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской)
Понятие о Божественном откровении. Священное Предание и Священное Писание.
Понятие о Символе веры.
Вера в Бога, ее исповедание.
Понятие о Боге (единство и троичность).
Учение об Ангелах. Учение об Ангеле-хранителе.
Учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием.
Боговоплощение.
Грех, греховность человеческой природы и спасение, совершаемое Богом.
Учение о Пресвятой Деве Марии – Приснодеве и Богородице (Ис. 7,14; Лк. 1).
Страдания, Крестная смерть и Воскресение Иисуса Христа. Искупление и его всеобщее значение.
Второе Пришествие Иисуса Христа во славе.
Учение о Третьем Лице Святой Троицы – Духе Святом.
Понятие о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Кто такие святые и как мы их почитаем?
Понятие о Таинствах. Значение Таинства Крещения.
Таинство Покаяния.
Таинство Евхаристии (Причащения).
Таинство Священства. Степени священства.
Воскресение мертвых и учение о будущей жизни.
Понятие о христианской надежде. Молитва Господня («Отче наш»).

Основы Православного Богослужения
(по кн. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской)
Понятие о богослужении. Понятие о крестном знамении, поклонах, священническом благословении и других обрядах.
Храм и его устройство. Алтарь. Престол и жертвенник. Богослужебные сосуды. Иконостас. Символика иконостаса. Священнослужители, и их священные одежды (облачения).
Суточный, недельный и годовой круги богослужения.
Богослужебные книги.
Ектении.
Всенощное бдение. Вечерня. Ее символический смысл.
Всенощное бдение. Утреня. Ее символический смысл.
Божественная Литургия. Значение Божественной Литургии.
Божественная Литургия. Проскомидия. Ее символический смысл.
Божественная Литургия. Литургия оглашенных. Ее символический смысл.
Божественная Литургия. Литургия верных. Ее символический смысл.
Литургия Василия Великого и Преждеосвященных даров. Время их совершения.
Важнейшие действия при совершении Таинств Крещения и Миропомазания.
Важнейшие действия при совершении Таинства священства. Иерархия священнослужителей и церковнослужителей.
Важнейшие действия при совершении Таинства брака.
Важнейшие действия при совершении Таинств елеосвящения и исповеди.
Праздники Православной Церкви. Двунадесятые и великие праздники (перечислить с указанием дат).
Посты многодневные и однодневные.
Недели Великого Поста. Страстная Седмица. Основные особенности великопостного богослужения.
Молебны. Поминовение усопших.


Общецерковная история
(Пятая книга по Закону Божьему)
Сошествие Святого Духа на Апостолов и рождение Церкви. Апостольский Собор в Иерусалиме.
Обращение апостола Павла и его миссионерские труды.
Благовестнические труды святых Апостолов.
Гонения на раннехристианскую Церковь и их причины.
Древне-христианские апологеты.
Победа христианства, обращение святого императора Константина. Миланский эдикт.
Ересь арианства и Первый Вселенский Собор.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Григорий Нисский.
Второй Вселенский Собор. История Никео-Цареградского Символа веры.
Ересь несторианства и Третий Вселенский Собор.
Ересь монофизитства и Четвертый Вселенский Собор.
Император Юстиниан и Пятый Вселенский Собор.
Ересь монофелитства и Шестой Вселенский Собор и Собор 692 года. Святой Максим Исповедик.
Иконоборчество и иконопочитание. Седьмой Вселенский Собор. Торжество Православия. Иоанн Дамаскин.
Служение святых Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских.
Церковный раскол 1054 года. Отпадение католической церкви.
Флорентийская уния.
Реформация в Европе. Мартин Лютер и Жан Кальвин.
Православная Церковь в XX веке.
Западное христианство в XX веке.

История Русской Православной Церкви
(Пятая книга по Закону Божьему)
Христианство на Руси до святого князя Владимира. Святая княгиня Ольга.
Крещение Руси святым князем Владимиром.
Монашество в Древней Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.
Православная Церковь в Древней Руси при монгольском иге. Святой князь Александр Невский.
Святители Московские Петр и Алексей.
Преподобный Сергий Радонежский.
Святитель Стефан Пермский.
Святители Московские Иона и Макарий.
Священномученик Филипп, митрополит Московский. Церковь при Иване Грозном.
Брестская уния 1596 года и борьба за православие.
Установление Патриаршества в Русской Православной Церкви в 1598 году. Русская Православная Церковь в Смутное время. Подвиг св. Патриарха Гермогена.
Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Старообрядческий раскол.
Церковные реформы императора Петра I. Русская Церковь в XVIII веке.
Святитель Митрофан Воронежский.
Святитель Тихон Задонский.
Святитель Антоний Воронежский.
Положение Русской Православной Церкви в XIX веке. Святители Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник.
Православное монашество в XIX веке. Преподобный Серафим Саровский. Оптинские старцы.
Святой праведный Иоанн Кронштадский.
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Святой Патриарх Тихон и новомученики Российские.

История Отечества
(в соответствии со школьной программой)
1. Киевская Русь в IX-X вв. Образование русского государства. Первые киевские князья.
2. Правление князей св. Владимира и Ярослава Мудрого.
3. Княжеские междоусобицы на Руси. Борьба с половцами. Владимир Мономах.
4. Монголо-татарское нашествие. Русь под золотоордынским игом. Св. князь Димитрий Донской. Куликовская битва.
5. Борьба русского народа против немецких и шведских вторжений. Невская битва и Ледовое побоище.
6. Объединение Русских земель при великом князе Иване III. Свержение золотоордынского ига.
7. Царствование Ивана Грозного. Опричнина. Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Покорение Сибири.
8. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Избрание Романовых на царство. Подвиг Минина и Пожарского.
9. Царствование Алексея Михайловича. Крестьянская война Степана Разина.
10. Царствование Петра I. Петровские реформы. Северная война. Полтавская битва.
11. Россия в первой половине XVIII в. Дворцовые перевороты. Царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
12. Царствование Екатерины II. Восстание Пугачева. Русско-турецкие войны. Становление науки и литературы (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин).
13. Царствование Александра I. Отечественная война 1812 г.
14. Царствование Николая I. Восстание декабристов. Крымская война. Оборона Севастополя.
15. Царствование Александра II. Отмена крепостного права. Государственные реформы. Присоединение Кавказа, Средней Азии и Казахстана к России.
16. Царствование св. Николая II. Революция 1905 г. Февральский и октябрьский перевороты 1917 г.
17. Гражданская война в России 1917-1920 гг.
18. Советский Союз в 20-30 гг. Диктатура и культ личности Сталина.
19. Великая отечественная война 1941-1945 гг.
20. Советский Союз в 40-80 гг. Распад СССР.

Дополнительные пособия
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской.
Закон Божий (в пяти томах).
Иларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Клин, 1996 и др. издания.
Фома Хопко, прот. Основы Православия.
Александр (Семенов-Тянь-Шаньский), архиеп. Православный Катехизис.
Павел, архиеп. Финляндский. Как мы веруем.
Православный катехизис свт. Филарета. Православный Церковный календарь на 1991 год. Издание Московской Патриархии. С. 79-112 и др. издания.
Куломзина С.С. Две тысячи лет христианства.


Приложение.
Тропарь святителю Митрофану Воронежскому. Гл. 4.
Правило веры и образ кротости, словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси, темже и во светлостех святых, солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаем, моли Христа Бога, всей стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Тропарь святителю Тихону Задонскому. Гл. 4.
От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Темже и вселился еси в небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятые Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Тропарь святителю Антонию Воронежскому. Гл. 8.
Православия наставниче, чистоты зерцало, монашескаго жития ревнителю и нищих питателю, отеческого попечения о пастве твоей добрый образе, от юности себе смиривый и десницею Христовою в славу святых возвышенный, земли Воронежския украшение, Антоние отче наш, в трудех святительских Митрофану и Тихону поревновавый, с нимиже в небесех ныне ликуя, нас поминай, моляся Спасу всех мир мирови даровати и душам нашим велию милость.