Категория: Инструкции
Производители лодочных моторов обычно не предлагают потребителям каких-либо измерительных приборов в комплекте. Связано это с особой простотой движков данного назначения. Однако в некоторых случаях все же возникает потребность в определении такого важного параметра, как количество оборотов. С этой целью чаще всего и устанавливают тахометр для лодочного мотора.
НазначениеТахометры для подвесных лодочных моторов дают возможность справляться со следующими задачами:
Подключение тахометра к лодочному мотору происходит через свечи зажигания, силовой провод которых собственно и выступает проводником, что передает электрические импульсы на прибор. Полученная информация отображается на дисплее устройства.
Данные, касающиеся оборотов двигателя, формируются в реальном времени. Если говорить о накатанных моточасах, то показатель выводится лишь после прекращения работы привода.
При необходимости, тахометр для лодочного мотора можно обнулить. Другими словами – сбросить данные за определенный период.
Установка тахометра на лодочный моторПроцедура монтажа прибора не предполагает выполнение сложных операций, с которыми не способен самостоятельно справиться владелец плавсредства. Чтобы подключить тахометр для лодочного мотора, достаточно соединить его со свечами зажигания силовым проводом. Для этого необходимо сделать несколько витков кабеля, закрепив последний изоляционной лентой.
Стоит заметить, что соединяющий провод обязательно должен находиться на удалении от катушки зажигания. В противном случае значительно возрастет вероятность возникновения так называемых паразитных импульсов, которые негативно отразятся на формировании точных показателей прибора.
В завершение необходимо закрепить измерительное устройство на приборной панели моторизированного плавсредства. Для этого достаточно будет воспользоваться простейшими крепежами в виде болтов, шурупов или саморезов.
Закрепив тахометр для лодочного мотора, придется позаботиться о подводке питания. Здесь потребуется проводка для подсоединения устройства к кабелю высокого напряжения.
Чтобы правильно отстроить измерительный прибор, необходимо сопоставить количество оборотов двигателя при работе на холостом ходу (показатель можно узнать из технической документации) с данными при переключении тахометра в аналогичный режим. В случае несоответствия полученной информации придется выполнить настройку устройства, используя инструкцию.
Если приходится иметь дело с универсальным тахометром, необходимо выбрать режим работы, направленный на фиксацию количества импульсов в течение одного оборота коленчатого вала двигателя. В данном случае настройка производится при выключенном моторе.
Сегодня лодочные тахометры доступны на рынке во всем своем многообразии. Отечественному потребителю представлены как модели именитых производителей, так и продукция практически неизвестных марок. Чтобы приобрести надежное, функциональное устройство и избежать знакомства с подделками, стоит поинтересоваться мнением знакомых, опытных пользователей, пообщаться с экспертами.
Отдавая предпочтение максимально функциональному тахометру, нужно понимать, что большинство возможностей здесь окажутся бесполезными без приобретения датчиков, установка которых обеспечит получение соответствующих измерений. Это повлечет за собой дополнительные материальные расходы, приведет к необходимости поиска решений для выполнения сложного монтажа.
По мнению большинства владельцев моторизированных плавсредств, оптимальный вариант – покупка тахометра с единственной функцией подсчета моточасов. Такое решение позволит выполнять обкатку нового двигателя и определять оставшийся ресурс старого мотора.
Добавить комментарийЕсли сравнивать лодочный мотор c автомобильным или мотоциклетным двигателем, то можно с полной уверенностью сказать, что по сравнению с ними, первый не очень сложный. Поэтому производители не устанавливают на него дополнительные измерительные приборы и датчики, так как это сделает сам мотор более дорогим. Но иногда, при эксплуатации двигателя, желательно иметь информацию о таких параметрах, как пробег (моточасы) и обороты двигателя. Эти параметры невозможно определить без использования дополнительных приборов. Это можно сделать только при помощи специальных приборов – тахометров.
Описание устройстваТахометр - это небольшое и довольно простое в эксплуатации устройство. Он предназначен для установки на лодочные моторы. Необходимо отметить, что его установка очень простая и производится без непосредственного вмешательства в сам двигатель. Изготовлен из водонепроницаемого материала. Вес устройства небольшой, в основном не более шестидесяти-семидесяти грамм.
Приницип работыПрибор считывает импульсы, которые идут от силового провода к свечам зажигания. Важно то, что считывание импульсов происходит через изоляционный материал. Здесь работает метод индукции. Таким образом, можно получить количество оборотов двигателя. которые происходят в реальном времени. Кроме этого, можно подсчитать время в течение которого мотор работал (моточасы). Необходимо отметить, что некоторые устройства информацию получают от катушек магдино. Эти катушки на моторах выполняют роль генератора.
В продаже есть лодочные моторы, у которых сигнала от генератора нет. В таком случае нужно использовать тахометр. где установлен собственный источник питания.
Все полученные данные выводятся на небольшой экран следующим образом. Обороты выводятся в реальном времени, а моточасы выводятся после того, как работа мотора прекращается. Тахометры могут подсчитывать моточасы за какой-то определенный промежуток времени, например, за один день, причем показатели можно обнулить, а количество моточасов за все время обнулить нельзя.
Для чего нужен тахометр?Это устройство необходимо для определения точного количества оборотов в реальном времени при обкатке двигателя. Обкатка мотора происходит в течение какого-то определенного временного промежутка и должна происходить на строго определенных оборотах. Это все указано в паспорте. Если количество оборотов будет отличаться от паспортных, это приведет к тому, что лодочный мотор будет работать намного меньше.
Рыболов, подсчитав время в течение которого он плавал, может примерно определиться, за сколько времени расходуется полный бак.
Если данные на приборе сильно отличаются от паспортного, то это говорит про какие-то неполадки в моторе.
Можно определить, при каких оборотах будет самый минимальный расход топлива.
Необходимо отметить, что тахометр может помочь с вопросом, связанным с изменением скорости движения лодки. Чтобы изменить скорость моторной лодки, необходимо изменить скорость вращения вала двигателя. Для этого подбирается винт с меньшим шагом. При помощи тахометра можно определить самый оптимальный вариант винта для мотора.
Тахометры бывают следующих типов:
Также тахометры подразделяются на аналоговые и цифровые. В аналоговых тахометрах обороты мотора показываются на стрелочном индикаторе. а в цифровом - информация выводится на цифровой дисплей.
Установка тахометраЕсли устройство имеет свой источник питания, то для установки не нужно иметь при себе никаких дополнительных инструментов. Выходящий из прибора провод нужно примотать к проводу, который идет к свечам зажигания. Кабель оборачивается вокруг провода, идущего от свечи четыре или пять раз, причем расстояние от свечи должно быть приблизительно пять сантиметров. Витки нужно закрепить скотчем.
Необходимо отметить, что наматывать его необходимо на некотором расстоянии от катушки зажигания. Это необходимо сделать для того, чтобы не возникали так называемые паразитные импульсы от катушки, которые могут существенно повлиять на точность измерения оборотов.
После этого необходимо закрепить сам прибор. Для этого можно воспользоваться саморезами. После того как прибор закреплен, осталось провести кабель от провода высокого напряжения к самому прибору. Этот кабель нужно приобрести. На нем находятся клеммы и разъемы с защитой от попадания туда влаги.
Если собственного источника питания нет, он считывает импульсы с самих катушек магнидо. Именно туда и нужно подключить кабель.
Как выбрать тахометр?Рынок тахометров для лодочных моторов очень разнообразен. Можно приобрести устройство как от очень известных брендов, так и от совершенно неизвестных производителей. Кроме этого, есть большой риск приобрести подделку. Поэтому, при выборе тахометра желательно в первую очередь выбрать качественного и надежного продавца. Для этого можно поинтересоваться про этого продавца у друзей или знакомых. Можно посмотреть отзывы в интернете.
При выборе тахометра нужно обязательно обратить внимание на следующее:
При настройке нужно проверить количество оборотов мотора во время работы на холостом ходу с показаниями тахометра в том же режиме. Если показатели будут не совпадать, их нужно привести в соответствие, воспользовавшись инструкцией.
Если используется универсальный тахометр, необходимо селектор режимов работы поставить в положение, которое соответствует числу импульсов за один оборот коленчатого вала мотора, при условии, что он подключается к магнидо. В таком случае, тип используемого двигателя не имеет никакого значения. Количество импульсов можно посмотреть в таблице, которая прилагается в руководстве. Настройку режимов нужно производить на выключенном моторе.
Обзор самых популярных моделейПроизводители лодочных моторов в основном не поставляют тахометров к своим моторам. Эту задачу осуществляют фирмы-партнеры. Например, компания под названием Teleflex Marine производит большое количество тахометров и устанавливают на них логотип Mercury. Эта же фирма производит тахометры Osculati и фирменные Teleflex. Кроме этого, много фирм с Тайваня и Китая тоже выпускают тахометры, где установлены логотипы таких известных производителей, как Yamaha и Suzuki.
Рекомендуется не искать устройства той же марки, что и лодочный мотор. Нужно в первую очередь руководствоваться техническими характеристиками устройства.
Модели от этого известного производителя имеют корпус, который хорошо защищен от влаги. Их устанавливают в восьмидесятишести миллиметровые приборные панели. Они с успехом используются с моторами Yamaha серий от F50 и выше. Дисплей показывает максимальные и минимальные обороты двигателя и показывает количество моточасов.
Производит аналоговые тахометры, которые устанавливаются в моторы Mercury. Устройство оснащено водонепроницаемым корпусом со стеклом. которое не запотевает. Циферблат стрелочный.
Производит аналоговые тахометры. Их можно установить в моторы Suzuki DF9-30/DT25-40, в которых они устанавливаются в специальное отверстие картера диаметром восемьдесят шесть миллиметров. Нет селектора режимов работы, так как на всех моторах установлены двенадцати полюсные генераторы.
Итак, можно сделать вывод, что тахометр для лодочного мотора - вещь нужная. Благодаря тому, что сегодня на рынке можно приобрести тахометры самых разных характеристик и производителей. а также благодаря несложной установке, все больше и больше людей приходят к выводу о необходимости приобретения тахометра.
Без преувеличения, тахометр на лодке – прибор номер один. Он позволяет подобрать оптимальные режимы и свести воедино такие показатели, как расход топлива, ресурс и мощность. Главным образом это относится к подбору гребного винта, параметры которого должны отвечать нагрузкам на корпус. И если лодочный мотор Ямаха предоставляет возможность более-менее точного замера скорости – к примеру, GPS-навигатором, то без тахометра нужно будет действовать вслепую, рискуя сократить жизнь двигателя из-за «недокрута» или «перекрута».
Тахометр для моторов ЯмахаК сожалению, отсутствие тахометра на панели приборов – довольно частое явление. И если большинство начинающих судоводителей по незнанию упускают его из виду, то для некоторых фирм-производителей подобная «забывчивость» труднообъяснима. В общем, если по какой-то причине тахометр отсутствует на моторе Ямаха, то его просто необходимо установить дополнительно.
Любая модель электрического тахометра по сути выступает счетчиком импульсов в электросистеме мотора, которые напрямую зависят от частоты вращения коленчатого вала. Результаты измерений, пересчитанные прибором, отражаются или обычной циферблатной стрелкой, или в виде цифр на жидкокристаллическом экране.
На подвесном лодочном моторе тахометр считывает электроимпульсы, получая информацию не от цепи системы зажигания, а от катушек освещения «магнето + динамо». Соответственно, здесь отсутствует связь между количеством цилиндров и тактов и числом срабатываний свечей. Это очень комфортно, потому что моторы бывают как 2-тактные, так и 4-тактные, а количество цилиндров варьируется от 2 до 6. Импульсы, создаваемые магдино, определяются количеством полюсных наконечников – моторы Ямаха по количеству могут достигать 4, 6, 8 или 12-ти.
Отсюда вытекает и универсальность тахометра, предназначенного для подвесных двигателей Ямаха – обычно с обратной стороны на них устанавливают селектор-переключатель, поворот которого выставляет режим, соответствующий полюсам магдино.
Установка лодочного тахометраПредварительно необходимо замерить на лодке длину жгута. Как правило, один его конец подсоединяется к машинке ДУ газом-реверсом мотора Ямаха. Самый сложный этап – это установка панель приборов. Но здесь возможны варианты. Как правило, панель отделана стеклопластиком и все приборы устанавливаются непосредственно в нее. Главный вопрос в том, каким образом будет обеспечиваться к ним доступ с другой стороны – к примеру, при установке или для замены лампочек подсветки. Обычно тут или имеется съемный люк, или «изнанка» панели просто открывается снизу.
Первым делом нужно определить подходящее место для монтажа – как в плане эстетики, так и эргономики. Точно очертив контуры отверстия штангенциркулем или циркулем, следует обозначить керном его центр.
Следующая стадия – механическая обработка. Самый быстрый и простой способ прорезать отверстие в стеклопластике – это с помощью вставляемой в электродрель корончатой фрезы с грубой крошкой просверлить центр для ее оси. А после обработки краев шкуркой устройство должно входить в панель с небольшими трениями.
Когда к лодочному мотору фирмы Ямаха будет подсоединена вся проводка от тахометра. можно вновь подсоединить аккумулятор и запускать зажигание. Также следует учитывать, что после постановки стрелки на «ноль» – ее нахождение в первой четверти шкалы при отсутствующем питании не будет являться неисправностью. Надпись «калибровка», имеющаяся на некоторых моделях тахометра означает, что прибор уже отрегулирован на конвейере.
"Лайки" в соц. сетях:
Производители маломерных судов, на которых предусмотрена установка подвесных моторов, не комплектуют свои изделия силовой установкой. Выбор марки и модели двигателя оставляют за водомоторником.
Любая пара лодка – двигатель требует регулировки и настройки. Если настройкой автомобилей занимается производитель, то настройкой лодки в паре с мотором приходится заниматься их владельцу. Для регулировки работы мотора используют специальное устройство, которое называется тахометр.
Назначение тахометраТахометр является измерительным прибором, предназначенным для установления частоты вращения крутящихся деталей. Он измеряет частоту вращения роторов, валов, дисков и других узлов. В лодочном моторе меряет скорость вращения коленчатого вала. Измерение скорости проводится в оборотах в минуту.
С помощью тахометра можно выполнить следующие задачи:
Выбрав винт с учетом максимальной частоты вращения, рекомендуемой производителем моторов, работа пары двигатель – лодка позволяет выйти на оптимальные показатели по скорости и экономичности.
Это повышает общий ресурс мотора. Кроме того, тахометры имеют дополнительную функцию: они учитывают общее время наработки, выраженное в моточасах.
Принцип работыЧастота вращения коленвала связана с числом импульсов, подаваемых на свечи зажигания для воспламенения топливной смеси в камере сгорания. Чтобы правидьно выбрать такой прибор как тахометр, рассмотрим основные нюансы его работы:
Рынок аксессуаров и устройств для лодок и моторов разнообразен. Имеются модели известных брендов, недорогих малоизвестных фирм и низкокачественные подделки. Выбирая модель тахометра необходимо учитывать следующие факторы:
В зависимости от типа управления мотором тахометр может быть установлен на румпеле или приборной панели лодки. Длина проводов должна позволять установить тахометр в выбранном месте.
Если установка предполагается на панели, то в ней вырезается отверстие необходимого диаметра. Устанавливают тахометр на приборной панели или на самом моторе с помощью специальных элементов. Подключение тахометра к мотору зависит от наличия компонентов питания:
Соединение должно осуществляться при неработающем двигателе. Провод прокладывают с учетом отсутствия касания с горячими или движущимися узлами и деталями мотора.
Настройка тахометра предполагает следующие действия:
Производители лодочных моторов сами не выпускают тахометры под своим брендом. Это делают компании партнеры. При этом одна компания может выпускать тахометры для нескольких брендов.
Рассмотрим самые известные из них:
Применение тахометра оправдано всегда. При настройке двигателя и использовании винта с нужными параметрами управление и эксплуатация лодки с мотором будут дарить только положительные моменты.