Руководства, Инструкции, Бланки

устав сетевого издания сми образец img-1

устав сетевого издания сми образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Роскомнадзор - Рекомендации для редакций сетевых изданий

Рекомендации для редакций сетевых изданий

по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций для редакций сетевых изданий

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере средств массовой информации направляем в Ваш адрес разъяснения по отдельным актуальным вопросам.

  1. 1.Соблюдение требований статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

Согласно ч.1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.

Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.

Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное статьей 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.

Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор. В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции
(ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.

Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014 года № 305-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», не требуется.

Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.

Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ: до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 – 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.

В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.

За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;

- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;

- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Необходимо при этом учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.

На официальном сайте Роскомнадзора размещен примерный шаблон устава редакции средства массовой информации.

В соответствии с п. 5.8. примерного устава в составе редакции предусмотрено создание коллегиального совещательного органа - редакционной коллегии. Поскольку создание редакционной коллегии в соответствии со ст. 19, 20 Закона о СМИ не является обязательным требованием, ее отсутствие не является нарушением.

Если в составе медиа-холдинга объединены редакции различных средств массовой информации, которыми руководят редакторы, необходимо создавать такой орган управления как главный редактор и указывать в уставах редакций и выходных данных сведения о главном редакторе.

В соответствии со ст. 27 Закона о СМИ зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Необходимо учитывать, что допускается указание в выходных данных СМИ в качестве наименования регистрирующего органа сокращенной формы - «Роскомнадзор».

Закон о СМИ не содержит требования об обязательном указании в выходных данных сетевого издания его наименования (названия).

Кроме того, на сетевые издания не распространяется обязательное требование об указании в выходных данных знака информационной продукции.

Решение о размещении вышеперечисленных сведений редакция сетевого издания принимает самостоятельно, исходя из собственных убеждений.

Если же данная информация размещена, необходимо особое внимание обратить на то, что:

- наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации;

- знак информационной продукции должен соответствовать содержанию распространяемой информации и классификации, установленной Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо требования к месту размещения выходных данных.

Размещение на страницах сетевого издания web-ссылки на выходные данные средства массовой информации, при переходе по которой открывается файл копии свидетельства о регистрации средства массовой информации, и указанные в копии данные совпадают с информацией, имеющейся в регистрационном деле средства массовой информации, свидетельствует о соблюдении сетевым изданием требований ст. 27 Закона о СМИ.

Дополнительно сообщаем, что в случае размещения сетевым изданием материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).

Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», понимающем под информационным агентством «организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации». Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.

Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.

Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.

Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.

Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц - от 500 рублей до 1 тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

  1. 3.Соблюдение требований статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:

- изменение состава соучредителей;

- изменение наименования (названия);

- изменение формы периодического распространения массовой информации;

- изменение территории распространения продукции СМИ

допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.

При этом переименование юридического лица - учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.

Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от 2 до 3 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

В ч. 4 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, при которых отсутствует необходимость производить перерегистрацию средства массовой информации. Однако она обязывает учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

- изменении местонахождения (адреса) редакции;

- смене доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания и электронно-периодического издания;

- изменение периодичности выпуска средства массовой информации;

- изменение максимального объема средства массовой информации.

Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений. Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.

Необходимо учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.

Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.

Отдельно отмечаем, что Законом о СМИ не предусмотрено, что средства массовой информации с определенной периодичностью распространения («ежеквартально», «один раз в месяц», «два раза в неделю») и так далее должны выходить в свет в определенный день. Конкретная дата выхода в свет очередного выпуска издания определяется редакцией средства массовой информации.

Максимальный объем сетевых изданий указывается в соответствующих единицах измерения информации (например, в байтах).

Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность предусмотренную
ст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:

- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;

- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;

- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в свидетельствах о регистрации СМИ, в случаях:

- изменения наименования учредителя (соучредителей);

- изменения местонахождения учредителя и (или) редакции

учредитель может воспользоваться правом на внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ и обратиться в Роскомнадзор с заявлением по форме, утверждённой Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 № 362 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (приложение № 2 к Административному регламенту), с приложением комплекта документов, указанных в п.п. 44, 47 Административного регламента, и уплатой государственной пошлины в размере 350 рублей по реквизитам, указанным на официальном сайте Роскомнадзора.

Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в Роскомнадзор.

В случае внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ выдается новое свидетельство о регистрации СМИ.

Другие статьи

Администрация Ленинградской области - Устав сетевого СМИ

Председатель комитета
А.А. Радин

Устав принят собранием журналистского
коллектива редакции

«Официальный интернет-порталАдминистрации Ленинградской области»

г. Санкт-Петербург 2014 год

1.1. Редакция сетевого издания « Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области», именуемая в дальнейшем «Редакция», осуществляет на некоммерческой основе производство и выпуск средства массовой информации – « Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области» (далее по тексту – Интернет-портал).
1.2. Интернет-портал – информационно-новостное сетевое издание, специализирующееся на распространении информации общественно-политического характера, и создано в целях обеспечения информационной открытости Правительства Ленинградской области, органов исполнительной власти Ленинградской области, оперативного доведения до граждан объективной и достоверной информации о деятельности и решениях органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, в том числе, для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Ленинградской области, иной официальной информации.
Информационные ресурсы Интернет-портала после приведения в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации экспертизы ценности, имеющие культурно-историческое значение, подлежат архивации и передаче в государственное казенное учреждение «Ленинградский областной государственный архив в г.Выборг».
1.3. Редакция не является юридическим лицом. Функции редакции осуществляют работники органов исполнительной власти Ленинградской области, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти Ленинградской области, участвующие в информационном сопровождении Интернет-портала.
1.4. Финансирование деятельности Редакции осуществляется за счет средств бюджета Ленинградской области.
1.5. Местонахождение Редакции: 191311, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр. д. 67.

2. Структура интернет-портала

2.1. Интернет-портал располагается по электронному адресу http://www.lenobl.ru и имеет русскоязычную и англоязычную версии.
2.2. Интернет-портал включает в качестве разделов и подразделов веб-сайты (в том числе имеющие доменные имена портала по образцу www.доменноеимя.lenobl.ru) органов исполнительной власти, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти Ленинградской области, и органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.

3. Права и обязанности Учредителя Интернет-портала

3.1. Учредитель имеет право:

  • утверждать Устав редакции;
  • принимать изменения и дополнения к Уставу редакции;
  • формировать состав Редакции;
  • прекратить или приостановить деятельность Редакции в случаях и в порядке, установленных настоящим Уставом;
  • определять язык, тематику, специализацию, периодичность публикации материалов, территорию распространения и форму периодического распространения Интернет-портала;
  • выступать в качестве представителя редакции, собственника имущества Редакции;
  • помещать бесплатно и в указанный им срок сообщения и материалы от своего имени (заявление учредителя).
  • осуществлять контроль за соответствием деятельности Редакции положениям действующего законодательства, настоящего Устава, заявленным тематике, специализации, языку, периодичности и территории распространения Интернет-портала;
  • назначать на должность и освобождать от должности главного редактора;
  • передать свои права и обязанности третьим лицам с согласия Редакции.

3.2. Учредитель обязан:

  • соблюдать положения настоящего Устава;
  • не вмешиваться в профессиональную деятельность Редакции, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Уставом.

4. Права и обязанности Редакции

4.1. Редакция имеет право:

  • планировать свою деятельность в рамках утверждённой Учредителем тематики, специализации и направленности Интернет-портала, решать вопросы его содержания и художественного оформления;
  • привлекать по согласованию с Учредителем и в соответствии с действующим законодательством творческих и технических работников, не являющихся постоянными участниками Редакции, для выполнения отдельных заданий;
  • в установленном порядке осуществлять переписку с читателями Интернет-портала, учитывать их интересы и предложения;
  • самостоятельно, используя программные средства Интернет-портала, выпускать в свет, а именно публиковать, разрешать к публикации, а также редактировать и удалять материалы.

4.2. Редакция обязана:

  • осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с настоящим Уставом и требованиями действующего законодательства;
  • обеспечивать высокий содержательный, художественный и научный уровень публикаций;
  • осуществлять оформление материалов для публикации в соответствии с программно-техническими возможностями веб-сервера и интернет-сайта Интернет-портала;
  • обеспечить соблюдение утверждённых Учредителем планов и графиков публикации материалов;
  • публиковать заявления Учредителя полностью и в указанные им сроки.

5. Имущественные и финансовые отношения Учредителя и Редакции.

5.1. Имущество, используемое Редакцией, является собственностью Ленинградской области. Обеспечение Редакции имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Ленинградской области.

5.2. Все требующиеся для деятельности Редакции финансовые средства выделяются Учредителем Интернет-портала по его решению по предложению главного редактора в соответствии с законодательством Ленинградской области.

5.3. Все программно-аппаратные ресурсы, поддерживающие работу Интернет-портала, предоставляются в пользование Редакции Учредителем Интернет-портала. Главный редактор, Редакция и иные лица не вправе категорически требовать изменить те или иные параметры программно-аппаратного комплекса. Изменения в программно-аппаратном комплексе проводятся по усмотрению и по решению Учредителя.

6. Управление Редакцией.

6.1. Состав Редакции формируется Учредителем Интернет-портала и утверждается распоряжением. Участники включаются в состав Редакции и исключаются из состава Редакции по решению Учредителя Интернет-портала.

6.2. Управление Редакцией осуществляет главный редактор в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом редакции и законодательством в сфере средств массовой информации

6.3. Главный редактор:

  • представляет интересы Редакции в отношениях с Учредителем, гражданами, их объединениями, организациями и в суде;
  • организует работу Редакции, даёт указания, обязательные для исполнения участниками Редакции;
  • распределяет обязанности между участниками Редакции;
  • редактирует, разрешает к публикации, удаляет материалы на Интернет-портале;
  • решает иные вопросы, отнесённые к его компетенции настоящим Уставом.

6.4. Главный редактор вправе по согласованию с Учредителем Интернет-портала сформировать редакционную коллегию (редакционный совет). Положение о редакционной коллегии (редакционной совете) утверждается Учредителем Интернет-портала. Решения редколлегии (редакционного совета) носят рекомендательный характер.

6.5. Члены редакционной коллегии назначаются на должность и освобождаются от должности решением главного редактора. Главный редактор входит в состав редакционной коллегии по должности.

6.6. Повестка дня определяется главным редактором. Члены редакционной коллегии вправе требовать включения в повестку дня дополнительных вопросов. Данное требование может поступить как до, так и во время заседания редакционной коллегии.

6.7. Заседание редакционной коллегии правомочно, если на нем присутствуют более половины членов редакционной коллегии, включая главного редактора. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов и утверждаются главным редактором.

7. Полномочия коллектива журналистов

7.1. Коллектив журналистов составляют лица, которые на некоммерческой основе осуществляют редактирование (литературное, художественное, научное, техническое), создание, сбор или подготовку сообщений и материалов (текстовых, иллюстративных, мультимедийных) для Интернет-портала.

7.2. В компетенцию коллектива журналистов входит:

  • принятие устава редакции, который подлежит утверждению Учредителем Интернет-портала;
  • участие в разработке и подготовке редакционных планов, участие в мероприятиях Редакции;
  • внесение руководству Редакции предложений по улучшению качества Интернет-портала;
  • рассмотрение вопросов организации творческого процесса в Редакции Интернет-портала.

7.3. Коллектив журналистов осуществляет свои права на собрании коллектива журналистов.

Собрание коллектива журналистов может проходить как в очной, так и в заочной форме.

Собрание коллектива журналистов правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей членов коллектива журналистов. При проведении собрания в очной форме решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании членов коллектива журналистов.

При проведении собрания в заочной форме решение принимается решения принимаются простым большинством голосов членов коллектива журналистов, обладающих правом участвовать в голосовании.

7.4. Собрание коллектива журналистов избирает из своего состава председательствующего, который ведет собрание, и секретаря, который составляет протокол собрания. Протокол ведется на каждом собрании коллектива журналистов. В протокол заносятся все решения собрания коллектива журналистов. Протокол подписывается председательствующим и секретарем.

7.5. Собрание коллектива журналистов не вправе принимать решения по вопросам, не относящимся к его компетенции, согласно настоящему Уставу.

8. Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности Интернет-портала

8.1. Выпуск Интернет-портала как средства массовой информации может быть прекращен или приостановлен только по решению Учредителя Интернет-портала либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску Регистрирующего органа Российской Федерации.

8.2. Учредитель Интернет-портала вправе прекратить или приостановить деятельность Интернет-портала в случае, если:

  • Редакция Интернет-портала нарушила требования законодательства о средствах массовой информации или положения настоящего Устава;
  • Учредитель утратил возможность поддерживать необходимые технические мощности в актуальном состоянии;
  • производство и выпуск Интернет-портала признаны Учредителем Интернет-портала нецелесообразными по иным основаниям. Решение о прекращении или приостановлении деятельности Интернет-портала принимается Учредителем Интернет-портала после консультаций с главным редактором Интернет-портала.

9. Права на название

9.1. Право на название Интернет-портала принадлежит Учредителю Интернет-портала.

10. Последствия смены учредителя и прекращения деятельности Интернет-портала

10.1. В случае смены Учредителя Интернет-портал продолжает свою деятельность после перерегистрации в установленном законом порядке. При этом право на название Интернет-портала не передаётся последующим Учредителям, а сохраняется за первым Учредителем Интернет-портала.

11. Порядок изменения и утверждения Устава Редакции

11.1. Устав Редакции принимается на собрании коллектива журналистов Редакции и утверждается Учредителем Интернет-портала.

11.2. Изменения и дополнения в Устав Редакции вносятся Учредителем по собственной инициативе или по предложению Редакции и принимаются в соответствии с п. 11.1. настоящего Устава.

Дата редактирования: 09-12-2014 в 07:12