Руководства, Инструкции, Бланки

библиографический очерк образец img-1

библиографический очерк образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Состояние рекомендательной библиографии в современном обществе

Состояние рекомендательной библиографии в современном обществе Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Общее представление о жанрах библиографических пособий. Их разнообразие для всех групп пользователей: очерки, хрестоматии, антологии, энциклопедии, монографии, электронные пособия. Рекомендательные библиографические пособия для детей и молодежи.

курсовая работа [93,5 K], добавлен 16.09.2009

История библиографии как науки и современнность. Существующие разногласия в признании научного статуса библиографии. Новые проблемы библиографии. Расцвет библиографии не зависит от того, признают ее научным феноменом или нет.

курсовая работа [30,7 K], добавлен 07.09.2002

Представление о библиографической продукции, деятельности. Разновидность библиографических указателей, библиографического обзора. Формы изданий и публикаций библиографических материалов. Типы и жанры, классификация библиографических пособий по приметам.

реферат [26,0 K], добавлен 12.10.2010

Характеристика преимуществ использования сигнальных, реферативных, смешанных и печатных сводных научно-вспомогательных библиографических пособий. Список изданий библиотеки ИНИОН РАН по направлениям социальных и гуманитарных наук в Российской Федерации.

реферат [25,3 K], добавлен 22.08.2010

Понятие и функции библиографической деятельности. Организация библиографической работы в разных типах библиотек. Признаки библиографии как системы. Принципы функционирования библиографической деятельности. Основные направления ее структурирования.

курсовая работа [33,7 K], добавлен 01.03.2010

Анализ особенностей речевых жанров "Загадка", "Басня" и "Сказка"; элементы, формирующие их восприятие. Структура, содержательная сторона, иносказательный смысл, организация фреймового пространства, идентификация, восприятие и построения в речевых жанрах.

реферат [38,4 K], добавлен 22.08.2010

Интерес к древним культурам в современном обществе. Роль античной мифологии в духовной культуре, ее значение и использование в литературе и астрономии. Сюжеты мифов Древней Греции и Рима, их ценность для современности. Мифы о Геракле, Орфее и Эвридике.

курсовая работа [50,3 K], добавлен 01.05.2009

Сущность мотива как явления художественной словесности, изучение его повторяемости в повествовательных жанрах народов мира. Функционирование мифологических мотивов в литературе разных эпох. Особенности лейтмотивного построения лирического произведения.

реферат [20,3 K], добавлен 19.12.2011

"Хвастливый воин" как одна из главных пьес Плавта. Пиргополиник как главный герой комедии Плавта. Общее представление о произведении, его теме и идее. Стилистические особенности и краткий сюжет комедии. Наиболее важные фрагменты текста и цитаты.

реферат [21,2 K], добавлен 12.03.2011

Общая характеристика жанра чиклит. Британская постфеминистская проза. Роль женщины в современном обществе в концепции постфеминизма. Жизнь и творчество Хелен Филдинг. Средства художественной выразительности, особенности их реализации в процессе перевода.

курсовая работа [68,9 K], добавлен 24.01.2011

1. Рекомендательная и популярная библиография

1.1 Значение рекомендательной и популярной библиографии

1.2 Общее представление о жанрах библиографических пособий

2. Библиографические пособия для всех групп пользователей

2.1 Библиографические очерки

2.2 Библиографические хрестоматии и антологии

2.3 Библиографические энциклопедии и монографии

2.4 Библиографические пособия в электронной форме

Список использованной литературы

Со второй половины 1980-х гг. стал чрезвычайно ускоряться темп жизни в мире и в нашей стране, изменился ее ритм.

Вслед за начавшейся перестройкой в экономике, политике, культуре произошли коренные изменения в общественном сознании. Они коснулись жизненных ориентиров, социальных приоритетов, образовательного ценза, отношения к духовным ценностям.

Нового осмысления в связи с этим потребовали функции рекомендательной библиографии, особенно в условиях реформирования системы образования в стране. Если раньше на пути к пополнению своего читательского багажа человек стартовал с определенной, понятной библиографу площадки, которую однотипно формировала школа - начальная, средняя и высшая, профессионально-технические училища и техникумы, то ныне эта площадка размыта обилием различных форм обучения, которые пока еще не подверглись четкой классификации.

Надо учитывать и тот факт, что значительная часть специалистов перешла из интеллектуальных сфер в коммерческие, в частное производство и другие области деятельности, не связанные с необходимостью читать для работы и для поднятия своего интеллектуально-духовного уровня. Изменилась и структура свободного времени людей: все более заметное место в нем занимает использование аудиовизуальных каналов информации. Да и количество свободного времени у всех стало очень разным - у занятой части населения его практически нет, у безработной - слишком много. Все это в целом, конечно, не способствует продуктивной активизации чтения, подрастающее же поколение, к сожалению, все чаще называют нечитающим.

Сегодня ключевые позиции в мотивации чтения занимают утилитарные, прагматические цели (обращение к печатным и другим источникам, чтобы получить информацию для дела, выполнения конкретной работы) и эвадистские (уход от трудностей в повседневной жизни в «красивую», увлекательную беллетристику)

Эти особенности нашей современной социокультурной ситуации побуждают создателей рекомендательно-библиографических пособий, искать новые пути к умам и сердцам читателей. Залог их успешного поиска видится в творческой реализации новой методологии работы, в центре которой - личность в триаде «человек - общество - государство».

Появление новых пособий было обусловлено, не только читательскими потребностями. Чтобы рекомендательная библиография общественно-политической литературы получила возможность попытаться ответить «на преобладающий читательский интерес», по данным социологов, к истории, психологии, философии, проблемам семьи, воспитания, педагогики, необходимо было кардинальное изменение социально-политической обстановки и связанное с этим кардинальное изменение содержания книгоиздательской политики в стране.

Смена социальной формации дала возможность рекомендательной библиографии (вслед за книгоиздательской практикой, а кое-в-чем и опережая ее) обратиться к самым востребованным в широкой читательской аудитории темам. Перестройка системы общественно-политических рекомендательно-библиографических пособий связана и с разработкой новых типов пособий, дополняющих проблемно-тематические: популярных библиографических энциклопедий, библиографических антологий, историко-библиографических очерков и других.

Прорыв к созданию новаторского типа изданий в сфере рекомендательной библиографии произошел в 80-х годах XX века. Это естественно, потому что «человеческий фактор» в наиболее полном объеме проявляется именно там.

Объектом моего исследования является рекомендательно - библиографическая деятельность библиотеки.

Предмет исследования - основы методики библиографирования новых жанров библиографических пособий.

Цель исследования - определить состояние рекомендательной библиографии в современном обществе.

· выявить новые жанры библиографических пособий;

· выявить методические особенности новых жанров библиографических пособий;

· выяснить роль рекомендательных библиографических пособий в современном обществе.

· проанализировать некоторые издания новых жанров библиографических пособий

При выполнении работы использовались следующие методы: исторический, анализ литературы по теме, анализ пособий.

библиографический пособие жанр энциклопедия

1. Рекомендательная и популярная библиография

1.1 Значение рекомендательной и популярной библиографии

Вопрос о рекомендательной библиографии обсуждается достаточно активно в библиотечной среде уже как минимум второй десяток лет. Сам термин «рекомендательная библиография» за это время поменялся от полного неприятия руководства чтением в начале 90-х годов, до одной из важнейших функций современной библиотеки. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернет. Наше книжное пространство стало все больше напоминать бескрайний океан, в котором достаточно просто «утонуть» и юному и взрослому читателю. Рекомендательная библиография в этой связи становится не только путеводителем в море информации, но и насущной общественной потребностью.

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно, есть и желание читать, но нет навыков в подборе информации. Ориентиром в выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но как писал еще Белинский (не дословно): чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

В чем же основная задача рекомендательной библиографии? Советовать, рекомендовать, руководить чтением - в чем здесь разница? На мой взгляд, основная задача рекомендательной библиографии - просвещать. Показывать широкие возможности выбора и давать надежные ориентиры. Для этого библиографу необходимо самому иметь богатый читательский опыт и эрудицию.

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии ведущие библиографы выделяют несколько новых тенденций.

Прежде всего, наблюдается рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Поэтому современная библиографическая продукция должна учитывать особенности новой информационной культуры: доступность и качественное аннотирование материала, систематизация, стилистика и объем пособия должны точно отвечать целевому и читательскому назначению, грамотное оформление.

В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:

- выбор и изучение темы (проблемы);

- разработка плана будущего издания;

- выявление круга документов по данной теме;

- точное библиографическое описание документов (составление аннотаций);

- оформление пособия (привлекательная обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков, выделение наиболее значимой информации).

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Новые информационные технологии и Интернет оказали огромное влияние на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на библиотечную работу.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания библиотек. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Поэтому практически все инновации в библиографической работе библиотек так или иначе связаны с развитием новых информационных технологий. Пользователю необходимо быстрое получение информации, легкость и доступность поиска.

Современный символ библиотеки как информационной службы мог бы звучать так: «Информацию и знания - здесь и сейчас».

Практически все библиотеки России идут по пути освоения новых информационных технологий, выбирая для себя то или иное направление. В библиотеках создаются новые электронные продукты, на которых представлены краеведческие фонды, архивы библиотек, фонды периодических изданий.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам (серия компакт-дисков «Молодежный информационный навигатор» опыт Самарской ОЮБ), создаются специализированные отделы, где к услугам пользователей предоставлены все имеющиеся информационные ресурсы - работа на компьютере (с выходом в Интернет), мультимедийные диски, просмотр аудио- и видеопрограмм (опыт Саратовской ОБДЮ).

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по - своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД «Времен связующая нить» и «Традиционная культура Урала», опыт Челябинской ОЮБ), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Создаются тематические мультимедийные издания в помощь в изучении школьных предметов («CD и смотри», «CD и учи» опыт библиотек Челябинской области), а также диски, посвященные вопросам трудоустройства молодежи, воинской обязанности, правовой ответственности и др.

И еще одно интересное направление - создание справочно-библиографических служб в Интернете. Интересен опыт мобильного справочного обслуживания в библиотеках вузов (идея университетских библиотек США), в справочных и информационных отделах пользователям предоставляются определенные часы - время «мобильного» обслуживания, за короткий срок пользователь получает максимум информации по своему запросу (выполняют мобильные запросы наиболее квалифицированные сотрудники отдела).

В некоторых библиотеках создаются справочные службы по телефону или по электронной почте библиотеки (служба «Библиосервиса», опыт библиотек Томской области). Обратившись в подобную службу пользователь может заказать любое издание, курсовую работу, диплом, составление библиографического списка по теме на определенный день и час.

Это только несколько наиболее интересных направлений в справочно-библиографической работе библиотек, многие из которых не требуют особых материальных затрат, и как будет развиваться эта деятельность, зависит от специфики работы самой библиотеки, учета запросов пользователей, грамотной политике по привлечению новых пользователей.

1.2 Общее представление о жанрах библиографических пособий

Библиографическое пособие - это упорядоченное множество библиографических записей. Упорядоченность записей означает их структуризацию, организованность, логичность размещения друг относительно друга в соответствии с целевым замыслом и особенностями отражаемого в пособии материала. Пособие - это не случайная, а специально организованная совокупность библиографических записей, подобранных в соответствии с объединяющим их общим признаком содержания, формы или каким-либо другим. Именно это образует качественно новую форму существования библиографической информации. Библиографическое пособие в специальной литературе понимается широко, как нечто, включающее все виды библиографической информации, зафиксированной тем или иным способом. Признается теоретически, что и комплексы библиографических записей, существующих в электронной форме, также охватываются этим понятием. Между тем применительно к последним существует свое обозначение - база данных, понимаемая как набор данных, представленный на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

В теории библиографии традиционно разрабатываются различные системы дифференциации библиографических пособий, в соответствии с которыми производится объединение пособий в группы на основе общих для них признаков и одновременно осуществляется разграничение их по признакам несхожести. Такая процедура необходима с научной точки зрения, так как способствует исследованию конкретных библиографических явлений; для издательской практики важно определить типичные признаки изданий единого целевого и читательского назначения; для библиографов классификация полезна в контексте совершенствования методики составления пособий, которая должна быть дифференцирована применительно к отдельным классам; в библиотечно-библиографическом обслуживании важно соотнести разновидности пособий и потребности в них отдельных категорий пользователей. Дифференциация пособий осуществляется по разным признакам, формальным и содержательным. Для первоначального представления библиографических пособий М.Г. Вохрышева разграничивает их по форме издания. Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учебное пособие [Текст] / М.Г. Вохрышева. - Самара: СГАКИ, 2004. - 368 с. [1] По этому признаку выделяются:

· библиографические издания - библиографические пособия, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;

· несамостоятельные издательские формы - библиографические пособия, которые помещаются внутри отдельных изданий (внутрикнижные внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные).

Библиографические пособия находят свое выражение в жанрах - устойчивых, обладающих повторяющимися сущностными признаками формах пособий. Каждый жанр предполагает обязательность типологических черт, признаков, обусловливающих его качественную определенность. Утрачивая эти признаки, он разрушается.

К основным жанрам библиографических пособий относятся указатель, список, обзор документов. Во второй половине 80-х и в 90-х годах появились новые по тематике, наполнению и способам раскрытия содержания отражаемых материалов библиографические пособия: путеводитель, библиографический справочник (словарь), библиографическая энциклопедия, библиографическая антология, библиографическая хрестоматия, библиографический очерк и др.

Библиографический указатель - это библиографическое пособие, значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.

Библиографический список - это библиографическое пособие c простой структурой.

Библиографический обзор - это библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.

Путеводитель по документам - это библиографическое пособие, включающее наряду с библиографической информацией сведения справочного и методического характера.

Биобиблиографический справочник (словарь) - библиографическое пособие, содержащее биографические и библиографические сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

Библиографическая энциклопедия - библиографическое пособие, содержащее библиографическую и справочную информацию, представленную в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

В середине XX в. приобрели популярность так называемые «малые жанры» библиографических пособий, которые представлены следующими разновидностями:

· план чтения - библиографическое пособие, в котором намечается определенная последовательность чтения;

· беседа о книгах - библиографическое пособие, в котором достаточно подробно раскрывается содержание книг с элементами пересказа;

· листовка-закладка к книге - библиографическое пособие, расширяющее круг чтения на тему прочитанной книги;

· памятка читателю - библиографическое пособие, посвященное актуальной проблеме или одному лицу, включающее минимум литературы по теме с целью первоначального с ней ознакомления

Пособия «малых жанров» преимущественно связываются с библиографической составительской практикой публичных библиотек, преследуют просветительские цели, недолговечны по времени существования. Вместе с тем они мобильны, способны оперативно откликаться на актуальные события, широко использовать приемы коммуникативности с целью достижения наибольшей эффективности воздействия на потребителя.

Каждый жанр обладает специфическими свойствами, но «закрепленность» определенных признаков за жанрами отнюдь не свидетельствует о статичности последних. Внутри одного жанра могут быть значительные различия, обусловленные содержанием пособия и индивидуальностью библиографа-составителя. Это объясняется тем, что во всяком жанре наряду с обязательными типологическими чертами присутствуют характерные, но не обязательные. Например, для указателя характерны краткие аннотации, но они бывают и иными - развернутыми, а могут и совсем отсутствовать. Характерен достаточно большой объем, но и этот признак несущественен - объем варьируется, и невозможно его точно обозначить как обязательный, в связи, с чем представляется некорректным в ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» в определении библиографического указателя требование «значительного объема». Наличие необязательных, факультативных черт способствует достижению разнообразия в деятельности, обеспечивает свободное развитие и совершенствование жанровых разновидностей.

Жанры библиографических пособий исторически обусловлены. В конкретные исторические периоды на первый план выдвигаются те из них, которые наилучшим образом отвечают общественным потребностям. Так, в 20-е гг. XX в. широкое распространение получили малые жанры (списки, планы чтения, беседы), призванные приобщить к чтению малоподготовленных читателей. В послевоенный период, когда остро встал вопрос о комплектовании фондов разрушенных войной библиотек, издавались пособия - «типовые каталоги». В 60-80-е гг. период обязательного всеобщего среднего образования, широкое распространение получили пособия в помощь самообразованию, так называемые «круги чтения». В настоящее время обозначилась тенденция к изданию фундаментальных пособий (иногда их называют «библиографическими монографиями») ретроспективного, репертуарного характера, которые нередко издаются как многотомные.

Историческая обусловленность жанров не означает, что некоторые из них не могут сохранять свою значимость в разные периоды. Напротив, жанр - образование устойчивое. В нем в первую очередь меняется содержательная сторона элементов, а структура как способ их связи долгое время остается неизменной, приспосабливаясь к новому содержанию. Примером такого жанра является указатель.

2. Библиографические пособия для всех групп пользователей

2.1 Библиографические очерки

Рекомендательная библиография - это область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей.

Рекомендательная библиография всегда связана с популяризацией лучших, наиболее ценных документов.

Ее функции традиционно рассматриваются по трем направлениям: содействие общему и профессиональному образованию; помощь в самообразовательной деятельности читателя; участие в популяризации знаний.

В отношении рекомендательной библиографии и массовых библиотек еще с советских времен существовали конфликты. Комплектование фондов не соответствовало содержанию рекомендательных пособий. В 1990-е гг. отношения между рекомендательной библиографией и массовыми библиотеками окончательно зашли в тупик: отсутствие рекомендуемых книг в библиотеках свело почти к нулю практический интерес к информации, предоставляемой рекомендательной библиографией, вслед за этим упал спрос на сами библиографические издания, издатели перестали их выпускать. В итоге библиотека и читатель оказались вообще без какого-то ориентира в потоке печатной продукции, а библиографы начали работать «в стол». Тем не менее, рекомендательная библиография, нащупала два направления, которые могли способствовать разрешению этой тупиковой ситуации.

Первое направление связано с увеличением информационной емкости самих пособий. С.П. Бавин говорит, что, библиографы поняли: инструкция по применению стиральной машины вызывает интерес только при наличии стиральной машины. Бавин, С.П. Библиографический очерк [Текст] / С.П. Бавин // Библиотечная энциклопедия. - Москва: Пашков дом, 2007. - С.101. [2] Если у посетителя библиотеки нет возможности обратиться за получением знаний к рекомендуемым документам, библиографическое пособие может быть востребовано только в том случае, если оно само несет в себе основы знаний, содержащихся в этих документах, и основные представления о содержании этих документов. С точки зрения жанровой специфики рекомендательной библиографии наиболее адекватно отвечают этим требованиям сборники библиографических очерков.

Библиографический очерк жанр рекомендательного библиографического пособия, представляющий собой авторское повествование реферативного плана с широким цитированием и элементами оценочного отношения к текстам. Библиографический очерк включает информацию не только о рекомендуемых произведениях, но и литературных, критических, научно-популярных, историографических, мемуарных, публицистических материалах, имеющих отношение к крупной проблеме, теме, творчеству писателя в целом. Библиографические очерки могут существовать, как самостоятельные библиографические произведения либо входят в состав библиографической энциклопедии, библиографической антологии. Среди жанров рекомендательной библиографии библиографический очерк является наиболее активным средством педогагическо-просветительского воздействия на формирование информационной культуры личности.

Библиографический очерк - относительно новый жанр в литературной рекомендательной библиографии. Его главное преимущество в том, что библиограф получает возможность вести свободный разговор на обозначенную в заглавии тему, не связывая себя ни формальными библиографическими характеристиками, ни жестким выбором рекомендуемых произведений, что, в свою очередь, обеспечивает читателю свободный выбор интересующей его литературы. Тем не менее, содержание очерка предполагает достаточность информации для знакомства с конкретной темой.

Библиографические очерки - произвольно построенное, разноплановое информационное повествование о литературном явлении с ярко выраженным личностным отношением.

Библиографические очерки порою представляют собой обзор критических и публицистических работ (книг и статей), посвященных тому или иному явлению литературы. Библиограф знакомит читателя с разнообразными, порою разноречивыми оценками и толкованиями произведений, привлекших внимание литературной общественности.

Двадцать лет назад ни в массовых библиотеках, ни в домашних собраниях не существовало классических работ по отечественной истории - не было ни Н.М. Карамзина, ни В.О. Ключевского, ни С.М. Соловьева, ни Н.И. Костомарова. Потребовалось несколько лет перестройки в политике и экономике, чтобы библиографы могли взяться за создание серии, назначение которой: воспитание исторического сознания на материале отечественной истории, формирование исторического мышления, патриотических установок у читателей, культуры изучения истории.

В конце 1980-х гг. библиографы Российской Государственной библиотеки (РГБ, тогда еще ГБЛ) СВ. Бушуев и Г.Е. Миронов начали работу над серией историографических очерков «История государства Российского», которая вылилась в трехтомник, охватывающий период с IX по XIX вв. Эти очерки оказались во многом новаторской работой, которая вывела рекомендательную библиографию в целом на совершенно иной уровень. Суть замысла авторов, используя весь объем письменных источников, помочь читателям взглянуть на историю Отечества как бы с разных точек - глазами современников событий, современных ученых, писателей разных времен и народов, художников, видеть историю в ее многообразии, научиться читать исторические и литературные памятники, видеть памятники архитектуры и искусства. В ходе характеристики отдельных исторических эпох и периодов авторы-составители стремятся давать характеристику тенденций, закономерностей в развитии истории, общую оценку тех или иных периодов, событий. В то же время в контекст бесед привносятся интересные исторические детали, приметы времени, информация о быте, детали, характеризующие известных исторических деятелей.

Жанр историко-библиографических очерков, находится на стыке традиционных методов рекомендательной библиографии, историографии, источниковедения и исторической публицистики. При его составлении используют элементы историографических методов (рассказ не только о книге, но об истории изучения того или иного периода, явления, истории открытия, дискуссиях), источниковедческих (рассказ о летописях, сказаниях, иконах - как исторических источниках и как источниках для изучения истории) и библиографических, поскольку одна из главных задач очерков - стимулировать чтение исторической литературы. При этом библиография пропагандируется с помощью фактографии, а фактография (факты отечественной истории) - с помощью библиографии. Возникает привлекательный для читателя синтез разговора о факте (событии) и интерпретирующей сей факт книге.

Главным отличием историко-библиографических очерков от традиционных рекомендательно-библиографических пособий является порядок организации материала. В первом томе «Истории государства Российского» рекомендуется около 350 книг, причем многие «используются» неоднократно, в разных разделах и главах. При этом книги - из самых различных областей знаний: это научные и научно-популярные книги по истории, искусствоведению, краеведению, музееведению, литературоведению, произведения художественной литературы, альбомы и т. д. Невозможно представить, чтобы все они были выстроены в алфавитный ряд традиционного рекомендательно-библиографического указателя (даже при наличии разработанной структуры). Совсем иное дело, когда книги «появляются» в ходе специально организованной тематической беседы.

С.П. Бавин отмечает: «С.В. Бушуев писал, что задача автора рассказать о главных, ключевых, с его точки зрения, событиях истории России; о различных их оценках в трудах отечественных историков и, наконец, о книгах по истории Отечества. Книги (основа основ традиционной рекомендательной библиографии) в этом ряду отходят на третий план. Это непривычно, но логично: человека в первую очередь интересует сама история, т. е. события, лица, факты».

Книги серии «История государства Российского» предлагают читателю несколько способов организации материала. В так называемых «сюжетно-исторических» очерках речь идет прежде всего о событиях и исторических личностях, в «историографических» сделан акцент на различных взглядах и оценках одного и того же события разными историками. Между ними нет строгой границы.

Большое значение во всех выпусках очерков имеют текстовые материалы - пространные цитаты или пересказы любопытных фактографических сведений, что гораздо ярче представляет рекомендуемые книги, чем традиционные аннотации, а также наличие большого иллюстративного ряда.

Человек, знакомый с традиционными изданиями рекомендательной библиографии должен быть приятно удивлен высокой степенью читабельности книги. Непростые проблемы в книге изложены хорошим слогом (это признак высокопрофессионального овладения материалом), в книге используются оригинальные популяризаторские приемы, благодаря которым история предстает в виде череды ключевых эпизодов («Падение Перуна. Становление христианства на Руси», «Золотое слово русской литературы и его век», «Как звезды во мраке: оппозиция Грозному» и подобные названия глав говорят сами за себя). Они перемежаются «Исторической мозаикой» и «Историческими интермедиями».

Интересным решением идеи персонификации истории видится рубрика «Портрет в историческом интерьере», в которой авторы по возможности стремятся к созданию проблемной ситуации. Авторы предупреждают о субъективизме в отборе сюжетов, событий, персонажей, хотя взгляд на подробное оглавление, напоминающее предметный указатель, не дает оснований упрекать их в каких-то явных перекосах; во всяком случае, ключевые моменты истории России (внутренней и внешней политики, классовой борьбы, культуры и искусства, этнографии и т. д.) представлены с большей или меньшей полнотой.

Чтобы изложить свое мнение, библиографы должны были изучить все рекомендуемые книги и получить «глубокие и систематические знания»: следующим этапом стало изложение освоенных знаний так, чтобы они стали доступны и интересны читателю-неспециалисту; читатель, заинтересовавшийся тем или иным сюжетом в изложении библиографов, имеет возможность расширить собственные представления о теме, обратившись к рекомендуемым книгам. Таким образом, сущность рекомендательно-библиографической деятельности остается неизменной. Изменяются только методы и приемы руководства чтением.

Развитие жанра библиографического очерка совпало с социокультурной ситуацией, сложившейся в первые годы перестройки. Демократизация общества породила небывалое дотоле гласное противоборство мнений, концепций относительно настоящего, прошлого и будущего страны. В центре внимания, наряду с политикой и экономикой, оказался и определенный пласт художественной литературы -- той, что долгие годы была запрещена, именовалась антисоветской -- «Котлован» А. Платонова, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и ряд других произведений, публикация которых в 1986--1988 гг. не просто вызвала читательский бум и волну статей и рецензий, но и редкий для массового чтения активный интерес именно к критике и публицистике, проясняющим, растолковывающим, оспаривающим идейные и художественные достоинства этих произведений. Это исключительное для культурной жизни явление и стало предметом пристального внимания авторов сборника библиографических очерков «Книги, которые читают все».

Другой пример развития библиографических очерков - сборник библиографических очерков «Судьбы поэтов серебряного века». Ситуация, которая сложилась к концу 1980-х гг. в отношении к такой области отечественной словесности, как русская литература конца XIX - начала XX в. близка к ситуации с истерической литературой, вызвавшей появление очерков «История государства Российского». Его создание, обусловлено рядом объективных причин. Среди них - появление значительного количества материалов по истории русской литературы начала XX в. неизвестных широкой публике, неудовлетворительное состояние отечественного литературоведения в этой области и, что немаловажно, повышенный читательский интерес к упомянутому периоду отечественной культуры. Литературная рекомендательная библиография советского периода могла предложить читателю избранную информацию о «признанных классиках».

Появившиеся в конце 80-х - начале 90-х гг. публикации художественных текстов, а также документов (архивных биографических и мемуарных материалов, новых и «возвращенных» исследований) позволили библиографам пересмотреть, а в ряде случаев заново создать историко-литературный и биографический контекст, способствующий более полному восприятию как признанных классиков этого периода, так и тех поэтов, чье творчество отсутствовало в массовом чтении либо было представлено в искаженном виде В очерках «Судьбы поэтов серебряного века» авторы стремились показать именно судьбы тех, в чьем творчестве наиболее полно нашла выражение атмосфера этого уникального периода отечественной культуры. Очерки в популярной форме представляют биографию и творческий путь поэтов целиком, от начала и до конца.

Книга содержит 34 очерка. Ее авторы, следуя традициям рекомендательной библиографии, ограничились творчеством тех поэтов, персональные сборники которых изданы и переизданы в последние годы. Больший диапазон имен представлен в приложении, где перечислены антологии и сборники поэзии конца XIX - начала XX в. а также названы мемуары и очерки современников, общие работы отечественных литературоведов 1970-1990-х гг.

С.П. Бавин пишет об отношении М.И. Давыдовой к пособию «Судьбы поэтов серебряного века»: «М.И. Давыдова рассматривала это издание с другой точки зрения, она упрекает авторов в том, что они не удосужились указать жанр своей работы. Она усматривает ее преемственность с предшествующими рекомендательно-библиографическими пособиями и утверждает, что «общие для изданий подобного рода просветительские задачи решаются в этот раз на новом уровне, в соответствии с духом времени, и те тенденции, которые зарождались и подспудно формировались прежде, получили более законченное выражение»».

М.И. Давыдова писала о том, что библиографы стремятся сделать свою работу не только источником информации, но и в какой-то мере самодостаточным изданием.

М.И. Давыдова подметила тенденцию, которая могла привести к частичной смене парадигмы всей литературной рекомендательной библиографии. Давыдова, М.И. «Пожар способствовал ей много к украшенью…» [Текст] / М.И. Давыдова // Библиография. - 2007. - № 3. - С. 152-154. [3] В «Судьбах поэтов серебряного века» реализованы основные принципы, определяющие пропедевтическую функцию литературной рекомендательной библиографии - аналитичность и ассоциативность, сочетание которых, дополняемое весьма обширным цитированием художественных и нехудожественных текстов, формирует разветвленную систему коннотационных связей, что и обеспечивает ощущение самодостаточности текста очерка. Дополнительным аргументом в эту пользу служит впервые примененный в практике литературной рекомендательной библиографии прием - сопровождение очерков поэтическими антологиями

М.И. Давыдова выразила опасение, что литературная рекомендательная библиография может утратить свою специфику.

М.И. Давыдова говорит о рекомендации произведений в сборнике «Судьбы поэтов серебряного века»: «Рекомендация творчества писателя может приобретать форму персоналии, т. е. очерка о творчестве, сопровождаемого списком изданий произведений и литературы о писателе, либо форму обзора о нескольких писателях одной эпохи». Решение о том, посвящать ли автору раздел-персоналию или представить его в обзоре, определяется как значением творчества, так и - в меньшей мере - наличием современных изданий его произведений. Иногда одни писатели представлены разделами персоналиями, а другие упоминаются при рекомендации антологий, сборников. Так, в книге помещены персоналии 34 поэтов -- их авторские сборники изданы и переизданы в последние годы. Такой принцип отбора «не формальный» если сборники появились, поэт привлекает внимание общественности. Однако в иных случаях -- и это делалось не раз -- в рекомендательные указатели включали персоналию писателей, даже если есть только публикации в журналах и коллективных сборниках. В книге нет персоналий И. Бунина, В. Рождественского, хотя издания можно было найти и при желании непременно представить их творчество в виде персоналии. Однако авторы сочли более целесообразным упомянуть их только при рекомендации антологий и коллективных сборников.

Развернутый историко-литературный контекст и обильное цитирование - характерные признаки такого библиографического произведения, как сборник биобиблиографических очерков М.Е. Бабичевой «Писатели второй волны русской эмиграции» (2005). Это первое в отечественной литературной библиографии и одно из первых в отечественном литературоведении исследование о судьбе и творчестве русских писателей, оказавшихся за границей в результате Второй мировой войны и долгие годы пребывавших за «железным занавесом», вне связи с отечественным читателем. Писатели русской послевоенной эмиграции в своих произведениях отразили эту ситуацию, а также поведали о многих аспектах Второй мировой войны, которые на их родине долгое время замалчивались. Замалчивалось и само существование этих писателей.

Книга состоит из большой статьи, где анализируется сам феномен рассматриваемой части отечественной словесности, четырнадцати персональных глав и обзорной главы об эмигрантской драматургии этого периода. Все персональные главы строятся по единому образцу: сведения об авторе и его творческом пути, анализ наиболее значимых произведений и возможно полная библиография его изданий (книги и журнальные публикации за рубежом и в современной России) и литературы о нем.

Особенность этого пласта отечественной словесности - его относительно слабая распространенность в массовом чтении. При отсутствии книг (многие упоминающиеся в сборнике произведения опубликованы только в зарубежной русскоязычной периодике) включение развернутых цитат - единственный способ дать читателю относительно полное представление о стиле и творческой манере неизвестных писателей.

Примеры можно продолжать, но суть очерков, ясна: библиографические пособия могут являться самодостаточными источниками нового знания и в сжатом виде нести большой объем информации, делая ее доступной достаточно широкому кругу пользователей библиотек, но серьезным препятствием на этом пути в настоящее время являются тиражи изданий. Если пособия конца 1980-х - начала 1990-х гг. публиковались тиражом от 30 тыс. до 50 тыс. экз. то в начале XXI в. тираж составляет от 300 до 700 экз. что, существенно снижает эффективность рекомендательно-библиографической деятельности в этом направлении.

2.2 Библиографические хрестоматии и антологии

Второе направление - менее трудоемкий, но при этом эффективный способ донесения знаний из недоступных по каким-то причинам источников. Имеются в виду антологии и хрестоматии, оснащенные библиографическим аппаратом. В середине 1990-х гг. в РГБ планировалась серия хрестоматий «Мир художника», в которой рекомендательная библиография искусства являлась основой для представления жизни и творчества живописцев, архитекторов, музыкантов через публикацию фрагментов их воспоминаний и переписки. Искусствоведческая литература всегда была дефицитом в массовых библиотеках. Хрестоматии вполне могли бы хотя бы на первоначальном уровне компенсировать этот дефицит. К сожалению, проект по ряду причин не был реализован.

Первыми хрестоматиями можно считать продолжение успешного библиографического проекта «История государства Российского». В 1996 - 1998 гг. Г.Е. Миронов сделал два выпуска, посвященных истории России с X по XVI вв. К проекту подключилась и Российская национальная библиотека, сотрудники которой с 1996 по 2002 г. подготовили восемь выпусков хрестоматий под названием «История государства Российского: жизнеописания», охватив период с IX по XX вв. В этих выпусках, библиографы сосредоточили внимание на «персональном составе» отечественной истории. Имеется свод кратких сведений об известных, не очень известных и незаслуженно забытых людях в истории России. Основным структурным элементом каждого очерка является биографическая справка. Авторы не стремились к исчерпывающей информации о каждом герое, их главная цель, - вызвать у читателя интерес к персонажу, побудить к дальнейшему изучению его биографии, а через биографию - истории Отечества. Рекомендуемые материалы принадлежат к различным жанрам. Это и научные исследования, и опубликованные исторические источники, и научно-популярная литература, и исторические романы. После биографической справки, включающей и обзор существующих источников, следует подборка хрестоматийных материалов, за ней - список использованной и дополнительной литературы (в традициях рекомендательной библиографии предпочтение отдается «изданиям, наиболее доступным для широкой читательской аудитории»). В конце книги - перечень основных крупных исследований, имеющих отношение к обозреваемому периоду в целом.

Два выпуска хрестоматии, составленные Г.Е. Мироновым, строились по единому принципу. В каждой книге две части. Первая часть, именуемая «историография», - своеобразный сборник статей и фрагментов из книг различных авторов, которые, дополняя друг друга, всесторонне характеризуют соответствующую эпоху; вторая часть, «источники», предлагает читателю фрагменты текстов летописей, житий святых, фольклорных произведений и т. д. К источникам даются комментарии, обусловленные характером конкретных документов.

Автор-составитель сообщает читателю об особенностях каждой из частей, подсказывает оптимальные способы знакомства с материалами. Большим достоинством хрестоматий является то, что составитель не ограничился «историей царей», т. е. политической и военной историей государства, а включил в общий контекст историю религии, историю быта, историю архитектуры и изобразительного искусства, историю книжной культуры, историю древнерусской литературы и даже историю естественно-научных представлений в Древней Руси. Ориентируясь на читателя-неспециалиста, которому непросто осваивать серьезные статьи и старинные источники, автор-составитель перемежает их «историческими интермедиями» - занимательно-информационными заметками, устраивая интеллектуальные передышки. Во втором выпуске хрестоматии автор впервые в своей практике в издание для взрослых включил отрывки из книг, написанных в разные времена специально для детей.

С.П. Бавин пишет: «Прошло несколько лет после категорических требований искоренить «руководство чтением» и дать читателю полную свободу выбора. Г.Е. Миронов, похоже, не слышал этих требований (или не обратил на них внимания) и в новой ситуации книжного рынка, обращается к читателю: «Книг по истории православия, истории и культуре России выходит сегодня великое множество. При кажущейся сложности стоящей перед автором-составителем задачи она чрезвычайно проста: не только подсказать, какую литературу и в какой последовательности целесообразно читать, но и показать прямо (текстом) или косвенно (отбором, композицией) логику развития исторического процесса, показать взаимосвязь истории и культуры и соответствующих исторических источников».

Профессиональное мнение специалиста не посягает на абсолютную свободу выбора: читатель, во-первых, может вообще не брать в руки эти книги или организовывать чтение по собственному усмотрению; во-вторых, никто не вынуждает его соглашаться с «логикой развития исторического процесса», изложенной автором книги (наоборот, библиографы неоднократно призывают читателя критически относиться и к собственным высказываниям, и к позициям историков, изложенным в их работах). Однако давно известно, что свободный поиск информации для целей самообразования малопродуктивен; именно для этих целей на протяжении веков и создаются разного рода сборники, антологии, хрестоматии. Этим целям служат и историко-библиографические очерки, к которым примыкают хрестоматии, дающие возможность читателю получить представление о текстах, которые далеко не всегда оказываются рядом.

Библиографические указатели в сочетании с хрестоматией издавали не только в Москве. Магаданскими учеными создана работа под названием «Варлам Шаламов: трагический Колумб Колымы», в ней помимо собственно библиографии, опубликованы фрагменты автобиографии писателя, его стихи, материала биографического характера.

Особенно важна образовательно-просветительская функция рекомендательной библиографии в тех случаях, когда традиционная рекомендация книги и статей абсолютно неэффективна в силу того, что первоисточники просто недоступны обычному читателю. Такая ситуация, сложилась в начале 1990-х гг. в области русской философской мысли. Запрет, существовавший при советской власти на знакомство с этой литературой, был снят. Библиографы, осознавали необходимость организации чтения по этому направлению, но рекомендовать по существу было нечего: книжный рынок не спешил разворачиваться в сторону интеллектуально сложной и экономически не прибыльной литературы. В РГБ возник замысел библиографической антологии «Русские философы», которая должна была познакомить читателей с творческим наследием и биографиями наиболее значительных представителей русской религиозно-философской мысли конца XIX - середины XX вв.

Библиографическая антология вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера и просветительской направленности предназначается для первоначального ознакомления читателей разного уровня подготовки с труднодоступной литературой определенного периода, направления, содержания, имеющей познавательное и общеобразовательное значение.

Антология «Русские философы» построена по персональному принципу. Для трех выпусков, увидевших свет в 1993 - 1996 гг. составители выбрали восемнадцать персонажей, расположив их без какого-то предпочтения в алфавитном порядке: в первом выпуске - от Н.С. Арсеньева до К.Н. Леонтьева, во втором - от К.П. Победоносцева до С.Н. Трубецкого, в третьем - от Н.И. Ульянова до Д.И. Чижевского. С формальной точки зрения антология имеет косвенное отношение к рекомендательной библиографии. Биографические очерки написаны составителями на основе редких и малодоступных источников: библиографические списки, прилагаемые к персональным главам, содержат перечень преимущественно зарубежных публикаций, равно как и избранные тексты философов публикуются по зарубежным изданиям. Библиографы не делают попытки «вписать» свою новую работу в рамки рекомендательной библиографии. Для них важнее сама возможность использовать просветительскую функцию рекомендательной библиографии, чтобы познакомить читателя с неведомыми ему ранее гранями русской свободной религиозно-философской, историософской мысли, бытовавшей в XX в. исключительно за пределами нашей страны.

В антологии «Русские философы» библиографы, обращаясь к пластам востребованной (по тематике), но недоступной (физически) массовому читателю литературы, своими силами организуют первоначальную систему чтения, которая способна сформировать дальнейший интерес к теме. В ситуации, когда творческое наследие деятелей русской религиозно-философской мысли еще не стало так доступно российскому читателю, как в середине 1990-х гг. т. е. при отсутствии книг и статей, которые можно рекомендовать читателю, антология - единственный способ создать «первоначальную общую картину, которая даст читателю минимум знаний и составит первооснову для дальнейшего чтения, углубления и расширения определившихся интересов.

Следующим шагом в развитии антологии «Русские философы» стали тематические сборники статей под тем же названием. Два выпуска сборника «Русские философы: проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века» вышли в 2002 и 2006 гг. Сборники составлены в том же ключе, что и предыдущие книги: читателю предлагается биографический очерк с элементами характеристики творчества, избранные тексты, сюжетно связанные с обозначенной темой, и избранная библиография книги статей. В отличие от трех первых книг сборники снабжены указателями имен всех лиц, упоминающихся на страницах книги.

С.П. Бавин теоретически предполагает, что со временем эта антология и тематические сборники могут стать основой (структурой) рекомендательно-библиографического пособия в его более традиционном облике (например, книги биобиблиографических очерков). Бавин, С.П. Антология библиографическая [Текст] / С.П. Бавин // Библиотечная энциклопедия. - Москва: Пашков дом, 2007. - С. 39. [4] Во всяком случае, современное состояние отечественного книгоиздания в данной области это уже позволяет сделать.

Антологии наиболее оправданы в тех случаях, когда чисто библиографическая (пресловутая «вторичная») информация оказывается неэффективной в связи со значительными трудностями по ее использованию

Рекомендательная библиография в виде антологий и хрестоматий может оказаться существенным подспорьем в реализации программы «Информация для всех» при двух обязательных условиях: общественной значимости выбираемых тем и массовых тиражах.

2.3 Библиографические энциклопедии и монографии

Процесс создания персональных документографических работ в сфере библиографии литературы и искусства во многом связан с проблемой жанра. Если представить градацию персонографических жанров в области литературы и искусства - от чистой документографии и использования различных дополнительных информационных возможностей, то можно говорить о жанре библиографической энциклопедии.

Библиографическая энциклопедия - вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера обладающий сложной структурой и обеспечивающий систематизированный подход к библиографированию печатной продукции по проблемам и сюжетам данного произведения в масштабе исторической эпохи, страны, литературного жанра и т.п.

Первым опытом аналитико-синтетического произведения в жанре энциклопедии стала работа A.M. Горбунова «Сквозь даль веков». Автор определил специфику жанра и фактически предвосхитил эру электронных изданий, в которых все уровни информационного представления собраны воедино. Горбунов, А.М. Библиографическая закладка [Текст] / А.М. Горбунов // Библиотечная энциклопедия. - Москва: Пашков дом, 2007. - С.90. [5]

Библиографы Российской государственной библиотеки стали употреблять термин «библиографическая энциклопедия» в 1980-е гг. Он был введен для обозначения нового жанра рекомендательных библиографических работ, которые объединяют в себе библиографические и литературоведческие жанры.

Благодаря некоторым исследователям, таким, как СП. Бавин, Г.Л. Левин, и другим, в практику рекомендательной библиографии вошел термин «популярная библиография». С таким подзаголовком были опубликованы работы С.П. Бавина «Зарубежный детектив XX века (в русских переводах)» и A.M. Горбунова «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века».

Библиографическое пособие С.П. Бавина содержит перечень всех авторов зарубежного детектива (свыше 300 имен) и их произведений, изданных на русском языке за тридцать лет (1960-1989), а также очерки о творчестве почти 50 писателей. «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века» дает представление с всемирной литературе как совокупности явлений, системе культурных ценностей, связанных между собой традициями и сохранившимися до наших дней благодаря практике многовекового чтения. Материал здесь расположен по крупным культурно-историческим периодам. Разделы открываются беседами об особенностях литературного процесса соответствующего периода, а в портрете каждого писателя освещается его творческий путь. Библиографические записи располагаются в хронологическом порядке.

Другие статьи