Руководства, Инструкции, Бланки

общее руководство государственными органами обеспечения безопасности img-1

общее руководство государственными органами обеспечения безопасности

Категория: Руководства

Описание

Система обеспечения безопасности в РФ

Система обеспечения безопасности в РФ

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства служит правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности.

Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон «О безопасности», указы и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ, республик в составе РФ, других субъектов Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет итерриториальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а также законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

В соответствии с Законом «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: органы Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральные органы государственной охраны, органы федеральной фельдъегерской связи, органы пожарной безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:
  • выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
  • осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
  • создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
  • управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
  • реализация системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
  • участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Институт экономики и права Ивана Кушнира

Видео

Другие статьи

Государственные органы, обеспечивающие безопасность и правопорядок в Российской Федерации (Батычко В

27. Государственные органы, обеспечивающие безопасность и правопорядок в Российской Федерации

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

- осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент России, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 2 и 8 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь в виду, что в рамках курса «правоохранительные органы» рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным. К ним относятся:

- органы федеральной службы безопасности;

- органы внешней разведки;

- федеральные органы государственной охраны;

- органы внутренних дел (милиция).

Все выше перечисленные органы наделены государством соответствующими полномочиями для осуществления правоохранительной деятельности, которую они выполняют от имени государства.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности

52. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства служит правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности.

Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон «О безопасности», указы и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ, республик в составе РФ, других субъектов Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет итерриториальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а также законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

В соответствии с Законом «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: органы Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральные органы государственной охраны, органы федеральной фельдъегерской связи, органы пожарной безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

– выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

– осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

– реализация системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности

46.Органы обеспечения безопасности

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» закрепил правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации, контроля и надзора за их деятельностью.

В соответствии с Законом РФ *О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности - государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения считаются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик всоставе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управле-' ния краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом РФ «О безопасности» (ст. 2).

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экоч комического, политического и организационного характера. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом РФ «О безопасности», не допускается (ст. 8).

Основные функции системы органов обеспечения безопасности:

• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрозжизненно важным интересам объектов безопасности;

• осуществление комплекса оперативных и долговременныхмер по их предупреждению и нейтрализации;

• создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

• управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство федеральными органами исполнительной власти, организует и контролирует реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. 1 Совет Безопасности РФ - конституционный орган, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности»:

Основными задачами Совета безопасности РФ считаются:

• определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутреннихивнешних угроз объектам безопасности;

• разработка основных направлений стратегии обеспечениябезопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

• подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и организации их ликвидации;

В Совет Безопасности РФ входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности РФ является по должности Президент РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности -РФ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета Безопасности РФ.

•В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания Совета Безопасности РФ, созданы межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, экологической безопасности; конституционной безопасности; безопасности в сфере экономики; военной безопасности и ряд других.

Персональный состав каждой комиссии утверждается секретарем Совета Безопасности РФ по представлению руководителей фе1-деральных органов государственной власти, должностные лица ко^-торых включены в ее состав. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности РФ может привлекать к участию в заседании на правах консультантов и других лиц.

Современная ситуация в этой области и ее прогноз актуализируют проблему завершения формирования единой государственной системы противодействия терроризму в нашей стране. Целый ряд важных элементов общегосударственной системы борьбы с терроризмом в России начал складываться уже в 1990-е гг. Этот процесс включал в себя создание механизмов руководства антите'ррористи-ческоЙ деятельностью на федеральном уровне, формирование органов координации субъектов антитеррористической деятельности, выработку основных форм участия органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом и др. Однако в современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно: они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма.

Приведенное ранее содержание ст. 2 и 8 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе безопасности все государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Следует иметь в виду, что в рамках курса рассматриваются не все органы власти, причастные к обеспечению безопасности, а только те из них, для которых это направление деятельности является приоритетным. К ним относятся:

• органы Федеральной службы безопасности РФ;

• органы внешней разведки;

• федеральные органы государственной охраны.

12.2. федеральная служба безопасности РФ

Органы Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) считаются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» деятельность органов безопасности осуществляется на основе принципов:

• уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

* единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

• конспирации, сочетания гласных и' негласных методов исредств деятельности.

Органы ФСБ России представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

2) управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам исубъектам РФ (территориальные органы безопасности);

3) управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках);

4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной- службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов

находятся пограничные войска;

5) другие управления (отделы), выполняющие отдельные пол^номочия органов ФСБ России и пограничных войск (другие opra-iны безопасности); >

6) авиационные подразделения, центры специальной подготов-'ки, предприятия, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, экспертные и иные учреждения и подразделения, обеспечивающие деятельность ФСБ России (рис. 12.1)!

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности находятся в прямом подчинении подразделения непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.

Согласно Указу Президента РФ от 11 августа 2003 Е № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» руководство ФСБ России и подразделения, непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России.

ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность Президентом РФ. Должность директора ФСБ России соответствует воинскому званию «генерал армии».

Директор ФСБ России: руководит органами ФСБ России; информирует Президента РФ и Правительство РФ и по их поручению органы власти субъектов РФ об угрозах безопасности России; принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках; зачисляет в установленном порядке граждан на военную службу в органах ФСБ России и осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами.В ФСБ России установлены должности двух первых заместителей директора - руководителей служб.

Структура ФСБ РОССИИ включает восемь служб: пограничную; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогнозов и стратегического планирования; организационно-кадровой работы и де-партаментпо обеспечению деятельности ФСБ России; контрольную. В состав служб входят департаменты, управления и отделы по соответствующим направлениям деятельности служб.

В ФСБ России образуется коллегия, численность и состав которой утверждает директор ФСБ России. Коллегия на своих заседа-ниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСБ России. Решения коллегии оформляются приказом директора ФСБ, России. В случае разногласий между директором и коллегией перг вый реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

Органы внешней разведки в соотвфдвии с Законом РФ «О безопасности» включены в систему орга^ор безопасности.

Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О внешнвй-разведке» осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизцфно важные интересы Российской Федерации реальныхи потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности РФ.

Разведывательная деятельнос^ьЬсуществляется Службой внешней разведки и подразделениямйУвходящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:

• Службы внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлек-' тронных средств связи за пределами Российской Федерации, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

• Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

• пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны Государственной границы РФ, ее исключительной экономическойзоны и континентального шельфа.

Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связд и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации. 1,,

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Особое мёсгго в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки' РФ (далее - СВР Росии), явлЬЙщаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.

Функции системы безопасности и государственные органы обеспечения безопасности

Функции системы безопасности и государственные органы обеспечения безопасности

Функции системы безопасности

Согласно Федеральному закону «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности. осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности ;

— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Государственные органы обеспечения безопасности

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. который возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по обеспечению безопасности на основе и в соответствии с действующими законами.

Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности. организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности подведомственными ему по соответствующим вопросам федеральными органами исполнительной власти.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти на основе действующего законодательства и в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, на основе и в соответствии с законом разрабатывают внутриведомственные нормативные правовые акты по обеспечению безопасности.

Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, является Совет безопасности РФ.

Аппарат Совета безопасности во главе с Секретарем СБ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ со статусом главного управления Президента РФ и осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета безопасности по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства. Основными рабочими органами Совета безопасности являются его Межведомственные комиссии.