Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по преодолению водных преград танками бмп и бтр img-1

руководство по преодолению водных преград танками бмп и бтр

Категория: Руководства

Описание

Монгольские военные на российском БТР впервые преодолели водную преграду

Монгольские военные на российском БТР впервые преодолели водную преграду

Упражнение было выполнено на совместных тренировках российских и монгольских бойцов на международных учениях «Селенга-2015».

Военнослужащие обеих стран отработали практические действия по преодолению водной преграды. И все это на российской технике - танке Т-72Б3, боевой машине пехоты БМП-2 и недавно поступившем на вооружение новом бронетранспортере БТР-82А. Для учений была выбрана непростая река Онон. Ее глубина около 2,5, а ширина 120 метров. А еще и сильное течение – до 1,5 метра в секунду.

Несмотря на это военнослужащие из Монголии впервые успешно совершили преодоление водной преграды. Помогли практические занятия под руководством российских коллег из танкового соединения Бурятии.

Вскоре в ходе этих совместных тренировок пройдет высадка тактического воздушного десанта.

Дизайн сайта Nineseven

Другие статьи

По преодолению водных преград танками бмп бтр руководство

По преодолению водных преград танками бмп бтр

2А28. Памятка по обращению с изделием 2А28(djvu). Спасибо, Nikbor5. архив 002 73-мм. 2А28. Военная литература - это проект по сохранению уникальных шедевров творческой мысли, гениальной изобретательности и находчивости славянского народа. Насколько мы богаты непревзойденными образцами техники, которым нет и не будет мировых аналогов, настолько должны быть и обеспечены той литературой, которая поможет нам правильно эксплуатировать, сохранять и ремонтировать ее. Главная цель - сохранение бесценного наследства, оставленного нам, пусть даже и в электронном виде, возможность любому желающему по преодолению водных преград танками бмп бтр воспользоваться выложеной литературой, развитие и пополнение библиотеки. Потому здесь собраны такие образцы книг, как руководства по лётной эксплуатации и практической аэродинамике самолета, инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, курсы стрельб, вождения, подготовки артиллерии, наставления по стрелковому.
Това е страница от каталога, тук ще намерите информация за основите на общата тактика, видовете по преодолению водных преград танками бмп бтр общовойскови бой и бойните устави на въоръжените сили. Главная страница » Вооружения бМП-1, бМП-1. Классификация: Боевая машина пехоты, боевая масса, т: по преодолению водных преград танками бмп бтр 13,0, компоновочная. Военно-исторический форум Фронтовик. Награды, униформа, знаки отличия. Ссср, 3 Рейх Военная по преодолению водных преград танками бмп бтр археология Подъём техники Важно! Техническая документация-технические описания и инструкции по эксплуатации. User Name Remember Me? Password. 1939. Спасибо за работу, Андрей Мятишкин. архив 007 Авиационные приборы и системы (Ульяновское конструкторское бюро приборостроения doc). Спасибо, aireo-vatyga. архив 006 Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы. 1992(djvu). Спасибо. архив 011 Авиационные приборы. Боднер и. 1960(djvu). архив 006 Авиационные приборы. Браславский и. 1941(djvu). архив 007 Авиационные приборы. Еремеев и. 1970(djvu). архив 008 Авиационные приборы. Михайлов и.1977. архив 006 Авиационные приборы. Харин. 1978(djvu). архив 007 Авиационные средства поражения. Спасибо за работу, Danila - Master of Science (.) in Physics. архив 007 Авиационный моделизм. Suvorov AV по преодолению водных преград танками бмп бтр 17:00Здравствуйте уважаемые! Заканчиваю сканировать техническую литературу (осталось отсканировать обложки книг)Может быть это представляет.

Журнал Техника и Вооружение Военно-патриотический

otvaga2, продолжение фоторепортажа с пресс-тура для представителей СМИ на Арзамасском машиностроительном заводе г. Ниже представлены.

В том же году броневик демонстрировался на ежегодных Красносельских маневрах. Военные специалисты дали о машине.

Подробнее otvaga2, в связи с выявленным превышением массы БМД-3 свыше 12,9 т, а также планировавшимся принятием на вооружение командирского варианта БМД-ЗК была открыта ОКР «Бахча-К-ПДС». В соответствии с решением Государственной комиссии СМ ссср по военно-промышленным вопросам от г. Началась работа по созданию модернизированных средств десантирования для БМД-3 и БМД-ЗК массой 13,2 т. Подробнее otvaga2, заявления подобные недавнему заявлению «Forecast International» не есть повод для самоуспокоения уральских танкостроителей. В настоящее время совершенствование базовой модели продолжается. Новая модификация Т-90 создается как инициативная разработка Уральского КБ транспортного машиностроения и предусматривает создание унифицированного боевого отделения для модернизации танков Т-90 Подробнее).

Конструктивные особенности В передней части корпуса БМП-1 слева по ходу размещено отделение управления и силовое.

В. Н. Газенко, В. Е. Ильин. Бронетранспортеры и бронемашины россии, первые опыты, идея вооружения, а.

1 отзыв о СТО Транссервис, г. Днепропетровск, ул

Орудийная башня цилиндрической формы располагалась в кормовой части корпуса над задними колесами амбразурой назад. Ствол пушки защищен броневым кожухом. Бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд пушка обладала хорошей баллистикой. Для стрельбы из нее применялись осколочно-фугасные снаряды массой 6,2 кг с начальной скоростью 381 м/с и картечь. Пушка устанавливалась на тумбе, обеспечивающей угол наведения 260. Два пулемета размещались в бронированных спонсонах, расположенных по бортам, с углом обстрела 110. Третий пулемет размещался в башне справа от пушки и наводился независимо от нее. Боекомплект состоял из 44 артиллерийских выстрелов и 5000 патронов (20 лент) к пулеметам. Бензиновый четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 л. С. Обеспечивал скорость 20 км/ч.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора

20 марта 2012, 05:36 35 комментариев

Вот уже 60 лет оборудование для преодоления танками водных преград по дну — непременный атрибут всех отечественных танков. Такими устройствами будут оснащены и перспективные машины семейства "Армата".


Современные российские танки Т-80У и Т-90 преодолевают по дну водную преграду.

Как отмечает известный военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский, танки, идущие под воду, это не только зрелищно, но и связано с многомесячной подготовкой, определенным риском, в конце концов, сильным стрессом для экипажа.


Занятия по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище. Подготовка изолирующих противогазов ИП-46М (Мураховский сидит первым справа, фото
из архива Виктора Ивановича)

"Впервые с этим я столкнулся в военном училище. Все начиналось с занятий по легководолазной подготовке. Это был как теоретический, так и практические курсы. Учились работать в изолирующих противогазах, в то время у нас были ИП-46 и ИП-46М. Сначала мы тренировались на суше – отрабатывали запуск, перевод в боевое положение, другие операции. Затем в бассейне, на глубине порядка 2-2,5 метров. Сначала простейшие действия – хождение под водой. Затем уже посложнее: перенос трака танка, установка и закрепление троса на буксирном крюке танка. Бассейн был специально для этого оборудован.

Следующий этап — это тренировка затопления танка и выхода из него. Для этого был специальный тренажер. Он представлял собой макет отделения управления и боевого отделения. Там мы также вначале тренировались по переводу противогаза в боевое положение, затем затоплению танка и выходу из него. Завершающий этап — действия в случае неисправности противогаза.

После прохождения всех этих этапов тренировок начались уже практические занятия на боевой технике. Это происходило на реке Мёша, неподалеку от Казани. Форсировали эту реку мы на танках Т-55 и Т-62, действуя в качестве членов экипажа.


Занятия по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище. Танки Т-55 с установленными трубами-лазами (фото из архива В.И. Мураховского)

Сначала с учебно-тренировочным оборудованием, когда на танк устанавливается труба-лаз, которая позволяла выходить из танка без его затопления. Затем работа с так называемым "боевым" оборудованием подводного вождения танка (ОПВТ), когда воздухопитающая труба небольшого диаметра устанавливалась вместо снятого прибора наблюдения заряжающего. Работы по полной подготовке танка к преодолению водной преграды под водой на машинах Т-55, Т-62 занимали 30-40 минут.

Без приключений у нас не обошлось. Я уже не помню точно дату, но на одном из таких занятий гирополукомпас и ТПУ на танке Т-62 вышли из строя, и машина попала мимо прохода в обрывистом берегу на выходе из воды, в результате танк перевернулся под водой. Двигатель заглох, аккумуляторные батареи попадали, освещение в танке погасло, аварийное освещение тоже отрубилось. Связи нет. Мы спокойно без паники одели противогазы, согласно инструкции вытащили триплекс, чтобы танк затопить, а он не затопляется, потому, что лежим кверху брюхом, и все забито песком. Пришлось расстопорить люк в днище, который еще называют "паникерским", оттуда хлынул поток воды, в это время все 4 человека собрались в боевом отделении, потом вышли наружу. Как оказалось, слой воды над днищем был лишь сантиметров десять, гусеницы вообще торчали над водой.


Легководолазная подготовка танкистов с изолирующими противогазами ИП-5 ( фото из архива В.И. Мураховского)

В дальнейшем в войсках фундаментальные знания и практические навыки, которые получили в училище, здорово помогли. Должен сказать, что в танковых войсках вопросам форсирования водных преград, движения танков под водой, преодоления водных преград на гусеничных самоходных паромах и понтонно-мостовых парках уделялось очень большое внимание. Тема была ключевой. Мне трудно даже припомнить учения в масштабе полка и дивизии по наступательной тематике, на которых бы не отрабатывалось преодоление водных преград.

Мне приходилось ходить под воду на Т-55, Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. У всех этих машин есть свои особенности в подготовке к форсированию, свои особенности во время движения, но в целом подготовка танкистов, экипажа – практически одна и та же. Начинается все с теоретической подготовки, изучения ОПВТ, тренировок по его установке, потом бассейн, затем в макете танка отрабатываются мероприятия по затоплению и выходу.


Бассейн для легководолазной подготовки в учебном танковом полку (фото из архива В.И. Мураховского)

Должен сказать, что по моим наблюдениям за солдатами-срочниками, которые служили в танковых войсках, тема действий под водой в изолирующем противогазе, затапливание в танке, выход из него, была одной из самых стрессовых, примерно на уровне стрельбы штатным снарядом и метания боевых гранат из танка.

— Какой танк показался наиболее приспособленным для преодоления водных преград?

— С точки зрения установки оборудования, затрат времени, надежности – на мой взгляд, это Т-72, хотя бы по той причине, что, во-первых, там воздухопитающая труба одна, и она достаточно скромных габаритов. На выпуске устанавливаются клапаны. На Т-64 приходилось ставить 2 трубы – одну воздухопитающую, а одну на выхлопе – потому что двухтактный дизель плохо переносил сопротивление на выпуске.


Бассейн для легководолазной подготовки в учебном танковом полку (фото из архива В.И. Мураховского)

На Т-80 воздухопитающая и выпускная трубы — большого диаметра, и было больше шансов повредить их.

Я должен отметить, что перед входом под воду действует контрольно-технический пункт. Танк подходит к урезу воды, тормозит. Его осматривают снаружи, чтобы оборудование было в целости и сохранности. И когда у нас появились Т-64Б и Т-80, бывали случаи, когда танк приходилось заворачивать, в силу того, что обнаружились какие-то повреждения на оборудовании ОПВТ, обычно – нарушение уплотнения выпускной трубы. Ведь удаление района герметизации от реки нередко составляло несколько километров, и пока танк двигался к берегу, на трубы действовали сильные нагрузки, ведь танковый маршрут – это далеко не асфальт.

— У Т-72 ведь ограничение на преодоление рек не шире 1 километра?

— Да, из-за того, что система охлаждения у него замкнутая, воздух на охлаждение радиатора под водой не поступает и возможен перегрев двигателя. Но, я скажу, что водные преграды в 1000 метров найти на территории Западной Европы практически невероятно, а опыт форсирования Днепра, там ширина была порядка 700-800 метров, на учениях 1967 года, показал, что двигатели семейства В2 спокойно выдерживают такие условия. То есть это не критичное и не смертельное ограничение, оно скорее техническое, чем тактическое, потому что практически водные преграды такой ширины и не встретились бы.


Занятия по легководолазной подготовке в бассейне (фото из ахива В.И. Мураховского)

- На каких мероприятиях было самое запомнившееся преодоление?

— Много таких мероприятий запомнилось, например, в Прибалтике переправа через замерзшую реку Неман на танке Т-72 во время полковых учений. Это было, по-моему, зимой 1978 года. В ходе учений, когда мы подошли к Неману, батальон ушел на маршрут, который от мостовой переправы находился ниже по течению. Там была поставлена задача, что батальон преодолевает Неман по дну, выше по мосту проходят не плавающие машины, а ниже нас по течению мотострелковый батальон преодолевает реку по льду.


Мураховский после форсирования реки Неман под водой на танке Т-72 (фото из архива Виктора Ивановича)

- Да, впереди боевые машины пехоты по льду, за ними цепью пехота. Наш танковый батальон пошел под воду, лед для нас на Немане взорвали саперы, они у верхнего уреза майны на своих лодках и катере БМК ловили оторвавшиеся льдины, чтобы они не снесли воздухопитающие трубы танков. Вот такая методика была.

— То есть максимально приближенно к боевым условиям, без всяких скидок…

— Конечно, без всяких скидок. Мы успешно задачу выполнили, но пехота одну БМП утопила. Она на подходе к берегу, задрав корму, ушла под воду, хорошо что на БМП в это время были только механики водители в спасательных жилетах, мехвод удачно выплыл. А эту БМП достали только весной, когда лед растаял.


Трехтрубный "пароход": танк Т-80 с установленными трубой-лазом, воздухопитающей и выпускной трубами (фото из архива В.И. Мураховского)

- Ширина Немана какая была?

— Ширина Немана в том месте, наверно, метров около 300.

Еще запомнилось форсирование Эльбы в Германии. Командовал тогда главком Зайцев, Митрофан Митрофанович, и наш полк на объединенных учениях был передовым отрядом дивизии, форсировал в максимальном темпе Эльбу, которая по оперативным планам изображала из себя реку Рейн.

Масштаб и жесткость спроса запомнились особенно, там были реальные удары авиации и артиллерии по противоположному берегу и высадка тактического воздушного десанта с вертолетов — роты отдельного десантно-штурмового батальона армии, а также форсирование вплавь мотострелкового батальона на БМП-2.


Занятия по подводному вождению на танках Т-64А (ГСВГ, фото из архива В.И. Мураховского)

Два батальона танков от нашего полка форсировали Эльбу по дну с целью выхода на плацдарм, захваченный десантниками, расширения этого плацдарма, обеспечения переправы главных сил и развития наступления дивизии.

Митрофан Митрофаныч возмутился, мол, что это за детские игры у нас. По условиям мирного времени преодоление водных преград происходило так: один танк на выходе из воды на противоположной стороне, один танк в реке, один танк на входе. Это требования безопасности, ведь эвакоспасательная группа одна на маршрут.


Форсирование реки Эльба под водой на танках Т-64А (ГСВГ, фото из архива В.И. Мураховского)

Генерал Зайцев дал команду: давайте по-боевому, и в итоге было так: у нас один танк на выходе, один на входе, и три в реке. Это огромная ответственность, конечно, для командира батальона, который лично управляет движением танков под водой. Для всех танкистов это большое напряжение и испытание мастерства, это очень сложно согласованно управлять пятью машинами. Ведь механик водитель под водой ничего не видит, он только слушает команду управления, и экипаж – так же. Комбат должен ювелирно руководить всем процессом, чтобы не допустить столкновения танков под водой, ухода с маршрута, следить за работой контрольно-технического пункта и выполнять еще ряд задач. Но все прошло более чем успешно.


Переправа танка Т-55 на гусеничном самоходном пароме (фото из архива В.И. Мураховского)

Батальон Т-64 мигом пролетел эту водную преграду. Примерно через 30 минут все танки были на противоположном берегу. Мы свою задачу выполнили.

Вообще под воду в танке ходил много раз, ведь каждый год проводились минимум дважды занятия по подводному вождению и одно-два учения с форсированием водной преграды. Поэтому разных острых ситуаций, интересных эпизодов осталось в памяти немало. Были в этих мероприятиях и моменты, запомнившиеся своей красотой.


Современный российский танк Т-90А с ОПВТ (фото из архива Алексея Хлопотова)

Вот представьте: ночь, берег реки, ни огонька. Слышен только рев двигателей подходящей к воде колонны танков. Постепенно проявляются темные силуэты машин с трубами ОПВТ. Первая машина тормозит у КТП, мелькает синий фонарик техника – отмашка, танк пошел под воду. Звук работающего двигателя исчезает. И дальше в тишине только красный огонек на трубе «плывет» поперек реки. Пошел следующий танк, еще один… и на противоположном берегу постепенно выстраивается цепочка «светлячков». Картина незабываемая.

— "Армата" будет ходить под водой?

— Это обязательное требование для перспективного танка. Возможность преодоления водных преград по дну должны получить практически все машины этого семейства тяжелой бронетехники.


Т-90А готовится к преодолению водной преграды (фото Алексея Хлопотова)

ФОРСИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД - Студопедия

ФОРСИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

Встречающиеся в ходе наступления водные преграды отделение при действиях на

боевой машине пехоты (бронетранспортере) форсирует с ходу. При активных действиях

авиации противника пулеметчик может находиться в открытом люке машины в готовности

к уничтожению воздушных целей и расчетов противотанковых средств противника, распо-

ложенных на противоположном берегу.

Для движения на плаву боевые машины пехоты готовятся в два этапа предваритель-

ный и окончательный. При преодолении БМП водной преграды механик-водитель под ру-

ководством командира машины обязан:

При предварительной подготовке (в исходном районе) проверяются:

— затяжки всех крышек люков и пробок на днище машины;

— работа клапанов защиты двигателя;

— работа водооткачивающих средств;

— работа волноотражательного щитка.

Далее укладываются буксирные тросы.

При окончательной (непосредственно перед входом в воду) подготовке:

— закрываются все заслонки, бойницы и все крышки люков задраиваются (люк в

башне оставляется открытым);

— поднимается труба забора воздуха и воздухоочиститель;

— проверяется положение рукоятки заслонки воздухоочистителя, которая должна

стоять в положении «З» (закрыто) на стопоре;

— закрывается клапан отсоса пыли из воздухоочистителя;

— вместо среднего смотрового прибора механика-водителя устанавливается смотро-

вой прибор с большой перископичностью;

— отвязывается конец канатика буя;

— поднимается волноотражательный щиток;

— устанавливаются ручным приводом подачи топлива повышенные обороты колен-

чатого вала двигателя;

— включаются водооткачивающие насосы;

— включается выключатель «Плав» на щитке механика-водителя (при работающем

По подготовке БТР проводятся следующие мероприятия:

— проверяется давление в шинах (должно быть 0,75 кг/см2), заслонка водометного

движителя, работа волноотражателя;

— проверяется наличие заглушек в днище и свободный ход передних колес, работа

водометного движителя на суше.

Действия механика-водителя (водителя) при форсировании водной преграды .

— вводить машину в воду с поднятым волноотражательным щитком, с пологого бе-

рега на второй передаче, а с крутого берега на первой передаче, не допуская свободного

скатывания; после всплытия машины продолжать движение в выбранном направлении, учи-

тывая поправку на скорость течения реки;

— движение на плаву совершать на третьей или второй передаче; если при движении

на третьей передаче вода начнет переливаться через волноотражательный щиток, плавно

снизить обороты двигателя или перейти на вторую передачу;

— повороты машины и движение задним ходом осуществлять теми же органами

управления и приемами, что и на суше;

— при наезде на подводные препятствия снизить обороты, включить передачу задне-

го хода и осторожно сойти с препятствия;

— на спокойной воде двигаться перпендикулярно к линии берега на второй переда-

— при течении воды до 0,8 м/с — под острым углом на первой передаче при макси-

мальных оборотах двигателя.

При преодолении БТР водной преграды необходимо:

— входить в воду с поднятым волноотражателем на первой или второй передаче, с

включенной понижающей передачей в раздаточных коробках и давлением в шинах колес

— движение на плаву осуществлять с помощью водометного движителя; на мелко-

водье, когда колеса касаются дна, кроме водометных движителей включать первую или

— повороты производить с помощью передних колес и водных рулей;

— для движения задним ходом сбросить обороты двигателя, выключить сцепление,

закрыть заслонки водомета, включить сцепление при одновременном увеличении числа

— для достижения максимальной скорости движения на плаву полностью выжимать

педаль дроссельных заслонок;

при подходе к берегу до касания колесами грунта включить первую передачу

и увеличить число оборотов двигателя, машину направить перпендикулярно к линии берега

и не останавливать до выхода всех колес на твердый грунт.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Журнал Техника и вооружение 2006 № 09 - стр 21

Журнал "Техника и вооружение" 2006 № 09

Были также случаи (насчитали не менее трех) затопления в ванне "объекта 915" (БМД-1). Один из них произошел по вине рабочего, монтировавшего полчки на днище. При сверлении бонки, к которой болтом крепится полик, он сделал сквозное отверстие, "пройдя" сверлом днище. При испытании в ванне полики должны сниматься. Стропами погрузит машину в ванну для замочки, ослабили стропы, не снимая их с крюка крана, и пошли на обед. А струя тем временем била в крышу машины…

Точно так же развивались события и в другом случае. Только на этот раз причиной течи стал сквозной провар короба эжектора - результат попытки устранить обнаруженную трещину".

Даже при проведении весьма ответственных работ имели место подобные случаи. Об одном из них сообщил Николаев Павел Михайлович, начальник отдела закрытого предприятия в г. Феодосии:

"Август 1983 г. Десантирование "объекта 915" без экипажа с самолета на море. На БМД забыли установить одну из сливных пробок. Приводнившись, машина стала принимать воду и примерно через полтора часа затонула с дифферентом на корму. Поднять ее удалось через сутки с помощью плавучего подъемного крана".

Надо также помнить о возможной встрече с неньютоновской жидкостью.

Так, работник комбината "МИР", бывший солдат спецназа, вспомнил такой случай (стоит сделать поправку на то, что рассказ записан в сентябре 1993 г.). Где-то примерно в 1970 г. он привлекался на сборы в учебном центре "Геок- Тепе" под Ашхабадом. По ходу сборов им показывала действия разведоргана на машине, "напоминавшей БМП-1". Прямо на глазах у рассказчика машина совершила намеренный прыжок с обрыва (5–7 м) в Сыр-Дарью. Машина приводнилась на днище и мгновенно затонула. В дальнейшем выяснилось, что при ударе о воду "выбило" из корпуса вставку между нижним лобовым листом и листом днища. Люди, находившиеся в машине, были контужены, но все выплыли - спецназ есть спецназ!

Такой момент: когда через день-два машину выволокли из реки на берег, то обнаружилась неслабая проблема: как удалить из нее ил, осевший внутри корпуса. Ремонтники остановились на том, что сымпровизировали гидромонитор.

Эта история приведена мной для того, чтобы понятнее стала следующая, записанная со слов одного из инженеров рекламационной службы ВгТЗ.

Находясь в командировке в одной из частей ВДВ, дислоцированной в Прибалтике, он стал свидетелем необычного явления. Каждый раз при преодолении противотанкового рва во время учебных заездов БМД-1, в которой он находился, заполнялась пульпой (жидкой грязью в консистенции сметаны). Поступление пульпы происходило через лючок подогревателя, из которого выбило крышку. Машина успевала проскочить ров, но при этом пульпа покрывала практически все днище обитаемых отделений и поднималась до уровня выше опор балансиров. Никому и в голову не пришло очистить машину в конце рабочего дня. Наутро рассказчику пришлось затратить немало усилий, чтобы предотвратить попытку поплавать на машине, на днище которой скопилось не меньше полутонны ила.

Еще следует помнить, что вода бывает ледяной. Так, упомянутый выше подполковник Валиулин рассказывал (записано в августе 1985 г.):

"Дело было поздней осенью. Мокрый снег. Вододром Кубинки. Испытания "объекта 916" (БМД-2) на плаву после замены двигателя. Двигатель внезапно заглох. Как выяснилось позже, на заводе из трубок топливопроводов после их покраски не извлекли защитные бумажки, которые постепенно разбухли и перекрыли поступление топлива. Через МЗД в МТО стала потихоньку поступать вода. Заработала водооткачка. Работала, пока не сели аккумуляторные батареи. Машину ветром отнесло к берегу, но в такое место, где с большим трудом мог подойти тягач. Так как было холодно, а машина уже притопла, да так, что штатно взять ее на буксир без погружения человека в воду стало невозможным, зацепить за петлю ПРС, которую и вырвали "с мясом". А нырять все-таки пришлось".

При разработке плавающей БТТ нам следует примириться с тем, что полностью исключить аварии машин-амфибий на воде вряд ли возможно.

Для специалистов, размышляющих о способах защиты "от дурака", думаю, будут интересны такие два случая.

1960-е гг. Гарантийные испытания "объекта 740Б" (танк ПТ-76Б) на плаву в прирусловом озере Дона. Лето. День. Маш ина находилась на плаву. Приткнута к берегу. Из экипажа - один механик-водитель. Он отвел машину от берега задним ходом, затем быстро переключился на передний ход, дал "полный газ" и стал резко разворачиваться, одновременно поднимая штурвалом волноотражательный щит. Люк механика- водителя был открыт. В этот момент налетел шквал. На нос машины накатилась "здоровенная" волна. Эта волна, полуоткрытый волноотражательный щит и большая скорость перемещения танка привели к захлестыванию машины. Она мгновенно получила дифферент на нос и стала уходить в воду. Механик- водитель успел заглушить двигатель, выскочить в свой люк и пробежать на корму. Здесь он осмотрелся и, убедившись, что машина тонет, бросился вплавь и благополучно добрался до берега. Что, кстати, удивительно, так как до того он плавать не умел. Машина затонула на глубине 5–6 м. Танк извлекли изводы через сутки. Из-за того, что механик-водитель не успел выключить "массу"(т. е. остались включенными аккумуляторные батареи), все электро- и радиооборудование окислилось, и его пришлось заменять по/шостыо.

Причина аварии очевидна - "гусарствоо водителя-иаштателя, решившего продемонстрировать самому себе, каконловок. Правда, в официальных документах все было списано на шквал.

1976 г. Учебный центр где-то в Сибири. Лето. День. Старший лейтенант, близкий к начальству, исполнял роль офицера для особых поручений, присматривая за группой кинематографистов МО, что-то там снимавшей. Скучал. Подошел к старту, где начиналась учебная трасса, и, пользуясь своим особым положением, в одиночку сел прокатиться на БМП-1 (будучи при этом, замечу, в форме "для строя"). На трассе ему встретилось озерцо. Хоть и лесное, но берега глинистые, не дерн. Решил еще и поплавать. Тут-то и обнаружилось, что машина учебной группы к плаву, естественно, не готовилась и протекает, как дуршлаг. Через десантные двери текло аж с журчанием. При попытке выбраться на берег машина скатилась, при этом нос резко погрузился в воду, а двигатель заглох. Машина еще поплавала с четверть часа и затонула с креном на правый борт. При этом из воды торчала половина башни, на крыше которой и находился наш "герой", пока его оттуда не сняли. Кстати, старлею сильно повезло, так как глубина озера вообще-mo доходила до 10 м.

Машину извлекли примерно через 12 ч тремя танками цугом. У двигателя потопленной БМП наличествовал гидроудар из-за того, что на МЗД отсутствовали пружины. Все электро- и радиооборудование было выведено из строя, восстановить его не удалось.

Как-то так получилось, что виновник аварии не получил взыскания.

Для спецов по защите "от дурака" хочу подчеркнуть, что последний изложенный эпизод был записан со слов самого "героя", который, став к тому времени майором, не испытывал ни малейших угрызений совести за содеянное. Более того, явно любовался собой, таким молодым и отчаянным! Как это можно делать, вспоминая себя приплясывающим в начищенных сапогах на крыше башни посреди лесного озера - ума не приложу. И предложений по защите от таких случаев тоже не имею!

И напоследок. В 1986 г. в библиотеке бронетанковой академии мне выдали Руководство по преодолению водных преград танками, БМП и БТР, введенное в действие приказом Главкома СВ. В нем мое внимание привлекла статья, в которой было сказано, что подготовка ПлБМ к преодолению водных преград слагается из предварительной и окончательной.

Предварительная - во время остановок на марше или в исходном районе.

Окончательная - непосредственно перед входом в воду.

При этом объем работ - согласно ИЭ.

В предвидении форсирования водных преград ПлБМ должны проверяться "замочкой", при которой "вскрываются такие недостатки в герметизации, как нарушения уплотнений в люках днища, перекосы кормовых дверей или потеря эластичности резиновых уплотнений карданов".

Далее оговаривался порядок "замочки": "В машине, полностью подготовленной к движению на плаву, занимает свое место механик-водитель (водитель) в спасательном жилете. Для страховки к машине подцепляют трос бронетягача. После этого механик-водитель (водитель) направляет машину в воду и останавливает ее, когда она находится еще на грунте, на 2–3 мин. Если не обнаружится струйного проникновения воды в машину, то по команде руководителя движение продолжается. Вторая остановка на 3–5 мин делается после всплытия машины, где механик-водитель (водитель) снова просматривает места струйного проникновения воды. Затем машина выходит (эвакуируется) на берег".

Вот такой военно-бюрократический шедевр, про который для усиления эффекта от грандиозной картины "Замочка" танковой армии в предвидении…" необходимо сказать еще две вещи.

1. Хотя упомянутое Руководство выглядит "овечкой", где область применения - лишь преодоление водных преград, внутри документа говорится о форсировании, т. е. о преодолении водных преград с боем. Это не что иное, как попытка "подрегулировать" Боевой Устав СВ.

2. Что называется, "не отходя от кассы", мной был проведен опрос моих однокашников по академии из числа заместителей командиров батальонов (на БМП) по технической части. Никто из них не только не держал в руках это Руководство, но даже не подозревал о его существовании.

Выводы пусть каждый делает сам.