Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения img-1

инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения

3.3 Отстранение от работы работника, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда

Охрана труда предусматривает право каждого работника на обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты при выполнении своей работы (п. 3 ст. 222 ТК).

Обеспечение работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организация надлежащего хранения и ухода за этими средствами - это непосредственные обязанности нанимателя при организации труда работников (п. 8 ст. 55 ТК).

Использование предоставленных нанимателем работнику средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) – это обязанность работника (п. 5 ч. 1 ст. 53 ТК). Согласно п. 3 ст. 232 ТК работник обязан использовать и правильно применять предоставленные ему СИЗ, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо нанимателя. В случае непредоставления работнику СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, он имеет право отказаться от выполнения порученной работы. При этом работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться ПВТР, за исключением выполнения вышеуказанной работы (п. 6 ст. 222 ТК).

Если же работник приступает к работе без использования СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, наниматель обязан отстранить (не допустить) работника к работе в соответствующий день (смену) (п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК). При этом необходимо удостовериться в том, что обязанности нанимателя по обеспечению СИЗ полностью выполнены - работник был должным образом обеспечен СИЗ, они не были испорчены, срок их эксплуатации не истек и т.д. В противном случае отстранение может быть признано незаконным и наниматель будет вынужден выплатить работнику заработную плату за время вынужденного прогула[54,c.108].

Приведем пример. Паяльщик по свинцу 2-го разряда, работающий в сфере производства химических волокон, был отстранен от работы в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК в связи с неиспользованием противогаза фильтрующего. Работник обратился в суд с требованием выплатить ему заработную плату за время вынужденного прогула в связи с тем, что противогаз фильтрующий был изношен и не мог быть использован при проведении работ, а наниматель не произвел своевременную замену.

Требования работника были удовлетворены, т.к. в соответствии с п. 5 примечаний к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в производстве химических волокон и изделий из них, утвержденным Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.06.2004 № 80, противогаз фильтрующий подлежит замене при истечении времени защитного действия, сроков службы, хранения, эксплуатации, а также при несоответствии значений показателей качества, определяющих его защитные свойства. В соответствии с п. 8 ст. 55 ТК наниматель обязан обеспечить работника СИЗ и организовать надлежащее хранение и уход за этими СИЗ. В данном случае свои обязанности наниматель не выполнил - противогаз фильтрующий был изношен и работник не мог им воспользоваться.

При отстранении работника от работы в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК руководитель структурного подразделения, в котором трудится работник, обязан уведомить нанимателя о необходимости отстранения работника от работы в связи с неиспользованием им СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

После докладной записки целесообразно затребовать объяснения работника, в которых должно быть указано, по какой причине работник не воспользовался СИЗ, предоставленными нанимателем, при осуществлении своей трудовой функции, т.к. в случае отсутствия у работника СИЗ либо их ненадлежащего состояния вина в неиспользовании работником СИЗ лежит на нанимателе.

В случае отказа работника от дачи объяснений составляется соответствующий акт об отказе от дачи объяснений по факту неиспользования СИЗ.

После получения от работника необходимых объяснений издается приказ об отстранении.

При отстранении работника от работы в связи с неиспользованием СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, по вине работника к последнему возможно применение мер дисциплинарного взыскания в соответствии с главой 14 ТК.

За время отстранения от работы в связи с неиспользованием СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, заработная плата не начисляется (ч. 4 ст. 49 ТК).

В трудовую книжку запись об отстранении не вносится (глава 2 Инструкции о трудовых книжках).

В табеле использования рабочего времени период отстранения отмечается в соответствии с утвержденными в организации обозначениями, например ОР - отстранение от работы.

Если работник отстранен от работы не с начала рабочего дня, в табеле может проставляться кроме фактически отработанного количества часов через дробь количество часов, на которые работник был отстранен от работы (если такой порядок утвержден нанимателем)[54,c.109].

Пример. Ежедневная продолжительность рабочего времени работника составляет 8 часов. Работник отработал 4 часа и на последующие 4 часа был отстранен от работы. В ячейке табеля в этот день может указываться - 4/4 ОР.

После того как работник начнет использовать выданные ему СИЗ, он должен быть допущен к работе, о чем издается соответствующий приказ о допуске к работе в связи с использованием СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Таким образом, по вопросу использования средств индивидуальной защиты в законодательстве установлена взаимная обязанность сторон трудового договора.

В частности, в силу пункта 8 части первой статьи 55 ТК при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами.

3.4 Отстранение от работы работника, не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством

Конкретные обязанности нанимателя не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, закреплены в пункте 4 части второй статьи 49 ТК.

Статья 226 ТК, возлагая на нанимателя обязанности по обеспечению охраны труда, обязывает его, в том числе обеспечивать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья (пункт 10 статьи 226 ТК). На реализацию данной обязанности нанимателя направлены нормы статьи 228 ТК, других нормативных правовых актов. В частности, Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее - Инструкция № 47)[30], устанавливает порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц (далее - медосмотры), поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.

Согласно пункту 6 Инструкции № 47 медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся с целью:

- определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;

- предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

- динамического наблюдения за состоянием здоровья;

- своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;

- профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.

Обязанность работника проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры закреплена в пункте 4 статьи 232 ТК.

Если работник в установленном порядке не прошел медосмотр, то наниматель обязан его отстранить от работы на весь период до его прохождения.

В том случае, если работник прошел медосмотр, но признан непригодным выполнять работу по трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, и нуждается в предоставлении другой работы, то, отстраняя такого работника от работы, наниматель обязан решить вопрос о переводе, с согласия работника, на другую имеющуюся работу, которую работник по состоянию здоровья может выполнять. При отказе работника от перевода либо отсутствии соответствующей работы, на которую его можно перевести, работник подлежит увольнению по пункту 2 статьи 42ТК.

В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее - освидетельствование).

Отметим, что к работающим в соответствии с абз. 15 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» относятся:

- физические лица, работающие по трудовым договорам;

- физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;

- физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами;

- военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой;

- физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[30].

Приложением к совместному Постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» утвержден Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Порядок проведения освидетельствования определен в Инструкции об освидетельствовании[31].

Помимо вышеназванного обязательного освидетельствования работодатель имеет право проводить освидетельствование работающих в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (абз. 3 ч. 1 ст. 18 Закона № 356-З, ч. 2 п. 2 Инструкции об освидетельствовании).

В соответствии с п. 4 Инструкции об освидетельствовании основания полагать, что работающий находится в состоянии опьянения, являются достаточными при наличии одновременно 3 и более следующих признаков состояния опьянения:

- запах алкоголя изо рта;

- выраженное изменение окраски кожных покровов лица;

- затруднения при сохранении равновесия;

- сужение или расширение зрачков глаз, спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону.

Освидетельствование на предмет нахождения работающего в состоянии наркотического или токсического опьянения проводится в случае, если имеются признаки состояния опьянения, однако состояние алкогольного опьянения не установлено (п. 6 Инструкции об освидетельствовании).

Расходы по проведению освидетельствования работников несет наниматель (п. 17 Инструкции об освидетельствовании).

Само освидетельствование согласно п. 7 Инструкции об освидетельствовании проводится путем предложения работающему совершить необходимые манипуляции в присутствии уполномоченного работника в соответствии с инструкцией по эксплуатации прибора и (или) экспресс-теста, принятой изготовителем.

На практике возможна ситуация, когда работающий отказывается от прохождения освидетельствования. При этом отказом от прохождения освидетельствования является (абз. 5 п. 3 Инструкции об освидетельствовании):

- выраженное в письменной или устной форме несогласие работающего проходить в установленном порядке освидетельствование в целом.

- отказ работающего от выполнения указаний работника, уполномоченного на проведение освидетельствования, касающихся освидетельствования.

Отметим, что в соответствии с п. 9 Инструкции об освидетельствовании при выявлении по результатам освидетельствования у работающего состояния опьянения, уполномоченным на проведение освидетельствования составляется акт проведения освидетельствования. В указанном акте в соответствии с абз. 9 п. 10 Инструкции об освидетельствовании помимо прочего содержатся сведения об отметке уполномоченного работника об отказе работающего от проведения освидетельствования, от взятия пробы и (или) от сдачи биологического образца (образцов). Соответственно, такой акт следует оформлять и при отказе работающего от проведения освидетельствования, от взятия пробы и (или) от сдачи биологического образца (образцов).

После составления акт проведения освидетельствования незамедлительно направляется работодателю уполномоченным на проведение освидетельствования (п. 9 Инструкции об освидетельствовании).

Отметим, что отказ работающего от прохождения освидетельствования в соответствии с п. 16 Инструкции об освидетельствовании является основанием для отстранения его от работы в соответствующие день, смену.

Помимо отказа от прохождения освидетельствования работающий может не пройти освидетельствование.

Пример. В связи с употреблением вечером накануне рабочего дня спиртного у водителя автомобиля при прохождении освидетельствования в парах выдыхаемого воздуха было обнаружено 0,6 промилле. В связи с вышесказанным указанный работник был отстранен от работы.

Согласно ч. 1 п. 11 Инструкции об освидетельствовании по результатам освидетельствования в отношении работающего работодателем принимается одно из следующих решений:

- о допуске к работе;

- о недопуске к работе (отстранении от работы).

При этом нахождение работающего в состоянии опьянения является основанием для недопуска его к работе (отстранения от работы) (ч. 1 п. 11 Инструкции об освидетельствовании).

В случае, когда работающий не соглашается с результатами освидетельствования, проведенного уполномоченным на проведение освидетельствования, он вправе пройти его повторно в организации здравоохранения. Если по результатам повторного освидетельствования установлен факт отсутствия у работника состояния опьянения, он по прибытии на место работы допускается к работе (п. 15 Инструкции об освидетельствовании).

Для принятия такого решения уполномоченный на проведение освидетельствования составляет докладную записку для информирования нанимателя о сложившейся ситуации, имевших место фактах и т.п. и содержащую предложения об отстранении работника от работы[31].

Отстранение оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации на основании докладной записки должностного лица и акта проведения освидетельствования.

Работник, отстраненный от работы, знакомится с приказом (распоряжением) под роспись.

Другие статьи

Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

Внимание! У вас установлена устаревшая версия браузера: Opera 11.10.

Использование устаревшей версии браузера потенциально опасно и может привести к некорректному отображению сайта.
Обратите внимание на то, что мы не проверяем работоспособность и не поддерживаем корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров.

Что же делать?
Вы можете самостоятельно или с помощью системного администратора вашей организации
скачать бесплатно и установить один из популярных современных браузеров:

мед. освидетельствование на предмет опьянения

Вопрос связан с реализацией ч. 3 ст. 27 Закона об охране труда (мед. осмотр согласно утвержденному перечню) или любого работника, вызвавшего подозрение?

Свиток: ч.3 чт. 27


Работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В настоящее время эти вопросы регулируют:
1. Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих;
2. Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.

В ч.2 п. 2 Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет. указано, что работодатель также имеет право проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Освидетельствование проводит уполномоченный нанимателем работник. Следовательно, нужен приказ (распряжение) нанимателя, который уполномачивает одного работника, а лучше нескольких работников на проведение мед. освидетельствования по выявлению наличия состояния алкогольного опьянения, наркотического или токсического опьянения. Лучше уполномочить несколько работников, например, руоводители структурных подразделений, мастера, инженер по охране труда (причина - удобство в реализации, режим рабочего времени различных работников, возможная удаленность структурного подразделения и т.п.).

Кроме того, наниматель, руководствуясь НПА, создает свою инструкцию по этим вопросам, учитывающую особенности организации и более продробно расписывающую процедуры и правила, в т.ч. в инструкции может определить перечень должностей, которые уполномочены проводить освидетельствование.

Ответ на вопрос. Данными действиями занимаются те работники, которых ннаниматель специально уполномочил.
Если инженер по охране труда уполномочен нанимателем проводить медицинское освидетельствование, то он вправе выполнять эти действия, руководствусь НПА, ЛНПА и инструкцией по эксплуатации прибора и (или) экспресс-теста, принятой изготовителем.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Согласно п. 4 инструкции о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих предсменный медицинский осмотр может проводиться:
- медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии у работодателя специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности;
- медицинским работником организации здравоохранения, иной организации, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности (далее - организации здравоохранения), на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и организацией здравоохранения.


Из смысла Инструкций:
- предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр работающих поводится медицинским работником, на эти действия требуется лиценнзия (у того, кто от своего имени проводит - работадатель, мед. учреждение)
- освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих проводит уполномоченное лицо с использованием приборов и (или) экспресс-тестов.

Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения дает работодателю выбор по данным профессиям: или предсменный медицинский контроль или освидетельствование. Первое требует медиков и лицензию, второе нет.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Только вот ни из текста Закона об ОТ, ни из текста Инструкции о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра, ни из текста Инструкции о порядке проведения освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, ни из текста Перечня работ (профессий), при выполнении которых требуются. нельзя понять кто и в зависимости отчего решает что проводить перед сменой - медосмотр или освидетельствование? Потому что везде стоит это загадочное слово "либо"!

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

#6[445940] 12 февраля 2014, 15:01

Энто специательно, шоб ничаво не понятно было. Для своих - в обход, а усем неразобравшимся - раскошеливайтесь.

Если серьезно, возможно, сознательный ход: хотят посмотреть как народ отреагирует на дополнительные расходы (бюджет пустоват). Если народ воспримет это бурно и с возмущением, скажут - на выбор, а если все тихо и покорно пойдут платить за роскошь общения с медицинским работником или массово получать лицензии, то подкорректируют.
Думаю, по этому вопросу еще много копий сломается.


Деньги по приборам и экспресс-тестам точно сделают, возможно, сделают свои люди (в один момент вынужденных потребителей этого товара возникло тысячи, потреблять будут постоянно).
Вот, мне интересно, до каких высот может взлететь себестоимость единицы белорусского товара (услуги), если чЭстно-пречЭстно выполнять все установленные благие нормы и правила.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

нашла ответ на свой вопрос ))))


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 "О некоторых вопросах проведения предсменного медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения"

5. Освидетельствование проводится работником, уполномоченным на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов. предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (далее – приборы), и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств и других веществ (далее – экспресс-тесты).

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

« Первая ← Пред. 1 След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться .

Порталы для специалистов
  • Бухгалтеру
  • Экономисту
  • Юристу
Наши партнеры

Повышение квалификации специалистов кадровых служб, тематические семинары. Тел. 209-59-59

Проводите ли вы экспертизу ценности документов?

На ваш взгляд, влияет ли тарифная система оплаты труда на мотивацию работника?

Как вы ориентируетесь в мире HR-показателей?

На какой срок продлеваются контракты в Вашей организации?