Руководства, Инструкции, Бланки

как вести дневник читателя образец img-1

как вести дневник читателя образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как и зачем вести читательский дневник?

Как и зачем вести читательский дневник?

Для человека образованного или получающего образование читать книги считается обычным делом. Плохо только то, что при постоянном чтении больших объёмов печатного текста информация, извлечённая из книг, тем более, нигде не записанная, очень быстро затирается, и её уже невозможно извлечь на поверхность сознания.

Это очень печально, особенно если вдруг на экзамене по литературе, а на гуманитарных факультетах бывает по два экзамена на семестр (литература зарубежья и литература русская), вам придётся вспомнить главного героя или сюжет художественного произведения. Если же речь идёт о какой-либо публицистической книжке, то тем более важно? чтобы в вашей голове осталась какая-то структура того знания, которое в ней содержится.

Как же записать и организовать своё чтение для досуга и для профессиональной деятельности в систему, чтобы не затерялось в памяти ничего полезного и важного и чтобы при надобности оказалось под рукой? Как структурировать эти записи и как ими пользоваться впоследствии? В мире информации мы уже не супергерои, потому что наш мозг не всегда достаточно натренирован на то, чтобы запоминать, хватило бы времени обработать поданное. Это становится всё очевиднее, особенно для жителей мегаполисов.

Как известно, у нас есть память оперативная и долговременная, но для того чтобы включилась вторая, требуется некоторое усилие. Выучить стихотворение и прочитать его на следующий день несложно, а вот вспомнить его спустя две недели или месяц уже практически невозможно, тем более если всё это время оно было не востребовано вами, то есть не прочитывалось заново.

Система читательского дневника работает некоторой шпаргалкой, которую вы будете использовать, чтобы заставить работать вашу долговременную память. Для этого вам потребуется завести специальную тетрадь, в которую вы будете заносить свои мысли о прочитанных книгах, а также краткое их содержание и некоторые выбранные вами цитаты, если, конечно же, такие будут. Самой простой схемой заполнения такой тетради можно назвать «Список прочитанного». В ней вы можете просто перечислять все те книги или произведения, которые вы читали, и давать краткий комментарий в одну-две строки о ваших впечатлениях. При таком методе вы не всегда сможете быть уверены в том, что вспомните спустя время о содержании книги. Хорошо, если она есть у вас на полке, а если она была взята в библиотеке или у друга, то уже будет сложнее пересказать кому-либо, в чём её суть.

Более сложная модель читательского дневника предполагает не только названия и ваши впечатления, но и краткое содержание, в котором имеются имена главных героев и общая сюжетная линия. Для людей, обладающих гуманитарным знанием, я думаю, будет полезно выделить тему произведения, его идею и определить композиционную структуру. Для тех же, кто читает художественную литературу исключительно для собственного удовольствия, можно и опустить эти пункты.

Литературу нехудожественного характера лучше запечатлевать в дневнике тезисно, то есть выделяя основные моменты и при необходимости проясняя их. Записывать своё впечатление о таких книгах не так важно и почти не имеет смысла, а вот определять их значимость для вас и возможности применения стоит обязательно.

Не забывайте и того, что читательский дневник лучше заполнять сразу же после прочтения или же на следующий день, и желательно иметь под рукой текст, чтобы подглядывать в него, освежать в памяти важные места.

Спустя какое-то время нужно пролистать свой дневник, перечитать важные или нужные страницы, чтобы закрепить впечатления в долгосрочной памяти. Также лучше всего в самом конце тетради составлять список тех произведений, которые вы занесли в дневник, с указанием номера страницы, где идёт описание. Это поможет вам в будущем легко ориентироваться по дневнику чтения.

Расширяйте свой кругозор и помогайте своей памяти, чтобы она вас не подводила.

Популярные видео

Другие статьи

Как вести читательский дневник?

Как вести читательский дневник?
  • Дневник или тетрадь
  • Разноцветные ручки и карандаш
  • Информация из прочитанных книг

Большинство людей нашей планеты любят читать книги и не могут жить без них. Это могут быть и книги по специальности, которые необходимо читать, и художественные книги для отдыха и общего развития. Читая книгу, хочется запомнить крылатые фразы, цитаты, имена героев и интересные факты, которые в ней описаны. Прочтя множество различных книг, человек теряет важную информацию, извлеченную из них. Чтобы этого не случилось, принято вести читательский дневник.

Больше всего запоминать цифры, даты и имена приходится студентам. Еще в первом курсе всем им предлагают написать читательский дневник. Он помогает им в учебе и дальнейшей карьере. Учителям и профессорам тоже необходимо иметь читательский дневник. Во время уроков, лекций и семинаров не нужно будет таскать с собой множество книг, их заменит читательский дневник с краткой информацией из каждой из них. Читательский дневник является некой шпаргалкой, которая помогает найти нужную информацию быстро и правильно.

У многих начинающих читателей часто возникает вопрос – как вести читательский дневник, чтобы в последствии, можно было различить художественную литературу, описанную в нем, от информации по специальности. Для этого лучшим вариантов является разделение дневника на три части. В первой записывать информацию по специальности (у кого формулы, у кого чертежи или даты). во второй части делать записи из художественных книг и статей, в третьей части - любимые стихотворения и отрывки из поэм.

Самой распространенной схемой, по которой можно заполнить читательский дневник является разделение страницы по названиям книг и статьей. Эта система очень проста и понятна. В первой колонке читатель заполняет название книги, во второй автора, в третьей (самой большой) пишет свои мысли и информацию, которая может пригодиться в будущем. Схема допускает и добавления новых колонок, читатель может добавить дату чтения и свою оценку той или иной книге. Оценка относится только к художественным произведениям, для гуманитарных и научных лучше подойдет критика профессионалов. Если прочтенная книга собственная и находится у читателя на полке, то можно добавить номер полки и ряда в которой находится книга. Также можно указать номер страницы(в книге) откуда взята цитата или отрывок. В самом начале дневника можно написать простой список книг, если тетрадь большая, то рекомендуется рядом с названием прописать номер страницы с пояснением. Читательский дневник лучше заполнять прямо после чтения, иначе можно потерять много времени на заполнение дневника.

Популярные видео

Мама для мам: Как помочь ребенку вести читательский дневник

Как помочь ребенку вести читательский дневник

Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя.

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

* дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.

* дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.

* дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

* ФИО автора произведения

* Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)

* В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?

* Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия. привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?

* Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.

* Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.

* Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

* Список критической литературы по произведению или автору.

* Выписки понравившихся фраз, выражений.

* Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Проверка читательского дневника

Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтение м и с читательскими дневниками систематически.

Как начать вести личный дневник - как правильно вести личный дневник

Как начать вести личный дневник

Ведение дневника — интересное и полезное занятие, нередко можно увидеть, как в разных фильмах герои ведут дневник. Да и многие люди любят делать записи. Вы решили попробовать освоить это занятие, но не предполагаете, как начать вести личный дневник? Это совершенно не трудно.

Зачем нужен личный дневник?

По каким причинам люди вообще заводят дневники? Зачем они это делают и чего хотят добиться?

  • Нередко дневник заводится в качестве инструмента для самоанализа. Человек ведет записи, делает какие-то пометки на протяжении всего дня, а вечером перечитывает и анализирует все события. Многие пишут о своих чувствах, эмоциях, стараясь разобраться в них. Часто дневники используются как средство для решения каких-либо психологических проблем. Например, борьбы со страхом или неуверенностью. Сначала владелец дневника пишет о том, что его тревожит, а потом пытается понять, как справиться с этим. Кроме того, многим становится легче, если выплеснуть эмоции на бумагу.
  • Некоторые люди просто любят порядок во всем, в том числе, и в мыслях. Делая записи в дневнике, они приводят мысли в упорядоченный вид, раскладывая все строго по полочкам.
  • Многим необходима возможность выговориться. Особенно это касается подростков, которые сталкиваются с проблемами взросления, а посоветоваться им не с кем, нет соответствующего окружения или родители не понимают. Да и взрослые люди часто прибегают к ведению дневника, чтобы выплеснуть накопившиеся эмоции.
  • Кто-то просто любит писать, им нравится сохранять воспоминания о каких-то событиях или записывать собственные стихи. Многие сопровождают записи рисунками, оригинальными наклейками, создавая из странички дневника настоящую композицию.

Совет: какая бы из причин вами не двигала, ведение дневника — это полезно и интересно, поэтому, если у вас возникло подобное желание, смело можете осуществить его.

Выбор подходящих предметов

Если вы решили завести дневник, то вам потребуется блокнот, тетрадь или записная книжка для того, чтобы описывать собственные мысли. Впрочем, вы можете делать это и в электронном виде, если работа с клавиатурой вам привычнее.

Как подобрать подходящую тетрадь или блокнот для дневника? Общих рекомендаций тут не существует, но одно можно точно сказать — выбирайте то, что вам больше всего нравится. Любите большие и основательные тетради? Возьмите одну из таких. Привыкли записывать мысли короткими фразами и предпочитаете минимализм? Тогда вам наверняка придется по душе небольшой карманный блокнот. Опасаетесь за сохранность своих секретов? Купите блокнот с замочком и храните ключ у себя. Просто опирайтесь на собственные предпочтения и вкусы, ведь вы выбираете вещь именно для себя, она должна вам нравиться и вызывать приятные ассоциации.

Кроме выбора самой тетради, будет неплохо подобрать и ручку. Можно купить разноцветные, чтобы выделять особо важные мысли и подчеркивать фразы. А если вы любите строгий стиль, то выберите солидную ручку с черной пастой.

Совет: если вы планируете брать дневник с собой в поездки или просто носить в сумке, то подберите что-то с твердой обложкой или дополнительно оберните выбранную тетрадь, чтобы она прослужила вам дольше.

Придерживаться режима или выбрать свободный полет?

Когда, наконец, дело доходит до самого процесса, то есть, написания заметок в дневнике, многие озадачиваются — а как часто писать? Надо ли это делать каждый день, а может несколько раз в день? Что будет, если пропустить пару дней?

Сколько писать — это целиком и полностью ваше решение. Главное — вам должно быть комфортно. Если вы чувствуете, что «вымучиваете» строчки, то лучше сделайте перерыв, чем заставлять себя через силу.

Впрочем, если ваш дневник служит какой-то важной цели — например, вы занимаетесь постоянным самоанализом, борьбой с какой-либо проблемой, то лучше все же писать каждый день, чтобы это приносило результат. Пусть даже сами записи будут небольшими, несколько строк — это тоже хорошо.

Как правильно вести личный дневник?

Общих правил не существует, вы можете писать о том, о чем захотите в любой форме, здесь нет шаблонов, которых необходимо придерживаться. Пожалуй, стоит отметить только то, что для удобства вам следует не забывать обозначать дату записи.

Сами записи могут быть обычными, вы можете сопровождать их рисунками, раскрашивать буквы или расклеивать на страницах забавные наклейки, лишь бы такой формат был удобен и нравился вам.

Тема записей — также целиком и полностью ваше дело. Вы можете записывать философские размышления о том, как добиться мира во всем мире или пожаловаться на злобного начальника и сплетниц из соседнего подъезда.

Где хранить дневник?

Не менее важный вопрос — куда положить дневник, чтобы его никто случайно не нашел? Это актуально для тех, кто живет вместе с семьей и не хочет, чтобы его секреты были прочитаны кем-то.

  • Можно убрать тетрадь в ящик с бельем, вряд ли там будет рыться кто-то кроме вас.
  • Носить дневник с собой — тоже неплохой вариант, его можно положить в сумку и держать там.
  • Некоторые прячут дневник под подушку или под матрас.
  • Для защиты своих тайн можно также приобрести блокнот на замке, тогда можно будет не опасаться за сохранность секретов.

Ведение дневника поможет вам разобраться в собственных проблемах, научиться анализировать информацию или просто избавиться от эмоций, накопившихся за день. Это интересное и полезное занятие и, наверняка, через несколько лет вы будете с любопытством перечитывать свои записи.

Небольшое видео из сети по теме статьи:

Как вести дневник читателя - Симакина Галина Юрьевна

Как вести дневник читателя

Одной из основных задач младшего школьника является развитие техники чтения. От того, как и сколько ребенок будет читать, зависит очень многое: как будет формироваться его личность, способность к обучению, отношение малыша к учителю, друзьям и к себе.

Привить хорошее отношение к чтению, помочь ребенку достичь хороших результатов в овладении техникой чтения — задача каждого родителя и педагога. А когда малыш много читает, неплохо было бы подумать о такой полезной вещи, как читательский дневник.

Что такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся будут записывать свои отзывы о прочитанных книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют, какие книги ребенок прочитал и понравились ли они ему.

Как мама и педагог, я думаю, что ведение читательского дневника — это неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая. Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для учителя.

Я расскажу вам, как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.

Зачем вести читательский дневник

Поверьте, читательский дневник нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как ребенок научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.

Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.

Как вести читательский дневник

Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Лучше взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:
• название произведения и автор,
• дата прочтения,
• отзыв или заметка о прочитанном.

Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.

Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

Второй столбец в читательском дневнике — это дата когда вы читали книгу. Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором столбце можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или 1.07.2014- 31.08.2014).

Дата — интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет вспомнить как долго вы читали или как быстро прочитали произведения.

Последняя колонка в читательском дневнике — это отзыв читателя о книге. В этой колонке ребенок может писать свое впечатление от произведения. Что ему понравилось в книге, а что показалось неинтересным. Согласен ли он с автором или как бы он сам закончил это произведение. Можно писать в этой колонке интересные мысли или утверждения. В общем, последняя колонка — это творчество и видение книги читателем.

Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. Пусть эта колонка будет большой, т. к. отзыв можно написать разного объема – к одному произведению одним предложением, а к другому – целое сочинение.

Post navigation