Руководства, Инструкции, Бланки

образец ввст определение img-1

образец ввст определение

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец ввст - результат сформирован

Ввст образец - военный словарь

Организационно-технических мероприятий, планируемых в интересах сотворения и действенного использования комплекса (эталона) ввст, включая все изделия в его составе.Что касается вооружения, воен-ной и специальнойтехники (ввст), то приня-то различать t нз,t кз известны себестоимость произ-. эталон ввст овн, передаваемый подрядчику для проведения работ, должен быть в.Оснащение вооруженных сил современными эталонами ввст является приоритетной задачей.называемом дальше исполнитель, и министерством обороны русской федерации, называемом дальше муниципальный заказчик б) эталонввст овн - эталонвооружения.Ввст эталон изделие, представляющее собой совокупа составных частей и девайсов.Тия ввст, делая упор на ведущие мировые тенденции в развитии ввст и прогноз развития.Натурные тесты образцовввст представляют собой лучший метод полу-чения разыскиваемых оценок ттх и характеристик боевой эффективности.Разрешение на выпуск сделанного изделия, не соответственного данным требованиям. В обозначенных совещаниях приняли роль руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, военно-промышленной комиссии, а также ведущих компаний и организаций опк.

издержки на то, возникающие на постоянной базе от начала эксплуатации изделия и до ее прекращения, отнесенные к единице выработки изделия. Станция позволила исключить из состава боевой машины зрк радиодальномер и обеспечить ее незаметность в радиолокационном режиме, что в особенности принципиально при ведении боевых действий. Обычно эталон отличается классификационным кодом, условным наименованием, к примеру танк т-34, самолет миг-29. Мыотправим нанего новый пароль для доступа ксайту.Документированный список мероприятий, организационных и технических решений, направленных на решение задач информационной поддержки жц фи (эталона, комплекса).

На образец ввст овн - docme ru

Стадия жц, на которой осуществляется изготовка изделий, предназначенных для поставки заказчикам (серийных изделий). Серийные поставки реактивных систем залпового огня торнадо-с в войска планируется начать в 2017 г. Предконтрактная работа затянулась до августа месяца, что в свою очередь отодвинуло заключение главных многомиллиардных договоров на поставку самолетов и вертолетов. Основой системы огневого поражения высокоточных средств поражения является система зенитного ракетного огня, создаваемая зенитными ракетными войсками.

Деятельность по присвоению предмету снабжения уникального цифрового классификационного кода в согласовании с установленными правилами. Ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного либо близкого к полному восстановлению ресурса изделия с подменой либо восстановлением всех его частей, включая базисные.

действенного использования комплекса (эталона) ввст, включая все изделия в его составе, и. Документ, определяющий состав мероприятий в области вещественно-технического обеспечения, исполнителей, а также принятые проектные решения, расчетные модели, результаты расчетов и т. Стандартизованные определения с определениями приведены в разделе 3. К огорчению, количество предъ-являемых рекламаций не понижается.

Другие статьи

СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ОБОСНОВАНИЯ

СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ОБОСНОВАНИЯ

Полковник А.Ф. АНДРЕЕВ,

доктор технических наук, профессор,

действительный член АВН

СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ИОБОСНОВАНИЯ

Существенным моментом в исследованиях системы вооружения (СВ) является ее концептуальное представление. В этой связи имеется определенная неоднозначность в понимании данной категории.

В узком смысле СВ - это просто совокупность образцов, комплексов вооружения и специальной техники (ВВСТ) и технических систем, а в широком - целеустремленная система, включающая часть ВС РФ и часть оборонно-промышленного комплекса вне рамок пограничной службы.

Как совокупность образцов. комплексов и технических систем СВ представляет из себя объект, по отношению к которому или с использованием которого осуществляется определенная деятельность.

Как целеустремленная система - СВ является субъектом деятельности. В последнем случае СВ включает две подсистемы: систему технического оснащения в виде предприятий промышленности, НИУ сопровождения разработок, включая собственно разработку и испытания, органы финансирования и подсистему поддержания (ВВСТ) в технической готовности, то есть систему технического обеспечения (СТО).

Первая подсистема в большей своей части находится вне структуры ВС РФ, вторая - в ее границах.

В случае, когда под СВ понимается подсистема ВС РФ, в состав которой входят ВВСТ, силы и средства технического обеспечения и технической подготовки, силы и средства научного обеспечения в интересах разработки и сопровождения ВВСТ то, очевидно, что понятие СВ в этом плане включает и СТО, и ВВСТ.

СВ в данном толковании в целом представляет субъект деятельности, разновидность военно-технической системы (ВТС) и включает активную и пассивную составляющие, объект - ВВСТ и субъект - СТО Логика системного анализа показывает, что обоснование в полном объеме требований к ВВСТ, исходя из представлений СВ как совокупности образцов без рассмотрения ВВСТ вне рамок ВТС - не возможно.

Поэтому под методологией обоснования требований к СВ понимается взаимосвязанная совокупность исходных данных, критериев, принципов и методов, направленная на исследование и уточнение состава и содержания как имеющихся, так и выработку новых требований к СВ независимо от способа ее представления.

Под требованиями к СВ будем понимать совокупность качественно-количественных характеристик, определяющих СВ в целом, ее подсистемы и элементы, наличие которых обеспечивает способность применения СВ по своему предназначению с требуемой эффективностью функционирования.

Из вышеизложенного следует, что все требования, предъявляемые к СВ независимо от способа ее толкования можно рассматривать, используя следующие принципиальные положения:

1. СВ являются результатом каких-либо процессов, например, производства, укомплектования, выбора из уже предложенных промышленностью образцов, организационных мероприятий;

2. СВ являются средством решения задач ВС РФ.

Два данных принципиальных момента порождают два ряда требований к любому образцу или ВТС: один ряд требований связан с образцом ВВСТ или ВТС как целью (результатом) предыдущих действий, другой ряд - с применением данного образца или ВТС как средства достижения цели в других различных действиях.

Первая группа требований называется требованиями по качеству, а вторая - требованиями по эффективности применения.

Эти требования характеризуются показателями качества и показателями эффективности применения, что позволяет вести речь о требованиях по эффективности применения и требованиях по качеству.

Таким образом, полная формулировка в части задания требований на СВ может выглядеть как обеспечение требуемой эффективности применения при заданном уровне ее качества.

Если рассматривать требования на уровне образцов (технических систем), то требования к качеству образца включают две группы технических требований: специальные технические и общие технические.

Специальные технические требования более известны как требования по назначению.

При взгляде на СВ как ВТС появляется другой, не технический уровень требований.

Исходя из условий обстановки, в которой функционирует СВ, можно констатировать, что все требования по эффективности ее применения как ВТС или эффективности применения ее элементов и требования к качеству СВ и к качеству ее элементов определяются внешней предметной областью и атрибутами самой СВ.

Факторы, определяющие требования к СВ при различных формах ее представления, представлены в таблице.

Как следует из таблицы, внешние факторы определяют требования к СВ как в целом, так и к ее частям и элементам, в том числе и ВВСТ.

Относительно влияния внешних факторов или сущностей внешней предметной области можно сделать следующее заключение: некоторые факторы воздействуют на внутреннюю предметную область (атрибуты СВ) непосредственно, а другие опосредованно через другие факторы.

Пригодность СВ, образца или комбинации образцов к применению по назначению как интегральное качество достигается путем синтеза этого качества на основе результатов анализа и значимости всех свойств, складывающихся под влиянием свойств факторов, обусловливающих функционирование ВВСТ независимо от формы ее представления.

При этом интегральное качество образуют как свойства, обусловленные требованиями по назначению, так и свойства, связанные с общими техническими требованиями.

Деление СВ на целеустремленные и не обладающие собственной целью порождает различное содержание и идеологию обосновываемых к ним требованиям.

В случае обоснования требований к СВ как результатуцеленаправленной деятельности речь идет о требованиях на свойства, которые синтезированы на основании учета влияния свойств всех факторов, обусловливающих интегральное свойство - пригодность СВ к использованию по назначению с учетом этапов ее функционирования.

В случае обоснования требований к СВ как к средству, с помощью которого достигается определенный эффект, речь идет о требованиях на вклад СВ в эффективность решения СБЗ или о требованиях к вкладу в достижение цели по отношению к ПС в целом.

Из вышеизложенного следует, что требования к образцу как средству достижения цели являются более общими по отношению к требованиям, определяющим качество образца как продукта (эффекта) предшествующей деятельности.

Полагая диапазон условий функционирования (Уф) СВ при выполнении задач условно-стабильным, проблему обоснования требований можно выразить как задачу обоснования облика СВ (Ас.в.) при заданных: уровне эффективности выполнения задач ВС РФ (Эф.вс), способах их действий (Аф.вс); облике ВС РФ (Мвс)

Ас.в. = F(Аф.вс, Эф.вс. Мвс), Уф = const. (1)

При этом под обликом СВ будем понимать совокупность качественно-количественных характеристик определяющих: состав, типаж и численность образцов ВВСТ, укомплектованность техникой при представлении СВ совокупностью образцов или типаж и численность подразделений СВ, укомплектованность личным составом и техникой, структуру, функции и отношения в случае представления СВ ВТС.

Поскольку весь этот комплекс требований обусловлен деятельностью ВС РФ, представляющей своего рода сложную операцию, включающую действия стратегического, оперативного и тактического масштаба с применением ВВСТ, то и все требования, в него входящие, интерпретируются как стратегические, оперативно-тактические и тактико-технические.

Исходя из основных категорий операционного комплекса можно заключить, что требования к СВ по назначению должны группироваться по следующим аспектам деятельности ВС РФ: цель, состав, структура, взаимодействие с другими элементами, условия СБД.

В конечном итоге оперативно-тактические требования (ОТТ) - это требования к качеству результатов функционирования ВС РФ с использованием СВ, оцениваемых совокупностью показателей, из числа которых выбираются показатели эффективности.

Другими словами, оперативно-тактические требования к СВ в широком плане охватывают требования со стороны применяющей системы, форм и способов ее действий с учетом условий функционирования.

Эффективность деятельности ВС РФ является комплексным свойством, включающим такие свойства как результативность, ресурсоемкость и оперативность.

Поскольку потребность в ресурсах связана с экономикой, то требования к показателям ресурсоемкости выделяются в самостоятельный блок требований: требования экономические.

Экономические требования выражают допустимые затраты на создание и эксплуатацию СВ.

Оперативно-тактические требования к СВ, предъявляемые к ней как структурному формированию ВС РФ, подразумевают обоснование требований не только к совокупности ВВСТ в целом, но и требований к СТО. На первоначальном этапе требования к СВ как совокупности ВВСТ можно обосновывать независимо от сил и средств ТО, однако в последующем они должны быть взаимоувязаны. При этом требования к СТО во многом определяются создаваемой совокупностью ВВСТ.

Тактико-технические требования (ТТТ) - это требования со стороны форм и способов военного искусства тактического масштаба по отношению к образцам, комплексам, системам и группировкам ВВСТ. Кроме этого, тактико-технические требования можно определять как требования со стороны таких действий, эффективность которых непосредственно зависит от применения ВВСТ. Таким образом, ТТТ являются как бы переходным видом требований от непосредственно технических к непосредственно ОТТ.

ТТТ - это требования к образцам ВВСТ, как средству выполнения задач и, следовательно, это также требования по эффективности применения. Показателем эффективности в данном случае является вклад ВВСТ в общую эффективность решения задач ВС РФ.

Группа требований к СВ, обусловленная структурно-функциональными аспектами ВС РФ и взаимодействующих с нею систем известна как организационные и системо-технические требования.

Организационные (системно-организационные) требования - это часть оперативно-тактических требований со стороны состава, структуры и функций применяющей системы и заключаются в определении внутреннего строения подразделений СВ: сколько и каких специалистов технического и научного обеспечения, подготовки и обучения иметь в подразделениях для поддержания имеемого состава ВВСТ СВ на любом уровне иерархии, состав их управленческих и обеспечивающих структур. Следует заметить, что организационные требования - это требования к СВ как ВТС.

Организационные требования в преломлении к СВ как совокупности ВВСТ трансформируются в системо-технические требования - это требования, определяющие состав (типаж и численность по типам) и структуру образцов, комплексов и систем ВВСТ как технических систем.

В случае представления СВ совокупностью образцов ВВСТ, используемых как средство достижения цели, ее цель функционирования в этом случае - это цель ВС РФ или системы применения.

В первом случае свойства СВ и их показатели формируются как показатели СТО и отражают роль системы применения.

Во втором случае показатели достижения цели - это показатели эффективности функционирования ВС РФ с использованием ВВСТ. Показатели эффективности функционирования ВВСТ выражаются той же мерой, что и показатели эффективности деятельности ВС РФ и представляют из себя долю в составе общей эффективности, приходящуюся на ВВСТ.

В общем случае показатель эффективности СВ (Кэ.ф.с.) представляет из себя функционал (F), определяемый на множестве сущностей системы вооружения и ее предметной области:

где ?Мо.с.в. - модель внешней части (внешняя среда) предметной области функционирования системы вооружения, включающая в т.ч. вышестоящие и взаимодействующие системы (подсистемы);

При этом возможны два принципиально разных подхода.

При первом подходе исходят из стремления добиться требуемого значения показателя эффективности (Кэ.ф.с.тр.) и при этом из всех возможных вариантов системы выбирается такой, который требует наименьших (по сравнению с другими вариантами) ресурсов и позволяет достичь поставленной цели в заданные сроки (ТЗ), то есть:

При втором подходе исходят из наличия имеющихся (заданных) ресурсов (Rс.в.з.), при этом из множества возможных вариантов систем выбирают такой, который дает максимальное значение показателя эффективности, то есть:

что указывает на необходимость снижения объема выполняемых системой задач или увеличения объема ресурсов.

В соответствии с системным подходом и вытекающим из него принципом полноты обоснования при выработке требований к СВ необходимо учитывать влияние всех факторов и их комбинаций в деятельности ВС РФ. В современных условиях для оценки СВ предлагается перейти от бинарных показателей типа «эффективность - стоимость» к составному критерию «эффективность - стоимость - реализуемость». Кроме этого, необходимо указать еще на возможность существования СВ в среде вышестоящей системы, каковой в данном случае являются ВС РФ.

Из вышеизложенного следуют следующие наиболее важные выводы:

1. Задавая требования к СВ как совокупности ВВСТ необходимо задавать требования и на СТО и на часть оборонно-промышленного комплекса (ОПК), то есть определять облик СВ в широком понимании этого термина.

2. Определять и уточнять группировку ВВСТ необходимо с учетом возможностей существующей СТО и промышленности.

3. Изменяя состав ВВСТ необходимо также вносить коррективы в силы и средства технического обеспечения и информировать в этой части также и промышленность.

Из вышеизложенного следует, что все составные части СВ взаимосвязаны и изменения в одной из них влекут изменения в других.

Таким образом, окончательный вид критерия эффективности будет следующим:

Кэ.ф.с. = Max F(, ?Мо.с.в. Rс.в.з. ТЗ. Вп. Вcто.) (6)

где - Вп. и Вcто - возможности промышленности и возможности СТО соответственно.

Критерий вида (6) исходит из возможностей ресурсного обеспечения, а не из потребностей СБД, обусловленных потребностями решения СБЗ. Если же отталкиваться от необходимости обеспечения решения СБЗ с требуемой эффективностью, то требуемая величина критерия эффективности (Кэ.ф.с.тр.) функционирования СВ определяет потребные ресурсы для ВВСТ, промышленности (Rn.тр.) и СТО (Rcтo.тр.).

где - Вп.тр. Всто.тр. Rc.в.mp, - требуемые возможности: промышленности, СТО и потребные ресурсы соответственно при условии Вп.тр. ^, Всто.тр.^, Rc.в.mp.> min

Составной критерий эффективности позволяет увидеть за каждым из его элементов определенную группу факторов, которые его порождают или связаны с ним. Эффективность функционирования СВ как субъекта ВС РФ - это эффективность функционирования сил и средств технического обеспечения (ТО), объединенных в СТО, хотя некоторые элементы СТО могут быть одновременно и элементами системы, применяющей ВВСТ. Эффективность функционирования СВ как совокупности ВВСТ есть элемент эффективности функционирования ВС РФ и измеряется в ее показателях. Из выражений для критериев эффективности следует и принципиальный алгоритм обоснования свойств к СВ.

Обоснование требованийосуществляется поэтапно, каждый из которых включает группы действий

В ходе этапов в зависимости от приоритета показателя эффективности корректируется либо уровень эффективности функционирования ВВСТ, СТО и промышленности, либо ресурсы, отпущенные на их функционирование.

Обоснование СВ как совокупности образцов может отличаться от обоснования требований к СВ как субъекту деятельности отсутствием обоснования требований к СТО или (и) к промышленности.

На этапе формирования качественных и количественных исходных данных осуществляется синтез интегрального качества СВ ВС России и его показателей.

Синтез качества СВ ПС заключается в обосновании требований на совокупность качественных характеристик, которыми должна обладать группировка ВВСТ в целом, ее образцы, комплексы (подсистемы), рассматриваемые по выделенным признакам классификации. Качественные характеристики условий выполнения задач, свойств вероятного противника и его действий, классов задач и способов их выполнения, а также содержание принципов военного искусства и влияние применяющей системы (ВС РФ) позволяют сформировать пространство свойств для СВ в целом и на его основе осуществить синтез интегральных качеств СВ ПС. Процесс синтеза основных качеств отражен на рис. 1.

Как следует из рисунка 1, основными качествами, которые обуславливают интегральное качество СВ - пригодность или способность к выполнению задач ВС РФ, являются:

реализуемость; надежность; разнообразие; взаимодополняемость (комплексируемость), полнота; своевременность (быстродействие).

Каждое из этих свойств может быть оценено соответствующей количественной мерой:

реализуемость - возможностями промышленности и ресурсами;

надежность - уровнем решения задач и технической готовностью;

разнообразие - количеством типовых организационно-штатных структур и типов ВВСТ;

своевременность (быстродействие) - временными характеристиками выполнения задач;

полнота - численным составом по каждому типу оргштатной структуры и техники.

Для количественной оценки интегрального качества могут быть использованы:

укомплектованность СВ ВВСТ или укомплектованность и людьми и техникой;

состояние людей и техники или только людей и только ВВСТ;

потенциальные возможности СВ (возможности и ТТХ ВВСТ) по выполнению СБЗ.

Следует заметить, что пространство качеств не исчерпывается вышеперечисленными. На их основе, путем комбинирования могут быть получены другие множества качеств, отражающие различные аспекты предметной области СВ и ее функционирования.

Путем установления соответствия между множеством свойств внешней среды и множеством свойств СВ делается вывод о наличии у СВ интегрального качества - пригодности к ОГТ.

С этой целью сравниваются количественные оценки свойств, входящих в множество свойств внешней среды и множество СВ.

Составными свойствами показателя пригодности являются:

полнота и надежность (техническая и оперативная) решения СБЗ с использованием ВВСТ;

разнообразие состава системы вооружения по условиям регионов и особенностям военных округов и операционных направлений;

разнообразие тактико-технических характеристик и способов применения СВ оперативно-тактическим показателям решаемых задач и принципам военного искусства;

разнообразие группировок ВВСТ и СВ по структуре ВС РФ;

взаимодополняемость (комплексируемость для ВВСТ);

своевременность (быстродействие для ВВСТ) выполнения не только отдельных задач, но прежде всего оперативность выполнения комплекса задач.

Вышеперечисленные свойства в совокупности образуют интегральное качество СВ-пригодность к использованию в охране и защите государственной границы. Если рассматривать систему вооружения как совокупность образцов, то вышеперечисленные требования в соответствующей интерпретации полной мере относятся и к каждому образцу ВВСТ.

Пригодность может быть также истолкована как способность к выполнению задач ВС РФ.

Вывод о том, насколько СВ пригодна к выполнению задач ВС РФ, осуществляется на основе количественной оценки интегрального свойства.

Количественной мерой оценки пригодности или способности СВ к OГГ может служить укомплектованность СВ с учетом состояния комплектующих элементов. На основании количественной меры пригодности СВ к ОГГ производится оценивание возможностей СВ и ее элементов относительно выполнения СБЗ.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Армате» нужен экзаменатор

«Армате» нужен экзаменатор

На многочисленных семинарах форума «Армия-2016» шла речь о достижениях ОПК России, новых формах вооруженной борьбы, новинках ВВСТ. Говорилось и о проблемах, которые стоят перед военной наукой.

У научно-исследовательских организаций (НИО) Министерства обороны РФ три важнейшие задачи, тесно связанные между собой:

  • разработка тактико-технических и общих требований к перспективным образцам ВВСТ, проектов заданий, предложений в программу вооружения в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по закрепленной за НИО тематике;
  • сопровождение жизненного цикла образцов на этапе НИОКР, серийного производства и эксплуатации;
  • обеспечение испытаний образцов, принимаемых на вооружение.
Работа за дядю

Сложившаяся в НИО МО за многие годы система исследований имеет ряд недостатков. Первый – внутривидовой подход к обоснованию облика образцов ВВСТ и определению перспектив развития системы вооружения вида ВС РФ (рода войск). Второй – подмена организаций ОПК в решении некоторых задач (особенно в части конструктивного совершенствования и испытаний образцов ВВСТ, их узлов и агрегатов).

“ Образец ВВСТ должен рассматриваться военными как некий «черный ящик». Важно не что внутри, а насколько эффективно он решает возлагаемые на него задачи и доступен по стоимости ”

Причина первого объективна – каждый вид ВС (род войск) отвечает за технический уровень и готовность своего вооружения. Недостатки системной увязки его развития с другими образцами раньше не бросались в глаза. Ведь уровень технического оснащения ВС был не столь высок. Но постепенно дублирование и параллелизм начали сказываться на взаимодействии средств вооруженной борьбы на поле боя, их материально-техническом обеспечении. Промышленность уже не могла в полном объеме удовлетворить потребности войск, а затраты на развитие ВВСТ оказались слишком обременительны для государства.

Решить эту проблему без вывода НИО МО из ведомственного подчинения так до конца и не удалось. «Родовая» принадлежность, помимо негативных явлений (например «онаучивания» принятых начальником решений) все-таки позволяет институтам быть на острие проблем развития соответствующего вида ВС (типа ВВСТ), пополняться квалифицированными кадрами. Поэтому вывод НИО из-под видовой подчиненности, если он все же состоится, должен предваряться налаживанием бесперебойных информационных и кадровых каналов с войсками.

Корень второй проблемы – в давней истории институтов. Большинство из них рождались в 30–40-е годы прошлого столетия, когда высококвалифицированные кадры были сосредоточены в основном в армии и на флоте, а промышленность не могла дать войскам надежные образцы ВВСТ. Поэтому на НИО МО возлагались задачи тестирования образцов не только как средств вооруженной борьбы (функциональные испытания), но и как технических конструкций, выявления их недостатков и формирования предложений. По этой причине зачастую и ТТТ к образцу формулировались не как к боевой единице, а просто как к техническому средству. С тех пор ситуация существенно изменилась, особенно в технологическом и квалификационном уровне предприятий ОПК, но подход во многом остался прежним.

Если говорить о бронетанковом вооружении и технике (БТВТ), то исследованиям и испытаниям зачастую подвергаются ее отдельные элементы, узлы и агрегаты: бронезащита, системы управления огнем, охлаждения, пожаротушения. Но практически отсутствуют испытания БТВТ как собственно системы или ее составной части для более высокого уровня (вооружение роты, батальона, бригады и т. п.). Поэтому танк может оказаться крайне неэффективен как элемент боевого порядка. Например, из-за электромагнитной несовместимости с радиоизлучающими объектами боевого построения. Либо из-за плохого технического обеспечения взаимообмена данными: слабой помехозащищенности каналов связи, низких возможностей средств освещения обстановки и отображения управляющих команд и сигналов, стойкости датчиковой аппаратуры к огневому воздействию противника, плохой адаптации к существующему порядку ремонта и т. п.

Такой подход не позволяет определить правильное направление развития БТВТ, установить адекватные современным боевым условиям ТТТ. Примеров в истории танкостроения хватает. Об этом хорошо написано в книге о 38-м научно-исследовательском испытательном институте. В тридцатые годы он долгое время выполнял то, чем должна заниматься промышленность. Ни одного испытания танка в боевых или приближенных к ним условиях предусмотрено не было. Это негативно отразилось на разработке и принятии на вооружение целого ряда моделей. В 1988-м институтом проводились исследования динамики и кинематики трансмиссии, оценка режимов буксировки и бульдозерных работ, анализ условий работы гидропривода, обеспечение пуска двигателя при низких температурах. А в 1990–2000 годах – испытания передвижного электроагрегата с молекулярными накопителями электроэнергии, исследования по совершенствованию механических трансмиссий и систем подрессоривания, снижению расхода топлива… Возможно, это важные направления. Хотя, казалось бы, с такими вопросами проще разобраться предприятиям промышленности, имеющим огромный опыт и знания в соответствующих областях.

Прошли годы, но и сегодня в работах института не просматриваются такие исследования, как, например, «Разработка ТТТ на основе боевого опыта применения танковых подразделений в Афганистане и Чечне» или в других боевых действиях, в том числе осуществляемых зарубежными армиями, «Оценка эффективности боевого применения танка в условиях комплексного (радио, оптического, оптико-электронного, огневого) противодействия». Известен факт, когда в районе боевых действий (январь 2009 года) в секторе Газа в результате радиоэлектронного противодействия израильтян бронетехника и автомобили противоборствующей стороны просто не заводились, так как средства РЭБ гасили электронные блоки систем зажигания. При этом танки «Меркава» успешно выполняли свои задачи. Как поведут себя наши машины в таких условиях?

Важным представляется направление исследований повышения эффективности автоматизированного управления танковыми подразделениями в различных условиях боевой обстановки, включая разведку и контроль поля боя, целеуказание. Но вместо этого нашими учеными проводится военно-техническая оценка уровня автоматизации объектов БТВТ.

Это лишь некоторые эпизоды из истории одного НИИ. Но примеры можно продолжить, говоря об исследованиях и испытаниях техники в других институтах. Это совсем не означает, что в организации научной деятельности Минобороны в далекие и не очень времена были лишь недостатки. Но дублирование работ промышленности, их подмена наблюдались сплошь и рядом. Благо, возможности советской экономики значительно превосходили нынешние.

Кесарю – кесарево

После реформирования Вооруженных Сил и сокращения численного состава НИО МО такое дублирование стало непозволительным. Сейчас обязательно уточнение перечня решаемых задач с сохранением только тех, что свойственны работе научных учреждений Минобороны. Эта свойственность должна определяться одним критерием: насколько проводимые НИО исследования повышают эффективность вооруженной борьбы. В идеальном случае образец ВВСТ должен рассматриваться военными как некий «черный ящик». Важно не что внутри, а насколько эффективно он решает возлагаемые на него задачи и доступен по стоимости.

Не претендуя на всеобщность, можно предложить следующие решения.

Во-первых, четко разграничить задачи, возлагаемые на научно-исследовательские организации Минобороны и промышленности. Первая из перечисленных в начале статьи является, безусловно, прерогативой НИО МО.

В части второй необходимо проведение разграничительных линий. Эта работа в настоящее время имеет нормативное подкрепление в виде «Положения о военно-техническом сопровождении приоритетных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники», одобренного в июле 2008 года Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ. Под таким сопровождением понимается комплекс мероприятий по анализу, экспертизе и контролю над обеспечением выполнения требований, предъявляемых к ВВСТ при их разработке, производстве и эксплуатации. В этом же документе военно-техническое сопровождение разделено на три составляющие: организационно-техническое, осуществляемое государственными заказчиками ВВСТ; военно-научное, проводимое НИО МО; научно-техническое, выполняемое НИО оборонной промышленности.

Для каждой из составляющих определен четкий перечень работ, выполняемых уполномоченными организациями.

Что касается третьей задачи, продолжают иметь место неоднозначность исследований и пересечение секторов ответственности. Представляется целесообразным разделить испытания на две составляющие: образца ВВСТ как технического средства и как элемента боевого порядка.

В первом случае должна предусматриваться оценка соответствия достигнутых в ходе ОКР значений ТТХ уровню ТТТ. Например, скорость движения, преодолеваемые препятствия (ширина рва, высота стенки, глубина брода и т. п.), надежность (наработка на отказ, устойчивость к температурно-влажностным параметрам окружающей среды), запас и плавность хода и другие. Поскольку соответствие ТТХ и ТТТ по контракту обеспечивает разработчик, то и бремя доказательства этого, а именно организация, проведение и техническое обеспечение испытаний, лежит на нем. Создание, поддержание, развитие полигонно-испытательного комплекса, предназначенного для этих целей, должны быть заботой предприятия. Ни один автомобильный концерн не требует от потребителя или какой-нибудь организации проводить испытания создаваемой им модели. Все это он делает сам. Но если концерн недобросовестно отнесся к разработке и испытаниям, потребитель голосует деньгами в пользу других компаний.

Во многих странах предусмотрены штрафные санкции, в ряде случаев крайне жесткие, к нерадивым разработчикам и производителям, существуют необходимые для такого контроля органы. Нечто подобное должно быть и для военной техники. Необходимо не только вменить разработчику испытания образца как системы, но и создать условия, при которых он будет заинтересован в высоком качестве продукции. По их результатам корпорации, холдинги и т. п. должны устанавливать и гарантировать соответствие ТТХ образца ТТТ, неся за это ответственность.

А проверку опытных изделий как части боевого порядка осуществляет Минобороны с привлечением представителей разработчиков. Эти испытания включают подготовку сценариев боевых действий, формирование типовых эпизодов в реальной тактической обстановке, когда работают все виды радиоизлучающих средств, создаются характерные помехи, в том числе искусственная маскировка, аэрозольные образования от взрывов и пожаров, действуют другие факторы. Также проверяется способность образца вести разведку, осуществлять передачу и прием целеуказаний, вести на основе этой информации борьбу с противником в сопряжении с системами вооружения подразделения, части, соединения. По результатам уточняются требования к характеристикам ВВСТ, проводится совершенствование.

Безусловно, описанный подход меняет требования к структуре и составу полигонно-испытательных комплексов, которые могут оказаться в большей степени промышленными, чем военными. В ряде случаев так и будет, что повлечет дополнительные расходы на переоборудование. Но менять подход к формированию и оценке требований к образцам ВВСТ необходимо. В противном случае мы, образно говоря, и дальше будем создавать Т-34, только с более прочной броней, мощной пушкой и двигателем, вместо того, чтобы поменять концепцию самого танка исходя из новых военных реалий.

Безусловно, Т-14 «Армата» – прорыв. Но его еще надо довести, что называется, до ума. А главное – неизвестно, как он покажет себя в реальной боевой обстановке. Но речь не о танках, а, повторим, о системах вооружения.

Особенно актуальной проблемой становится разработка концепции развития ВВСТ на основе других принципов: первым увидел противника – первым поразил; не пассивная защита от средств поражения, а активное предотвращение контакта со снарядом; контроль поля боя в реальном времени – мониторинг целей, идентификация наиболее опасных, их своевременная нейтрализация; сетецентрический обмен информацией, непрерывное и устойчивое управление системой вооруженной борьбы.

Выявление, формулировка и определение путей воплощения перспективных принципов развития ВВСТ, контроль функциональных испытаний и соответствующих этапов жизненного цикла – все это должно стать основными задачами НИО Министерства обороны Российской Федерации.

Василий Буренок ,
президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор технических наук

#Т-14 Армата #ТТХ ВВСТ #полигонно-испытательный комплекс #НИО МО РФ #испытания бронетехники