Категория: Руководства
«Органы государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если иное не предусмотрено законом»
Конституция Российской Федерации, статья 15, пункт 3
Нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя
Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами законодательной и исполнительной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые программы и планы их реализации, определяющие содержание деятельности классного руководителя и основные направления его реализации в работе с детским коллективом.
Документы, определяющие нормативно - правовые основы
деятельности классного руководителя
Согласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение о классном руководстве и Функциональные обязанности классного руководителя.
Наряду с положениями, отражающими специфические, свойственные сложившейся в учреждении системе воспитания, данные документы раскрывают общие подходы к определению основных функций и обязанностей классного руководителя, которые могут быть отличными в зависимости от возраста воспитанников педагога.
Руководитель проекта «Классный руководитель XXI века»
М.Н. Крухмалева . начальник отдела дополнительного образования и
воспитания министерства образования Оренбургской области
серии «Классный руководитель XXI века»
А.И. Щетинская . генеральный директор ООДТДМ им. В.П. Поляничко,
Т.И. Вороньжева . заслуженный учитель школы РФ
«Библиотека научно-методического журнала «Внешкольник Оренбуржья»
для руководителей образовательных учреждений, педагогов, методистов
Серия основана в 2005 году
Выпуск № 4, 2013 г.
^ Н 83 Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя / авт.-сост. Т.И. Вороньжева; рук-ль проекта М.Н. Крухмалева; науч. конс. серии А.И. Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2013. – 96 с.
Предлагаемый материал позволит повысить уровень управленческой деятельности и профессиональное мастерство классного руководителя.
ББК 74.204
в образовательном пространстве г. Орска …………………. … 56
^ Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение
деятельности классного руководителя
Вопросам воспитания в современных условиях уделяется большое внимание. Значительная роль в этом процессе отводится классному руководителю.
Быть профессионально компетентным классным руководителем можно, только владея в полной мере нормативно-правовой базой по вопросам образования.
Выстраивая стратегию воспитания в современных условиях, классный руководитель должен владеть специальными знаниями в определенных областях, умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающим качество воспитательной работы, систематически повышать свой профессионализм, соответствовать запросам современной реальной жизни.
Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
- знание законодательства о современном образовании;
- нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
- умение применять правовую базу по вопросам защиты детства;
- умение применять законодательные акты, определяющие содержание воспитания.
Основополагающие документы, определяющие стратегические направления модернизации деятельности классного руководителя:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:
? Выживание – неотъемлемое право на жизнь.
? Развитие – право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести.
? Защита – защита ребенка в самых разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных, детей-беженцев, детей-сирот, в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.
? Обеспечение активного участия в жизни общества.
^ 2. Конституция РФ – основной закон Российского государства (извлечения).
Ст. 43 – закрепляет положения в области образования – реализация права на образование для всех граждан России, независимо от их национальности и социальной принадлежности, возрастной группы или места проживания.
Деятельность образовательных учреждений выстраивается с учетом основополагающих нормативно-правовых документов по вопросам образования.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 10.07.2012 г.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ). Закон вступает в силу в сентябре 2013 года.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
^ 5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект 2009 г.).
6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 г.).
^ 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).
8. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» .
^ 9. Законы Оренбургской области:
«Об образовании в Оренбургской области» от 10 ноября 2006 г. № 717/144-IV-ОЗ.
«О программе «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области».
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 16.02.2005 г. № 1925).
^ 10. Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
Национальная стратегия предусматривает реализацию следующих основных направлений: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Необходимо иметь в виду, что не только взрослые, но и дети – участники реализации Национальной стратегии.
С 2007 года на базе ООДТДМ им. В.П. Поляничко действует ^ Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя. Помощь классному руководителю в его деятельности, методическая поддержка – одна из основных задач Центра.
В этих целях ^ Центром разработан комплект программно-методических материалов «Классный руководитель ХХI века», в который входят опыт работы лучших классных руководителей области, информационно-справочные материалы для мониторинга деятельности классных руководителей, диагностики воспитательного процесса и др.
^ Опыт работы классных руководителей представлен на портале ООДТДМ интернет-сайтом «Классный руководитель ХХI века» (www.orenklass.narod.ru), в областной газете «Классная работа»; сборнике материалов ежегодно проводимой ООДТДМ международной интернет-конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра»; журнале «Внешкольник Оренбуржья» и приложении к журналу «Библиотека «Внешкольника Оренбуржья».
Заслуживает внимания педагогический опыт, представленный на областной конкурс «Классный руководитель ХХI века» ОУ г. Орска и опубликованный в данном издании. В нем нашли отражение реорганизация системы повышения квалификации классных руководителей на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик, совершенствования существующей разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования в Оренбургской области (письмо министерства образования Оренбургской области от 20.09.2010 г.) призваны помочь руководителям районных методических объединений выстроить систему работы с классными руководителями в соответствии с современными требованиями, обозначить стратегию движения к новому уровню профессиональной компетентности педагогов.
^ В связи с введением в систему начального общего образования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения актуальным является вопрос совершенствования подготовки классных руководителей к реализации воспитательной функции в образовательном процессе.
Разработанная коллективом авторов программа повышения профессионального мастерства классных руководителей отражает последовательное содействие педагогам в формировании их профессиональной компетентности в области классного руководства. Критерии и показатели профессионального мастерства классных руководителей обозначают требования к уровню профессиональной квалификации педагога, осуществляющего классное руководство в современных условиях.
^ В тематическом плане указаны основные вопросы, знание которых необходимо для осуществления функций классным руководителем. Сделан акцент на современные требования к проектированию и планированию деятельности классного руководителя, составляющие ядро его профессиональной деятельности, представлены современные воспитательные технологии, используемые в работе классным руководителем.
Деятельность классного руководителя в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования определила целесообразность введения в содержание методических рекомендаций вопросов формирования культуры здорового образа жизни учащихся, психолого-педагогического сопровождения развития личности и духовно-нравственного воспитания учащихся, взаимодействия классного руководителя с различными социальными институтами.
Методическое объединение классных руководителей в школе создается на основе нормативно-правового локального акта. Деятельность ШМО может быть построена только с учетом выполнения следующих функций:
3. Планирование и анализ.
Организационно-координирующую функцию МО классных руководителей осуществляет через:
- разработку электронного варианта классного проекта;
- карту реализации классных проектов;
- разработку критериев оценки проектов;
- образовательно-воспитательный результат классного проекта.
Одним из основных рабочих документов классного руководителя является классный проект, его продукционный результат может быть представлен в виде открытого мероприятия, коллекции, альбома, акции, и формы проектов по содержанию и оформлению достаточно многообразны.
Функции планирования и анализа представляют свои особенности и интересные формы:- использование информационных технологий, введение ФГОС как системной инновации в воспитательном процессе;
- применение технологии «открытое пространство»;
- собственная издательская деятельность.
^ Социальное проектирование прочно вошло в нашу жизнь, например школьный конкурс проектов «К школе с любовью». В реализации областного проекта «Сиреневый город» участвовали дети, родители, руководители города, области.
Тема проекта может быть любой, но суть его (т.е. проекта) во всех случаях одна – реализация проекта направлена на решение проблем школы и ближайшего социума.
Свобода выбора темы классного проекта, вариативность направлений, соревновательный аспект – все это освобождает классного руководителя от жесткого контроля и дает поле для творческой деятельности. А творчество – одно из слагаемых успеха.
Образовательное учреждение может самостоятельно разработать подходящую для него организационно-управленческую модель документального и научно-правового сопровождения воспитательного процесса. Наличие сопровождающей внутриучрежденческой документации по вопросам воспитания выступает одним из важнейших критериев оценки высокого профессионализма административно-управленческого звена образовательного учреждения, является условием целенаправленного развития воспитательной системы образовательного учреждения.
Основываясь на анализе опыта образовательных учреждений региона, предлагаем следующие научно-методические материалы для использования в работе классного руководителя.
для использования в работе
Методическое объединение классных руководителей
Нормативно-правовая база работы классного руководителяНормативно-правовые основы деятельности классного руководителя
Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами законодательной и исполнительной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые программы и планы их реализации, определяющие содержание деятельности классного руководителя и основные направления его реализации в работе с детским коллективом.
Документы, определяющие нормативно - правовые основы
деятельности классного руководителя
Согласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение о классном руководстве и Функциональные обязанности классного руководителя.
Наряду с положениями, отражающими специфические, свойственные сложившейся в учреждении системе воспитания, данные документы раскрывают общие подходы к определению основных функций и обязанностей классного руководителя, которые могут быть отличными в зависимости от возраста воспитанников педагога.