Категория: Бланки/Образцы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Для организации постоянной работы по охране окружающей среды и выполнения соответствующих нормативных требований на крупных предприятиях создаются экологические службы (отделы). На средних и мелких предприятиях соответствующая работа возлагается на эколога (инженера по охране окружающей среды).
Экологическая служба предприятия должна решать следующие вопросы:
- поддерживать контроль за соблюдением в подразделениях предприятия экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды,
- разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды,
- контролировать выполнение планов по охране окружающей среды,
- участвовать (в качестве представителя предприятия) в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники,
- участвовать в проведении научно исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды выбросами вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов,
- контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов,
- контролировать состояние окружающей среды в районе расположения предприятия,
- составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию,
- проверять соответствие технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования,
- вести в установленном порядке отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.
В том случае, если предприятие работает в рамках стандартов серии ИСО 14000, экологическая служба поддерживает и сопровождает работу на предприятии по обеспечению требований этих стандартов.
Согласно федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, транспортных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в их выбросах техническим нормативам выбросов.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.
Основные направления воздухоохранных мероприятий для действующих производств включают технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций.
Технологические мероприятия включают:
- использование более прогрессивной технологии по сравнению с применяющейся на других предприятиях для получения той же продукции;
- применение в производстве более экологичных видов топлива;
- применение рециркуляции дымовых газов;
- увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;
- внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия.
- К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объемов и токсичности выбросов объекта и снижение приземных концентраций загрязняющих веществ, относятся:
- сокращение неорганизованных выбросов;
- очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов;
- улучшение условий рассеивания выбросов.
В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года №847.
Предприятие обязано организовать первичный учет по охране атмосферного воздуха. С этой целью проводится инвентаризация источников вредных выбросов. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. В случае реконструкции и изменения технологии предприятие производит уточнение проведенной ранее инвентаризации. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных организованных и неорганизованных источников загрязнения, имеющихся на предприятии, и от автотранспорта. Производственные затраты, связанные с оплатой работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, относятся на себестоимость продукции в составе общехозяйственных расходов.
На предприятии данные первичного учета, заносятся в следующие типовые формы:
- ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик",
- ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха",
- ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".
Закон «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает введение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов (ПДВ). Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции и другие показатели.
ПДВ - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Он устанавливается для каждого стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами ПДВ специально уполномоченные органы в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких предприятий временно согласованные выбросы (ВСВ). Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии с ГОСТом 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86», «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий» и другой действующей нормативно-методической документацией.
Основные положения плана мероприятий по охране атмосферного воздуха:
- получение (продление) разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
- проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (в случае изменений на предприятии, например, при расширении, реконструкции предприятия, вводе в действие новых цехов и пр. или по указанию органов ГЭК)
- контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов (проводится в соответствии с положениями Проекта нормативов ПДВ субъекта хозяйственной или иной деятельности)
- контроль соблюдения технических нормативов выбросов от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха
- проведение мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, на участке складирования, границе садовых участков
- подготовка и представление государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (воздух), № 2-ТП –воздух (срочная)
- проведение мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (при поступлении предупреждения/оповещения) (Приложение №7)
- повышение квалификации специалистов в области охраны атмосферного воздуха
6.2. Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха 6.2.1. Контроль соблюдения пдв6.2.1.1. Работа по контролю соблюдения ПДВ проводится с учетом условий действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ, а также требований ГОСТ 17.2.3.02-78 в соответствии с утвержденной в установленном порядке. Система контроля включает в себя:
а) карту-схему промышленной зоны субъекта с указанием контролируемых источников выброса
б) перечень контролируемых показателей по каждому из источников выбросов, нормативы ПДВ, периодичность и способы их контроля (прямое измерение, отбор пробы с последующим измерением (расчет)
в) перечень средств измерения, оборудования и методических документов, применяемых для контроля соблюдения ПДВ, с указанием их метрологических характеристик
г) план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ
д)данные о лаборатории, выполняющей измерения содержания загрязняющих веществ в выбросах Субъекта
6.2.1.2. При контроле соблюдения ПДВ и лимитов выбросов за основу должны быть взяты прямые методы, которые используют измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля ПДВ, либо в случае невозможности применения прямых методов используют балансовые и технологические методы. В качестве способов контроля выполнения ПДВ в случаях, когда выбросы достаточно стабильны по составу смесей веществ либо отсутствуют приборы для прямого контроля нормативов выбросов конкретных ингредиентов, возможен контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ. В качестве групповых показателей допускается использовать показания приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которым установлены ПДВ.
Для организации постоянной работы по охране окружающей среды и выполнения конкретных нормативных требований на крупных предприятиях создаются экологические службы (отделы). На средних и мелких предприятиях соответствующая работа возлагается на эколога (инженера по охране окружающей среды).
Экологическая служба предприятия должна решать следующие вопросы:
• поддерживать контроль за соблюдением в подразделениях предприятия экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды;
• разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды;
• контролировать выполнение планов по охране окружающей среды;
• участвовать (в качестве представителя предприятия) в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники;
• участвовать в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды выбросами вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;
• контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов;
• контролировать состояние окружающей среды в районе расположения предприятия;
• составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию;
• проверять соответствие технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• вести в установленном порядке отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.
В том случае, если предприятие работает в рамках стандартов серии ИСО 14000, экологическая служба поддерживает и сопровождает работу на предприятии по обеспечению требований этих стандартов.
Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 21.07.2014) юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, транспортных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в их выбросах техническим нормативам выбросов.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и окружающей природной среды не установлена.
Основные направления воздухоохранных мероприятий для действующих производств включают технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций.
В состав технологических мероприятий входят:
• использование более прогрессивной технологии по сравнению с применяющейся на других предприятиях для получения той же продукции;
• применение в производстве более экологичных видов топлива;
• применение рециркуляции дымовых газов;
• увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;
• внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия.
К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объемов и токсичности выбросов объекта и снижение приземных концентраций загрязняющих веществ, относятся:
• сокращение неорганизованных выбросов;
• очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов;
• улучшение условий рассеивания выбросов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 (ред. от 22.04.2009).
Предприятие обязано организовать первичный учет по охране атмосферного воздуха. С этой целью проводится один раз в пять лет инвентаризация источников вредных выбросов. В случае реконструкции и изменения технологии предприятие уточняет проведенную ранее инвентаризацию. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных организованных и неорганизованных источников загрязнения, имеющихся на предприятии, и от автотранспорта. Производственные затраты, связанные с оплатой работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, относятся на себестоимость продукции в составе общехозяйственных расходов.
До 11.06.2014 г. все данные первичного учета по охране атмосферного воздуха на предприятии необходимо было заносить в следующие типовые формы:
• ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик";
• ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха";
• ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".
С вступлением в силу приказа Росстата от 11.06.2014 № 430 указанные типовые формы отменены, что не означает отмены необходимости вести первичный учет, связанный с охраной атмосферного воздуха. На момент издания настоящего учебника не было утверждено никаких типовых форм первичного учета по охране атмосферного воздуха на предприятии. Полезность и необходимость сбора на предприятии первичных данных по мероприятиям, связанным с охраной атмосферного воздуха, диктуется целым рядом причин:
• данные учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха – первичный документ учета выполнения предприятиями мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
• данные первичного учета используются при составлении годового отчета по форме государственного статистического наблюдения 2-тп (воздух);
• данные первичного учета используются на предприятии для осуществлении производственного контроля и правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает введение технологических нормативов выбросов (ТНВ) и норматив предельно допустимого выброса (ПДВ).
Технологический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции и другие показатели при использовании наилучших доступных технологий.
Норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух – объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ как показатель активности радиоактивных веществ допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Устанавливается для каждого стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами норматива ПДВ специально уполномоченные органы в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких предприятий временно согласованные выбросы (ВСВ ). Они действуют на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условии соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Такие выбросы еще называют выбросами в пределах установленных лимитов.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Проект ПДВ в атмосферный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии с ГОСТом 17.2.3.02–78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями", "Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86", "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу (НДВ) для предприятий" и другой действующей нормативно-методической документацией.
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
Государственная статистическая отчетность готовится на основании данных первичного учета, осуществляемого по типовым формам Роскомстата.
12.6. Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха
Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха
В план мероприятий по охране атмосферного воздуха включают следующие основные позиции:
получение (продление) разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (в случае изменений на субъекте хозяйственной и иной деятельности, например, при расширении, реконструкции предприятия, вводе в действие новых цехов и пр. или по указанию органов государственного экологического контроля);
контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов (проводится в соответствии с положениями Проекта нормативов ПДВ субъекта хозяйственной или иной деятельности);
контроль соблюдения технических нормативов выбросов от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха;
проверка технических характеристик газоочистного оборудования;
в установленном законом порядке проведение мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, в зоне защитных мероприятий субъекта хозяйственной и иной деятельности, в местах размещения отходов;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в результате государственного экологического контроля (при их наличии);
подготовка и представление при необходимости государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (воздух);
проведение мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (при поступлении предупреждения/оповещения);
повышение квалификации специалистов в области охраны атмосферного воздуха;
осуществление контроля выполнения мероприятий по снижению выбросов до достижения норм ПДВ.
План мероприятий составляется по форме приложения 4 в сроки, установленные Руководителем Службы производственного экологического контроля.
Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха
Контроль соблюдения ПДВ
Контроль соблюдения нормативов ПДВ проводится в соответствии с планом-графиком. утвержденным в составе проекта ПДВ, с учетом условий Разрешения на выброс и требований ГОСТ 17.2.3.02-78 [5] в соответствии с утвержденной в установленном порядке Системой контроля соблюдения ПДВ на субъекте хозяйственной и иной деятельности, включающей следующие данные:
карту-схему промзоны субъекта с указанием контролируемых источников выброса;
перечень контролируемых показателей по каждому из источников выбросов, нормативы ПДВ, периодичность и способы их контроля (прямое измерение, отбор пробы с последующим измерением, расчет);
перечень средств измерения, оборудования и методических документов, применяемых для контроля соблюдения ПДВ, с указанием их метрологических характеристик;
план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ;
данные о лаборатории, выполняющей измерения содержания загрязняющих веществ в выбросах субъекта хозяйственной и иной деятельности.
При контроле соблюдения ПДВ и лимитов выбросов основными должны быть прямые методы. использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля ПДВ, а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые и технологические методы. В качестве способов контроля выполнения ПДВ в случаях выбросов достаточно стабильных по составу смесей веществ и отсутствия приборов для прямого контроля нормативов выбросов интересующих ингредиентов возможен контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ. В качестве групповых показателей допускается использование показаний приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которым установлены ПДВ. Возможно ведение журналов ПОД-1, 2, 3 в электронном виде.
При контроле соблюдения ПДВ выбросы вредных веществ определяют за период 20 мин.. к которому относятся максимальные разовые ПДК. а также в среднем за сутки, месяц и год. Если продолжительность выбрасывания вредных веществ в атмосферу меньше 20 мин, контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.
Первичный учет при производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха
При производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха в обязательном порядке проводится первичный учет данных по типовым формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3, утвержденным приказом ЦСУ от 9 июня 1981 г. № 329 [6]. На каждую из упомянутых форм заводится соответствующий журнал.
Журнал по форме ПОД-1 является первичным документом учета стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха7 и их характеристик по каждому структурному подразделению субъекта хозяйственной и иной деятельности. Записи в журнале ведут на основании результатов измерений параметров вышеупомянутых источников и результатов анализа отобранных проб. Первичный учет по форме ПОД-1 позволяет решать следующие задачи:
определение общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому источнику их выделения;
определение максимального количества загрязняющих веществ в выбросах при каждой смене технологического режима источника выделения;
контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов;
оценка экологических характеристик технологических процессов субъекта хозяйственной и иной деятельности.
Журнал по форме ПОД-2 применяется для учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, проводимого с целью:
оценки эффективности мероприятий, улучшение экологических характеристик технологических процессов;
упорядочения направлений снижения выбросов загрязняющих веществ;
контроля сроков выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и затрат на их реализацию.
Журнал по форме ПОД-3 используется для учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок. Первичный учет по форме ПОД-3 позволяет проводить оценку состояния пылегазоочистного оборудования, определять фактический объем отходящих и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ.
Необходимо соблюдать Правила технической эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок (1978 г.). На основе Правил руководством предприятий и организаций должны быть разработаны и утверждены инструкции для персонала, занятого эксплуатацией имеющихся газоочистных установок, с учетом условий их работы, инструкций завода - изготовителя оборудования и рекомендаций проектной организации.
Указанные инструкции должны содержать:
- схему газоочистной установки;
- техническую характеристику установки и входящих в нее аппаратов;
- сведения об имеющихся средствах и системах автоматизации работы установки и оснащенности приборами контроля, блокировки и сигнализации;
- оптимальные технико-экономические параметры работы установки, обеспечивающие требуемое качество очистки газа;
- допустимые отклонения параметров и режимов работы установки в соответствии с оговоренными проектом оптимальными пределами;
- порядок пуска, остановки и обслуживания газоочистной установки;
- правила эксплуатации основных агрегатов и механизмов газопылеулавливающей установки и меры при нарушении установленных оптимальных показателей работы;
- перечень быстроизнашивающихся узлов и наиболее часто встречающихся неисправностей с указанием способов их устранения;
- меры при аварийных выходах из строя агрегатов или оборудования;
- специфические особенности ремонта установки;
- меры (Правила) безопасности при эксплуатации и ремонте установки;
- требования по оснащению рабочих мест оборудованием пожаротушения, средствами индивидуальной защиты, предупредительными плакатами, заземляющими устройствами и т.д.;
- должностные обязанности обслуживающего персонала газопылеулавливающей установки с учетом выполняемой работы.
Формы ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 и инструкции по их заполнению приведены в приложениях 5-7.
Данные форм ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 используются для подготовки отчетов по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) (см. п. 5.5).
Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) 8
Субъект хозяйственной и иной деятельности должен обеспечивать снижение нормируемых выбросов в атмосферу на весь период НМУ [7] в соответствии со специальным планом мероприятий, являющимся составной частью проекта нормативов ПДВ. Предупреждения (оповещения) о наступлении НМУ должны фиксироваться в журнале по форме табл. 6-1.
для записи предупреждений (оповещений) при наступлении неблагоприятных метеоусловий и принятых мерах по сокращению выбросов
Примечание: В графе 1 указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого на субъект хозяйственной и иной деятельности.
В графе 6 указывают, в какие структурные подразделения субъекта была передана информация и какие конкретные меры были приняты.
При поступлении предупреждения о наступлении первого, второго или третьего режима НМУ руководитель субъекта хозяйственной и иной деятельности издает приказ о переходе на период НМУ на заданные режимы работы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по субъекту хозяйственной и иной деятельности и по его структурным подразделениям, определением порядка приема и передачи мер оповещения.
Для веществ, выбросы которых не создают на границе санитарно-защитной зоны или в жилой застройке загрязнение более 0,1 ПДКм.р. . мероприятия по снижению выбросов на период НМУ не разрабатываются.
При работе субъекта хозяйственной или иной деятельности в первом режиме НМУ осуществляются в основном мероприятия организационно-технического порядка без изменения режима технологического процесса и нагрузки субъекта хозяйственной и иной деятельности (усиление контроля технологической дисциплины, режима работы оборудования и средств контроля, исключение очистки оборудования и т.п. ). Эти мероприятия позволяют снизить выбросы на 5-10%.
Во втором и третьем режимах НМУ проводятся мероприятия на базе технологического процесса (снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий ), введение запрета на сжигание отходов, остановка технологического оборудования в случае выхода из строя систем газоочистки, перестройка структуры топливопотребления и др.
Мероприятия по временному сокращению выбросов, оформленные в виде таблиц и пояснительной записки, приведены в Проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Отчетность по выполнению мероприятий в области охраны атмосферного воздуха
Порядок подготовки отчетов о выполнении мероприятий по охране атмосферного воздуха устанавливает руководство предприятия.
В отчете должны быть отражены все запланированные мероприятия, а также внеплановые работы по охране атмосферного воздуха. В отчете проводится анализ выполненных работ, оценивается их эффективность, указываются причины нарушения требований, несоблюдения нормативов, даются предложения по совершенствованию деятельности в области охраны атмосферного воздуха.
Статистическая отчетность № 2-ТП (воздух) предоставляется субъектом хозяйственной деятельности органам государственной статистики и Ростехнадзору, в случае, если указанный субъект включен в соответствующий перечень организаций определяемый Ростехнадзором до 15 января.
Статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) готовится с использованием данных журналов первичного учета по формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД 3.
Наряду с годовой отчетностью по форме № 2-ТП (воздух) субъектом представляется полугодовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП-воздух (срочная).
12.7. Производственный контроль в области охраны поверхностных и подземных вод
Планирование мероприятий по охране поверхностных и подземных вод
Производственный контроль в области охраны поверхностных и подземных вод предполагает выполнение следующих видов работы:
контроль наличия договора водопользования, решения о предоставление водных объектов в пользование и регистрация его в государственном водном реестре;
получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
контроль ведения регулярных наблюдений за соблюдением природоохранных требований за водным объектом и его водоохраной зоной, состоянием водоотводящих сооружений по программе, согласованной соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов;
контроль учета объема сброса сточных и (или) дренажных вод. Объем сброса определяется инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений;
мониторинг содержания загрязняющих веществ в сточных (или дренажных) водах исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты;
подготовка (ежеквартальная) и представление в орган, принимающий решение о представлении водного объекта в пользование (АБВУ), отчета об использования водного объекта;
контроль работы сооружений и установок по очистке сточных вод.
Вышеуказанные направления деятельности включаются в план природоохранных мероприятий субъекта хозяйственной и иной деятельности (Приложение 4).
Выполнение мероприятий по охране поверхностных и подземных вод
Оформление (продление срока действия) договора или решения о предоставлении водного объекта в пользование
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации права пользования водными объектами приобретаются на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта исполнительным органом власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса.[9]. Договор водопользования и (или) решение о предоставлении водных объектов в пользование вступает в силу только после ее регистрации в соответствии с приказом МПР РФ от 22.08.2007 N 216 «Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования».
Первичный учет водопотребления (водоотведения)
Субъектом хозяйственной и иной деятельности в обязательном порядке ведется первичный учет водопотребления (водоотведения) по формам, утвержденным Приказом Минприроды от 08 июля 2009 г. № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, утвержденным приказом.
Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения. предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
Схема выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать:
а) ситуационный план местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для забора (изъятия) водных ресурсов, сброса сточных вод и (или) дренажных вод с указанием:
наименования водного объекта - водоисточника и водоприемника;
мест размещения забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;
б) план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием:
мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;
мест размещения очистных сооружений.
Пояснительная записка к Схеме должна содержать :
водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения;
иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.
Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.
По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку).
Состав и свойства сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод определяются отдельно на каждом выпуске их в водные объекты, а также в точках закачки в подземные горизонты, передачи сточных вод в систему канализации (формы 2.1 - 2.2 приложения к Порядку).
Определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных вод и (или) дренажных вод.
Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 30-дневный срок.
Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
к Порядку ведения
собственниками водных объектов
и водопользователями учета объема
забора (изъятия) водных ресурсов
из водных объектов и объема сброса
сточных вод и (или) дренажных вод,