Руководства, Инструкции, Бланки

базисное руководство по психотерапии читать img-1

базисное руководство по психотерапии читать

Категория: Руководства

Описание

Базисное руководство по психотерапии

Базисное руководство по психотерапии Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Структура психики по З. Фрейду, ее топографическая модель. Отражение и регулирование как основные функции человеческой психики. Формы психического отражения: сенсорная, перцептивная и интеллектуальная. Особенности психики человека, феномены восприятия.

реферат [1,6 M], добавлен 18.02.2012

Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения. Структура психики по Зигмунду Фрейду. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга. Динамика человеческого поведения.

курс лекций [2,8 M], добавлен 04.01.2011

Рассмотрение особенностей диагностики психического развития в младенческом возрасте. Наблюдение и скрининг - основные ёё методы на ранних этапах развития. Анализ развития шкал младенцев Гезелла, Бейли, Пиаже, включая психологическую интерпретацию.

контрольная работа [34,7 K], добавлен 14.12.2012

Моделирование когнитивных процессов в психологии. Типы познавательных процессов, цель когнитивного моделирования. Функциональная схема познавательного процесса. Структура модели восприятия в когнитологии. Значение исследований когнитивной психологии.

реферат [17,5 K], добавлен 27.05.2010

Понятие и сущность сознания, предсознания и бессознательного. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Описание психосексуальных стадий развития человека.

реферат [36,7 K], добавлен 05.12.2010

Развитие психологии в России в XIX в. Связь психологии с педагогикой, научные работы К. Ушинского. И. Сеченов как основоположник учения о поведении, его концепция психических процессов и изучение рефлексов мозга. Биография В. Бехтерева и И. Мечникова.

реферат [31,7 K], добавлен 09.12.2010

Анализ психического развития человека в свете учения сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии. Инстинктивные влечения в сфере бессознательного (З. Фрейд). Теория социального научения.

реферат [21,4 K], добавлен 14.11.2010

Выделение и описание интегративных тенденций развития современной психологии и психотерапии. Определение тенденции интеграции психологической науки и психотерапевтической практики. Анализ интеграции психотерапевтических направлений и личности пациента.

статья [106,4 K], добавлен 23.01.2012

Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психической жизни по Фрейду. Стадии генеза психического в течение жизни ребенка. Кризисы идентичности личности.

реферат [21,1 K], добавлен 19.10.2012

Психология как наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. История психологических исследований. Развитие примитивных форм психической организации у растений и животных. Характеристика психического и зеркального отражений.

тест [15,1 K], добавлен 05.10.2010


HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке или кнопке, которые находятся ниже.

Видео

Другие статьи

Базисное руководство по психотерапии - Аннелизе Хайгл-Эвер - Практическое пособие - Медицинская литература - Библиотека BooksMed

АкушерствоАллергология и иммунологияАнатомияАнестезиология и реаниматологияБиологияВетеринарияВнутренние болезниВосточная медицинаГастроэнтерологияГематологияГигиенаГинекологияГомеопатияДерматовенерологияДиагностикаЗдравоохранениеИнфекционные болезниКардиологияКниги на английском языкеЛечебная физкультураМассажМикробиологияНаркологияНародная медицинаНеврологияНефрологияОнкологияОртопедияОториноларингологияОфтальмологияПатофизиологияПедиатрияПсихиатрия-Психология Пульмонология РевматологияСтоматологияСудебная медицинаТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФизиологияФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Автор: Аннелизе Хайгл-Эверс, Франц Хайгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер

Описание: В книге «Базисное руководство по психотерапии» известных немецких специалистов впервые подробно излагаются методические подходы и специфика различных модификаций психоаналитической терапии, рассматриваются особенности терапевтической тактики на различных этапах лечения, а также приводятся примеры клинических случаев и рассматриваются вопросы эффективности психотерапевтического процесса.

Книга «Базисное руководство по психотерапии» представляет особый интерес для специалистов в области психотерапии и клинической психологии.

«Базисное руководство по психотерапии»

ОЧЕРК ПСИХОАНАЛИЗА И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
КОНЦЕПЦИИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ
О теории конфликта в психоанализе
  1. Ранняя модель психического конфликта
  2. О развитии учения об инстинктах
  3. От топографической к структурной модели
  4. Об инстанции Ид
  5. Структура Эго
  6. О структуре Суперэго
  7. Новые модели психического конфликта
Нарциссизм и самость
  1. Нарциссизм в понимании Фрейда
  2. Отношение между нарциссизмом и развитием влечений
  3. Введение понятий саморепрезентации и объектной репрезентации
  4. Подведение итогов
О теории объектных отношений
  1. Основания объектной психологии по Фрейду
  2. Ранние объектные отношения по Мелани Кляйн
  3. Подходы Фейрнберна, Балинта и Винникотта
  4. Подход Хартманна
  5. Концепция Якобсон
  6. Концепция отделения и индивидуализации Малера
  7. Подход Кернберга
  8. Результаты новейших исследований грудных детей и младенцев
  9. Концепция психологии развития Лихтенберга
  10. Концептуализация самости Д.Н. Штерна
  11. Теория привязанности и ее значение для психотерапии
Аффекты в психоаналитической теории и практике
  1. Аффекты в учении Фрейда
  2. Аффекты в концепциях Якобсон, Сандлера, Бреннера и Кернберга
  3. Значение современных исследований аффекта
  4. Значение аффектов в диагностике и терапии
    1. Окончательная схема диагностики аффекта
Заключительное слово о психическом конфликте
Психопатологии, обусловленные конфликтами

  1. Патогенность эдипова конфликта
  2. Регрессия, фиксация и патологическое образование конфликтов
  3. О психодинамике депрессивных неврозов
  4. О психодинамике фобических неврозов
  5. Психодинамика неврозов навязчивых состояний
  6. О психодинамике истерических неврозов
Психопатологии, обусловленные развитием, и травматогенные патологии
  1. Внутренние и интеракциональные иллюстрации структурных нарушений
  2. Гипотезы о возникновении синдромов структурных нарушений
  3. Клинический пример пограничных нарушений
  4. Клинический пример нарциссического нарушения личности
  5. Клинический пример психосоматического заболевания
  6. Клинический пример патологии отношений у больных с зависимостью
ДИАГНОСТИКА В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
История Катарины - введение в диагностическую беседу
О развитии вариантов диагностического подхода

  1. Первичное психоаналитическое интервью
  2. Биографический анамнез с точки зрения глубинной психологии
  3. Структурированное интервью
  4. Операционализированная психодинамическая диагностика
  5. Сбор анамнеза в психосоматической медицине
Показательный обзор формирования клинических заключений
  1. Семантическое толкование речевого поведения
  2. О диагностике объектных отношений
  3. Техники диагностического заключения
  4. Клинические примеры
МЕТОДЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
Предварительные замечания
Психоаналитическая индивидуальная терапия (психоанализ)

  1. Базовая модель психоанализа
  2. Средства и способы лечения
  3. О регрессии
  4. О переносе и контрпереносе
  5. Сопротивление
  6. Обстановка, в которой происходит лечение
  7. Объединение для лечения и рабочий альянс
  8. Основное правило
  9. О технике толкования
  10. Клинический пример
Глубинная индивидуальная терапия
  1. Модифицированный треугольник опосредования понимания глубинной психотерапии
  2. Терапевтический подход
  3. Клинические примеры
Психоаналитическая интерактивная индивидуальная терапия
  1. Терапевтические цели
  2. О терапевтических мероприятиях
  3. О восстановлении сотрудничества
  4. Проявления переноса и контрпереноса
  5. Терапевтический процесс и техники вмешательства
  6. Терапевтический принцип «ответа»
  7. Техника принятия на себя функций вспомогательного Эго
  8. Терапевтический подход к аффектам
Методы групповой терапии, применяемые в рамках аналитической психотерапии
  1. О понятии множественности
  2. К вопросу о понятиях «общественное» и «частное»
  3. Терапевтическая группа как потенциал для изменений
  4. Определяющие условия
  5. Подготовка к групповой терапии
  6. К вопросу о терапевтических целях
  7. Средства и способы групповой аналитической терапии
  8. Структура и процесс функционирования терапевтической группы
  9. Работа группы и герменевтическая интерпретация терапевта
  10. Отношения переноса, рабочие отношения, техники вмешательства
Аналитическая групповая психотерапия
  1. Установки восприятия терапевта
  2. Бессознательные фантазии в групповой терапии
  3. Структура и процесс в аналитической группе
  4. Перенос и контрперенос в группе
  5. Терапевтические влияния в аналитической групповой терапии
  6. Клинический пример
Глубинная групповая психотерапия
  1. Специфика диагностического и терапевтического обращения с группой
  2. Образование психосоциальных компромиссов
  3. Установки восприятия и техники воздействия
  4. Клинический пример
Психоаналитическая интерактивная групповая терапия
  1. Рассуждение о показаниях к применению терапии и её результатах
  2. Цели психотерапии
  3. Специфика образа действий психотерапевта при использовании психоаналитической интерактивной групповой психотерапии
  4. Терапевтическое обращение со структурой и процессом
  5. Клинические примеры
Заключение
  1. Этика в психотерапии
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Теория
  1. История развития
  2. Актуальное теоретическое развитие
  3. Психоаналитические концепты в рамках поведенческой терапии
    1. Сопротивление
    2. Бессознательное
    3. Перенос
Модель расстройств и диагностика в поведенческой терапии
Цели терапии, планирование терапии и показания к ней
Терапевтические техники

  1. Стимульный контроль
  2. Контроль последствий
  3. Моделирующее научение
  4. Когнитивные методы
Связи между поведенческой терапией и психоанализом
Обучение и пост-дипломное обучение
Описание случая

  1. Клиническая картина и симптоматика
  2. История индивидуального научения
  3. Поведенческий анализ
  4. Диагноз
  5. Цель терапии и план лечения
  6. Течение терапии
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ РАЗГОВОРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Теория
  1. Историческое развитие
  2. Представление теории
    1. Теория личности
    2. Теория нарушений и диагностика
    3. Теория терапии
    4. Дальнейшее теоретическое развитие
  3. Разговорная психотерапия и психоаналитические концепции
    1. Перенос
    2. Бессознательное
    3. Сопротивление и механизмы защиты
Методика терапии
  1. Предложение отношений
    1. Эмпатия (ечувствованное понимание)
    2. Безусловное оценивание (неограниченное принятие)
    3. Самоконгруэнтность (подлинность)
    4. Дополнительные переменные
    5. Сравнение предложения отношений в разговорной и в аналитической психотерапии
  2. Эффективность, показания и интеграция
    1. Эффективность
    2. Показания
    3. Интеграция
Обучение
Клинический пример

  1. Симптоматика
  2. Биография
  3. Диагноз
  4. Ситуация на начало терапии
  5. Динамика неконгруэнтности и терапевтические импликации
  6. Течение терапии
  7. Измерение изменений и оценка течения терапии
ГИПНОЗ И АУТОТРЕНИНГ
Теория гипноза и аутотренинга
  1. Историческое развитие
  2. Актуальное состояние исследований
    1. Теория гипноза
    2. Психологические и физиологические результаты, остигаемые посредством гипноза
    3. Психодинамические аспекты гипноза и аутотренинга
Лечение
  1. Техника лечения, используемая при гипнозе
  2. Техника лечения при помощи аутотренинга
  3. Техника лечения при помощи градуированного активного гипноза
  4. Цели лечения
  5. Различные показания и результаты терапевтического исследования
Обучение, подготовка и повышение квалификации
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
Семья
Определение семейной терапии
Историческое развитие и школы семейной терапии
Техника лечения

  1. Цели лечения
  2. Определение проблемы и ее понимание: первые беседы
  3. Терапия
Показания и противопоказания
СУПРУЖЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
О развитии супружеской терапии

  1. Исторический обзор
  2. Актуальное положение
Техники лечения
  1. Концепты и терапевтические методики, используемые терапевтами, ориентированными на системную теорию
  2. Концепты и терапевтические методики, используемые терапевтами, ориентированными на психоанализ
  3. Обстановка и условия проведения супружеской терапии
Показания и противопоказания к супружеской терапии
Успешность лечения в рамках супружеской (и семейной) терапии
Повышение квалификации в области супружеской терапии

ПСИХОДРАМА
Теоретическая часть
  1. Историческое развитие
  2. Современное состояние проблемы
  3. Концепция психоанализа в рамках психодрамы
Терапевтические техники
  1. Общие положения
  2. Отношение к психоаналитическим техникам
  3. Дифференциальные показания к применению
Проверка эффективности
Подготовка специалистов, переобучение и повышение квалификации

КАТАТИМНО-ИМАЖИНАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Теоретическая концепция
  1. Краткий исторический экскурс
  2. Актуальное состояние теоретической базы
  3. Общность с психоаналитической терапией и отличия от нее
Методика и техника лечения
  1. Метод в индивидуальной психотерапии
  2. Символика сна наяву: стандартные мотивы
  3. Терапевтические техники
Показания и противопоказания
Подготовка

ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ И ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ
Обзор
Из истории вопроса
О теоретическом концепте терапии творческим самовыражением. Художественные формы и терапия творческим самовыражением в психоаналитической трактовке
Проведение лечения
Показания к этому виду терапии
Успешность применения метода
Образование и повышение квалификации в этой области

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Определение и историческое введение
К вопросу о практике, исследованиях и самом музыкотерапевтическом учении
Музыкотерапия как психоаналитически обоснованный метод
Применение психотерапии, основанной на музыке. Примеры из практики
Качественный базис в музыкотерапевтическом исследовании отдельных клинических случаев
Некоторые результаты из сферы психосоматики
Заключительные размышления о показаниях к музыкотерапии и научный взгляд намузыкотерапию

ТЕЛЕСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ
Щель
Рамки
Результат
Тело в аналитической психотерапии
Диалог на языке тела в традиционной обстановке
Телесный диалог в расширенной обстановке
Метод

МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Основные положения
  1. Историческое развитие
  2. Особенности лечении в группах и отличия от индивидуальной терапии
  3. Специфические различия между индивидуальной и групповой терапией на примере аналитически ориентированной групповой психотерапии
  4. Взаимозависимость индивидуальных интрапсихических и интерактивных процессов, связанных с групповой динамикой
  5. Социодинамическое распределение функций в группах
  6. Роль терапевта в групповой психотерапии
  7. Регулирование регрессии в группе
  8. Механизмы действия групповой психотерапии
  9. Критерии показаний к групповой психотерапии
Методы лечения в групповой психотерапии
  1. Психоаналитические методы групповой психотерапии
  2. Направленная динамическая групповая психотерапия
    1. Фаза разогрева или ориентировки
    2. Фаза зависимости
    3. Фаза активизации и реализации
    4. Фазаработы
    5. Заключительная фаза
  3. Методы поведенческой групповой психотерапии
    1. Групповые методы, ориентированные на разговорную психотерапию
  4. Ролевые игры
  5. Телесно-ориентированные методы групповой психотерапии
  6. Социально-коммуникативные групповые методы
  7. Специфические для нарушений и проблем группы объяснения и группы для пострадавших
  8. Группы самопомощи
Групповая психотерапия в клинике
Эффективность групповой психотерапии

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Психотерапия как дисциплина, проходящая через всю историю медицины
  1. Введение и исторический обзор
Междисциплинарные требования к психотерапии
  1. Спрос на психотерапию и ее использование
  2. Распространение психогенных нарушений среди населения
  3. Потребность в психотерапии
    1. Потребность - спрос - использование психотерапии в стационарных условиях
Психотерапия как составная часть комплексного плана врачебной работы
  1. Использование психотерапии в диагностическом процессе
    1. Образ действий врача
    2. Достижение взаимопонимания относительно предварительного диагноза, альнейшая диагностика и терапия
  2. Формирование и использование так называемых «неспецифических» эффектов в отношениях, которые устанавливаются между врачом и пациентом в процессе терапии - «врач-лекарство»
    1. «Врач-лекарство»
    2. Эффектплацебо
    3. «Терапевтический кредит», выдаваемый врачу
  3. Поддерживающая психотерапия как составная часть основного методического принципа врачебной помощи в медицине
    1. Формы психотерапевтической помощи
    2. Подерживающие психотерапевтические стратегии
    3. Подерживающе-психотерапевтический подход Фрайбергера и его коллег
  4. Мотивация пациента к психотерапии как врачебная задача
  5. Психотерапевтическая кризисная интервенция в повседневной практике врача. Этапы интервенции при наличии психосоциального кризиса
  6. Поддерживающие и адаптивные действия в отношении тяжелобольных, хронически больных и умирающих
    1. Поддержка в условиях интенсивной медицины и в отношении тяжелобольных
    2. Особенности адаптирующей терапии у хронических больных
    3. Работа с пациентами с неблагоприятным прогнозом
    4. Разработка проблем медицинского персонала
Изменение повседневной клинической практики посредством интеграции в нее психотерапевтических и медико-психологических подходов. Стационарный врачебный обход и служба взаимодействия
  1. Предпосылки для терапии, сопровождающей соматический уход за больным
  2. Стационарный врачебный обход
    1. К психотерапевтической функции стационарного врачебного обхода
    2. Институциональный и концептуальный фундамент обхода, осуществляемого с психотерапевтическими функциями
    3. Психотерапия в рамках стационарного врачебного обхода
  3. Психотерапия в рамках психосоматической службы взаимодействия
    1. Задачи и организационные формы службы взаимодействия
    2. Терапевтические подходы при работе со службой взаимодействия
  4. Проблемы междисциплинарной кооперации при интеграции психологических подходов в диагностику и терапию
Амбулаторная психотерапия как составная часть комплексных врачебных мер в процессе полного психосоматического ухода за больным
  1. Развитие врачебной практики
  2. Понятие полного психосоматического ухода за больным и его содержание
    1. Предпосылки для участия врачей в полном психосоматическом уходе за больным
  3. Бюрократические проблемы
  4. Примеры: превращение «телесных недомоганий» в «психосоциальную проблему»
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ТЕРАПИИ
Психотерапевтическое поведение
Терапевты и дилетанты
Общая модель психотерапевтического влияния
О соответствии личности терапевта, личности пациента и методов психотерапии
Модели влияния как системы упорядочивания
Похожие новости Комментарии (0)

Психотерапия: учебник для вузов: Жидко Максим Евгеньевич: Страница - 1: Читать онлайн бесплатно

Первый вопрос, который задает студент, начинающий изучать психотерапию, касается того, насколько быстро и эффективно можно освоить теорию и практику терапевтического воздействия. Ответ на этот вопрос, как бы он ни был важен для почти всегда неуспевающего все делать своевременно студента, весьма показателен и для преподавателя. Большинство преподавателей психотерапии можно условно разделить на два типа: «эзотерический» и «экзотерический». Первые склонны процесс обучения психотерапии рассматривать как введение в некое таинство, откровение; вторые – как решение может быть и не тривиальной, но, в целом, вполне доступной для студентов учебной задачи. Соответственно будут разниться и ответы на ранее поставленный вопрос – в одном случае для овладения психотерапией потребуется едва ли не вся жизнь, в другом – время, отведенное учебной программой. Разумеется, истина где–то между первой и второй точками зрения и, конечно, не может быть ответа вообще, без конкретизации того, о каком (каких) методах психотерапии идет речь.

Гарольд Стерн, основатель и многолетний президент Филадельфийской школы психоанализа, в одном из своих интервью говорил о том, что для овладения большинством методов психотерапии обычно достаточно внимательного прочтения трех или четырех основополагающих книг. Но для того, подчеркивал он, чтобы овладеть психоанализом как методом лечения, требуется интенсивное изучение не менее ста книг (не совсем ясно, как осуществляются подобные расчеты). При этом Г. Стерн рекомендовал учесть и то, что психоанализ является единственным психотерапевтическим методом, который требует, чтобы будущий специалист сам был проанализирован.

Я и мои коллеги считаем, что даже очень внимательное прочтение более чем четырех основных книг явно недостаточно для того, чтобы стать терапевтом. Огромное значение имеет опыт взаимодействия с пациентами, супервизорская подготовка. Поэтому мы должны разочаровать тех, кто надеется только путем чтения соответствующей литературы получить профессиональные навыки в психотерапии.

Второй вопрос (но далеко не последний по важности!), который задают начинающие осваивать психотерапию студенты, касается степени воздействия терапевтической процедуры на личность пациента, ее эффективности. На него нельзя ответить без учета того, о каких терапевтических методах идет речь, без учета тех психических (психологических) нарушений, с которыми работает терапевт, вне учета личностных особенностей самого терапевта и, наконец, без анализа того, какие средства измерения используются для оценки эффективности той или иной терапевтической процедуры. О каждой из перечисленных составляющих эффективности психотерапии уже написаны и продолжают писаться статьи и книги, к которым я и отсылаю интересующегося этими проблемами читателя.

Мы лишь кратко остановимся на актуальном дискуссионном вопросе: как изменяется личность вследствие терапевтического воздействия.

Что же происходит с личностью при психотерапевтическом воздействии? Личность ли изменяется в процессе этого воздействия? Ряд исследователей [1] полагает, что наиболее очевидный терапевтический эффект достигается в ходе лечения депрессии и отдельных симптомов, например беспокойства. Когда же речь идет о таких особенностях личности, как, например, нейротизм, желаемый эффект не достигается. Это мнение поддерживается многими психологами, [2] делающими вывод о том, что психотерапия не воздействует на основную структуру личности, а помогает пациенту становиться более гибким в удовлетворении своих потребностей и использовании способностей.

Строго говоря, изменений личности, в смысле формирования каких–либо новых качеств или «исчезновения» (куда?) уже имеющихся, в ходе терапии, как и в ее результате, не происходит (мы не имеем в виду те случаи, когда психотерапевтическое воздействие, применяемое наряду с химическим, например психотропным, приводит к подлинной трансформации личности; такие воздействия в силу их направленности на руинирование индивидуальной психики не изменяют, а уничтожают личность).

Любое из свойств (качеств) личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие собственно и делает личность таковой. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими!) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений. Подтверждением нашей мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях выраженных расстройств личности или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее заметная деструкция личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. Психотерапевт, работая с такими пациентами, по сути дела стремится возродить уже разрушенное в психике путем апелляции к сохранному, однако такое «приращение», как и в случае тканевой несовместимости, оказывается временным. Сторонники психоанализа считают, что такой метод терапии является наиболее эффективным при серьезных формах патологии. В известной мере его эффективность обеспечивается длительностью психоаналитического процесса, который может длиться годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни.

Smith M. L. Glass G. V. Miller F. I. The benefits of psychotherapy. – Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1980.

Luborsky L. and el. A verification of Freud's grandest clinical hypothesis: The transference. Clinical Psychology Review. 1985. № 5. 39–47.