Руководства, Инструкции, Бланки

педагогический дневник военнослужащего образец img-1

педагогический дневник военнослужащего образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец документа

Начат "__" ____________ 20__ г. Окончен "__" ____________ 20__ г.

Краткие указания к ведению дневника

Дневник изучения и воспитания обучающихся взвода (учебной группы) ведется с момента их приема в училище и до выпуска.

В первом разделе дневника делаются записи об изучении коллектива взвода (учебной группы); отмечаются его сильные и слабые стороны, состав актива, воздействие офицера-воспитателя с помощью актива на весь коллектив и отдельных обучающихся, степень нравственной зрелости коллектива, склонности и интересы.

При этом выделяются группы и отдельные обучающиеся с положительными и отрицательными склонностями (задатками), над развитием или изжитием которых предстоит работать офицеру-воспитателю.

Записи в дневнике о каждом обучающемся производятся по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Первая запись должна содержать обобщенные записи об успеваемости обучающегося до поступления в училище, основные выводы из школьной характеристики и результаты сдачи вступительных экзаменов в училище.

При изучении личности обучающегося внимание офицера-воспитателя должно быть обращено на воспитание патриотизма, готовности к защите Отечества, формирование и развитие чувства верности конституционному и воинскому долгу; на выработку качеств, необходимых для будущей военной профессии - трудолюбию, дисциплинированности, волевых качеств, исполнительности, аккуратности, находчивости, физической выносливости, дружбы и товарищества, любви к военному делу. Кроме этого, в дневнике должны быть отражены:

возрастные и индивидуальные качества каждого обучающегося;

формирование у обучающегося навыков строгого и точного выполнения требований общевоинских уставов;

состояние здоровья и физического развития;

основные черты личности: умственное развитие, память, особенности мышления, способности, наклонности и т.д.;

учебная работа обучающегося в классе, отношение к учебным дисциплинам и склонности к определенным предметам;

зарождение и развитие интереса к обучению в определенном военном образовательном учреждении и к получению офицерской профессии;

навыки в выполнении распорядка дня, поддержании внутреннего порядка, несении службы внутреннего наряда;

режим работы и отдыха;

участие в общественно полезном труде;

запросы и интересы;

занятия в свободное время и участие во внеклассных мероприятиях, общественная активность;

отношение к старшим, связи, знакомства вне училища, поведение в увольнении и отпуске;

отношение к семье или родственникам и их влияние на обучающегося.

В дневнике отражаются все происходящие изменения в развитии каждого обучающегося как в умственном, так и физическом отношении, проявление роста его сознательности, участие в общественной жизни, отмечаются положительные и отрицательные черты в характере и поведении, указывается, что надо развивать и культивировать, а что изживать.

Записи в дневнике должны давать четкое представление о формировании личности обучающегося, о работе, проводимой офицером-воспитателем по его воспитанию, подготовке к приобретению профессии офицера.

Намечая меры воспитательного воздействия, офицер-воспитатель через определенное время указывает, какой они дали результат.

По окончании учебного года офицер-воспитатель составляет характеристику на каждого обучающегося. Она подписывается офицером-воспитателем, рассматривается ротным педагогическим совещанием и утверждается командиром роты (батареи).

В дневнике офицер-воспитатель ведет учет успеваемости каждого обучаемого по учебным четвертям и за год, а при выпуске обучаемого из училища указывает, в какое военное образовательное заведение поступил.

Видео

Другие статьи

Методичка по ОГП

/ методичка по ОГП

Тестирование наиболее широко применяется в практической работе военного психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследований, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения.

Следует больше уделять внимания военнослужащим:

- с низким уровнем общего развития;

- проживавшим до призыва в армию в трудных условиях;

- не имеющим среднего образования;

- допускающим нарушения правил несения службы и дисциплины.

С ними нужно чаще общаться, помогать в идейном и культурном росте, овладении своей боевой специальностью, выборе жизненной перспективы.

Находить в характере, делах и поступках воинов положительные стороны, всячески развивать их, добиваться, чтобы они стали определяющими в службе, жизни и во всей практической деятельности - долг каждою воспитателя.

Изучая особенности того или иного воина, лучше опираться не на один какой-либо метод, а использовать их комплекс. Сбор материалов об изучении воина целесообразно оформлять в виде протокола наблюдений, бесед, выписок из документов, записей. Все это вместе взятое составляет педагогический дневник офицера.

Дифференцированный подход при работе с личным составом.

Работа с офицерским составом.

Профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетах военного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующее совершенствование (иногда – коррекция) происходит уже в войсках. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности воспитательной работы с офицерами . отражающие существенные аспекты этой деятельности.

Первой особенностью является проведение воспитательной работы, направленной на сохранение офицеров, которые составляют костяк офицерского корпуса . имеют высокую мотивацию к службе и готовы дальше служить, но в силу обстоятельств (сокращение, увольнение, отсутствие необходимых социально-бытовых условий и др.) вынуждены увольняться.

Другой особенностью воспитательной работы с офицерами является осуществление дифференцированного подхода . Офицерские коллективы неоднородны, в них существуют положительные и негативные тенденции. Вот почему здесь необходим внимательный подход к каждому офицеру, тщательный учет особенностей профессиональной деятельности различных категорий офицерского состава (командиры, инженеры, офицеры штабов и служб и т.д.). Следует определять конкретные цели и задачи в воспитательной работе с каждой категорией офицеров.

Особого внимания заслуживает проблема требовательности к офицерскому составу . Она должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением их личного достоинства.

Важной особенностью воспитательной работы с офицерами является создание и поддержание в офицерских коллективах такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер подразделения . молодой и прослуживший уже много лет, начинающий службу и опытный методист, офицер холостой и офицер-семьянин. Главное – это создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса.

Воспитательная работа с призывниками.

Современная ситуация в армии объективно предполагает необходимость глубокого и полного изучения психолого-педагогических особенностей военнослужащих, проходящих службу по призыву и соответствующую коррекцию воспитательной работы с ними. Выделение этой категории военнослужащих в воспитательном процессе обусловлено тем, что она составляет большую часть воинских подразделений и именно на нее возлагается решение основных задач, стоящих перед внутренними войсками. И это в то время, когда образовательные, психологические и физические показатели призывного контингента РФ в последние годы заметно снизились.

Принимаемые организационные, педагогические и другие меры разрешения этого противоречия обусловили соответствующие особенности воспитательной работы. Основное вниманиеобращается на активное формирование у военнослужащих установок и навыков эффективной военной службы, осознанного выполнения воинского долга, уставных требований, организованности, уважительного отношения к командирам и начальникам . Достаточное значение придается доведению общих положений о службе во внутренних войсках МВД РФ, требований воинских законов и уставов о нормах и правилах взаимоотношений в воинском коллективе, роли и значении дружбы и войскового товарищества. В ходе воспитательной работы военнослужащим разъясняются морально-нравственные позиции Военной присяги и общевоинских уставов, суть и содержание героизма и мужества, понятие верности Боевому Знамени воинской части и др .

Решение воспитательных задач с военнослужащими по призыву обеспечивается непрерывным изучением их морально-психологических и деловых качеств, проведением активной дифференцированной и индивидуальной воспитательной работы. Особое внимание обращается на воспитательную работу с молодыми военнослужащими, военнослужащим с признаками девиантного (отклоняющегося) поведения. Весьма важно, что в воспитательной работе с этой категорией военнослужащих руководящими документами, теоретическими и прикладными разработками военной педагогики предусматривается обязательное участие офицеров частей (кораблей) и подразделений всех звеньев – от командира части до командира взвода.

Воспитательная работа с контрактниками.

Наряду с офицерами и прапорщиками в войсках сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – сержанты и солдаты, проходящие военную службу по контракту(контрактников). Анализ воспитательной работы в подразделениях показывает, что они требуют особых подходов в воспитании, обусловленных целым рядом социально-психологических особенностей этой группы военнослужащих.

К положительным моментам среди проходящих контрактную службу можно отнести то, что это имеющие социальный опыт люди, в основном со средним образованием, в большинстве случаев они обеспечены жильем, имеют установившийся опыт семейной жизни. К негативным – преимущественно односторонняя (материальная) мотивация к службе, низкий уровень удовлетворенности избранной профессией, неготовность ограничить себя, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать военную службу. Военные социологи также отмечают у них скептическое отношение к своим непосредственным командирам. Большинство военнослужащих этой категории считают, что главнейшими условиями их полной отдачи службе является семейное благополучие, уверенность в будущем, материальная обеспеченность, ощущение социальной значимости своей военной профессии .

Эти и другие особенности контрактников обусловили педагогическое своеобразие воспитательной работы. Ее основное содержание предусматривает:

- выявление и развитие профессионального потенциала военнослужащих-контрактников, создание им условий для личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности;

- привитие и закрепление военно-профессиональных качеств личности и, прежде всего ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, уверенности в своих профессиональных возможностях и др.;

- формирование устойчивого интереса к профессии военнослужащего внутренних войск и избранной специальности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что офицер должен достаточно ответственно подходить к воспитанию этой категории военнослужащих . Кроме того, необходимо учитывать разницу в возрасте между командиром и подчиненным-контрактником – нередко он значительно старше офицера. В такой ситуации требовательность должна выражаться особенно тактично, сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного, его возраста, профессионального и социально-бытового опыта.

В Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ определены направления индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту . Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами воспитательная работа направлена на:
- формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в ВС РФ;
- формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;
- формирование уважительного отношения к командирам (начальникам); войскового товарищества и войскового братства.
Эффективность воспитательной работы с контрактниками зависит от многих объективных и субъективных факторов, важное место среди которых занимает продуманное руководство всем воспитательным процессом, т.е. создание командиром условий, обеспечивающих повседневную служебную и учебно-боевую деятельность подчиненных.

Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.

Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.

Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.

1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.

Морально-психологическая работа в боевой обстановке - это целенаправленная организаторская и идеологическая деятельность командиров, боевого актива по проведению в жизнь принятых решений старших командиров, обеспечению высокой боевой готовности и боеспособности подразделения, части, соединения, укрепления политико-морального состояния и сознательной дисциплины, умелое владение оружием и боевой техникой в различных видах боя, совершенствование воинского мастерства личного состава и мобилизация его на успешное с наименьшими затратами выполнение боевых задач.

Успех в современном бою в решающей степени зависит от морально-политических, психологических качеств и боевого мастерства личного состава, в формировании которых важнейшая роль принадлежит морально-психологической работе. Она организуется и проводится командирами всех степеней непрерывно и тем активнее, целеустремленнее и конкретнее, чем сложнее и напряженнее обстановка.

Ответственность за состояние морально-психологической работы несет командир подразделения, части, соединения. Она является частью подготовки и ведения боя. Она организуется и проводится на основе решений правительства, приказов, директив Верховного Главного Командования, требований уставов по вопросам морально-психологической работы в боевых условиях.

Конкретные задачи и направления, формы и методы определяются на основе решений и боевых приказов командиров.

Морально-психологическая работа является частью мероприятий, проводимых в войсках, как в период подготовки, так и в период ведения боевых действий, содержание которой будет подчинено выполнению главной задачи - разгрому вторгшегося противника. В современных условиях это будет выражаться в направленной деятельности командиров на мобилизацию воинов, на создание в короткие сроки обороны, способной противостоять всем средствам наземного и воздушного противника и особенно ОМП, ВТО и средствам РЭБ, своевременную организацию системы огня и заграждений, инженерного оборудования и маскировку, умелое использование вооружения и техники, разъяснение личному составу боевых задач, характера и особенностей предстоящего боя, воспитание у воинов стойкости, упорства, взаимной поддержки и выручки в бою, смелости и быстроты действий, героизма и находчивости в боевой обстановке, организованности и дисциплины на поле боя, решимости выполнить поставленные боевые задачи в любых условиях обстановки, мобилизацию личного состава на безусловное отражение атак противника и упорную оборону занимаемых позиций, воспитание глубокого понимания каждым воином того, что никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права оставить занимаемую позиций без приказа старшего командира, усиление морально-психологического влияние вторых эшелонов, постоянную заботу о личном составе, своевременным обеспечением его всем необходимым для ведения боя, воспитания у воинов твердой уверенности в разгроме врага, обеспечения ведения активной разведки. Доведения до военнослужащих необходимых сведений о противнике и многих других направлений.

Поведение человека в значительной мере зависит от того, насколько его представление о предстоящих действиях совпадает с реальными условиями, отвечает им.

Правильное представление о войне самым тесным образом связано с необходимостью воспитания у солдат, сержантов и офицеров уверенности в своих силах. Важно добиться того, чтобы ни у кого из воинов не было сомнений относительно конечного исхода возможной войны, если ее удастся развязать агрессору. Если воин сомневается в своих силах, это неизбежно скажется на характере оценки обстановки, в которой ему придется реально действовать. Отчетливое представление картины современной войны готовит психику к встрече со всеми возможными обстоятельствами, облегчает ориентировку в сложившейся реальной обстановке и помогает владеть собой.

Морально-психологическая подготовка вырабатывает у людей способность противостоять панике, страху, растерянности в условиях сложной боевой обстановки.

Нейтрализация информационно-психологического воздействия противника на войска способствует воспитанию обоснованной уверенности в возможности успешного решения боевых задач и достижения победы в любых условиях современной войны, чувства превосходства над любым противником.

Формирование крепкой воинской дисциплины, безупречного поведения, устойчивой привычки всегда поступать так, как требуют законы, присяга, уставы и приказы командиров и начальников – также необходимое условие успешных действий на войне.

Воспитать боевую активность личного состава – значит во многом подготовить его психику к действиям даже в самых сложных ситуациях.

2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.

Морально-политическая и психологическая работа является составной частью процесса воспитания, боевой учебы личного состава, теоретической основой является учение о войне и армии, о моральном факторе и влиянии его на ход и исход войны. Под морально-политическим фактором следует понимать способность народа и армии стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания, обеспечить тем самым полный разгром врага. Особое внимание в период проведения ряда мероприятий морально-психологической работы необходимо обращать на морально-политическое состояние народа и сражающихся войск на войне. Решимость масс, выдержка, воля к победе, способность перенести все трудности войны, являются решающим фактором.

Составными элементами, морально-психологической работы, являются: морально-политическая подготовка и психологическая подготовка. В единстве морально-политической подготовки и психологической подготовки, морально-политической принадлежит ведущая, определяющая роль, она является фундаментом всей работы по психологической подготовке.

Главная цель морально-психологической работы - выработать у воинов такие качества, которые обеспечивают постоянную готовность и духовную способность решать самые сложные задачи в современной войне. Эта подготовка представляет собой систему идеологических и психологических воздействий на личный состав в ходе всей его службы. Непременным методологическим условием успеха работы командиров является систематическое скоординированное, одновременное воздействие на все стороны сознания, на волю, чувства людей с целью выработки высоких морально-боевых качеств.

Морально-психологическое обеспечение в батальоне (роте) организуется и осуществляется в целях:

-формирования, поддержания и восстановления у военнослужащих морально-психологического состояния, необходимого для выполнения боевых задач;

-готовности и способности к активным боевым действиям;

-постоянного наращивания морального духа личного состава;

-организации информирования о противостоящем противнике, особенностях его тактики действий, вооружении, технике, сильных и слабых сторонах, успехах своих войск;

-учета наиболее опасных психотравмирующих факторов для сведения к минимуму психогенных потерь; проведения специальных мероприятий по восстановлению боеспособности личного состава.

Видами морально-психологического обеспечения в батальоне (роте) являются:

-защита войск от информационно-психологического воздействия противника.

Информационно-воспитательная работа организуется и осуществляется в целях военно-политического информирования личного состава, формирования у личного состава батальона (роты) высоких моральных качеств на основе утверждения в их сознании и поведении общественно-значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей.

Ее основными задачами являются:

-разъяснение военно-политической обстановки, причин, целей, характера войны (вооруженного конфликта);

-доведение и разъяснение решений военно-политического руко-водства; постоянное доведение и разъяснение личному составу важности и значения выполняемых боевых задач;

-информирование о новейших системах вооружения и техники против-ника, способах применения и характере их воздействия на наши войска;

-формирование у военнослужащих чувства личной ответственности за постоянную готовность вооружения и военной техники, их умелое и эффективное использование (боевое применение).

Психологическая работа организуется и осуществляется в целях формирования у личного состава психологической устойчивости и
готовности выполнять боевые задачи в любых условиях обстановки, сохранения и восстановления их физического и психического здоровья.

Ее основными задачами являются:

-формирование психологической устойчивости и готовности личного состава выполнить поставленные задачи;

-осуществление психологического сопровождения;

-восстановление психического и личностного статуса, а также физических сил военнослужащих;

-проведение мероприятий по снижению психогенных потерь.

Военно-социальная работа организуется и осуществляется в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом служебных обязанностей, поддержания правопорядка и воинской дисциплины, обеспечения и реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей (через старшего начальника), предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Ее основными задачами являются:

-изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах;

-выработка, принятие и организация выполнения решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих;

-организация и проведение правового воспитания различных категорий личного состава, разъяснение правовых актов о правах и льготах военнослужащих;

-оказание индивидуальной социальной помощи военнослужащим; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам.

Культурно-досуговая работа организуется и осуществляется в целях формирования у личного состава морально-боевых качеств, поддержания на должном уровне духовно-эмоционального состояния военнослужащих, мобилизации их на успешное решение боевых задач.

Ее основными задачами являются:

-постоянное и всестороннее наращивание духовного и эмоционального состояния военнослужащих;

-обеспечение условий для организации досуга и полноценного отдыха личного состава с учетом боевой обстановки;

-снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реабилитация личного состава;

-поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки.

Защита войск от информационно-психологического воздействия противника организуется и осуществляется в целях снижения опасности негативного информационного и психологического воздействия на личный состав, обеспечения эффективного управления, укрепления морально-психологического состояния личного состава подразделений и создания благоприятных условий для их применения, своевременного предупреждения командования о развитии нежелательной идеологии и ее воздействии на личный состав.

Ее основными задачами являются:

-анализ и прогнозирование информационной обстановки;

-сбор и обобщение данных об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия на личный состав с выработкой конкретных мер по его устранению;

-нейтрализация информационно-психологического воздействия противника, недопущение деморализации, дезинформации, морально-психологического подавления;

-проведение информационно-психологических мероприятий (акций), направленных на свои войска;

-пресечение слухов, тревожных высказываний и противоправных действий, направленных на снижение морально-психологического состояния войск.

Подготовка человека к боевой деятельности - чрезвычайно сложное дело, определяемое во многих смежных сферах. Одна из них - подготовка нравственных сил личности к любым возможным испытаниям современной войны.

Сущность этого процесса заключается в целенаправленном формировании морально-политической и психологической устойчивости личного состава, его способности решать боевые задачи любой сложности, управлять своим поведением в бою.

Морально-психологическая работа организуется командирами на основе следующих принципов:

-единства идеологического и психологического воздействия;

-максимальное использование достижений науки;

Значение морального фактора возрастает и в связи с расширением возможности противника вести идеологические диверсии в крупных масштабах. Противник приведет в действие все свои силы и средства психологической войны, будет стремиться подорвать уверенность у воинов в своих силах, в справедливом характере борьбы своего подразделения или части, посеять страх перед мощным оружием, вызывать панику.

Современный общевойсковой бой потребует от личного состава исключительно мужественных, инициативных действий. Решающую роль при этом будут играть высокая боевая выучка, несгибаемая воля, бесстрашие, готовность воинов к преодолению любых трудностей к подвигу во имя выполнения поставленных боевых задач.

Современное оружие и боевая техника могут быть наиболее эффективно использованы в бою только при строжайшей дисциплине и отличной профессиональной выучке личного состава. Высокая воинская дисциплина укрепляет волю воина, помогает ему преодолевать страх, который может возникнуть в боевой обстановке. Для решительного разгрома сильного и коварного противника потребуется исключительная исполнительность и беспрекословное повиновение, невиданное напряжение всех моральных и физических сил.

Широко применяется наряду с моральным фактором и такая категория, как духовный фактор. Духовный фактор по своему содержанию шире, чем моральный. Он включает в себя наряду с идеологическими и психологическими компонентами духовных сил, также и военно-технические знания.

Моральный фактор - это моральный потенциал в действии, это реализация идеологических и психологических компонентов духовных возможностей народа и армии в интересах достижения победы в войне. В структурном отношении, моральный фактор включает в себя две стороны: идеологическую и общественно-психологическую.

Организация морально-психологического обеспечения включает:

-определение целей и задач морально-психологического обеспечения;

-отдачу указаний и постановку задач исполнителям;

-всестороннее обеспечение мероприятий морально-психологического обеспечения;
-практическую работу и другие мероприятия.

Командир батальона (роты):

-определяет цель, задачи и основные мероприятия, направления сосредоточения усилий морально-психологического обеспечения и ставит задачи заместителю командира по воспитательной работе на его организацию;

-контролирует выполнение поставленных задач.

Основным организатором и непосредственным руководителем морально-психологического обеспечения является заместитель командира батальона (роты) по воспитательной работе.

-осуществляет оценку обстановки (в части, его касающейся), докладывает выводы из нее и предложения по организации морально-психологи-ческого обеспечения; вырабатывает замысел морально-психологического обеспечения,

-принимает решение на выполнение поставленных задач;

-организует всестороннее обеспечение мероприятий морально-психо-логического обеспечения;

-осуществляет контроль исполнения и оказание помощи.

Заместитель командира батальона по воспитательной работе, кроме того, организует взаимодействие и согласовывает работу офицеров воспитательной работы батальона и рот по организации и проведению мероприятий морально-психологического обеспечения.