Руководства, Инструкции, Бланки

тематический план комплектования библиотеки вуза образец img-1

тематический план комплектования библиотеки вуза образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ТЕМАТИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН комплектования библиотечного фонда муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система»

ТЕМАТИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН комплектования библиотечного фонда муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система»

by Библиотека г. Лабытнанги · Published 02.09.2015 · Updated 02.09.2015

Тематико-типологический план комплектования является основным программным документом, определяющим политику формирования фондов МБУК «ЦБС». ТТПК отражает количественную и качественную характеристику фонда: тематику, типы и виды документов, экземплярность поступающих в фонд документов в целях наиболее оптимального обслуживания пользователей и сохранности фонда.

ТТПК систематически корректируется.

  1. Введение
  2. Состав и структура фонда
  3. Принципы и порядок комплектования
  4. Основные источники комплектования
  5. Бюджет комплектования
  6. Исключение документов из фонда

При формировании фонда МБУК «ЦБС» руководствуется следующими регламентирующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г. с изм. от 01.12.2014) «О библиотечном деле»;
  • Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
  • Закон ЯНАО от 06.1998 № 28-ЗАО (ред. от 27.10.2014) «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов»;
  • Приказ Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»;
  • Методические рекомендации по порядку отбора и изъятия изданий и материалов из фондов государственных, муниципальных библиотек, входящих в состав культурно-досуговых учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу;
  • Устав МБУК «ЦБС»;
  • Годовой план МБУК «ЦБС».

1.1.Социально-экономический и культурный профиль города Лабытнанги .

Муниципальное образование город Лабытнанги (далее — г.Лабытнанги) является административным центром, в состав которого входит микрорайон Обской и поселок Октябрьский.

Завершающее звено Северной железной дороги в г. Лабытнанги соединяет автономный округ с севером Западной Сибири и Европейской частью России. Город является перевалочной базой для освоения крупнейших газоконденсатных месторождений автономного округа.

Численность населения г. Лабытнанги на 01 января 2014 года составила 26,4 тыс. человек.

Основу экономики г. Лабытнанги составляет производство обрабатывающей промышленности, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, розничная торговля и общественное питание.

Лабытнанги — научный центр Ямала. Более 50 лет здесь функционирует экологический научно-исследовательский стационар Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук.

На территории г. Лабытнанги функционируют 5 общеобразовательных организаций, 9 дошкольных образовательных учреждений, детско-юношеская спортивная школа «Юность», специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва им. Т. В. Ахатовой.

Начальное профессиональное образование жители города могут получить в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги по специальностям: повар-кондитер, мастер общестроительных работ, слесарь КИПиА, мастер по обработке цифровой информации, автомеханик, машинист ДСМ.

Сеть учреждений в сфере культуры представлена 4 муниципальными бюджетными учреждениями: Городской краеведческий музей, Централизованная библиотечная система, Централизованная клубная система, Детская школа искусств; двумя учреждениями СМИ: Газета «Вестник Заполярья» и Лабытнанги–ТВ.

1.2.Анализ состава пользователей и читательского спроса

Анализ состава пользователей

В отраслевой структуре книговыдачи наиболее востребована литература общественно-политическая, а так же по филологическим наукам и художественная литература.

Единый библиотечный фонд МБУК «ЦБС» представляет собой систему фондов центральной библиотеки, библиотеки семейного чтения, библиотеки микрорайона Обская.

В фонд поступают различные виды документов, как на традиционных (бумажных) носителях, так и на нетрадиционных носителях. аудио-, и видеоматериалы, CD, DVD-ROM.

Единый библиотечный фонд универсален по тематике. Тематика комплектования определяется в соответствии с целями и задачами работы библиотек, с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей и запросов в читальных залах.

На 01 января 2015 года библиотечный фонд насчитывает 89 124 экземпляров документов. В составе фонда 79 531 печатных (в том числе, 2 568 экземпляров периодических изданий), 315- аудиовизуальных и 9 278 экземпляров электронных документов. Фонд центральной библиотеки составляет 28 378 экземпляров (в том числе, 6 807 – электронные издания), фонд библиотеки семейного чтения – 43 437 (в том числе – 2 017 электронные издания), фонд библиотеки микрорайона Обская – 17 309 (в том числе – 454 электронные издания) экземпляров.

В составе единого библиотечного фонда выделены:

Основной фонд — включает отечественные и зарубежные издания, поступившие за все годы деятельности библиотек. В его состав входит учебно-методическая литература, справочно-энциклопедические издания, альбомы, атласы, официальные издания (сборники законодательных актов, нормативно-правовых документов и кодексов Российской Федерации), художественные и публицистические произведения отечественных и зарубежных авторов и т.д.

Фонд периодических изданий — представлен массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями. Подписная компания проводится 2 раза в год.Периодические издания приобретаются по заказам структурных подразделений МБУК «ЦБС», основываясь на запросы пользователей. Фонд размещен в читальных залах библиотек.

Фонд аудио- и видеоматериалов – содержит фонд аудио- и видео изданий различной тематики. Фонд расположен в читальных залах библиотек.

Фонд электронных документов– состоит из изданий на съемных носителях (компакт-диски, флеш-карты). Фонд расположен в читальных залах библиотек.

3. Основные источники комплектования

Основными источниками комплектования библиотечного фонда являются:

  • приобретение книг на основе предварительного заказа в издательских и книготорговых организациях;
  • получение обязательного бесплатного экземпляра в соответствии с Законом;
  • получение книг через обменно-резервный фонд ГБУ ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО»;
  • подписка на периодические издания;
  • получение книг от пользователей взамен утраченных.

Источники отбора документов в фонды: универсальные, тематические и отраслевые каталоги, списки литературы, представляемые издательствами и книготорговыми организациями, в том числе через Интернет.

Этап планирования заказа включает: исследование рынка, определение примерной стоимости изданий, предварительные консультации с потенциальными поставщиками.

4. Общие параметры отбора документов в фонд

Общими параметрами отбора документов в фонд являются:

язык – доминируют издания на русском языке;

дата публикации –комплектуются текущие издания;

хронологическая глубина комплектования — последние 3 года, доминируют издания текущего года;

географический охват — местные, региональные, центральные.

5. Особенности комплектования фонда по видам документов

Формирование фонда МБУК «ЦБС»ведется с учетом особенности библиотек, обслуживающих детей и взрослых. Особое внимание уделяется приобретению учебной и справочной литературы последнего года выпуска на различных носителях, научно-популярным изданиям. Художественная классическая и современная литература приобретается по результатам работы с отказами, для поддержки обучающихся школ, для удовлетворения запросов пользователей. Периодические издания приобретаются по заказам библиотек. Электронный фонд библиотек комплектуется в соответствии с образовательными программами.

6. Профиль комплектования по отраслям знаний

Степень наполнения тематико-типологических рубрик:

2 – Малая экземплярность

Другие статьи

Методические рекомендации по составлению тематико-типологических планов комплектования фондов муниципальных библиотек Ямало-Ненецкого автономного окру

Комплектование библиотечных фондов - процесс плановый, основывающийся на анализе имеющихся фондов и читательского спроса.

Фонд каждой библиотеки имеет свой профиль комплектования, зависящий от социально-экономического и культурного профиля обслуживаемой территории, составе населения и основных категорий обслуживаемых пользователей.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью упорядочения процесса планирования приобретения документов в фонды муниципальных библиотек Ямало-Ненецкого автономного округа.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным Законом от 29 декабря 1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле»;

- Федеральным Законом от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;

- Законом ЯНАО от 18 июля 1998 г. №28-ЗАО «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов»;

- Государственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения».

Термины и определения

Библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.

Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Комплектование фонда – совокупность процессов выявления, отбора, заказа, получения и регистрации документов, соответствующих задачам библиотеки.

Профиль комплектования - документ, регламентирующий основные направления и особенности комплектования библиотеки и определяющий тематику и типы документов, включаемых в фонд. Структура профиля комплектования – тематико-типологические рубрики библиотечно-библиографической классификации.

Отбор документов – процесс поиска и оценки документов в общем потоке (или массиве) и извлечение наиболее ценных для включения в библиотечный фонд в целях последующего использования потребителями информации. В основе отбора документов лежат определенные критерии, которыми руководствуется комплектатор и которые дают ответ на вопрос, почему, для какой цели, исходя из каких соображений именно эти, а не какие – либо другие документы были извлечены, отчуждены от общей совокупности, а остальные отвергнуты.

Тематико-типологическийпланкомплектования - это документ, регламентирующий основные направления и особенности комплектования библиотеки, информационного центра и определяющий тематику, виды и экземплярность документов текущего и ретроспективного комплектования фондов, а также пожертвований документов в фонд библиотеки юридическими и физическими лицами за определенный временной период.

Формирование фонда – совокупность процессов комплектования, организации фонда, исключения документов, а также управления фондами.

Обновлено 06.05.2015 10:35

Тематико-типологический план комплектования библиотечного фонда центральной отраслевой библиотеки

Тематико-типологический план комплектования библиотечного фонда центральной отраслевой библиотеки

КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ БИБЛИОТЕКИ

ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»

МОСКВА 2012-02-07

Настоящее положение регламентирует процесс разработки Тематико-типологического плана комплектования (ТТП) единого библиотечного фонда ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», требования к структуре, оформлению, а также процедуре введения его в действие.

Настоящее положение обязательно для всех структурных подразделений ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ;

  • Приказ Минобразования РФ от 11.04.2001 № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов»;

  • Приказ Минобразования РФ от 27.04.2000 № 1246 «Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения»;

  • Приказ Минобразования России от 23.03.1999 № 716 п. 2 «Требования к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемые для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации»;

  • ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения;

  • Гост 7.20-2000 Библиотечная статистика;

  • ГОСТ 60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения;

  • ГОСТ 7.76-96 Комплектование фонда документами. Библиографоведение. Каталогизация. Термины и определения;

  • Положение о Центральной отраслевой библиотеки ;

  • Положение о формировании фондов Центральной отраслевой библиотеки.


    1. В настоящем положении применены следующие термины:

Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Документ обязательно содержит реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать содержащуюся в нем информацию.

Комплектование фонда – совокупность процессов выявления, отбора, заказа, получения и регистрации документов, соответствующих задачам библиотеки.

Приобретение документов – получение документов путем покупки, обмена или дара.

Профиль комплектования (тематико-типологический план комплектования) – документ, регламентирующий основные направления и особенности комплектования единого библиотечного фонда и определяющий тематику, виды и экземплярность документов, включаемых в фонд.

Фонд – упорядоченная совокупность документов, соответствующая задачам и профилю библиотеки, для использования и хранения.

Формирования фонда – совокупность процессов комплектования, организации, исключения документов, а также управления фондами.

В настоящем положении применены следующие сокращения:

БИР – библиотечно-информационные ресурсы.

БФ – библиотечный фонд.

ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)».

ТТПК – тематико-типологический план комплектования.

УДК – Универсальная десятичная классификация.

Университет - ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».

Центральна отраслевая библиотека – ЦОБ по ФКиС.



    1. В соответствии с Положением о формировании фонда Центральной отраслевой библиотеки ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» содержание комплектования библиотечного фонда определяется Тематико-типологическим планом комплектования, который отражает профиль учебных дисциплин Университета, тематику научно-исследовательских работ.

    2. Целью создания ТТПК является отбор документов, необходимых для ЦОБ по ФКиС.

    3. ТТПК предусматривает планомерное поступление отечественных и зарубежных документов (научных, учебных, художественных и др.), опубликованных и неопубликованных на всех видах носителей на основе централизованного комплектования в единый библиотечный фонд Университета.

    4. ТТПК составляет ЦОБ по ФКиС совместно с кафедрами и другими подразделениями Университета и систематически корректируется. Утверждает ТТПК ректор Университета.


  1. Определение экземплярности в Тематико-типологическом плане на приобретаемые документы


    1. Количество приобретаемых ЦОБ по ФКиС документов определяется в соответствии с минимальными нормативами книгообеспеченности учебного процесса высших учебных заведений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти РФ (Министерством образования и науки Российской Федерации).

    2. Документы для обеспечения учебного процесса приобретаются по заявкам кафедр и других подразделений, подписанных заведующими кафедрами и руководителей структурных подразделений университета.

    3. Учебные издания приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося минимумом обязательных учебных документов по всем циклам, реализуемых образовательными программами, представленного в таблице 1.


    1. Степень устареваемости основных учебных изданий из учебного фонда устанавливается по циклам дисциплин согласно нормативным документам:

Общегуманитарные и социально-экономические - последние 5 лет;

Естественнонаучные и математические - последние 10 лет;

Общепрофессиональные - последние 10 лет;

Специальные - последние 5 лет.


    1. Научные документы приобретаются с учетом наиболее полного удовлетворения читательских потребностей и запросов в читальных залах.

    2. Фонд дополнительной и научной литературы комплектуется в расчете на каждые 100 обучающихся и включает:

      1. Официальные издания (сборники законодательных актов, нормативно-правовых документов и кодексов Российской Федерации) приобретаются по 1-3 экз. каждого издания.

      2. Периодические массовые центральные и местные издания – по 1 комплекту 5-10 названий.

      3. Отраслевые периодические издания по каждому профилю подготовки кадров – 1 комплект 1-2 названия.

      1. Справочно-библиографическая литература:

А) энциклопедии универсальные, отраслевые – по 1-2 экз. каждого названия.

Б) отраслевые справочники и словари – по 3-5 экз.

В) библиографические пособия – по 1 годовому комплекту.


5.6.5. Фонд научной литературы комплектуется по профилю каждой образовательной программы – по 1-2 экз. 5 названий.

5.7. Заявка на покупку учебной, научной, справочной и др. литературы заполняется по форме таблица 2.

    1. Информационные базы данных приобретаются по каждому профилю подготовки кадров – не менее одной.

5.9. Тематика комплектования библиотечного фонда Университета представлена в таблице 3. Исполнитель: директор Т.В. Медзяновская


Центральной отраслевой библиотеки

по физической культуре и спорту


Проректор по УМР А.В. Скотникова


Начальник УМУ В.Б. Соловьев

Проректор по учебно-методической работе

ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»

________________________________ 20__ г.


на покупку учебной, научной, справочной и др. литературы для фондов Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту


для обеспечения научной и учебной деятельности Университета, просим закупить учебную, научную, справочную и др. литературу:


Литература, указанная в заявке будет использоваться в рамках следующих учебных дисциплин:_____________________________________________________


Количество студентов ____________


Зав. кафедрой _______________ Директор библиотеки______________

(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)


«__» _______ 20__ г.


ВНИМАНИЕ! Заявка визируется у директора библиотеки, а потом передается проректору по учебно-методической работе.

Инструкция об учете библиотечного фонда
Усилиями Российской государственной библиотеки и отчасти Российской национальной библиотеки за пять лет была подготовлена и рекомендована.

Инструкция об учете библиотечного фонда
Усилиями Российской государственной библиотеки и отчасти Российской национальной библиотеки за пять лет была подготовлена и рекомендована.

Инструкция об учете библиотечного фонда
Усилиями Российской государственной библиотеки и отчасти Российской национальной библиотеки за пять лет была подготовлена и рекомендована.

Культуры и искусств научная библиотека
Комплектование библиотечного фонда вузовской библиотеки: проблема развития электронно-библиотечного обслуживания

Инструкция по учету библиотечного фонда
Образец формы отражения суммарного учета итогов движения фонда библиотеки за год 37

Проблемы книгообеспеченности учебного процесса библиотеки вуза

Проблемы книгообеспеченности учебного процесса библиотеки вуза

Ускова Татьяна Петровна,библиотекарь отдела обработки

и комплектования библиотеки Глазовского Пединститута

Фонд каждой библиотеки - неотъемлемая и основная часть ее информационных ресурсов. Фор­мирование фонда - сложный процесс, включающий пополнение фондов, освобождение от морально и физически устаревшей литературы, деление по назначению, по степени его использования и т.д.

Накопление информационного потенциала библиотеки Глазовского государственного педагогического института имени Короленко происходило на протяжении более 60 лет. Диапазон комплектования фондов институтской библиотеки очень разнообразен. Это тематика, связанная с учебным процессом, об­ширной научно - исследовательской тематикой, с задачами воспитания студенчества. Приоритеты в комплектовании учебного фонда определяются требованиями Государственного образовательного стандарта.

Комплектование фонда библиотеки осу­ществляется в соответствии с «Положением о формировании фонда", переработанного и утвержденного в 2001 году, тематическим планом комп­лектования, данными картотеки книгообеспеченности учебного процесса.

Согласно общепризнанному утверждению, специфику библиотеки в ряду других систем информационных коммуникаций определяет ее ценностно-ориентационная функция, которая состоит в том, что библиотека включает в свой фонд и исключает из него документы только на основе представления об их социальной значимости. Тем самым осуществляется основной закон фондоведения, сформулированный ещё в начале ХХ века, - закон соответствия библиотечных фондов потребностям пользователей.

К настоящему времени фонд библиотеки, педагогического института, составляет 329153 экземпляров, в т.ч. 60% - учебной литературы. Процент обновляемости фондов в библиотеке института достигает 5%.

Ежегодно фонд пополняется на 13 тыс. экземпляров на сумму около 1 млн. рублей. Производится подписка на периодические издания в количестве 250 наименований, включающих отраслевые, массовые, центральные и местные издания. Ректорат института выделяет достаточно средств на приобретение литературы. Наличие в бюджете отдельной статьи расходов библиотеки позволяет нам иметь ясное представление о финансовом положении для формирования фонда. Поэтому мы имеем возможность не ограничивать себя нормами книгообеспеченности, утвержденными Министерством образования Рос­сии, а комплектовать фонд в количестве, соответствующем реальным потребностям читателей.

В 2004 г. состоялась аттестация вуза. В процессе подготовки к аттестации мы составили картотеку книгообеспеченности, что дало реальную картину и возможность на основе данных картотеки строить план комплектования.

Картотека показала, что обеспеченность учебной литературой составляет 2,3 экз. на одного студента, но при этом процент новизны 60%. Из этих цифр напрашивается вывод, что фонд учебной литературы требует обновления.

Сведения о книгообеспеченности учебного процесса – один из важных показателей при оценке деятельности учебного заведения. Книгообеспеченность (К) – среднее число книг, приходящееся на одного читателя, характеризует величину книжного фонда на конец года (Ф) в отношении к числу читателей (А), т.е. его достаточность (К=Ф/А)

Согласно приказам Мин. Образования РФ высшее учебное заведение обязано приобретать основную учебную литературу в количестве – 0,5 экз. Фонды основной и дополнительной литературы могут дополняться электронными учебниками.

Книжный рынок сегодня отличается ростом докумен­тального потока, однако количественным показателям далеко не всегда соответствуют качественные. Едва ли не главным в работе комплектатора становится сегодня правильный выбор по - настоящему ценной, содержательной литературы, отвечающей требованиям к современной учебной и научной книге. Определенные трудности связаны и с тем, что библиотеки, территориально удаленные от издательств или книготорговых организаций, часто не располагают достаточной информацией для оценки той или иной книги.

При всем обилии книжной продукции мы постоянно сталкиваемся с дефицитом отраслевой литературы. Казалось бы, проблему дефицита учебной и научной литературы, ее дороговизны, недоступности для студентов фондов ведущих библиотек страны должна решить электронная библиотека, которая является средством расширения доступности информационных ресурсов, условием организации самостоятельной работы студентов. К сожалению пока этого не произошло.

Общая тенденция в области учебного книгоиздания – переход от бумажных носителей информации на цифровые и хотя доступ к компьютерам уже не является нерешаемой проблемой, встает новая - соответствие возможностей техники и требований к технической базе для работы с электронным изданием. Да и, по нашим наблюдениям, число предлагаемых к продаже электронных учебников крайне ограниченно, издательства практически не спешат пе­реходить на новые технологии. Основная причина тому - опасения книгораспространителей относительно соблюдения авторских прав пользователями электронных изданий и, как следствие этого, уменьшение доходов от их продажи. С другой стороны, электронные материалы учебного характера нередко уступают печатным изданиям. Так, по данным Министерства образования России, из 41 электронного учебника, предло­женного школам Российской Федерации (отметим, что школы в экспериментальном порядке получали полный комплект учебников на дисках) востребованными оказались только 8 наименований.

Не лучше обстоят дела и с вузовскими электронными учебниками. Преимущественно они ограничиваются иностранными языками и программами для ЭВМ. Вот почему значительная часть вузов создает собственные электронные ма­териалы для учебного процесса.

По такому же пути пошел и наш институт. С октября 2004 года в библиотеке действует медиатека на 12 автоматизированных рабочих мест. В ней предоставлен доступ к серверу института, где размещены учебно-методические пособия и полнотекстовые версии особо ценных и наиболее спрашиваемых изданий прошлых лет. Работа над созданием полнотекстовой базы данных продолжается и в настоящее время. О результативности данного подхода свидетельствует тот факт, что из оказанных медиатекой за 2005 г. электронных информационных услуг (включая доступ в Интернет, обраще­ние к сторонним базам данных и пр.) около половины вы­полнено за счет имеющихся в библиотеке информационных ресурсов. Но это требует соответствующего технического оснащения.

Обеспеченность компьютерной базой является одним из глобальных критериев, составляющих основу методики определения рейтинга вуза, и определяется как частное от деления персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе на приведенный контингент студентов. При этом если количество основных учебных изданий в печатном виде и количество студентов, изучающих дисциплину, варьируются в зависимости от дисциплины, книгообеспеченность которой определяется, то коэффициент информатизации имеет одинаковое значение для всех дисциплин.

Появление электронных носителей информации поставило перед комплектатором ещё одну проблему: необходимо взвесить все "за" и "против", прежде чем решить, в какой форме приобретать издание. Документы на оптических носителях в среднем на 30 % дороже их печатных аналогов. В то же время издания справочного характера могут быть более эффективно использованы в электронной форме, и тогда затраты вполне оправданы.Бывает так, что электронная версия является сокращен­ным печатным вариантом. В таком случае предпочтительнее приобретать печатное издание.

Очевидные преимущества, с нашей точки зрения, дает приобретение журналов в электронной форме. Часто на диске помещаются все номера журнала с удобной и оперативной системой поиска. Кроме того, при подписке на традиционную бумажную и электронные версии диск предлагается бесплатно или со значительной скидкой. Таким образом, решается вопрос экземплярности, и снижаются финансовые затраты.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что при оценке книгообеспеченности дисциплин необходимо учитывать как традиционные печатные, так и электронные учебные издания. Наличие собственной электронной библиотеки или использование в учебном процессе электронных ресурсов Центральной библиотеки образовательных ресурсов при высоком уровне автоматизации вуза существенно увеличивает книгообеспеченность учебного процесса. Однако активное внедрение информационных технологий, использование электронных изданий в учебном процессе не должно негативно отражаться на традиционном формировании фонда библиотеки вуза изданиями в печатном виде. Опыт развитых стран показывает, что электронные библиотеки не заменяют в университетах традиционный печатный фонд.

Предполагалось, что новые технологии революционизируют процесс снабжения пользователей книгами, статьями и другой информацией, позволят студентам получать все материалы вне стен библиотек. Однако этого не случилось. Прогнозы, сделанные в начале 90-х гг. о том, что в новом веке библиотечные услуги будут предоставляться только через Интернет, а колледжи прекратят комплектование и обновление своих библиотек, не оправдались.

Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА, использование электронных информационных ресурсов должны строиться так, чтобы обеспечивать бесперебойную работу отделов обслуживания. Изучение же деятельности отделов обслуживания помогает корректировать работу всех остальных подразделений библиотеки, исходя из учета текущих и перспективных потребностей пользователей и «непользователей». Стабильное, эффективное функционирование требует высокой мобильности и обновляемости (постоянной и своевременной) фонда, наличие в его составе изданий последних лет.

Для формирования фонда, максимально приближенного к потребностям студентов и профессорско-преподавательского состава, нами постоянно проводится анализ неудовлетво­ренного читательского спроса с последующей корректировкой комплектования.

Проведенные исследования показали, что главная причина отказов - недостаточная экземплярность ("занято"). Это объясняется возросшим обращением на абонемент научной литературы студентов младших курсов (для выполнения курсовых работ) и привлечением ими литературы, используемой в предыдущие годы преимущественно студентами старших курсов. Тем самым отказы могут возникать при таких изме­нениях, которые являются для библиотек критическими, и должны обязательно рассматриваться как в рамках библиотеки, так и в соответствии с организацией учебного процесса и деятельности данного образовательного учреждения в целом. Поэтому цели анализа отказов заключаются не только в том, чтобы выявить недостающую литературу, но и установить те факторы (опять - таки в масштабах всего учебного заведения), которые негативно воздействуют на обеспеченность чита­телей.

Методологически мы исходили из того, что отказы отнюдь не должны рассматриваться как неизбежный минус в работе библиотек. Системный подход, к которому всё чаще обращаются представители гуманитарных наук, различает внутреннюю и внешнюю среду организации, причем, внешней среде придается решающее воздействие. Внешняя среда ву­зовской библиотеки, как и библиотеки любого другого обра­зовательного учреждения, - это, прежде всего система предъ­являемых к ней требований, задаваемых теми подразделениями, которые определяют учебный процесс, НИР и иные на­правления деятельности вуза. Немалой помехой в выполнении этой задачи является большой массив старой литературы, особенно учебной (гуманитарной), что ведет к большому списанию. Часть учебной литературы не соответствует содержанию учебных программ, что также ведет к списанию.

При анализе выбытия выяснилось, что причина списания - ветхость и моральное устаревание – занимают основные позиции среди других возможных причин на период с 2000 г. Это может свидетельствовать о непланомерном исключении из фонда давно устаревших и износившихся документов, что еще раз подтверждает крайнюю необходимость разработки стратегии управления фондом.

По причине «Непрофильность» документы не списывались, так как, на наш взгляд, вузовская библиотека не должна приобретать непрофильные документы. Мы обязаны регулярно заниматься списанием, а не накапливать ветхие, устаревшие документы. Но списывая документы из фонда по нормативам, мы не сможем реально восполнять возникающие лакуны, т.к. мы вынуждены оставлять классические, востребованные учебники. Их мало переиздают, что в свою очередь тянет назад показатель книгообеспеченности. По-видимому, в переиздании такой литературы за­интересованы многие вузы, поэтому книго­торговым организациям следует подумать над тем, чтобы она снова появилась в продаже; не исключено - и на электронном носителе. Возможно, для финансирования такого проекта следует привлечь федеральные органы управления обра­зованием. Тогда будут сняты многие острые проб­лемы, лихорадящие сегодня библиотеки, а читатели смогут быть уверены в том, что всегда получат нужную им книгу.

Эффективность политики комплектования фонда вузовской библиотеки должно основываться на научном подходе к принятию управленческих решений в его формировании, а также использовании библиотечного мониторинга в прогнозировании этого процесса. Применение библиотечного мониторинга необходимо сегодняшним библиотекарям-практикам, независимо от типа библиотеки, ее финансового положения, видового состава фонда. Только создав рабочую группу в каждом подразделении, а также Совет по формированию фонда библиотеки, можно добиться положительных изменений. Это требует временных, трудовых, человеческих ресурсов. Обязательно должно быть подготовлено профессиональное осознание необходимости данных исследований.

Предстоит в принципе изменить некоторые моменты в управлении формированием Фонда; для этого необходимо:

Предоставление библиотеке бухгалтерией института точных данных о финансировании на год (полугодие квартал, месяц);

Регулярные доклады Совета по формированию фонда на уровне ректората;

Мониторинг процесса комплектования;

Разработка новой схемы распределения документов по подразделениям библиотеки с учетом мнения факультетов.