Руководства, Инструкции, Бланки

дневник педагогической практики в школе образец img-1

дневник педагогической практики в школе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учебно-методический материал на тему: Дневник по педагогической практике

Учебно-методический материал на тему:
Дневник по педагогической практике
Предварительный просмотр:

Практика носит ознакомительный характер. Основная цель познакомиться с основным содержанием работы педагога в школе.

Цели и задачи практики:

- знакомство с образовательным учреждением, с направлениями его работы, нормативно-правовой документацией, проблемами становления учреждения и развития его на современном этапе;

- знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности учреждения психолого-педагогической помощи ребенку.

- знакомство с должностными обязанностями педагога в данном учреждении, выявление специфики его деятельности;

- углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в работе с детьми младшего школьного возраста;

- выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;

- подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной работы по

всем предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей;

- овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и

методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;

- анализ и обобщение передового педагогического опыта, использование его в самостоятельной педагогической деятельности.

Основные виды деятельности студентов:

1. Изучить деятельность учителя по организации деятельности учащихся начальной школы на уроках.

2. Провести наблюдения и проанализировать работу учителя по использованию методов контроля на уроках.

3. В процессе практики провести наблюдения за применением учителем поощрений и порицаний в воспитании младших школьников.

4. Провести диагностику "Лесенка уроков" на выявление интересов учащихся к школьным предметам.

5. Провести диагностику "Лесенка побуждений" на выявление уровня учебной мотивации школьников.

6. Провести рисуночную диагностику "Несуществующее животное" и описать результаты.

7. Пронаблюдать за деятельностью отдельного ученика (по выбору практиканта) и написать психолого-педагогическую характеристику на учащегося начальной школы.

8. Составить примерный план профессионального самовоспитания будущего специалиста, опираясь на свои наблюдения в ходе педагогической практики.

9. Написать отчет о практике с элементами самоанализа.

Методические материалы для выполнения заданий по

педагогике (приложение к программе педагогической практики)

Примерная профессиограмма учителя – воспитателя

Общепедагогические, социально-воспитательные качества личности:

- любовь к детям, гуманное к ним отношение;

- творческо-практический склад мышления;

- требовательность к себе и учащимся;

- твердость и последовательность в словах и действиях;

- собранность. аккуратность, внешняя опрятность.

- теории и методики воспитания;

- содержания учебных предметов и методик их преподавания;

- психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- теоретических основ педагогического воздействия;

- гигиенических основ личной и социальной гигиены;

- содержания и методов работы с родителями;

- в области истории, литературы, этики, эстетики, права, техники, краеведения.

Умения и навыки

- планировать воспитательную работу, отбирать целесообразные виды деятельности;

- планировать систему перспективных линий в развитии коллектива, отдельной личности;

- осуществлять индивидуальную программу воспитания каждого ученика в условиях коллектива;

- осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психологических и возрастных особенностей.

- выявлять и организовывать актив класса, управлять им в разных условиях, ситуациях;

- организовывать различные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, развивать их активность;

- осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений учащимися;

- организовывать работу с родителями.

- устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, коллегами;

- регулировать внутриколлективные и межколлективные отношения;

- располагать к себе учащихся, родителей, находить нужные формы работы с ними;

- предвидеть результат педагогического воздействия.

- изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива;

- критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности;

- осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование, самовоспитание;

- использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой педагогический опыт;

- прогнозировать исследуемые средства и методы работы.

- творческие (рисовать, выразительно читать, танцевать и др.).

Умения педагогической техники

- организовывать себя, управлять внутренним возбуждением и торможением адекватно ситуациям;

- внушать, заинтересовывать и сдерживать учащихся;

- владеть культурой речи, мимикой, жестами;

- уметь придавать лицу необходимые выражения, голосу – интонацию.

Примерная схема программы самовоспитания будущего педагога

Ориентировочная программа изучения личности школьника

(Сбор материалов для психолого-педагогической характеристики)

1. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодёжным организациям.

2. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании.

3. Характеристика классного коллектива: актив класса, отношение к общественной работе и общественно полезному труду, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций детского коллектива.

4. Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет школьника в коллективе, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе – списыванию, подсказыванию, зависти, круговой поруке и т.п.

5. Направленность личности: личная, общественная, деловая.

6. Характеристика осознанных мотивов. Интересы, их глубина, широта, действенность, устойчивость, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.

Взгляды и убеждения. Единство сознания и поведения. Стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы.

8. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей, товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.

9. Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой деятельности, бытовой труд школьника, соотношение учебной трудовой и игровой деятельности в жизни ученика, общественная активность школьника.

10. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти. Соотношение творческого и воссоздающего воображения, особенности мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной и письменной речи.

11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на действия педагога, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.

12. Волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.

13. Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика.

14. Темперамент и его проявления.

- черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, - прилежание, активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения;

- черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе и школе;

- черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу;

- черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.;

- черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость;

- черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам: аккуратность или неряшливость, бережливость или небрежность и др.;

- черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, гордость, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость.

16. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данными учащимися.

Программа изучения педагогически запущенных школьников

1. Ф амилия, имя, возраст, класс.

2. Состав семьи, образование, специальность, должность родителей.

3. Краткая характеристика педагогической обстановки в семье, характер

взаимоотношений, положение ребёнка.

4. Краткая характеристика педагогической запущенности и её проявления в учебе, общении, поведении.

5. Определить положение ученика в коллективе класса, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования).

6. Изучить интересы, способности, склонности ученика.

7. Установить, входит ли «трудный» в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за её пределами, установить характер влияния данного окружения.

Программа наблюдения за организацией учителем проверки знаний учащихся на уроке

1. Время, отведенное учителем на проверку знаний (запланированное и реально затраченное). Число опрошенных. Отметки, поставленные учителем: их объективность, обоснованность.

2. Формы проверки знаний (фронтальная, индивидуальная, уплотненная, самостоятельная работа, рецензирование ответов учащихся, практическая работа). Какие типы вопросов учитель использовал при опросе учащихся, какой тип познавательной деятельности они вызывали? Остались ли (и какие) вопросы без ответа?

3. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, учащихся друг с другом в ходе проверки знаний. Оценочные суждения учителя (положительные, отрицательные, нейтральные), их роль в активизации учащихся в процессе проверки знаний.

4. Учитывались ли индивидуальные особенности учащихся в процессе проверки? Если да, то как?

5. Предложения по совершенствованию и организации проверки знаний учащихся на уроке.

Примерная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной и развивающей цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и цели. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Содержание деятельности учителя и учащихся на уроке.

- эффективность использования ранее приобретённых знаний, умений, навыков;

- воспитание в процессе обучения;

- эффективность использования жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Соответствие применённых методов изучения нового материала целям, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед учащимися перед выполнением домашнего задания. Наличие, объем, характер домашних заданий.

10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

- стиль работы учителя, педагогический такт, речь, кругозор, умение держаться и руководить классом;

- оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;

- соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

11. Выводы и предложения:

- структура урока, её целостность, эффективность использования разных видов деятельности;

- методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность;

- реализация основных дидактических принципов на уроке;

- художественная целостность урока, как она достигается;

- достижение учебно-воспитательной цели урока;

Примерная схема записи наблюдений на уроке

Уроки творчества в начальной школе.

Огромное значение имеет развитие и раскрытие творческого потенциала личности младшего школьника. Наполнить школьную жизнь ребёнка творчеством – важная задача учителя. Один из вариантов её решения, практикуемый в школе известного педагога В.А. Караковского, – проведение особых уроков, которых нет в сетке расписания начальных классов, – уроков творчества. В ходе этих занятий детям могут предлагаться самые разнообразные творческие задания, например:

1. На листах ватмана нарисованы круг, квадрат, треугольник. Ребята разделены на группы. Каждая группа на основе геометрической фигуры должна нарисовать картину. Все участники продумывают будущую картину, её название, одни ребята рисуют, другие – раскрашивают.

2. Группам даётся набор слов, с помощью которых нужно написать четверостишие.

3. На столах лежат детские музыкальные инструменты. Каждая группа превращается в вокально-инструментальный ансамбль. Выбирается мелодия, которую ребята должны будут воспроизвести с помощью музыкальных инструментов и пропеть её.

4. Детям показывают маски героев разных сказок. Нужно узнать, кому принадлежит маска, назвать сказку, исполнить песню или танец этого героя.

Предлагаются также задания, требующие внимания детей, развивающие их наблюдательность, зрительную память; подготовка таких заданий даёт огромный простор для творчества учителя. Обширный материал, уже готовый к применению, содержится в книгах С.А. Шмакова.

Наблюдения и анализа деятельности учителя по

стимулированию мыслительной активности школьника

в случае его учебного затруднения

Урок (название): _____________. Дата: _________________

Тема урока: ______________________________________________________

Этап урока: ___________________

Наблюдаемый ученик (имя, фамилия): _______________________________

Поведенческие признаки затруднений ученика: _______________________

В графе 3 указывается мера помощи: слабая мера помощи (учитель задаёт общий наводящий вопрос), средняя мера помощи (учитель формулирует вопрос, в котором содержится указание на принцип выполнения задания, или показывает начало выполнения действия), сильная мера помощи (учитель формулирует принцип выполнения задания и/или показывает всё действие от начала до конца).

В графе 4 подробно записываются фразы, жесты, действия ученика в ответ на меру помощи учителя.

В графе 5 указывается, справился ли ребёнок с заданием (высокая результативность), начал выполнять, но опять столкнулся с затруднением или совершил ошибку (средняя результативность), не выполнил ни одной операции или отказался от выполнения задания (низкая результативность).

В графе 6 подробно записываются действия, фразы, жесты других учеников, которые также можно отнести к мерам помощи (подсказки, выкрики с места и пр.). После заполнения формы 1 сделайте выводы, придерживаясь плана:

1. Использует ли учитель принцип возрастания меры помощи?

2. Помогает ли школьнику оказанная учителем помощь в выполнении задания?

3. Выполнил ли ученик. в конце концов, учебное задание?

4. Помогла ли помощь учителя в выполнении школьником задания или подействовали другие факторы (какие)?

5. Сколько времени затрачено учителем для того, чтобы ребенок смог выполнить задание? Насколько оптимально это время?

6. Замечания, собственные предложения по управлению мыслительной активностью данного ученика в этой ситуации.

Наблюдения и анализа деятельности учителя по

стимулированию мыслительной активности школьников

(в случае использования поискового

или частично-поискового метода обучения)

Урок (название): _____________Дата: ____________

Тема урока: ______________________________________________________

Этап урока: ________________ Программа обучения учеников: __________

Поставленная учителем учебная задача: ______________________________

В графе 1 указывается период урока, с которого ученики начали решать поставленную учебную задачу до завершения её решения (от и до).

В графе 2 подробно записываются фразы, жесты, действия учеников, предлагающих варианты решения (в скобках в этой графе укажите имена и фамилии учеников в последовательности их включения в выполнение задания).

В графе 3 указывается результативность деятельности учеников: приблизились ли они к решению поставленной задачи:

- школьники (или один из них) сформулировали способ решения учебной задачи или продемонстрировали способ её практического решения (высокая результативность);

- школьники почти подошли к решению учебной задачи, но опять столкнулись с затруднением или предложили ошибочное решение (средняя результативность); - школьники не выполнили ни одной операции по решению задачи, не внесли ни одного предложения, не сформулировали ни одной гипотезы или отказались от выполнения задания (низкая результативность).

Графа 4 заполняется, если в предыдущей графе указана средняя или низкая результативность деятельности учеников. В графе 4 подробно записываются фразы, жесты, действия учителя в ответ на предложенные школьниками варианты решения учебной задачи или их ошибочные мнения.

В графе 5 указывается мера помощи, оказанная учителем:

- слабая мера помощи (учитель задаёт общий наводящий вопрос);

- средняя мера помощи (учитель формулирует вопрос, в котором

содержится указание на принцип выполнения задания, или показывает начало выполнения действия);

- сильная мера помощи (учитель формулирует принцип выполнения задания и/или показывает всё действие от начала до конца).

В графе 6 делаются необходимые, важные замечания, с точки зрения наблюдателя.

После заполнения формы 2 сделайте выводы, придерживаясь плана:

1. Использует ли учитель принцип возрастания меры помощи?

2. Помогает ли школьникам оказанная учителем помощь для решения

3. Смогли ли, в конце концов, ученики решить поставленную учителем задачу?

4. Достаточно ли было ученикам имеющихся знаний, умений, навыков?

5. Можно ли сказать, что поставленная учителем учебная задача лежала в зоне ближайшего развития учеников?

6. Какая ключевая гипотеза учеников дала им возможность решить поставленную задачу?

7. Сколько времени затрачено учителем для того, чтобы ученики пришли к открытию способа решения поставленной учебной задачи?

Насколько оптимально это время?

8. Замечания, собственные предложения по управлению мыслительной активностью данных учеников в этой ситуации.

Отчетность включает следующие элементы:

1) подробный конспект анализируемого урока (или фрагмента урока);

2) выводы по заполненной форме в соответствии с предложенным планом.

Методика «Лесенка уроков»

Цель – выявить отношение учеников к предметам познавательного (школьного) характера и непознавательного (дошкольного характера) Стимульный материал: карточки, на каждой из которых написано название школьных предметов, которые изучают данные школьники: математика, литературное чтение, музыка и пр.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой на карточках написаны названия предметов, которые вы изучаете в школе. Разложи их перед собой так, чтобы ты мог видеть все карточки. Внимательно прочитай названия уроков и выбери урок, который тебе нравится больше всего. Отложи эту карточку в верхний угол парты. Посмотри на другие карточки. Какой из этих уроков тебе нравится больше всех? Возьми карточку с названием этого предмета и положи её ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек. Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положи эту карточку как третью ступеньку. Теперь попробуй сам строить лесенку. Понятно, как её строить? Верно. Из оставшихся уроков надо выбирать тот, который больше всего нравится.

Продолжай! Ты закончил строить лесенку? Проверь – на верхней ступеньке должен быть урок, который тебе больше всего нравится. Это так? На нижней ступеньке – тот, который тебе меньше всего нравится. Так ли это?»

Примечание: методику можно использовать как для индивидуальной работы с одним учеником, так и для фронтальной работы с группой учеников или всем классом.

Анализ результатов: Определите, какие предметы вы отнесёте к предметам познавательного (школьного) характера и непознавательного (дошкольного характера). Считается, что отношение к предметам, которые стоят на первых четырёх ступенях лестницы, положительное. Отношение к предметам, которые стоят на последних четырёх ступенях лестницы, отрицательное.

Постройте таблицу по образцу, выделив цветом первые 4 места разложенных карточек.

Результаты изучения отношений младших школьников к учебным предметам с помощью методики «Лесенка уроков»

Методика "Лесенка побуждений"

Цель – выявить соотношение познавательных, положительных социальных и отрицательных социальных мотивов учения школьников.

Стимульный материал: карточки, на каждой из которых написаны утверждения, соответствующие познавательным мотивам учения (1-я группа), социальным мотивам учения (2-я группа) и мотивами избегания неудач (3-я группа):

1. Я учусь, чтобы всё знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, думать.

3. Я учусь, потому что я хочу научиться сам решать задачи.

4. Я учусь, потому что хочу быть умным.

5. Я учусь, чтобы быть полезным людям, когда выучусь.

6. Я учусь, чтобы учительница меня хвалила.

7. Я учусь, чтобы своими успехами радовать маму и папу.

8. Я учусь, чтобы мои одноклассники меня уважали.

9. Я учусь, чтобы меня не ругали и не наказывали дома.

10. Я учусь, чтобы, когда вырасту, не стать безработным.

11. Я учусь, чтобы быть не хуже других детей.

12. Я учусь, чтобы мои друзья не смеялись надо мной.

Инструкция испытуемому: «Мы с тобой строили лесенку уроков.

Давай построим ещё одну лесенку. Она будет называться «Зачем я учусь?». Перед тобой на карточках написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой так, чтобы ты мог видеть все карточки.

Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке. А теперь подумай: ради чего учишься именно ты? Найди карточку, на которой написано, ради чего ты учишься? Что для тебя самое главное? Отложи эту карточку в верхний угол парты. Посмотри на оставшиеся карточки. Выбери ту карточку, на которой написано, ради чего ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Теперь попробуй сам строить лесенку. Понятно, как её строить?

Продолжай! Ты закончил строить лесенку? Проверь – на верхней ступеньке должно быть написано самое главное – про то, зачем ты учишься. Это так? На нижней ступеньке – то, что ты не считаешь главным в учёбе. Так ли это?»

Примечание: методику можно использовать как для индивидуальной работы с одним учеником, так и для фронтальной работы с группой учеников или всем классом.

Считается, что фразы, поставленные на первые четыре места, отражают доминирование данного вида мотивации учения. Следует обратить внимание на соотношение познавательных, положительных социальных и отрицательных социальных мотивов учения. Постройте таблицу по образцу, выделив цветом первые 4 места разложенных карточек. В графе «Вывод» запишите кратко соотношение мотивов:

Результаты изучения мотивов учения младших школьников

с помощью методики «Лесенка побуждений»

Ф.И.О. студента. Школа, класс. Ф.И.О. учителя.

1. Уровень подготовки класса.

2. Какие методы и приёмы чаще всего использовались для активизации учащихся?

3. Как осуществляется дифференцированный подход в процессе обучения

(работа со слабыми и одаренными детьми)?

5. Как осуществлялись идеи сотрудничества на уроке и во внеурочное время?

6. Какие технологии активного обучения использовались на уроке?

7. Какие уроки проводились интереснее и почему?

8. Как часто использовалась наглядность, ТСО?

10. Готовы ли Вы работать по специальности?

11. На что необходимо обратить внимание при подготовке студентов к практике?

12. Чему научились на практике?

13. Трудности при подготовке и проведении воспитательной работы.

14. Какие трудности возникли при работе с родителями?

15. С какими трудностями в учебно-воспитательном процессе Вы встретились? Чем Вы довольны, что хотели бы изменить?

16. Общие выводы и пожелания по теоретической и практической подготовке студентов к самостоятельной работе.

Другие статьи