Руководства, Инструкции, Бланки

ответ на запрос о предоставлении информации мвд образец img-1

ответ на запрос о предоставлении информации мвд образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

СРОЧНО! Запрос из МВД о предоставлении документов Архив

В фирму пришел запрос из Департамента экономической безопасности МВД с предложением предоставить копии документов (договоров, с/ф, платежек) на основании ст. 11 ФЗ "О милиции" и ст. 15 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Насколько мне известно - сроки предоставления документов по такому запросу (когда нет мотивированного постановления) не установлены законодательством, хотя право запросить такую информацию у милиции есть.
Должны ли мы предоставить им копии договоров или нет? Каким нормативным документом регламентируется содержание подобного запроса и кто может его подписать? Можно ли отказать в предоставлении доументов по такому запросу на каком-либо законном основании?

насколько я помню, они должны обосновать необходимость получения документов ссылкой на какое-либо уголовное дело
А кто подписал запрос (по должности) ?

А кто подписал запрос (по должности) ?

Зам. начальника одного из оперативно-розыскных бюро ДЭБ МВД России

Доки запросили по конкретному клиенту?

Доки запросили по конкретному клиенту?

Доки по целой куче контрагентов (причем всех их назвали).

Честным людям переживать нечего!

Честным людям переживать нечего!

Уж чья бы про честность мычала.

Насколько мне известно - сроки предоставления документов по такому запросу (когда нет мотивированного постановления) не установлены законодательством, хотя право запросить такую информацию у милиции есть.
Должны ли мы предоставить им копии договоров или нет? Каким нормативным документом регламентируется содержание подобного запроса и кто может его подписать? Можно ли отказать в предоставлении доументов по такому запросу на каком-либо законном основании?

Срок предоставления, по идее, должен быть в запросе, но санкций за пропуск, действительно, нет. По поводу "должны"-"не должны", выбирайте первый вариант, т.к. эти честные люди могут сами прийти за документами с постановлением и тогда накопают гораааздо больше, нежели просют сейчас:))

По поводу "должны"-"не должны", выбирайте первый вариант, т.к. эти честные люди могут сами прийти за документами с постановлением и тогда накопают гораааздо больше, нежели просют сейчас:))

Не надо сказки рассказывать, если бы хотели (вернее могли) то сразу бы пришли.

Честным людям переживать нечего!

И через год достанут :D


10.11.2005 09:09
Аноним Цитата:
Сообщение от Юстас
Доки запросили по конкретному клиенту?

Доки по целой куче контрагентов (причем всех их назвали).

Не надо сказки рассказывать, если бы хотели (вернее могли) то сразу бы пришли.

В данной ситуации "сказки"- это ваша стезя:)))
И могут, и заявяцца, возможно даже и не одни:)))

В данной ситуации "сказки"- это ваша стезя:)))
И могут, и заявяцца, возможно даже и не одни:)))

Не одни - это с кем?

С девушкой:)
по опыту:если пришли одни товарисчи, через месяц налетают куча проверяющих от ФСБ до последнего инспектора по пожарной безопасности.
Если говорить про первый пост автора, то людишкам многое рассказали, а это уже знак, что просто так не слезут:) ИМХО, естественно:)

С девушкой:)
по опыту:если пришли одни товарисчи, через месяц налетают куча проверяющих от ФСБ до последнего инспектора по пожарной безопасности.


И сколько же раз к вам ФСБ приходило?

stas, позвольте х-милиционеру влезть в Вашу дискуссию.
В запросе наверняка есть фраза "в связи с возникшей оперативной необходимостью" фраза расплывчатая, но имеет под собой очень веские основания, о которых вам не скажут вплоть до возбуждения УД. Этой фразы достаточно, чтоб настоятельно попросить вас исполнить полученный запрос в течении 10 дней. Внизу под текстом должны быть данные исполнителя и наверняка телефон-это тот оперативник, который интересуется вами. Ему можно позвонить и уточнить все вопросы (через трубку точно не укусит).
Подписать запрос может любой руководитель структурного подразделения или его заместитель.
Отказывать или нет это вам самим решать. Все мы люди взрослые и должны давать себе отчет о последствиях которые могут произойти.

Прочитал посты еще раз и как ленивый бух скажу:

1) Если захотят прийти - все равно придут, сколько кг бумажек им не пошли.
Или еще лучше - сделают так, чтобы вы сами к ним пришли.

2) Посему, совет Ируси "предоставлять все, потому что должны" может быть бесполезен для небольшой фирмы - все равно задавят при желании. Если фирма большая (раз хотелось ФОТом померяться) - можно выделить человека для общения с "кураторами" и ксерить для них, ксерить, ксерить.

Но, вернемся к людям, которые не желают проводить свое время у ксерокса.
3) Логичнее позвонить исполнителю и спросить чего он конкретно хочет (вряд ли это 300 листов ксерокопий:D ) и на этот вопрос отвечать, MaZik прав однозначно.
4) Если толкового ответа получить не удается или Вам говорят "Шлите все", логично отксерить самое простое (что ближе лежит) с припиской о большом объеме и просьбой связаться что-бы уточнить что посылать следующее.
Ответ послать письмом.


Но это все лирика:
Главное - Куда делся Dmitry_M? Последний пост был от 15.12.05

2) Посему, совет Ируси "предоставлять все, потому что должны" может быть бесполезен для небольшой фирмы - все равно задавят при желании. Если фирма большая (раз хотелось ФОТом померяться) - можно выделить человека для общения с "кураторами" и ксерить для них, ксерить, ксерить. [/B]

Мне прямо неловко за прожитые молодые годы стало:) Я не настаивала на обязанности предоставлять документы. Я советовала, в этом разница:)
мелочь, а неприятно:)))

Мне прямо неловко за прожитые молодые годы стало:) Я не настаивала на обязанности предоставлять документы. Я советовала, в этом разница:)
мелочь, а неприятно:)))

Irusya, так я про Ваш совет:

По поводу "должны"-"не должны", выбирайте первый вариант
и написал. Там в совете и про "должны" есть.

Ваша фраза: "Посему, совет Ируси "предоставлять все, потому что должны",
моя :" По поводу "должны"-"не должны", выбирайте первый вариант"
"Почувствуйте разницу!" (с)
Но это уже тонкости восприятия, которые абсолютно не относятся к тематике этого форума, а посему, оставим друг друга в покое и "будем счастливы"(с) :)

Другие статьи

Адвокатский запрос о предоставлении информации - Бесплатный архив юридических документов

Адвокатский запрос о предоставлении информации

В рамках предоставления юридических услуг адвокат просит предоставить ему информацию.

Октябрьский РОСП 462030
Адрес: Оренбургская область, Октябрьский район, улица Транспортная, дом 1

З А П Р О С
В рамках предоставления юридических услуг по Соглашению об оказании юридической помощи №___ от ____________ года для оказания квалифицированной юридической помощи гр. _______________________, в том числе для дачи консультации по правовым вопросам, подготовки заявления об обжаловании постановления суда и судебного пристава-исполнителя, в соответствии со ст. 24 ч.2, 48 Конституции РФ, со ст. 6 п.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. прошу Вас предоставить следующую информацию:
- Имеются ли возбужденные исполнительные производства в настоящее время в отношении ______________________________ ___________ года рождения, уроженца с.______ __________ района __________ области ___________.
- В случае если таковые имеются, прошу направить в мой адрес: _________________________________ копию исполнительного документа, постановление о возбуждении исполнительного производства, а так же копию постановления суда, на основании которого таковые возбуждены.

Одновременно напоминаю, что в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии в установленный законом срок со дня получения запроса адвоката.

Ответ на запрос прошу направить по адресу: _________________________________

С уважением, адвокат,
член Адвокатской палаты Московской области,
№ реестре _________ ______________

КАК РЕШИТЬ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА 3 ШАГА

Заполните форму обратной связи. По возможности подробно простыми словами опишите ваш вопрос. Для письменного ответа укажите обратный адрес вашей электронной почты.

В течении дня юрист ответит вам на почту с разъяснением ситуации и рекомендациями что делать дальше. В окончательных рекомендациях юрист сообщит вам какие документы нужно составить и их получателей.

После получения от нашего юриста списка необходимых документов зайдите на наш бесплатный архив юридических документов и найдите вам нужный. Вставьте персональные данные, почтовые реквизиты, адрес получателя и отправляйте по назначению.

Приказ МВД РФ об утверждении Требований к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в форме электрон

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 189 г. Москва "Об утверждении Требований к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в форме электронных документов"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2012 г. Регистрационный N 23864

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" 1 и постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" 2 - приказываю:

1. Утвердить согласованные с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Требования к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в форме электронных документов 3 согласно приложению.

2. ГУВО МВД России (В.В. Савичеву), ГУОБДД МВД России (В.И. Нилову), ГУОООП МВД России (Ю.Н. Демидову), ГУТ МВД России (Д.В. Шаробарову), ДДО МВД России (В.А. Майданову), ОУ МВД России (В.В. Ракитину), ФКУ "ГИАЦ МВД России" (П.А. Важеву) в месячный срок в пределах компетенции разработать и направить в ДИТСиЗИ МВД России форматы заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в форме электронных документов согласно утвержденным Требованиям.

3. ДИТСиЗИ МВД России (М.Л. Тюркину) организовать размещение форматов заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в форме электронных документов в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" 4 .

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственных за соответствующие направления деятельности.

генерал армии Р. Нургалиев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4196; 2011 N 7 ст. 900; N 15 ст. 2038; N19, ст. 2716; N27, ст. 3880; N30, ст. 4590.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4479.

3 Далее - "Требования".

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)". Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; N 49, ст.7284.

Требования к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в форме электронных документов

1. Для предоставления государственных услуг Министерством внутренних дел Российской Федерации 1 используются следующие виды документов:

заявление о предоставлении государственной услуги;

приложение к заявлению о предоставлении государственной услуги;

межведомственный запрос, осуществляемый при предоставлении государственной услуги;

результат предоставления государственной услуги, если он может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

информационное сообщение о ходе и результатах предоставления государственной услуги, направляемое заявителю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

При предоставлении МВД России информации в государственные органы власти в целях оказания этими органами власти государственных и муниципальных услуг формируются ответы на межведомственные запросы в электронной форме, также представляемые в форме электронных документов.

2. Настоящий документ определяет требования к формату документов в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящих Требований 2 .

Электронные документы должны формироваться в виде файлов в формате XML 3 в соответствии с описанием структуры XML-документов 4 .

3. Заявления о предоставлении государственной услуги и приложения к заявлениям о предоставлении государственной услуги формируются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" 5 .

4. Электронные документы могут содержать вложения, которые должны быть представлены в форме файлов следующих форматов:

файлы текстовых документов (.doc. docx. txt. rtf);

файлы электронных таблиц (.xls. xlsx);

файлы графических изображений (.jpeg. tiff. jp2);

файлы передачи геоинформационных данных (.mid. mif).

Допускается использование в качестве вложений электронных документов приложений к заявлению о предоставлении государственной услуги в виде XML-документов.

5. При межведомственном информационном взаимодействии с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия 6. а также при направлении в федеральный орган исполнительной власти электронного документа с использованием Единого портала электронный документ передается в составе электронного сообщения СМЭВ. При этом:

набор электронных документов (или электронный документ и его вложения) оформляется в виде архива в формате ".zip", содержащего тела файлов электронных документов в формате XML (или тело файла электронного документа и тела файлов вложений данного электронного документа);

электронный документ, не содержащий вложений и не имеющий приложений, передается с использованием СМЭВ в формате XML.

6. Структура электронного документа должна соответствовать общему XSD-описанию электронных документов.

7. XSD-описание, использующееся для формирования определенного вида электронного документа, считается введенным в действие с момента опубликования на официальном сайте МВД России (www.mvd.ru) и на Едином портале.

8. При предоставлении государственных услуг, а также межведомственном информационном взаимодействии, осуществляемом при предоставлении государственных услуг, МВД России использует электронные документы, соответствующие XSD-описанию электронного документа, содержащего в общем случае следующие блоки данных:

8.1. Блок общих сведений об электронном документе. Содержит сведения о номерах электронного документа, присваиваемых ему в информационных системах, используемых при предоставлении государственной услуги, а также о дате и времени создания электронного документа, дате и времени его отправки и сроке ожидаемого ответа.

8.2. Блок сведений об отправителе электронного документа. Содержит сведения, позволяющие идентифицировать отправителя либо однозначно идентифицировать его персональные данные (фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета, наименование органа или организации, основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика и иные данные).

8.3. Блок сведений о получателе электронного документа. Содержит сведения, позволяющие идентифицировать получателя либо однозначно идентифицировать его персональные данные.

8.4. Блок сведений о государственной услуге, для предоставления которой необходим электронный документ. Содержит идентификатор и наименование государственной услуги, а при возможности - идентификатор и наименование конкретной административной процедуры (подуслуги) в соответствии со сведениями федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" 7 .

8.5. Блок специфических сведений об электронном документе. Содержит информацию, установленную административным регламентом или временным порядком предоставления государственной услуги и не относящуюся к другим перечисленным в данном пункте настоящих Требований блокам:

сведения, необходимые для предоставления запрашиваемого в рамках межведомственного информационного взаимодействия электронного документа и (или) информации;

сведения, направляемые получателю в ответ на поступивший межведомственный запрос;

сведения, содержащиеся в заявлении о предоставлении государственной услуги или в приложении к нему;

сведения о ходе предоставления государственной услуги или результатах ее предоставления;

сведения о результате предоставления государственной услуги, если результат предоставления государственной услуги может быть представлен в электронной форме;

другие сведения, необходимые при предоставлении государственной услуги и установленные административным регламентом или временным порядком предоставления государственной услуги.

8.6. Блок описания вложений электронного документа. Содержит описание файлов вложений и ссылки на тела файлов вложений внутри архива в формате ".zip", формируемого для передачи в электронном сообщении с использованием СМЭВ. Структура блока описания вложений, сведения в блоке вложений и архив, содержащий тела файлов вложений, формируются в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 190 8 .

8.7. Блок служебных сведений об электронном документе. Содержит сведения, формируемые информационными системами взаимодействующих сторон.

9. Каждый электронный документ и каждое вложение электронного документа должны быть подписаны электронной подписью.

При межведомственном информационном взаимодействии с использованием СМЭВ, а также при направлении в федеральный орган исполнительной власти электронного документа с использованием Единого портала местоположение значения электронной подписи по отношению к подписанному электронному документу (вложению электронного документа) определяется в соответствии с Техническими требованиями.

10. Средства электронной подписи, применяемые при подписании электронных документов и вложений электронных документов, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях предоставления государственных услуг применяется электронная подпись, формируемая с использованием средств, выдаваемых удостоверяющими центрами, входящими в реестр доверенных удостоверяющих центров Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

11. При направлении МВД России в федеральные органы исполнительной власти электронных документов применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

При оформлении уполномоченными сотрудниками МВД России результатов предоставления услуги, межведомственных запросов и ответов на межведомственные запросы, информационных сообщений о ходе предоставления государственной услуги в форме электронных документов применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

1 Далее - "МВД России".

2 Далее - "электронные документы".

3 Далее - "XML-документов".

4 Далее - "XSD-описание".

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)". Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; N 49, ст.7284. Далее - "Единый портал".

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (вместе с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия). Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503; N 49, ст. 7284. Далее - "СМЭВ".

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)". Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284.

8 "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2011, N 9. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2010 г. регистрационный N 19425. Далее - "Технические требования".

Предоставление документации по запросу МВД

Предоставление документации по запросу МВД

П одскажите, пожалуйста, всегда ли предприятие (учреждение) обязано по запросу отделов МВД предоставлять запрашиваемые ими сведения, документацию (копии договоров, соглашений и т.п.) или есть ситуации, когда руководство предприятия может отказать в предоставлении запрашиваемой документации, со ссылкой на законодательство. П.5 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" гласит об обязательном исполнении законных требований органов, осуществляющих ОРД, следовательно, если требования незаконны, то их исполнять не обязательно. Каким образом руководитель может установить законность или незаконность действий органов ОРД. Что, какая информация, в их з апросе должна быть обязательно отражена, которая являлась бы свидетельством законности их действий, при наличии которой в случае неисполнения их требований, предприятие можно было бы привлечь к административной ответственности

Организации и граждане обязаны предоставлять по запросу правоохранительных органов любые документы и сведения. За отказ в предоставлении документов и сведений предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Нормы действующего законодательства не устанавливают критерии законности или незаконности требований органов внутренних дел по предоставлению тех или иных сведений и документов. В то же время, законодатель устанавливает «по умолчанию», что требования правоохранительных органов законны. А обратное организации придется доказывать самостоятельно в суде или в прокуратуре.

Также нормы законов не содержат никаких требований к оформлению и обязательным реквизитам запросов. Предполагается, что запрос должен быть сформулирован четко, понятно и однозначно, чтобы не допускать разных толкований и чтобы адресат мог его исполнить.

В качестве меры защиты прав и законных интересов организаций и граждан согласно статье 53 закона «О полиции», действия полицейского, нарушающие права и законные интересы компании или гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в органы прокуратуры или суд.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений и в материалах «Системы Главбух» vip - версии .

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»


1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:*


4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию,* в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;* объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;*

28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;*

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;*

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

«Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона. производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.*

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.*

2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

3. Статья. Визит полицейского в компанию. Что советуют адвокаты

С 1 марта этого года вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». С его введением отменен действовавший ранее Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Я расскажу, какие новые полномочия в отношении коммерческих организаций появились у полиции и что на практике это будет означать для компаний. Семинар построен на основе анализа закона «О полиции» и закона «Об оперативно-розыскной деятельности». а также судебной практики и последних изменений законодательства, касающихся преступлений в сфере экономики.

Получение информации от компании и ее сотрудников

Статья 13 закона «О полиции» предоставила ряд новых полномочий для сотрудников полиции в отношении коммерческих организаций. Обратимся к пункту 4 части 1 статьи 13. В нем говорится, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений и сообщений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от организаций справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.* В соответствии с ранее действовавшим законом «О милиции» сотрудникам ведомства было предоставлено право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них. О компаниях там речи не шло.

Теперь посмотрим, что гласит пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от компаний любых форм собственности предоставление образцов и каталогов их продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В связи с неконкретностью формулировки «другие информационные материалы» сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.*

По закону «О милиции» правоохранители могли получать безвозмездно от организаций и граждан информацию. Однако ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Сейчас же невыполнение требований сотрудника полиции, предусмотренных статьей 13 закона «О полиции», влечет ответственность по статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Для граждан – штраф от 100 до 300 руб. для должностных лиц – от 300 до 500 руб. для компаний – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.*

Доступ на территорию компании

Пункт 5 части 1 статьи 13 закона «О полиции» предоставляет новое серьезное право работникам полиции. Они могут беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать компании в связи с расследуемыми уголовными делами, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, а также знакомиться с необходимыми документами и материалами* (правильный ответ на вопрос № 1 теста – а).

Важно понимать значение слова «посещать». Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова дает этому слову следующие определения: «прийти к кому-нибудь, куда-нибудь, побывать у кого-нибудь, где-нибудь». В это понятие можно вложить право сотрудника зайти в здание, но если в нем стоит пост охраны, который далее сотрудника полиции не пустит, компания не нарушит пункт 5 части 1 статьи 13 Закона «О полиции». Ведь сотрудник полиции побывал в организации.

Фраза «знакомиться с необходимыми документами» очень абстрактна. Но в любом случае безосновательно знакомиться с документами и материалами сотрудникам полиции не позволено. Если проводится доследственная проверка, он обязан представить служебное удостоверение, распоряжение о проведении соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. И уже в рамках него, ознакомившись с документами, полицейские вправе произвести, при наличии оснований, изъятие документов с обязательным составлением протокола или акта.*

– А что это за «сообщение», на основании которого полицейский может посещать компании?

– Источником информации о совершенном или готовящемся преступлении может стать кто угодно и что угодно, включая информацию, поступившую от конкурентов и из налоговых инспекций.* Важным моментом здесь является факт получения такой информации сотрудником полиции. Объясню почему. Давайте обратимся к статьям 140-145 УПК РФ. Поводом для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении, явка с повинной, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. После появления одного из этих поводов производится доследственная проверка, по результатам которой принимается решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, охватывает все случаи, когда правоохранителям становится известно о деянии, содержащем в себе признаки преступления. Согласно статье 143 УПК РФ, такое сообщение принимается сотрудником, получившим сообщение. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Что касается анонимных заявлений о преступлении, то они не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.*

Правила доступа сотрудников полиции в компанию для обследования помещений остались прежними. Они регламентируются прежде всего Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Если проводится доследственная проверка, сотрудник полиции обязан представить служебное удостоверение, распоряжение о проведении соответствующего оперативно-розыскного мероприятия.

Наличие у сотрудников полиции «Распоряжения о производстве ОРМ – обследование помещений, зданий, сооружений» дает им право пройти на территорию лишь в случае согласия представителей самой компании на обследование. Если же представитель не согласен, то и проходить внутрь офиса сотрудники полиции не вправе. Обследование помещений, зданий, сооружений является гласным оперативно-розыскным мероприятием. Его проведение возможно только на основании согласия компании.

Эту точку зрения, к примеру, разделяют экс-заместитель министра МВД РФ Игорь Зубов и Александр Киселев, руководитель следственного отдела Следственного комитета РФ.

Кстати, важно знать, что обследование компании полицейскими направлено в отношении юридического лица, выступать от имени которого может либо генеральный директор, либо кто-то по доверенности. Если ни того ни другого на момент визита полиции нет, то проверка считается нелегитимной. Согласно Инструкции. утвержденной приказом МВД от 30 марта 2010 г. № 249. перед началом обследования сотрудник полиции предъявляет представителю юридического лица для ознакомления соответствующее распоряжение и вручает его копию под роспись. Действовать от имени юридического лица вправе только единоличный исполнительный орган – генеральный директор либо в соответствии со статьями 185-189 ГК РФ лицо, которому это право предоставлено на основании доверенности.*

Новые обязанности полиции

В статье 12 закона «О полиции» обязанности полиции изложены более подробно, чем в аналогичных нормах закона «О милиции». Так, сотрудники полиции теперь обязаны информировать граждан, заявивших о совершенном преступлении, о ходе рассмотрения их заявлений не реже одного раза в месяц. Соответственно, это относится и к сотрудникам компании, от лица которых прошло сообщение о преступлении.

Согласно статье 53 закона «О полиции», действия полицейского, нарушающие права и законные интересы компании, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в органы прокуратуры или суд.*

В соответствии со статьей 33 закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия, а также бездействие.

адвокат, руководитель департамента защиты бизнеса

Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Журнал «Семинар для бухгалтера» №6, июнь 2011

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением, Виктория Рыбалкина,

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист»

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»