Руководства, Инструкции, Бланки

а.дистервег руководство к образованию немецких учителей анализ img-1

а.дистервег руководство к образованию немецких учителей анализ

Категория: Руководства

Описание

Адольф Дистервег - Лучшие педагоги России

Адольф Дистервег

В историю педагогики вошел как «учитель немецких учителей» и прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.

Он родился в небольшом промышленном городке Зиген в семье чиновника-юриста. В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений и сознательно решил посвятить всю свою жизнь делу образования народа.

Возглавляя «Всеобщий немецкий учительский союз» он выступает за демократические реформы в школе, требует отделения школы от церкви, ратует за всеобщее, основанное на общечеловеческих принципах и учете национальных традиций, образование детей.

Длительное время Дистервег руководил учительскими семинариями сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми учебными заведениями, готовившими педагогические кадры для народной школы. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег удачно совмещал с большой литературной и методической работой. В 1835 году он издает «Руководство к образованию немецких учителей», в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения и воспитания.

Дистервег всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. С 1827 по 1866 гг. он издавал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и обучения», создал четыре учительских общества, являлся председателем Всеобщего немецкого учительского союза. Работая над изданием журнала, Дистервег поместил в нем более 400 статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег известен как автор более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью не только в Германии, но и далеко за ее пределами.

Дистервег выступил в защиту единой и всеобщей школы. Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. А. Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». «Человек – мое имя, немец – мое прозвище», – писал Дистервег.

Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени.

Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств.

Школьникам второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.

Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые современем превратятся в убеждения.

В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения – природосообразности. культуросообразности и самодеятельности .

Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, - всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…».

Культура, по мнению Дистервега, подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. Внешняя культура это нормы морали, правила поведения в быту. Внутренняя культура – это духовная жизнь индивида. Общественная культура подразумевает общественные отношения и национальную культуру.

Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.

Большой заслугой Дистервега является разработка им идеи развивающего обучения, которые изложил в 33 дидактических правилах. Знание и применение этих дидактических правил должно было, по мнению Дистервега, помочь учителю успешно осуществлять процесс обучения, хорошо изучить своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов, понятий и представлений.

Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но обучение должно способствовать не только всестороннему развитию человека, но и нравственному воспитанию, а каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет, по мнению Дистервега, имеет еще и нравственное значение. Поэтому Дистервег неразрывно связывает вопрос о дисциплине в школе с постановкой в ней обучения. По его мнению «кто хорошо преподает, хорошо и дисциплинирует».

Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.

К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.

Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.

Третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.

Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

Особое значение Дистервег придавал следующим дидактическим правилам: обучать природосообразно, учитывать особенности детского восприятия, идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, широко использовать наглядность, сознательно усваивать учебный материал, закреплять пройденный материал на практике и др.

Немецкий педагог настоятельно рекомендовал, не торопится при усвоении наук. В этой связи он советовал усваивать материал основательно, не торопясь, «а всякая поверхностность и легкомысленное отношение к действительным основам предмета неминуемо мстят за себя», - писал Дистервег.

Решение главных задач школы, таких как: воспитание гуманных людей, воспитание сознательных граждан, развитие детской самодеятельности в процессе обучения и вооружение учащихся знаниями Дистервег рассматривал лишь при руководящей роли учителя. Дистервег утверждал, что «в конечном счете, успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом».

Хороший учитель, по мнению Дистервега, должен в соверщенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. На уроке должна царить атмосфера бодрости, а энергичное преподавание должно будить умственные силы учащихся, укреплять их волю и характер. Дистервег писал: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, но на самом же деле надо сообщать учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».

Дистервег рекомендовал учителям постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием и самообразованием. Обращаясь к учителю, Дистервег пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…». Он призывал народных немецких учителей быть строгими, требовательными и в то же время справедливыми, завоевывать авторитет у своих учеников, проявлять активную гражданскую позицию и иметь прогрессивные убеждения, вести большую культурно-просветительскую работу с населением.

Таким образом, Адольф Дистервег много сделал для развития начального образования, был блестящим организатором немецкого педагогического образования и талантливым педагогом. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на развитие европейской школы и педагогической мысли XIX века. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение в России. Однако в самой Германии педагог-демократ не был признан при жизни, а его прогрессивные мысли о всеобщем народном образовании вызывали настороженность и раздражение.

Другие статьи

Педагогические идеи А

Педагогические идеи А. Дистервега.

Ф.А.В.Дистервег(1790-1866)-немецкий педагог. Он занимался вопросами обучения и в-ия в начальной школе. Является последователем идей Песталоцци. Всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Оновной пед-ий труд-«Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Является автором 20 учебников и руководств по мат-ке, нем. языку, географии, астрономии. Д. выступал за обновление школьного обр-ия. Главной задачей народной школы должно быть разностороннее развитие каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Выделил 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста: 6-9 лет; 9-14 лет; 14-16 лет. У Д. ведущие принципы в-ия и об-ия: природа сообразность, культуросообразность, самодеятельность. Природа сообразность: следование в в-ии и об-ии природе ребенка. Культро сообразность означает учет в содержании в-ия исторически достигнутого уровня культуры. Самодеятельность Д. понимал как активность, инициативность личности. Развитие детской самод-сти,по его мнению, конечная цель в-ия. Д.разработал дидактику развивающего об-ия, к-ую изложил в 33 правилах. Эти правила ,по его мнению, должны помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению пед-ких проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», — говорил Дистервег. Важнейшим принципом воспитания Д. считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природа- сообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Д. является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Д. выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Но важно, что он подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Д. развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь том случае, если будет направлено на достижение определены цели, которая составляет объективную сторону воспитания

• воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан;

• воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания

«Воспитывать — значит побуждать».

Важнейший принцип воспитания — природосообразность:

• следование за процессом естественного развития человека;

Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.

Формальное образование связано с материальным.

Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

• отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,

Правила и принципы обучения:

• обучать соответственно особенностям детского восприятия,

• от примеров надо идти к правилам,

• от предметов — к обозначающим их словам,

• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься

• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;

• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить

Образование и зарубежная педагогика в 19 в

Образование и зарубежная педагогика в 19 в. Педагогическая теория ИФ Гербарта

Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.

Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Он стремился к выявлению«тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он на­стаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психоло­гии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствоватьпятиглавным критериям: 1) внутренняя свобода 2)совершенствование 3)благожелательность 4)законность 5)справедливость.

Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):


  • Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.

  • Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

  • Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.


Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения . основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса: 1) эмпирический интерес (к окружающему) 2)симпатический интерес (к близким) 3)социальный интерес (ко всем людям) 4)религиозный интерес (к Богу).

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую"естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:

1) Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала) 2)Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся) 3)Система (приведение знаний в систему - активность учителя) 4)Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).

Это и есть ступени обучения.

Гербартом определены три унив­ерсальных метода обучения:

1) Описательный 2)Аналитический (анализ свойств, характеристик предмета) 3)Синтетический (связь уже воспринятого и представлений).

И. Гербартом были намечены шесть практических способов нравственного воспитания:

/.Сдерживающий 2. Направляющий 3 Нормативный 4. Взвешенно ясный 5.Морализаторский 6.Увещевающий.

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреж­дение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астроно­мию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.

Важно, чтобы практический опыт был осмысленно оценен. Средствами нравственного воспитания выступали:

удержание границы, создание условий для этого, разработка четких правил поведения и следование им,

поддержание в душе ясность и спокойствие, тволнение одобрением и порицанием,

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования: упорядоче­нность, системность, основательность. Он связывает философию, психоло­гию, педагогику, этику, эстетику, дает структуру урока.

18. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А Дистервега. Анализ книги «Руководство к образованию немецких учителей», ее значение для самообразования выпускника педагогического вуза.

Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Герма­нии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятиле­тия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской об­ласти (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подго­товлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, ес­тествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег ос­новал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной шко­ле». С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».

Ф.А.В.Дистервегу принадлежит авторство несколько сот педагогических статей и очерков, которые можно условно разделить на три группы:

I. Излагаются общие вопросы воспитания: «О высшем принципе вос­питания», «0 природосообразности и культуросообразности в обу­чении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования » и др.

II. Обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения:

«Воспитывающее обучение - обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «Дидактический катехизис» и др.

III. Излагаются размышления обучителе, значении еголичности, его профессиональном самосознании, профессиональных требованиях к нему: «О самосознании учителя», «Об учительской образовании» и др.

Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропа­гандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей.

В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату депутатов, и начал свою парламентскую дея­тельность, защищая материальные и социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году правительством «Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только, только стали прони­кать в народную школу, были изъяты из программ.

В 1835 году вы­шел в свет наиболее известный из трудов Ф.А.В.Дистервега - «Ру­ководство к образованию немецких учителей». В его первой части, написанной им самим, изложены общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и основополагающие требования к реализации развивающего школьного обучения. Вторая часть «Ру­ководства. », подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей учительских семинарий, включает статьи частнометодического характера. Это произведение привлекло к себе всеоб­щее внимание педагогической общественности. «Руководство. » получило широкую

известность в Европе. В России этот труд вышел в свет в 1873 - 1875 гг. Ф.А.В.Дистервега не стало в 1866 году. Достоинство педагогиче­ских воззрений Дистервега не в особой оригинальности, но в бле­стящей интерпретации и популяризации идей Ж.-Ж.Руссо и И.Г. Песталоцци.

Дистервег полагал, что разумно организован­ное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:


  • Природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка),

  • Кулътуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры),

  • Самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность),


Опираясь на эти принципы, Дистервег сформулировал целостную систему дидактических правил, изложенных в его знаменитом «Руководстве к образованию немецких учителей». В этой работе содержится много важных советов и рекомендаций для учителей относительно самообразования, совершенствования своей деятельности, систематического изучения педагогики и методики. Представлено четыре группы дидактических правил, определяющих, по мнению Дистервега, воспитательную деятельность школы.

19. Зарубежная педагогика и школа в конце 19 – начале 20 вв. Основные направления реформаторской педагогики.

Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания. В это время наблюдаются рост общественного интереса к педагогике и образованию, развитие различных педагогических теорий и систем, основанных на новых и традиционных подходах к пониманию проблем обучения и воспитания. В данных условиях вполне очевидно проявилось несоответствие существующей школы и общественной практики уровню общественного развития. Старая школа не способствовала развитию у детей самостоятельности и активности, в то время как промышленности требовались квалифицированные рабочие, способные управляться со сложным техническим оборудованием. Формализм и вербализм традиционного обучения сказывались в том, что выпускники не были готовы применить полученные теоретические знания на практике.
В XIX в. практически во всех развитых странах мира были созданы самобытные национальные системы народного образования, начальное образование стало общедоступным и обязательным, повысился его уровень, увеличились сроки начального обучения. В среднем образовании достойное развитие получили реальные школы, изменился подход к обучению в классических учебных заведениях. Однако национальные системы образования стран Западной Европы и США имели ряд общих недостатков, которые необходимо было преодолеть в ходе реформирования: усиление централизации управления и финансирования школ, создание промежуточных между начальным и средним образованием звеньев образовательной системы, ставших тупиковыми профессиональными школами. Безусловно, имелись и специфические для каждой страны проблемы (в США – резкое отставание сельской школы от городской, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования; в Германии – вербализм и догматизм содержания и методов обучения; во Франции – отставание в области профессионального образования).
Реформирование школьной системы шло под влиянием ряда внешних и внутренних факторов. К внешним (социальным) факторам наряду с традиционными, такими как школа и семья, относились новые, ранее не изучавшиеся – трудовая деятельность учащихся, досуг, личностные отношения. Внутренние факторы связывались с развитием педагогической науки и введением новых методов изучения педагогических проблем, усилением дифференциации отраслей педагогического знания, обострением полемики между философско-педагогическими направлениями в науке. Актуализировались вопросы развития и саморазвития личности, восприимчивости ребенка к воспитательным воздействиям, соотношения свободы и принуждения в воспитании, взаимодействия личности и социума и т. п.
Исходя из идей реформирования в педагогической периодике велась дискуссия о характере средней школы: должна ли она быть общеобразовательной или специализированной в зависимости от будущего рода занятий учащихся. Сторонники нового реформаторского движения видели решение вопроса в сочетании общего и специализированного образования, считая, что на начальном этапе все дети должны изучать одни и те же предметы, а уже в старших классах следует принимать во внимание личные интересы учащихся, избранную ими будущую деятельность. Традиционная школьная система и учебные заведения, сложившиеся в XIX в. не могли удовлетворить возросшие потребности личности и общества. Таким образом, требовалось реформировать школьную практику на всех ступенях.
По мысли А.Н. Джуринского, во всем многообразии педагогических теорий и течений рассматриваемого периода можно выделить два направления развития педагогической мысли: традиционалистское, являющееся продолжением классической традиции, и реформаторское, разрабатывающее новые подходы. К традиционным педагогическим теориям относят социальную, религиозную и философскую педагогику. Реформаторская педагогика (новое воспитание) – это движение в педагогике конца XIX – начала ХХ в. отражающее потребность общества в подготовке через школу разносторонне развитых, инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных областях экономической, политической и общественной жизни. Сторонники реформаторского движения считали себя продолжателями идей Ж.-Ж. Руссо, педагогические идеи просветителя получили новое звучание и актуализировались в эту эпоху. Среди течений новой педагогики наиболее известны свободное воспитание, трудовая школа, школа действия, прогрессивное воспитание и т. д.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам