Категория: Бланки/Образцы
Характеристика на сотрудника какой-либо организации является весьма востребованным документом .
Подобные справки необходимо иметь с собой при переходе на новое место службы, при подаче на рассмотрение в правоохранительные органы и судебные инстанции, финансовые учреждения и органы опеки.
Форма характеристики на работника может понадобиться во многих других ситуациях.
Ниже можно ознакомиться с рекомендациями по написанию такой характеристики и несколькими вариантами образцов документа.
Навигация по статье
Форма характеристики на работника. Основные особенностиДанная разновидность документов считается весьма востребованной, независимо от того, что многие относятся к ним, как к чистой формальности. Заполненный бланк характеристики являет собой своеобразную субъективно-обусловленную оценку, данную работодателем,персональных, а также профессиональных качеств относительно работающего или бывшего сотрудника организации.
Неоднозначный взгляд разных людей к такому документу обусловлено тем, что к его содержанию многие работодатели имеют чисто формальный подход. Дело в том, что характеристики, данные тем или иным сотрудникам организаций, в большинстве своем не несут никакой объективной индивидуальной принадлежности.
Следовательно, содержательная часть подобных характеристик не всегда соответствует действительности и может вызывать серьезные сомнения.
Правила заполненияНе существует общепринятой утвержденной формы характеристики. но существуют определенные правила ее заполнения. В каждом документе должна содержаться такая информация:
В зависимости от утвержденных инструкций в какой-либо организации форма характеристики на работника в суд или банк оформляется с указанием реквизитов компании.
Также следует указывать куда конкретно предназначается написанная характеристика .
Чтобы справка была наделена юридической силой, ее подписанием должен заниматься сотрудник, ответственный за оформление и выдачу подобных документов.
Это может быть простой работник отдела кадров или сам руководящий сотрудник организации. Кроме этого, обязательно необходимо указать дату, когда характеристика была выдана.
Возможности влияния документаВ процессе составления характеристик нередко возникает множество вопросов относительно этичности освещения тех или иных данных. Стремление работников отдела кадров не причинить вред дальнейшему служебному продвижению рабочих нередко становится причиной написания настоящих похвальных листов.
По заключению некоторых судей или других сотрудников судебных органов, принимающих соответствующие решения о возможном наказании, большинство таких характеристик составляется по одному и тому же стандартному шаблону.
Все документы, как один, похожи на представление сотрудников к награде.
В случае, если сам работодатель инициирует дело о нарушении административного или уголовного характера, объективность характеристики изменяется в противоположную сторону и также не соответствует действительности.
Количество по-настоящему объективных характеристик составляет буквально единицы.
Также следует учитывать, что стопроцентно объективной оценки не может дать ни один сотрудник отдела кадров в силу собственных возможных ошибок субъективизма. Грамотное соотношение хороших и плохих качеств каждого сотрудника может стать наиболее оптимальным критерием оформления .
Наибольшей ответственности требует составление характеристик для судебных инстанций и других организаций, принимающих решение о применении какого-либо наказания, выдаче определенного разрешения или денежной ссуды и т.п. Чтобы оформляемая характеристика носила максимально полный характер, необходимо обязательно попытаться получить консультацию у представителя работника или организации, запросившей определенную характеристику.
Как правильно составить характеристику, можно узнать из видеоматериала:
Термин «характеристика на работника», используется с эпохи существования СССР. Под ним подразумевается официальная бумага, в которой описывается квалификация человека и его личные качества, достижения в процессе работы в организации. Такой бланк может потребоваться при повторном трудоустройстве, при защите своих интересов в судебных органах и других государственных инстанциях, для получения крупной ссуды в банке и в иных случаях. В зависимости от группы пользователей, для которых предназначена бумага, она может быть внутренней или внешней.
Так называется документ, который будет использоваться в пределах организации, где трудится конкретный работник. Бумага может быть необходима по результатам реализованных проектов или выполненных задач, для карьерного роста специалиста. Порядок ее составления определяется внутренними правилами организации.
К числу ситуаций, когда может понадобиться такой документ, относится:
Документ может содержать не только описание деловых качеств человека. В нем часто указываются черты характера сотрудника, его потенциал, который будет задействован при реализации конкретного проекта, его амбиции, пожелания, ожидания и т.д.
Формат характеристики устанавливается индивидуально в каждой компании. Он зависит от целей, для которых оформляется документ, и функционала, выполняемого работником. Готовая бумага подкрепляется к личному делу работника и хранится вместе с другими бланками, отражающими результативность его сотрудничества с организацией.
Внешняя характеристика на работникаЭто официальный документ, который оформляется не бланке юридического лица, заверяется визой руководителя и оттиском печати. В нем описываются личные и профессиональные качества человека. Он предназначен для внешних пользователей: судов, органов опеки и попечительства, кредитных организаций. У этой бумаги есть второе название – рекомендательное письмо.
Независимо от вида, характеристика на сотрудника относится к его персональным данным. Это означает, что ее предоставление третьим лицам возможно только в том случае, если имеется письменное согласие работника. Порядок предъявления сторонним пользователям документов такого рода имеет смысл прописать во внутренних регламентах организации.
Содержание характеристики на работникаОтдельные компании считают характеристики пережитком советской экономики, зато другие фирмы и структуры изучают их содержание внимательно и делают выводы на их основании. В этих документах работодатель дает оценку сотрудника, его потенциала и деловых качеств. К сожалению, многие руководители подходят к составлению рекомендательных писем формально, а потому последние лишены реальной ценности и индивидуальности.
Не существует единого формата составления характеристики, но имеются общепринятые требования к ее содержанию. Она должна включать следующие пункты:
В документе обязательно должно быть указано ФИО и должность выдавшего его лица и его контактные данные.
Чаще всего содержание рекомендательного письма имеет позитивный характер. Если его составляют для нового работодателя или банковской структуры, в нем описывают положительные деловые и личные достоинства человека. Написание документа в негативном ключе практикуется в том случае, если он готовится по запросу государственных органов.
Если бумага предоставляется при трудоустройстве сотрудника, новый работодатель звонит на прежнее место работы человека и проверяет полученные сведения. У него есть возможность составить собственное мнение о специалисте, отметить его достоинства и недостатки во время испытательного срока.