Руководства, Инструкции, Бланки

реєстр подорожніх листів бланк img-1

реєстр подорожніх листів бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

404 - Категория не найдена

404 - Категория не найдена

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

Категория не найдена

Другие статьи

Как рисовать городецкий растительный орнамент

Как рисовать городецкий растительный орнамент Листья, кустики

В городецкой росписи наиболее простыми мотивами являются листики самых разнообразных видов и форм. В сочетании с другими они образуют кустики. Этот мотив в городецких орнаментальных и сюжетных композициях повторяется в букетах и гирляндах, цветочных фризах и вазонах с цветами.

На рисунке предлагается 26 простых растительных мотивов - листов и кустиков, но это число далеко не исчерпывает всего многообразия элементов растений, которые используют на промысле. Каждый мастер не только пишет по-своему те формы, которые мы видим, но сочиняет и свои собственные.

На рисунке показаны характерные для городецкой росписи сочетание коричневато-красного фона со светлой зеленью листьев. На таком фоне отчетливо выделяются белильные оживки (разживки) и черные штрихи. Здесь показано, как может быть использован этот несложный мотив: это и одиночный листок, и сочетание трех узорных листков, и кустики, состоящие из пяти, семи и более элементов. На первый взгляд кажется, что мотивы совершенно разные, однако, приглядевшись внимательно, можно различить два основных вида листьев: остроконечный и закругленный сверху - каплевидный. Именно на их основе и строятся многообразные формы кустиков.

Городецкие цветы всегда окружены множеством листьев. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы, но эффектность роскошных городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков.

Листья закрашивают городецкой зеленой краской.

Если сравнить старинные городецкие росписи с современными, то увидим большую разницу в мастерстве исполнения: мастера нашего времени очень преуспели в виртуозности написания элементов городецкой росписи, а вот форма листочков изменилась мало. Правда, их стали изображать как бы «задом наперед»: прежде они были обращены к цветам широким концом, а теперь наоборот — узким. Я думаю, что это связано с тем, что прежде листочки свободно «витали» вблизи цветов, а теперь в современной росписи, листья компонуются группами в форме веера, а это можно сделать, только сильно утончив один конец листа.

Как нарисовать лист

Лист можно написать так: проведите кистью плавную дугу и соедините концы этой дуги «синусоидой», следя за тем, чтобы листок с одного конца оставался широким (см. рис.) .

Все листочки с одного бока дугообразные, это — принципиально важная деталь, потому что оживки на листьях проводят черной дугой именно по этому краю листа. Следите за тем, чтобы листочки ни в коем случае не были извилистыми. Они всегда широки, округлы и упруго растопырены.

Теперь закрасьте его Городецкой зеленой краской, это — подмалевок листа. Листья изображаются в два приема: первый — подмалевок, второй — оживки. Оживки договоримся делать пока только черной краской. Тонкой художественной кистью (N1) черной гуашью сделайте дугообразные оживки на листьях. Такие листочки с сильно «оттянутым» кончиком, хорошо компонуются в группы по несколько штук вместе (из одной точки).

Заметьте — листочки в городецкой росписи никогда не «прикрепляются» ни к какой ветке, да и «веток»-то никаких в росписи не должно быть.

Каплевидные листики. Двухцветные листья

Обмакнуть кисть в краску, например гуашь или темперу, разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправить кисть о край чашечки, снимая излишки краски, и придать ей остроконечную форму. Затем, держа кисть строго вертикально между последними фалангами среднего, указательного и большого пальцв, прикоснуться ее острым кончиком к бумаге и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате должен получиться прямой каплеобразный мазок-листик. Закрепляя прием, надо несколько раз повторить его, делая движение кистью на себя и от себя, чтобы свободно писать листики, обращенные вверх и вниз.

Затем следует опробовать еще один прием выполнения листика. Движение кисти на себя и от себя надо постараться сделать с легким поворотом направо и налево с тем, чтобы получить изображение чуть изогнутого каплевидного листа.

Последовательность изображения каплевидных листиков

Опытный городецкий мастер работает быстро и ловко, но начинающему не следует торопиться. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятельный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.

Есть и еще один прием написания подобного листа, который показан на рисунке. Первое движение: кистью с острым кончиком выполнить мазок-скобочку, затем написать встречную скобочку и заполнить краской просвет между ними - получится закругленный сверху лист более крупного размера. Этот прием также требует многократного повторения, чтобы свободно выполнять такой, казалось бы, несложный, новажный элемент.

Овладев приемами написания отдельных листиков, следует попробовать составить из них кустик. Сложность здесь в том, чтобы верно рассчитать (можно сказать, почувствовать) нужное расстояние между листиками, сделать так, чтобы каждый из них читался отдельно, а вместе они составляли единую декоративную форму. Изменяя форму и размер листьев: делая их или почти равновеликими или объединяя вокруг одного более крупного листика, рисуя их более широкими или крупного листика, рисуя их более широкими или узкими, прямыми или чуть изогнутыми, можно достичь значительного разнообразия форм.

В работах современных городецких мастеров постоянно появляются новые выразительные детали растительно орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.

Писать их следует двумя оттенками зеленого цвета. Сначала темно-зеленым цветом, например окисью хрома, пишут половинку остроконечного листа, затем более светлой зеленью (окись хрома с добавление белил) выполняют вторую половинку. Можно такой кустик писать одной кистью, но гораздо удобней использовать попеременно две кисти, так как оттенки цвета будут чередоваться неоднократно.

Простые растительные формы городецкие мастера умеют разнообразить путем применения оживок. Свинцовыми белилами и черной краской-сажей они украшают городецкие травы и листья, придавая законченность и своеобразное изящество каждой форме.

Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по центру листка мелкие "жемчужинки", можно обозначить белилами тонкие прожилки листа. На ярких фонах городецких изделий прекрасно смотрится сочетание белых и черных оживок. В совокупности они придают разнообразие растительным формам.

Но городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зубчиках по краю листка, и в изображении прожилок соединяются два желания мастере: быть ближе к природе, но и не утратить городецкой условности в передаче природной формы.

Остроконечные листики

Написание остроконечного листа требует уже несколько более глубокого овладения городецкой манерой письма.

Так же, как и в случае с закругленным листком, построение новой формы начинается с выполнения скобочки, представляющей собой половинку листа. На влажную остроконечную кисть набрать зеленую краску - например окись хрома, и начать с легкого касания острием кисти поверхности бумаги или дерева. Сначала кисть пишет тонкую линию, затем делается нажим с легким вращением кисти - появляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половинка листка готова. Вторая его половинка - встречная скобочка - чуть меньше первой. Ее пишут, стараясь не изменить остроконечного силуэта листа.

Остроконечные листики не менее распространенны в городецком искусстве, чем закругленные. У каждого из городецких мастеров есть свои вариации этой формы. Они отличаются друг от друга размерами и пропорциями, видами разживок. Здесь можно встретить разживки не только белилами, но и желтой краской в сочетании с черными штрихами. Работая над формой остроконечного листка, мы продолжим учиться составлять городецкий кустик, постепенно обретая чувство масштаба, точного соотношения отдельных элементов для создания красивого силуэта кустика.

Важно заранее продумать, какие декоративные приемы будут использованы на стадии оживок. Так, уверенная и красивая белильная контурная обводка может поправить неудачно сделанную форму листка, придать ему большую легкость. Если кустик предполагается украсить бахромкой тонких черных "ресничек" (есть и такой прием), то нужно постараться расположить боковые листики на достаточном расстоянии от центрального листа, с тем чтобы и кустик в целом и силуэт каждой детали четко просматривались.

Последовательность изображения остроконечных листиков

Занятия с детьми. Методические рекомендации

Задание 1. "Листья и кустики". Знакомство с художественным элементом городецкой росписи - "листочком".

Организация занятия. Рассмотреть с детьми различные цветочные орнаменты на городецких изделиях. Обратить внимание на различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера.

Выполнение задания. Дети рассматривают последовательность изображения листа, где подробно показан порядок выполнения работы. Последовательность росписи стандартная: сначала рисуют общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем осуществляют теневку

и оживку его при помощи тонких штрихов.

Дети воспроизводят листья и кустики на предложенном бланке.

Задание 2. "Расписное панно". Закрепление уменя составлять узор из листьев.

Выполнение задания. Дети заканчивают работу над расписным панно добавляя листочки и кустики таким образом, чтобы получилась симметричная композиция.

Реєстр подорожніх листів бланк

Лист — боковой орган побега

Лист — боковой орган побега

Морфология листа. Лист — это один из основных органов растения. занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функции фотосинтеза, транспирации (испарения воды растением) и газообмена с окружающей средой.

Листья растений весьма разнообразны по форме и внутреннему строению, однако почти всегда в них можно различить листовую пластинку, черешок и основание, которым лист прикрепляется к стеблю.

Листовая пластинка — самая важная часть типичного листа. Ее пластинчатая форма создает наибольшую поверхность на единицу объема тканей, что наилучшим образом способствует выполнению всех указанных функций зеленого листа. Черешоксуженная часть листа между его пластинкой и основанием. Листья, имеющие черешки, называются черешковыми (липа, клен, сирень ), листья без черешков —сидячими (василек луговой, алоэ, гвоздика ). У основания некоторых листьев образуются мелкие чешуевидные или листовидные структуры, называемые прилистниками. Они развиваются обычно раньше, чем пластинка и черешок, и предохраняют листовую пластинку от повреждения в почке (у березы, липы, черемухи, яблони); при раскрывании почки они опадают. У некоторых видов растений прилистники разрастаются, зеленеют и выполняют те же функции, что и листовая пластинка (у гороха, фиалки, розы, чины). У большинства однодольных растений основание листа расширено в охватывающее стебель влагалище (злаки, осоки, лилейные и др.); оно надежно защищает пазушные почки.

По форме листовая пластинка может быть округлая — ее длина и ширина примерно одинаковые (осина, груша); эллипсовидноя — длина примерно в два раза превышает ширину (крушина ломкая, черемуха обыкновенная); яйцевидная — основание шире верхушки (крапива двудомная); линейная — длина более чем в 10 раз превышает ширину (тимофеевка луговая, ежа сборная); игольчатая —длинная и тонкая, твердая и колючая (ель, сосна);ланце-товидная, стреловидная, сердцевидная и т. д. (рис. 8.11).

Рис. 8.11. Различные формы листьев: 1 — игольчатый; 2мечевидный; 3—линейный; 4 —ланцетовидный; 5—яйцевидный; 6—овальный; 7 — округлый; 8 — обратнояйцевидный; 9 — сердцевидный; 10 — почковидный; 11 — щитовидный; 12 — стреловидный; 13копьевидный; 14 — неравнобокий; 15 — перистолопастный; 16тройчатолопастный; 17 — пятилапастный; 18—перистораэдельный; 19—пальчатолопаст-ный; 20перисторассеченный (лировидный); 21 — прерывистоперис-торассеченный; 22 — пальчаторассеченный; 23 — двоякоперисторассе-ченный; 24 — тройчатосложный; 25пальчатосложный; 26 — непарноперисгпосложный; 27двоякоперистосложный.

Форма края листа также разнообразна: лист сирени — цельнокрайний, яблони — зубчатый, осины — выемчатый. Край листовой пластинки может быть пильчатым, двоякопильчатым, го-родчатым и т. д.

Жилкование. Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны многочисленными жилками, которые представляют собой сосудисто-волокнистые пучки. Определенное расположение жилок в листовой пластинке называется жилкованием. По жилкам осуществляется передвижение воды и растворенных в ней минеральных веществ, а также отток ассимилятов. Жилки, кроме того, служат для придания механической прочности листу.

В зависимости от характера размещения боковых жилок и способов их ветвления отличают четыре основных типа жилкования: перистое — от одной главной жилки под углом отходят боковые, более мелкие (береза, ива, яблоня, груша); пальчатое — от основания листовой пластинки в виде лучей расходятся несколько равноценных жилок (клен); параллельное — многочисленные жилки тянутся от основания листовой пластинки параллельно друг другу и сближаются только на верхушке (злаки); дуговидное — жилки дуговидно изогнуты и сближаются у основания и верхушки листовой пластинки (ландыш. подорожник ) (рис. 8.12).

Рис 8. 12. Жилкование листьев: а — параллельное; б, вдуговидное; г — перистое.

Пальчатое и перистое жилкование характерно для двудольных растений, а параллельное и дуговидное — преимущественно для однодольных.

Простые и сложные листья. Листья бывают простыми и сложными (см. рис. 8.11). Простой лист имеет одну листовую пластинку, которая опадает осенью целиком. Сложный лист состоит из нескольких листовых пластинок, прикрепленных к общему черешку при помощи собственных черешочков. Благодаря этому у древесных растений осенью сложный лист опадает частями — вначале поодиночке листочки, потом черешок.

В зависимости от расположения листочков сложные листья делятся на перистосложные — листочки расположены по всей длине общего черешка (у гороха, желтой акации) и палъчато-сложные — листочки прикреплены к верхушке общего черешка и расходятся радиально (у конского каштана, люпина, земляники). Пальчатосложный лист, образованный тремя листочками, часто называют тройчатосложным (у клевера).

Перистосложные листья могут быть двух типов: парноперистые (лист заканчивается парой листочков) и непарноперистые (лист заканчивается одним листочком).

В размещении листьев на стебле наблюдается определенная закономерность, благодаря которой достигается равномерная нагрузка в распределении их на растении и в значительной степени исключаются взаимное затенение.

Различают очередное, или спиральное, листорасположение. когда узел несет один лист (у березы, тополя, черемухи); супротивное — от узла отходят два листа, расположенные друг против друга (у клена, сирени, бузины) и мутовчатое — от узла отходит не менее трех листьев (у вороньего глаза, вербейника обыкновенного).

Анатомия листа. Типичное анатомическое строение листовой пластинки отражает ее приспособленность к выполняемым функциям (рис. 8.13). С обеих сторон она покрыта эпидермисом, который регулирует газообмен и транспирацию. В клетках кожицы нет хлоропластов, поэтому они беспрепятственно пропускают свет к основным тканям листа. Наружные стенки клетки кожицы, особенно с верхней стороны листа, утолщены и покрыты слоем воска или воскоподобного вещества — кутина, что предохраняет лист от перегрева и излишнего испарения воды. Этому способствует также погружение устьиц вглубь листовой пластинки, формирование волосков, создающих разные виды опушения, и др.

Рис. 8.13. Анатомическое строение листа георгины (поперечный срез): 1 — кутикула ; 2эпидермис; 3 -колленхима; 4 — палисадная паренхима; 5устьице ; 6 — губчатая паренхима; 7флоэма ; 8прово дящий пучок; 9склеренхима; 10ксилема .

Особенности внутреннего строения листа определяются его главной функцией — фотосинтезом. Поэтому важнейшей тканью листа является хлорофиллоносная паренхима (хлоренхима). Эта ткань образует мякоть листа, или мезофилл, в клетках которого сосредоточены хлоропласты и происходит фотосинтез. Остальные ткани обеспечивают нормальную работу мезофилла. Система разветвленных проводящих пучков, которые пронизывают листовую пластинку во всех направлениях, снабжает лист водой и обеспечивает постоянный отток органических веществ от листа к другим органам растения. Механические ткани (склеренхима, колленхима) совместно с живыми клетками паренхимы (мезофилла) и эпидермиса обеспечивают определенную структуру и высокую прочность листовой пластинки. Поэтому сравнительно тонкие и нежные листовые пластинки способны занимать в пространстве такое положение, при котором создаются наилучшие условия освещения и газообмена.

Мезофилл занимает все пространство между верхним и нижним эпидермисом листа, исключая проводящие пучки и механи-- ческие ткани. Клетки мезофилла имеют округлую или слегка вытянутую форму, с тонкими и неодревесневшими стенками.

Мезофилл чаще всего дифференцирован на палисадную (столбчатую) и губчатую паренхиму. Обычно палисадная паренхима располагается под верхним эпидермисом, а губчатая прилегает к нижнему (см. рис. 8.13).

Клетки палисадной паренхимы вытянуты перпендикулярно к поверхности листа и расположены в один или несколько слоев. Они содержат примерно 75—80% всех хлоропластов листа и выполняют основную работу по ассимиляции углекислого газа. Поэтому палисадная ткань располагается в наилучших условиях освещения, непосредственно под верхней эпидермой. Благодаря тому что ее клетки вытянуты перпендикулярно к поверхности листа, у них имеется возможность регулировать направление и расположение хлоропластов таким образом, чтобы избежать повреждающего действия прямой солнечной радиации на фото синтезирующий аппарат, На сильном свету хлоропласты занимают в клетке пристенное положение и становятся ребром к направлению лучей, в результате чего большая часть светового потока проходит мимо хлоропластов или скользит по их поверхности, не разрушая хлорофилл. При слабом освещении, наоборот, хлоропласты распределяются в клетке диффузно или скапливаются в нижней ее части, что способствует лучшему освещению каждого из них. В округлых клетках, характерных для губчатой паренхимы, такое регулирование расположения хлоропластов при разной освещенности (особенно на сильном свету) практически невозможно.

Под столбчатой паренхимой находится рыхлая паренхима, клетки которой имеют округлую или продолговатую форму, содержат меньше хлоропластов и расположены рыхло, поскольку между ними развиваются крупные межклетники. заполненные воздухом.

В губчатой ткани интенсивность фотосинтеза ниже, чем в столбчатой, но зато здесь активно идут процессы транспирации и газообмена. Углекислый газ из воздуха через устьица, расположенные главным образом в нижнем эпидермисе, проникает в большие межклетники и по ним поступает ко всем ассимилирующим клеткам листа. Парообразная влага, кислород и углекислый газ, образующиеся при фотосинтезе и дыхании клеток мезофилла, передвигаются в обратном направлении и через устьица выделяются наружу. Таким образом, оба вида ассимиляционной ткан и (палисадной и рыхлой) тесно связаны между собой не только в структурном, но и в функциональном плане.

Расположение устьиц преимущественно на нижней стороне листа имеет важное экологическое значение. Во-первых, нижняя сторона листа меньше нагревается на свету, чем верхняя, поэтому потеря воды листом в процессе транспирации происходит медленнее через устьица, расположенные в нижнем, а не в верхнем эпидермисе. Во-вторых, главным источником углекислого газа в атмосфере является «почвенное дыхание », т. е. выделение его в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов (бактерий, цианобактерий, грибов и др.) и дыхания корней высших растений. Поэтому припочвенный слой воздуха обычно обогащен углекислым газом, который по градиенту концентрации диффундирует вверх и легко проникает через устьица в ткани листьев.

В центре листа находится крупный проводящий пучок, а сбоку более мелкие пучки. В составе пучка ксилема повернута к верхней, а флоэма — к нижней стороне листа. Проводящие пучки с окружающими их тканями называют жилками. Они образуют в листе непрерывную систему, связанную с проводящей системой стебля.

Старение листьев и листопад . Высокая функциональная активность листьев на протяжении всего вегетационного периода приводит к их старению, затем к отмиранию и опадению. Массовое опадение листьев называется листопадом.

В процессе старения листья становятся красными, желтыми, оранжевыми, что связано с разрушением хролофилла и выявлением каротиноидов и пигментов клеточного сока. Снижается интенсивность фотосинтеза, дыхания, транспирацин, разрушаются органеллы клетки. накапливаются ненужные растению продукты метаболизма (например, кристаллы щавелевокислого кальция). С возрастом в листьях начинают преобладать процессы распада, что сопровождается оттоком органических веществ (углеводов, аминокислот и др.) в запасающие органы (плоды, клубни, луковицы, корневища), а также к вновь закладывающимся почкам.

Листопад — это важное приспособление растений к уменьшению поверхности надземных органов, что сокращает потерю влаги в засушливый или холодный зимний период и предотвращает поломку ветвей под тяжестью снега. Он способствует также выведению из растений продуктов жизнедеятельности. Кроме того, опавшие листья защищают семена и корни деревьев и кустарников от вымерзания, служат органическим удобрением.

Механизм листопада связан с образованием у основания листа отделительного слоя, состоящего из легко расслаивающейся таренхимы. По отделительному слою лист отрывается от стебля, а на месте отделения остается листовой рубец, который покрывется слоем пробки. На листовом рубце хорошо видны листоыеe следы — окончания проводящих пучков.

Источник . Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"