Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по мерам пожарной безопасности в школе

Категория: Инструкции

Описание

Пожарная безопасность в школе: способы предотвращения трагедии

Правила пожарной безопасности в школе

Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.

Профилактическая работа

Профилактические мероприятия по предупреждению пожаров на территории учебного заведения проводятся еще до начала учебного года. В летний период классы, в которых будут обучаться дети, обследуются специальными комиссиями. Работниками пожарного надзора выносится решение о признании школы безопасным местом.

Для того чтобы учебные помещения оставались безопасными, не стоит загромождать их лишними предметами: мебелью, приборами, пособиями и другими принадлежностями. Число парт также должно соответствовать нормам проектирования. Если в кабинете, мастерской или лаборатории проходили занятия с использованием пожароопасных или взрывоопасных веществ и материалов, их необходимо убрать в предназначенные для их хранения помещения.

Кроме того, в беседах с учениками нужно разъяснять, что пожарная безопасность в школе зависит в первую очередь от них самих. В настоящее время разработаны познавательные инструктажи для учащихся разных классов. Изучение основ пожарной безопасности для младших классов проводится занимательно, в игровой форме.

Со старшими классами организуются беседы о важности ответственного отношения к школьному имуществу, подчеркивается опасность огнеопасных и взрывоопасных материалов для здоровья и жизни детей.

Инструкция

Директор школы утверждает и следит за выполнением инструкции о мерах пожарной безопасности. В ней освещаются нормы содержания школы и ее территории, а также коридоров, по которым будет проходить эвакуация.

Подвал и все выходы из школы необходимо поддерживать свободными от посторонних предметов. Ключи от них обычно хранятся в канцелярии, а также у персонала, работающего на первом этаже.

Предусматриваются места курения, а также меры безопасности при проведении технологических и огневых работ. Подробно рассматриваются действия и обязанности работников школы при пожаре.

К данной инструкции будет уместно приложить памятку «Порядок действий при пожаре». Кроме того, данная памятка должна быть в каждом помещении школы. Также в приложении размещается план эвакуации учащихся, педагогов и другого персонала из здания школы в случае пожара.

Порядок действий при пожаре в школе

Организация порядка эвакуации учеников и персонала предусматривает назначение педагогов, несущих ответственность за порядок выхода из здания в случае пожара. Обычно они отвечают за регуляцию потоков людей на каждом этаже школы. Если пожар возникает в учебном кабинете, спортивном зале или мастерской, эвакуацию проводит педагог, ведущий в данный момент занятие.

Во время массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий в школе ответственность за пожарную безопасность возлагается на организатора. Ответственный сотрудник также должен до начала мероприятия проверить состояние путей возможной эвакуации учащихся.

В течение года с теми людьми, которые были назначены ответственными за эвакуацию при пожаре, проводятся специальные занятия и инструктажи. Классные руководители вносят в план воспитательной работы беседу с учениками о важности соблюдения норм пожарной безопасности. Кроме того, учитель курса «Основы безопасной жизнедеятельности» во время учебных занятий изучает и отрабатывает с детьми правила поведения в случае возникновения пожара.

План эвакуации вывешивается на заметном месте в виде таблички на всех этажах школы. Он содержит словесное описание и графическую схему этажа с путями эвакуации, местами хранения средств связи и пожаротушения. Обязательно наличие подписи ответственного за пожарную безопасность и директора.

Общие правила безопасности

Трагедии можно избежать, если правила пожарной безопасности будут известны и неуклонно соблюдаться всеми — от самого младшего школьника до управленческого звена. Если каждый во время пожара будет придерживаться правильных действий. позаботится не только о сохранении своей жизни, но и о безопасности других, гибели людей можно избежать.

Все средства, необходимые для тушения пожара, должны быть в наличии и прямой доступности. К обязанностям каждого относится вызов пожарных. эвакуация людей из помещения и по возможности предотвращение распространения огня. Не стоит стремиться спасать материальные ценности, если жизнь людей под угрозой.

Внешкольные мероприятия

Чрезвычайную ситуацию в школе будет легче предупредить, если противопожарная профилактика будет прослеживаться в различных учебных занятиях и внешкольных мероприятиях. Уроки ОБЖ привлекут учащихся, если в роли учителей выступят, например, начальник пожарной части или непосредственно бойцы-пожарные.

Мощный профилактический заряд принесет урок-экскурсия в пожарной части. Конкурсы, праздники, эстафеты, сценки на тему пожарной безопасности можно включать в любой этап спортивного соревнования. Приведем некоторые примеры организации подобных мероприятий:

  • в начальной школе пожарную тематику можно использовать в качестве дидактического материала на уроке русского языка или математики. Детям будет интересна инсценировка стихотворений детских поэтов (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского) с костюмами и музыкальным сопровождением. Эстафета и массовые игры могут содержать элементы правил эвакуации на пожаре, которые изучаются на уроках ОБЖ;
  • в средней школе учащиеся отличаются особой активностью, с удовольствием участвуя в мероприятиях пожарно-профилактической работы. Детей можно привлекать к оформлению плакатов по пожарной безопасности, макетов, демонстрирующих эвакуацию в здании при пожаре. Ребята могут примерить комплект боевой одежды, развернуть пожарный рукав, использовать пожарный кран;
  • в старшей школе профилактика пожарной безопасности проводится в русле профориентационной работы и подготовки учеников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Мальчики-старшеклассники показывают себя как надежные помощники педагогов во время тренировочной эвакуации, а девочки выступают в роли сандружинниц.

Таким образом, усвоение детьми правил безопасного поведения, заботливого отношения к окружающему миру происходит во время игры, творческой и общественно-полезной деятельности.

Нашли неточность в статье? Напишите нам в «Обратную связь»

инструкция по мерам пожарной безопасности в школе:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Пожарная безопасность в школе

    Пожарная безопасность в школе

    Основным документом, регламентирующим требования пожарной безопасности в школе и противопожарную подготовку персонала образовательного учреждения, является приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"».

    В соответствии с данным документом подготовка персонала ОУ предполагает:

    Меры пожарной безопасности в школе: обучение пожарно-техническому минимуму

    Обучение пожарно-техническому минимуму работников ОУ организуется как с отрывом, так и без отрыва от исполнения служебных обязанностей в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года.

    Без отрыва от исполнения служебных обязанностей обучение проходят:

    • руководители или лица, исполняющие их обязанности;
    • работники, ответственные за пожарную безопасность в школе и проведение противопожарного инструктажа;
    • работники иных категорий по решению руководителя.

    В ходе занятий обучающиеся получают знания о пожарной безопасности в школе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность, овладевают приемами предупреждения пожара, а также основными навыками спасения жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

    Программа обучения пожарно-техническому минимуму руководителей и лиц, ответственных за пожарную безопасность в школах, рассчитана на 16 ч. Из них 12 ч отводится на теоретическую подготовку, 3 ч – на практические занятия и 1 ч – на зачет.

    Обучение пожарно-техническому минимуму проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, а также в учреждениях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров.

    Обязанности по организации обучения персонала пожарно-техническому минимуму возлагаются на руководителя ОУ.

    Пожарная безопасность в школе: проведение противопожарного инструктажа

    С целью изучения основных требований пожарной безопасности, опасных факторов организации учебного процесса, а также действий в случае возникновения пожара и используемых для этого средств с работниками ОУ проводится противопожарный инструктаж, реализуется пожарная безопасность в школе.

    Предварительно руководитель ОУ должен издать приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных лиц, указав в нем, кто из сотрудников и каким образом должен быть проинструктирован. В содержание инструктажа входят:

    • требования пожарной безопасности в школе исходя из специфики организации учебного процесса;
    • обязанности и действия персонала школы при пожаре, в т. ч. правила вызова пожарной охраны, применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
    • правила содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в т. ч. эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

    По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж работников ОУ подразделяется на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

    Вводный противопожарный инструктаж по пожарной безопасности в школе (приложение 3) проводится с работниками:

    • принятыми на работу в ОУ независимо от их образования, стажа работы по профессии (должности);
    • командированными в ОУ;
    • прибывшими в ОУ на обучение или практику;
    • работниками иных категорий по решению руководителя.

    Первичный противопожарный инструктаж (приложение 4) проводится с каждым работником ОУ непосредственно на рабочем месте. В отдельных случаях проведение первичного противопожарного инструктажа возможно с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

    Повторный противопожарный инструктаж проводится с каждым работником ОУ по программе первичного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком занятий, утвержденным руководителем (но не реже одного раза в год), индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

    Внеплановый противопожарный инструктаж проводится с работниками ОУ в случае:

    • введения в действие новых или изменения ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
    • установления фактов неудовлетворительного знания работниками требований пожарной безопасности в школе;
    • нарушения работниками правил пожарной безопасности;
    • указания вышестоящих организаций;
    • изменения организации учебного процесса.

    Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками ОУ по решению руководителя для обеспечения безопасности во время массовых мероприятий, в т. ч. экскурсий, выполнения разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью, и т. д.

    Противопожарные инструктажи всех видов проводятся в специально оборудованном помещении ОУ с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности и утвержденной приказом руководителя. Программа предусматривает проверку теоретических знаний обучающихся (зачет) и навыков практических действий в случае возникновения пожара. Результаты, полученные на проверочных занятиях, заносятся в журналы учета инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

    Меры пожарной безопасности в школе: подготовка внештатной пожарной команды

    Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ во время пожара в ОУ могут создаваться специальные структурные подразделения – внештатные пожарные команды. Подготовка членов внештатных пожарных команд предусматривает:

    • обучение руководителей в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
    • обучение личного состава команд в соответствии с примерной программой обучения личного состава внештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
    • участие руководителей и личного состава команд в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также в мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

    Основной формой занятий является практическая отработка приемов и способов защиты. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучающимися практических действий, с использованием учебных видеофильмов, плакатов, схем, макетов и других наглядных пособий.

    Пожарная безопасность в школе: роль учащихся

    Противопожарная подготовка учащихся школы включает:

    • изучение специального раздела в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ);
    • проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара;
    • организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, дней и месячников пожарной безопасности в школе;
    • создание специальных детских формирований (кружков, отрядов, дружин юных пожарных).

    Занятия по изучению правил пожарной безопасности должны проводиться не только с учащимися средней и старшей школы, но и с учащимися начальных классов – в форме бесед, конкурсов и викторин (приложение 2). Для старшеклассников необходимо также организовывать инструктажи о правилах пожарной безопасности и поведении в случае возникновения пожара в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики.

    Огромное значение в противопожарной подготовке учащихся ОУ играют внутришкольные мероприятия, в т. ч. дни и месячники пожарной безопасности. К участию в них следует привлекать специалистов МЧС России и профессиональных пожарных.

    Повышению противопожарной грамотности учащихся ОУ способствует также деятельность дружин юных пожарных. Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся ОУ в возрасте от 10 до 17 лет. Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления. С вновь принятыми юными пожарными координаторы (преподаватели ОБЖ) проводят занятия по специальной программе. По окончании обучения в торжественной обстановке им вручается удостоверение члена дружины юных пожарных.

    Юный пожарный имеет право:

    • участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружины, и вносить соответствующие предложения;
    • обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в подразделения пожарной охраны;
    • участвовать в областных, краевых и республиканских слетах юных пожарных;
    • получать направления от учреждений пожарной охраны с соответствующей рекомендацией для поступления в пожарно-технические училища МВД России;
    • представлять особо отличившихся учащихся к награждению за смелые и решительные действия во время возникновения и ликвидации пожара.

    Как правило, члены дружин юных пожарных не только сами изучают правила поведения при пожаре и меры, направленные на их предупреждение, но и доносят эту информацию до других детей (проводят тематические выставки, смотры-конкурсы, военно-спортивные игры, оформляют экспозиции, демонстрационные стенды, классные уголки). Помимо этого они участвуют в рейдах и проверках противопожарного состояния школы и пришкольной территории.

    Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара в ОУ позволяют:

    • систематизировать знания учащихся и работников ОУ о правилах поведения в случае возникновения пожара;
    • отработать до автоматизма действия при эвакуации;
    • развить психологическую способность к быстрой внутренней мобилизации в условиях чрезвычайной ситуации;
    • оценить эффективность использования сил и средств для ликвидации пожара;
    • проверить работу системы противопожарной защиты ОУ.
    • Подобные мероприятия должны проводиться в ОУ не реже одного раза в полугодие с участием всех работников и учащихся.
    Учебная программа по организации пожарной безопасности в школе

    Цель программы "Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность образовательных учреждений"– повышение профессиональной компетенции руководителей и ответственных за пожарную безопасность по вопросам организации и обеспечения пожарной безопасности в школе.

    Продолжительность обучения – 16 ч.

    Содержание программы, регламентирующей пожарную безопасность в школе

    Тема 1. Основные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности. Инструкции по пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность руководителей за соблюдение правил пожарной безопасности.

    Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений. Краткий анализ пожаров и загораний, происходящих в образовательных учреждениях. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Создание добровольных пожарных дружин, дружин юных пожарных, организация их работы. Примерное положение о дружине юных пожарных.

    Тема 3. Обучение учащихся образовательных учреждений основам пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" с учащимися средней и старшей школы, а также бесед с учащимися начальной школы по предупреждению пожаров в школе и дома. Методические рекомендации и дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности в школе. Оформление стендов, уголка пожарной безопасности в классе. Организация практических занятий по поведению учащихся в случае возникновения пожара.

    Тема 4. Меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Краткий анализ основных причин пожаров и загораний в образовательных учреждениях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Основные факторы, определяющие пожарную опасность легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (температура вспышки, самовоспламенение и воспламенение). Понятие о взрыве. Требования к местам хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей. Хранение химических реактивов и щелочных металлов, меры пожарной безопасности при их использовании. Правила содержания эвакуационных путей, в т. ч. входов, выходов, холлов, коридоров и лестничных клеток. Порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзи, а также расположения парт, столов и стульев в классах. Правила содержания чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации. Инструктаж обслуживающего персонала. Содержание и эксплуатация приборов отопления, кухонных очагов и водонагревателей. Обязанности дежурных и сторожей по соблюдению пожарной безопасности в школе и в случае возникновения пожара. Требования пожарной безопасности при устройстве новогодних елок, организации кинопросмотров, проведении массовых мероприятий.

    Тема 5. Средства тушения пожаров и правила их применения, действия при пожаре. Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципах действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила их эксплуатации и использования. Подсобные средства для тушения пожара: песок, различные покрывала, ведра и бочки с водой, пожарный инвентарь. Внутренние пожарные краны и правила их эксплуатации. Нормы обеспечения школ средствами пожаротушения. Действия персонала и учащихся старших классов школ при возникновении пожара. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожаре.

    Тема 6. Тренировка практических действий при возможном возникновении пожараТренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий персонала и учащихся при возникновении пожара. Практическая работа с огнетушителем.

    Зачет. Проверка знаний пожарно­технического минимума.

    Программа по обучению учащихся правилам пожарной безопасности в школе

    Содержание и порядок обучения учащихся образовательного учреждения (далее – ОУ) пожарной безопасности, план внешкольных мероприятий по пожарной тематике на учебный год устанавливаются руководителем ОУ. Занятия должны проводиться с учетом возраста обучающихся. С учащимися 5–8-х классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме, с учащимися 1–4-х классов проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

    Цель программы – обучение учащихся правилам поведения в случае возникновения пожара, формирование у них умений и навыков по применению первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.

    Содержание программы по обучению учащихся правилам пожарной безопасности в школе

    Тема 1. Пожарная безопасность в Российской Федерации. Основные положения и требования федерального законодательства и нормативно-правовых актов по пожарной безопасности. Профилактические (организационные и технические) меры по обеспечению пожарной безопасности в жилых домах, школах, учреждениях культуры, здравоохранения, на транспорте и т. д. Использование достижений науки и техники для предупреждения и тушения пожаров.

    Тема 2. Горение. Опасные факторы огня. Что такое огонь. Какую пользу и какой вред приносит огонь человеку. Как человек может управлять огнем. Процесс и условия горения. Последствия пожаров в жилых домах, школах, учреждениях культуры, здравоохранения, на транспорте и т. д. а также в случаях иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Меры предосторожности при обращении с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

    Тема 3. Причины возникновения пожаров. Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях. Игры со спичками. Неосторожность при курении. Нарушение Правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов. Самовоспламенение веществ при их хранении и использовании. Электробезопасность. Организационно-технические мероприятия по предупреждению пожара в электросетях и электроустановках. Понятие о пожарной профилактике.

    Тема 4. Противопожарный режим в ОУ. Противопожарные требования к содержанию зданий, помещений и территории ОУ. Соблюдение правил пожарной безопасности в кабинетах химии, физики, биологии, информатики, технического труда, во время культурно­массовых мероприятий. План эвакуации людей при пожаре.

    Тема 5. Берегите жилище от пожаров. Противопожарный режим в жилом доме. Недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, оставления без присмотра включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов, газовых плит и т. д. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии. Особенности организации противопожарной защиты в домах повышенной этажности (незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации).

    Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности. Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

    Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

    Тема 8. Действия при возникновении пожара. Правила поведения в случае обнаружения огня, появлении дыма. Порядок вызова пожарной охраны, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

    Реализуем меры пожарной безопасности в школе: темы вводного противопожарного инструктажа
    1. Нормативные документы по пожарной безопасности.
    2. Действующие приказы, правила, инструкции, положения, регламентирующие пожарную безопасность в образовательном учреждении (далее – ОУ).
    3. Организация противопожарного режима в ОУ. Требования инструкции о мерах пожарной безопасности.
    4. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в школе .
    5. Основные причины пожаров и взрывов. Наличие взрывопожароопасных участков, работ и их общая характеристика.
    6. Порядок применения открытого огня, проведение огневых и других пожароопасных работ.
    7. Классификация опасных факторов пожаров. Способы пожаротушения.
    8. Первичные средства пожаротушения, порядок их использования.
    9. Эвакуационные пути и выходы. Организация эвакуации по лестницам.
    10. Система оповещения людей и управления эвакуацией в случае пожара.
    11. Действия работников ОУ при возникновении пожара: порядок вызова пожарной охраны, участие в эвакуации людей и тушении пожара.
    12. Меры оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате пожара.
    13. Противопожарная профилактика в ОУ.
    14. Организация деятельности внештатных пожарных команд.
    15. Ответственность за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
    Реализуем меры пожарной безопасности в школе: темы первичного противопожарного инструктажа
    1. Возможные причины пожаров и загораний в образовательном учреждении (далее – ОУ).
    2. Краткая характеристика пожарной опасности оборудования, веществ и материалов, используемых в учебном процессе.
    3. Организация противопожарного режима.
    4. Виды и функции существующих систем противопожарной защиты.
    5. Правила пожарной безопасности при проведении лабораторных работ, экспериментов, учебных занятий в мастерских.
    6. Места размещения, назначение и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения.
    7. Порядок оповещения о пожаре. Управление эвакуацией.
    8. Действия работников ОУ при обнаружении пожара.
    9. Техника безопасности при тушении пожара. Оказание помощи пострадавшим.
    10. Средства и способы защиты учащихся от опасных факторов пожара, в т. ч. от их вторичных проявлений.
    11. Профилактика возникновения пожаров.
    12. Административная и уголовная ответственность за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
    • Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"» (в ред. приказа МЧС России от 27.01.2009 № 35)
    • Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 "Об утверждении Порядка создания внештатных аварийно-спасательных формирований"