Руководства, Инструкции, Бланки

адаптационные листы в детском саду образец по фгос img-1

адаптационные листы в детском саду образец по фгос

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Downloadsolutionbay138: Дневник

  • Дневник

Адаптационный Лист В Доу Бланк скачать

Адаптационный лист ребенка в детском саду. Кликнув по ссылке скачать лист вы можете скачать бланк листа к себе на компьютер и.

Бланки в детском саду. Форма учета посещаемости детей группы в детском саду Адаптационный лист ребенка в детском саду Адаптационный.

Адаптационный лист. Внём отмечается дата поступления ребёнка, его время пребывания в ДОУ, особенности поведения в знаковом исполнении.

Нотр дам де пари краткое содержание. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

Адаптационный лист ребенка в детском саду

1) обследование детей при поступлении в ДОУ в период их адаптации;. по двум методикам: « Адаптационный лист » и «Наблюдение за ребенком» шкале соответствующую оценку (1,2,3,4 или 5) на бланке обследования;.

Видео

Другие статьи

Адаптационные игры для детей 1 младшей группы

Адаптационные игры для детей 1 младшей группы

Автор: Захарова Юлия Викторовна МБДОУ № 54 г. Миасса Челябинской области

Игра «Найди свой шкафчик»

Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем

Дети стоят возле воспитателя, он напоминает детям, что у каждого есть свой шкафчик. Складывать вещи нужно только в свой шкафчик, чтобы они не перепутались с вещами других ребят.

Затем воспитатель просит малышей найти свой шкафчик и встать около него. Дети по очереди называют предмет, изображенный на картинке, прикрепленной на шкафчике.

Игра «Мой дружок»

Цель: способствовать эмоциональному благополучию детей

Оборудование: пластмассовые крючки, прикрепленные на дверцы шкафчиков в раздевальной комнате; коробка с маленькими мягкими игрушками с прикрепленными на них петлями

Воспитатель приглашает детей посмотреть на зверушек, которые сегодня пришли к детям в гости. Затем дети по очереди достают понравившуюся игрушку.

Воспитатель: - Ребята, эти зверушки будут теперь всегда жить в детском саду и ждать вас по утрам, когда вы придете в детский сад. Давайте повесим их на дверки наших шкафчиков. Теперь у каждого из вас будет свой дружок!

Игра «Осенние листочки»

Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, взаимодействию детей

Оборудование: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, аудиозапись медленной музыки

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период

Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период

Сознавая важность быстрой и безболезненной адаптации вновь поступивших малышей к детскому саду для сохранения их здоровья и своевременного развития, я уделила большое внимание организации адаптационного периода. В ожидании малышей изучала педагогическую литературу по данной теме, оформляла предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями нового стандарта и особенностями адаптационного периода, подбирала и планировала игры, различные мероприятия с ними.

Для плавного перехода детей из семьи в дошкольное учреждение за две недели до поступления в детский сад они со своими родителями в течение двух часов посещали детский сад (час находились в группе, час гуляли на улице). Главной задачей для меня в этот период было создание в группе эмоционально-положительной атмосферы уюта и добра, налаживание доверительных отношений с детьми и их родителями. Стремилась сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал, его здесь ждут, любят. Встречая малышей, говорила тихим спокойным тоном, уделяла внимание каждому ребенку, старалась расположить их к себе, обнять, поговорить, глядя в глаза. Для этого я использовала различные песенки и потешки:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке, и др.

Первую встречу с малышами организовала в форме игровой экскурсии по групповым комнатам, предварительно украсив их шарами, чтобы у детей сложилось ощущение праздника. В приемной предложила каждому ребенку выбрать себе понравившуюся кабинку. Рассматривая кабинки, дети нашли в одной из них нарядную куклу. Кукла познакомилась с детьми, рассказала, что это за помещение, для чего нужны кабинки и пригласила детей в спальную. В спальне дети вместе с куклой рассматривали кроватки, пробовали на них сидеть, лежать. На одной из кроватей детей ждал сюрприз – медвежонок, который спал, укрывшись одеялом. Мы Мишку разбудили и позвали с собой в путешествие по групповым комнатам. В умывальной комнате нас ждал другой персонаж, который в игровой форме познакомил малышей с данной комнатой. Дети узнали, для чего здесь горшки, кран, полотенца. Затем кукла пригласила всех в групповую комнату, где детей и их родителей ждали различные игры, сюрпризы. В конце встречи кукла спряталась, и мы все вместе ее искали. Нашли сидящей на большом мешке, в котором находились воздушные шары. Каждый из детей получил от куклы шарик в подарок. Дети остались довольны и обещали, что завтра снова придут ко мне играть.

На мой взгляд, очень эффективной в период адаптации оказалась организация процесса встречи и прощания с детьми в форме ритуала. Каждая наша встреча начиналась с ритуала приветствия. Дети вместе с родителями садились в кружок, здоровались друг с другом, обменивали улыбками. При каждой встрече я обязательно использовала игровой персонаж (мишку, зайку, куклу, ежика и др.), который приносил с собой какой-нибудь сюрприз (кубики, шишки, светящиеся шарики, заводные игрушки и др.), играл, рисовал, лепил с детьми.

Ритуал прощания проходил в групповой комнате, после дневной прогулки. Мы собирались в круг, играли в какую-нибудь хороводную игру («Пузырь», «Вокруг розовых кустов» и т.д.), прощались, обменивались мнениями и обговаривали планы на следующую встречу.

Для того, чтобы уменьшить тревожность, беспокойство вновь поступивших малышей, я подбирала такие игры и упражнения, которые заинтересовывали и увлекали их. Например, однажды к нам пришла матрешка. Мы ее рассматривали, разбирали, собирали, из кубиков строили для нее лесенку. Матрешка принесла с собой «Чудесный мешочек». Что в нем, мы не знали, но слышали, что там кто-то хохочет (использовала игрушку-хохотушку). Дети заинтересовались. Открыв мешок, нашли разноцветные шуршащие комочки, внутри которых малыши обнаружили маленьких матрешек. Дети с восторгом снова прятали матрешек в бумагу, затем их опять разворачивали. Я систематически использую этот прием в различных играх, меняя персонаж. Детям доставляет удовольствие шуршать бумагой, дуть на нее, бросать, комкать в комочек, потом эти комочки мы собирали в корзинку с помощью прищепок. Это оказалось очень интересным и увлекательным для детей занятием, помогающим им отвлечься от переживаний, связанных с расставаниями с близкими людьми.

Всегда вызывают восторг у детей, позволяют им раскрепоститься, забыть о своих тревогах игры с мыльными пузырями. У нас в группе жил тигренок, который сам под музыку выдувал много пузырей. Дети с удовольствием их ловили, хлопали в ладоши, визжали. Даже самые тревожные малыши не оставались в стороне.

Отвлечься от отрицательных эмоций помогают и игры с соленым тестом. Детям нравится его мять, рвать. Однажды я предложила испечь пряники для куклы. Мы взяли тесто, слепили лепешку, а затем стали ее украшать различными зернышками (фасоль, гречка, перловка). Этот процесс оказался очень увлекательным для детей и позволил им на какое-то время забыть о своих переживаниях.

Практика показала, что игры с крупой помогают детям расслабиться, снять эмоциональное напряжение в адаптационный период. Дети долго и с удовольствием пересыпают, перебирают крупу, играют с ней. Чтобы у малышей не угас интерес к данным играм, я использовала следующий прием: рисовала на листе клеем какую-нибудь фигуру, дети засыпали все это манкой, а когда ссыпали лишнюю крупу, с восторгом рассматривали получившийся рисунок.

Снять отрицательные эмоции у малышей в период адаптации их к детскому саду помогает нетрадиционное рисование. Интересным для детей оказалось рисование мокрым пальцем на зеркале, покрытым тонким слоем зубной пасты. По мере нанесения «узоров» ребенок начинает видеть себя – это, своего рода, сюрприз! Такое нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально положительное отношение к деятельности, завораживает малышей и вызывает у них положительные эмоции.

1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image005.jpg" />

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования

Автор: Коробейникова Надежда Николаевна Обновлено: 13.07.2014 14:19 13.07.2014 14:19

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Коробейникова Надежда Николаевна
воспитатель МБДОУ детский сад «Сказка»
общеразвивающего вида
п. Газ-Сале Тазовского района
Ямало-Ненецкого АО

«…Твердо убежден, что есть качества души,

без которых человек не может стать

настоящим воспитателем, и среди этих качеств -

на первом месте – умение проникнуть в

духовный мир ребенка».

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и ндивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша. физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация».

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

· Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

· Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

· Наличие интереса к предметном миру;

· Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:

- развитие предметной деятельности;

- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.

Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка - любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление), жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду.

И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей в 1младшей группе?

Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий:

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:

Зона познавательной деятельности – способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.

Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.

Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

Констуктивно-игровая зона - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.

Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. Опыт работы в выделенном направлении показывает, что эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей,а также осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Способствует получению положительных результатов и использование произведений устного народного творчества в работе с детьми, создание мини хрестоматийного сборника из произведений малых фольклорных форм.

Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.

Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.

Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми. Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий:

3. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.

Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.

И если рассматривать период адаптации, то взаимодействие детского сада и семьи всегда сопряжено с подъемом интереса к детскому саду. Объясняется это изменением образовательных потребностей и запросов семей. Глубокое переживание семьей поступления ребенка в детский сад (чаще всего в возрасте 1,5 – 2 лет) обуславливает потребность семьи в профессиональной психолого-педагогической поддержке специалистов детского сада. Условно процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов:

I этап. Открытие - адаптационный период.

Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка

Семья. Родители. Знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи - знакомства и принимают решение: согласиться или отказаться от поступившего приглашения.

Заполняют анкету, содержание которой позволяет выявить особенности готовности к детей детскому саду. (Приложение 1,2).

В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада.

Детский сад. Педагоги. Информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи - знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей (сверстников, старших и младших) в процессе социального развития ребенка. Изучают особенности семейного воспитания детей. Организуют работу адаптационной группы, предоставляя возможность родителям два раза в неделю приходить вместе с ребенком в детский сад, выстраивая взаимодействие с детьми и взрослыми (или подбирают другую модель адаптации, возможную для сложившихся в семье и детском саду условий).

Встречи воспитывающих взрослых за круглым столом лучше проводить 2 раза в неделю, в течение часа, на протяжении одного месяца. Хорошо, если встречи-знакомства предваряют поступление ребенка в детский сад и его адаптацию. Если это невозможно, то встречи-знакомства воспитывающих взрослых могут проходить параллельно адаптации ребенка.

II этап. Прояснение ожиданий.

Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании.

Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

На первом этапе педагоги и родители много узнали друг о друге, научились доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности; кризис перехода семьи в новое пространство жизни миновал.

III этап. Согласование.

Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Семья. Родители. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.

Детский сад. Педагоги. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.

Когда ответы даны всеми партнерами и записаны, можно приступить к построению текста «Соглашения о воспитании детей». Ни одна прекрасная мысль не должна остаться незаписанной! Ни одно имя ребенка и воспитывающих взрослых не должно быть забыто! Каждое имя воспитанников записывается так, как оно звучит в семье из уст родителей.

Встреча. Согласование позиций в воспитании ребенка (проводится спустя месяц, после полученного опыта совместного с ребенком посещения группы).

IV этап. Созидание образа События

Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития.

Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрания-встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

К проектированию будущего взаимодействия можно переходить вместе с родителями по окончании адаптационного периода, который традиционно завершается к началу учебного года. Если педагоги совместными усилиями с родителями создали благоприятную среду для развития детей, то малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.

В качестве примера проектирования взаимодействия взрослых и детей можно рассмотреть календарный план, представленный в приложении 3.

План позволяет поставить конкретные задачи работы с детьми. Задачами взаимодействия взрослых и ребенка в период адаптации к детском саду являются:

1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, поддержание нормализации мышечного тонуса, улучшение настроения.

2. Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации.

3. Развитие доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Данный календарный план рекомендован только на адаптационный период. В нем описаны игры разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры проводятся с одним, с двумя детьми, с небольшой подгруппой детей в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, ниже можно добавить свои игры. Те игры, которые были проведены, отмечаются «галочкой». Картотеку можно дополнять.

В календарном плане предложена примерная программа прогулки. Она проводится с детьми от 1 года 6 мес. до 3 лет в солнечную и спокойную погоду.

В комментарии воспитатель отмечает активность детей в игровой деятельности в группе и на прогулке. Проводится небольшой анализ работы с детьми в течение дня.

План можно изменить, вписать свои игры, наблюдения в зависимости от психологических и возрастных особенностей детей, от экологической обстановки, погодных условий и т. д.

Для более эффективного наблюдения за периодом протекания процесса адаптации малышей можно использовать специальный адаптационный лист, представленный в приложении 4.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна у некоторых малышей не раньше чем через2-3месяца.

С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

Результаты работы в этом направлении позволяют говорить, что у ребёнка с легкой адаптацией быстро нормализуется сон, малыш с аппетитом ест, охотно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, настроение бодрое и спокойное. Умеет играть рядом с другими детьми.

Следует отметить, что возможность лёгкой адаптации ребёнка к детскому саду возможна при соблюдении следующих условий:

- родители заранее готовят малыша к посещению детского сада;

- узнают режим детского сада и начинают его внедрять в домашних условиях;

- знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Можно рассматриватьдва основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия).

Показателями успешной адаптации выступают: уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития.

Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.

Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.

1. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15мая 2013г №26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 29 мая2013г. регистрационный №28564).

2. Жердева Е.В.Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) .- Изд.3-е.-Ростов на /Д: Феникс, 2008.- 186с.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста .- М. 1977

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие- Воронеж, «Учитель», 2006.-236с

5. Васильева А.И. Бахтурина Л.А. Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М. Просвещение, 1990. -143 с.

6. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл)

7. Вершинина Н.Б. Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.

8. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М. «Ансел-М», 1997. -64 с.

9. Давыдова О.И. Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-128с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

10. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

11. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М. Айрис- пресс, 2006.-112с.

12. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов-Николаев ,2005-76с.

13. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе./Автореферат.- Ч.:2013.- 27с.

14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- 5-е изд. стериотип. -М. Издательский центр «Академия», 2001.- 336с.

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. портал (Электронный ресурс) УЧМАГ: https://uchitel-izd.adobeconnect.com ,

2. портал дошкольных работников http: // www.planirovaniefqos.docx.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Приглашаем принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут педагогам детского сада лучше узнать особенности вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития и более успешной работы педагогов.

Ф. И. _______________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________

Домашний адрес, телефон _____________________________________________

Год рождения ________________________________________________________

Место работы ________________________________________________________

Год рождения ________________________________________________________

Место работы ________________________________________________________

4. Жилищные условия (подчеркнуть)

а) отдельная благоустроенная квартира

б) квартира с подселением

в) съемное жилье

5. Экономическое положение семьи (подчеркнуть)

а) низкий материальный доход

б) средний материальный доход

в) высокий материальный доход

6. Состав семьи (кто проживает вместе с ребенком)

Степень родства (брат, сестра, бабушка и т. д.) ____________________________

7. К кому из членов семьи ребенок больше привязан:_______________________

8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес: ____________________________________________________________________

9. Какие игрушки любит ребенок? Основные виды игр и занятий с ребенком дома: _______________________________________________________________

10. Как обычно зовут ребенка дома?_____________________________________

11. Какие навыки самообслуживания уже обретены ребенком: ______________

12. Как засыпает ребенок дома? (нужное подчеркнуть):

· рядом сидит кто-то из взрослых

· иногда мочится во сне

· раздевается перед сном и одевается перед сном сам

· с помощью взрослых

13. Какой аппетит у Вашего малыша? (подчеркнуть):

· ест плохо и мало

14. Охотно ли вступает в контакты, общение (подчеркнуть):

· с детьми своего возраста

· с детьми старшего возраста

· с незнакомыми взрослыми

· с родными

15. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркнуть):

· мало эмоциональным

· очень эмоциональным

16. Что отличает Вашего ребенка от других? (его индивидуальные особенности) ____________________________________________________________________

17. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка? (подчеркнуть)

а) слушаете передачи по радио, телевидению

б) читаете педагогическую литературу

в) на основе рекомендаций педагогов

г) на основе опыта старшего поколения

д) другое (дописать) __________________________________________________

18. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными (подчеркнуть)

д) другое (дописать) __________________________________________________

19. Какие виды поощрения используете чаще (подчеркнуть)

а) словесная похвала

г) другое (дописать) ___________________________________________________

20. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (подчеркнуть)

а) физические наказания

б) словесная угроза

в) лишение развлечения

г) проявление Вами обиды

д) другое (дописать) __________________________________________________

21. Что вызывает осложнения в общении с детьми? Какие трудности испытываете? _______________________________________________________

22. Имеются ли разногласия с другими членами семьи в вопросах воспитания? В чем они выражаются? _______________________________________________

23. Как проводите досуг в семье? _______________________________________

24. Проблемы семейной педагогики, к которым Вы испытываете наибольший интерес: ____________________________________________________________

25. Какие формы сотрудничества с педагогами и психологом для Вас наиболее привлекательны:

возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности

обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях

участие в совместных с детьми досугах

участие в практикуме или тренинге, обогащающем Ваши воспитательные умения и др. (при желании дополните) _________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

Ф. И. ребенка __________________________________________________________________

Возраст на момент поступления ребенка в ДОУ ___________________________________________________