Руководства, Инструкции, Бланки

журнал прохождения медосмотра образец img-1

журнал прохождения медосмотра образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как не допустить ошибок, проводя медосмотры

Как не допустить ошибок, проводя медосмотры

К обязанностям работодателя в области охраны труда относится обязанность по проведению за счет собственных средств обязательных медосмотров. Автор пошагово рассматривает порядок действий работодателя – начиная от определения списка работников, которым необходимо пройти медосмотр, и заканчивая ­решением вопроса о допуске сотрудников к работе по итогам осмотров.

С этого года размеры штрафов за нарушение трудового законодательства значительно возросли. В частности, введена в действие ст. 5.27.1 КоАП РФ, ч. 3 которой предусматривает для работодателей штраф до 130 000 рублей за допуск сотрудника к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров. Именно поэтому кадровым службам следует еще раз проверить, все ли в порядке в организации с проведением медосмотров.

К обязанностям работодателя в области охраны труда, предусмотренным ст. 212 ТК РФ, относится обязанность по проведению за счет собственных средств обязательных предварительных, периодических и других ­обязательных медицинских осмотров (медосмотров) (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, далее – Закон № 323-ФЗ).

В Таблице 1 перечислены виды осмотров, которые предусматриваются ст. 213 ТК РФ и ст. 46 Закона № 323-ФЗ.

Виды обязательных медосмотров

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться кадровым службам при организации медосмотров, является приказ Мин­здравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Перечень, Порядок, Приказ № 302н).

Рассмотрим, как работодателю правильно организовать и оформить проведение медосмотров, на примере предварительного и ­периодического осмотров как наиболее часто встречающихся на практике.

Проведение предварительного медосмотра

Первый этап проведения медосмотров (как для предварительного, так и для периодического) одинаков. Дело в том, что лица, подлежащие предварительному медосмотру, как правило, обязаны проходить и периодические. Поэтому первый этап целесообразно проделать для обоих видов медосмотров одновременно.

Шаг 1. Определяем список работников, подлежащих прохождению медосмотра

Категории лиц, подлежащих медосмотру, при заключении трудового договора предусмотрены в различных нормативных правовых актах. Различны и причины, по которым кандидаты на ту или иную должность подлежат мед­осмотрам. Прежде всего можно выделить безопасность самих работников, а также безопасность окружающих их людей. Условно категории лиц, подлежащих медосмотрам, можно разделить на виды, представленные в Таблице 2.

Категории лиц, подлежащих медосмотрам 1

Таким образом, чтобы определить необходимость проведения предварительных медосмотров, для начала следует оценить, выполняют ли сотрудники те работы, в отношении которых установлено их проведение. Затем посмотреть, не привлекаются ли они к работе в районах Крайнего Севера и пр. вахтовым методом, под землей, на транспорте и т.д. Далее уточните, нет ли в организации сотрудников моложе 18 лет. Если преды­дущих категорий работников не обнаружено, необходимо проанализировать, имеются ли рабочие места, на которых работники подвергаются воздействию вредных или опасных производственных факторов.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся медосмотры, определен в приложении № 1 к Приказу № 302н. Специальная оценка условий труда 2. а ранее – аттестация рабочих мест позволяет определить, воздействуют ли на работника на конкретном рабочем месте вредные или опасные производственные факторы и какие именно. В отчете о ее проведении организация указывает, какие именно вредные или опасные производственные факторы есть на том или ином рабочем месте, а также отражает необходимость проведения предварительных и периодических медосмотров.

Кстати, имейте в виду, что, если в результате спецоценки условий труда на рабочем месте работника, выполняющего работу, указанную в Приказе № 302н, а также в иных нормативных правовых актах (например, ч. 2 ст. 213, ч. 1 ст. 348.3 ТК РФ) не обнаружатся вредные или опасные производственные факторы, это не освобождает работодателя от проведения медосмотров. Это же касается и характера работы (ст. 298 ТК РФ).

После того как вы определите указанные группы, составьте список работников, подлежащих прохождению предварительного и ­периодического медосмотров.

Если работник был внесен в этот список по причине наличия вредных / опасных производственных факторов, то согласно п. 20 Порядка № 302н в списке должны быть указаны не только наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию, но и наименование вредного производственного фактора. Если работники внесены на иных основаниях, необходимо указать данные основания в ­соответствии с ТК РФ или иным нормативным актом.

Форма списка законодательством не утверждена, поэтому организация может разработать ее самостоятельно, включив любые дополнительные данные, которые посчитает необходимыми. Например, некоторые дополнительно выделяют количество женщин на должностях (по профессиям), подлежащих медосмотру, так как стоимость медосмотра женщин может отличаться от стоимости медосмотра работников-мужчин. Эти данные помогают оценить стоимость медосмотров для планирования бюджета (Пример 1).

Фрагмент списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медосмотров

Согласно п. 21 Порядка список контингента следует направить в территориальный орган Роспотребнадзора в течение 10 дней.

В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 № 17АП-3941/2014-АК по делу № А60-47002/2013 отмечено, что работодатель не определил контингент лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, а списки не были представлены в органы Роспотребнадзора, поэтому организация была правомерно привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Необходимо отметить, что согласно ст. 645 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558, перечни профессий работников, которые должны проходить обязательный медицинский осмотр, имеют постоянный срок хранения.

Шаг 2. Определяем медицинскую организацию, проводящую медосмотр

Второй этап организации медосмотров также может быть проведен одновременно и для предварительных, и для периодических медосмотров. Чаще всего работодатель заключает договор с медицинской организацией на проведение медосмотров и оплачивает данные услуги в безналичном порядке либо по факту предоставления услуги, либо на условиях предоплаты.

Иногда при проведении предварительного медосмотра компании не заключают договор с медицинской организацией. Сотрудник самостоятельно идет в указанную работодателем организацию и расплачивается наличными. Компания оплачивает затраченные средства на медосмотр в соответствии с представленными квитанциями. И тот и другой вариант приемлемы, главное, чтобы осмотры ­проводились за счет работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

В любом случае компании необходимо определить организацию, в которую она намеревается направить работника для прохождения осмотра. При выборе работодателю нужно учесть, что исходя п. 4 Порядка и п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предварительные и периодические осмотры проводятся лицензированными медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности.

Поэтому перед заключением договора необходимо проверить наличие такой лицензии у медицинской организации и убедиться, что в состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по ­специальности «профпатология» (п. 5 Порядка).

В письме Росздравнадзора от 09.06.2014 № 01И-818/14 «О подготовке врачей-специалистов, осуществляющих обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» ведомство пояснило, что от врачей-специалистов (врача-хирурга, врача-отоларинголога, врача-окулиста, врача-дерматовенеролога и др.) не требуется получения второй врачебной специальности «Профпатология» через прохождение профессиональной переподготовки, достаточно обучения на цикле тематического усовершенствования (не менее 72 часов) по отдельным вопросам профессиональной патологии.

На рынке медицинских услуг существует также услуга по проведению медосмотров на территории работодателя. Это может быть удобным, если, например, необходимо провести медосмотры нескольким десяткам рабочим, а останавливать производство на время их пути в медицинскую организацию нет возможности.

Если компания выберет первый вариант и заключит договор на проведение и предварительных, и периодических медосмотров, то предмет договора может быть сформулирован так, как предложено в Примере 2.

Фрагмент договора об оказании медицинских услуг на проведение медосмотров

Шаг 3. Выдаем работнику направление на медосмотр

Направление на медосмотр выдается как лицам, принимаемым на работу в случае с предварительным медосмотром, так и работникам, проходящим периодические осмотры, однако очередность у них будет разной (в случае с периодическим медосмотром направление будет выдаваться 6 шагом, см. ниже).

Форма направления законодательством не предусмотрена. Но в п. 8 Порядка указано, какие сведения должны быть в нем отражены:

  • форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее место­нахождения и код по ОГРН;
  • вид медосмотра (предварительный или периодический);
  • фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
  • дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят ­работник);
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Образец направления см. в Примере 3.

Направление на предварительный медосмотр

Документ должно подписать уполномоченное представителем работодателя лицо (как правило, сотрудник кадровой службы) с указанием должности, инициалов, фамилии. Направление выдается лицу, поступающему на работу (при предварительном медосмотре), или работнику (при периодическом медосмотре) под личную подпись.

На практике может возникнуть ситуация, когда кандидат на вакансию отказывается от прохождения предварительного медосмотра. Аналогично может поступить и работник, отказавшись от прохождения периодического медосмотра. В этом случае нужно обратиться к ТК РФ, согласно которому сотрудник должен проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры (ст. 214 ТК РФ), а работодатель не вправе допускать до работы работника, не прошедшего медосмотр (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому, отказываясь от прохождения медосмотра, он пренебрегает своей обязанностью. В ответ на это работодатель не допускает его до работы, а также имеет право отказать кандидату в ­трудоустройстве. Такой же позиции придерживается и судебная ­практика.

Суд согласился с правомерностью не заключения с работником трудового договора, поскольку истец при трудоустройстве не прошел медицинскую комиссию, отказавшись от получения направления (апелляционное определение Курского ­областного суда от 26.03.2013 по делу № 33-615/2013).

Шаг 4. Учитываем выданные направления

Работодатель обязан организовать учет выданных направлений (п. 8 Порядка). Форма журнала учета законодательством не установлена, ­поэтому можно разработать ее самостоятельно (Пример 4).

Журнал учета выдачи направлений на медосмотры

Шаг 5. Ожидаем прохождение работником медосмотра и подготовку результатов медицинской организацией

Это этап, который выполняют медицинская организация и работник. Работодатель может лишь поспособствовать ускорению процедуры и улучшить организацию процесса. Например, если медосмотр проводится для большого количества работников, можно направить с ними сопровождающего из кадровой службы. По договоренности с лечебной организацией он может организовывать потоки работников.

Согласно п. 10 Порядка на лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются медкарта амбулаторного больного и паспорт здоровья работника.

Шаг 6. Получаем медицинское заключение

Предварительный осмотр включает в себя осмотр лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнение полного объема лабораторных и функциональных исследований (п. 11 Порядка). По его окончании медорганизация оформляет заключение в двух экземплярах, один из которых выдается лицу, поступающему на работу, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (п. 12 Порядка).

После того как кандидат принес заключение, кадровой службе необходимо проверить правильность его заполнения и наличие возможности приступить к работе. В частности, нужно обратить внимание, чтобы в ­заключении имелись следующие реквизиты (п. 13 Порядка):

  • дата выдачи заключения;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения и пол лица, поступающего на работу;
  • наименование работодателя;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
  • наименование вредного производственного фактора(ов) и (или) вида работы;
  • результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены);
  • подпись председателя медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов;
  • печать медицинской организации, проводившей медосмотр.

Кадровикам следует помнить, что для работников пищевой промышленности, общественного питания, торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений и некоторых иных требуется оформление личной медицинской книжки (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 1.1 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»).

Порядок оформления и выдачи работникам личных медицинских книжек должен определить Минздрав России. Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден. Поскольку он не утвержден на федеральном уровне, необходимо руководствоваться порядком оформления и выдачи личной медицинской книжки, который установлен региональным законодательством. Например, в Москве ее можно оформить в соответствии с Регламентом оформления личной медицинской книжки согласно приложению 4 к приказу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» от 21.04.2005 № 8 «Об организации работы в режиме «одного окна».

Шаг 7. Принимаем решение о приеме на работу

В зависимости от результатов медицинского заключения работодатель принимает решение о приеме лица на работу (если медицинские противопоказания не выявлены) либо об отказе от приема на работу (если таковые имеются).

Если выявлены противопоказания для работы на конкретной должности, возможен, например, прием лица на другую должность, для труда на которой противопоказаний нет.

Проведение периодических медосмотров

Так же, как и при проведении предварительных медосмотров, первым шагом будет определение контингента лиц, подлежащих обязательным медосмотрам, с направлением документа в Роспотребнадзор в течение 10 дней после его составления.

Вторым шагом будет заключение договора с медицинской организацией. В данном случае у работодателя нет выбора, так как процедура проведения периодических медосмотров предполагает наличие договора на оказание услуг с конкретной медицинской организацией.

Шаг 3. Оформляем поименные списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам

Поименные списки необходимо составить на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению ­медосмотра, в котором указываются (п. 22 Порядка):

  • фамилия, имя, отчество, профессия (должность) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру;
  • наименование вредного производственного фактора или вида работы;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).

Форма поименного списка законодательством не установлена, поэтому организация может разработать ее самостоятельно (Пример 5).

Фрагмент поименного списка лиц, подлежащих периодическим (предварительным) ­медицинским осмотрам

Обратите внимание, что такой список работодатель должен составить, утвердить и направить в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до согласованной даты начала проведения периодического осмотра (п. 23 Порядка). Добавим, что он составляется общий на всех работников, подлежащих периодическому медосмотру в определенный период, и оформляется, как правило, очередным приложением к договору (долгосрочному).

Шаг 4. Согласовываем календарный план проведения медосмотров

Медорганизация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) составляет календарный план проведения периодических осмотров (п. 25 ­Порядка).

После того как он согласован работодателем, его утверждает руководитель медорганизации. Форма календарного плана не предусмотрена законодательством, поэтому ее может предложить как медицинская организация, так и работодатель. Она может выглядеть, например, так, как показано в Примере 6.

Фрагмент календарного плана проведения периодических медосмотров

Шаг 5. Знакомим работников с календарным планом периодических медосмотров

После утверждения календарного плана периодических медосмотров необходимо ознакомить с ним работников, которые будут проходить ­медосмотры (п. 26 Порядка).

Данное ознакомление важно, так как оно будет влиять на законность привлечения к дисциплинарной ответственности или отстранения от ­работы сотрудника, не прошедшего медосмотр своевременно.

Рассматривая требования истца о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суд пришел к выводу, что работодатель издал соответствующий приказ незаконно, поскольку не представил доказательств, подтверждающих, что работник был ознакомлен с календарным планом проведения периодического медицинского осмотра (апелляционное определение Иркутского областного суда от 03.10.2013 по делу № 33-8083/2013).

Шаг 6. Выдаем работнику направление на периодический медосмотр

Перед проведением периодического осмотра работодатель обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление (п. 24 Порядка). Данный этап соответствует шагу 3 предыдущего ­раздела.

Шаг 7. Ожидаем прохождение работниками медосмотров и подготовку результатов медицинской организацией

Этот этап аналогичен шагу 5 раздела, посвященного первоначальному медосмотру. Работодатель может принять в нем участие, организуя ­потоки работников в медцентре.

Если в процессе медосмотра у комиссии возникнет подозрение о наличии у сотрудника профессионального заболевания, медицинская организация выдает ему направление в центр профпатологии, а также направляет извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в ­территориальный орган Роспотребнадзора (п. 40 Порядка).

По окончании прохождения периодического осмотра медорганизация оформляет медицинское заключение (аналогичное описанному в шаге 6 части, посвященной предварительному медосмотру).

Шаг 8. Получаем заключительный акт по итогам медосмотров

После завершения периодического медосмотра медорганизация не позднее чем через 30 дней обобщает результаты (на основании оформленных медицинских заключений) и совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и представителями работодателя составляет заключительный акт (п. 42 Порядка).

Обязательная форма акта законодательством не предусмотрена, поэтому медорганизации разрабатывают ее самостоятельно, но с учетом требований п. 43 Порядка. Поэтому при получении заключительного акта кадровой службе необходимо проверить соответствие акта ­требованиям, указанным в Порядке.

Кроме идентифицирующих реквизитов (наименование медицинской организации и работодателя и т.д.), статистической информации (общая численность работников; численность сотрудников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; численность работников, не имеющих медицинских противопоказаний к работе и т.д.), заключение также содержит сведения, на которые работодателю необходимо обратить особое внимание. Это, в частности, список лиц, прошедших периодический медицинский осмотр, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения и заключение медицинской комиссии. Данные сведения следует тщательно проверить, с тем чтобы не было ошибок в персональных данных сотрудников.

Кроме того, необходимо обратить внимание на рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий. Так как п. 42 Порядка определено, что медицинская организация и работодатель составляют данный акт совместно, работодателю необходимо до подписания акта обсудить и согласовать такие рекомендации, с тем чтобы они были выполнимы для работодателя и не стали поводом к ­дополнительным проверкам контролирующими органами.

Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медорганизации. Составляется он в четырех экземплярах (один из которых хранится в медцентре в течение 50 лет), остальные – в течение пяти дней с даты утверждения направляются (п. 44-45 Порядка):

  • работодателю;
  • в центр профпатологии субъекта РФ;
  • в территориальный орган Роспотребнадзора.
Шаг 9. Решаем вопрос о допуске сотрудников к работе

Как было указано выше, прохождение обязательных медосмотров является обязанностью работника, поэтому работодатель имеет право и, более того, обязан отстранить от работы сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медосмотр (ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Лица, своевременно не прошедшие медосмотры, должны отстраняться работодателем от работы до прохождения ­медосмотра (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Однако если пришлось отстранить работника, который не прошел обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 4 ст. 76 ТК РФ).

Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном определении от 29.05.2014 по делу № 33-7437/2014 отказал работнику в иске о взыскании ­среднего заработка за время отстранения от работы и прохождения медосмотра.

На указанную дату истец не прошел медосмотр, поэтому он был отстранен от работы. Он проходил осмотр в период отстранения, но работодатель не оплатил эти дни. Отказывая в иске, суд исходил из того, что истец был отстранен от работы правомерно, поскольку не прошел обязательный медицинский осмотр в срок в результате виновного бездействия, поэтому оплата за время отстранения от работы начисляться не должна.

Если работник прошел медосмотр и противопоказаний для работы не выявлено, то он допускается к дальнейшей работе. Но как поступить работодателю, если по результатам периодического медосмотра были выявлены противопоказания для работы на данной должности (по ­профессии) и на ­выполнение данной работы?

Исходя из норм ч. 1 ст. 76 ТК РФ при выявлении противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором, работодатель также обязан отстранить работника от работы. Необходимо обратить внимание, что такое отстранение производится в соответствии с медицинским заключением, а заключительный акт медорганизации не может служить основанием для отстранения, о чем ­свидетельствует судебная практика.

Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном определении от 24.04.2013 по делу № 33-1316 об отстранении сотрудника от работы на основании заключительного акта пришел к мнению, что заключительный акт не является медицинским заключением, выданным в установленном порядке (ч. 1 ст. 76 ТК РФ), как по своему содержанию, так и по порядку его выдачи.

После отстранения от работы работодатель может перейти к процедуре увольнения работника по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом от перевода на другую работу в соответствии с медицинским ­заключением с соблюдением порядка такого увольнения.

Список лиц, перечисленных в таблице, не является исчерпывающим. Вернуться назад

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Вернуться назад

Периодичность медосмотров указана в приложениях № 1 и 2 к Приказу № 302н.

Другие статьи