Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный образовательный маршрут педагога образец img-1

индивидуальный образовательный маршрут педагога образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

ЛЮБОВЬ АФЕР
Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития. Индивидуальный образовательный маршрут педагога составляется на основе:

-личных образовательных потребностей;

- специфики методической проблемы, над которой работает педагог;

- особенностей проблематики профессионального сообщества, членом которого он является;

- потребностей конкретного ОУ;

Целью и результатом ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога.

Предлагаю примерный образовательный маршрут педагога, который можно менять по мере необходимости.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

ФИО педагога ___

Стаж работы (педагогический)___

В данном учреждении ___

Дата последней курсовой переподготовки ___

Тема курсовой переподготовки ___

дальше можно сделать в табличном варианте:

1. (Самообразование педагога (персональный уровень)сюда могут входить:

* работа с научной и методической литературой;

* посещение и взаимопосещение занятий;

* курсы повышения квалификации;

* самостоятельное освоение новых образовательных технологий;

* получение необходимой помощи и поддержки у консультантов-специалистов (педагог-психолог, методист, сетевой координатор) и консультантов-универсалов (заместитель директора по научно-методической работе, научный руководитель, сотрудники вузов, учреждений системы повышения квалификации).

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе (командный уровень)

сюда могут входить:

* руководство или участие в работе профессиональных сообществ ОУ (методическое объединение, творческая экспериментальная группа и др

* работа в районных профессиональных педагогических сообществах.

3. Участие в методической работе (организационный уровень)

сюда могут входить:

прохождение корпоративного обучения: через традиционные формы развития профессиональной компетентности:

прохождение корпоративного обучения:

через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения:

•решение профессиональных задач,

•деловые и ролевые игры,

Презентация педагогического опыта:

•открытые занятия, мероприятия:

•мастер-класс на тему «….»,

•презентация на педагогическом совете

•участие в создании банка научно-методических разработок

в следующем столбике указывается содержание раб

оты[/u] по каждому направлению деятельности.

следующие столбики сроки выполнения, результат и форма представления достижен

данную форму индивидуального образовательного маршрута можно изменять по своему усмотрению.

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка на первое полугодие 2014-2015 учебного года ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф. И. О. ребенка А. Витя.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей первой младшей группы №п/п Фамилия, имя ребенка Основные направления развивающей, коррекционной работы Цели, задачи развивающей коррекционной работы Методы и.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника Возраст ребенка: 6 лет Пол: женский Проблема: слабо развито понятие о звуковой структуре слова Цель индивидуального маршрута: развитие.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР Калиничева В. В. Новикова И. В. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом.

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения и воспитания 1. Режим Необходимо соблюдать охранный режим сна и бодрствования ребенка. Игровые занятия проводятся в утренние часы спустя 30 мин. после.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ Наше ДОУ общеобразовательного вида посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие заключение ГПМПК. В соответствии с Законом Российской.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ФИО ребенка Кирилл А. Дата рождения 18.05.2012г Фамилия имя отчество бабушки, возраст Е. Г. Дата начала ИОМ 1.10.2015г Проблема: Ребёнок.

Видео

Другие статьи

Презентация на тему - Индивидуальный образовательный маршрут - скачать презентации по Педагогике

Презентация на тему: Индивидуальный образовательный маршрут

Преимущества индивидуального образовательного маршрута Позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений,индивидуальной технологии деятельности

Индивидуальная образовательная траектория Характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:Содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут)Деятельностным (специальные педагогические технологии)Процессуальным (организационный аспект)

Особенности индивидуального образовательного маршрута Специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа Стадия разработкиОбучающийся и его родители выступают:Как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого ОУ, педагогом или МОС;Как «неформальные заказчики» предъявляя ОУ образовательные потребностиПри проектировании образовательной программыобразовательный процесс подвергается личностной детерминации, суть которой – согласовании проблемученика с проблемами ОУ при адекватном изменениипоследнего

Стадия реализации Ученик выступает как субъект осуществления образования. В этом случае личностно-ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальный образовательный маршрут при использовании функциональных возможностей педагогической поддержки

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута – Чему учить? Что должно измениться в личности? – содержательно-целевой компонентКак учить? Как воспитывать? Как организовать педагогическое взаимодействие? – процессуально-технологический компонент

Структура индивидуального образовательного маршрута Целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе ГОС, мотивов и потребностей ученика при получении образования)Содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей)Технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик систем обучения и воспитания)Диагностический (определение системы диагностического сопровождения)Организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей)Результативный (формулируются ожидаемые результаты)

Действия педагога по организации ИОМ Структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно и ИОМ с возможностями образовательной среды);Сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);Регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности)

Этапы проектирование индивидуального образовательного маршрута Определение потребностей и мотивов;Постановка целей;Разработка содержания ИОМ;Определение технологического инструментария;Определение направлений диагностического сопровождения учащегося;Определение условий, обеспечивающих реализацию целей;Обсуждение результатов и корректировка

Индивидуальный образовательный мартшрут педагогов ДОУ

Детский сад комбинированного вида №26 "Звездочка"

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Анализируя потенциал педагогического коллектива (квалификационный, образовательный уровень, стаж работы и т.п.) мы обратили внимание на то, что большинство педагогов работающих в нашем детском саду, отказываются выступать на педагогических советах, мероприятия, которые они проводят проходят скучно и не интересно, вся педагогическая деятельность сводиться к проведению образовательной деятельности взятой из готовых конспектов, в работе нет творческой изюминки.

Чтобы пробудить внутренние резервы коллектива, убедить педагогов, что даже самый заслуженный и авторитетный воспитатель, не ставя перед собой цели и не стремясь к преодолению трудностей, в конечном итоге скатывается на уровень «середнячка». Для развития у педагогов высокого потенциала прежде всего надо научиться прогнозировать и планировать свою деятельность. Было принято внедрить в методическую работу современную технологию - индивидуальный образовательный маршрут. который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и направлением профессионального мастерства. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала.

За основание построения ИОМ был принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность каждого педагога ГБОУ. Педагогам были предложены такие типы маршрутов, которые им были более близки по духу. Педагогами были выбраны: исследовательская деятельность, проектная деятельность, вновь начинающие педагоги выбрали тему - "Вхождение в профессиональную деятельность", более опытные педагоги выбрали тему "Профессиональные достижения".

Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).

При проектировании ИОМ нашим педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсы повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.

В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:

1. Самообразование педагога.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3. Участие педагога в методической работе ОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности ИОМ, определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

В маршруте педагог сформулированы:

- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом ГБОУ и основной образовательной программой; развитием воспитанников.

- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;

- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.

Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом сообществе) и внутренних стимулирующих факторов.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута мы начали с работы по его составлению.

1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.

3этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);

- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.

4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ мы решили проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии является деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Продвижение по ИОМ мы фиксируем в карте ИОМ (таблице) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);

• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);

• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой личный ИОМ.

В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».

12 февраля 2016

Общероссийский
рейтинг
школьных сайтов

Рейтинг нашего сайта:
50 баллов из 50 возможных

Сумма за критерий:
  • Общая информация, информационно-коммуникационные сервисы - 14.5
  • Информация об администрации ДС - 7.5
  • Информация о воспитателях - 8.5
  • Условия обучения и документы - 7
  • Юзабилити/качество исполнения сайта/удобство использования (проверяется главная страница; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы) - 7.5
  • Качество текста (на главной странице; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы) - 5

Общая сумма баллов - 50

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Л.С. Обласова, канд. пед. наук, зам. директора по научно-методической работе БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества "Амурский"», г. Омск

Эффективность научно-методического сопровождения педагогического персонала на сегодняшний день оказалась существенно зависимой от возможности наполнения этого сопровождения новыми методами. формами, технологиями. способными обеспечить рост профессиональной компетентности специалиста. адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования. Особое значение приобретает использование технологий сопровождения персонала образовательных учреждений (далее - ОУ), стимулирующих профессиональный рост и совершенствование педагогов, обеспечивающих овладение инновационным опытом, повышающих уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности.

Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ). На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностя х.

ИОМ педагога целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы. над которой работает педагог, особенностей проблематики профессионального сообщества, членом которого он является, потребностей конкретного ОУ.Технология ИОМ решает в первую очередь группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования.

ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу. обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

За основание для классификации ИОМ педагога в нашем ОУ был принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность. Соответственно были выделены такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.

При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ для развития профессиональной компетентности и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации. городские методические сообщества, виртуальные предметные педагогические сообщества. семинары известных ученых и практиков, открытые мероприятия, форумы. фестивали, дистанционное обучение. электронные ресурсы и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности в контексте профессиональной деятельности, т. е. педагог предстает сформировавшимся субъектом развития своей профессиональной компетентности.

В ИОМ отражаются три основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с уровневой моделью методического процесса ОУ:

  1. Самообразование педагога.
  2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
  3. Участие педагога в методической работе ОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой. посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, курсы повышения квалификации, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, выполнение исследования (дипломного, диссертационного), разработку проекта и т. д. Занимающийся самообразованием педагог имеет возможность получить необходимую помощь и поддержку у консультантов-специалистов (педагог-психолог, методист, сетевой координатор) и консультантов-универсалов (заместитель директора по научно-методической работе, научный руководитель, сотрудники вузов, учреждений системы повышения квалификации).

Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ ОУ (методическое объединение, творческая экспериментальная группа и др.), а также работу в городских и окружных профессиональных педагогических сообществах.

Карта ИОМ педагога

Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает прохождение корпоративного обучения. Корпоративное обучение осуществляется как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы), так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок).

Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по четвертям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

(уровень методической работы ОУ)

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

  • достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик. методических рекомендаций, технологических карт, статей, разработок занятий и т. д.);
  • субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или монографического самоотчета);
  • формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

Результативность реализации ИОМ педагогов составляет основу для раздела "Достижения" личного портфолио педагога и отражается в портфолио ОУ.

В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, проектировать свой ИОМ. Проектирование и реализация собственного ИОМ становится для педагога ситуацией "проживания инноваций" и способствует подготовке к решению актуальной профессиональной задачи проектирования ИОМ обучающихся.

Популярное по теме

© Справочник руководителя дошкольного учреждения
Полная версия сайта

Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута – тема научной статьи по народному образова

Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике. автор научной работы — ФИАЛКИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА,

Дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов

2014 / Городецкая Наталья Ивановна
  • Технология тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов как открытая система

    2010 / Городецкая Н. И. Игнатьева Г. А.
  • Педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута внеучебной дея-тельности по формированию духовно-нравственных ценностей у будущих учителей

    2015 / НИКОЛИНА В.В. СМИРНОВА А.И. ФРОЛОВА С.В.
  • Индивидуальный образовательный маршрут в системе психолого-педагогического сопровождения студентов вуза

    2015 / Кириенкова Н. В. Свиридов А. Н.
  • Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога

    2013 / Гребенникова В. М. Игнатович С. С.

  • Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута». Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика»

    ?УДК 371.14 ББК Ч420.421

    Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута

    В статье представлен опыт методического сопровождения на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, когда каждый педагог должен уметь сформировать индивидуальный запрос на методическое сопровождение процесса профессионализации педагога и иметь право самостоятельно выбирать значимый аспект решаемой проблемы, определять последовательность и ресурсы ее решения.

    Ключевые слова: методическое сопровождение; профессионализация; индивидуальный образовательный запрос; индивидуальный образовательный маршрут педагога.

    В последнее время и в методической литературе, и в методическом сообществе при обсуждении проблем организации методической работы все чаще понятия «методическое обеспечение», «методическая помощь» заменяются термином «методическое сопровождение». А привычное нам «повышение квалификации педагога» - «процессом профессионализации педагога».

    Возникают вопросы. Что это - дань моде или реальная необходимость времени? Чем методическое сопровождение отличается от методического обеспечения? Повышение квалификации педагога и процесс профессионализации педагога - это одно и то же? А может, мы «привычное» называем новыми словами? Или появились иные смыслы?

    Группа российских экспертов в рамках международного проекта TALIS (Teaching and Learning International Survey - Международное исследование процесса школьного преподавания и обучения) провели исследование особенностей организации жизни в российских школах. Поскольку в проекте TALIS участвовали педагоги и директора из 24 стран, наши специалисты смогли сделать сопоставительный анализ того, как организуется работа учителей в России и в других государствах [1].

    Исследование показало, что роль учителя в современном мире меняется, становится шире область его ответственности. Современный учитель должен обладать системой способов, обеспечивающих реализацию основных компетенций:

    • уметь работать в команде (индивидуальный результат сегодня недостижим);

    • совместно планировать образовательную деятельность;

    • работать в виртуальной среде и открытом образовательном пространстве;

    • уметь отслеживать и направлять развитие индивидуальных успехов учащихся;

    • организовывать и участвовать в проектах;

    • давать профессиональные консультации родителям;

    • уметь работать в поликультурной среде;

    • интегрировать детей со специальными потребностями и др.

    В современных условиях кардинальное изменение содержания труда педагога происходит как ответ на государственный заказ, который четко обозначен в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и в обсуждаемых профессиональных стандартах педагога [5, 6]. А это, в свою очередь,

    влечет за собой изменения системы методического сопровождения, понимаемой как помощь профессионалу в формировании ориентации в поле развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект.

    Ученые Е. И. Казакова и А. П. Тряпи-цина, которые занимаются исследованием феномена методического сопровождения, подчеркивают, что «использование термина "сопровождение" продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин "сопровождение" может быть раскрыт через "обеспечение условий для принятия субъектом решения"» [4].

    По мнению Л. Г. Тариты, сопровождаемое развитие выступает определенной альтернативой методу «направляемого» развития. «Переход на стратегию сопровождения предполагает не столько решение задач обучения педагогов алгоритмам эффективной деятельности, сколько поиск, осмысление и обучение педагогов выбору необходимых методов в информационно-ориентационном поле или самостоятельному конструированию новых методов» [4].

    В исследовании отмечается, что метод сопровождения выступает в качестве «необходимой составляющей поддержки всех инновационных процессов, поскольку он и возник как метод помощи субъекту-носителю той или иной проблемы. Часто субъект-носитель проблемы не может самостоятельно, без посторонней помощи решить эту проблему. Однако, очевидно, что помощь может быть различной: предполагающей свободный выбор человека или навязывающей ему волю помогающего. Логика сопровождения ориентирует нас на первый путь построения стратегии помощи» [4].

    Методическое сопровождение (в отличие от традиционных форм методического обучения) как комплекс взаимосвязанных действий и процедур обеспечивает оказание разносторонней помощи педагогу на протя-

    жении всей его профессиональной карьеры, требует достаточно тонкой инструментовки, носит индивидуализированный и дифференцированный характер. Все это позволяет гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности педагогов, устранять причины их неудовлетворенности своей деятельностью, формировать позитивные профессиональные установки.

    В. Ю. Кричевский, Л. Г. Тарита рассматривают методическое сопровождение как педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности. Сопровождающий не решает за сопровождаемого проблему, а учит его находить(изобретать или заимствовать) наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации»[4].

    Исходя из системного видения процесса методического сопровождения процесса профессионализации педагога мы трактуем его как реализуемую в многообразных формах и технологиях систему взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, событий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры.

    При организации методического сопровождения на любом уровне существенное значение имеют механизмы, связанные с возможностью выбора и использования индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности педагога в зависимости от его потребностей и возможностей.

    В концепции Д. Коньяртса, Дж. Стевена и Г. ван Хоребека выделяются четыре возможные (по две противоположных пары) базовые ориентации педагогов на различные удобные для них модели обучения:

    - ориентация на теоретическое обучение («путем анализа абстрактных концепций»)

    или ориентация на обучение через освоение каких-либо умений, технологий («копирование эффективного опыта»);

    - «обучение через рефлексивное наблюдение или обучение через активное экспериментирование»[4].

    Естественно, что в каждом человеке ни одна из этих ориентаций не представлена в чистом виде, и в целом удобный для человека стиль обучения, а следовательно -сопровождения можно представить в виде координатных осей (рис. 1, 2).

    Рис. 1. Индивидуальные стили обучения взрослых

    В соответствии с названными стилями (Д. Коньяртс) конструируются возможные стили оказания помощи, которые, на наш взгляд, могут быть перенесены в систему сопровождения.

    Рис. 2. Индивидуализированный стиль методического сопровождения

    Данные схемы могут помочь каждому педагогу сформировать индивидуальный запрос на методическое сопровождение процесса профессионализации педагога.

    Под профессионализацией согласно словарю мы понимаем непрерывный процесс овладения человеком нормами профессиональной деятельности, процесс ста-

    Новые характеристики профессионально-педагогической деятельности обеспечивают условия для более яркого самовыражения педагогов, способствуют профессиональному росту. Но, вместе с тем, они бросают вызов каждому педагогу. Поэтому очень важно, чтобы каждый педагог мог сформировать индивидуальный запрос на методическое сопровождение. Под индивидуальным образовательным запросом мы понимаем спрос на услуги, обеспечивающие достижение субъектом поставленной им цели развития профессиональной деятельности.

    Анализ теории и практики современного образования показал, что есть факторы, обу-

    новления личности в профессиональной деятельности, процесс проявления субъектной активности в профессиональной деятельности [3].

    Н. П. Дерзкова, проректор АПК и ППРО, сравнивает процессы повышения квалификации и профессионализации по ключевым принципам (см. табл.) [2]:

    словливающие взаимосвязь между процессом профессионализации и формированием работниками образования собственного заказа на методическое сопровождение, поскольку управление процессом профессионализации педагогических кадров - это управление формированием и реализацией образовательного заказа.

    При этом имеет место противоречие между потребностью системы образования в специалистах, способных самостоятельно и осознанно преобразовывать свою профессиональную деятельность, формировать индивидуальный образовательный запрос, и реальной практикой. Это противоречие

    Принцип для сравнения Повышение квалификации Профессионализация

    1. Цели Профессиональные ЗУНы Компенсация Адаптация Построение себя как профессионала. Управление собственной профессиональной деятельностью. Профессиональный универсализм

    2. Результат Овладение профессией. Усвоение новых знаний (воспроизведение). Получение более высокой категории. Применение знаний и умений в практике Отрефлектированная практика. Новый опыт, новые практики. Профессиональные компетенции. Освоение новых процессов, включение их в профессиональную деятельность

    3. Способы, средства, методы Методы: дидактические: информационно-сообщающие; объяснительно-иллюстративные; формирование умений и навыков. Средства: книги, печатные материалы, другие источники информации Проблематизация прежнего опыта. Методологический ход (исследование, проектирование). Освоение новых видов деятельности. Профессиональная рефлексия

    5. Объект Слушатель Специалист, осознающий свои проблемы, мотивированный на их решение

    6. Субъект Преподаватель Методист

    обусловлено тем, что значительная часть педагогов затрудняются сформировать индивидуальный образовательный запрос на методическое сопровождение.

    В условиях вариативности задач, которые формулирует федеральный государственный стандарт начального общего образования, каждый педагог должен иметь право самостоятельно выбирать значимый аспект решаемой проблемы, определять последовательность и ресурсы ее решения. Только в этом случае, учитывая профессиональные запросы, интересы и потребности, возможно наиболее полное использование творческого потенциала педагогов, осуществляющих введение стандарта.

    Обозначенные теоретические основания составляют основу проекта «Методическое сопровождение процесса профессионализации педагогов, реализующих ФГОС НОО», нацеленного на повышение профессиональной компетентности педагогов на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов в МАОУ «Гимназия» г. Чайковский.

    Маршрут мы рассматриваем как совокупность образовательных линий, обеспечивающих создание условий для непрерывного самообразования педагога через организацию открытого образовательного пространства; развитие профессиональных потребностей, расширение возможностей выбора наиболее приемлемых способов собственного развития.

    Индивидуальный образовательный маршрут всегда носит сугубо индивидуальный характер и определяется в каждом конкретном случае исходя из целого ряда факторов: опыт работы учителя в школе, характер его образовательных запросов и интересов, уровень его профессиональной компетентности, конкретные достижения, сильные и слабые стороны. Этот маршрут может носить как компенсаторный (т.е. восполнение «пробелов» в профессиональной

    подготовке), так и развивающий характер, иметь теоретическую или практическую доминанту, реализовываться в рамках школы и вне ее. Сроки реализации маршрута варьируются от одного до трех лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовка к аттестации).

    В маршруте педагог определяет:

    - профессиональные проблемы и затруднения;

    - цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с условиями реализации ФГОС, стратегическими планами развития ОУ и его основной образовательной программой;

    - профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;

    - средства (модели, механизмы) решения поставленных задач.

    Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации и оптимизации деятельности педагога, в профессиональном росте на «рабочем месте», использовании внешних и внутренних стимулирующих факторов, повышении удовлетворенности образовательными услугами различных субъектов образовательного процесса.

    Порядок разработки индивидуального образовательного маршрута предусматривает:

    1. Проведение диагностирования на предмет выявления затруднений (проблем) учителя (диагностика, оценка и самооценка собственного профессионализма, мастерства). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

    2. Разработку и составление индивидуального образовательного маршрута на основе разных технологий («Образовательная картография», «Составление интеллект-карт», «Зеркало прогрессивных преобразований», «Деловая игра», «Портфолио»).

    3. Реализацию (прохождение) индивидуального образовательного маршрута. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается насыщенное открытое образовательное пространство, где осуществляются профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

    Показателями открытого образовательного пространства служат:

    - многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, педагогических технологий). Многообразие форм методической поддержки педагогов позволяет выбирать наиболее эффективные из них для решения задач повышения компетентности педагогов при введении ФГОС;

    - возможность реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.

    4. Рефлексивный анализ реализации индивидуального маршрута, представление результатов (как разработанных материалов, так и сформированных компетентностей). Рефлексивный анализ проводится два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.

    Принципиально важный компонент маршрута - «контрольные срезы» его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. В качестве «срезовых» мероприятий выступают собеседование с руководителем образовательного учреждения или завучем, ведение «дневника» образовательного маршрута, выступление на заседаниях педагогического совета или методического объединения, проведение открытых уроков, защита проектов, методических и дидактических средств обучения, написание статей в профессиональные жур-

    налы и др. В качестве формы фиксации реализации индивидуального образовательного маршрута используется карта методической активности педагога.

    Итоги реализации индивидуальных маршрутов подводятся на ежегодной школьной методической конференции или на методической ассамблее учителей начальной школы.

    Организация методического сопровождения профессионализации педагога на основе индивидуальных образовательных маршрутов позволяет:

    - создать психологически комфортные условия для профессиональной деятельности педагога;

    - оказывать учителю ненавязчивую методическую помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы;

    - актуализировать «сильные стороны» деятельности педагога и спокойно преодолевать «проблемные ситуаций», возникающие в его профессиональной деятельности;

    - привлекать учителя к решению задач развития образовательного учреждения, реализации программ, проектов и т.п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

    - обеспечивать разноплановую и как можно более объективную (в том числе с привлечением независимых экспертов) экспертизу профессиональной деятельности педагога;

    - обеспечивать условия для профессионального роста учителя, с одной стороны, с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а с другой - с учетом запросов, интересов, потребностей самого педагога.

    «Не насаждать, а сопровождать, не навязывать, а инициировать, не оценивать, а осмысливать» - вот три кита нашего подхода к методическому сопровождению профессионализации педагога в процессе освоения ФГОС НОО.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Барбер М, Миршед М. Как добиться высокого качества образования в школах // Вопросы образования.- 2008.

    2. Дерзкова Н.П. Системный подход к развитию профессионализации педагогических работников при введении ФГОС общего образования. [Электронный ресурс] - Сайт. - URL. standart.edu.ru, (свободный).

    3. Душков Б.А. Королев А.В. Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. - М. 2005.

    4. Певзнера М.Н. Зайченко О.М. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М. Просвещение, 2010.

    6. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) // Вестник образования. -2013. - № 8. - С. 4-43.