Руководства, Инструкции, Бланки

руководство разговорами детей разного возраста img-1

руководство разговорами детей разного возраста

Категория: Руководства

Описание

Тема 7

Тема 7. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Цель: раскрыть своеобразие методики развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Теоретическая часть. Развитие речи как средство общения у детей дошкольного возраста. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении (значение, виды, тематика и содержание разговоров с детьми разного возраста; руководство разговорами детей разного возраста). Развитие диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.

Практическая часть. Изучите уровень речевой коммуникации детей подиагностической методике, предложенной В. И. Яшиной.

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на ха­рактер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом сле­дующих критериев:

Таблица 2- Критерии оценки коммуникативных умений

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом си­туации; легко входят в контакт с детьми и пе­дагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами рече­вого этикета

Ребенок умеет слушать и понимает речь, участву­ет в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в об­щении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание

С учетом полученных данных запланируйте и проведите работу (5-7занятий) по формированию и развитию диалогических умений. Опишите изменения, наблюдаемые в речевом поведении детей в результате проведенной работы.

Приложение: данные обследования, конспекты занятий.

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. 1998. С. – 263-269.

Арушанова А.Г. Юртайкина Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994 - № 12.

Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности //Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6.

Крайнова Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984. – №10.

Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М. 1994.

Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. – М. 1995.

Тема 8. Беседа как метод обучения диалогической реч и

Цель: раскрыть методику использования беседы в целях развития дилогической речи.

Теоретическая часть. Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы. Виды, тематика, содержание бесед в возрастных группах.Структура обобщающей беседы. Приемы активизации мышления и речи в процессе беседы. Сущность этических бесед и методика их проведения.

Практическая часть. Изучите особенности диалогического общения в специ­ально организованных беседах педагога с детьми. Беседа должна проходить на фоне доверительного отношения с ребенком, т.е. важно установить контакт с ребенком и создать

Темы для разговоров выбираются в соответствии с возрастом, интересами детей. Примерные темы: о друзьях, семье, самом ре­бенке, предметах и игрушках, явлениях природы, книгах, инте­ресных играх, занятиях и других видах деятельности.

Необходимо самостоятельно разработать вопросы для разгово­ра с детьми, например:

- С кем ты дружишь?

- О чем ты любишь разговаривать с ребятами? и др.

При разработке вопросов важно учесть, что ход разговора дол­жен быть направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим зада­вать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор .

2. С целью выявления умений ребенка самому уступать в диалог, использовать формы речевого этикета следует предложить ему вступить в диалогическое взаимодействие с другими детьми. Примерные ситуации:

- Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать?

- Как бы ты встретил новенького, который первый раз пришел в группу? Что бы ты ему предложил? Что рассказал бы, показал, о чем спросил?

3. Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора можно показать ему сюжетную картинку и предложить задать вопросы по ее содержанию.

Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

Во время эксперимента педагогт не вступает в беседу с ребен­ком, а должен только отвечать на поставленные ему вопросы.

Разговоры ведутся индивидуально с каждым ребенком и до­словно фиксируются.

В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей (таблица 3).

Фами­лия, имя ребен­ка

Умение вступать в диалог

Предложите тематику 3-4 итоговых бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Обоснуйте выбор тем.

Выберите одну тему для обобщающей беседы и покажите целостную систему работы (методика и содержание предварительной работы) по ней. Составить конспект занятия в соответствии с требованиями мето­дики. Опишите апробацию данной системы.

Приложение: практические разработки, конспекты занятий.

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. 1998.

Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Дошкольное воспитание. – 1973 – № 4.

Виноградова Н.А. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,1978.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.

Князева Л.П. Этическая беседа в детском саду. – Пермь, 1972.

Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М.,1977.

Разработайте конспект обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Родина». Конкретизируйте тему, соотнося ее формулировку с отбираемыми Вами фактами для обсуждения с детьми.

Роль подготовительного периода в развитии речи детей. Развитие общения у детей на первом году жизни. Особенности методики развития понимания и активной речи у детей второго и третьего годов жизни.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы

Видео

Другие статьи

Руководство разговорами детей разного возраста

/ общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД.Ф.6 Теория и методика развития речи детей / ДПП.Ф.11 Теория и методика развития речи детей

Структурное, функциональное и когнитивное направления исследования детской речи.

Программа речевого развития детей и требования к ней, научные основы программы по развитию речи.

Средства развития речи детей. Обучение родному языку на занятиях. Особенности занятий по развитию речи. Общение при разных видах деятельно­сти. Содержание и методика руководства общением. Индивидуализация речево­го общения. Ознакомление детей с художественной литературой. Речь воспита­теля как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя.

Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.

Общее понятие о методах и приемах по развитию речи детей. Зависимость выбора методов и приемов от задач речевого развития и воспитания детей, содержания, знаний и особенностей данного возраста

Характеристика наглядных методов в обучении языку. Виды наглядности на занятиях по развитию речи. Решение различных речевых и познавательных задач на основе использования разных видов наглядности. Связь слова и наглядности.

Словесные методы и их характеристика. Образец и требования к нему. Вопросы и указания воспитателя, требования к ним.

Игровые и практические методы в развитии речи детей. Дидактические игры и упражнения.

Условия успешного претворения программы: интерес воспитателя к личности ребенка и речевому индивидуальному общению с ним, внимание к рече­вой индивидуальности ребенка своевременная помощь в развитии речи ребенка; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка; организация содержательной жизни детей, их участие в интересной эмоционально значимой деятельности; наличие необходимого дидактического оборудования для игр и занятий; общение взрослых и детей в семье, требование к нему; квалификация воспитателя как дидактическое условие успешной реализации программы по развитию речи в детском саду.

Основные понятия: речевое общение; речевая деятельность; средства речевой деятельности; результат речевой деятельности; диалогическая речь; монологическая речь; виды и формы речи; цель и задачи развития речи; речевые умения; про­грамма по развитию речи.

Теоретические основы разработки и применения диагностических методик развития речи.

Теория речевой деятельности позволяет научно обосновать цель, задачи, содержание развития речи.

Речевое общение взрослого с ребенком является ведущим средством развития речевой деятельности детей.

Программа по развитию речи базируется на знании норм речевого развития детей на этапе дошкольного детства и задает содержание, перспективу дея­тельности воспитателя.

Методы, средства, дидактические условия, направленные на реализацию программы.

Содержание и методика руководства развитием речи обеспечивает сохранение и обогащение личностных речевых проявлений детей (выразительность, образность речи, богатство словаря и т.д.).

Тема 4. Методика развития связной речи

Развитие речи – изменение форм и функций. Понятие ситуативной и контекстной речи. Особенности контекстной речи дошкольников.

Задачи развития связной речи и содержание работы по развитию связной речи в разных возрастных группах: формирование навыков слушания и понимания обращенной к ребенку речи; формирование способов выражения мысли; формирование навыков речевого общения.

Развитие речи на первом году жизни. Значение этого периода. Общение взрослого с ребенком. Методика развития понимания речи взрослого и речевой активности ребенка.

Развитие речи у детей второго и третьего года жизни. Речевое общение воспитателя с детьми в содержательной жизни детей. Развитие речевого общения на занятиях с детьми; усложнение содержания и методики занятий, формирование в единстве всех сторон речи (словаря, грамматической, звуковой правильно­сти речи), требования к речи детей.

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста. Разговор с детьми – основной путь формирования связной речи дошкольников. Усложне­ние методики руководства разговорами в возрастных группах. Переход от разго­воров на наглядной основе к разговорам с использованием прошлого опыта как условие формирования функций сообщения и умения отвечать несколькими предложениями или связным рассказом. Требование к тематике и содержанию рассказов в раз­ных возрастных группах. Требование к постановке вопросов и ответам детей. Индивидуальные и коллективные разговоры. Руководящая роль воспитателя в организации разговоров в разных возрастных группах. Требования к темпу, структуре и выразительности речи взрослого. Содержательная, яркая жизнь детей в детском саду как условие содержательных разговоров. Роль разговоров в подготовке детей к занятиям по развитию речи.

Беседа как метод обучения связной речи детей среднего, старшего дошкольного возраста. Виды бесед и их цель. Развитие диалогической и элементарной речи-доказательства.

Тематика и содержание бесед. Подготовка к беседам. Руководство мыслительной и речевой деятельностью в ходе беседы. Структура беседы. Методические приемы. Требования к ответам детей.

Развитие монологической речи детей. Описательные, сюжетные рассказы, их структура. Приемы обучения рассказыванию. Виды занятий по обучению рассказыванию. Последовательность введения разных видов рассказывания.

Обучение рассказам на основе игрушки, предмета. Последовательность обучения описательным, повествовательным рассказам. Специфика рассказов описательного характера (портрет, настроение персонажа). Специфика повествовательных рассказов на наглядной основе. Особенности мыслительной деятель­ности детей при сюжетном рассказывании. Установление разнообразных связей (пространственных, причинно-следственных и др.) между фактами и событиями и усвоение способов их выражения в речи. Приемы активизации деятельности детей на занятиях.

Методика обучения рассказам по картине. Особенности восприятия и понимания детьми картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Вопро­сы, направленные на понимание содержания картины и установление связей, на поиск выразительных средств, передачу содержания высказываний. Освоение детьми форм рассказа (описание, повествование фактического и продуманного характера).

Рассказы детей с использованием их опыта. Приобретение разнообразного опыта детей как условие содержательности детских рассказов. Требования к формированию опыта, отбор и осмысление событий для определения содержа­ния рассказа. Приемы обучения, направленные на освоение формы рассказа. Руководство в ходе рассказывания. Структура занятий. Составление писем с деть­ми, обсуждение и отбор фактов для письма и формы выражения мысли. Приемы руководства.

Обучение рассказыванию на словесной основе. Характеристика рассказов на словесной основе.

Пересказ литературных произведений. Особенности мыслительной деятельности детей в ходе пересказа. Зависимость пересказа от особенностей его художественной формы. Отбор литературных произведений для пересказа. Методика обучения пересказу. Усложнение требований к пересказу детей в разных возрастных группах. Структура занятий в зависимости от видов пересказа.

Творческие рассказы детей. Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Виды творческих повествований. Развитие самостоятельности и творческой инициативы детей в рассказывании. Показатели творческого сочинения. Приемы обучения. Структура занятий. Взаимодействие творческих и учеб­ных задач при обучении детей рассказыванию. Приемы активизации творческой инициативы и самостоятельности. Обучение элементам творческого сочинения в средней группе. Усиление творческих элементов в рассказах детей старшей и подготовительной групп. Использование дидактических игр в обучении детей связной речи. Развитие планирующей и объясняющей функций речи на различных занятиях, в игре, в труде, в быту.

Основные понятия: связная речь; формы связной речи; функции речи; особен­ности речи – ситуативная, контекстная; беседа; описательный сюжетный рас­сказ; пересказ.

Общение детей в повседневной жизни и на занятиях – основной путь разви­тия связной речи.

Развитие связной речи – процесс освоения социально закрепленных речевых форм.

Организация активной разнообразной речевой деятельности детей в играх, повседневной жизни, на занятиях обеспечивает своевременное развитие их связной речи.

Тема 5. Методика развития словаря

Слово, отношение к понятию. Развитие словаря у детей как количественное накопление слов, так и качественное усвоение значения слов на основе развития представлений и мышления. Понятие словарной работы.

Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста и задачи словарной работы, характеристика словаря у детей дошкольного возраста (объ­ем, особенности усвоения значения слова, овладения образными выражениями, фразеологизмами) и задачи его расширения, обогащения. Особенности усвоения обобщенного значения слова, элементарных понятий; пассивный словарь в речи детей.

Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада. Усложнение требований программы воспитания и обучения в детском саду к словарю детей в разных возрастных группах:

расширение словаря от группы к группе на основе ознакомления детей с расширяющимся кругом предметов, явлений окружающей общественной жизни и природой;

словарная работа в процессе углубления знаний о предметах и явлениях и их отношениях; введение в словарь слов, обозначающих качество, свойства, отношения; введение в словарь синонимов, антонимов, сравнений и т.д. как содержание словарной работы;

развитие словаря в процессе обобщения представлений о предметах и явлени­ях, введение слов, обозначающих элементарные понятия (видовые, родовые), в словарь детей.

Принципы словарной работы.

Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря.

Занятия по развитию словаря на втором и третьем году жизни в процессе первоначального ознакомления с предметами и явлениями. Содержание занятий. Методика введения новых слов. Организация речевого общения детей на заняти­ях и в повседневной жизни.

Словарная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметами. Занятия по развитию словаря детей на основе углубления знаний о пред­метах и явлениях.

Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и их материалов. Содержание занятий в младших группах.

Развитие словаря детей по ознакомлению детей со свойствами и качества­ми предметов и их материалов, содержание занятий в разных возрастных груп­пах.

Развитие словаря детей на занятиях по сравнению предметов. Содержание занятий, отбор предметов для сравнения в разных возрастных группах.

Особенности методики занятий по формированию навыков видовых и родовых обобщений. Выделение и осознание детьми существенных признаков. Подведение детей к пониманию слов, выражений на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Организация, структура и методика занятий.

Словарная работа в процессе формирования знаний о труде взрослых и других явлениях общественной жизни, природы в разных возрастных группах. Методика проведения наблюдений и экскурсий, связь словарной работы на экскурсиях с речевой работой на других занятиях.

Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и в развитии словаря. Методика использования картин для развития речи в разных возрастных группах.

Роль беседы в формировании обобщенных представлений об общественных явлениях. Опора на конкретные знания детей. Логика и направленность таких бесед.

Роль народного словесного творчества в словарной работе. Методика обучения отгадыванию загадок. Связь этого вида занятий с рассматриванием предметов и игрушек, картин. Пословицы и поговорки, их использование в словарной работе.

Дидактические игры и лексические упражнения для решения задач словарной работы. Содержание и методика их проведения. Словарная работа в разных видах деятельности.

Основные понятия: слово, словарная работа, развитие словаря, качества и свойства предметов, видовые и родовые обобщения.

Словарная работа опирается на развитие познания окружающей действительности.

Процесс освоения словаря есть процесс постоянного накопления слов и овладения их содержанием.

Формирование словаря не является самоцелью, оно направлено на обогаще­ние речевого общения, формы связной речи.

Тема 6. Методика формирования

грамматически правильной речи

Усвоение детьми грамматического строя языка в процессе общения. Познание отношений и связей окружающей действительности – основа для усвое­ния грамматического строя. Роль фонематического слуха в освоении граммати­ческих форм языка.

Особенности освоения предложений, их структуры. Зависимость формирования предложении от умственного развития. Основные закономерности ус­воения детьми морфологической системы русского языка, трудности и характерные ошибки в освоении морфологии; причины ошибок. «Словотворчество» детей.

Задачи, содержание работы по формированию грамматически правильной речи у детей разных возрастных групп.

Условия, необходимые для усвоения детьми норм грамматики. Предупреждение и исправление ошибок.

Роль специальных грамматических упражнении и дидактических игр в формировании грамматически правильной речи, методика их использования. Характеристика пособия О.И. Соловьевой «Говори правильно».

Занятия по развитию связной речи, словаря и грамматики.

Методика формирования правильной речи у детей в повседневной жизни и на занятиях по разным разделам программы.

Основные понятия: грамматически правильная речь; глубинная грамматика, поверхностная грамматика; словотворчество.

Дошкольный возраст – сензитивный период для овладения всеми грамматическими формами языка.

Основа для усвоения детьми грамматического строя языка – познание отно­шений и связей окружающей действительности.

Грамматическая система языка осваивается детьми в процессе общения, развития связной речи и словаря на занятиях, дидактических игр и упражнений.

Тема 7. Методика воспитания звуковой культуры речи

Звуковая культура речи, ее значение для развития речевого общения, раз­вития личности ребенка и подготовки к обучению в школе.

Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношений и словопроизношений, приобретения общеречевых навыков и интонационной выразительности. Роль слухового и речедвигательного анализаторов в становлении звуковой стороны речи, их взаимосвязь.

Задачи и содержание работы по формированию общеречевых навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения в разных возрастных груп­пах детского сада. Система работы по формированию чистого и правильного звуко- и словопроизношения. Речевая характеристика как начальный момент работы, содержание и методика ее составления. Содержание и методика упражнений. Становление и закрепление звуков. Подбор и методика проведения упражнений по закреплению звуков.

Пути формирования звуковой культуры речи. Обучение детей чистому и ясному звуко- и словопроизношению на занятиях; содержание занятий, структура, методика в разных возрастных группах. Взаимосвязь учебной работы на занятиях и упражнений в повседневной жизни. Индивидуальная работа с детьми по постановке чистого и правильного произношения.

Развитие выразительной речи. Задачи и содержание этой работы в разных возрастных группах детского сада. Развитие выразительной речи в процессе общения детей. Обучение выразительной речи на занятиях. Приемы работы.

Взаимосвязь выразительной речи детей и этических норм речевого обще­ния и поведения. Условия, необходимые для формирования звуковой культуры речи детей.

Основные понятия: звуковая культура речи; словопроизношение; звукопроизношение; речевая интонация; фонематический слух; фонематическое восприятие; речедвигательный аппарат.

Развитие слухового анализатора и речедвигательного аппарата – важнейшая предпосылка для овладения правильным звуко- и словопроизношением и приобретения общих речевых навыков.

Развитие речевой культуры детей рассматривается как процесс освоения ими социально закрепленных норм звуко- и словопроизношения и речевой выразительности.

Методика формирования звуковой культуры речи строится на сочетании разнообразных средств, методов, форм фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Тема 8. Методика работы с книгой в детском саду

Значение детской художественной литературы для всестороннего развития и воспитания детей. Литература как средство формирования речи.

Особенности восприятия детьми произведений разных жанров; понимание дошкольниками основного замысла произведения; особенности восприятия художественной формы, образов героев, их поступков; восприятие особенностей произведений.

Принципы отбора литературных произведений. Задачи работы по ознакомлению детей с произведениями и программа чтения в разных возрастных груп­пах.

Методика чтения произведений на занятиях в разных возрастных группах детского сада. Подготовка воспитателей к подаче произведений. Подготовка де­тей к восприятию детской литературы.

Типы занятий по ознакомлению детей с литературным наследием. Приемы обучения восприятию и анализу произведений. Структура занятий. Содержание и методика заключительных бесед с детьми на занятиях. Значение повторного чтения литературных произведений. Формы работы с книгой в детском саду: чтение, рассказывание на занятиях, пересказ, беседы о любимых книгах, инсце­нировки литературных произведений вне занятий, литературные утренники в детском саду.

Ознакомление детей с книжной иллюстрацией. Роль иллюстрации в понимании детьми произведения, установлении внутренних связей, понимании художественных средств литературного произведения. Возрастные особенности вос­приятия книжной иллюстрации. Эстетические и педагогические требования к иллюстрации. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.

Восприятие и понимание поэтических произведений. Выбор поэтических произведений для детей дошкольного возраста. Малые формы фольклора и своеобразие их использования на занятиях в разных возрастных группах. Мето­дика ознакомления детей с поэзией на занятиях и вне занятий. Работа над осоз­нанием образных средств художественной выразительности: приемы заучивания стихотворений и способы обучения детей выразительному их чтению.

Уголок книги, его значение, требования к оформлению. Отбор литературы для уголка в зависимости от возраста детей и задач воспитания. Формы работы в уголке книги.

Создание условий для самостоятельной художественно-речевой деятельно­сти на основе художественной литературы. Содержание и косвенные приемы самостоятельной художественно-речевой деятельности. Театральные игры, их содержание и приемы руководства.

Основные понятия: восприятие литературных произведений; типы занятии по художественной литературе; формы работы с книгой; уголок книги; естественная выразительность, осознанное использование выразительных средств; художественно-речевая самостоятельность; театрализованные игры.

Художественная литература – эффективное средство развития всех сторон речи ребенка (связности, словаря, использования различных грамматических форм, речевой и языковой выразительности).

Детская литература как вид искусства требует использования активных творческих форм работы (пересказы разных форм, театрализованные игры, исполнительство и др.).

Детская литература – средство приобщения дошкольника к духовной культуре народа.

Тема 9. Подготовка детей к усвоению грамоты

Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада по разви­тию речи. Цель и задачи этой работы. История обучения грамоте в России. Характеристика современных процессов чтения и письма. Цель и характер деятельности чтения и письма. Фонематическое восприятие – основа формирования процесса чтения и письма, обучения грамоте.

Обучение чтению. Характеристика современного звукового аналитико-интетического метода обучения детей чтению.

Лингвистические основы обучения детей грамоте. Соответствие метода обучения грамоте звуковому строю русского языка; отбор звуков для освоения детьми и их последовательность; понятие звука и буквы.

Содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в школе. Структура и методика занятий по подготовке детей к обу­чению грамоте. Характеристика наглядных пособий по обучению грамоте.

Преемственность в работе детского сада и школы.

Основные понятия: процесс чтения; процесс письма; фонематический слух; фонематическое восприятие; аналитический метод; буквослагательный метод чтения; звуковой аналитико-синтетический метод.

Готовность детей к обучению грамоте определяется уровнем их общего речевого развития.

Основой для приобретения навыков чтения и письма является развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Одна из задач работы детского сада – подготовить детей к успешному усвое­нию грамоты в школе.

Тема 10. Организация работы по развитию речи

в дошкольном учреждении. Диагностика речевого развития

Планирование работы по развитию речи в разных возрастных группах. Значение планирования работы по развитию речи в детском саду. Принципы планирования. Требования к календарному плану работы. План индивидуальной работы с детьми. Учет работы по развитию речи. Методическое руководство работой по развитию речи в дошкольных учреждениях. Пути повышения уровня знаний и мастерства воспитателей.

Психолого-педагогические условия моделирования и оптимизации образовательного процесса по развитию речи ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

Современные диагностические методики и их психолого-педагогические характеристики. Соотношение диагностических заданий с задачами по развитию речи.

Основные понятия: календарный, перспективный план по развитию речи; учет работы. Диагностика, показатели, уровни.

Результативность работы по развитию речи определяется планированием этой работы и правильной диагностикой речевого развития.

Тема 11. Преподавание методики развития речи

в педагогических колледжах и училищах

Цель и задачи курса «Теория и методика развития речи детей». Программа курса, ее структура. Типы уроков и их классификация. Приёмы активизации учащихся. Внеурочная работа преподавателя. Предметная комиссия по методике развития речи.

Основные понятия: учебный план; программа курса; планирование; характеристика типов уроков.

Научно-педагогическая и методическая подготовка учащихся обеспечивается современным уровнем разработки государственного стандарта специалистов среднего звена.

Преподавание курса регламентируется рядом концептуально-правовых документов.

5. Темы практических и семинарских занятий

Тема 2. Становление методики развития речи

Занятие 1. Вопросы методики родного языка

в трудах К.Д. Ушинского

Форма занятия: собеседование.

Материалы к зачету: конспекты статей.

Вопросы для обсуждения:

Цели первоначального обучения детей родному языку и пути их реализации.

Учебная книга К.Д. Ушинского «Родное слово» как практическое воплощение принципов и системы первоначального обучения детей родному языку.

Современная оценка положений К.Д. Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.

Задание: составить план и конспект источника.

Лукина Е. Родной язык и литература в дидактике К.Д. Ушинского // Дошкольное воспитание. 1975. №7; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 19.

Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избр. пед. произв. М, 1968. С. 186-201.

Занятие 2. Основные положения методики

развития речи Е.И. Тихеевой

Форма занятия: деловая игра.

Материал к зачету: продумать конспект конференции-презентации детского сада, работающего по методике Е.И. Тихеевой.

Вопросы для обсуждения:

Основные теоретические положения методики развития речи, разработанные Е.И. Тихеевой.

Методика развития речи детей раннего возраста.

Содержание, разновидности и методика занятий по развитию словаря детей.

Занятия по «живому слову», их содержание и методика.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М. 1974. С. 20-21.

Логинова В.И. Теоретические основы словарной работы в трудах Е.И. Тихеевой //XXIXГерценовские чтения. Л. 1976.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Изд. 3-е. М. 1967.

Тема 3. Теоретические основы методики

Занятие 1. Развитие речи в разных видах деятельности

Материал к зачету:

Конспекты указанных работ.

Запись детской речи в одном из видов деятельности и её анализ.

Вопросы для обсуждения:

Развитие речи детей в бытовой и игровой деятельности.

Развитие речи детей в трудовой и учебной деятельности.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М, 1974. С. 38-42, 47-54.

Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Известия АПН РСФСР. 1948, Вып. 16; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 155.