Руководства, Инструкции, Бланки

промышленный образец набор img-1

промышленный образец набор

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Требования к оформлению существенных признаков промышленного образца и дополнительных материалов к заявке - Студопедия

Требования к оформлению существенных признаков промышленного образца и дополнительных материалов к заявке

Требования к оформлению описания промышленного образца. Структура описания (разделы).

Поскольку промышленный образец – результат художественно-конструкторского решения, визуально отраженный во внешнем виде изделия, то план построения перечня существенных признаков должен следовать типовой логике художественно-конструкторского проектирования любого изделия, внешний вид которого заявляется к охране. Новый и оригинальный внешний вид известного изделия обеспечивается методами художественного конструирования за счет проектных решений, изменяющих:

- композицию (состав и взаимное расположение основных формообразующих элементов);

- форму этих элементов (для объемных образцов);

- их конфигурацию (для плоскостных промышленных образцов);

- пластику (подробности формы);

- орнамент (в сочетании с фактурой).

Этот план выявляет всю морфологию (построение) промышленного образца, все особенности эстетического содержания художественно-конструкторского решения, которое является объектом притязаний.

Описание промышленного образца составляется по разработанной структуре и с использование стандартных слов, разбивающих текст описания на смысловые отрезки (синтагм маркеров), с использованием профессиональной терминологии, соответствующей принятой в нормативных документах словесной характеристики с соответствующим набором творческих приемов художественного конструирования, касающихся промышленных образцов. Структура изложения описания следующая:

1. Наименование промышленного образца( по центру листа)

2. Фамилия и инициалы автора(ов) (справа)

3. Международная классификация промышленных образцов (МКПО) – класс (справа)

4. Назначение и отрасль применения. Начинается словами «Заявляется внешний вид изделия, предназначенного для…».

5. Сравнение промышленного образца, который заявляется с прототипом, ближайшим аналогом ( приводятся отличия образца от ближайшего аналога с ссылкой на фотографию этого аналога, если такая есть в материалах заявителя)

6. Перечень фотографий, чертежей и схем.

7. Сущность и существенные признаки изделия, которое заявляется (описание всех признаков, которые формируют зрительный обзор изделия).

8. Обоснование эстетичных и эргономичных особенностей решения, которое заявляется.

9. Пригодность промышленного образца для использования в промышленности (информация относительно технологии и возможности многоразового воспроизводства).

Начинается описание с названия промышленного образца. В

соответствии с Правилами название промышленного образца служит для обозначения того предмета, в котором воплощен промышленный образец, его репродукция показана в заявке. Название должно быть максимально приближено к рубрикам Международной классификации промышленных образцов, то есть кратким и точным, соответствующим определенной рубрике. При необходимости классификация объекта экспертизы уточняется экспертом.

Наименование указывается в единственном числе, кроме случаев, когда

употребляемый термин не имеет единственного числа, например: «очки»,

«щипцы». «ножницы» и т.п. Если изделие малоизвестное, то с указанием отрасли применения, например, «Эквалайзер для аппаратуры, которая создает звук». Если есть варианты, то в скобках указывают количество, например «Зонтик (три варианта)».

С 1 января 2004 г. действует 8-я редакция МКПО (общее число договорных государств Локарнского соглашения составляет 42), которая состоит из: 32 классов и 223 подклассов, применяемых на разных видах товаров; алфавитного перечня товаров с указанием классов и подклассов (содержит около 66000 наименований для разных видов товаров); пояснительных примечаний, которую используют при построении классификационного индекса заявляемого промышленного образца.

Описание промышленного образца служит для толкования его изображения. Оно должно относиться к внешнему виду предмета, а не к способу его устройства или действия. В описании не допускается предложений о возможных модификациях или трансформациях заявляемого образца, если таковые не изображены на фотографиях, рисунках или иных репродукциях. Это требование является общим, как для заявителя, так и для экспертизы.

Первый раздел описания должен содержать назначение и область применения промышленного образца, указывать преимущественную область его использования и начинаться словами «Заявляется художественно-конструкторское решение (название изделия), предназначенное для…».

Раздел «Характеристика аналогов и прототипа» включает указание на особенности художественно-конструкторского решения аналогов и тенденции развития той области художественного конструирования, к которой они относятся. Аналогами промышленного образца явл. художественно-конструкторские решения, относящиеся к внешнему виду изделия, как правило, того же функционального назначения, что и заявляемый объект, и сходные с ним по существенным признакам, формирующим зрительный образ художественно-конструкторского решения изделия, известные из сведений, ставших общедоступными до даты его приоритета. Затем проводится описание прототипа, т.е. наиболее близкого из аналогов, сходного с заявленным образцом по максимальному количеству существенных признаков, формулирующих зрительный образ изделия, и указание на его существенные признаки. После описания каждого аналога и прототипа приводятся библиографические данные источников информации, указание на фотографии прототипа.

При наличии в заявке вариантов промышленного образца в случае, если один из аналогов не является наиболее близким одновременно для всех вариантов, возможно указание прототипа для каждого из них.

В разделе «Перечень фотографий, чертежей и схем» перечисляются представленные в заявке фотографии, чертежи, схемы и др. материалы, иллюстрирующие промышленный образец, в соответствии с их нумерацией и проводится краткое указание того, что изображено на каждом из них. Раздел начинается синтагм маркером «Заявляемое художественно-конструкторское решение представлено на фотографиях».

Раздел «Сущность и особенности внешнего вида заявленного художественно-конструкторского решения изделия с позиций художественного конструирования» включает описание существенных признаков, формирующих зрительный образ изделия и позволяющий визуально отличить его от прототипа, описание вариантов художественно-конструкторского решения изделия, если они имеются, с указанием, в чем заключаются их отличительные признаки, а также описание соответствия художественно-конструкторского решения изделия требованиям эргономики, если это требуется для соответствующего вида изделия.

При сравнении заявленного образца с прототипом должны быть приведены отличия и преимущества относительно улучшения потребительских свойств, качества изделий и др. преимуществ

Для раскрытия сущности промышленного образца приводится словесное описание совокупности его существенных признаков, отраженных на фотографиях, со ссылками на них (а также на чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, конфекционную карту, если она имеется).

В разделе «Обоснование эстетических и эргономических особенностей» необходимо раскрыть, какими основными показателями характеризуется решение, а именно:

- художественная и информационная четкость (оригинальность, соответствие стилю и моде и т.п.);

- рациональность формы (функционально-конструктивная приспособленность, целесообразность);

- целостность композиции (оригинальность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, графическое изображение формы и элементов, цветовое решение);

- соответствие требованиям эргономики (учет гигиенических, антропологических, физических и психологических особенностей человека);

- показатели, которые характеризуют качество конечной обработки внешней поверхности изделия (отсутствие на поверхности дефектов, четкость выполненных граней, ребер, качественное выполнение декоративного оформления и т.п.)

Эстетические (эргономические) особенности могут выражаться,

например, в том, что:

- обеспечена соподчиненность частей благодаря объединению всех признаков вокруг главного, способствующая последовательности восприятия элементов композиции (для имеющего большую протяженность объекта);

- обеспечена полная досягаемость зоны регулирования механизмов (для установленного на объекте оборудования);

- создан образ, выражающий силу и мощь машины (для грузоподъемных устройств);

- зрительный образ отражает непроизводственный, бытовой характер устройства;

- в образной характеристике устройства скрыто ее сугубо специальное назначение с целью психологической компенсации физической неполноценности человека (для устройств, обслуживающих инвалидов);

-сформирован образ изделия атракционно-игравого типа, выявляя спортивный характер устройства.

Для изделий легкой промышленности с плоской композицией

необходимо раскрыть их особенности ( структуру, построение, фактуру, свойства ткани и т.д.)

К существенным признакам промышленного образца относятся:

- состав и количество основных формообразующих композиционных элементов изделий, в котором использован образец (архитектоника образца);

- взаимное расположение этих элементов (композиция образца);

- их форма и пластические характеристики;

- фактурное и цветографическое решение образца;

- признаки «тактильного» (осязательного) ощущения материала, что характерно для отделочных материалов и покрытий основных формообразующих элементов – мягкий, упругий, пористый, гладкий, губчатый, трикотажный, латексный и т.п.

Для характеристики художественно-конструкторских решений изделий, обладающих сложной композицией, в основе которой лежит развитая объемно-пространственная структурна (станок, машина, мотоцикл, и т.п.) используется, в частности. Следующие существенные признаки:

- наличие композиционных элементов;

- взаимное расположение элементов.

В описании заявляемого художественно-конструкторского решения приборов, станков, установок и т.п. необходимо кратко охарактеризовать работу конструкции, взаимодействие композиционных и функциональных элементов, узлов и деталей.

Для характеристики художественно-конструкторских решений изделий с моноблочной композицией (телевизор, радиоприемник, прибор, шкатулка и т.п.), а также решений, построенных на соотношениях элементарных геометрических объемов (мебельный секционный блок и т.п.), используются, в частности, следующие признаки:

- состав и расположение композиционных элементов;

- пластическое, графическое, цветовое и фактурное решение этих элементов, находящихся, как правило, на фронтальной поверхности изделия;

Указание на совпадение внешнего вида изделия и его элемента с внешним видом известного изделия иного назначения.

Для характеристики художественно-конструкторских решений, имеющих плоскостную композицию (ткани, косынки, платки и т.п.), используются, в частности, следующие признаки:

- линейно-графическое соотношение элементов орнамента;

- характер фактуры (переплетение нитей ткани).

В описании изделий текстильной промышленности (ткани, ковры и т.п.) необходимо указывать художественно-конструкторские решения изделий с указанием их артикулов и номеров рисунков.

Для характеристики художественно-конструкторского решения одежды используются в частности, следующие признаки:

-форма, являющаяся объемной характеристикой модели;

-пропорции, определяющие соотношение частей между собой;

-силуэт, являющийся плоскостной характеристикой модели;

- ритм, определяющий соразмерное чередование каких-либо элементов;

- детали, то есть элементы, накладываемые на поверхность одежды на любом ее участке, их форма;

- отделка, т.е. элемент, не имеющий функционального назначения с точки зрения утилитарного применения изделия, играющий декоративную роль в решении модели, использование которого может являться одновременно технологическим приемом (например, обработка края одежды, укрепление соединяющего детали шва и т.п.);

-фурнитура (пуговицы, крючки и т.п.), входящая в структуру изделия, делая соединения и разъединения его отдельных частей, а также играющая:

-роль декоративного элемента;

Для характеристики художественно-конструкторских решений обуви используются, в частности, следующие признаки:

- формообразующие элементы колодки, т.е. верха и низа обуви (союзки, берцы, задник, голенище, подошва и т.п.);

- форма этих элементов;

- их взаимное расположение;

Для характеристики художественно-конструкторских решений комплексов (наборов) изделий помимо признаков, используемых для характеристики художественно-конструкторских решений соответствующих изделий, используются, в частности, признаки, отражающие:

- характер взаимодействия частей;

- пропорциональный строй как самих изделий, которые созданы на основе использования этих элементов, так и всего комплекта (набора) в целом.

При характеристики художественно-конструкторского решения изделий, внешний вид которых определяется двумя состояниями – закрытым (сложенным) и открытым (например, шкафа, холодильники, приборы в закрытом корпусе, телефонные будки и т.п.), признаками могут быть элементы проработки как наружного вида, так и внутреннего объема изделия.

При описании комплекта (набора) указываются все входящие в его состав изделия, выполняющие функции, реализующие общее назначение. Художественно-конструкторское решение всех элементов комплекта (набора) изделий должно быть выполнено с использованием единого образного, например пластического или стилистического, принципа формообразования.

При раскрытии сущности промышленного образца не допускается выражение признака в виде альтернативных понятий, характеризующих разные формы его реализации. Если разные формы реализации признаков в совокупности с другими признаками определяют внешний вид изделия с одними и теми же эстетическими и (или) эргономическими особенностями, то описываются варианты промышленного образца, каждому из которых присущ признак, характеризующий только одну из указанных форм реализации.

При наличии в заявке вариантов промышленного образца в случае, когда наиболее близким для всех вариантов является один и тот же аналог и варранты различаются только отличительными от этого аналога признаками, полностью описывается совокупность существенных признаков одного из вариантов, раскрытие сущности каждого из остальных осуществляется путем описания их отличий от варианта, описанного полностью. В иных случаях сущность каждого заявленного варианта промышленного образца раскрывается полностью в соответствии с изложенным. Последовательность изложения совокупности существенных признаков должна следовать логике составления образца: композиция, фактура, цветографика. При этом следует соблюдать традиционную форму описания существенных признаков, напоминающую формулу изображения: сначала сходные признаки, а затем – отличительные.

В описании существенных признаков допускается использование слов «широкий», «узкий», «короткий» и т.п. как общепринятых понятий определенного рода объектов. Например, широкий пояс, короткая юбка, низкое сиденье.

В описании признаков можно использовать геометрические понятия. А также образные сравнения. Например, трапециевидная форма крыльев, цилиндрическая форма корпуса, рама V-образного бокового силуэта.

Можно использовать также абсолютные размеры (например, при описании эргономических особенностей), если это не ограничивает права заявителя.

При описании существенных признаков не следует применять марки и условные сокращения, не имеющие широкого употребления, за исключением случаев, когда такое сокращение несет в себе информацию, например, о материале и т.п.

В описании признаков используются обобщенные понятия. Однако доводить обобщение до такой степени, когда изделие теряет необходимую конкретность и вместо четкого определения признака появляется неопределенность, не следует. Например образец, отличающийся формой корпуса, иной конфигурацией деталей края, пластической проработкой всех элементов структуры. Такие признаки необходимо конкретизировать. При этом излишняя детализация может ограничить объем охраны и прав заявителя.

В этом же разделе описания могут быть указаны достоинства изделия, обусловленные отличительными особенностями его внешнего вида.

Заключительный раздел должен начинаться с названия изделия и содержать сведения о технологии и возможности изготовления изделия в промышленных условиях при экономически целесообразных затратах на производство данного вида изделий.

В случае наличия в заявляемом художественно-конструкторском решении изделия изобретений в тексте описания должно быть указано на это с приведением либо номера патента, либо номера заявки на изобретение.

Существенные признаки промышленного образца представляются собой словесный портрет эстетических (эргономических) особенностей изделия, изображенных на репродукциях промышленного образца. Перечень существенных признаков является вербальной (словесной) формой идентификации визуальной эстетической сущности, внешнего оформления изделия, его художественно-конструкторского решения.

Юридический смысл словесного перечня существенных признаков заключается в том, что патентная форма охраны образцов требует объективных знаний в том, как составлен образец. В перечне проще указать ту эстетическую ценность, которая является интеллектуальной собственностью владельца промышленного образца, ради которой испрашивается патент. Кроме того, перечисление существенных признаков защищает образец не только от копирования, но и от имитации возможными конкурентами. В этом состоит привлекательность патентной формы охраны по правилам авторского права. Перечень существенных признаков дает адекватное представление для заявителя и экспертизы о сущности охраняемого образца, об объекте притязаний владельца, и если изображение образца определяет объем охраны, то словесный перечень существенных признаков, включенных заявителем в совокупность, конкретизирует границы этой охраны.

Существенные признаки следует описывать отдельными словосочетаниями, отделяющимися одни от другого точкой с запятой, используя при этом причастия, а не глаголы. Признаки должны отражать объект в статистическом состоянии.

Перечисление существенных признаков осуществляется из ограничительной и отличительной частей.

В ограничительную часть существенных признаков включаются признаки, имеющиеся как у заявленного художественно-конструкторского решения, так и у ближайшего аналога. Эти признаки являются совпадающими (сходными, общими) и известными.

Перечисление существенных признаков в описании промышленного образца начинается с его названия (родового понятия), отражающего назначение образца. Название, включенное в совокупность признаков как существенный признак, не должно содержать имя автора или специальное название, предложенное заявителем. Если заявленное художественно-конструкторское решение и ближайший аналог отличаются назначением или принадлежностью к той или иной области применения, то в названии следует уточнить область применения промышленного образца, используя слова «преимущественно», «предпочтительно».

Например. Заявлено художественно-конструкторское решение «Кресло для стоматологического кабинета», а в качестве ближайшего аналога был промышленный образец «Кресло для парикмахерской». В этом случае название, включенное в перечислении существенных признаков, следует формулировать так: «Кресло преимущественно для стоматологического кабинета».

В отличительной части совокупности существенных признаков описывается выполнение (решение) только тех элементов, которые описаны в ограничительной части, но иным образом. Если заявленное художественно-конструкторское решение содержит новые элементы, отсутствующие в ближайшем аналоге, то в отличительной части указывается на наличие этого элемента. Например, образец, отличающийся «Наличием воротника».

Перечисление существенных признаков промышленного образца составляется без разделения на ограничительную и отличительную части если он характеризует промышленный образец, не имеющий аналога.

При описании художественно-конструкторского решения комплекта (набора) в перечислении существенных признаков указываются признаки, характеризующие комплект (набор) как единое целое, и признаки, характеризующие единичные изделия, входящие в комплект (набор).

Пример. «Комплект для вина»:

-наборным составом из подноса и нескольких стопок;

- общей схемой формообразования элементов набора – круглый поднос и стопки продолговатой конусообразной формы с круглым основанием;

- пластической прорисовкой силуэтных форм набора, построенных на плавных радиусных обводках и линейных спряжениях;

- выполнением изделий из серебра с чернью и дополнительной гравировкой рисунка и позолотой;

- декоративным оформлением изделий комплекта узором черненого и гравированного рисунка в национальных традициях Кубачей;

- выполнением подноса с узкими отогнутыми краями;;

-оформлением подноса рисунком центрального многолепесткового медальона в сочетании с концентрическими поясками;

- оформлением стопок орнаментом из медальонов с растительно-цветочной тематикой, сочетающейся с узорчатыми и гладкими ободками.

Отличающийся выполнением ряда элементов:

- пропорциональным соотношением высоты стопки и верхнего и нижнего диаметров чаши стопки;

- пропорциональным соотношением заполненности орнаментального узора и гладкого фона подноса и стопок;

- оформлением краев стопок и подноса волнообразными поясками.

Если творческая новизна образца связана с эргономическими преобразованиями, то заявителю предоставляется возможность включать в материалы заявки в качестве дополнения так называемую эргономическую схему. Она поясняет экспертизе (схема на публикуется в официальном бюллетене), что в заявляемом образце является эстетически существенным наряду с удобством и безопасностью использования этого предмета. Эргономическая схема служит для экспертизы компактным документом, если отражает оформленное в виде оформленное в виде графического рисунка взаимодействие системы: человек – предмет деятельности – среда. Эргономическая схема должна выявлять рациональные функции, способы их реализации (манипуляции оператора), пространственную организацию элементов управления (композицию) и геометрические параметры (конфигурации) рабочего места.

К дополнительным документам относится конфекционная карта – вид изобразительной информации, - дающая экспертизе достоверные визуальные представления о декоративных свойствах применяемых материалов ( то есть образцы текстильных, трикотажных материалов, кожи, фурнитуры, отделки и т.п.). Образцы декоративных ковров, тканей представляют в размере раппорта рисунка. Карта становится актуальным документов в составе заявки на образец, оригинальная новизна которого существенным образом связана с эстетикой цветофактурных сочетаний примененных материалов (в тканях, одеждах, предметах убранства жилого и административного интерьеров).

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Промышленный образец в подробностях

Промышленный образец в подробностях


1. Что такое промышленный образец?

Этот не совсем удачный термин имеет отношение исключительно к внешнему виду, дизайну, «экстерьеру» изделия, произведенного промышленным или кустарно-ремесленным способом. Эргономические параметры как таковые не являются признаками промышленного образца и не принимаются во внимание.

В качестве промышленного образца можно запатентовать:

дизайн изделия в целом, в том числе сложного составного изделия (автомобиль, подъемный кран);

компоненты для сборки в составные изделия (бампер, фара, автомобиля);

наборы (комплекты) совместно используемых изделий, т.е. группа изделий имеющих общее назначение и комплексное использование (сервиз, мебельный гарнитур, интерьер)

К существенным признакам промышленного образца относятся: форма, линия, сочетание цветов, рисунок, фактура, текстура, т. е. набор характеристик внешнего вида изделия, которые могут быть восприняты визуально.

Необходимо помнить . что промышленный образец представляет собой не уникальный объект, существующий в единственном экземпляре, а относится к изделию, которое можно воспроизвести (тиражировать) неоднократно большими или малыми сериями, сохраняя при этом неизменными признаки внешнего вида. Отсюда и название «промышленный» образец.

2. Примеры промышленных образцов.

Можно привести великое множество примеров промышленных образцов. Это может быть дизайн автомобиля, самолета, космического корабля, станка, предметов мебели, обуви, одежды, головного убора, бутылки, посуды, скульптуры, куклы, рисунка ткани, радиатора отопления, светильника, часов, фурнитуры, разнообразных гаджетов, телевизора, компьютера, музыкального инструмента, спортивного инвентаря, печатной продукции, очков, цветочного горшка, двери, упаковки, столовых приборов, рамы картины, ювелирного изделия, сайта, интерьера, шрифта и др.

3. Каковы необходимые условия патентоспособности промышленного образца?

Если дизайн изделия по своим существенным признакам является новым и оригинальным . он признается патентоспособным и на него может быть выдан патент.

Существенными считают признаки, связанные с эстетикой внешнего вида: форма, силуэт, оформление поверхности (рисунок, орнамент, сочетание цветовых пятен, линий и др.), а также текстура или фактура, если только последние созданы творческим усилием дизайнера, а не являются естественным рисунком самого материала (рисунок древесных волокон на поверхности дерева или «разводы» поверхности мрамора). Другими словами, это признаки внешнего вида, разработанные дизайнером для придания эстетической привлекательности изделию.
Как определяется мировая новизна промышленного образца? Образец признается новым только в том случае, если вся совокупность существенных признаков внешнего вида изделия не была известна из любых источников информации во всем мире, находящихся в общем доступе до даты приоритета данного образца или с которыми можно ознакомиться на законных основаниях. Это базы данных патентных ведомств, каталоги, специальные журналы — т. е. любая информация, которая может отражать внешний вид изделия.

Как правило, разработчик дизайна сам понимает, что его изделие не скопировано, не «скомпилировано», а действительно создан индивидуальный образец дизайна в данной отрасли, поэтому вероятность получения патента на промышленный образец в таком случае высока.

До подачи заявки на промышленный образец заявитель или автор не должны «хвалиться» своим образцом, разглашать о нем сведения и показывать другим лицам: размещать для всеобщего обозрения в Интернете, демонстрировать на выставках, проще говоря - «не светиться». В противном случае полученная информация может быть использована против заявителя, в том числе конкурентами.

Надо отметить, что эксперт патентного ведомства, найдя визуальную информацию о тождественном или сходном изделии, в том числе в Интернете, может использовать ее только в том случае, если сможет выяснить дату ее публикации и указать на нее действующую ссылку. Другими словами, эксперт не имеет права ссылаться на информацию без подтверждения даты ее раскрытия общественности.

Однако, все не так плохо. Предположим, что заявитель или автор не удержался и показал свое изделие на выставке или еще где-то в общем доступе, а эксперт выявил эту информацию и противопоставил как подтверждение отсутствия новизны заявляемого промышленного образца. Такое противопоставление может быть снято, если заявитель или автор сможет доказать, что он «обнародовал» изделие сам или это было сделано с его разрешения и согласия в течение 12-ти месяцев до даты подачи заявки (такую возможность принято называть «льготой по новизне»).

Есть и другая опасность. Допустим, эксперт не нашел ссылку на изделие самого заявителя и заявитель получил патент на промышленный образец и даже повесил его в рамочке на стену. Первый шаг конкурента — попытаться признать патент недействительным и с этой целью выяснить, не было ли его раскрытия до даты приоритета. Если он найдет подтверждение такому раскрытию, то патент может быть аннулирован в связи с несоответствием требованиям новизны или оригинальности.

Отсутствие новизны подразумевает ситуацию, когда заявляемый образец ПОЛНОСТЬЮ совпадает по своим существенным признакам с другим, уже существующим и ранее раскрытым образцом, т.е. идентичен ему (имеет место копирования).

Оригинальность предполагает творческий вклад дизайнера в разработку внешнего вида изделия, отсутствие подражательности, имитации известных решений. Изделие, «скомпилированное» из набора разных элементов, позаимствованных у аналогичных изделий признается неоригинальным . В этом случае дизайнер не привнес в изделие ничего своего, нового, индивидуального, а лишь «механически» соединил в нем существующие элементы чужих разработок.

Сходство до степени смешения с известным дизайном изделия такого же или сходного назначения также подтверждает отсутствие оригинальности. Такой подход на первый взгляд кажется близким к методике определения степени сходства применительно к товарным знакам, но на самом деле это совсем не так. При оценке сходства зрительного впечатления от дизайна сравниваемых изделий должны учитываться знания функциональных особенностей и насыщенности аналогового ряда изделий такого же или сходного назначения, степень свободы дизайнера, который должен знать назначение, существующие стандарты и технологические возможности изготовления конкретного изделия. Чем выше «функциональность» изделия, чем большее количество функциональных признаков свойственно изделию данного вида, и тем больше ограничены возможности дизайнера по созданию оригинального внешнего вида изделия, производящего принципиально новое общее впечатление (например, сварочный аппарат, дрель).

Чем шире представлен ассортимент изделия на рынке, тем больше ограничены возможности дизайнера по созданию внешнего вида, производящего новое впечатление (например, бутылки винные или пивные — аналоговый ряд этих изделий перенасыщен). Поэтому для оценки сходства промышленного образца с известным решением необходим тщательный анализ вида и назначения изделия, изучение аналогового ряда и степени его насыщенности, что может сделать только информированный пользователь, специалист, что кардинально отличается от оценки сходства товарных знаков, определяемого на основании общего впечатления среднестатистическим потребителем со средней внимательностью.

4. Каким еще объектам и решениям не предоставляется охрана в качестве промышленного образца?

- решениям внешнего вида, обусловленным технической функцией изделия;
- решениям внешнего вида, которые могут ввести в заблуждение потребителя в отношении места изготовления изделия или изготовителя.

Что нового в законодательстве?

Раньше можно было защитить внешний вид только «переносных архитектурных объектов», так называемых объектов «архитектуры малых форм» - ларьков, киосков, садовых домиков, остановок транспорта, беседок и т. д. Теперь можно получить патент на промышленный образец, защищающий архитектурные объекты: «стационарные» здания и сооружения. Архитектурный объект целесообразно патентовать на этапе проектирования до его обнародования. Причем это может быть даже проект (без подробностей) какого-либо здания либо части здания.

Раньше требовалось предоставить полный набор проекций: общий вид, вид сбоку, вид сверху и т.д. Сейчас заявитель может предоставить такой комплект изображений, который, по его мнению, отражает признаки внешнего вида объекта, на которые он хочет получить охрану.

Новые положения Гражданского Кодекса разрешают зарегистрировать в качестве промышленных образцов объекты из нестабильных материалов (текучие, сыпучие материалы): фонтаны, скульптуры и композиции из песка или льда.

Полезный совет: предоставлять заявляемое изображение лучше не в виде фотографии, а в виде рисунка или компьютерной графики, на которых намного удобнее выделить те элементы дизайна, которые для вас важны.

Еще одно новшество: теперь вы можете испросить охрану только той зоны объекта, которую вы выделили, например, сплошной линией. В этом случае все остальные незначащие области можно показать упрощенно-условно, например, пунктирной линией.

Введено новое понятие для промышленного образца, делающего его похожим на товарный знак: в патенте может быть указан неохраняемый элемент. Например, если в промышленном образце присутствует государственный флаг и на его размещение получено разрешение компетентного органа, этот элемент будет указан как неохраняемый.

Следует отметить что, при разработке нововведений в ГК РФ, касающихся промышленных образцов, были учтены особенности законодательства Евросоюза и многие новации гармонизированы с Директивами Евросоюза. Теперь в системе охраны промышленных образцов присутствуют не только признаки патентного права (в т.ч. патентная форма охраны, учет мировой ситуации при оценке патентоспособности), но и применяются многие положения законодательства в области товарных знаков: почти все запреты на регистрацию товарных знаков полностью используются для отказа в выдаче патента на промышленный образец (не допускается патентование объектов, вводящих потребителя в заблуждение, использующих объекты чужих прав и многое другое).

5. Какие проводятся экспертизы заявок на промышленный образец?

Заявка на промышленный образец проходит два этапа экспертизы: формальная экспертиза и экспертиза по существу .

Формальная экспертиза — чисто техническое мероприятие. На этом этапе проверяется полнота и правильность оформления комплекта документов, оплата пошлин. Самым важным здесь является хорошо выполненное и понятное изображение заявляемого объекта. Объем охраны определяется предоставленным изображением: «что предоставили, то и будет охраняться» в случае выдачи патента.

Экспертиза по существу состоит из двух этапов: сначала определяется, относится ли заявляемое решение к объектам, относящимся к промышленному образцу, затем проверяется его соответствие условиям патентоспособности: новизна и оригинальность.

Изображение промышленного образца проверяется на наличие элементов, противоречивых общественным интересам (общепринятым нормам нравственности и морали), т. е. оно не должно содержать текстов, изображений и символов, являющихся неприличными (даже ассоциативно), оскорбляющими чувства верующих любой конфессии, призывающих к войне, агрессии и т. п.

По аналогии с товарным знаком проверяется возможность введения потребителя в заблуждение — например, на продукции произведенной в России нельзя написать «Made in France”. Также нельзя использовать государственные символы: гербы, флаги, официальные названия государственных учреждение и сокращения от них, государственные аббревиатуры (напр. «ЦБ РФ») без предоставления документально подтвержденного согласия, включать объекты чужих авторских права и т. д. Обобщая, можно сказать, что на промышленный образец накладываются запреты и ограничения, используемые для отказа в регистрации товарного знака.

6. Каков срок действия патента на промышленный образец?

Патент на промышленный образец действует в течение 5 лет, с правом продления на очередной пятилетний период, но в целом не более 25 лет.

По сравнению с обработкой заявки на товарный знак срок рассмотрения заявки на промышленный образец ощутимо меньше. От подачи заявки до получения решения проходит 8 -10 месяцев. Патент после оплаты регистрационной пошлины выдается позже, примерно через 4 месяца, поскольку ему необходимо дождаться своей очереди на публикацию. В отличие от товарных знаков, сведения о содержании заявки на промышленный образец, включая изображение, являются закрытыми и подлежат обнародованию только после публикации патента в официальном Бюллетене промышленных образцов. Заявке присваивается номер, по этому номеру в разделе «Реестр заявок на промышленные образцы» на сайте ФИПС кратко отражаются сведения о датах и событиях делопроизводства, например: «Комплект заявочной документации — 00.00.2015», «Решение о выдаче патента — 00.00.2016». Информация о выданном патента публикуется уже в официальном бюллетене и отражается на сайте ФИПС в разделе «Реестр промышленных образцов».

7. Когда возникают права на промышленный образец и какой документ их подтверждает?

«Временной охраны» с даты подачи заявки до получения патента больше не существует. Срок действия патента отсчитывается с даты подачи заявки. Исключительное право возникает с даты регистрации.

Патент удостоверяет исключительное право на промышленный образец. Объем исключительного права определяется изображением в патента. Описание или перечень существенных признаков отсутствует.

Признаки использования (нарушения исключительного права) конкурентами.

Нарушение 1: использование в изделии всех существенных признаков промышленного образца (это может быть полное копирование, например, формы подарочной коробки или ее копирование с доработкой: если форма скопирована полностью, но на поверхность нанесен рисунок, это признается использованием всех существенных признаков).

Нарушение 2: использование такой комбинации существенных признаков промышленного образца, которая в целом производит такое же общее впечатление на информированного пользователя (в данном случае речь идет о подделке, например, удалены или упрощены некоторые детали декора при сохранении зрительно активных элементов.)

8. Кто может быть автором промышленного образца?

Автором промышленного образца является только физическое лицо (или коллектив авторов), т. е. «творец», чьим творческим трудом был создан данный промышленный образец. Даже если кто-то помог оформить «творцу» заявку, документы, спонсировал его творчество — он по закону не может считаться «соавтором», поскольку это не был вклад в создание дизайна, даже если он был «творческим» в других отношениях.

Юридическое лицо не может быть автором. Если сотрудник создает промышленный образец, работая на предприятии, то такой промышленный образец считается «служебным». Причем автором является сотрудник, создавший промышленный образец, а права на него принадлежат предприятию.

При подаче заявки автор служебного и неслужебного образца может в письменном виде за своей подписью заявить, что он не хочет быть упомянутым при публикации, но в заявке и в патенте он указывается обязательно. Патентообладателем может быть физическое лицо, группа лиц, организация (группа организаций) и их всевозможные комбинации.

9. Каково отличие процедуры регистрации промышленного образца в Ведомстве по интеллектуальной собственности Евросоюза (European Union Intellectual Property Office (EUIPO)

Ведомство по интеллектуальной собственности Евросоюза (EUIPO) является региональной организаций, регистрирующей промышленные образцы, действующие на территории всех стран — членов Евросоюза. В EUIPO можно подать т. н. «множественную заявку» (до 100 образцов в одной заявке), если образцы относятся к одному классу международной классификации промышленных образцов МКПО (напр. чайник, молочник, чашки, блюдца и другая посуда). В Россию такую заявку подать нельзя, что часто является препятствием при решении вопроса о подаче заявки иностранным заявителем. Приходится на каждый объект подавать отдельную заявку, что удорожает процедуру.

Заявки Евросоюза почти сразу публикуются (через несколько дней). При этом можно попросить отложить публикацию на определенное время, чтобы конкуренты не увидели изображение промышленного образца. Если все оформлено правильно, заявка отвечает формальным требованиям, пошлина оплачена, заявитель через 2-3 месяца получает Сертификат, поскольку нет экспертизы по существу и заявка проходит только формальную экспертизу.

Решение о том, правомерно или неправомерно выдан Сертификат, принимается уже после его выдачи на основании заявлений, исков и т. д. заинтересованных сторон. Заинтересованное лицо может начать процесс, который называется «Invalidation» - попытку оспорить регистрацию промышленного образца и признать его недействительным. Таким образом, EUIPO выдает патент «под ответственность заявителя». А дальше уже дело рынка и конкурентов.

Существует такое понятие, как «незарегистрированный промышленный образец Евросоюза» (unregistered Community design). Ему предоставляется охрана на три года с даты, когда он впервые был раскрыт общественности на территории Евросоюза. По истечении трех лет его действие прекращается.


Патентный поверенный РФ, рег. N 630
Руководитель патентного бюро № 41
Главный эксперт отдела № 4041
Наталия Юрьевна Бякина

По вопросам, связанным с получением патента на промышленный
образец, обращайтесь к Наталии Юрьевне Бякиной,
патентному поверенному РФ рег. № 630,

Телефон: + (495) 737-63-77 доб. 4101