Руководства, Инструкции, Бланки

журнал учета грубых дисциплинарных проступков образец img-1

журнал учета грубых дисциплинарных проступков образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приложение N 7

1. К грубым дисциплинарным проступкам относятся:

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров);

неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;

отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

нарушение правил несения пограничной службы;

нарушение уставных правил караульной службы;

нарушение уставных правил несения внутренней службы;

нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность.

2. Дисциплинарный арест исполняется в отношении военнослужащих:

Вооруженных Сил - военной полицией на гауптвахтах;

других войск, воинских формирований и органов - командованием воинских частей, в ведении которых находятся войсковые гауптвахты, а при отсутствии войсковых гауптвахт - военной полицией.

(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции )

3. Предварительное уточнение наличия свободных мест на гауптвахте, проверка документов, необходимых для оформления военнослужащего на гауптвахту, а в случае необходимости затребование сопровождающих возлагается в отношении подвергнутых дисциплинарному аресту:

солдат, матросов, сержантов и старшин - на старшину роты (команды);

прапорщиков и мичманов - на назначенных командиром воинской части (начальником гарнизона) военнослужащих, равных по воинскому званию, или офицеров;

военнослужащих органов военного управления и военных образовательных организаций - на лиц, назначенных соответствующим начальником.

(п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. У всех военнослужащих, подвергнутых дисциплинарному аресту, перед отправлением на гауптвахту изымаются по описи имеющиеся у них деньги и вещи, которые не положено иметь на гауптвахте. Перечень вещей, которые разрешено иметь на гауптвахте военнослужащим, подвергнутым дисциплинарному аресту, определяется в приложении N 4 к Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 29.07.2011 N 1039. от 25.03.2015 N 161 )

(см. текст в предыдущей редакции )

Ордена, медали и планки с лентами орденов, а также нагрудные знаки арестованные военнослужащие сдают на хранение в штаб воинской части или на гауптвахту отдела военной полиции.

(в ред. Указов Президента РФ от 14.01.2013 N 20. от 25.03.2015 N 161 )

(см. текст в предыдущей редакции )

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту, при направлении на гауптвахту должны быть одеты в чистую, исправную повседневную (полевую) форму одежды. Кроме того, они должны иметь при себе две простыни, наволочку, одеяло, полотенце, носовые платки, средства личной гигиены.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции )

Все арестованные перед направлением на гауптвахту проходят медицинский осмотр, а в случае необходимости санитарную обработку (мытье в бане) и дезинфекцию обмундирования, о чем в медицинской книжке врачом делается отметка.

5. Порядок приема, содержания и освобождения военнослужащих, подвергнутых дисциплинарному аресту, изложен в Уставе военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции )

Другие статьи

ОГП 4_2

/ ВК / ВК / ОГП / ОГП 4_2

Проведение дисциплинарной практики. Успешное решение задач по укреплению воинской дисциплины в подразделениях в первую очередь зависит от того, насколько умело и эффективно будут предупреждаться правонарушения. В этой работе важная роль принадлежит дисциплинарной практике, под которой понимается применение командиром (начальником) мер поощрений и взысканий по отношению к своим подчиненным, а также совокупность других мер воздействия на сознание и чувства военнослужащих с целью воспитания у них высокой ответственности и сознательного отношения к требованиям воинской дисциплины.

Эффективность воспитательного воздействия дисциплинарной практики, ее результативность в укреплении воинской дисциплины, в предупреждении дисциплинарных проступков и иных правонарушений зависят от того, насколько обоснованно, правильно и своевременно командиры и начальники применяют свою дисциплинарную власть.

Основным требованием, предъявляемым к дисциплинарной практике, является требование строжайшего соблюдения командирами (начальниками) законности, как при применении мер поощрения, так и при наложении дисциплинарных взысканий. Даже малейшее отступление командира от уставных норм при применении дисциплинарной власти к подчиненным недопустимо. Нельзя добиться высокой воинской дисциплины, обеспечить соблюдение уставного воинского порядка незаконными методами. Применение незаконных методов не только не способствует укреплению дисциплины, но и может повлечь за собой новые, подчас более тяжкие правонарушения.

Любое отступление командира в дисциплинарной практике от принципа законности подрывает его авторитет. У подчиненных в этих случаях ослабляется вера в справедливость и обязательность воинского правопорядка, что может вызвать новые нарушения. Отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины и превышение отдельными начальниками, предоставленной им власти, равно как и применение не предусмотренных уставами поощрений и взысканий.

Непременным требованием правильной дисциплинарной практики является и то, чтобы каждое поощрение и взыскание было справедливым, соответствовало степени заслуг отличившегося, либо тяжести проступка и степени вины совершившего правонарушение. Незаслуженно высокое поощрение случайно отличившегося военнослужащего, без учета его прежнего поведения и отношения к делу, как правило, не только не способствует укреплению дисциплины, но и приводит к отрицательный последствиям. Фактически на нет сводится воспитательная роль поощрений и при неоправданно частом их применении к одним и тем же военнослужащим за одни и те же достижения.

Одним из необходимых условий является единообразный подход к применению поощрений и взысканий всеми командирами в подразделении.

Большое значение для повышения предупредительной роли дисциплинарной практики имеет участие в ней командиров (начальников) всех степеней, в том числе сержантов и старшин - непосредственных начальников солдат и матросов.

Воспитательное воздействие дисциплинарной практики значительно повышается при умелом использовании командирами подразделений различных мер поощрения и взыскания, а также от строгого соблюдения порядка и сроков наложения взыскания. Нарушение установленных сроков наложений взысканий, как и не приведение наложенного взыскания в исполнение, как и любое

отступление при его применении от уставных требований, приводит к отрицательным последствиям.

Подводя итог работы командира подразделения по проведению дисциплинарной практики, необходимо отметить, что деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в подразделении, а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка и своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины.

Учет преступлений и происшествий ведется в масштабе полка (корабля) в журнале учета преступлений и происшествий воинской части, которая хранится в штабе полка.

Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики ведется от роты (батареи) до полка, бригады соответствующими штабами совместно с заместителями командиров по воспитательной работе в журналах учета грубых дисциплинарных проступков.

Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется в воинских частях в служебных карточках, которые ведутся:

в роте - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву;

в штабе воинской части - на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров;

на кораблях 1 и 2 ранта:

на матросов и старшин - в боевых частях, службах и отдельных командах;

на мичманов и офицеров - помощником командира корабля;

на кораблях 3 ранга - помощником командира корабля на весь личный состав корабля;

на кораблях 4 ранга - в управлении дивизиона на весь личный состав.

Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется:

на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - командиром роты (соответствующего подразделения);

на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту. - начальником штаба воинской части (помощником командира корабля, командиром дивизиона кораблей 4 ранга).

Дисциплинарным уставом определено, что непосредственные начальники докладывают по команде о поощрениях и дисциплинарных взысканиях:

на солдат, матросов, сержантов и старшин - командирам рот и им соответствующим ежедневно

на прапорщиков (мичманов) и офицеров (кроме высших) - командирам воинских частей еженедельно.

Командиры батальонов (дивизионов) и им соответствующие обязаны периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Каждый военнослужащий 1 раз в год, а также в период перемещения и перевода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись.

Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении занимает важное место в многогранной деятельности командира подразделения и позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении, вскрыть причины и условия, способствующие правонарушению, грубым дисциплинарным проступкам, определить меры воздействия на нарушителей и пути поддержания уставного порядка, воинской дисциплины.

Следует особо подчеркнуть, что при анализе воинской дисциплины приходится встречаться с множеством объективных и субъективных, существенных и незначительных факторов, определяющих поведение каждого военнослужащего в отдельности и коллектива в целом.

Основными требованиями к анализу воинской дисциплины является: объективность, всесторонность, конкретность, систематичность и комплексный подход.

Объективность в оценке состояния воинской дисциплины предполагает анализ конкретных фактов. Непременным условием выполнения этого требования являются: обеспечение полноты исходных данных, разносторонней информации о положении дел в подразделении, хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.

Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение состояния во всех ее связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно:

определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности, состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства;

проанализировать примерность всех категорий личного состава (сержантов и солдат - по срокам призыва, офицеров, прапорщиков, военнослужащих, проходящих службу по контракту);

изучить морально-психологическую атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчетов;

проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательской работы в интересах укрепления воинской дисциплины;

оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.

Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учетом сопутствующих им условий и обстановки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в кол­лективе.

Систематичность анализа означает его проведение не от случая к случаю, а постоянно. Это позволяет контролировать положение дел в подразделении и оперативно принимать меры по предупреждению правонарушений.

Комплексный подход в анализе предполагает учет всех факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной, учебной и воспитательной работы, быта и отдыха личного состава.

Такой подход обеспечивает получение объективных выводов и объединение усилий всех должностных лиц в решении задачи поддержания воинской дисциплины и твердого уставного порядка.

Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов, которые показаны на схеме №4.

Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении

Распределение задач и обязанностей

Оценка дисциплинарной практики и действенности работы

Основой анализа является сбор данных, предметом тщательного изучения в ходе которого должны быть вопросы поддержания уставного порядка и службы войск; количество, характер правонарушений и грубых дисциплинарных проступков; уровень требовательности офицеров, прапорщиков, сержантов и старшин, их участие в работе с тинным составом и дисциплинарной практике; степень исполнительности всех категорий военнослужащих.

Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении являются:

результаты проверок боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней

отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;

личные наблюдения за поведением военнослужащих в ходе служебной деятельности и общение с ними в неформальной обстановке;

доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;

доклады лиц суточного наряда;

индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;

участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных и культурно-досуговых, спортивных мероприятий;

изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных;

результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов; директив и распоряжений, распорядка дня, состояние внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;

-письма, жалобы, заявления личного состава и родителей и др.

В совокупности все перечисленные выше и другие источники информации позволяют получить истинные данные, характеризующие состояние воинской дисциплины, уровень организаторской и воспитательной работы, эффективность деятельности различных должностных лиц по предупреждению правонарушений и грубых дисциплинарных проступков.

Важной составной частью анализа дисциплины является обработка накопленного материала и его систематизация как с качественной, так и с количественной сторон. Качественная сторона позволяет классифицировать проступки по их признакам, а количественная - получить табличные или графические зависимости, поясняющие динамику промесса. В войсковой практике наибольшее распространение получили методы сравнения, детализации, комплексного исследования.

Метод сравнения используется для анализа однородных по своему содержанию, характеру показателей и конкретных проступков. Например, сравниваются показатели воинской дисциплины среди различных подразделений (экипажей, расчетов, отделений, взводов, рот, батальонов) или ее состояние в подразделениях за отдельные периоды времени и т.д.

Метод детализации предполагает деление фактического материала на специфические признаки. Детализация проводится по времени, частоте проявления, характеру, причинам, тяжести проступков, их последствиям, нравственным и материальным издержкам, организационным и воспитательным мероприятиям. Способ детализации предусматривает не только деление, но и последующую! группировку однородных показателей, фактов и явлений в таблицах, графиках, диаграммах.

Метод комплексного исследования предполагает выявление связи и взаимодействия определенных сторон дисциплины, организаторской и воспитательной работы, уставного порядка, требовательности командиров (начальников), материально-бытового обеспечения, досуга личного состава!

Анализ может быть достаточно объективным при том условии, если выявлены все основные связи или по крайней мере те из них, которые приводят либо к позитивным сдвигам, либо к негативным! тенденциям в решении задач поддержания правопорядка и воинской дисциплины.

Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении представляет немалую трудность, так как ее уровень определяется не только личными качествами воинов, но и сложившимися внутриколлективными нормами и традициями. В этом случае, оценивая дисциплину, не столь важно добиваться какой-либо статистики, намного важнее определить наличие негативных явлений во внутриколлективной жизни.

Дела в коллективе непосредственно воздействуют на состояние воинской дисциплины в подразделении, улучшая или ухудшая общую ситуацию. Все это должно учитываться при обобщении данных о состоянии воинской дисциплины во взводе, роте. В процессе работы надлежит добиваться, прежде всего, всесторонности оценки, рассматривая все факты поведения военнослужащих в единстве с сопутствующими условиями, а также дифференцированный подход к оценке различных категорий военнослужащих, определяя вклад каждого из них в поддержание порядка в подразделении.

Для более обстоятельного разбора оценка дисциплинарной обстановки в подразделении может быть представлена по таким видам, как:

систематичность соблюдения некоторой совокупности норм воинского поведения, например выполнение в каком-либо подразделении распорядка дня;

соблюдение одной определенной нормы значительным числом военнослужащих, например формы одежды сержантским составом роты;

изменение уровня соблюдения уставных требований с течением времени (стабильность на определенном уровне, подъем, спад, колебания), например, динамика дисциплины воинского коллектива с прибытием нового пополнения и увольнением в запас старослужащих.

Оценка воинской дисциплины подразделения должна быть объективной, что предполагает рассмотрение действительных фактов и непредвзятый подход к ним, тем более неприятие чьего-то субъективного мнения. Во всех случаях командиру нужно быть готовым не просто объявить или доложить свое заключение, но и при необходимости аргументировать и даже отстаивать его на любых уровнях. Это обстоятельство предполагает учет общей и дисциплинарной нагрузки.

Командир подразделения, оценивая дисциплину с личным составом, обстоятельно должен разобрать и допущенные за неделю грубые нарушения, вскрыть их причины, сообщить о принятых мерах, дать оценку дисциплине во взводах, назвать передовые и отстающие подразделения. Отдельно оценивает сержантов, их личное поведение, вклад каждого из них в улучшение дисциплины своего под разделения. В таком же плане проводится работа с офицерами и прапорщиками, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. Аналогичную работу проводит командир батальона на служебном совещании офицеров, а при необходимости и на совещании сержантов. Тут оценивается состояние воинской дисциплины в ротах, взводах, определяется личная дисциплина офицеров.

При оценке деятельности офицеров по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины рассматривается умение командира решать следующие задачи:

определять уровень дисциплинированности подчиненных, анализировать и оценивать конкретные их поступки, своевременно принимать решения о поощрениях и взысканиях и проводить их в жизнь, оценивать содержание и структуру коллективно-групповой дисциплинированности и подразделения в целом;

корректировать поведение военнослужащих в соответствии с уставными нормами, психологически и педагогически правильно воздействовать на них; умело строить воспитательную работу;

находить очаги, стабилизирующие и разрушающие воинский порядок, представлять личному составу соответствующую информацию, проводить беседы по различным проблемам воинской дисциплины, занятия по общевоинским уставам, разъяснять и аргументировать их требования, обучать подчиненных командиров проведению дисциплинарной практики;

прогнозировать динамику развития дисциплинированности личного состава и воинских коллективов, подразделения в целом, разрабатывать эффективные меры по обеспечению дисциплины и порядка и ставить конкретные задачи по дальнейшему укреплению воинской дисциплины, осуществлять повседневный контроль в этой области.

Итак, в результате анализа и оценки дисциплины в подразделении, а также деятельности офицерского и сержантского состава в данной области командир получает богатейший материал, который всесторонне характеризует реальное положение дел.

Подведение итогов состояния воинской дисциплины и выработка мер по ее укреплению проводится в батальоне один раз в месяц, в роте еженедельно, во взводе и отделении ежедневно. Командиры подразделений, наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, при подведении итогов отмечают примеры ревностного и нерадивого отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощряют наиболее достойных, дисциплинированных за проявленную разумную инициативу, усердие и отличие по службе, конкретно разбирают каждый допущенный проступок и при необходимости наказывают виновных.

Особое внимание должно уделяться обеспечению высокой воинской дисциплины в ходе несения боевого дежурства, занятий, при несении караульной, внутренней и вахтенной служб. Отмечается усердие воинов при исполнении приказов, распоряжений, поддержании уставного порядка, соблюдении требований безопасности, воинской вежливости и правил ношения военной формы одежды.

По результатам подведения итогов каждому военнослужащему может выставляться индивидуальная оценка. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а на совещании с сержантами раскрыта практика работы командира этого отделения (расчета, экипажа).

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне и им равных подразделениях необходимо анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, сержантами, старшинами, прапорщиками, офицерами).

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях или специальных занятиях с участием офицеров. При этом командир подразделения анализирует их роль в поддержание уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в поддержание правопорядка и воинской дисциплины, выполнение распорядка дня, соблюдение формы одежды подчиненными. Особое внимание уделяется анализу участия сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, создании здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективах.

Большое значение имеет анализ и подведение итогов состояния воинской дисциплины с офицерским составом в батальоне (роте) и им равных подразделениях. Командир батальона (роты) может при этом заслушать доклады командиров рот (взводов) о состоянии воинской дисциплины и проделанной работе по ее укреплению. Он оценивает положение дел в ротах (взводах) и определяет их места, дает персональную оценку вкладу каждого офицера и оценку их личной дисциплинированности. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдение при этом ими требований законов и общевоинских уставов, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.

Следует предостеречь оттого, что иногда в ходе подведения итогов негативно оценивается деятельность офицеров (а также сержантов, старшин) в связи с тем, что в подчиненных им подразделениях совершено немалое количество проступков. Подобный подход оправдан лишь в том случае, если эти проступки явились вследствие бездеятельности или безответственного отношения к исполнению своих обязанностей со стороны того или иного офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке нет, и он предпринимает все от него зависящее, чтобы навести порядок, организовать службу, то отрицательная оценка может сыграть только негативную роль.

В целом грамотная подготовка и умелое подведение итогов состояния воинской дисциплины в подразделении позволяет должностным лицам постоянно анализировать ее состояние и влияние на выполнение стоящих задач, выявлять динамику развития процессов в воинских коллективам, своевременно принимать меры по предупреждению правонарушений,

В заключение следует обратить внимание на то, что на все процессы в воинских коллективах определяющим образом влияет личность командира, его профессионализм, доступность, честность, смелость, требовательность к себе, твердость и решительность, способность определить и проводить неординарные меры воздействия на личный состав, умение искать и находить единомышленников, лидеров в воинских коллективах и направлять их деятельность на решение задач, стоящих перед подразделением.

Рассмотренные основные элементы педагогических технологий, их общая характеристика не могут в полной мере охватить всю проблематику воспитательной работы в ВС. Однако, анализ теории и практики воспитательной работы позволяет сделать вывод о том, что применение в комплексе перечисленных закономерностей, принципов, методов, средств и форм позволит обеспечить более качественное функционирование системы воспитания личного состава ВС РФ, достичь определенного уровня ее эффективности и результативности.

Необходимо особо подчеркнуть, что в прежней системе воспитания общечеловеческие ценности были оттеснены на второй план. Однако в условиях реформирования системы воспитания проявилась другая крайность – устранение политических и идеологических компонентов. Разумеется, затронутая проблема носит сложный, противоречивый характер. Она нуждается в специальном, углубленном исследовании. В то же время изучение и анализ опыта подготовки личного состава в зарубежных армиях свидетельствует о том, что в разумных пределах использование политики и идеологии воспитания военнослужащих, способствует более эффективному решению, стоящих перед ними задач.

Таким образом, противоречие системы воспитания носит многообразный и сложный характер. В этих условиях возрастает значимость подготовки воспитателей. Поэтому главная задача студентов, будущих офицеров запаса, в случае прохождения ими службы в рядах ВС РФ, научиться разрешению противоречий на практике и умению организовать эффективную воспитательную работу с подчиненным личным составом.

Преподаватель военной кафедры В.Бирюков