Руководства, Инструкции, Бланки

структура портфолио ученика начальной школы по фгос образец img-1

структура портфолио ученика начальной школы по фгос образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Портфолио ученика начальной школы

Портфолио ученика начальной школы

Одним из запросов начальной школы для ученика является составление портфолио. Этим зарубежным словом, означающим «портфель или папка документов», в нашей жизни никого уже не удивишь. Творческим или креативным работникам часто приходится при приеме на работу предъявлять свои наработки и результаты в виде оформленного «досье». Но действительно ли оно нужно и чем выгодно его иметь современному ученику начальных классов. А может быть не просто выгодно, а необходимо? Что же такое портфолио ученика начальной школы?

Цели и задачи портфолио

Целью создания портфолио ученика или ученицы начальной школы, является сбор, систематизация и фиксирование индивидуальных результатов развития школьника, достижений в разных сферах деятельности: учебной и внешкольной (в школах искусств, кружках и секциях ). То есть основная идея портфолио - собрать и упорядочить в «папку достижений» все, что может характеризовать ребенка как ученика и как личность, это поможет узнать о нем персональные особенности: интересы и склонности, знания и умения.

Портфолио ученика начальной школы решает важные педагогические задачи, о которых родители порой и не догадываются. Начнем с простых, например, такое портфолио помогает сохранить результаты абсолютно всех достижений ребенка (ведь бывает так, что бумажная грамота может потеряться), по портфолио можно проследить индивидуальную динамику развития (участие в одной и той же школьной олимпиаде в разные годы может принести как 1-е, так и 2,3-е места). Еще портфолио развивает у младшего школьника умение учиться: он самостоятельно обдумывает мотивы собственных действий, ставит цель, а так же планирует ее достижение и оценивает результат.

Но главные задачи портфолио ученика начальной школы следующие:
  • влияние на самоактуализацию и самореализацию школьника: он развивает в себе те направления, которые у него больше получаются и пригодятся в жизни;
  • поддержка интереса к конкретному виду деятельности;
  • поощрение самостоятельности и активности;
  • создание предпосылок для успешной социализации (уметь найти свое место в обществе);
  • создание для конкретного ученика ситуации успеха (видя наглядно все результаты, ребенок воспринимает свои достижения и себя в реальности – повышает самооценку ).
Портфолио ученика начальной школы по ФГОС

Как бы там ни было, но не так давно никаких портфолио в школе не было. И уж совсем недавно портфолио использовали лишь в некоторых учебных заведениях в рамках внедрения инновационных образовательных технологий. Но Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) сделал этот документ обязательной частью образовательного процесса. Портфолио ученика начальной школы по ФГОС представляется как педагогический инструмент сопровождения, развития и оценки достижений школьников.

Цели портфолио ученика начальной школы по ФГОС:
  • обновить и совершенствовать качество образования;
  • обеспечить системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
  • выявить динамику индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
Задачи портфолио ученика начальной школы по ФГОС:
  • поддержание высокой учебной мотивации учащихся ;
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио ученика начальной школы по ФГОС – это обязательная составляющая определения итоговой оценки, оно включено в основную образовательную программу начального общего образования и его ведение обязательно для всех учащихся начальных классов.

Через портфолио планируется вовлечь учащихся и их родителей в оценочную деятельность, основанную на проблемном анализе, рефлексии и оптимистическом прогнозировании.

Кто должен участвовать в создании портфолио ученика начальной школы?

Конечно, без помощи родителей первоклассник вряд ли справится с оформлением портфолио, поэтому в составлении портфолио первоклассника родители должны принимать постоянное участие. Ребенку еще трудно упорядочить в нужные разделы материалы и сформулировать мысли для описаний или анализа результатов. Но чем старше становится ребенок, тем большую самостоятельность он должен проявить в составлении портфолио, оно должно подстегнуть его к осмыслению достижений, формированию объективной оценки себя самого, помочь осознать свои возможности.

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Единого требования к составлению и оформлению портфолио ученика начальной школы до сих пор не придумали. И это хорошо – не нужно заполнять стандартные бланки, которые ничем не выделяют индивидуальность школьника, а у детей совместно с родителями имеется возможность проявить творчество и фантазию. Первые портфолио ученика начальной школы выглядели как набор грамот и дипломов, сертификатов за участие, оформленных в папке или альбоме с магнитными листами, с добавлением фотографий, отражающих яркие моменты участия ребенка в разных мероприятиях. Сейчас компьютерные дизайнеры на просторах интернета уже предлагают скачать шаблоны портфолио ученика начальной школы (но лучше родителям, а после и детям, лично заняться его разработкой в графических редакторах), в которые нужно только вставить подходящие по смыслу материалы и можно распечатать, как отдельными листами, так и готовой книгой с переплетом.

Если вы ищите портфолио ученика начальной школы, шаблоны скачать бесплатно можно с нашего сайта. Это практически готовые портфолио ученика начальной школы, просто нужно выбрать наиболее понравившееся, скачать, распечатать на любом принтере и заполнить информацией об учащемся.

Некоторые примеры портфолио ученика начальной школы с нашего сайта (нажмите на картинку, чтобы скачать портфолио) Для составления портфолио, прежде всего, собирают все материалы и делят на 3 группы:
  1. Официальные документы, отражающие образовательные достижения.
  2. Спортивные и творческие достижения, исследовательские работы, проекты, участие в конференциях и т.д.
  3. Отзывы и анализ учеником своей учебной и внеучебной деятельности, отзывы учителей и одноклассников.

Кто-то упорядочивает материалы в хронологической последовательности, кто-то делит их тематически по разделам. Если в классе вам не дали готового шаблона портфолио ученика начальной школы, то выбор расположения информации остается за учеником и родителями. Традиционно, у портфолио есть титульный лист с фамилией, именем ребенка и его возрастом, на следующей странице можно поместить информацию о школе и классе, в котором он обучается.

Разделы для портфолио ученика начальной школы можно называть произвольно, но самые распространенные из них, такие:
  • «Мой мир»: о себе, семье, месте жительства, друзьях и увлечениях, любимых предметах в школе;
  • «Моя учеба»: все, что касается школьных предметов;
  • «Моя общественная работа»: участие в мероприятиях вне учебного процесса. сюда можно вставлять фотографии и комментарии ребенка;
  • «Мое творчество»: творческие работы (стихи, рисунки и т.д.);
  • «Мои впечатления»: отзывы ребенка, комментарии о походах, просмотров кино, спектаклей;
  • «Мои достижения»: аттестационные ведомости, грамоты и др. документы;
  • «Отзывы и пожелания»: лист отзывов от учителей, педагогов кружков, одноклассников.

На самом деле, портфолио – очень полезный документ, как для его владельца, так и для тех, кто окружает ученика и помогает формировать его личность, а это родители, учителя, психолог.

Портфолио, несомненно, нужно ученику младшей школы, т.к. при переходе в среднее звено поможет лучше понять ребенка и выстроить работу и отношения с ним новому классному руководителю и широкому составу учителей-предметников.

Примеры оформления портфолио ученика, школьника - видео

Другие статьи

Примерная структура портфолио - Презентация 29969-10

Примерная структура портфолио

<< Выборки детских работ

Образец портфолио начальной школы >>

Примерная структура портфолио ученика начальной школы: Моё имя. Моя семья. Мой город (схема маршрута от дома до школы). Мои друзья. Моя школа. Мои первые дни в школе (анкеты для детей и родителей, «Я хочу научиться…», «Мне нравится…», «Мои первые школьные друзья» и др.) Мои учебные достижения (карты успехов по чтению, русскому языку, математике, общий листок достижений учащегося) Мои награды. Мои учебные и творческие работы. Другое по усмотрению родителей, детей, педагога, психолога школы.

Слайд 10 из презентации «Образец портфолио начальной школы» к урокам педагогики на тему «Портфолио начальной школы»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Образец портфолио начальной школы.ppt» можно в zip-архиве размером 1728 КБ.

Портфолио начальной школы

краткое содержание других презентаций о портфолио начальной школы

«Структура портфолио ученика начальной школы» - Раздел. Как выглядит портфолио. Нам всем придется привыкнуть к формуле. Заключительный раздел. Раздел. Философия учебного портфолио. Раздел. Раздел. Титульный лист. Раздел. Главная мысль. Для чего ученику портфолио. Портфолио ученика начальной школы. Как выглядит портфолио ученика начальной школы.

«Шаблоны портфолио начальной школы» - Учебное заведение. Концепция профильного обучения. Девиз работы. Основная функция данного нововведения. Концепция портфолио. Мой мир. Портфолио отзывов. Философия учебного портфолио. Как выглядит портфолио. Для чего ученику портфолио. Сводная итоговая ведомость. Создание ситуации успеха. Отзывы и рекомендации.

«Детское портфолио для начальных классов» - Мои достижения. Моя общественная работа. Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах. Как выглядит портфолио. Моё творчество. Мои увлечения. Моя семья. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности. Моя учёба. Титульный лист. Философия портфолио. Девиз работы с портфолио ученика начальной школы.

«Портфолио для начальных классов» - Для чего все это нужно. Философия учебного портфолио. Портфолио. Исследования психологов. Портфолио ученика начальной школы. Цель портфолио выпускника основной школы. Раздел. Философия портфолио. Раздел. С чего начать. Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован. Раздел. Коллекция работ учащегося.

«Портфолио учащегося начальной школы» - Мои впечатления. Раздел «Мой мир». Раздел «Моё творчество». Основные компетентности. Выборка детских работ. Титульный лист. Раздел «Моя общественная работа». Портфолио учащегося начальной школы. Раздел «Моя учеба». Раздел «Мои достижения». Лист. Ученики. Раздел «Работы, которыми я горжусь». Портфолио.

«Портфолио ученика начальных классов» - Помощь родителей. Музыка. Лист "Мои друзья". Раздел. Обязательно портфолио в начальной школе. Содержание портфолио. Раздел. Лист «Мой режим дня». Роль учителя в работе с портфолио. Раздел. Долговременные исследования психологов. Оценка результатов портфолио. Лист "Мой город". Цель портфолио.

Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 10

  • ? Антикоррупционная деятельность? Базовая площадка ФЦПРО? Введение ФГОС? Гостевая книга гимназии? Инновационная деятельность? Информация? Книга памяти? Музей гимназии? Наша новая школа? Новости гимназии? Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ? Профилактика ДДТТ? Публичный доклад? Служба медиации? Управляющий совет? Устав гимназии? Школьные СМИ? Фотоархив гимназии
  • ? Благотворительная помощь? Гостевая книга гимназии? Задайте вопрос директору гимназии №103? Здоровое питание? Инструкция для родителей по электронному зачислению в ОУ? Комплексная безопасность? НИКО? ОРКСЭ? Основная образовательная программа? Реализуемые программы? Рекомендации? Ссылки? Учебные планы? Фотоархив гимназии
  • ? Безопасный интернет? Внеурочка? Гостевая книга гимназии? Государственная итоговая аттестация? Летняя гимназия? Наши успехи? Всероссийская олимпиада школьников? Поступающим в ВУЗы? Совет старшеклассников? Спорт? Школьный хор? Фотоархив гимназии
  • ? Гостевая книга гимназии? Молодые специалисты? Коллективный договор? Печатные издания? Повышение квалификации? Профком? Профстандарт Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 103 г. Минеральные Воды

    Приложение к Уставу
    МБОУ гимназии № 103
    г. Минеральные Воды,
    утвержденному начальником управления образования
    администрации Минераловодского муниципального района,
    приказ № 1073 от 25.12.2015 г.

    1. Общие положения
    1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО (далее – Положение) МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды (далее – Учреждение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
    1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся Учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
    1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в Учреждении.
    1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
    1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
    1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.

    2. Цели и задачи портфолио
    2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
    2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
    o создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
    o максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
    o развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
    o формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
    o формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
    o приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
    o формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
    o содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

    3. Функции портфолио.

    3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
    3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
    3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
    3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.

    4. Порядок формирования портфолио
    4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
    4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
    4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.

    5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
    5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация Учреждения.
    5.2. Обязанности учащегося:
    Оформляет портфолио в соответствии с принятой в Учреждении структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. А также ученик имеет право на изъятие (замену, добавление) по своему усмотрению любого материала, кроме обязательного, без согласования этих действий с учителем и родителями.
    5.3. Обязанности родителей:
    Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
    5.4. Обязанности классного руководителя:
    Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
    5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
    Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
    5.6. Обязанности администрации Учреждения:
    5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе Учреждения и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
    5.6.2. Директор Учреждения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы Учреждения.

    6. Структура, содержание и оформление портфолио
    6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы (Приложение 1):
    6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
    6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых работ по предметам.
    6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
    6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
    6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах.
    6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входят:
    6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки
    - отдельные листы наблюдений,
    - оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
    6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.
    Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
    6.3. Не допускается включение в портфолио материалов, содержащих сведения конфиденциального характера, подпадающих под действие ФЗ «О персональных данных»; материалов, содержащих сведения (данные), подлежащие, согласно ФГОС ООО, исключительно неперсонифицированному изучению и оцениванию; а также сведений, могущих представлять потенциальную угрозу безопасности ученика в случае утраты портфолио или несанкционированного доступа к портфолио посторонних лиц.


    7. Технология ведения Портфолио
    7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в Учреждении структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
    7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
    7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
    7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
    • Записи вести аккуратно и самостоятельно.
    • Предоставлять достоверную информацию.
    • Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
    • В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
    7.5. В начале и конце каждого учебного года учащийся самостоятельно заполняет Самоанализ начала (окончания) учебного года (Приложение 6).

    8. Использование портфолио для оценки образовательных достижений

    8.1. Материалы портфолио используются в ходе промежуточной и итоговой аттестации для осуществления комплексной оценки предметных и метапредметных результатов, достигнутых учеником; для подготовки характеристики образовательных достижений ученика по окончании основной ступени обучения или при переводе в другое образовательное учреждение, а также в иных, предусмотренных законодательством, случаях.
    8.2. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным предметам материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения отметки в спорных случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для повышения итоговой отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов, подтверждающих достижения ученика, не может служить основанием для понижения итоговой отметки.
    8.3. Для оценки метапредметных результатов (определения уровня сформированности различных групп универсальных учебных действий) используются результаты выполнения школьником специальных педагогических диагностических работ (диагностических заданий), входящих в блок обязательных материалов портфолио, и презентации (защиты) школьником индивидуального портфолио в ходе специально организованных открытых мероприятий (родительских собраний, школьных (внутриклассных фестивалей ученических портфолио и т.п.).

    9. Подведение итогов работы
    Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
    Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.
    Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 5.
    По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

    Приложения