Руководства, Инструкции, Бланки

как написать методическое пособие образец img-1

как написать методическое пособие образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать пособие?

Как написать пособие?

Для начала необходимо разобраться, что именно вы хотите написать. Я имею ввиду будет ли это методическое пособие по предмету или учебное пособие, а может быть учебно-методическое. Вроде бы слова практически одинаковые, но за ними стоят разные понятия. Разобраться не сложно. Сегодня мы предоставим вам нехитрое руководство: как написать пособие. А для начала узнаем подробнее о его видах.

Методическим пособием называют документ с подробным изложением оптимальной последовательности в изучении определенного учебного или научного материала. Методическое пособие основано на достоверных научных трудах по предмету, а также на практике и полученном опыте. Методическое пособие можно назвать изложением авторского мнения об эффективных способах реализации поставленных заданий.

Учебно-методические пособия содержат в своей структуре материал, который отличается от традиционных учебников и трудов ученых. Основной задачей такого пособия является предоставление информации об алгоритме выполнения заданий по данной дисциплине, представление о задачах, которые эта дисциплина изучает.

Учебное пособие представляет собой частичное и полное дополнение к учебнику. Оно может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам. Отличием от учебника является наличие не только официально утвержденных апробированных знаний и положений, но и различных спорных мнений. Это издание обычно рекомендуется в помощь студентам для более качественного усвоения темы.

Как написать методическое пособие? Как написать учебно - методическое пособие?
  1. Изучите материалы по теме пособия.
  2. Подбирайте качественные солидные источники.
  3. Свяжите излагаемую теорию с собственной практикой.
  4. Составьте план, продумайте тезисы и короткие замечания.
  5. Продумайте контрольные вопросы по поднятой вами теме.
  6. Текст следует дополнить иллюстрациями, диаграммами и фото.
  7. Приведите примеры, как грамотно использовать изложенную методику.
  8. Излагайте материал простым и понятным языком.
  9. Список использованной литературы указывайте в конце. Рекомендуйте к дополнительному прочтению еще литературу.
  1. Внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой проходит обучение.
  2. Следите за тем, чтобы структура вашего будущего пособия соответствовала программе и раскрывала содержащиеся в ней темы.
  3. Собранный теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для студентов.
  4. Так как читать пособие будут не профессора, а студенты старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Если употребляете термины, обязательно делайте сноски, или расшифровку.
  5. Включите в пособие различные схемы, графики, рисунки, таблицы.
  6. К каждой теме продумайте практические задания, вопросы для самоконтроля, темы для рефератов.
  7. Список литературы составьте полный, дополните его учебниками и оригинальными трудами ученых.
  1. Изучите программу и темы. Ваше пособие должно строго соответствовать им.
  2. Выбрав тему, просмотрите какие цели у курса подготовки конкретного специалиста.
  3. Четко структурируйте учебное пособие.
  4. Пишите для простых людей в помощь, а не для запутывания.
  5. Все иностранные понятия и термины растолковывайте.
  6. Кроме вопросов для самопроверки, тем рефератов, каждую главу заканчивайте выводами.
  7. Каждое учебное пособие оформляйте в соответствии с требованиями, обращайте внимание на сноски, схемы и т.д.
  8. Внимательно составляйте список литературы, в котором указывайте полные данные об авторах, названии, дате выхода и издательстве.

Ещё больше интересного

Другие статьи

Как написать методическую разработку?

город Нижний Новгород Как написать методическую разработку?

Рекомендации к написанию и оформлению методической разработки

Методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт педагогической деятельности аттестуемого педагога или управленческой деятельности руководящего работника, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса.

Методическая разработка позволяет педагогическим и руководящим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.

В методической разработке могут быть представлены учебная программа, методические рекомендации, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.

1. Общие рекомендации

1.1. Создание методической разработки является одной из форм самообразования и обобщения опыта работы педагога дополнительного образования .

1.2. Методическая разработка должна соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 761н от 26.08.2010 г.).

1.3. Методическая разработка, должна быть индивидуальной.

1.4. Общий объем методической разработки зависит от выбранной темы.

2. Классификация методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

- разработку серии учебных занятий;

- разработку конкретного учебного занятия;

- программу воспитания и социализации обучающихся;

- программу объединения (секции) в рамках предпрофильной подготовки;

- программу дополнительного образования детей (молодежи);

- описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

- сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

- пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию;

- описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания и др.

Методическая разработка представляет собой результат педагогического исследования. в основе которого лежит решение проблемы.

Тема исследования должна отражать актуальные аспекты педагогической или управленческой деятельности.

Тему аттестуемый выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог (руководящий работник) может ориентироваться на:

- тему методической работы в образовательном учреждении, методическом объединении;

- противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого педагога (руководящего работника);

- противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного.

Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная проблема должна быть значимой, ее ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения.

Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться ее актуальность.

Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.

3. Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости - приложения.

На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); cведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу).

- проблема, которой посвящена методическая разработка;

- вопросы, которые она раскрывает;

- потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).

Рекомендуемый объем - до 10 предложений.

- актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);

- новизна методической разработки;

- цель методической разработки;

- условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);

- трудоемкость, ограничения, риски.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.

- специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.3 классификацией);

- существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке учебного занятия; требования к программе дополнительного образования и пр.);

- замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

- основные выводы по теме разработки;

- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

- информация о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в приложении .

Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.

Оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями.

Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Оформляется в стандартной форме с обязательным указанием страниц.

Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

- указать название каждого приложения;

- каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение », которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1 ».

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4. Требования к оформлению текста методической разработки

4.1. При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению текста.

- поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см.;

- номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;

- шрифт - Times New Roman;

- высота шрифта - 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);

- красная строка - 5 знаков;

- междустрочный интервал - одинарный;

- выравнивание текста - по ширине страницы.

4.2. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок » и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

4.3. Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ АННОТАЦИИ» - методические рекомендации, пособия, указания

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ АННОТАЦИИ

Методика составления аннотации / сост. С. Г. Лапенкова, Т. И. Вольхина; М-во общего и проф. образования Свердл. обл. ГОУ ДПО «Ин-т развития регионального образования Свердл. обл.». - Екатеринбург. ИРРО, 2006. - 15 с. – (В методический портфель педагога).

В методических рекомендациях представлена методика формализованного составления аннотации на научные, учебные, справочные, нормативные, официальные издания; документы большого объема: сборники, собрания сочинений.

Целью формализованной методики аннотирования является алгоритмизация действий человека при анализе текста первичного документа для выявления его основного смыслового содержания.

Предлагаемая методика рассчитана на работу с большим объемом первичных документов при подготовке докладов и выступлений, тезисов, статей, обзоров. Также может быть использована при организации руководства курсовыми и дипломными работами.

Методические рекомендации снабжены вспомогательным материалом и примерами.

Рекомендации адресованы слушателям курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, библиотекарям, студентам, учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.

Составители: Лапенкова Светлана Григорьевна, гл. библиограф библиотеки ИРРО

Вольхина Татьяна Ивановна, зав. библиотекой ИРРО

©Институт развития регионального образования Свердловской области

Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов, вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя тем самым задачи ее формирования.

Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации является структурным элементом информационной культуры педагога.

Овладение методом аннотирования позволит педагогу развить знания, умения, навыки по информационному самообеспечению многогранной профессиональной деятельности педагогов; содействовать росту их учебно-методической квалификации.

Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Аннотирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания и представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными интеллектуальными и временными затратами.

Умение аннотировать предполагает специальную подготовку.

Назначение данной методики заключается в снижении субъективности действий человека, преследующего цель извлечь наиболее важные сведение из первичного документа и представить их в сжатом виде; в повышении качества подготавливаемых вторичных документов; снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.

Предлагаемая методика рассчитана на первичное ознакомление с большим количеством документов и позволяет принять решение о необходимости их дальнейшей, более глубокой переработки и усвоения. Практически используется при подготовке докладов и сообщений, рефератов, обзоров. Также может быть использована при организации руководства курсовых и дипломных работ.

Объектом аннотирования могут быть научные, учебные, справочные, нормативные, официальные издания; документы большого объема: сборники, собрания сочинений.

Целью предложенной методики является алгоритмизация действий человека при анализе текста научного документа для выявления его основного смыслового содержания.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений.

Различают справочные и рекомендательные аннотации.

Справочная аннотация уточняет неясное заглавие и сообщает в справочных целях сведения об авторе, содержании, жанре и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании.

Рекомендательная аннотация призвана активно рекламировать документы, заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости прочтения документа. Поэтому в рекомендательных аннотациях имеют место дидактическая направленность, педагогические рекомендации, методические советы и т.д. Рекомендательные аннотации должны быть написаны живым и доступным языком. По объему значительно превосходят справочные аннотации.

В предложенных рекомендациях подробно рассматривается методика составления справочной аннотации, а также даны примеры рекомендательной аннотации.

Методика разработана на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

В качестве основного метода при построении аннотации используется формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении аннотации заранее задаются некоторые формальные правила:

    • определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления справочной аннотации;
    • определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;
    • приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре аннотации аспекты содержания;
    • задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в аннотацию.
  • Основные понятия

Аспект содержания – относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством.

Индикаторы – устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателей на отдельных фрагментах текста.

Маркеры – характеристические слова или словосочетания, однозначно определяющие тот или иной аспект содержания. Каждый аспект обладает своим специфически набором маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий.

  • Технологические операции
  • Составление библиографического описания первичного документа.

Библиографическое описание на первичный документ составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

  • Анализ текста первичного документа

В связи с особенностями объектов аннотирования (достаточно большой их объем) процедура аннотирования предполагает не чтение, а лишь просмотр первичного документа. Важнейшая роль при этом отводится анализу справочного аппарата издания (титульный лист, предисловие, послесловие, содержание (оглавление), из которых извлекаются основные сведения для составления справочной аннотации. Используя маркеры, приведенные в таблице «Аспект-маркер» (приложение 1) осуществить анализ элементов справочного аппарата.

Пользуясь оглавлением (содержанием) первичного документа, дать характеристику его смыслового содержания (тематики).

Данная процедура выполняется путем перечисления всех основных разделов, частей, тем, глав первичного документа с помощью перечня возвратных глаголов (или кратких страдательных причастий), приведенных в приложении 2. При этом необходимо соблюдать основное требование – соразмерность и последовательность в раскрытии содержания первичного документа, отсутствие «скачков» при перечислении глав и разделов. Например, недопустимо включать в аннотацию названия отдельных глав, если в целом характеристика смыслового содержания документа дается на уровне названия разделов.

На основе оглавления (содержания) первичного документа выявить наличие указателей (авторского, предметного и др.), списка литературы. Дать их характеристику, используя маркеры, приведенные в приложении 1.

Исходя из заданной структуры справочной аннотации (см. приложение 1), определить состав и последовательность изложения аспектов содержания, выявленных в ходе анализа справочного аппарата первичного документа. Пользуясь списком аспектов, подлежащих обязательному включению в реферат, определить предложения, которые войдут в состав вторичного документа.

  • Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений

Отредактировать текст справочной аннотации с целью достижения четкости и ясности изложения. При этом стоит соблюдать следующие правила:

  • не допускается использовать громоздкие синтаксические конструкции;
  • запрещается использовать шаблонные словосочетания, ничего не добавляющие к сведениям, содержащимся в тексте аннотации. Они подлежат замене краткими формами. Например, выражение типа «В данной монографии рассматривается…», «Автор пособия анализирует…» и т.п. должны быть заменены краткой формой «Рассматривается», «Анализируется» и т.п.
  • нельзя повторять в тексте аннотации сведения из заглавия первичного документа без дополнительных объяснений и толкований.
  • Запись и оформление аннотации

Образцы аннотаций приведены в приложении 4. Примерные планы-макеты представлены в приложении 3.

  • лаконичность в сочетании с конкретностью изложения содержания первичного документа;
  • отсутствие оценок и рекомендаций по использованию первичного документа (рекомендательной аннотации наличие оценок и рекомендаций характерно).
  • План-макет поаспектного анализа документа при составлении справочной аннотации
  • Сведения об авторе
  • Сведения о форме (жанре) первичного документа
  • Предмет, объект или тема первичного документа
  • Время и место исследования
  • Характеристика содержания аннотируемого документа
  • Причины переиздания и отличительные особенности данного издания
  • Характеристика справочного аппарата издания
  • Целевое и читательское назначение документа
  • План-макет поаспектного анализа документа при составлении рекомендательной аннотации
    • Сведения об авторе
    • Краткая характеристика творчества автора
    • Характеристика аннотируемого произведения
    • Оценка произведения
    • Стилистические особенности произведения
    • Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления
    • Целевое и читательское назначение документа

Успенский, В. А. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения / В. А. Успенский, А. Л. Семенов. – М. 1987 .

Понятие алгоритма является одним из наиболее фундаментальных понятий информатики и математики. Систематическое изучение алгоритмов привело к созданию особой дисциплины, пограничной между математикой и информатикой, - теории алгоритмов.

В книге дается обзор важнейших достижений теории алгоритмов за последние полвека, т.е. с момента зарождения этой теории. Излагаются в систематизированном виде основные открытия, связанные с понятием алгоритма, приложении теории алгоритмов к математической логике, теории вероятностей, теории информации и др. Рассматривается влияние теории алгоритмов на практику.

Для специалистов по математике, информатике, кибернетике, а также студентов вузов.

Лернер, П. С. Инженер третьего тысячелетия. учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации уч-ся 9-11 кл. образовательных учреждений общего среднего образования, а также для профессиональной ориентации уч-ся учреждений начального профессионального образования / П. С. Лернер. – М. Академия, 2005. – 304 с. – (Твоя профессия).

Миллионам людей многократно в жизни приходится задумываться о выборе своего профессионального будущего: где и как получать профессию и специальность, какой работой заниматься, как приобрести высокую квалификацию, определить, насколько собственные знания, опыт и личные качества соответствуют требованиям к инженерной профессии.

В этой книге рассказывается о весьма распространенной профессии – инженера. Более того – автор стремится убедить читателей в том, что эта профессия становится в очередной раз престижной. Книга познакомит сегодняшних школьников с профессией, поможет им как бы примерить ее на себя и ответить самому себе на вопросы: «Хочу ли я стать инженером, желательно хорошим?» и «Могу ли я стать инженером, желательно хорошим?» Автор дает рекомендации по созданию собственной библиотеки будущего инженера, доказывая, что без хорошей книги специалиста не бывает. Дает советы по подготовке к экзаменам в профессиональном учебном заведении, а также уделяет внимание посещению будущим специалистом специализированных выставок, рассматривая промышленную выставку как средство самообразования.

Учебное пособие адресовано учащимся старших классов. Может быть полезно родителям, педагогам, психологам, социальным работникам, а также студентам, обучающимся по инженерным специальностям.

Профессии работников сферы обслуживания. учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации уч-ся 9-11 кл. образовательных учреждений общего среднего образования / [А. Ю. Лапин, Л. Г. Чеснокова, И. Г. Чижевская [и др.]] ; под ред. И. Ю. Ляпиной, Т. Л. Служевской. – М. Академия, 2004. – 272 с.

Торговля, кулинария, ресторанное дело, гостиничное дело, парикмахерское или визажное дело - профессии, о которых говорится в этой книге. Они относятся как к самым массовым, так и к самым древним, имеющим очень интересную историю. Это свидетельствует о том, что они важны не только сегодня, но и во все времена.

Авторы в популярной форме, но достаточно полно и всесторонне рассказывают о различных видах деятельности в сфере обслуживания, о содержании труда и требованиях к работникам, о возможностях трудоустройства и перспективах профессионального роста. Приводятся тесты и задания, позволяющие читателю определить свою склонность к тем или иным профессиям.

Книга предназначена для предпрофильной подготовки, профильного обучения и профессиональной ориентации школьников. В ней много занимательного материала и полезных советов, поэтому она будет интересна также учащимся профессиональных учебных заведений, уже осваивающим данные профессии.

Розин, В. М. Культурология: учеб. для вузов / В. М. Розин. – М. ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. – 334 с.

Анализируются образцы культурологического изучения. Рассматривается культурология как научная дисциплина и предмет. Приводятся концепции (парадигмы) культурологи. Описывается генезис европейской культуры (от «первого человека» до античного полиса). Раскрываются методологические основания культурологии и особенности прикладных культурологических исследований и разработок. Издание относится к разряду учебников нового поколения и решает две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы и вооружить его средствами для ориентировки и деятельности в этой реальности. Учебник сопровождается справочным разделом, содержащим определения культуры и характеристику школ культурологи; списком литературы, включающим 94 публикации; приложением, трактующим музыку как явление культуры и психический феномен.

  • Аннотация, реферат…/ М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова, Н. А. Николина // Русский язык: газ. издат. дома «Первое сентября». – 1999. – N 19. – С. 13.
  • Методика формализованного составления справочной аннотации // Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие/ Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. Школьная библиотека, 2002. – С. 100-112.
  • Методика формализованного составления рекомендательной аннотации // Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие/ Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. Школьная библиотека, 2002. – С. 113-124.
  • Справочник библиографа / [Н. Е. Буринская и др.; науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб. Профессия, 2003. – 560 с. – (Библиотека).