Руководства, Инструкции, Бланки

положение о врачебной комиссии в стоматологии образец img-1

положение о врачебной комиссии в стоматологии образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о врачебной комиссии медицинской организации, Положение (форма) от 27 июля 2012 года

Положение о врачебной комиссии медицинской организации 1. Общие положения


1. Общие положения


1.1. Врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности с целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.

1.2. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, настоящим Положением.

1.3. Врачебная комиссия создается приказом руководителя медицинской организации.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Положение о врачебной комиссии медицинской организации

Видео

Другие статьи

Положение о врачебной тайне

Врачебная тайна - это информация которую врач узнает о вас в процессе осмотра, опроса и лечения. По сути даже то, что Вы находитесь в клинике или записались на прием. уже является врачебной тайной и не подлежит разглашению без Вашего согласия.

о врачебной тайне

ООО "Центр эстетической стоматологии".

Общие положения о врачебной тайне.

Врачебная тайна – не подлежащие разглашению сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, диагнозе, и иная информация о состоянии его здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения, профилактики и реабилитации.
В целях обеспечения конфиденциальности сведений передаваемых при обращении гражданина в медицинское учреждение, в статье 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», (далее - Основы) были перечислены сведения, составляющие врачебную тайну.

Врачебную тайну составляют:

  • информация о факте обращения гражданина за медицинской помощью;
  • информация о состоянии здоровья гражданина;
  • информация о диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании гражданина и его лечении.

Закон запрещает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме определенных в законе случаев. В части третьей статьи 61 Основ, перечислены обстоятельства, когда с согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, а именно:

  • в интересах обследования и лечения пациента;
  • для проведения научных исследований, публикации в научной литературе;
  • использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

В соответствии с частью четвертой вышеуказанной статьи Основ, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Вышеприведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, Закон снимает с врача обязательство соблюдать врачебную тайну, только если ее сохранение противоречит интересам общества. Так, врач обязан сообщать о выявленных им случаях инфекционных и паразитарных заболеваний, подлежащих обязательной регистрации, привлекать больных к принудительному лечению в тех случаях, когда это предусмотрено законом, давать сведения о больном по требованию органов суда и следствия

В целях конкретизации положения, закрепленных в Основах, в 1999 года были изданы методические рекомендации, утвержденные Приказом ФОМС России. В них предлагается механизм обеспечения, установленных Основами прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования.
Методические рекомендации также ввели некоторые, часто употребляемые во врачебной практике понятия:
Пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, получающее медицинскую помощь и связанные с ней услуги независимо от наличия или отсутствия у него заболевании.
Представитель пациента - лицо, как юридическое, так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.
Медицинская помощь - лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах.
Медицинское вмешательство - любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником по отношению к конкретному пациенту.
Информированное добровольное согласие - добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.
Конфиденциальность медицинской информации - доверительность и секретность информации, сообщаемой пациентом медицинскому работнику при обращении и получении медицинской помощи.

Право граждан на конфиденциальность информации.

В соответствии со статьей 30 Основ «…при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья».
Частью второй упомянутой статьи Основ также установлено, что в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. Данное положение закреплено в правовой норме статьи 69 Основ, которой определено, что действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные Основами, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.
Правовой нормой статьи 31 "Право граждан на информацию о состоянии здоровья" установлено, что информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ.

Право пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.

Право граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него определено правовой нормой статьи 30 Основ.
Согласно упомянутой статье, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ, а также на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ.
В соответствии со статьей 31 Основ «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения».

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется непосредственно ему. В отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация предоставляется законным представителям указанных лиц.
Вышеуказанное положение корреспондируется с правовой нормой, установленной статьей 24 "Права несовершеннолетних" Основ, согласно которой «несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме, при этом несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ».

Согласно статье 32 "Согласие на медицинское вмешательство", «необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц данного медицинского учреждения». «Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации и законных представителей пациента».

В соответствии со статьей 33 "Отказ от медицинского вмешательства" Основ “…гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Основ”. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Условия оказания медицинской помощи без согласия граждан регламентированы правовыми нормами, установленными статьей 34 "Оказание медицинской помощи без согласия граждан" Основ, где определено, что «…оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации».

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством. Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

Гражданская ответственность за распространение сведений, составляющих врачебную тайну.

Статьей 150 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) закрепляется, что личная тайна относится к нематериальным (неимущественным) благам человека, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом.
Статья же 151 ГК РФ устанавливает возможность, судебным решением возложить на нарушителя обязанность по компенсации морального вреда понесенного гражданином, вследствие разглашения сведений, составляющих его (гражданина) врачебную тайну. При этом следует учитывать, что под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания гражданина, претерпеваемые им вследствие нарушения нематериальных благ или личных неимущественных прав.
Статьи 1099-1101 ГК РФ непосредственно касаются компенсации морального вреда и определяют, в частности, следующее:

  • моральный вред подлежит возмещению только в судебном порядке;
  • компенсация морального вреда осуществляется только в денежной форме;
  • размер компенсации морального вреда никаким образом не связан с подлежащим возмещению имущественным вредом;
  • в случае причинения морального вреда вследствие разглашения врачебной тайны вред подлежит возмещению независимо от вины правонарушителя;
  • при определении размеров компенсации суд обязан принять во внимание степень вины причинителя вреда (правонарушителя) и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред;
  • при определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.

Административная ответственность за распространение сведений, составляющих врачебную тайну.

В статье 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Надо полагать, что врачебная тайна входит в сферу отношений, на которую распространяется действие вышеуказанной нормы.
Субъектами ответственности за разглашение информации ограниченного доступа являются как граждане, так и должностные лица. Субъективная сторона правонарушения предполагает однозначный умысел.

Уголовная ответственность за распространение сведений, составляющих врачебную тайну.

В части первой статьи 137 Уголовного Кодекса РФ (УК РФ), предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, либо ареста за «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации».
В части второй статьи 137 УК РФ увеличена сумма штрафа и дополнительно введена альтернативная ответственность: лишение права заниматься определенной деятельностью, а также увеличен срок ареста за те же деяния, которые перечислены в части первой, но совершенны лицом с использованием своего служебного положения.

Кроме того, ответственность вследствие разглашения врачебной тайны может наступить и в соответствии со ст. 286 УК РФ - "Превышение должностных полномочий", а именно: «Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов гражданина». Данное деяние наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься медицинской деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет. Если это же деяние повлекло тяжкие последствия, то оно наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься медицинской деятельностью на срок до трёх лет.

Резюмировать вышеизложенное можно следующим: ужесточение ответственности за разглашение сведений содержащих врачебную тайну, а также сложившаяся практика по удовлетворению подобных исков, неизбежно, приведут к тому, что сотрудниками медицинских учреждений будет уделяться повышенное внимание к конфиденциальности в отношении сведений, ставших им известными при осуществлении профессиональной деятельности и это, несомненно, приблизит отечественную систему здравоохранения к мировым медицинским и деонтологическим стандартам.

Обновлено 28.01.2013 15:56

Положение о врачебной комиссии в стоматологии образец

Врачебная комиссия

Положение
об организации и осуществлении экспертного контроля за объемом и качеством
стоматологической помощи в ООО «СЦ «Стомус»»

Приоритетной задачей специалистов ООО «СЦ «Стомус»» является оказание стоматологических услуг высокого качества. Для коллегиального обсуждения и принятия решений по всем наиболее значимым вопросам диагностики и лечения стоматологических заболеваний, а также для разрешения конфликтных ситуаций, в т.ч. по претензиям пациентов и заинтересованных организаций, возникающим в процессе и по результатам оказания стоматологической помощи в центре организована Врачебная комиссия ( ВК), председателем которой является генеральный директор ООО «СЦ «Стомус»» Черновол Наталья Вячеславовна .

Работа Врачебной комиссии проводится в соответствии с требованиями « Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ( от 22 июля 1993 года), закона РФ « О защите прав потребителей» ( от 7 февраля 1992 года с последующими изменениями и дополнениями), Закона РФ « О страховании», приказа МЗ и ФФОМС № 363/77 от 24 октября 1996 года « О совершенствовании контроля качества стоматологической помощи населению РФ» и других нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих отношения граждан и предприятий частного сектора здравоохранения.

Экспертный контроль объема и качества оказываемой стоматологической помощи в ООО «СЦ «Стомус»» осуществляет Клинико-экспертная комиссия ( КЭК), являющаяся подкомиссией ВК.

Председателем КЭК является к.м.н. доцент Дунаевская Наталья Николаевна – заместитель генерального директора по лечебной работе.

  1. Чижова Екатерина Владимировна — заместитель генерального директора по клинике;
  2. Корнетова Ирина Владимировна — заведующая стоматологическим отделением;
  3. Ястребов Григорий Кириллович — заведующий ортопедическим отделением;
  4. Стригина Вероника Германовна — заведующая рентгенологическим отделением;
  5. Лебедева Татьяна Павловна — заведующая зубо-технической лабораторией;
  6. Зейденберг Вера Григорьевна — врач стоматолог-терапевт.

Экспертиза объема и качества стоматологической помощи осуществляется членами клинико-экспертной комиссии, в некоторых очень сложных случаях для проведения экспертизы привлекаются сотрудники медицинских ВУЗов.

КЭК рассматривает заявления пациентов, проводит экспертизу процесса оказания стоматологической помощи этим пациентам; изучает удовлетворенность пациентов уровнем обслуживания и качеством стоматологической помощи; выявляет причины, обуславливающие снижение качества и эффективности стоматологической помощи, вносит предложения по улучшению организации деятельности стоматологического центра, направленные на повышение качества оказания, стоматологической помощи.

За достоверность, обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы КЭК несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Виртуальный тур по клинике

Как создать врачебную комиссию в медицинской организации

Врачебная комиссия медицинской организации

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, необходимая документация не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами.

Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

б) документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;

г) соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

Кроме того, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований к медицинской организации (п. 4 подп. «и»; п. 5 подп. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

«В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

Приведем выдержку из документа:

«В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

… отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии.

Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).

Это перечень основных нормативных актов. Дополнительные положения по работе врачебной комиссии содержатся в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы оказания медицинской помощи.

Положение о врачебной комиссии.

В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

правовые основания деятельности;

структуру и численный состав;

порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;

другие важные для организации вопросы.

Врачебная комиссия и ее функции. Функции врачебной комиссии.

Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

Закон № 323-ФЗ От 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

совершенствование организации оказания медицинской помощи;

принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;

а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

Врачебная комиссия и подкомиссии.

В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

Состав врачебной комиссии.

В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России № 502Н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

заместитель председателя (один или два);

Конкретный состав врачебной комиссии, как правило, утверждается приказом руководителя медицинской организации.

Члены врачебной комиссии, секретарь.

Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

Количество членов комиссии законодательством не установлено.

Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

Обратимся к судебной практике.

Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии».

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии:

Приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава;

Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях);

Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях);

Приказ об утверждении плана-графика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий).

План-график заседаний врачебной комиссии (подкомиссий);

Приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

Протоколы врачебной комиссии;

Журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

Отчеты о работе врачебной комиссии, утв. руководителем организации.

Статья актуальна на 01.11.2016