Руководства, Инструкции, Бланки

литературный дневник 7 класс образец img-1

литературный дневник 7 класс образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Колядина Анна

Анна КОЛЯДИНА

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) — учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Дневник как литературный жанр

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например. (Д.С. Лихачёв)

Дневник — важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества. Педагогам хорошо известно, что немало их подопечных в той или иной форме ведут свои личные дневники. Не вмешиваясь в этот диалог подростка с самим собой, полезно предложить им сведения об истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях и тем помочь им овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи. Понятие о дневнике как литературном жанре и представлено в статье молодой словесницы А.М. Колядиной.

П ознакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного жанра, рассмотреть его признаки, полагаю, возможно уже в 6–7-м классах. Если же урок или иное мероприятие, посвящённое дневнику, проводится в старших классах, целесообразно дать школьникам представление о писательских дневниках и их месте в культуре прежде всего XIX и XX веков. Завершить занятие логично объяснением основных правил ведения дневника; дать образцы дневниковых записей.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники — причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь. В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.

2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском. ».

3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

4. XVIII — начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).

5. XIX — начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет — «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

С ледует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила (если проводится урок, ученики могут записать их).

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя. указывая в нём:
  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

С уществует три разновидности использования дневника как жанра в литературе (ученики могут делать записи в тетради вслед за объяснением учителя).

Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.

Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).

Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

П исательские дневники — это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках — наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями — упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, — сейчас же записываю. ”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923–1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» — 1935–1939), повести «Жень-Шень» (1931–1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» — также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» — блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, — отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Д невник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М. Книга, 1976.

Литературный энциклопедический словарь. М. 1987.

Новая школьная энциклопедия: Словесность. М. РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М. 1997.

Другие статьи

Литературный дневник 7 класс 5 октября 2016 года

литературный дневник 7 класс

Список литературы для чтения в 1 классе. Читательский дневник ведется в тетради в клетку. 2. Список литературы для чтения летом в 7 классе. Ищете школьную программу по предмету Украинская литература 7 класс? В этом разделе вы найдете не только всю программу обучения для 7 класса. Ответы на задания Поиск номера решения ГДЗ Обсуждение вопросов и отзывы Перейти к учебнику Литература 7 класс (Коровина В.Я.) Перейти в. Образец читательского дневника от детского портала Чудо - Юдо вы можете скачать внизу страницы: скачайте архив, распакуйте его и. Скачать читательский дневник школьника по ссылке ниже. Данила Омельченко. 0 # Данила Омельченко 02.09.2014 21:42. класс. Ответить. -7 # Яна 08.11.2013 18:03. Литература 7 класс Симакова. Учебник. Скачать бесплатно. шинств и зарубежной литературы Института педагогики НАПН Украины, кандидат филологических наук;. 7 класс. Тетрадь для контрольных работ». (авт. Е.И. Самонова) является составной частью. дневник), выписки из книги. Дневник Сатаны. Андреев Л. Н. Русская литература. Ах, мой друг, Я ведь так тщеславен, что и этот Дневник начинаю не без. 7 февраля 1914 г. Рим. Ответы к экзамену по ИЗЛ (7 семестр, 3 курс, XX век). doc. Читательский дневник по зарубежной литературе XIX века. читательскому кругу: ученикам старших классов, абитуриентам, студентам, учителям и преподавателям. Конструктор урока Украинская литература 7 кл 2015г. 44,90 грн. Хрестоматия. Вершины Украинская литература 7 класс + дневник читателя. Литературный дневник позволит сохранить все ваши впечатления о прочитанном. We would like to show you a description here but the site won’t allow us. читательский дневник Готовые сочинения, Отзывы о прочитанных книгах, 3-4 классы Читательский дневник иду в 3 класс содержание: 1. Сестрица Аленушка и братец Иванушка ГДЗ: Спиши готовые домашние задания по литературе за 1 класс, решебник и ответы онлайн на gdz.ru. Литературный багаж 7. Читательский дневник по рассказу «Судьба человека». Класс Ф.И.О. Дневник на Гугл-. Литературный багаж 7. Литературный багаж 8. Класс Название. Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для. 7-8 класс: а как сделать читательский дневник для 4 класс. а как оформить читательский дневник после 7. Домашняя работа по литературе 7 класс (Коровина В.Я.). Есть вопросы. (литературный герой)

литературный дневник 7 класс

Комментарии 1

Список литературы для летнего чтения учащихся 7 класса

Летнее чтение

для летнего чтения учащихся 7-х классов по программе «Школа-2100»

(по учебнику «Литература» («Путь к станции Я»),

авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева )

Уважаемые родители и ученики 7-х классов!

В предложенном списке есть книги и для обязательного, и для самостоятельного чтения.

Рекомендуем начать с книг для обязательного чтения и читать их в соответствии с последующим изучением произведений, т.е. «по четвертям». На летних каникулах - к 1 и 2 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения; на зимних каникулах – к 3 и 4 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения, которые вы выберете по собственному желанию (текстов в учебнике нет).

Необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО. вести читательский дневник, который сдаётся в начале сентября – это летнее домашнее задание по литературе. Рекомендуем заносить в читательский дневник записи в соответствии со следующим планом:

  1. Очень коротко сведения об авторе (2-3 предложения ).
  2. Тема (о чём книга ); проблема или проблематика (вопрос или вопросы, над которыми автор предлагает задуматься читателям ).
  3. Очень коротко изложить цепь основных событий.
  4. Главные герои произведения.
  5. Какой герой понравился больше всего и почему?
  6. Общие впечатления о книге.

(В читательский дневник не вносить только лирику.

Все работы будут проверены и зачтены).

Обращаем Ваше внимание на то, что достаточно объёмные произведения изучаются на литературе в течение 2-3 уроков, т.е. обзорно, поэтому предварительное самостоятельное знакомство с этими произведениями обязательно!

Для обязательного чтения

  1. А.С.Пушкин. «Дубровский»
  2. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
  3. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  4. И.С.Тургенев. Повесть «Ася», «Записки охотника» («Бирюк», «Бежин луг», «Певцы»); стихотворения в прозе «Щи», «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Старуха», «Русский язык», «Памяти Ю.П.Вревской» и др.
  5. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  6. Ф.М.Достоевский. «Мальчики»
  7. А.П.Чехов. «Хамелеон», «На мельнице», «Тоска», «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник»
  8. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»
  9. М.Горький. «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  10. С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
  11. Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», «Гимназисты»
  12. К.И.Чуковский. «Серебряный герб»
  13. А.Н.Толстой. «Детство Никиты»
  14. А.Гайдар. «Тимур и его команда»
  1. Э.Бронте. «Джен Эйр»
  2. В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки», «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»
  3. В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»
  4. Л.А. Кассиль. «Ранний восход»
  5. А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», поэмы «Полтава», «Медный всадник»
  6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  7. М.Цветаева. «Пушкин и Пугачёв»
  1. Сью Таунсенд. «Дневники Адриана Моула»
  2. Анна Франк. «Погибель»
  3. Александр Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
  4. Л.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки», «Вратарь республики», «Ход белой королевы», рассказы.
  5. В.К. Железников. «Чучело», «Жизнь и приключения чудака».
  6. А.Г. Алексин. «Безумная Евдокия», «А тем временем где-то…», «Раздел имущества», «Мой брат играет на кларнете».
  7. В.Г. Распутин. «Уроки французского».
  8. В.М. Шукшин. «Крепкий мужик», «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп»
  9. О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист», «Вождь краснокожих» и др. рассказы.
  10. М.А. Шолохов. «Судьба человека».
  1. Б.Васильев. «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война»
  2. В.В. Быков «Круглянский мост», «Альпийская баллада», «Сотников»
  3. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был»
  4. В.Богомолов. «Иван»
  5. Ч.Т. Айтматов «Первый учитель»
  6. К.Г. Паустовский «Мещерская сторона», «Колотый сахар», «Телеграмма»

В рамках проекта «Читаем наизусть» выучить наизусть не менее пяти стихотворений(5 строф и больше) о природе, временах года, Великой Отечественной войне и др.

Литература для дополнительного самостоятельного чтения(7-8 классы)

«Песочный человек»Главные вопросы, которые затрагивает автор, следующие: почему нельзя воспринимать что-то без условностей? Почему мы ищем всему объяснения, пытаемся клеить какие-то ярлыки и этим уже ограничиваем свои возможности? Рассказ, несомненно, заслуживает внимания! После прочтения долго не оставляет светлое и теплое ощущение, искренняя радость за Роби, главного героя. Мораль: мы то, кем себя ощущаем. Всё в наших руках, а точнее - головах. Если давать проблемам определенный вид в нашем подсознании, можно многое исправить, главное - научиться этим управлять.

«Запах сарсапарели»Бескорыстная доброта и способность бескорыстно любоваться прекрасным — вот сила, которая творит в волшебном мире Бредбери самые настоящие чудеса. И тогда старик возвращается в напоённое первозданной свежестью запахов и красок лето жизни.

«Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»Очень добрый, светлый рассказ о земных, жизненных чудесах. Шестеро бедных, простых парней покупают один костюм на всех; этот костюм удивительный, чудесный. Он необычного цвета: цвета сливочного мороженого. Новый костюм оказывается именно тем, что было нужно нашим героям; он дарит им уверенность, он делает их лучше. Прекрасный рассказ, от него невозможно оторваться. Удивительное рядом, и очень важно всегда помнить об этом. Ведь даже в самые темные времена остается место чуду .

«И всё-таки наш»Что случится, если ваш ребёнок родится в другом измерении и вместо маленького человечка в ваших руках окажется голубая пирамидка ?

«Вино из одуванчиков»Войдите в светлый мир двенадцатилетнего мальчика и проживите вместе с ним одно лето, наполненное событиями, радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых - ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь!
Это классическое произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы.

«451 градус по Фаренгейту»Если случится читать книгу «451 градус по Фаренгейту» в транспорте или общественном месте, то, подняв глаза и увидев граждан в наушниках, людей, уткнувшихся носом в смартфоны, планшеты и другие экраны, задашься вопросом: автор это предвидел? Роман заставляет наблюдать за жизнью и анализировать ее с новых позиций, размышлять и переживать. Причем, переживать сразу за 2 общества – за тех людей, которые описаны в книге, и за тех, кто вокруг тебя. Потому что фантастическое поколение Брэдбери и реальное - они подозрительно схожи между собой! По части электронного прогресса и погружения в виртуально-экранную жизнь мы уже наступаем на пятки героям этого романа. С книгами наше дело пока не столь гиблое: мы их еще не жжем на площадях, правительство их не запрещает. К счастью, эти моменты по-прежнему воспринимаются читателем как фантастика. Ну и правильно, не воплощать же нам фантастический роман в реальность полностью.

2. Анатолий Алексин. Повести и рассказы «Звоните и приезжайте!», «Безумная Евдокия», «Домашний совет», «Шаги», «Сердечная недостаточность», «Запомни его лицо!», «Раздел имущества», «Третий в пятом ряду», «Автоответчик», «А тем временем где-то. », «Я ничего не сказал. »Произведения этого писателя интересны тем, что главной темой его литературного творчества является тема семьи, сложных взаимоотношений ребенка, подростка с самыми близкими людьми – отцом, матерью, братом, сестрой… Многие рассказы и повести Анатолия Алексина составляют как бы единый цикл, который условно можно назвать «Ребенок в мире взрослых». Повести и рассказы Алексина — настоящая «мастерская доброты». Они учат добру и справедливости, заставляют задуматься над сложностью человеческих характеров и отношений .

3. Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»В этой книге все очень обычно и вместе с тем удивительно. Обычные ребята ходят в школу, делают уроки, играют, иногда получают двойки. И вдруг в них пробуждаются такие чувства, о которых они и не догадывались. Обычная девчонка становится самой прекрасной в мире и из-за обычного мальчишки совершает такие отчаянные поступки, что ее сравнивают с дикой собакой Динго.

4. В.Быков. «Сотников»Василь Быков пишет о войне. Да, он автор одной темы, но каждое его произведение рассказывает другую историю, рассказывает по-другому. Его повести не выглядят одинаковыми, похожими, каждая — неповторима. «Сотников». Это, пожалуй, самая известная, хотя и не самая трагичная книга. У Быкова нет «самых», каждая — поражает, проникает в душу, заставляет почувствовать и прочувствовать. В книге самые разные люди, там рассматривается судьба не только двух партизан, идущих за хлебом. Там и староста, и полицаи, простая женщина и ее дети, еврейская девочка.

5. В.Закруткин. «Матерь человеческая»Все военные книги страшны, но не все столь проникновенно трагичны. Это книга о женщине, оставшейся наедине со страшными событиями. С ожиданием неизвестности. Голод, отсутствие жилья и тепла… А она ждет появления на свет ребенка. Она мать, Мать человеческая. Мария - символ возрождения жизни. Символ сумасшедшей веры, которая помогла ей возродиться из пепелища, оставленного немецкими войсками.

«Пятница»« Знаешь, каждый из нас в юности высаживается на необитаемый остров. Каждый из нас строит свой собственный дом и сажает свой собственный хлеб. У кого-то этот дом течет, а хлеб получается горьким, но это не беда. Главное, что все мы Робинзоны и все ждем свою Пятницу». Это рассказ о молодых ребятах. Они только ступили с опаской, с оглядкой во взрослую жизнь. Им так хочется быстрее познать премудрости жизни, так хочется любить и быть счастливыми. Понять что такое счастье, что бы не ошибиться.

«Кажется, со мной пойдут в разведку»Повесть о вчерашнем школьнике Генке, который попадает в маленький коллектив испытателей вездехода. В повседневных заботах вырабатывает Генка свой характер. Наступает такой момент, когда приходится осмысливать и давать оценку своим поступкам и действиям окружающих; делать нравственный выбор в непростых ситуациях, которые готовит судьба.

«Завтра была война…»Действие повести Бориса Васильева происходит накануне войны. Она рассказывает об учениках 9-го "Б", их взрослении и становлении, дружбе и любви, первом серьезном нравственном выборе и противостоянии. Их молодости, которая категорична, безоглядна и стремительна. И очень коротка, потому что "завтра была война".

«А зори здесь тихие…»Это самое трогательное, лучшее произведение о войне. Берёт за душу на первых строках и не отпускает до самой последней точки. Главные героини - это молодые девушки, которые готовы на любые подвиги ради своей Родины! Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…

7. В.О.Богомолов. «Иван»Откуда у ребёнка может быть столько ненависти и желания мстить? Ответ один - война. Иван остался ребёнком, хоть и рано повзрослел. Он выжил, он научился ходить в разведку, запоминать важные сведения. Он может переплыть в октябре широкую реку на бревне - там, где взрослый не рискнёт сунуться в воду. Он уже может выпить водку, хотя она ему ещё перебивает дыхание. Он научился властно говорить с красными офицерами, с командирами, которые должны ему содействовать. Он научил себя не хотеть конфет. И он не хочет в училище раньше, чем закончится война. Иван - партизан. Потом он разведчик. Для него не страшен немецкий тыл, потому что это лучшее место, где он может отомстить за уничтоженную семью. Он уже мужчина. Но где-то из самой глубины души всё-таки рвётся наружу тоска по обычной ласке, которой не хватило ребёнку.

8. Е.И.Носов. «Красное вино Победы»Читая эту книгу, мы переносимся в 1945 год, в военный госпиталь, где раненые и искалеченные солдаты томительно ожидают известия о конце войны. Каждый из них вспоминает свою родину, свой дом, и как отмечает автор: "Каждый воевал, думая о своем обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника". Самое печальное, что многие из этих защитников, уже зная, что война закончилась, что пришел тот самый день, который они так долго ждали и приближали, не справлялись с полученными в былые дни ранениями и умирали: 9 мая, 10 мая.

9. Н.А.Тэффи. Сборник рассказов «Белая сирень»В этом авторском сборникеТэффи рассуждает о любви. О такой разной и всегда прекрасной. О ее вечности и невозможности.

10. Н.И.Дубов. «Мальчик у моря»Повести Николая Ивановича Дубова населяют многие люди - добрые и злые, умные и глупые, веселые и хмурые, любящие свое дело и бездельники, люди, проявляющие сердечную заботу о других и думающие только о себе и своем благополучии. Они все изображены с большим мастерством и яркостью. И все же автор больше всего любит писать о людях активных, не позволяющих себе спокойно пройти мимо зла. Мужественные в жизни, верные в дружбе, принципиальные, непримиримые в борьбе с несправедливостью, с бесхозяйственным отношением к природе - таковы главные персонажи этих повестей.

11. «Беглец»Широко известная повесть о духовном становлении подростка и о его нравственном воспитании. Мальчик, собиравшийся покинуть отчий дом и своего отца, пьяницы и хулигана, почувствовал сострадание к ослепшему отцу, сыновнюю ответственность за его жизнь, за жизнь семьи.

12. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»В этой книге есть рассказ о том, как Сент-Экзюпери потерпел крушение в пустыне. То самое крушение в той самой пустыне, где автор повстречал Маленького Принца. Необычная, кроткая и очень красивая книга. "Планета Людей" живёт ещё не в небе, но уже и не на земле, а потому эта книга несравненно близка человеческому сердцу. Ещё не в полную силу, но уже уверенно и так же стойко она буквально трубит об основных творческих принципах и жизненных идеалах своего создателя, идеалах, проверенных и доказанных жизнью, непреложных и крепких до самого последнего мига жизни автора на земле. «Планета людей» написана так, что может поразить читателя своей открытостью, своей доверчивостью. Буквально каждый слог дышит внутренней гармонией, красотой и изяществом.

13. Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке»Повесть рассказывает о советском летчике Алексее Мересьеве, который был сбит в бою, тяжело ранен, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. В произведении через необыкновенную судьбу военного лётчика показана сила того самого, непонятного для европейцев русского духа, что на протяжении веков не позволил никому покорить великую страну, и вновь отстоял ее независимость в самой страшной и беспощадной из войн в истории.

14. Ч.Диккенс. «Пойман с поличным»Мистер Сэмсон — директор конторы страхования жизни. За тридцать лет службы он научился читать лица людей, как открытую книгу. К этому посетителю он сразу же почувствовал сильнейшую антипатию. С другой сторону Джулиус Слинктон столь респектабелен, столь благороден, обладает такими хорошими манерами.

15. П.Мериме. «Маттео Фальконе», «Таманго»Новеллы о людях сильных страстей и трагической судьбы: суровом корсиканском крестьянине и негритянском вожде.

16. П.Коэльо. «Алхимик»Эта книга многому учит, главное - учит нас верить в себя и в свои силы! Прочитав эту книгу, читатель найдет ответы на многие вопросы, извлечёт для себя то, что же такое истинная любовь! Главная мысль книги заключена в следующих строчках: ". кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо это желание родилось во Вселенной, это твоё предназначение на земле. "

17. А.Линдгрен. «Братья Львиное Сердце»Для совместного чтения с детьми, особенно с мальчиками.Удивительная отвага и мужество героя! Вы думаете, чтоэто какой-то небывалой красоты, силы и благородства принц? Нет, герой этой книги -обычный мальчик, но стоит только поражаться его умению понимать жизнь. Все повороты судьбы, даже самые горестные, он воспринимает стойко. В минуту опасности, когда он спасает своего братишку из огня,Юнатан,нисколько не раздумывая, рискует своей жизнью. Младший брат спасен, но Юнатан.

18. Владислав Крапивин. «Журавлёнок и молнии»Невозможно угадать, когда ударит молния. Она всегда бьет слепо и неотвратно. Именно так, неожиданно, приходит беда. Как выстоять в трудную минуту? Как остаться самим собой, не предать, найти силы помочь другому в тот мин, когда самому приходится туго? На такие вопросы должен ответить герой романа Владислава Крапивина "Журавленок и молнии". Это книга о дружбе и первой любви, о поиске своего пути, о верности и предательстве, о том, что в жизни всегда есть выбор и только от тебя самого зависит, каким он буде.

«Мушкетёр и фея»Книга о самом настоящем счастливом детстве с лучшими родителями на свете, с лучшим директором школы, с друзьями, которые всегда приходят на помощь, и с благородными врагами. О детстве настолько безоблачном, что истории о нём сегодня кажутся едва ли не фантастикой. Вот только радость первой встречи, ребячий азарт и решительность или, например, тревогу за раннюю бабочку, показавшуюся в стужу, придумать нельзя.

«Гуси, гуси, га-га-га…»По трагической случайности добропорядочный гражданин Корнелий Глас из Руты приговорён к смерти. Беспощадно отвергнутый благополучным и стабильным миром, герой открывает другой мир – мир безынд, новых сирот, мир жестокого угнетения человека государственной машиной, мир смертельно опасной борьбы. Корнелий Глас получает возможность стать человеком, стать легендой. Даже немолодому и напуганному человеку это по силам, если в нём жива память детства и его идеалов.

19. Сельма Лагерлёф. «Перстень Лёвеншёльдов»Одна из знаменитейших книг шведской литературы. Необыкновенное сочетание фольклора и действительности, народных легенд и преданий с классическими сюжетными перипетиями реалистической драмы создают необыкновенную атмосферу и ставят этот роман в ряд наиболее оригинальных и увлекательных произведений 19 века. Трилогия о семье Лёвеншёльдов – великолепная сага, охватывающая историю пяти поколений, полная таинственных связей, роковых предзнаменований, невероятных приключений, и всё это на фоне реальных исторических событий.

20. Макс Бременер.«Чур, не игра!»В книге, как в детстве, перемешано смешное и печальное, однако само название предостерегает читателя: «Чур, не игра! Ведь жизнь – вещь серьёзная…» Герой книги пытается смириться с новыми непростыми обстоятельствами, неокрепшая душа учится мудрости и терпению…

21. Эдуард Веркин.«Герда»Роман «Герда» - это история взросления, которое часто происходит вдруг, не потому что возраст подошел, а потому что здесь и сейчас приходится принимать непростое решение, а подсказки спросить не у кого. Это история любви, хотя вы не встретите ни самого слова «любовь», ни прямых описаний этого чувства. И история чуда, у которого иногда бывает темная изнанка. А еще это история выбора. Выбора дороги, друзей, судьбы. Один поворот - и вернуться в прежнюю жизнь уже невозможно. А плохо это или хорошо, понятно бывает далеко не сразу. Но прежде всего это высококлассная проза.

22. Юрий Яковлев.«Верный друг Санчо», «Саманта»Благородство и бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь своим друзьям и самоотверженность - вот что объединяет героев этих произведений.