Руководства, Инструкции, Бланки

можно ли заставить учителя взять классное руководство img-1

можно ли заставить учителя взять классное руководство

Категория: Руководства

Описание

Можно ли заставить учителя взять классное руководство

- В 2012 году итоговая аттестация в 11 классе пройдет в привычном режиме. Однако требования к процедуре проведения экзамена стали жестче. И участники, и организаторы с этого года несут ответственность за умышленное искажение результатов и нарушение правил проведения экзамена. Заметно сократились сроки для проверки работ. По русскому языку и математике мы должны будем проверить работы за шесть дней, по остальным предметам должны уложиться в четыре дня. Раньше на проверку отводилось девять дней. Чтобы не было сомнений в объективности оценки, продуман механизм межрегиональной перекрестной проверки.

- Здравствуйте. Расскажите о ситуации с Беляевской школой…

- Основания у Следственного комитета для возбуждения дела были. Деньги в строительство вложены немалые, а по опыту могу сказать, что государственная копейка проверяется несколько раз подряд, причем под разными ракурсами. И это правильно. Школу строили очень быстро, поэтому отдельные трещины, которые появились - это результат усадки. Мы созывали несколько комиссий, которые дали свои заключения, памятуя о случившейся трагедии и осознавая, что речь идет о жизни детей. Школу проверяла солидная организация - «Промбезопасность-Оренбург» и у меня нет оснований не доверять ей. Также как губернатор Юрий Берг могу заверить родителей, что они могут со спокойной душой отправлять детей на учебу в Беляевскую школу.

- Сколько денег будет выделено на ремонт в школах?

- В 2012 году текущий ремонт проведут во всех школах, на эти цели выделено 300 миллионов рублей. 450 миллионов рублей будет направлено на капитальный ремонт. Мы планируем сделать капитальный ремонт в 40 школах. В настоящее время составляем проектно-сметную документацию. Если будет возможность, постараемся охватить большее количество школ.

- Алло! Меня зовут Светлана Золотаревская. Я звоню по поводу устройства моего ребенка в детский сад.Дочка родилась в конце 2009 года. В 2010 я подала заявление в детский сад. В сентябре 2010 вынуждена была выйти на работу. Дочери два с половиной года, но в детский сад до сих пор не ходит.

- Я понял Вашу проблему, постараюсь помочь. На самом деле, ситуация с устройством детей в дошкольные учреждения пока в числе проблемных. Общая очередность по области на сегодняшний день превышает 20 тысяч человек. Этому вопросу мы уделяем особое внимание. В 2011 году в регионе впервые была реализована целевая ведомственная программа по повышению доступности дошкольных образовательных услуг с общим объемом финансирования из областного бюджета около 300 миллионов рублей, что позволило создать почти 4 тысяч дополнительных мест в детских садах и увеличить охват детей дошкольным образованием до 69,6%. Работа эта будет продолжена, и к 2015 году мы рассчитываем полностью решить проблему.

- Сократится ли количество бюджетных мест в ВУЗы?

- Если судить по итогам 2011 года, то в Оренбургской области мы наблюдали отрицательную динамику по количеству мест в высших учебных заведениях. По всем формам обучения их число в прошлом году сократилось, и одновременно увеличилось количество мест на коммерческой основе. Больше всего бюджетных мест сократилось по экономическим и юридическим специальностям. В этом году мы постараемся сохранить прошлогоднее количество бюджетных мест, поскольку платное образование не всем по карману. Однако точные данные мы можем сообщить только в июне этого года.

- Добрый день! Я учитель начальных классов. На совещании нам объявили, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводят за счет урезания часов других предметов. Так ли это?

- В этом году руководителям школ предложено несколько вариантов изучения этого курса: за счет часов школьного и регионального компонента, за счет классного руководства или за счет дополнительного образования детей. Оплату труда педагогов рекомендуется осуществлять из стимулирующего фонда. Со следующего учебного года этот предмет будет введен за счет часов федерального компонента базисного учебного плана и дополнительных часов на региональном уровне.

- Здравствуйте. Мы водим детей в школу № 31. Нас беспокоит протекающая крыша в районе спортзала. Кто должен это контролировать? Дети жалуются на то, что окна в столовой старые, зимой там было холодно, еда быстро остывала.

- Капитальный ремонт в школе № 31 делали в 2009 году. В течение гарантийного срока нареканий не было. Сейчас действительно появились протекания. Администрация школы должна следить за тем, чтобы снег убирали с крыш вовремя, дабы предотвратить возможную течь. В соответствии с нормативами ремонт мягкой кровли может осуществляться только в теплый период, поэтому летом примем необходимые меры. А по поводу окон, я постараюсь к вам наведаться сам, чтобы оценить ситуацию. Возможно, вместе с администрацией города средства изыщем.

- Меня зовут Татьяна.Косметический ремонт в детском садику делают всегда родители, мой ребенок ходит в коррекционную группу, где родители не сдают деньги, так как большинство из них ограничены в средствах или просто не заинтересованы в обеспечении комфортных условий. Наша группа в детском саду № 200 выделяется из всех остальных своей неблагоустроенностью. Хочется спросить - финансирование коррекционных групп осуществляется наравне с остальными? Существует ли возможность выделять для содержания этих групп больше денежных средств?

- С первого января 2012 года произошло изменение типа образовательных учреждений. Детский сад № 200 - это бюджетное образовательное учреждение и вправе самостоятельно определять направление финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, по закону муниципальные учреждения, занимающиеся воспитанием и обучением детей-инвалидов должны получать дополнительные субвенции. О том, что происходит в группе, которую посещает Ваш ребенок, мы поговорим отдельно с управлением образования города Оренбурга и сообщим дополнительно

- Вам звонитСергей.Хочу определить ребенка в частный сад. Группы там небольшие, очередь годами ждать не нужно. Но я переживаю, все же это негосударственное учреждение. Кто знает, кто там работает и чем кормят детей? Меня интересует, как вы контролируете эти учреждения?

- Негосударственная форма дошкольных образовательных учреждений имеет право на существование. При выборе частного детского сада уточните у руководства, есть ли у них лицензия. В нашей области действуют только три лицензированных негосударственных детских сада, соответствующих всем нормам и прошедших все необходимые проверки. Остальные имеют возможность набирать только группы кратковременного пребывания детей. Добавлю также, что в сфере услуг для детей дошкольного возраста в регионе работают около 20 индивидуальных предпринимателей, которым для осуществления деятельности лицензия не требуется, но они обязаны иметь положительные заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора.

- Здравствуйте, Вячеслав Александрович! Меня зовут Наталья. Мой ребенок не ходит в детский сад. Я слышала, что нам положена за это компенсация. Где я могу ее получить?

- Подобные выплаты в нашей области не производятся. Эти деньги мы используем на развитие сети детских садов, это важнее. Если у вас есть проблемы с устройством ребенка в детский сад, приходите ко мне на прием. Постараюсь помочь. Записаться можно по телефону 77-44-41

- Зарплата учителя перешагнула порог критически низкой. Но до уровня достойной еще пока далеко. Планируется ли повышение заработной платы педагогам?

- Да, планируется. Мы будем и дальше повышать заработную плату учителям. Например, к осени хотим подтянуть ее до уровня средней заработной платы по стране - это примерно 17 тысяч рублей. У начинающих педагогов, конечно, уровень доходов сейчас не высок, ведь зарплата учителя складывается из многих составляющих: категория, стаж, количество часов, наличие классного руководства. Поэтому всем молодым учителям рекомендую защищаться на категорию. Кроме того, в Оренбурге, Сорочинске, Акбулакском, Бузулукском, Кувандыкском и еще целом ряде других муниципалитетов области молодые специалисты получают «подъемные» и ежемесячные доплаты.

- Алло! В Сорочинске, во втором микрорайоне, очень долго строится школа. В соседнем районе школа переполнена. Моему внуку сейчас 4 года, надеюсь, что он успеет пойти в новую школу? Долгострой этот закончится?

- Вы правы, строительство длится уже очень долго. Дело в том, что первоначально там планировали построить интернат на 800 мест. Потом планы изменились, и сейчас там строят школу. Я думаю, что ваш внук точно успеет в нее пойти.

- Количество грантов для педагогов всегда ограничено. Губернатор Амурской области принял решение установить региональный грант и определить из этого списка еще 20 педагогов, выделив им премию в размере 52 тысячи рублей. Возможно ли подобное в нашей области? Обсуждался ли этот вопрос с губернатором?

- Я скажу больше - в нашей области министр финансов выступил с инициативой о поощрении талантливых педагогов. Мы уже не первый год увеличиваем количество грантов. В прошлом году 300 педагогов получили поощрение от государства, 43 автомобиля достались лучшим из лучших в педагогической среде в нашей области.

- Недавно в Перми из детского садика похитили ребенка. Воспитатель отдала шестилетнего мальчика постороннему человеку. Что делается в плане безопасности детей в Оренбуржье?

- Отдать ребенка незнакомому человеку - это халатность преступная. Воспитатели не имеют права отдавать ребенка ни соседке, ни подружке, ни кому-либо еще, кроме родителей. А родителей-то уж воспитатель в лицо знает.

- Педагоги отказываются брать классное руководство из-за низкой оплаты и большой ответственности. Не все учителя хотят брать на себя эту ответственность.
Можно ли педагога заставить взять классное руководство под угрозой увольнения? Почему бы не ввести отдельную штатную единицу «классный руководитель» с достойной оплатой труда, как например, это практикуется в кадетском училище в Оренбурге?

- Заставить учителя брать классное руководство, конечно, никто не имеет права, тем более, под угрозой увольнения. Однако, учитель, приходя в школу, должен понимать, что процесс образования сопряжен с воспитанием. В начале прошлого века так было, за учениками приглядывали воспитатели. В этом есть, конечно, определенные плюсы. Но на данном этапе это просто невозможно.

- Могут ли сейчас работники образования претендовать на получение ипотеки на льготных условиях? Каковы условия ее получения?

В настоящее время в рамках программы «Учительский дом» разработан проект «Ипотека для молодых преподавателей», который предусматривает следующую целевую аудиторию участников: учителя до 35 лет, студенты 4-5 курсов, выпускники и аспиранты педагогических вузов. В Оренбурге, Орске, Бузулуке уже сформированы предварительные списки молодых учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который будут переданы в комитет по собственности, природопользованию и строительству Законодательного Собрания области для последующего рассмотрения.

Прямую линию подготовила и провела Диана ЧЕРНИКОВА.

Видео

Другие статьи

Могут ли родители выбирать классного руководителя для своего ребенка?

Могут ли родители выбирать классного руководителя для своего ребенка?

Могут ли родители выбирать классного руководителя для своего ребенка?

Наступили летние каникулы, но уже сейчас многих родителей волнует вопрос о том, кто будет классным руководителем их ребенка. Родители при поступлении в 1 класс нередко руководствуются не выбором определенной школы, а выбором конкретного учителя. Классное руководство в начальной школе имеет особое значение. Поэтому для мам и пап выбор учителя является одним из основных выборов в жизни их ребенка. Родителям хочется, чтобы учитель, особенно первый, стал для ребенка другом, наставником, примером для подражания. Немаловажным является то, как учитель может наладить контакт с ребенком, найти особый подход, раскрыть таланты и способности. Несомненно, многое зависит от личности того, кто обучает ребенка в школе. Возникает вопрос: существуют ли юридические основания, которые позволяют выбирать классного руководителя? Обязана ли администрация школы учитывать пожелания родителей в вопросе выбора того или иного учителя?

Чтобы ответить на данные вопросы, обратимся к Федеральному закону «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (далее — Закон). Закон определяет, какими правами обладают родители, когда становятся участниками образовательного процесса.

  • Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей (ст. 44 Закона).
  • Родители имеют право выбирать формы получения образования и формы обучения (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право дать образование ребенку в семье (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право знакомиться с уставом школы (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители могут знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, оценками успеваемости своих детей (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители могут защищать права и законные интересы ребенка (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований, получать информацию о результатах обследований (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией (п.3 ст.44 Закона).
  • Родители могут присутствовать при обследовании детей при прохождении ПМПК (п.3 ст.44 Закона).

Таким образом, Закон не предполагает, что родитель обладает правом выбирать учителя для ребенка. А учитель должен учить всех, кто зачислен в его класс, независимо от уровня готовности к обучению в школе. Отбор детей в образовательные организации проводиться не должен. Следует отметить, что родители могут высказывать свои пожелания относительно выбора того или иного учителя, настаивать они не имеют право.Решение в данном случае полностью зависит от администрации школы, которая может учесть мнение родителей.

Рассмотрим другую ситуацию, когда родители хотят поменять классного руководителя и перейти из класса в класс.

Случается, что недостаток взаимопонимания ученика и педагога находит свое выражение в сниженном уровне учебной мотивации обучающегося, протестном поведении. Как же быть родителю, который заметил такие негативные тенденции в поведении ребенка? Всегда ли нежелание ребенка идти в школу стоит расценивать как отрицательное влияние учителя и школы?

Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов.

Что необходимо сделать родителю, чтобы разобраться в причинах изменившегося поведения ребенка?

  1. Для начала следует побеседовать с классным руководителем. Такие беседы разрешают множество вопросов и сомнений родителей. Возможно, ребенку необходима психологическая помощь и поддержка. Возникшие трудности в поведении ребенка могут быть связаны с индивидуальными особенностями.
  2. Следует исключить случаи психологического и физического насилия в отношении ребенка. Если кажется, что конфликт своими силами родителю не решить, то стоит подключить администрацию образовательного учреждения. Заместитель директора/директор могут выступить третьей стороной в конфликте и успешно повлиять на его разрешение.
  3. Если предыдущие шаги не привели к благоприятному результату, а родители настаивают на переходе ребенка из класса в класс, то они имеют право написать заявление на имя директора о переводе ребенка. Такой перевод возможен только при наличии свободных мест в другом классе. Каждый случай перевода из класса в класс или в другую школу обучающегося стоит тщательно рассматривать и выносить решение в зависимости от конкретной ситуации.

Бывает, что родители класса обращаются к директору с просьбой о замене классного руководителя. Обязан ли директор удовлетворить такую просьбу родителей?

Решение подобного вопроса зависит от причины, побудившей родителей отказаться от данного классного руководителя. В основном родители жалуются, что педагог ненадлежащим образом исполняет функции классного руководителя. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» классный руководитель обязан:

— установить контакт с родителями обучающихся, оказывать им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

— проводить консультации, беседы с родителями обучающихся;

— взаимодействовать с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

— организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

— взаимодействовать с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

-устанавливать взаимодействие между педагогическими работниками и обучающимися;

— содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

— изучать индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;

— определять состояние и перспективы развития коллектива класса;

— осуществлять контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

— осуществлять контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

На классного руководителя возложено достаточно много функций, которые он должен выполнять. Решить, справляется педагог с данной работой или нет, может только администрация образовательного учреждения. На директоре школы лежит ответственность за деятельность, которую осуществляет классный руководитель в образовательном учреждении при работе с детьми.

Если в ходе разбирательств стало известно, что классный руководитель ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, имело место нарушение прав и свобод обучающегося, педагог использовал в своей практике методы, неприемлемые при воспитании и обучении детей, то в отношении него могут начать дисциплинарное расследование.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей.

Учитель может быть отстранен от классного руководства по требованию родителей. Но в таком случае будут необходимы доказательства, указывающие на то, что классный руководитель не выполняет возложенные на него обязанности надлежащим образом (и это подтверждено соответствующими документами), либо он периодически нарушает педагогическую этику (например, оскорбляет учеников, применяет физическое или психологическое насилие к обучаемым или в иной форме унижает их человеческое достоинство). Если за классным руководителем таких нарушений не замечено, то вопрос об его отстранении в конкретном классе будет решаться образовательным учреждением в лице директора школы. В подобных случаях администрация, выяснив все обстоятельства конфликта, оглашает принятое решение заинтересованной родительской общественности.

Прежде чем родитель обратится с просьбой о замене классного руководителя, необходимо тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию.

Не всегда требования родителей и учащихся обоснованы и аргументированы. Часто бывает так, что вполне адекватные требования классного руководителя, соответствующие образовательным нормативам, воспринимаются, как предвзятое отношение, неприязнь со стороны учителя. Помощь в разрешении конфликта могут оказать различные специалисты образовательного учреждения.

Сафиулина Нурия Романовна

Права учителей и учеников в школе

  • Главная
  • Закон
  • Государство и право
  • Права учителей и учеников в школе. Имеет ли право учитель ставить "2", выгонять ученика с урока, забирать телефон? Учитель не имеет права.
Права учителей и учеников в школе. Имеет ли право учитель ставить "2", выгонять ученика с урока, забирать телефон? Учитель не имеет права.

Каждый ребенок рано или поздно начинает посещать образовательное учреждение. То, как ученик будет воспринимать информацию и общаться в социуме, во многом зависит от взаимоотношений в школьном коллективе. Общение между учителями, родителями и учениками регулируются законом Российской Федерации «Об образовании». Однако большое значение имеет также и человеческий фактор. Доброжелательная атмосфера в классе или педагогическом коллективе будет лишь способствовать развитию детей в образовательном учреждении. На какие права учителей родителей и учеников стоит обратить внимание? Какие существуют обязанности участников учебного процесса? Разберем все по порядку.

Какие права имеет учитель?

Для того чтобы преподаватель мог в доступной форме донести информацию детям, для него должны быть созданы все необходимые условия. Все права учителей должны соблюдаться образовательным учреждением. Каждый специалист, поступая на работу, может рассчитывать на качественно оборудованное рабочее место, а также благоприятные условия. В каждой школе должна соблюдаться охрана труда. Но сохранить здоровье, к сожалению, удается не всегда. Работа с детьми требует немало сил и энергии. Не случайно права учителя в школе касаются также и медицинского обслуживания. Каждый преподаватель может обратиться за помощью к участковому врачу. Имеют право учителя также и на бесплатное питание в условиях образовательного учреждения.

Каждый учитель имеет право на уважение, защиту чести и достоинства. Специалист может рассчитывать на защиту своих профессиональных интересов. Если в условиях школы не соблюдается закон, учитель вправе обратиться за помощью в соответствующий орган. При этом возможна как моральная, так и материальная помощь.

Качественно предоставлять информацию учащимся преподаватель сможет лишь при наличии соответствующей методической литературы. Поэтому школа должна обеспечить специалиста всеми необходимыми учебниками. При этом учитель не имеет права требовать необходимые книги от учеников и родителей. Обеспечить нормальный обучающий процесс – задача образовательного учреждения.

Учитель является равноправным участником всех процессов, которые происходят в образовательном учреждении. Поэтому каждый специалист имеет право высказывать мнение по поводу принятия школьных уставов и законов. В этом плане права учителя и ученика взаимосвязаны. Принимать участие в общеобразовательных собраниях могут также и специально выбранные участники школьных комитетов.

Что обязан делать учитель?

Каждый специалист перед поступлением на работу должен изучить не только права учителей, но и обязанности. В первую очередь каждый участник образовательного процесса обязан выполнять устав школы, действовать согласно внутреннему трудовому распорядку, выполнять все документальные требования администрации, соответствующие действующему законодательству. Учитель, который ведет урок, отвечает за жизнь и здоровье ребят, находящихся в классе. Специалист обеспечивает охрану жизни и здоровья каждого из них. Поэтому перед началом учебного процесса стоит ознакомиться с требованиями техники безопасности и подписать соответствующую документацию.

Учитель отвечает за сохранность школьного имущества. Каждый специалист во время проведения занятий должен предоставлять информацию ребятам не только по основному предмету, но и по вопросам, касающимся ответственности за школьное оборудование. Возникает вопрос: имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? Если ребенок намеренно ведет себя неподобающим образом, преподаватель обязан сообщить об этом вышестоящему руководству. Но самовольно выгонять ребенка из класса категорически нельзя, даже если тот специально портит школьное имущество или выполняет действия, угрожающие жизни и здоровью других учащихся.

Права учителей в школе связаны в первую очередь с обеспечением качественного образовательного процесса. Поэтому каждый специалист обязан своевременно сдавать аттестацию и повышать уровень своей квалификации. Вместе с этим учителю гарантировано материальное вознаграждение. Чем выше уровень квалификации, тем больше оплата труда. Каждый учитель может рассчитывать на тринадцатую зарплату, если качественно выполняет свои обязанности.

Какие права имеют родители?

Права учителя и ученика оговариваются в первую очередь. Именно преподаватели и учащиеся являются основными объектами образовательного процесса. Однако несовершеннолетние ребята не могут отвечать за свои поступки по закону. Поэтому в образовательный процесс невольно вступают также родители или опекуны. Они имеют право требовать от администрации учебного заведения обеспечения качественного образовательного процесса. Только благодаря этому дети смогут получить полноценные знания от преподавателей. Кроме того, родители имеют право требовать от учителей и администрации соблюдения требований безопасности, а также санитарно-гигиенического режима.

В стенах учебного заведения основные обязанности, касающиеся образования детей, ложатся на плечи специалистов. В домашних же условиях родители должны помочь ребенку закрепить пройденный материал. Учитель не имеет права отказать маме или папе в предоставлении соответствующей методической литературы. Если специалисты и родители будут действовать сообща, учащийся сможет воспринимать новую информацию гораздо быстрее.

В каждой школе нередко проводятся концерты и другие развлекательные мероприятия. Родители имеют право принимать в них участие. Посещать подобные мероприятия можно абсолютно бесплатно. Различные концерты и конкурсы лишь способствуют сплочению школьного коллектива. Мамы и папы могут также принимать участие в организации различных мероприятий.

Родители имеют право создавать различные финансовые фонды для совершенствования учебного процесса. Собранные деньги могут использоваться для оплаты внеклассных занятий, проведения экскурсий, выполнения ремонта в классах.

Обязанности родителей

Как бы ни старался учитель, ребенок будет нормально воспринимать информацию лишь в том случае, если в семье царит здоровая атмосфера. Поэтому кое-какие обязанности имеют также и родители. Мамы и папы должны следить за физическим и психологическим состоянием здоровья ребенка. Контроль выполнения домашних заданий – это также зона ответственности родителей. Особенно это важно для тех деток, которые лишь начинают посещать образовательное учреждение. Если качественно заниматься с ребенком на протяжении нескольких лет, в дальнейшем он сможет выполнять задания самостоятельно.

Права учителя в школе касаются не только образовательных предметов, но и воспитания у ребят уважения к общественно полезному труду, нормам поведения. Однако мнение родителей для каждого ребенка является авторитетным. Поэтому мамы и папы обязаны с ранних лет рассказывать детям что такое хорошо, а что такое плохо. Если в семье отец не уважает мать, поднимает на нее руку и употребляет нецензурную лексику, несложно предсказать, как будет себя вести ребенок. При этом школа на ситуацию вряд ли сможет повлиять.

Какие права имеют ученики?

Каждый ребенок имеет право в первую очередь получать всестороннее образование, которое полностью соответствует требованиям общества. Качественное изучение основных предметов дает возможность поступить в престижное высшее учебное заведение и найти свое место в жизни. Ребенок, который хорошо учится в школе, без проблем определится с будущей профессией, найдет общий язык с людьми из различных социальных групп. Образовательный процесс будет протекать благоприятно, если ученик соблюдает права учителя на уроке. Взаимопонимание – основной критерий качественного общения между преподавателем и учащимся.

Каждый ребенок имеет различную склонность к точным и гуманитарным наукам. Одному ученику лучше дается математика и физика, другому же – история и литература. При этом ребенок имеет право проявлять свои знания на различных конкурсах, олимпиадах и смотрах. Принимать участие в конкурсах ребенок может в соответствии со своими возможностями. Если ученик не обладает соответствующими знаниями, он имеет право отказаться от участия в конкурсе или олимпиаде.

Популярностью сегодня пользуются профильные учебные заведения. Здесь обучение проводится по общеобразовательной программе, однако больше внимание уделяется некоторым предметам. Наиболее востребованными остаются школы с углубленным изучением английского языка или математики. В таких заведениях права учителя начальных классов не ограничиваются проведением теоретических занятий. Преподаватели проводят с ребятами также и практические занятия. В гимназиях и лицеях ребята имеют право самостоятельно выбирать профиль обучения в установленном порядке. Зачастую такое решение принимается совместно с родителями.

Отдельного внимания заслуживают права учителя физкультуры, а также ученика на соответствующих занятиях. Специалист выполняет свою работу в целях общего развития ребят. При этом стоит учитывать, что каждый ученик обладает своей степенью физической подготовки. Ребенок имеет право не выполнять то или иное упражнение, если оно способствует ухудшению самочувствия. А вот полностью отказаться от занятий физкультурой можно лишь на основании медицинской справки.

Обязанности учеников

Ребята в школе имеют не только права, но и свои обязанности. В первую очередь они должны прилежно учиться и выполнять все требования преподавателей в соответствии с регламентом школы и законом РФ. Ученики обязаны примерно вести себя не только в школе, но и в общественных местах. Если ребенок нарушает порядок на улице, об этом будут знать не только родители, но и администрация учебного учреждения. Имеет ли право учитель выгонять с урока ребенка за плохое поведение? Ответ однозначен: такого права учитель не имеет. Преподаватель обязан предоставить информацию о поведении ученика директору или заведующему школы. На школьном совете принимается решение о мерах наказания. Если ребенок систематически нарушает регламент школы, а поведение его неудовлетворительно, он может быть исключен из учебного заведения.

Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу, а также к предметам других учащихся. Обязательно необходимо соблюдать правила личной гигиены. В школу ребенок должен приходить опрятно одетым. Во многих учебных заведениях к урокам не допускаются ученицы старших классов с декоративной косметикой. Регламентом школы могут быть запрещены также неформальные прически у мальчиков и девочек. Ребенок обязан соответствовать достойному званию ученика общеобразовательного учреждения.

Каждый ребенок должен с пользой проводить свободное время. В это понятие входит выполнение домашних заданий, самообразование, чтение художественной литературы. Посещение кружков и спортивных секций необязательно, но приветствуется.

Какие оценки имеет право ставить учитель?

Любая школа создана в первую очередь для того, чтобы обучать ребят общеобразовательным предметам. Система оценок выполняет роль некого индикатора, показывающего уровень знаний каждого отдельного ребенка. Имеет ли право учитель ставить «2»? Если ученик показывает плохие знания, учитель вполне может поставить такую оценку. И делается это совсем не для того, чтобы пристыдить ребенка. Плохая оценка является сигналом к действию родителей. Если ребенок регулярно получает двойки, маме и папе стоит обратить внимание на выполнение домашних заданий. Возможно, есть смысл позаниматься с преподавателем дополнительно.

В отечественных школах используют пятибалльную систему. Оценка «5» является наивысшей и ставится в том случае, если ученик показывает отличные знания. Вместе с этим оценка «1» в учебной практике практически не используется. Наиболее низкой считается двойка, которая ставится тогда, когда ребенок совершенно не знает предмет. Ученик, который регулярно получает плохие оценки по основным предметам, может быть оставлен администрацией школы на второй год. Это значит, что обучающую программу придется пройти повторно.

Правомерными ли являются платные образовательные услуги?

Если ребенок не понимает тот или иной предмет, он может позаниматься с учителем дополнительно, на платной основе. Такие услуги являются правомерными, если родители платят за обучение на официальный счет в школе, а с заработной платы специалиста вычитается налог. Какие права имеет учитель в этой сфере? Каждый специалист вправе проводить дополнительные занятия на платной основе как в учебном заведении, так и в домашних условиях. При этом все услуги должны предоставляться в соответствии с законодательной базой РФ. Репетиторы, которые работают нелегально, рискуют лишиться своего основного места работы.

Отдельного внимания заслуживают частные школы. Весь учебный процесс здесь осуществляется на платной основе. Родители ежемесячно вносят определенную сумму в фонд учреждения. Эти деньги идут на содержание заведения, выплату заработной платы учителям и администрации, приобретение методической литературы. Зачастую в таких учреждениях работают лишь учителя с высоким уровнем квалификации. А ребята имеют возможность обучаться в комфортабельных кабинетах. Не случайно многие состоятельные родители предпочитают частные школы государственным образовательным учреждениям.

Частная школа – это зарегистрированная фирма, которая имеет собственный счет в финансовом учреждении. Все манипуляции с деньгами производятся через кассу. Образовательные услуги предоставляются полностью легально. Фирма выплачивает налоги государству. Правильно зарегистрированная частная школа предоставляет своим выпускникам аттестат государственного образца.

Ответы на волнующие вопросы

Должен ли ученик сидеть в спортивном зале, если он освобожден от занятий по физкультуре? Медицинская справка выдается в первую очередь для того, чтобы ребенок не проявлял физической активности. Освобождение от урока как такового врачом не выписывается. Ученик обязан находиться на уроке физкультуры. Посещать занятие при этом необходимо в спортивной форме. Как будет выставлена оценка такому ученику? Если ребенок не может сдавать спортивные нормативы по состоянию здоровья, он может написать реферат на одну из спортивных тем. Справка не является поводом для пропуска занятий по физкультуре. Отсутствие ребенка на уроке фиксируется как прогул.

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с отстающими ребятами? Если ученик пропустил занятия по болезни, он не сможет нормально воспринимать материал в дальнейшем. Повторять информацию ради одного ученика учитель вряд ли будет. Остается единственный выход – дополнительные занятия. Заниматься с отстающим ребенком или нет, каждый учитель решает самостоятельно. Дело в том, что такие занятия специалистам не оплачиваются. Каждый учитель имеет право отказать родителям в просьбе индивидуального обучения. Вместе с этим учитель обязан предоставить методическую литературу для самообразования. Кроме того, можно воспользоваться помощью репетитора.

Имеет ли право учитель забирать телефон или планшет у ребенка? Преподаватель не может распоряжаться личными вещами детей, которые посещают общеобразовательные учреждения. Вместе с этим телефоны, планшеты и другие гаджеты нередко отвлекают ребят от учебного процесса. Поэтому в регламенте школы может стоять запрет на использование подобных предметов во время уроков. Если ребенок регулярно нарушает регламент образовательного учреждения, он может быть исключен.

Подведем итог

Нормальный образовательный процесс может быть обеспечен только лишь при условии качественного взаимодействия детей, учителей и родителей. Имеет ли право учитель выгонять ребенка из класса, может ли ученик пропускать уроки без документального подтверждения – на все эти вопросы отвечает закон РФ «Об образовании». Но существуют также негласные законы, касающиеся взаимопонимания, поддержки и добродушного общения в коллективе. Образовательный процесс будет проходить на высоком уровне, если не только дома, но и в школе будет царить здоровая психологическая атмосфера.